Конспект урока 1 класс звуковой анализ слов

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чулкова Т. Н.

Учитель начальных классов

г. Воскресенск

март, 2018

Русский язык 1 класс

Тема : Звуки и буквы. Звуко - буквенный анализ слов.

I этап. Организационный

Эмоциональный настрой.

Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять, грамотно писать.

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся

Всё у нас получится!

Ноги прямо я поставлю, локоточки разведу.

Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь.

II этап. Внедрение в учебную деятельность.

1)Работа в тетрадях . Минутка чистописания. Стр 18 -Для чего это нужно? - чтобы научиться правильно и аккуратно писать.

А) данные букв: Г, П, Т, Р необходимо написать до конца строки , вспоминая имена близких, знакомых вам людей , чьи имена начинаются с этих букв.

Б) написать по образцу слова ПО ПО В ТИ ТО В , почему написаны с большой буквы? Подчеркнуть орфограмму.

( Какие орфограммы вы знаете? (Безударная гласная, удвоенная согласная, сочетания ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ., большая буква в именах собственных, , разделительные ь и ъ знаки.)

в слове ГАЗЕТА найти графические ошибки

Отгадайте загадки.

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук.)

От рождения немые.

Враз заговорят. (Буквы.)

Как различать звуки и буквы?

Постараемся на уроке ответить на этот вопрос.

За горами, за долами, за широкими морями,

Не на небе – на земле

Есть страна, в ней звуки все:

Звонкие, согласные, мягкие и гласные

Дружно в городе живут

Приглашаю вас в увлекательное путешествие по городам Звукоград и Буквоград, чтобы повторить и обобщить ваши знания о звуках и буквах.

IV этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Посмотрим упр 1 стр 18

Что мы знаем о звуках и буквах?

В общении мы используем слова

Слова состоят из звуков и записываются с помощью букв.

Буквы – это знаки письма.

Буквы мы видим, ~ пишем, ~ читаем, ~ называем.

Звуки мы слышим и произносим.

В русском языке звуков больше, чем букв

В русском языке букв – 33. Каждая буква имеет своё место в алфавите и своё название.

На какие две группы мы делим все звуки? (Гласные и согласные.)

Чем гласные звуки отличаются от согласных? (При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград. При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду в виде языка, зубов и губ.)

согласных (21 буква, но 37 звуков)

количество гласных (10 букв, но 6 звуков)

Какие буквы звуков не обозначают? (ъ и ь)

Посмотрим упр 1 стр 18 (устно)

Что ты знаешь о буквах е, ё ,ю, я ?

Буквы е,ё,ю,я обозначают два звука в следующих случаях:

1)в начале слова, например: юла, ёж, Егор, яхта

2) после разделительного ь, например: вьюга, обезьяна, пьеса, польёт

3)после разделительного ъ, например: съезд, подъём, объяснить

4) после гласной: каюта, поела

Прочитаем двустишие

Посмотрите-ка, ребятки: Раки выросли на грядке.

Под берёзами, где тень, Притаился старый день.

Что заметил при чтении двустиший?

Прочитай их правильно, какие буквы заблудились?

Найди слова из четырёх букв . Раки, тень, пень

Упр 2 стр 18 (устно)

Прочитать слова, назвать в них буквы и звуки.

Рысь, ёлка, лес

Правило . Запомни! Звуки на письме обозначаются буквами.

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.

V этап. Актуализация знаний

Спишите слова в упр 3 стр 18 и подчеркни буквы, которыми различаются эти пары слов.

упр 4 стр 18

замените в предложенных словах одну из букв, запишите полученные слов. Подчеркните слова где звуков меньше, чем букв.

Торт-сорт –спорт- курорт

Лень-пень-день-ступень- ремень –мигрень-ячмень

Прежде чем приступить к следующему заданию 1 на стр 18 в рабочей тетради , сделаем Физминутку

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

задание 1 на стр 18

прочитайте слова, подчеркнуть слова, где количество звуков не совподает с количеством букв, а чтобы это сделать нужно выполните звукобуквенный анализ

учитель 7 букв, 6 звуков

алфавит 7.букв, 7 звуков

яблоко 6 букв, 7 звуков

ель 3 буквы, 3 звука

задание 2 на стр 18

Сумеете ли вы зачеркнуть в каждом слове по одной букве так, чтобы получилось другое слово.

Я беда С к лон Г о реть Зал п Э кран Пол к Те п ло Вол к ( бык, используемый в сельскохозяйственных работах)

задание 3 на стр 18

Выполните звукобуквенный анализ

Коньки 5 зв, 6 букв

Ёжик 5 зв, 4 буквы

Работа по учебнику стр 19 с лентой букв

Какае буквы пропущены? Н Ф

Какие это буквы? Согласные

Какие звуки они обозначают? Буква Н обозначает зв. Согл. Н, Н/ , буква Ф обозначает глухой Согл. Ф, Ф/

Физкультминутка

Прохлопайте столько раз,

сколько гласных звуков в словах:

карандаши 4

учительница 5

Потопайте, столько раз,

сколько гласных звуков в словах

Прыгните столько раз,

сколько гласных звуков в словах

задание 5 на стр 19

Загадка

Черные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают, кто их отгадает

БУК / ВЫ 5 б, 5 зв.

Напиши отгадку. Сколько в этом слове букв, звуков? Разделить на слоги, поставить ударение.

задание 6 на стр 19

а) выписать слова в которых 4 буквы стол, мель, змей

б) выписать слова в которых 4 буквы и 4 звука стол, змей

в) выписать слова в которых 4 звука ст о л, я м, зм е й подчеркни буквы, которые указывают количество слогов в слове

г) запиши 2 слова, где звуков больше, чем букв юла, ёж, ель, яма

задание 7 на стр 19( устно)

прочитайте и найдите ошибки

Я СИЖУ У П ЕЧКИ И ЛОВЛЮ РЫБУ

МНЕ НА У Т ОЧКУ ПОПАЛСЯ ( КАРАСЬ)

В каком слове букв больше, чем звуков?

задание 8 на стр 19

Знакомство со словарным словом

Берёза, берёзонька, подберёзовик.

VI этап. Итог. Рефлексия

Звуки на письме …… обозначаются буквами

Звуки мы……. слышим и произносим

Буквы мы… … видим и пишем

Большая сила в буквах есть,

Когда мы можем их прочесть.

Всё дело в том лишь, где и как,

Поставлен в слове каждый знак .

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 050 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.03.2018 3798
  • DOCX 49.5 кбайт
  • 91 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чулкова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, проектор, листы с заданиями для работы в группах.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). На уроке используется системно-деятельностный подход.

1 Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

(Приложение 1) Слайд № 1,2,3,4. На дворе стоит весна,

Вся сиянием полна.
Повернем все лицо на окно
И вдохнем весенний воздух заодно.
А сейчас вы повернитесь все в конец,
Подарите вы гостям улыбки, наконец.
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.

- Я знаю, что вы любите путешествовать? Да.

Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете сами. (Звучит отрывок из м/ф “Паровозик из Ромашково”) слайд № 4 - щелчок

— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну.

— Отправляясь в путешествие, что мы возьмем с собой? (наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.)

- Какую тему мы изучали?

- Что ожидаете от сегодняшнего урока? (изучить что-то новое)

- Что для этого вы должны сделать? (понять, чего мы не знаем, и сами открыть что- то новое.)

Я жду от вас интересных открытий и желаю удачи.

- А какой девиз сегодня будет, попробуйте отгадать?Слайд № 6

Слайд № 7 (“Не говори не умею, а говори, научусь”) Объясните ее смысл.

- С чего мы начинаем наш урок? (С повторения)

2. Самоопределение к деятельности.

1) определить содержательные рамки урока.

2) согласовать тему и цель

- А вот и первая остановка.Слайд № 8

Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес.Слайд № 9На деревьях здесь растут необычные “плоды”. Что это? (Это буквы.) Что из слов можно составить?

Щелчок - Что вы видите? (словарные слова) Как они записаны? Запишите их правильно.

Мальчек, щинок, девачка, учиник.(слайд №9 щелчок

Проверьте по эталону. Оцените себя.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Перед нами вторая остановка.Слайд № 10

- Что вы видите? (сказочный страну)

- Кто там живет? (невидимые жители этого царства) А слышать их можно.

- Попробуйте определить нашу тему и цель урока? Что у вас вызвало затруднение?

  • Как шумят в лесу деревья?
  • Поют птицы?
  • Лает собака?
  • Капает дождь?
  • Слышен шорох шагов?
  • Гремит гром?
  • Как шипит раскаленная сковорода?
  • Как звенит будильник?
  • Как скрипит старая дверь?
  • Как гудит стиральная машина?

Но мы с вами и между собой общаемся, то есть, разговариваем, и для этого нужно знать свой родной язык. Какой? (русский язык)

- Попробуйте определить нашу тему и цель урока? Что у вас вызвало затруднение?

Мы не буквы, мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.

Фонетика – наука о звуках, (щелчок), которые любят петь. Слайд № 11(нажать на паровозик)

- А какие бывают звуки? Слайд №12 (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Звуки дали такую схему и попросили расшифровать вот это слово. Что это за слово?

5. Построение проекта и выхода из затруднения.Слайд 13

-Удобно ли прочитать слово и расшифровать по значкам? (нет)

6. Реализация построенного проекта.

Слайд №14 - И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. (Щелчок) Ему так понравилось, что он захотел поближе познакомиться с жителями Фонетики. Но когда он узнал, что они не видимы, то очень огорчился.

Но он был волшебником, причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному костюмчику. (Щелчок). Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Учитель: с тех пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука был свой “костюмчик”, а каждая буква имела одежду.

- Какая была одежда у них?

Физкультминутка для глаз. Слайд№15 (нажать на паровоз)

- Где можно узнать эту информацию? (в учебниках) Откройте учебник на стр.5

- Что нового узнали? (звуки стали ставить в особых скобках, квадратных, а если звук – мягкий, вверху ставили знак, похожий на запятую) (дети говорят, слайд №16,щелчок, щелчок

- Значит, как можно расшифровать слово забор? (з а б о р) запишите. Щелчок.

7. Первичное закрепление во внешней речи с самопроверкой по эталону.

- Скоро вы быстро и правильно научитесь обозначать буквы – звуками.

Начнем тренироваться. Возьмите карточку. Работа в парах. Вы должны сделать правильный выбор. Затем проверить по эталону.

Лук – 1.(л ук), 2.(лук , )

Гусь – 2. (г у с , ь), 2.(г у с , )

Лес – 1. (л , э с) 2. (л , е с)

Дуб - 1. (д уп) 2. (д у б)

Оцените себя. Слайд № 17

Физминутка. Слайд №18 (нажать на паровоз)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять звуковой анализ слов

Сейчас вам предстоит поработать в группах.

- Определите задание? (Составить из слов предложение, поставить нужный знак в конце предложения, сделать звуковой анализ слов, подчеркнуть “опасные места”)

1 группа. ёж, где, живёт (где живет ёж?) ёж -. живёт -.

2 группа. по, змея, поползла, земле (по земле поползла змея) змея-. земля-.

3 группа. (По небу полетел орёл) орёл, по небу, летел, по орёл -. полетел -.

4 группа. Хорошо, как, лесу, в. (Как хорошо в лесу!) хорошо -. лесу -.

5 группа. Дети пили кисель с пряником. Кисель-. пряник - .

6 группа. По лесу побежала рыжая лиса. Рыжая -. бежала-.

9. Рефлексия учебной деятельности на урок Цель:

1) закрепить в речи новые случаи звукового анализа слов

2) зафиксировать затруднения, которые остались и способы их

3) оценить свою деятельность на уроке

Cлайд №19. Вспомните девиз нашего урока? (“Не говори, не умею, а говори, научусь”)

- На уроке мы. слайд №20

- узнали. (больше о звуках)

- научились. (обозначать звуки особыми значками)

-Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Какая будет следующая цель? (научиться соотносить звуковую и буквенную формы слова.)

- Оцените свою деятельность на уроке?Поставьте себя на лестницу успеха. Слайд 21

- Если у вас все получилось сегодня, не было трудностей – верхняя ступенька.

- Если все получилось, но были трудности незначительные – средняя ступенька.

- Если было очень трудно и неинтересно – нижняя ступенька.

Слайд № 22. Вот и заканчивается наше путешествие. По мосту наш паровозик проехать не может. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, чтобы правильно соотносить буквы и звуки.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Цель: Формировать звуко - буквенный и слоговой анализ слов.

развитие фонематических процессов;

формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов;

закрепление звуко-буквенных связей;

развивать связную речь путём составления распространённых предложений.

коррекция познавательных процессов;

воспитание умения слушать и слышать не только учитель, но и одноклассников;

воспитание чувства ответственности и справедливости.

мультимедийная установка, компьютер.

раздаточный материал: звуковые модели, карточки с заданиями, дерево с заданиями.

Организационный момент. Логопед предлагает пройти речку через мо c тик подходящего цвета детям, имя которых начинается на гласный звук, затем на твёрдый согласный звук и на мягкий согласный звук. Сядет тот, кто придумает ещё слово на этот же звук.

Повторение, изученного материала.

-На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные).

Проведи волнистую линию так, чтобы гласные остались сверху, а согласные — снизу.

- Какой схемой показываем гласный звук? (Дети показывают звуковую модель.).

-Какой схемой показываем согласный звук? (Дети показывают звуковую модель).

-Чем отличаются гласные и согласные звуки? (Гласные звуки тянутся, их можно пропеть, при произнесении гласных звуков рот открыт и воздух не встречает препятствий. Согласные звуки нельзя пропеть, при их произнесении возникает во рту препятствие: или губы, или зубы, или язык.

4. Объявление темы занятия.

1. Переложи кольца пирамидки так, чтобы образовалось новое слово.

2. Найди и выпиши все большие буквы и составь слово, найди и выпиши все маленькие буквы и составь слово.

Назови всё, что нарисовано на картинке (задание выполняется устно по презентации).

На какой звук оканчивается каждое слово?

Какой предмет в каждом ряду лишний?

ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК К В СЛОВЕ? картинке (задание выполняется устно по презентации).






Д.З. Вставь в пропущенные клетки гласные. У каждого кроссворда — свой гласный.

Подведение итогов. Логопед:

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные) .

- Чем они отличаются? (гласные поются, согласные –нет).

- Каким цветом обозначают мягкие согласные? (зеленым).

- Каким цветом обозначают твердые согласные? (синим).

- Какое задание вам понравилось больше всего?

У каждого на парте лежат разноцветные круги. Если вам не понравилось на занятии повесьте на дерево красный круг, если понравилось, но не все было понятно – желтый, а если все было понятно и все понравилось – зеленый.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку (интегрированный) для учащихся 1класса по программе "Школа 21 века".

Визитная карточка урока

Дресвянкина Алина Александровна,

учитель начальных классов

Создание условий для формирования у младших школьников фонематических понятий и умений, проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов.

развивающая: развивать фонематический слух, развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

воспитывающая: воспитывать аккуратность при написании; активную позицию на уроке; познавательный интерес к изучаемому материалу.

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

Планируемые результаты

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные:

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Предметные: проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов с помощью фишек. Сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам; составлять алгоритм предстоящих действий;

Читайте также: