Презентация драма гроза творческая история драмы 10 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Гроза Александр Николаевич Островский. Творческая история пьесы Гроза ò 1856 год. Островский отправляется в этнографическую экспедицию по изучению народных." — Транскрипт:

1 Гроза Александр Николаевич Островский

3 Город Калинов ò Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов – место действия пьесы. ò Это вымышленный город, в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма. В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинова, слышны доводы в пользу Кинешмы, Костромы, Твери, Ржеве, Торжке. ò Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в Торжке Тверской губернии. Кинешма Кострома

5 Исаак ЛЕВИТАН ( ) Вечер. Золотой Плёс

7 ò Кулигин прерывает песню, так как нет в его жизни и в жизни этого городка слияния с красотой природы. ò А ведь наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы города Калинова, по мнению Кулигина. ò Песня неуместна, ибо петь от души, глядя на красоту природы, может человек, душа которого находится в согласии с этой природой, с жизнью. ò Одинокими оказываются персонажи этой драмы, не вписывающимися в общую жизнь: Кулигин, Борис, Катерина.

9 Драма ò Драма – жанр драматургии, показывающий напряжённые переживания, противоречия, взволнованность и тревогу, острую борьбу противоположных сил, напряжённую интригу. ò Сюжетным стержнем драматического произведения является конфликт – столкновение противоборствующих сторон.

11 Конфликт драмы ò Конфликт в пьесе определяется между старыми социально- бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. ò Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные ( Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха). ò Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

13 Прототип Катерины ò Жаркое лето 1859 года Островский проводит под Москвой. ò Друзья Островского часто собирались у него на даче. Талантливая весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. ò Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный народный характер. ò Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов. ò Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины. ò Известно, что роль Катерины в спектакле Островский заранее отдал Косицкой.

15 Гроза (значение названия пьесы) ò Гроза как физическое явление ( IVдействие) ò Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. ò Гроза в обществе – ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного, изумлёнными оттого, что кто-то пошёл наперекор.

16 Катерина ò Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".

18 ò Г. Н. Федотова в роли Катерины. Малый театр. Москва. Фотография

19 ò КУСТОДИЕВ Борис Михайлович ( ). Эскиз костюма Варвары к постановке драмы А.Н.Островского "Гроза". Государственная Третьяковская галерея, Москва

20 ò Варвара в исполнении Юлии Бурыгиной

21 ò Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза". Прощание Тихона с матерью г.

22 ò Кабаниха на прогулке. Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".

23 Картина "Страшный суд" Васнецов В.М. Кустодиев. Гроза

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Из истории создания В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «.

И. И. Левитан. Вечер на Волге

И. И. Левитан. Вечер на Волге

Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года. Др.

Жанровое своеобразие пьесы Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий.

Жанровое своеобразие пьесы Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.

Представители какого сословия являются героями пьесы? А)дворяне Б)купцы В)кр.

Представители какого сословия являются героями пьесы? А)дворяне Б)купцы В)крестьяне Г)духовенство Вопрос 1

Кулигин хочет сделать для города А)вечный двигатель Б)башню В)громоотвод Г)па.

Кулигин хочет сделать для города А)вечный двигатель Б)башню В)громоотвод Г)паровоз Вопрос 2

Кто не является жителем Калинова? А) Кудряш Б) Марфа Кабанова В) Лариса Огуда.

Кто не является жителем Калинова? А) Кудряш Б) Марфа Кабанова В) Лариса Огудалова Г) сумасшедшая барыня Вопрос 3

Как вы можете охарактеризовать нравы Калинова? А) стремление к просвещению Б).

Как вы можете охарактеризовать нравы Калинова? А) стремление к просвещению Б) взаимопонимание В) дикость Г) набожность Вопрос 4

Город Калинов расположен… В)на Днепре Б)на Дону А)на Волге Г)на Оке Вопрос 5

Город Калинов расположен… В)на Днепре Б)на Дону А)на Волге Г)на Оке Вопрос 5

Город Калинов и его обитатели Как мы узнаем о городе Калинове? Что о нем сказ.

Город Калинов и его обитатели Как мы узнаем о городе Калинове? Что о нем сказано в экспозиции? Что мы узнаем о его жителях?

Говорящие фамилии в пьесе

Говорящие фамилии в пьесе

Дикой Иллюстрация А. Скородумова Дикой в северных русских областях обозначало.

Кабанова Марфа Игнатьевна 1. Каково ваше представление об этом персонаже? 2.

Молодые герои пьесы Катерина Борис Тихон Варвара Кудряш Дома: Дайте характери.

Молодые герои пьесы Катерина Борис Тихон Варвара Кудряш Дома: Дайте характеристику каждому литературному герою (п) История жизни Катерины (у).

Молодые герои пьесы Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Развивающие: развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; развитие образного и аналитического мышления , литературно-творческих способностей, читательских интересов учащихся; развитие умения анализировать, сопоставлять , сравнивать , выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры( т. е. развивать логическое мышление); формировать умение работы с литературой, таблицей, схемами ; развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся.

3.Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения; формирование духовно-нравственных качеств личности.

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

Творчество А.Н. Островского.

Методические приемы: беседа по вопросам, анализ текста.

Основные понятия: драма, авторская позиция, действующие лица.

Методы: эвристический, метод беседы, аналитический, сравнительно-сопоставительный.

Используемое оборудование, наглядность: проектор; презентация, раздаточный материал ; доска; текст произведения; учебник;

1. Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний.

1) Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)

2) Сколько драматических произведение написал А.Н. Островский, создав тем самым репертуар русского театра?

3) Какие драматические жанры вы знаете?

5) К каким сословиям относятся герои А.Н. Островского?

3. Изучение темы

Продолжаем работу. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите слово

Запишите. А я постараюсь вам помочь (видеоролик).

гроза – это природное явление: сильный дождь с громом и молнией

гроза – это опасность, беда, угроза

Итак, гроза – понятие многогранное. Это и что-то страшное, грозное, громкое в природе и не только в ней, но и в нашей жизни. Это и прозрачный ливень, освежающий землю. Это и очищение от грязи, свежий запах озона, остающийся после грозы.

Мы ещё не раз обратимся к этому понятию в процессе осмысления пьесы А.Н. Островского. И наверное, подлинный смысл названия произведения поймём позже.

А пока, давайте с вами откроем книгу.

Наш сегодняшний урок – это урок-экспозиция, на котором мы постараемся познакомиться с городом Калиновым и его обитателями. Запишите тему урока – Город Калинов и его обитатели.

Какую информацию мы можем почерпнуть уже из афиши к пьесе? Что примечательного можно обнаружить в описании действующих лиц и обстановки действия? (афиша)

Итак, на берегу великой русской реки раскинулся город. На высоком берегу Волги – общественный сад, за Волгой – сельский вид. Простор, воля, свежий воздух, красота. Так и хочется петь. И Кулигин поёт.

(фрагмент постановки 1977 г.)

(картина Кустодиева - кадр из презентации)

Какой художественный приём и с какой целью использует автор в первом же диалоге Кулигина с Кудряшом?

(Приём контраста: красота русской природы и поэтическое любование этой красотой Кулигина контрастируют с невежеством Кудряша и безобразным размахиванием руками Дикого. Этот контраст предварят будущую картину дико устроенной жизни в столь райском уголке русской природы)

О каком тёмном мире идёт речь?

САМОДУР – человек, руководящийся в своем поведении по отношению к другим людям исключительно личным произволом, прихотями. Слайд.

Какие же черты самодурства намечены уже в этом первом диалоге?

Что предлагают против самодурства собеседники?

Какой ещё незначительной, казалось, деталью драматург фиксирует нынешнее отношение Кулигина к самодурству?

Обратим своё внимание к 3 явлению

Что важного узнаём из него об обстоятельствах и героях?

ХАНЖА – Неискренний человек, прикрывающийся показной добродетельностью или набожностью; лицемер. (слайд)

Проследите, что именно непосредственно вызвало монолог Кулигина?

Самое время вернуться к началу нашего разговора. Каковы же они, обитатели города Калинова?

(работа в парах, самооценка, запись на доске и в тетрадях)

Обитатели города Калинова

Самодур – Дикой

Ханжа – Кабаниха

Молодой грубиян – Кудряш

Равнодушный – Шапкин

Смирившиеся – Борис, Кулигин (пока. )

(Это не только материальная несправедливость, а прежде всего, порожденные ею нравственные пороки: корысть, зависть, пьянство, вражда)

В 5-м явлении впервые появляется Катерина. В своё время роль Катерины на сцене воплощали многие известные актрисы. (слайды)

Драматическое произведение тем и прекрасно, что даёт возможность творчества, различных трактовок образов…

5 явление прочтем в лицах.

Установочное задание: почему главная героиня появляется лишь в середине 1-го действия? Какова первая реплика Катерины и значим ли для нас характер этой реплики?

(Драматургу в начале пьесы важно убедить читателя в гнусности обстановки, а затем по контрасту с этой обстановкой нарисовать светлый образ героини. Своей первой репликой Катерина заступается за мужа, что сразу подчеркивает внутреннюю силу и красоту ее характера. Кроме того, в первой же своей реплике она говорит именно о любви, которая составляет сущность ее натуры).

(Катерина лишена лицемерия. Она лишь может принимать желаемое за действительное, поскольку привыкла жить только в любви и хочет любить всех близких, потому что привыкла так жить. Именно таким будет и ее отношение к Тихону).

Теперь (тоже кстати) о Тихоне.

Почему все его реплики представляют собой незаконченные предложения?

(Трусость, вызванная материальной зависимостью от матери). (слайд)

О Кабановой - особый разговор. По всей обстановке видно, что подлинная власть над близкими уже выскользнула из ее рук, и она превращается в формалистку: если нет сути, то должна соблюдаться хотя бы видимость порядка, его обрядовая сторона. (слайд)

А в Варваре поражают дружелюбие, простота, про­ницательность и предельная практичность в решении; жизненных проблем).

Домашнее задание:

2) Перечитайте 2 действие. Расскажите, что из двух действий мы узнаём о Катерине?


Урок познакомит учащихся с историей создания пьесы "Гроза" и её действующими лицами, позволит определить тему, идею, основной конфликт произведения.

Описание разработки

Цели уроки:

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы "Гроза", её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Драма, мещанин, самодур.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

В тетрадях ведем записи.

Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)

- Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).

- Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц

(Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

- В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр. 147. Прочитаем комментарий.

Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

Конспект урока литературы А.Н.Островский Гроза

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления) :

- Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

- Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)

- Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

- Что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие пьесы? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой)

(Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

- Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)

- Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Драма, мещанин, самодур

1.Вступительное слово учителя

В тетрадях ведем записи.

Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)

- Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).

- Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц

(Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

- В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр.147. Прочитаем комментарий.

Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

- Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

- Что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие пьесы? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой)

(Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

- Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

Обращение к словарю урока:

Мещанин-1.мелкий торговец, ремесленник, 2.человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором, безразличный к интересам общества.

(Дикой – дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах. Стоит подбоченясь, говорит низким, басовитом голосом. Способен приводить в трепет окружающих. Грубый, деспотичный, невежественный)

- На чем основано самодурство таких людей как Дикой?

Борис претендует на часть наследства, поэтому вынужден терпеть оскорбления, ведь он получит наследство в том случае, если будет почтителен. Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы)

- Охарактеризуйте Бориса, Кулигина, Кудряша.

(Борис – племянник Дикого. Добрый, мягкий человек. Получил образование в коммерческой академии в Москве, что привило ему некоторые культурные взгляды и потребности. Ему трудно ужиться в среде Диких и Кабановых. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей власти.

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления)

- В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. (Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы)

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину? ( не терпит проявления своей воли, инициативы, хочет заставить жить по старинке)

– Самостоятельно сделайте выводы о характере Кабанихи (на оценку зачитать)

В) Анализ 7, 8, 9 явлений.

- Охарактеризуйте Катерину. Как попала в дом Кабановых? (выходит замуж за человека, которого не знала и любить не могла; потому, что так положено; как ни старается она быть верной и любящей женой, отзыва в сердце мужа она не находит. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, не похожий на всех окружающих)

- Чем отличается от других персонажей? (Натура сильная, свободная, любящая и искренняя, впечатлительная. Но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания)

В 7 явлении происходит разговор Катерины с Варварой. Прочитаем фрагмент этого явления по ролям. «Отчего люди не летают. )

- Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

- В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? (в родительском доме жилось радостно, легко и привольно. После домашнего рая попадает в холодную, бездушную обстановку)

- В чем она признается Варваре?

- Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

- Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

- Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

- Чем заканчивается 1 действие? (пророчество полусумасшедшей барыни; приближение грозы)

- Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой? (считает свои мысли грешными)

4. Подведение итогов.

- Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее идея? В чем заключается конфликт?

Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.

Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, деспотичными, крепостническими социально-бытовыми принципами, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов.

Наша задача на следующих уроках – накапливать материал о героях пьесы, подойти к раскрытию конфликта драмы.

Читайте также: