Конспект урока вода на земле 6 класс география

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: Урок – открытие

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Планируемые результаты.

Личностные : осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные : осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;

- физическая карта полушарий;

- вода в твёрдом состоянии - лед, в жидком состоянии, газообразном

Оборудование для учеников : учебник, атлас, контурная карта.

Предмет исследования : вода – источник жизни/

Ход урока :

I. Организационный момент.

Урок сегодня, о важном на свете:

Урок – путешествие о воде.

Мы будем на полюсе,

На экваторе, в тропиках

На океаническом дне.

Итак, в путешествие Вас приглашаю,

Всем удачи я желаю!

II. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: - Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Наш урок сегодня я хочу начать вот с таких слов.

- Эти слова принадлежат известному французскому лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери. О чём пишет Антуан де Сент-Экзюпери?

- Да, это написано о воде. Он написал это после того, как его самолёт потерпел аварию в Сахаре.

- А что вы знаете о воде?

- Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

- В течение минуты запишите слова, которые приходят вам в голову в связи со словом вода.

(Запись ассоциаций на доске.)

Учитель - Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока?

- Сегодня мы поговорим о богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы, об источнике жизни всего живого на нашей планете - О воде. Вода - бесценный дар природы. Вода - одно из главных богатств на Земле.

- Сегодня на уроке мы должны:

Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

Эпиграф :
Безбрежная ширь океана.
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это — только вода… (А. А. Фет)

IV. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос урока

Поднимите руку, кто считает – мало, опустите, а теперь - кто считает - много, и вы – правы!

-Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус и карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой.

Учитель: - Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.

Проблемный вопрос урока

Учитель: - Сегодня, в течении урока мы попытаемся ответить еще на один вопрос: Воды много, но… хватит ли её всем?

- Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)

- Сегодня, мы - исследователи и постараемся открыть тайны Воды.

Учитель : Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды.

(На столе стакан с водой.)

-Посмотрите внимательно на воду. Какая она? ( прозрачная, жидкая.)

-Теперь понюхайте. Имеет ли чистая вода запах? (нет)

-А цвет? (нет)

- Теперь давайте бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (сахар растворяется )

-Если переливать воду в другой стакан – она течёт.

Подведём итог : - Вода какая? Закрепляем, читаем вместе ( Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Учитель: - Как вы думаете, а всегда ли вода жидкая? (ответы учащихся) Может ли вода переходить из одного состояния в другое? (Да.) Вода на Земле находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

(Демонстрация воды в трех агрегатных состояниях.)

Учитель: - В природе ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода в жидком состоянии. Туман, пар, облако – это вода в парообразном состоянии. Снег, град, иней, лёд – это вода в твёрдом состоянии. И каждое её состояние имеет понятие.

Каково же, по-вашему, значение воды?

Ученик::-Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, коньках и лыжах. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Вот она какая вода!

Практическая работа

m воды = m тела х 0,65

Учитель : - Давайте, теперь определим, как называется водная оболочка Земли.

Ученик: Гидросфера – это водная оболочка Земли. Из каких частей она состоит?

- Главной, самой большой частью гидросферы является Мировой океан . Океан занимает ¾ площади Земли, он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов).

Назовём их, покажем на карте и подпишем в контурной карте.

(Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

- Запишите названия океанов.

Учитель : - А теперь, я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

-О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

- Под действие чего вода с поверхности испаряется в атмосферу?

- Во что превращается пар в атмосфере?

- Из облаков куда выпадают осадки?

-Что помогают перемещаться облакам?

- Куда возвращается вода?

А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.

(1В, 2А, 3Б, 4Г)

Физкультминутка (под музыку)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Мы плывём по сине морю

И резвимся на просторе.

(плавательные движения руками в стороны)

Поплывём мы к югу повидаться с другом

(плавательные движения руками вперёд)

А потом и к западу…

Но пора за парту нам.

Изучали океан, а теперь на сушу нам.

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок.

V. Закрепление нового материала:

Учитель : - Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока .

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)

Проблемный вопрос:

- На планете Земля -71% воды, суши-29%. Но во многих городах мира, России, в том числе в Семилуках множество магазинов, где продают питьевую воду. Почему?

(Загрязнение воды)

Ученик : Загрязнение воды - это привнесение в воду физических, химических или биологических веществ, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и наносящих ей большой урон. Виновник такого загрязнения- человек. И это действительно экологическая катастрофа. Мы также должны, по возможности, исключить появление угроз загрязнения окружающей среды в будущем. Мы должны беречь воду, стараться экономить воду, потому что вода - главное чудо на Земле.

И сейчас мы с вами убедимся в этом, посмотрев экологическую сказку.

Автор : Жил-был царь.

(Немного походил и сел на трон.)

Царь : Ох, какая скукота, надоело всё.

- О! Позову я сыновей, да прикажу–ка им, чего-нибудь эдакое, пусть мыслишками своими подумают, пораскинут.

-Слуги, пришлите-ка сыновей ко мне!

Сыновья : Звали, батюшка?

Царь : Сыны мои, собирайтесь, снаряжайтесь, да в дорогу отправляйтесь.

Даю вам год! По земле- Матушке походите , да в л

Сыновья : Батюшка наш, вот с поклоном к тебе мы юдях побудьте и принесите мне чудо- чудное . Ступайте!

(Сыновья берут мешки, проходят круг и уходят) .

Автор : И пошли царские сыновья по белу свету. Пришло время воротиться им в отцовское гнездо.

(Царь сидит на троне, сыновья проходят с дарами круг и останавливаются у трона). вернулись с дальней дороги.

Царь : Коль вернулись, то порадуйте отца своего.

Автор : И молвил первый сын.

Сын первый : Батюшка, принес я тебе золото и серебро. Погляди, как оно блестит всё. Разве может с этим блеском что-то сравниться? Вот оно, Чудо !

Царь : Да какое это Чудо ? Полна моя казна таким златом и серебром. Да только не радует оно меня.

Автор : И молвил второй сын.

Второй сын : Батюшка, а я тебе принес драгоценные камни, погляди, как они переливаются на солнышке, не то, что злато и серебро. Разве это не Чудо ?

Царь : И в моей казне стоят полны сундуки драгоценных камней. И они меня не радуют.

(Третий сын принес обыкновенную воду и стали над ним братья смеяться.)

Царь : Ну а ты зачем простой воды мне принёс?

Автор : И молвил третий сын

Третий сын : Вода – самое большое чудо на Земле . Пока бродил я по белу свету, вот что со мной приключилось : Встретил по дороге я путника, он мучился от жажды. За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности. Напоил я его чистой водой. А в другой раз видел я засуху. Гибли леса и поля. И только дождь их спас. И пожар я видел. Страшно было. Ничего и никого не щадил пожар. Лишь вода спасла . Понял я, что вода дороже всякого богатства.

Царь : Немало пожил на свете я, но хороший урок ты мне дал, сын мой!

Автор: И объявил воду царь самым большим чудом на земле . Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять. И по сей день Вода – самое большое чудо на Земле .

Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны.

- Кому урок понравился?.

- Кому было не комфортно на уроке?

- Кто ничего не понял?

Итоги урока

- Итак, мы сегодня повторили уже известный вам материал и узнали много нового. Как вы считаете, выполнили мы поставленные перед собой в начале урока задачи?

А сейчас проверим, как же каждый из вас сумел разобраться с новым материалом.

1. Гидросфера состоит из:

А. Вод суши и Мирового океана

Б. Вод суши, Мирового океана и воды в атмосфере

В. Рек, озёр, болот, морей

2. Основной объём воды на Земле заключён:

А. В водах Мирового океана

В. В пресных подземных водах

3. Большая часть воды на Земле находится в состоянии:

4. Превращение водяного пара в жидкую воду называется:

5. На физических картах в атласе не отражены части вод суши:

А. Подземные воды

6. В нашей местности нельзя наблюдать явление Мирового круговорота:

А. Испарение с поверхности суши

Б. Испарение с поверхности Океана

В. Выпадение осадков

7. Мировой круговорот воды начинается:

В. В Мировом океане

5 или 4 правильных ответа – пока вы не раскрыли свои способности, будьте внимательнее на уроке;

- Сверяйте с правильными ответами.

(Правильные ответы)

Домашнее задание

Закончить наш урок я хочу стихотворением:

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг ?
Небо светло-голубое ,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле ,речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса ,
Гром ,туманы и роса ,
Человек и время года-
Это всё вокруг ПРИРОДА!

Ученик: - Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, коньках и лыжах. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Вот она какая вода!

Ученик: Гидросфера – это водная оболочка Земли. Из каких частей она состоит?

- Главной, самой большой частью гидросферы является Мировой океан . Океан занимает ¾ площади Земли, он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов).

Ученик : Загрязнение воды - это привнесение в воду физических, химических или биологических веществ, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и наносящих ей большой урон.Виновник такого загрязнения- человек. И это действительно экологическая катастрофа. Мы также должны, по возможности, исключить появление угроз загрязнения окружающей среды в будущем. Мы должны беречь воду, стараться экономить воду, потому что вода - главное чудо на Земле.

Автор : Жил-был царь.

(Немного походил и сел на трон.)

Царь : Ох, какая скукота, надоело всё.

- О! Позову я сыновей, да прикажу–ка им, чего-нибудь эдакое, пусть мыслишками своими подумают, пораскинут.

-Слуги, пришлите-ка сыновей ко мне!

Сыовья : Звали, батюшка?

Царь : Сыны мои, собирайтесь, снаряжайтесь, да в дорогу отправляйтесь.

Даю вам год! По земле- Матушке походите , да в л

Сыновья : Батюшка наш, вот с поклоном к тебе мы юдях побудьте и принесите мне чудо- чудное . Ступайте!

(Сыновья берут мешки, проходят круг и уходят) .

Автор : И пошли царские сыновья по белу свету. Пришло время воротиться им в отцовское гнездо.

(Царь сидит на троне, сыновья проходят с дарами круг и останавливаются у трона). вернулись с дальней дороги.

Царь : Коль вернулись, то порадуйте отца своего.

Автор : И молвил первый сын.

Сын первый : Батюшка, принес я тебе золото и серебро. Погляди, как оно блестит всё. Разве может с этим блеском что-то сравниться? Вот оно, Чудо !

Царь : Да какое это Чудо ? Полна моя казна таким златом и серебром. Да только не радует оно меня.

Автор : И молвил второй сын.

Второй сын : Батюшка, а я тебе принес драгоценные камни, погляди, как они переливаются на солнышке, не то, что злато и серебро. Разве это не Чудо ?

Царь : И в моей казне стоят полны сундуки драгоценных камней. И они меня не радуют.

(Третий сын принес обыкновенную воду и стали над ним братья смеяться.)

Царь : Ну а ты зачем простой воды мне принёс?

Автор : И молвил третий сын

Третий сын : Вода – самое большое чудо на Земле . Пока бродил я по белу свету, вот что со мной приключилось : Встретил по дороге я путника, он мучился от жажды. За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности. Напоил я его чистой водой. А в другой раз видел я засуху. Гибли леса и поля. И только дождь их спас. И пожар я видел. Страшно было. Ничего и никого не щадил пожар. Лишь вода спасла . Понял я, что вода дороже всякого

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию.

Образовательные : способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.

Воспитательные : способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Личностные : осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные : осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;

- компьютер, интерактивная доска, проектор;

- физическая карта полушарий;

Оборудование для учеников : компьютер; листы для работы в классе, учебник, атлас

Предмет исследования : вода – источник жизни;

Учащиеся знакомятся и изучают гидросферу, ее состав, объясняют процесс круговорота воды на Земле; называют и показывают части гидросферы на карте; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.

Тема: Вода на Земле

Структура и ход урока :

1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса: Все готовы?

Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и загадка…

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.

Отгадывание загадки (слайд 2)
« С горы сбегая без труда, она гремит как гром

В морозный день она тверда – руби хоть топором!

Нагрей ее – и к небесам она взлетит

- Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.

Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?

Сегодня на уроке мы должны:

Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? ( Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!

Проблемный вопрос урока

А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь - кто считает - Много. И Вы – правы!)

Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.

Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Это так, потому что значительную часть поверхности планеты занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Проблемный вопрос урока

Воды много, но Хватит ли её всем? (выслушиваются мнения учащихся)

. Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)

Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.

Но, Какие сведения о воде Вам уже известны?

Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт. Подведём итог: вода какая?

Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Вы близки к ответу. Мы протираем мокрой тряпкой классную доску . Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)

В природе …. Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода

в жидком состоянии

Туман, пар, облако – это вода

в парообразном состоянии

Снег, град, иней, лёд – это вода

в твёрдом состоянии

Да, по воде, находящейся в твёрдом состоянии, можно ходить и даже кататься на коньках.

Вода обладает и другими уникальными свойствами

Каково же, по-вашему, значение воды ?

Слайд 18 - 21. Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.

Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

m воды = m тела х 0,65

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,
Плавно производим.

Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.

Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.

Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.

Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

Учитель. Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Мы продолжим наш урок.

Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?

Слайд 25. Гидросфера – это водная оболочка Земли.

Она состоит из трёх частей. Каких? ( Самост. работа с учебником параграф 19, пункт 1 стр. 71).

Дополните схему 1 в листы.

Слайд 26. Проверим, справились ли вы с заданием - вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.

Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.

Слайд 28. Он подразделяется на 4 океана.

Покажите их на карте в порядке убывания их площади . (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Запишите океаны в схему 2 на своих листах

Некоторые исследователи выделяют пятый океан - Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

Слайд 30. Используя рисунок 48 в учебнике стр.73, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.

А теперь - Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.

Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.

В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!

Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесс к руговорота воды в природе.

Заполните схему 3 в своих листах

Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.

Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.

Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

4.Закрепление нового материала:

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)

На планете Земля -71% воды, суши-29%. Но во многих городах мира, России, в том числе в Ульяновске множество киосков по продаже питьевой воды. Почему?

И мы подводим итог урока.

Что нового Вы сегодня узнали?

Что понравилось на уроке?

Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Слайд 34. Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.

На своих листах Вы ставите № вопроса и букву ответа.

Поставьте себе отметку, на которую Вы думаете ответили.

Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания. Сверяйтесь с правильными ответами.

Цель: создать условия для формирования представления о составе гидросферы и значении мирового круговорота воды в природе.

Задачи:

  • Сформировать представление о гидросфере, как о непрерывной оболочке, о круговороте воды в природе, основных процессах с ним связанных, о значении гидросферы.
  • Создать условия для формирования навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы, работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Создать условия для формирования познавательно интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Улыбнитесь соседу по парте, в тетради отразите свое настроение с помощью смайлика

Изобразили в тетради смайлик, отражающий настроение в начале урока.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.

- Какая оболочка Земли образована водой?
- Определите тему урока
- Поставьте перед собой задачи

3. Изучение нового материала

- Какие выводы можно сделать из выполненных аналогий
- Сравните планеты Солнечной системы по наличию воды
- Вода – самое необыкновенное вещество в мире.
Она есть во всех уголках вселенной. Среди планет Солнечной системы вода распространена очень неравномерно.
На Венере воды очень мало и она находится в газообразном состоянии.
На Марсе весь небольшой объем воды – лед.
Только на Земле царство – жидкой воды.

- Отгадайте следующие загадки:

В сто морей тот великан,
Он зовется …

Плещут волны на просторе
Берегов не видно в …..

Должен ответить, дружок, без труда:
Что меньше моря, но больше пруда?

С горы пришла,
В море ушла.

Засосёт и бегемота
Это топкое ….

- В каких частях гидросферы сосредоточено больше всего воды?

- Объединить озера, болота и реки и ледники в поверхностные воды суши


- Поставьте проблемный вопрос.

- Ответьте на поставленный вопрос

- Почему пресная вода на Земле не заканчивается?

- Существует круговорот воды в природе

- Нарисуйте схему большого круговорота воды в природе, подпишите составные части
(слова в беспорядке записаны на доске)
- Какие понятия вызвали у вас затруднение с определением?
- Что обозначают понятия испарение? Конденсация?
- При каких условиях происходят эти процессы?

Рисуют схему, подписывают части: испарение, конденсация, облака, перенос, осадки, пополнение водоемов, поверхностный сток.
Испарение - процесс превращения жидкости в пар при любой температуре.
Конденсация - явление превращения пара в жидкость.

4. Закрепление изученного

- Зачитывают по 3 утверждения, остальные должны разгадать, какое утверждение неверное.
Если все разгадали – тот, кто зачитывал утверждения хлопает аплодисменты всем, если все не разгадали неверное утверждение – то хлопают все

1. Запишите 3 самых важных утверждения про гидросферу.
2. Запишите 2 важных процесса, без которых невозможен круговорот воды
3. Нарисуйте Лесенку успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.


В данном уроке рассматривается водная оболочка Земли – гидросфера, ее состав и составные части. Наглядно показана взаимосвязь всех вод Земли на примере круговорота воды в природе, дается краткая характеристика каждой части Мирового океана (океан, море, залив, пролив).


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вода на Земле. Части Мирового океана"

Из всех планет Солнечной системы вода есть только на Земле. Не зря её называют голубой планетой. В этом легко убедиться, если посмотреть на фотоснимки Земли из Космоса. Вода существует везде: в атмосфере, почве, во всех горных породах, в живых организмах. Даже в магме, температура в которой достигает огромных значений, есть вода. Вода жизненно необходима и для человека. Без неё он может прожить только 8 дней.

Так что же это за вещество и почему оно играет такую большую роль для нас и нашей планеты?

Нашу планету правильнее было бы назвать Океанией, потому что 3/4 всей её поверхности занимают воды. Большая часть этих вод расположено в южном полушарии – 81%, а в северном воды занимают лишь 19%. Все воды Земли составляют ее водную оболочку – гидросферу. Как бы не казалось, что такая большая толща воды имеет огромную массу, по отношению к массе Земли – эта величина равна всего лишь 0,02%.


Необычность воды проявляется и в том, что она может находиться в 3-х состояниях: жидком (обычное состояние воды), твердом и газообразном.

В твердом состоянии вода представлена на поверхности Земли в виде льда, а ее газообразное состояние – это водяной пар, который содержится в атмосфере Земли.

Водная оболочка нашей планеты состоит из вод Мирового океана, к которым относят океаны и моря, и вод суши, к которым относят поверхностные и подземные воды. Проанализируем диаграмму состава гидросферы. Основную её часть занимают воды Мирового океана. Намного меньшую долю занимают ледники и постоянные снега – всего лишь около 2%. Доля же подземных вод составляет 1,7%, а воды суши и вода в атмосфере занимают и того меньше – по 0,02% от всей поверхности Земли.


Воды Мирового океана едины и взаимосвязаны. В этом легко убедиться. Посмотрите на физическую карту мира. Из любой точки Земли по водам Мирового океана вы можете попасть в любую другую точку, находящуюся в другом полушарии.

Кроме этого всего воды Земли находятся в непрерывной взаимосвязи. Эта взаимосвязь делает возможным Мировой круговорот воды в природе. Этот процесс основан на способности воды переходить из одного состояния в другое. Например, из жидкого в газообразное, а из газообразного в жидкое.

Рассмотрим Мировой круговорот воды более подробно. Начинается он с вод Мирового океана. Под воздействием солнечных лучей, вода в океане прогревается и из жидкого состояния переходит в газообразное, превращаясь в водяной пар. Водяной пар поднимается вверх, где постепенно охлаждается и конденсируется, т.е. превращается в капельки воды. Так образуются облака. Из облаков, переносимых ветром, на сушу выпадают осадки, которые частично просачиваются вглубь, пополняя подземные воды, а остальная часть воды попадает в реки, которые несут свои воды в Мировой океан. Под воздействием солнечных лучей вода в Мировом океане вновь прогревается и испаряется, попадая в атмосферу, затем на сушу в виде осадков и снова в океан. Так и происходит Мировой круговорот воды в природе. Какую же роль играет этот процесс для Земли?


Мировой круговорот воды играет огромную роль для всего живого на Земле. Если бы не происходил этот процесс, то на Земле постепенно бы исчезла вся вода, а затем – и всё живое. А еще Мировой круговорот воды пополняет атмосферу Земли пресной водой и объединяет все оболочки Земли: атмосферу, биосферу, литосферу и гидросферу.

Среди огромной территории, занимаемой водами Мирового океана, выделяются огромные участки суши – материки. Их всего шесть: Евразия – самый большой материк, Северная и Южная Америки, Африка, Антарктида и самый маленький материк – Австралия.


Наряду с материками, на земной поверхности выделяют и сравнительно небольшие участки суши, которые со всех сторон окружены водой – острова. Самым большим островом в мире является Гренландия, расположенный у берегов Северной Америки. У берегов Африки расположен остров Мадагаскар, а у берегов Австралии – Новая Зеландия. Группу островов, которые лежат недалеко друг от друга, называют архипелагом. Например, Азорские или Филиппинские острова являются архипелагами.

На всех материках можно увидеть участки суши, которые глубоко вдаются в океан. Это полуострова. Полуострова окружены водой с трех сторон, а одной стороной они соединены с материком. Так, в Евразии есть Скандинавский, Пиренейский полуостров, полуостров Декан, а Аравийский полуостров – самый большой полуостров в мире.


Таким образом, материки и острова делят Мировой океан на четыре части – 4 океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый. А некоторые ученые выделяют еще и пятый океан – Южный.



Атлантический океан – второй по величине океан на Земле. Его площадь составляет чуть более 90 млн км 2 . Он омывает западное побережье Африки, Евразии, и восточное побережье Северной и Южной Америки. Этот океан самый изученный и освоенный людьми. С севера на юг этот Атлантический океан имеет такую же протяжённость, как и Тихий, но по ширине он значительно уже. Название этот океан получил в честь титана Атланта из греческой мифологии.


Меньше Атлантического океана Индийский океан. Его площадь составляет 76 млн км 2 . Практически весь океан расположен в южном полушарии. Он омывает восточное побережье Африки, южное побережье Евразии и западное побережье Австралии. Хотя его площадь значительно меньше площади Тихого океана, на территории Индийского океана смогли бы уместиться Северная и Южная Америки, Африка. Первое название океана звучало как Эритрейское море, а затем его изменили, и океан стали называть по стране Индия, которая была в то время известна своими богатствами и берега которой он омывал.


Самым маленьким океаном является Северный Ледовитый океан. Его площадь составляет 14,8 млн км 2 . Расположен он около северного полюса, поэтому все его берега являются южными. Океан омывает северные берега Евразии и Северной Америки.


Южный океан омывает Антарктиду. Его границу условно проводят по 60 0 южной широты. Сейчас название Южный океан вы сможете найти не на всех картах, хотя впервые он был выделен еще в 1650 году голландским географом Варениусом. В течение очень долгого времени Южный океан то наносили на географические карты, то вновь убирали. На русских картах и атласах этот океан обозначали вплоть до 20-х годов ХХ века. В 2000 г Международная гидрографическая организация приняла разделение на пять океанов, но это решение так и не было утверждено.


Границы океанов проводят по берегам материков и островов. Там же, где материков нет, и океаны свободно сообщаются друг с другом, границы проводят условно по меридианам крайних южных точек Южной Америки, Африки и острова Тасмания к Антарктиде.


В пределах больших пространств океанов выделяют отдельные его части: моря, заливы и проливы.

Море – это часть океана, обособленная сушей, островами или возвышенностями подводного рельефа. Море отличается от океана свойствами вод, течениями и морскими обитателями. В зависимости от своего положения относительно материков, выделяют внутренние и окраинные моря. Внутренние моря глубоко вдаются в сушу. Например, Чёрное, Средиземное или Балтийское море. Окраинные моря расположены у краев материков. К таким морям можно отнести Аравийское, Северное или Карское море.

На Земле существует море без берегов. Это Саргассово море. Расположено оно в Атлантическом океане. Его границы образуют океанические течения. Около 6 млн км 2 поверхности Саргассова моря покрыто водорослями, называемыми саргассами. Несмотря на это, воды этого моря являются одними из наиболее прозрачных на Земле.


Часть океана, которая глубоко вдается в сушу, не имеющая свободного водообмена с океаном, называют заливом. По свойствам вод, океаническим течениям и обитателям заливы мало чем отличаются от океана, частью которого они являются. Примерами заливов могут служить Бенгальский, Мексиканский, Бискайский залив.

Все части Мирового океана соединяются с собой при помощи проливов – узких водных пространств, расположенных между двумя материками или островами. Пролив одновременно разъединяет два участка суши, но в тоже время, объединяет два водных объекта. Например, самый широкий пролив в мире – пролив Дрейка, разъединяет два материка – Южную Америку и Антарктиду, но тем же временем соединяет Тихий и Атлантический океан.


Гибралтарский пролив разъединяет Европу и Африку, но соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном.


Подведём итоги.

3/4 поверхности нашей планеты занимает Мировой океан. Мировой океан и воды суши являются частью водной оболочки Земли – гидросферы. Выделяют три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Благодаря её способности переходить из одного состояния в другое, на нашей планете осуществляется Мировой круговорот воды.

Среди вод Мирового океана располагаются материки. Материки – это большие участки суши. Их всего шесть. Небольшие участки суши, со всех сторон окруженные водой, называют островами. Материки и острова делят Мировой океан на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Кроме этого выделяют части Мирового океана: моря, заливы и проливы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока на тему "Вода на Земле" составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Средняя общеобразовательная школа № 632

Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

по географии в 6 классе

Учитель географии Шушарова Алина Александровна

План-конспект урока

Тема урока: Вода на Земле

Цель урока: познакомить учащихся с водной оболочкой Земли – гидросфере, ее главной части – Мировом океане.

Задачи урока:

Образовательные: начать формирование у учащихся представлений и знаний о гидросфере, как оболочки Земли, ее составных частях, о единстве водной оболочки, о Мировом круговороте воды в природе; развивать умения добывать информацию из различных источников.

Развивающие: развить у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле ее составных частей. Развить умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять схемы, контурные карты.

Воспитательные: воспитать бережное и рациональное отношение к водным ресурсам Земли; показывать необходимость охраны пресной воды от загрязнений. Развить умение общаться между собой, осознавать ценность совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты урока

Метапредметные

Получат представление о воде. Её состояниях и свойствах, о гидросфере и её составных частях, о единстве водной оболочки, о Мировом круговороте воды в природе; Научатся называть и показывать составные части гидросферы;

Получат возможность научиться сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме, определять взаимосвязи между ними по схеме «Круговорот воды в

оболочки Земли и жизнь человека

Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера;

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями; понимают позицию партнёра;

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения учебного материала и сохраняют учебную задачу.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания;

Осознают необходимость использования географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды, способности к социально ответственному поведению в ней.

Читайте также: