Страны южной восточной и центральной азии в средние века 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Квест-урок.docx

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Эпоха Средневековья в странах Азии, Африки и Америки отмечена множеством важных событий и замечательными достижениями культуры. Давайте совершим экскурсию в эти страны и постараемся доказать это.

Актуализация знаний

Когда и кем было создано первое единое государство в Китае? А в Индии?

В 221г. до н.э. Цинь Шихуан объединил государства в единое, которое называлось Цинь.

Первые государства на территории Индии возникли во II-м тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.

Какие открытия и изобретения были сделаны в Древнем Китае и в Древней Индии?

Открытия и изобретения Древнего Китая и Древней Индии.

В Древней Индии: цифры, сахар, шахматы, ткани из хлопка, рис, пряности, индуизм, буддизм.

В Древнем Китае: бумага, компас, шелк, чай, фарфор, туалетную бумагу,. А также: книгопечатание, бумажные деньги, лак, газовый баллон, зубную щетку из щетины.

Что такое буддизм? Когда и где появилась эта религия?

Буддизм возник в 6-5 в. н.э в Северной индии. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, возникнув, по всей вероятности, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре.

Мы с вами выяснили, что европейцы создали каравеллы, с их помощью мы сможем посетить эти удивительные страны, о которых в Средние века ходили легенды.

Предположите на какие вопросы мы должны ответить в ходе нашего путешествия.

Ученики формулируют цель урока, задачи.

Формулирование проблемного вопроса урока. В чем состояло своеобразие исторического пути Средневековой Азии?

Работа по теме урока

Сегодня наш урок пройдет в форме квеста. Давайте разделимся на 3 команды, которые на своих каравеллах отправятся в далекое путешествие:

Первая команда отправляется в Китай (п.1-4 &30)

Вторая команда отправляется в Индию (п.5,6 &30)

Третья команда отправляется в Японию (п.7,8 &30)

Получают маршрутные листы.

Вам предстоит пройти три испытания:

История

Традиции

Задание: рассказать об особенностях, традициях общества.

Наука и техника

Задание: нарисовать научные и технические изобретения и открытия.

Шаг в Новый год *

Задание: воспользовавшись Интернет-ресурсами, от первого лица составить рассказ о том, как празднуют новый год в этой стране.

Проверка выполнения задания.

Подведение итогов урока.

В чем состояло своеобразие исторического пути средневековой Азии?

Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Домашнее задание: параграф 30, выучить новые слова, даты, персоналии, заполнить рабочую тетрадь.

Выбранный для просмотра документ Маршрутный лист.docx

hello_html_6479dfad.jpg

Маршрутный лист

История

Традиции

Задание: рассказать об особенностях, традициях общества.

Наука и техника

Задание: нарисовать научные и технические изобретения и открытия.

Шаг в Новый год *

Задание: воспользовавшись Интернет-ресурсами, от первого лица составить рассказ о том, как празднуют новый год в этой стране.

Выбранный для просмотра документ Таблички.docx

hello_html_49a327d8.jpg

hello_html_613e8c69.jpg

НАУКА И ТЕХНИКА

hello_html_m7d863c79.jpg

ШАГ В НОВЫЙ ГОД

hello_html_4538d06b.jpg
hello_html_c8864da.jpg
hello_html_m47aa859.jpg
hello_html_m465151b1.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 144 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 31. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.12.2018 1394
  • ZIP 1.9 мбайт
  • 35 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кендерева Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Особенности развития Средневековых цивилизаций Востока.

2. Важнейшие события истории стран Востока в Средние века.

3. Вклад средневековых цивилизаций стран Востока в становление мировой цивилизации.

Делийский султанат – непрочное государство, в котором крупные феодалы стремились превратить свои наделы в наследственные владения и обрести независимость.

Империя Великих Моголов – государство, возникшее на месте развалившегося Делийского султаната, в XV–ХVII вв. являлось одним из могущественных государств Востока, соперничая с Османской империей и Китаем.

Буддизм – религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии.

Синтоизм – традиционная религия в Японии, основанная на анимистических верованиях древних японцев, где объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

На протяжении многих веков Восток и Запад воспринимались как две полные противоположности, олицетворявшие косность и прогресс, застой и динамику, деспотизм и свободу. Произошли ли существенные изменения в различных сферах жизни общества средневековых цивилизаций Востока по сравнению с периодом древности?

Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Переход к Средневековью на Востоке был ознаменован, во-первых, распадом Римской империи. Во-вторых, появлением в этот период таких неизвестных до этих народов, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. В-третьих, на Востоке рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

История Китая в средние века была весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности. Эпохой наивысшего могущества государства считается правление династии Тан, основателем которой был крупный землевладелец Ли Юань. В Китае процветало сельское хозяйство, хорошо были развиты торговля и ремесло. Ткацкие технологии достигли новых успехов, совершенствовалось красильное дело, гончарное производство, кораблестроение, металлургия. По всей стране проходили сухопутные и водные пути. Династия Тан установила тесные связи с Японией, Индией, Персией, Аравией, Кореей и прочими государствами. Стали развиваться техника и наука. В 725 г. мастера И Син и Лян Линцзань впервые создали механические часы, оснащенные анкерным механизмом. Стало распространяться пороховое оружие. В Китае распространилось чаепитие, стало развиваться чайное искусство. В классической литературе были увековечены имена великих мастеров чайной церемонии – Лу Юя и Лу Туна.

В VIII веке империю Тан ослабляют конфликты между центральной властью и военными наместниками на периферии. Окончательно господство династии Лю подрывает война Хуан Чао за престол в 874–901 годах, вскоре её сменяет династия Сун (960–1279 гг.).

Иной, отличный от китайского вариант исторического развития осуществился в Японии. Начиная с VI в. Япония, только вступившая в эпоху создания цивилизованного общества, стала развиваться очень высокими темпами. Невероятная динамичность японского пути развития во многом была связана с тем, как использовался опыт других стран.

В 604–605 гг. принц Сетоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Сетоку посылал молодых японцев учиться в Китай и Корею, а также приглашал оттуда ремесленников, монахов и ученых. Еще более решительным и последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти после государственного переворота в середине VII в.

В Японии было принято китайское иероглифическое письмо (позже оно было существенно трансформировано), китайский язык считался официальным письменным языком. Древняя религия японцев (синтоизм) обогатилась за счет даосизма и в конце концов сумела найти некий компромисс с буддизмом, который пришел из Китая. В течение долгого времени в стране не удается восстановить единую государственную власть.

Лишь в 960 годах военачальник Чжао Куан-инь основывает династию Сун. Все три столетия Сун прошли под знаком успешного давления на Китай со стороны северных степных народов. VI веке китаизация Японии была настолько велика, что перед исследователями встает вопрос о самостоятельности японской цивилизации. Некоторые историки считают, что на первом этапе своего развития японская цивилизация была вторичной, периферийной по отношению к Китаю.

Исламская цивилизация, как и японская, – одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь в VII в. н. э. Колыбелью исламской цивилизации, впоследствии расширившей свои границы и охватившей множество государств, была Аравия.

Основатель ислама – Мухаммед был человеком бедным, с детства пас верблюдов, много путешествовал по торговым делам. В 40 лет его стали посещать видения. С откровениями, которые Мухаммед, как верят мусульмане, получил от Аллаха, он обратился к соплеменникам.

Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, особый сборник изречений Мухаммеда, не вошедших в Коран. Ислам, в отличие от других мировых религий, жестко регламентировал повседневную жизнь мусульман. Вероучение построено на пяти основных положениях. Все мусульмане должны верить в единого бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда. Для мусульманина обязательна пятикратная ежедневная молитва (намаз) и пятничная молитва в мечети. Все мусульмане должны соблюдать тридцатидневный пост в священный месяц Рамадан, платить налог в пользу бедных и, хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются долгом в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде. Ислам основывается на вере в предопределенность, убеждении, что все происходящее в мире и в жизни отдельного человека решается волей единого Бога – Аллаха.

Смерть Мухаммеда привела к восстаниям, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане приступили к завоеванию других стран. Главными противниками арабов оказались Византийская империя и Иран.

В ходе завоевательных походов войско арабов во главе с халифами подчинило себе богатейшие страны Ближнего Востока. Сирия, Палестина, Междуречье были отняты им у византийцев. Арабы овладели крупнейшим городом Сирии Дамаском и священным городом христиан и иудеев Иерусалимом. После нескольких поражений перестала существовать Иранская держава. В Африке арабы захватили Египет. Византийская армия и здесь не смогла противостоять завоевателям. Из своих восточных владений византийские императоры сумели сохранить лишь Малую Азию.

Подчинив себе Северную Африку, арабы в начале VIII века переправились через Гибралтарский пролив и высадились в Испании. Небольшое войско арабов разгромило армию вестготского короля. Несмотря на упорное сопротивление, города вестготов пали один за другим. К 718 году вся Испания, кроме небольшой области на севере страны, оказалась в руках арабов. Затем они вторглись в пределы Франкского королевства и были остановлены только Карлом Мартеллом в битве при Пуатье. К середине VIII века в результате завоеваний возникло огромное мусульманское государство – Арабский халифат.

К IX веку правители наместничеств – эмиры – превратились в почти независимых государей. Халифат стал распадаться на части, в результате взаимодействия культур различных народов, обратившихся в ислам, сформировалась мусульманская культура. При дворах халифов и эмиров создавались библиотеки, содержавшие сочинения античных авторов.

У индийцев арабы заимствовали математические знания и десятичную систему счета. Арабские цифры позволяли быстро производить арифметические действия. По заказу короля Сицилии арабские ученые изготовили серебряный глобус и подготовили обширный труд, в котором изложили свои немалые знания географии. Больших успехов арабские ученые добились в медицине и астрономии.

Средневековый период в истории Индии, которую называли страной мудрецов, ставит перед историками много вопросов. Здесь гораздо меньше, чем в других странах Востока, заметен переход от древности к средневековью. По сравнению с другими восточными цивилизациями здесь особенно прочно держались традиции. Образование мусульманских государств на территории Индии – Делийского султаната и империи Великих Моголов – внесло изменения в социально-экономическую и политическую жизнь Индии. В эту эпоху возросла централизация, укрепился бюрократический аппарат, открылись большие возможности для развития феодальных отношений, более совершенной стала система взимания налогов, однако фундамент индийской цивилизации оказался достаточно прочным: как только мусульманские государства распадались, начиналось возвращение к прежним формам жизни.

Нельзя сказать, что Восток в средние века "застыл", приостановился в своем развитии. Во многих областях жизни восточных цивилизаций происходили изменения: постепенно совершенствовались орудия производства, росли города, крепли и расширялись торговые связи, появлялись новые тенденции в философии и литературе. Но в целом темп развития Востока был более медленным, по сравнению с Западом. Историки объясняют это тем, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизведение старых, сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения. Развитие восточных обществ происходило в пределах цивилизационной традиции.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение прежде всего в Индии и Китае.

Тренировочные задания:

1) ориентировано на неизменность, стабильность

2) основано на традиции частной собственности

3) развивающееся быстро, резко

4) основано на исламской религии

Правильный ответ:

1) ориентировано на неизменность, стабильность

Разбор задания:

Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях и обычаях. Традиционному обществу свойственно господство натурального хозяйства и низкая социальная мобильность. В таком типе общества отсутствует частная собственность, его развитие происходит медленно.

2. Выберите правильные варианты ответа.

В начале IX в. наиболее могущественными были:

а) Каролингская империя

б) Священная Римская империя

в) Османская империя

г) Арабский халифат

д) Византийская империя

е) Великая Моравия

Правильный ответ:

а) Каролингская империя

г) Арабский халифат

д) Византийская империя

Разбор задания:

Вам представлен список из шести стран, половина из которых являются лишними в данном ряду. Для успешного выполнения этого задания нужно синхронизировать события истории стран Европы и Востока. В начале IX века самым могущественным государством оставалась Византийская империя – наследница Рима. Империя пыталась отражать набеги арабов (Арабский халифат). Что касается, Каролингской империи, то в 800 г. Карл Великий был провозглашен императором, поэтому это государство также находилось на пике своего могущества.

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

2. Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.

Цивилизации Индии, Китая, стран Юго-Восточной Азии отличались как от европейского христианского мира, так и от мира ислама. Во всех странах Востока государство играло главенствующую роль, подчиняя всё общество. Правитель обладал деспотической властью, распоряжаясь также и всей собственностью государства. Частная собственность в том виде, в котором она существовала в Западной Европе, на Востоке так и не утвердилась.

Огромную роль в жизни восточных обществ играла община, выполнявшая не только хозяйственные, но и административные, и религиозные функции. Она стояла между мощным государством и отдельным человеком.

Важнейшим элементом восточного государства являлся слой чи-новников-бюрократов, помогавших правителю. Они составляли централизованный аппарат, способный контролировать политическую, экономическую и духовную жизнь страны. Знать стран Востока мало походила на аристократов Западной Европы — она не владела землёй, а получала по повелению правителя доход с определённой территории или населения. Право на доход не передавалось по наследству, а закреплялось за определённой должностью.

Повседневная жизнь каждого человека регламентировалась жёсткими законодательными и религиозными установками, нарушение которых, неповиновение правилам и традициям строго наказывались. В то же время история стран Востока богата примерами мощных восстаний низших слоёв населения — недовольные своим положением, гнётом и эксплуатацией со стороны власть имущих, простолюдины поднимали мятежи, нередко приводившие к тому, что низы и верхи менялись местами. Одержавшие победу крестьянские вожди заменяли прежнюю знать, но через некоторое время старые порядки возвращались.

Индия

В начале эпохи Средневековья в Индии не сложилось централизованного государства. Страна была разделена на ряд враждующих между собой княжеств, военная, гражданская и судебная власть в которых принадлежала правителям-раджам (санскр. — царь). Развитой бюрократической системы здесь не существовало. Важную роль в жизни индийского общества играла община — как в городе, так и в деревне. Она представляла собой саморегулирующийся организм, почти не нуждающийся в контактах с внешним миром. Индийская община выполняла и некоторые административные функции, заменяя низший слой бюрократического аппарата государства. Общинные старосты представляли власть на местах и защищали интересы общины перед вышестоящими властями. Внутренняя жизнь общины была организована в соответствии с устоявшимися традициями, жёстко определявшими роль и место каждого человека в соответствии с его кастовой принадлежностью. Положение человека в обществе не могло быть изменено и не подвергалось сомнению как определённое судьбой, или кармой (санскр. — совокупность деяний). Благодаря силе обшины, существованию уникального кастового порядка в Индии давление государства на низшие слои населения было не столь сильным, как в других странах Востока.

Влияние индийской цивилизации распространилось далеко за пределы Индостана. Её религиозно-философские идеи, общественные нормы и культурные принципы оказали воздействие на страны Индокитая, острова Юго-Восточной Азии (Ява, Суматра, Калимантан), Шри-Ланку (Цейлон) и др.

В начале XIII в. в результате мусульманского завоевания в Индии произошло столкновение цивилизаций. Пришедшие с запада отряды тюрок-мусульман создали на севере Индостана своё государство — Делийский султанат, в первой половине XVI в. сменившийся новым мусульманским государством — империей Великих Моголов.

Империя была основана в 1526 г. выходцем из Моголистана (Средней и Центральной Азии) Бабуром (1483— 1530), подчинившим себе большую часть полуострова.


Рис. Сыновья правителя империи Великих Моголов Шаха Джахана. XVIIв. Средневековая миниатюра

Местное население, исповедовавшее индуизм, оказалось в подчинении у мусульманской верхушки. Завоеватели принесли с собой новые порядки — поскольку их государство было основано на принципах ислама, к местному населению они относились как к неверным, облагая его, как жителей других странах, подушной податью. Однако, несмотря на то что принявшие ислам индийцы получали существенные льготы, массового перехода в новую религию не произошло. Это объясняется значением и силой кастового строя — главной опоры традиционного образа жизни.

При мусульманских правителях большая часть Индии оказалась объединённой в единое государство со стройной системой управления. Индийские города процветали, торговля с исламскими странами приносила большие прибыли. Вместе с тем государство ослаблялось соперничеством индуизма — религии большинства населения Индии — и ислама, которого придерживались правители, знать и войско. Индийское общество было раздроблено на противоположные миры, внутри которых существовали совершенно разные жизненные ориентиры, нормы поведения и системы ценностей.

Китай

Доминирующей в политическом и культурном отношении державой Дальнего Востока был Китай. С древнейших времён здесь существовала высокоразвитая цивилизация. Одна империя сменялась другой, периоды раздробленности — временами централизации, но практически неизменными оставались основы китайской цивилизации. В Китае не было единой религии, здесь сосуществовали три религиозно-философских учения — конфуцианство, даосизм и буддизм. Государственная власть строилась на идеологии конфуцианства.

Китайский император, или, как его называли подданные, Сын Неба, обладал огромной властью. Он выступал посредником между небесными и земными силами. Слово его было законом для китайцев. Государство в лице императора владело всей землёй в стране. Частная собственность на землю в Китае так и не утвердилась (хотя в отдельные периоды истории страны существовали частные собственники).

Помогала императору в управлении государством целая армия чи-новников-шэньши. В средневековом Китае существовал хорошо организованный бюрократический аппарат, в основу функционирования которого были положены принципы конфуцианства. Чиновники контролировали все стороны жизни государства — от сбора налогов до постройки каналов, дорог, дамб, дворцов. Ремесло и торговля также находились под их строгим контролем. Они регламентировали каждый шаг жителей городов. Одной из основ общественного и государственного строя Китая была крестьянская община, выполнявшая хозяйственные и административные функции.


Рис. Император. Рисунок. VIIв. Китай

Система отношений власти и общества в Китае оказалась настолько прочной, что оставалась практически неизменной как в периоды существования мощных централизованных империй, так и во времена раздробленности. Одними из важнейших обязанностей императора, по Конфуцию, были забота о народе и справедливое управление, поэтому социальная несправедливость, существовавшая в обществе, воспринималась жителями Поднебесной (так китайцы называли свою страну) как вина императора и правящей династии. Недовольство приводило к многочисленным мятежам и восстаниям, победа которых, однако, не меняла сути социального и политического строя Китая.

В VII в. после нескольких столетий междоусобиц возникла империя Тан (618—907), под властью которой был объединён весь Китай. Это время считается периодом наивысшего расцвета средневекового Китая.

Самобытная и богатая китайская культура оказывала серьёзное влияние на народы, жившие вблизи границ Поднебесной. Иероглифическая письменность, живопись, архитектура и сам жизненный уклад китайцев становились образцами для народов соседних стран (Кореи, Японии, Индокитая и др.).

Монгольская держава

В начале XIII в. в степях, раскинувшихся от верховьев Енисея до Маньчжурии, образовалось сильное Монгольское государство, созданное на землях кочевников-скотоводов. Главной фигурой в обществе был всадник (воин и пастух), поскольку основное богатство монголов составлял скот (овцы и лошади). Это было весьма развитое общество.

Ко времени создания государства традиционная социальная структура кочевников-монголов претерпела серьёзные изменения. На первый план вышли территориальные, экономические и военносоюзнические связи.

В этот период выделяется и родоплеменная знать — нойоны (монг. — господин, князь), игравшие важную роль в иерархически построенном обществе, в основании которого находилась патриархальная семья. Вертикаль власти строилась от семьи к кровнородственному клану, от клана — к племени и далее — к племенному союзу. Социальная система одновременно являлась и военной организацией, так как каждый мужчина был воином, а глава каждой социальной ячейки — командиром определённого ранга. Нойоны опирались на воинов-дружинников — нукеров.


Рис. Выезд монгольского принца. Начало XIVв. Иран

Государство делилось на тумены. Каждый тумен, в свою очередь, состоял из административных единиц, которые должны были соответственно выставлять 1000, 100 и — самое низшее звено — 10 вои-нов-всадников.

Создав мощную, выносливую в походах и боях, сплочённую взаимовыручкой и железной дисциплиной армию, Чингисхан направил её сначала на ближайших соседей, а потом и на дальние страны. Монголы быстро осваивали новинки военного дела, заимствуя в том числе тактику штурма городов, метательные и штурмовые орудия.

Половецкая степь к западу от Иртыша считалась владением старшего сына (улус Джучи). После его смерти улус достался его сыну Батыю и вошёл в историю под названием Золотая Орда. Внук Чингисхана Хулагу завершил покорение Ирана и утвердил власть монголов в Ираке, Закавказье и Сирии. В 1258 г. был осаждён и взят штурмом Багдад. Почти на три десятилетия растянулось покорение Северного Китая, начатое Чингисханом и закончившееся в 1234 г.

Ставка великого хана — главы рода Чингисидов — находилась в Монголии, в Каракоруме — столице державы. Сюда стекались богатства из покорённых стран и приезжали представители улусов для получения права на управление землями.

Внук Чингисхана Хубилай (1260—1294) перенёс в 1260 г. столицу из Каракорума в Пекин. Он завоевал Южный Китай и объединил обе части страны. Хубилай принял китайское имя и стал основателем новой императорской династии Юань (1271 — 1368). Жестокие монгольские правители не спешили перенимать мудрые принципы конфуцианского правления. Гнёт и неумелое управление государством и экономикой привели к народному восстанию и восстановлению китайской национальной империи, получившей название Мин (1368— 1644).

Средняя Азия

В XIV в. в разорённой монголами Средней Азии постепенно восстанавливалась мирная жизнь: вновь налаживалось ирригационное земледелие, возрождались города — центры ремесла и торговли.

В 1370 г. один из удачливых эмиров (араб. — повелитель), Тимур, расправившись с соперниками, установил свою власть в этих землях. Тимур был родом из тюрко-монгольского племени. Опираясь на кочевую знать и военачальников, он создал сильное войско, организованное по образцу войск Чингисхана. Дисциплинированное и закалённое в боях воинство разгромило ханов Моголистана, совершило три успешных похода на земли Золотой Орды, нанесло поражение турецкому султану. Войско Тимура как смерч пронеслось по землям Орды; были разрушены богатые города — Сарай, Астрахань, Азов.

В результате этих походов была создана огромная держава, включавшая, кроме Средней Азии, Афганистан, Иран, Ирак, Закавказье, часть Северной Индии. Столицей стал город Самарканд.


Рис. Мавзолей Гур-Эмир — усыпальница Тимура. XVв. Самарканд

Воины-кочевники сыграли большую роль в исторической судьбе многих регионов и стран — Китая, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Восточной Европы. Завоевания Чингисхана и его наследников потрясли средневековый мир и привели к утверждению монгольской династии в Китае и образованию новых государств — Золотой Орды, Джагатайского улуса, державы Хулагидов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном сайте представлен план-конспект к уроку истории Средних веков в 6 классе на тему "страны средневековой Азии".

Цели: познакомить учащихся со странами Востока периода Средних веков;

охарактеризовать государственное и социальное устройство Индии, Китая, Японии, взять во внимание достижения культуры и науки каждой страны;

развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой

Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть! Сегодня мы с вами приступим к изучению раздела, раскрывающего нам историю интересных стран. Культурными достижениями этих стран в нашем обществе по-прежнему восхищаются и приятно удивляются. Но для того, чтобы перейти к новой теме и узнать, о каких новых государств пойдет речь, мы должны с вами вспомнить некоторые особенности изученных нами стран.

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Какие государства мы уже изучили на уроках истории?

Англия, Франция, Испания,

Болгария, Сербия, Византия

Как можно сгруппировать эти государства?

Англия, Франция, Испания – сильные централизованные государства, где власть короля абсолютна

Италия, Германия – раздробленные государства, где власть принадлежала крупным феодалам или городскому самоуправлению в лице отдельных правителей

Болгария, Сербия, Византия – раздробленные государства, которые были захвачены турками-османами и одно из них даже перестало существовать (Византия в 1453 году)

Давайте назовем основные черты европейской цивилизации:

Устройство общества:______________________ сословное

Религия: _________________________ христианство (католицизм)

Власть: __________ независимые государства, объединенных духовной властью Папы римского

Хозяйство:___________ феодальные отношения, основанные на частной собственности

Чтобы понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке предлагаю вам ВЫЙТИ, взять по одной карточке и объяснить, что их объединяет:

СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА

ИТАК, ПОЧЕМУ ВЫ ОБРАЗОВАЛИ ИМЕННО ТАКИЕ ГРУППЫ? (ПОНЯТИЯ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ ПО ПРИЗНАКАМ КАЖДОГО ИЗ ГОСУДАРСТВ)

О чем же мы будем разговаривать на этом уроке?

О трех великих государствах Азии: Индии, Китае и Японии. Сформулируйте тему урока.

ИМЕННО ТАК И ЗВУЧИТ НАША ТЕМА УРОКА: СТРАНЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АЗИИ

Занимайте места, согласно своим карточкам и сформулируйте цели урока.

Изучить особенности развития каждого государства в Средние века

Познакомиться БОЛЕЕ подробно с Японией;

Охарактеризовать общественное устройство, религию, правителей;

Познакомиться с культурой этих стран и их изобретениями.

ВАЖНО! Принести на урок для каждой группы предметы, которые относятся к конкретной стране. Например, для Китая: чай, порох, лист с китайскими иероглифами, компас, изделие из фарфора, шелковую ткань, тростниковый сахар. Индия: шахматы, чай, хлопчатобумажную ткань и др. Япония: японские иероглифы, меч катана (игрушечный), сюрикэн.

Во время выступления каждая группа будет демонстрировать эти предметы.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: 1 ВАРИАНТ – СОГЛСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО РАЗ ЭТИ ГОСУДАРТСВА ВСЕ НАХОДЯТСЯ В АЗИИ, ТО ОНИ ОЧЕНЬ ПОХОЖИ И РАЗВИВАЛИСЬ ОДИНАКОВО?

А теперь предлагаю вам взять рабочие листы и во-первых оценить свою подготовку к уроку, во-вторых, прочитать задания из папок и приступить к работе в группах (время работы 5-7 минут):

1 группа – используя учебник п.1-2 дать характеристику основным занятиям,

Перечислить названия государств или династий и титулов, которые носили правители Китая

2 группа – используя учебник п.3-4, составить план рассказа о наиболее известных достижениях в науке и образовании Китая

3 группа - используя учебник п.5 дать характеристику основным занятиям,

Перечислить названия государств или династий и титулов, которые носили правители Индии

4 группа - используя учебник п.6 составить план рассказа о наиболее известных достижениях в науке и образовании Индии

5 группа - используя учебник п.7 дать характеристику основным занятиям,

Перечислить названия государств или династий и титулов, которые носили правители Японии

6 группа - используя учебник п.8 составить план рассказа о наиболее известных достижениях в науке и образовании Японии.

ВРЕМЯ НА РАБОТУ 5-7 МИНУТ.

ВРЕМЯ ВЫШЛО, ЗАСЛУШИВАЕМ ОТВЕТЫ ГРУППЫ И НЕ ЗАБЫВАЕМ О РАБОЧИХ ЛИСТАХ

Наша группа проанализировала учебный материал и пришла к выводу:

Индия — страна сказочных богатств. Главными источниками богатств Индии были её природа, благоприятная для развития сельского хозяйства, и неустанный труд земледельцев и ремесленников. Крестьяне, отвоёвывая землю у джунглей и орошая её, дважды в год получали высокие урожаи зерновых, пряностей, фруктов.

Страна была богата полезными ископаемыми, в том числе драгоценными камнями. Ремесленники Индии отличались мастерством, они умели изготовлять тонкие, как паутина, ткани. В городах шла бойкая торговля, всегда было много иноземных купцов. В XV веке в Индии побывал русский купец Афанасий Никитин.

ПРАВИТЕЛЕЙ ЗВАЛИ РАДЖИ, А ПОЗДНЕЕ - СУЛТАНЫ

Кастой была любая группа людей, занимавшаяся одним видом деятельности и отделявшая себя от других каст. Принадлежность к касте передавалась по наследству, обычно её члены заключали браки друг с другом.

В ходе своих завоеваний арабы покорили северную часть Индии. В начале XIII века здесь возникло мусульманское государство со столицей в Дели — Делийский султанат. Султаны подчинили своей власти большую часть Индии. В середине XIII века на султанат не раз нападали монголы, но захватить его так и не смогли. Однако в конце XIV века новый завоеватель, Тимур, разорил Дели, перебил и увёл в плен сотни тысяч людей. В результате страна раздробилась.

РЕЛИГИЯ: ИНДУИЗМ, ИСЛАМ, БУДДИЗМ

Султан



(совещательный Тайный Войско

Правители областей, городов

Наша группа проанализировала учебный материал и пришла к выводу:

Индийцы очень много сделали для развития математики: придумали десятеричную систему счисления – цифры, действия с дробями, вычисления площади фигур.

Врачи делали сложные операции, применять средства обезболивания.

Красивы индийские храмы: некоторые высекали прямо в скалах и горах. Стены расписывали фресками. Индуистские храмы возводили в виде огромных башен, украшали рельефами и искусной резьбой.

В XIII в. построили гигантский минарет Кутб-Минар (высота 170 м);

Наша группа проанализировала учебный материал и пришла к выводу:

С глубокой древности на Великой Китайской равнине, в нижнем течении рек Хуанхэ и Янцзы, существовали государства, которые в III веке до н. э. объединились в империю. ЗАНЯТИЯ: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (ВЫРАЩИВАЛИ РИС, ЧАЙ, ТУТОВОЕ ДЕРЕВО ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ШЕЛКА), СКОТОВОДСТВО

СВОЮ СТРАНУ НАЗЫВАЛИ ПОДНЕБЕСНАЯ ИМПЕРИЯ

В истории Китая выделяют несколько периодов, называемых по правившим тогда императорским династиям.

При ДИНАСТИИ ТАН (618—907) ТОРГОВЛЯ ПО Великому шёлковому пути. ПОСТОРОИЛИ ВЕЛИКИЙ КАНАЛ. ПРИСОЕДИНИЛИ КОРЕЮ И ВЬЕТНАМ.

ДИНАСТИЯ СУН (960—1279)- время расцвета Китая, но императорам постоянно приходилось отражать внешние угрозы, подавлять восстания крестьян и мятежи знати. В начале XIII века у северных границ Китая образовалось государство монголов. Используя вражду империи с её соседями, монголы сначала завоевали север Китая в 1211 году, а к 1279 году — всю страну. Монгольский хан Хубилай принял императорский титул и основал ДИНАСТИЮ ЮАНЬ (1271 —1368). Завоевание сопровождалось опустошением страны и гибелью населения. Но вскоре монголы восстановили прежнюю систему управления империей.

Император именовался Сыном Неба. Его особа была священной.



Свободные крестьяне, купцы, ремесленники

Зависимые крестьяне, слуги, рабы

РЕЛИГИЯ: КОНФУЦИАНСТВО, БУДДИЗМ, ДАОСИЗМ

Наша группа проанализировала учебный материал и пришла к выводу:

БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛИ ОБРАЗОВАНИЮ: БЫЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

ИЗОБРЕЛИ ПОРОХ, РУЖЬЯ В ВИДЕ БАМБУКОВЫХ ТРУБОК, ПУШКИ, КОМПАС, ФАРФОР, БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ.

АРХИТЕКТУРА: ПАГОДЫ- БУДДИЙСКИЕ ХРАМЫ В ВИДЕ МНОГОЭТАЖНЫХ БАШЕН.

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, ЧТО КУЛЬТУРА КИТАЯ БЫЛА ВЫСОКОГО УРОВНЯ И ОКАЗАЛА ВЛИЯНИЕ НА СОСЕДНИЕ ГОСУДАРСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ И ЯПОНИЮ.

Наша группа проанализировала учебный материал и пришла к выводу:

Япония расположена к востоку от Китая на множестве островов (из них 4 крупных). Климат там благоприятен для земледелия, но занятие им требует немалого труда: острова в основном гористые, земель, удобных для обработки, мало. Поэтому основными занятиями японцев стало рыболовство, мореплавание, пиратство. Но земледелие присутствует (рис, овощи, соя, пшеница).

Государство средневековья называлось Нарская монархия (7-8 в). Главным был император, но к 12 веку появляется независимый сёгун, который забрал всю власть себе. Император имеет незначительное влияние. Мне понравилось, что в отличие от Китая и Индии японцы смогли отбить атаку монголов во главе с Хубилаем.

Князья -Самураи Чиновники

Зависимые крестьяне и ремесленники

РЕЛИГИЯ: СИТОИЗМ, БУДДИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО

Наша группа проанализировала учебный материал и пришла к выводу

Образованию и наукам в Японии уделяли большое внимание. С 8 ВЕКА СТАЛИ ВОЗНИКАТЬ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗНАТИ ИДЕВУШЕК.

ИЗОБРЕЛИ НОВОЕ ЯПОНСКОЕ ПИСЬМО. Иероглифы обозначали слоги и буквы.

РАЗВИВАЛАСЬ ПОЭЗИЯ, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА.

Япония отличается уникальными по красоте ландшафтами; возможно, поэтому японцы тонко чувствуют красоту природы, что проявилось в искусстве составлять букеты цветов (икебана) и разводить сады.

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, ЧТО ЯПОНЦЫ ПЕРЕНЯЛИ ОТ КИТАЯ МНОГО ХОРОШЕГО, НАПИМЕР, РЕЛИГИЮ БУДДИЗМ.

МНЕ ПОНРАВИЛСЯ КОДЕКС БУСИДО:

Верность (к государю, любовь к отечеству, к родителям, братьям).

Вежливость (уважение и почтение).

Простота (не гнаться за роскошью).

СПАСИБО ЗА РАБОТУ.

Итак, для полноценной работы, давайте проведем зарядку для глаз

УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПОМОЖЕТ ПРОВЕРИТЬ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА, КОТОРАЯ ПРЕДСТАВЛЕНА НА ВАШИХ РАБОЧИХ ЛИСТАХ. ПРИСТУПАЙТЕ.

ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ В ТЕТРАДИ:

ЭТУ СМЕСЬ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ФЕЙЕРВЕРКОВ И В ВОЕННОМ ДЕЛЕ.

АРХИТЕКТОРЫ СТРОИЛИ БУДДИЙСКИЕ ХРАМЫ В ВИДЕ ВЫСОКИХ МНОГОЭТАЖНЫХ БАШЕН.

И В НАШИ ДНИ МОДНИЦЫ ЛЮБЯТ НАРЯДЫ ИЗ ЭТОЙ ЛЁГКОЙ ТКАНИ, СЕКРЕТ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОТОРОЙ ДОЛГО СКРЫВАЛИ В ПОДНЕБЕСНОЙ ИМПЕРИИ.

2 ВАРИАНТ Выберите один правильный ответ.

Слуги, общение с которыми было строго запрещено и которые выполняли самую черную работу

1) неприкасаемые 2) изгои 3) неприкосновенные

Какие две реки соединил Великий канал? 1) Инд и Ганг 2) Янцзы и Хуанхэ 3) Тигр и Евфрат

В каком веке на севере Индии образовался Делийский султанат?

1) в начале XIII века 2) в начале XII века 3) в начале XV века

Кто такие самураи? 1) правители Японии 2) ремесленники 3) воины 4) цари Индии

Какое научное открытие было сделано учеными Индии?

1) вычисление площади фигур 2) порох 3) бумага 4) компас

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО КЛЮЧАМ:

1.ФАРФОР, 2. ПОРОХ, 3. ПАГОДА, 4. САМУРАИ, 5. ШЁЛК

ПОСТАВЬТЕ ОТМЕТКУ В ТАБЛИЦУ САМООЦЕНКИ РАБОТЫ

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К НАШЕМУ ПРОБЛЕМНОМУ ВОПРОСУ: ОДНАКОВО ЛИ РАЗВИВАЛИСЬ ЭТИ ГОСУДАРСТВА? ДЛЯ ЭТОГО ВОСПОЛЬЗУЕМСЯ ДИАГРАММОЙ ВЕННА

Читайте также: