Конспект урока выделение звука а в начале слова

Обновлено: 02.07.2024

Воспитательные: вызвать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Интегрируемые образовательные области:

  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.

Оборудование:

Ход занятия

Организационный момент

В одном небольшом городке жила девочка по имени Ясна. Она была любопытная девочка, ей нравилась узнавать все новое и интересное. Однажды проснувшись рано утром, девочка увидела в комнате необычный колючий мячик.

Ясна повертела его в руках.

Положила мячик на ладонь, сжала его очень крепко, разжала кулачок (5 раз).

Переложила мячик на другую ладонь и опять сжала крепко (5 раз).

Разжала ладонь и встряхнула руками.

Основная часть

Как только она встряхнула руками, как перед ней появилась странная дверь.

Ясна повернула ручку и оказалась в необычном лесу. Тут до нее стал доноситься странный звук.

— Что услышала Ясна? (плач)

Девочка пошла на звук и увидела светлячка, который сидел на камешке и горько плакал.

— Какой звук произносил светлячок, когда плакал? (а-а-а)
— Споем грустно звук А.

Ясна узнала, что у светлячка погас фонарик, и он не может без горящего фонарика вернуться в свою страну Светящих звуков.

Девочка захотела помочь ему. Она радостно запела звук А, затем пела громко, тихо.

— Что делала Ясна со звуком А? (пела)

Вывод: когда мы произносим звук А, воздух свободно проходит через рот.

Звук А тянется, поется и во рту нет преграды – это гласный звук, обозначается красным цветом.

Посмотрите, как только мы пропели звук А фонарик светлячка зажегся.

(слайд с зажженным фонариком)

— В лесу стали раздаваться разные звуки, светлячок стал поднимать свой фонарик, когда слышал звук А и ловил его.

А О У А А И А Э А

Ясна захотела проводить светлячка в его страну. Вдруг на дороге они наткнулись на предметы, которые не давали им пройти дальше.

Тогда светлячок предложил отодвинуть предметы в начале, которых был звук А.

(арбуз, ананас, аквариум, аист, абрикос)

— Где находится звук А в этих словах? В НАЧАЛЕ СЛОВА

Как только они достали эти предметы, остальные тут же исчезли. И они оказались в стране светящихся звуков, которая светилась разноцветными лампочками.

(слайд со страной)

Начинало темнеть и Ясна отправилась в обратный путь. Вдруг пошел дождь.

Девочка добралась до знакомой двери, но как же ее открыть.

Ясна называла имена начинающиеся на звук А.

Дверь открылась, и она оказалась в своей комнате.

  1. С каким звуком мы сегодня познакомились?
  2. Какой это звук?
  3. Что нового вы узнали?

— Если вам понравилось, улыбнитесь, если нет сделайте грустное лицо.

Автор: Могрицкая Валерия Михайловна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ № 49
Месторасположение: г. Амурск, Амурский район, Хабаровский край

Конспект урока Чтение по теме "Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно - графического изображения в схеме слова в 1 дополнительном классе школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

ВложениеРазмер
konspekt_chtenie.docx 18.91 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока ЧТЕНИЕ по теме "Выделение звука "А" в начале слова, фиксация его условно - графического изображения в схеме слова".

1 дополнительный "А" класс.

учитель: С.Е. Шалыгина

Тема: "Выделение звука "А" в начале слова, фиксация его условно - графического изображения в схеме слова".

Цель: создать условия для формирования навыков правильного чтение.

  • познакомить с новой буквой, обозначающей гласный звук [ а], учить давать характеристику звука.
  • учить дифференцировать понятия звук и буква.
  • учить определять позиции звука [а] в слове;
  • корригировать и развивать фонематический слух учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.

Материалы и инструменты: предметные картинки, карточки с гласными звуками.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

I. Организационный момент.

-Если хочешь много знать,
Многого добиться,

-Чему мы будем с вами учиться на уроке? (ответы детей).

- Мы пришли к врачу, у нас болит горло. Что врач попросит сказать? (А-а-а)

- Как маленькая Машенька укачивает куклу? (Аа-аа-ааа).

-Какой вы услышали звук? Произнесем чётко звук [а]. Попробуем спеть этот звук (по одному, хором).

- Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, воздух проходит свободно. Ему не мешают ни язык, ни зубы, ни губы.

– У вас на столах лежат конверты, а в них картинки.

На счет раз – вы возьмете конверт

На счет два – достанете картинки.

На счет три – сложите их.

– Послушайте, внимательно с какого звука начинаются все эти слова: Аня, Антон,

автобус, арбуз, апельсин.

Четко называю картинки, выделяя звук А.

– Кто догадался, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

Дети: со звуком А.

– Правильно, со звуком А.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко,

(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

IV. Основной этап.

1). - Давайте с ним поиграем. Я буду произносить разные звуки. А вы хлопните в ладоши, когда услышите звук А.

А – У – И – А – А – Ы – Е – А

– Какой звук мы учились выделять? Ответ детей.

- Звук [а] мы с вами слышим и произносим, а видим, читаем и пишем буквы: А и а.

- Звук [а] – гласный. Его мы будем обозначать красным цветом.

2). - А на что похожа буква "А"?

- Послушаем стихотворение про букву "А":

Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.

Буква А, как крыша дома

Выросла крыша под облака.

Давайте раскрасим букву, которая у вас есть у каждого на парте. Какая это буква? ААА

3). Отгадайте загадку:

Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:

Красный, красный
Он внутри. (Арбуз)

Посмотрите, что за птица:
Ноги тонки, клюв, как спица.
Подними глаза повыше -
Там гнездо его на крыше.
(Аист)

- Найдите изображение арбуза. Произнесем хором это слово.

- Посмотрите на схему этого слова. В каком месте находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова? (в начале)

-Выложите на доске схему слова арбуз, обозначьте красным кружком звук [а] в слове арбуз.

- Посмотрим на следующую картинку. Что на ней изображено? (астра). Произнесем это слово хором, по одному.

- Посмотрите на схему этого слова. В каком месте находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова? (в начале)

Цель: познакомить со звуком [а] и буквой А, учить дифференцировать понятия звук и буква.

  • закрепить навык правильного и четкого произношения звука [а] в слове;
  • учить определять позиции звука [а] в слове;
  • корригировать и развивать фонематический слух учащихся;
  • развивать артикуляционный аппарат учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра: “Узнай звук”.

- Я буду произносить беззвучно различные звуки, а вы попытаетесь узнать и назвать их (а, о, у, и).

2. Подготовительный этап.

Фонетическая зарядка.

- Мы пришли к врачу, у нас болит горло. Что врач попросит сказать? (А-а-а)

- Как маленькая Машенька укачивает куклу? (Аа-аа-ааа).

-Какой вы услышали звук? Произнесем чётко звук [а]. Попробуем спеть этот звук.(по одному, хором).

- Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, воздух проходит свободно. Ему не мешают ни язык, ни зубы, ни губы.

- Звук [а] – гласный, его будет обозначать красный цвет на схемах слов.

Игра: “Кто внимательней!”

- Я вам прочитаю коротенькое стихотворение, в котором будут встречаться слова со звуком [а] в начале слова. Если вы услышите эти лова – хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для вас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва..
Какие вкусные слова.
С.Маршак

3. Основной этап

- Звук [а] мы с вами слышим и произносим, а видим, читаем и пишем буквы: А и а.

- Посмотрите на большую (заглавную) букву А. С неё можно начать предложение, назвать город, страну. С большой буквы пишут имена людей и клички животных.

- А вот маленькая (строчная) буква а (показ из букв разрезной азбуки).

- Найдите среди своих букв большую букву А. Пальчиком обведите букву.

- Из каких элементов она состоит? (из палочек)

- Сколько палочек в букве А? (три)

- Какой длины палочки: одинаковой или разной? (Разной, одна короткая, две длинные)

- Послушаем стихотворение про букву А:

Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
Е.Тарлапан

Физкультминутка (На каждое слово – новое движение, повтор 2 раза, темп ускоряется)

- Выложите большую букву А из ниток на бархатной бумаге.

Работа в тетради

- Нарисуем в воздухе большую букву А.

- В тетради пропишем большую букву А и маленькую (строчную) букву а.

Работа с учебником (Азбука, стр. 5)

Проведем букву А по ровной дорожке, по волнистой.

Посмотрите, что за птица:
Ноги тонки, клюв, как спица.
Подними глаза повыше -
Там гнездо его на крыше.
(Аист)

- Найдите изображение аиста в Азбуке. Произнесем хором это слово, выделяя ударение.

- Посмотрите на схему этого слова. В каком месте находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова? (в начале)

Пальчиковая гимнастика

Слово АИСТ начинается с буквы А. Послушайте стишок и изобразите букву А с помощью пальчиков.

Две палочки, как ножки,
Шагают по дорожке.
Третью палочку несут –
Буква “А” уж тут как тут! (повтор 2-3 раза)

- Посмотрим на следующую картинку. Что на ней изображено? (астра). Произнесем это слово хором, по одному.

- Посмотрите на схему этого слова. В каком месте находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова? (в начале)

(Разбор следующих предметных картинок: лиса, коза, арбуз – по аналогии.)

4. Закрепление

Игра “Четвертый лишний”.

- Я называю цепочки слов, отгадайте, какое слово лишнее:

Аня, Ася, Аля, Оля (лишнее – Оля, в нем нет звука [а])

Алла, Ася, Аня, Артем (лишнее – Артем, имя мальчика)

Арсений, Антон, Артем, Ася (лишнее – Ася, имя девочки)

Ананас, абрикос, апельсин, арбуз (лишнее – арбуз, ягода)

5. Итог урока

- Какой звук мы сегодня изучали, пропоем его.

- Какой буквой обозначается этот звук?

- Придумайте слова со звуком [а].

Используемая литература.

1. Обучение чтению в специальных коррекционных классах, 1 класс, Л.И.Рудченко, Волгоград, 2007 г.

2. Развитие речевого восприятия, И.А.Морозова, М.А.Пушкарева, Москва-синтез, 2009 г.

  • при произнесении звука наблюдается подъем спинки языка;
  • звук произносится лабиализованно — губы выдвигаются вперед и округляются;
  • при произнесении звука язык отодвинут назад (произносится как звук заднего ряда);
  • при произнесении звука язык оттянут назад (произносится лабиализованно — губы выдвигаются вперед и округляются);
  • звук произносится с носовой утечкой воздуха.

Цель — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Эту игру можно проводить несколько раз, постепенно увеличивая время держания рта открытым до 5–6 секунд. Обратите внимание, чтобы во время игры малыш сидел спокойно, плечи расправлены, голову держал прямо. При открывании рта должна двигаться только нижняя челюсть, язык, губы остаются спокойными, рот открывается без напряжения.

Цель — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

  • Губы в спокойном нейтральном положении.
  • Зубы на расстоянии одного–полутора сантиметров.
  • Широкий распластанный язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов, задняя часть пассивна.
  • Мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, закрывая проход воздуха в нос, воздушная струя идет через рот;
  • Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Цель — закрепить произношение изолированного звука в более сложных конструкциях: словах, фразах и предложениях.

А́рфа, афи́ша, а́дрес, а́стра, актёр, амба́р, атле́т, а́кция, арбу́з, а́тлас, анги́на, арби́тр, анана́с, ара́хис, альбо́м, аку́ла, а́збука, апте́ка, а́вгуст, анке́та, арома́т, ателье́, ака́ция, ава́рия, анте́нна, адвока́т, актри́са, аппети́т, авто́бус, алфави́т, анекдо́т, асфа́льт, акроба́т, аво́ська, а́йсберг, Айболи́т, абрико́с, алма́з, астеройд, антило́па, аква́риум, аэропо́рт, акваре́ль, апельси́н, анса́мбль, астроно́м, аллерги́я, а́втор, авиопочта, альпини́ст, автопило́т, англича́нин, автомоби́ль, америка́нец.

Бал, бак, газ, жар, лай, лак, мак, май, маг, пар, паж, рак, таз, час, чай, шар, шаг, врач, глаз, град, грач, джаз, знак, квас, клад, краб, кран, ова́л, плащ, скат, ста́я, трап, уда́в, уса́ч, флаг, шкаф, шрам, эта́ж, зна́мя, класс, мазь, пла́мя, скала́, ста́до, шланг, ака́ция, глазо́к, гра́дус, грани́т, графи́н, драко́н, ерала́ш, значо́к, алфави́т, асфа́льт, бараба́н, бара́шек, батаре́я, бога́тый, бука́шка, була́вка, бума́жка, буха́нка, вера́нда, ве́шалка, витами́ны, вяза́ние, дека́брь, дина́мик, доба́вка, дыха́ние, жура́вль, зава́рка, зага́дка, два́дцать, кварти́ра, кладо́вка, краси́вый, младе́нец, башма́к, Герма́ния, журнали́ст, пла́кать, разби́ть, улыба́ться, хло́пать, клавиату́ра.

Да, два, и́ва, еда́, оса́, уха́, ура́, юла́, а́рка, вода́, ва́та, губа́, гора́, да́ча, ёлка, изба́, игра́, игла́, икра́, коза́, ку́ча, ка́ша, ко́жа, лу́жа, ла́па, лиса́, луна́, лу́па, ма́ма, мя́та, мо́да, мука́, му́ха, но́та, нора́, нога́, па́па, Па́ша, пила́, пи́ща, ра́ма, ра́на, роса́, ро́за, ро́ща, рука́, ры́ба, са́жа, се́ра, свеча́, си́ла, сова́, со́да, су́ша, у́тка, у́рна, Са́ша, цена́, ча́ша, ши́на, щека́, ю́бка, аку́ла, афи́ша, ба́нка, бе́лка, бо́чка, бу́ква, бу́дка, бу́лка, бу́хта, ва́нна, ве́рба, весна́, ве́тка, ви́лка, волна́, вы́шка, вью́га, га́йка, га́лка, глава́, го́нка, го́рка, гре́ча, гру́ша, гу́бка, да́мба, десна́, дие́та, доска́, до́чка, дрова́, доро́га, ду́дка, ды́рка, жа́дина, зе́бра, за́йка, каю́та, ке́пка, кни́га, ко́бра, ко́рка, ко́фта, ко́чка, крупа́, кры́са, кры́ша, ку́кла, ла́мпа, левша́, ле́йка, ле́нта, ле́пка, ло́дка, ло́жка, ма́йка, ма́рка, метла́, мечта́, ми́ска, ми́шка, мо́йка, Москва́, му́рка, мы́шка, На́дя, но́рка, оде́жда, пе́нка, пе́шка, пи́цца, пала́та, по́лка, по́чта, пти́ца, пчела́, пы́шка, пя́тка, ра́мка, ре́чка, ру́чка, свеча́, сда́ча, сдо́ба, скала́, сли́ва, слюна́, со́ска, сосна́, спина́, среда́, стена́, сту́па, су́мка, схе́ма, сце́на, тайга́, та́йна, та́кса, та́чка, тёзка, толпа́, трава́, тропа́, ты́ква, уда́ча, ули́тка, учёба, фля́га, халва́, хурма́, ци́фра, ча́йка, ча́шка, ша́йба, ша́пка, ши́шка, шу́тка, я́беда, я́года, а́збука, анги́на, апте́ка, берёза, бесе́да, борода́, бума́га, вну́чка, воро́на, газе́та, гита́ра, голова́, гре́лка, дво́йка, де́вушка, доро́га, жа́дина, звезда́, зада́ча, за́втра, иго́лка, кана́ва, каре́та, кле́тка, клю́ква, клю́шка, кни́жка, кно́пка, коро́на, коря́га, кро́шка, ку́рица, лиси́ца, лопа́та, льви́ца, лю́стра, маши́на, моне́та, му́зыка, обжо́ра, оде́жда, опу́шка, Окса́на, ове́чка, охра́на, оши́бка, па́льма, пери́на, плю́шка, полоса́, поля́на, пти́чка, паути́на, рабо́та, рези́на, руба́ха, ряби́на, ска́зка, соба́ка, соло́ма, стра́жа, теле́га, тишина́, фольга́, хи́жина, цари́ца.


Данный урок русского языка расчитан на детей с особенностями в развитии (коррекционная школа). Материал содержит задания коррекционной и развивающей направленности.

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку для 1 класса на тему: "Выделение отдельных звуков и букв в словах"


-75%

Читайте также: