Человек и познание конспект

Обновлено: 07.07.2024

В этой и последующих статьях я расскажу о том, какие вопросы нужно повторить, чтобы чувствовать себя более уверенно в обществознании. Конечно, только этих знаний будет недостаточно для 100 баллов на экзамене, но это поможет устранить главные пробелы и облегчит дальнейшее изучение предмета.

Обществознание включает в себя пять основных разделов :

✅Человек и общество

✅Социальные отношения

Сегодня мы остановимся на разделе "Человек и общество" . В этой статье мы разберем главные вопросы из темы "Человек и познание", а в следующей поговорим о темах "Общество и типы общества" и "Духовная культура" .

❗Научитесь различать понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность" .

  • Любого, кто наделен человеческими чертами, можно назвать индивидом . Индивид - это просто представитель человеческого рода. Индивидом рождаются.
  • Напротив, личностью не рождаются, а формируются в обществе. Процесс формирования и дальнейшего становления личности называется социализацией .
  • Когда мы говорим об индивидуальности , мы имеем в виду что-то особенное, уникальное, что отличает человека от всех остальных.

📖 Повторите тему "Деятельность человека".

  • Прежде всего, обратите внимание на некоторые отличительные черты деятельности человека :
  1. Человек в ходе деятельности самостоятельно ставит цели и достигает их. Это отражает целенаправленный характер деятельности .
  2. Человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и создает новую, удобную для себя среду обитания. Человек строит города, заводы, развивает транспорт. Это означает преобразовательный характер деятельности .
  3. Деятельность человека происходит в обществе. Благодаря общественным отношениям, человек может передавать накопленный опыт из поколения в поколение. Это говорит об общественном характере деятельности .
  • Важно также помнить основные элементы деятельности ( субъект, объект, цель, мотив, средства, результат ).
  • Повторите классификацию форм деятельности. Это игра - она нацелена на получение удовольствия, процесс в игре, как правило, важнее результата; труд - направлен на получение практически полезного результата; учение - направлено на получение знаний; общение - направлено на установление и развитие контактов между людьми, на обмен информацией, эмоциями и т.п.

👉Виды потребностей

Выделите основные виды биологических , социальных и духовных (идеальных) потребностей.

📓Научитесь различать абсолютную и относительную истину

  • Помните, что истина - это знание, которое соответствует тому, что мы познаем. То, что мы познаем, также называется объектом познания .
  • Истина бывает абсолютной и относительной . Абсолютная истина - это полное знание о предмете, к которому мы только стремимся. Практически ни о каком предмете у нас нет полного знания. Например, мы интересуемся какой-нибудь музыкальной группой, но, конечно, мы не знаем все о ней. То, что у нас есть на определенный момент времени, - это относительная истина .
  • Абсолютная истина не может быть изменена или дополнена. Она уже представляет собой полное знание - ее нечем дополнять. А вот относительная истина вполне может быть изменена или дополнена.
  • Можно сказать, что когда человек познает, то он движется от одной относительной истины к другой, стремясь в конечном счете достичь абсолютной истины.

🔬Научитесь различать формы чувственного и рационального познания

  • Наше чувственное познание опирается на органы чувств, а наше рациональное познание - на мышление.
  • К чувственному познанию относятся следующие формы:
  1. ощущение - здесь мы задействуем, как правило, какие-то отдельные органы чувств и мы узнаем об отдельных свойствах предмета. Например, мы слушаем музыку. Мы задействуем наши органы слуха и мы ощущаем, что какие-то звуки громкие, а какие-то тихие и т.д.
  2. восприятие - здесь мы подключаем уже практически все органы чувств, и у нас получается целостная картина предмета. Например, наушники мы можем увидеть, потрогать, послушать в них музыку и т.д.
  3. представление - это образ предмета, который сохранен в нашей памяти. Даже если мы не видим треугольник, мы все равно представляем, как он выглядит. Это благодаря тому, что образ треугольника сохранен в нашей памяти.
  • К рациональному познанию относят следующие формы:
  1. понятие - оно характеризует существенные свойства предмета. Если, допустим, у нас есть понятие о велосипеде, мы можем мысленно выделить его свойства и рассказать о них.
  2. суждение - в нем мы что-то утверждаем или отрицаем о предмете. Например, когда мы говорим: "На улице идет дождь", мы что-то утверждаем. Суждения не обязательно являются истинными - они могут быть и ложными. В ложных суждениях мы тоже что-то утверждаем или отрицаем, но это не соответствует действительности.
  3. умозаключение - в нем мы выводим из одного или нескольких суждений другие. Например, из суждения "На улице идет дождь" мы можем сделать вывод: "Следует взять зонтик с собой".

ОБО МНЕ

Я ЗЕЛЕНСКИЙ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ, РЕПЕТИТОР ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

🖊 ГОТОВЛЮ К ЕГЭ С 2009 Г.

📝Я ВЕДУ НАБОР УЧЕНИКОВ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД.

Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей, механизмов и возможностей познавательной деятельности.

Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

Результат взаимодействия субъекта и объекта – знания об окружающем мире.

Можно познать мир?

Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга. Органы чувств человека – это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир.

Ощущения – это отражение отдельных свойств, качеств предметов и явлений материального мира, субъективный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств. Ощущение – исходный, самый простой элемент познания.

Ощущения дают первую, элементарную форму чувственного познания – восприятие.

Восприятие – это целостный образ, который отображает предметы и явления, что непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта.

В этом случае проявляется более высокая форма чувственного познания – представление.

Представление – это высшая форма чувственного отображения предмета, который

Ощущения, восприятия и представления являются субъективными образами объективного мира.

Чувственное познание является первой важной и необходимой ступенью познания, но

оно еще не дает человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира.

Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной

деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества.

Формы рационального познания (формы мышления) – понятия, суждения, умозаключения – это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание мира.

Понятие – такая форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства реальных предметов и процессов. В процессе познания и практической деятельности недостаточно выяснить только общее, существенное, необходимо познавать связи между явлениями, отношения между ними. А сделать это можно, только объединив понятия в суждения.

Суждение – это форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или

отсутствие какого-нибудь свойства предмета, процесса, утверждается или отрицается что-нибудь.

Необходимость повышения степени обобщенности знаний, их углубления и конкретизации проявляется в умозаключениях (выводах).

Умозаключение (Вывод) – это рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое. Построение должно подчиняться формальной и диалектической логике.

Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведет к формированию истины .

Взгляды на чувственное и рациональное познание

Особенности чувственного и рационального познания

• Непосредственность , выражающаяся в прямом воспроизведении объекта

• Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

• Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

• Опора на результаты чувственного познания

• Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов

• Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений

Истина и её критерии

Истина имеет множество своих граней, аспектов. Можно выделить следующие:

1) объективность – содержание полученных знаний является характеристикой объекта и в этом смысле не зависит от человека;

2) субъективная форма выражения – истина предстает в форме теорий, суждений, умозаключений;

3) относительность – человеческие знания не обладают полнотой, а потому остается

необходимость дальнейшего познания и поиска истины;

4) абсолютность – в человеческом знании, как правило, содержится то, что уже не подлежит пересмотру (истины научных фактов, законы науки).

В процессе познания и практического применения знания человечество может прийти

и приходит к новым открытиям, к разработке нового теоретического знания и новых способов практического действия.

Возможные критерии истины:

  • соответствие законам логики;
  • соответствие ранее открытым законам той или иной науки;
  • соответствие фундаментальным законам;
  • практика;
  • простота, экономичность формы;
  • парадоксальность идеи.

Этапы поиска истины

Функции практики в процессе познания

  • Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
  • Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
  • Цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
  • Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.

Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения.

Относительна , так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Виды человеческих знаний

Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию

Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)

Овладение вещами, преобразование мира

Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии

Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением

Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира

Прототип, предпосылочная база научного знания

Пара научное (околонаучное знание)

Несовместимое с имеющимся научным знанием

Сознательно использующее домыслы и предрассудки

Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности

Задача научного познания - раскрыть сущность предметов и явлений их внутреннюю природу, законы их функционирования и развития.

Особенности научного познания:

  • объективность добываемого знания;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения знаний;
  • универсальность;
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Формы научного познания

Научный факт (сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Гипотеза (основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории;

  • Уточняются
  • Конкретизируются
  • Отбрасываются как заблуждение.

Теория (наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории — закон,

поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Методы научного познания

Эксперимент (проба, опыт)

Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования

Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении

Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования

Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования

Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств

Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств

  • Анализ (разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
  • Синтез (соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
  • Индукция (наведение) – движение мысли от единичных наблюдений к общим выводам.
  • Дедукция (выведение) – движение мысли от общего к единичному наблюдению.
  • Аналогия (соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
  • Моделирование (образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.

Описание исторического процесса во всем его многообразии, с учетом его неповторимых, индивидуальных особенностей.

Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе основного содержания исторического процесса.

Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

  • Формализация (образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
  • Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектная, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же ( познание оказывается самопознанием ).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей. Личностное отношение.

4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция. В социальном познании исключительно велика роль мышления.

Познание — процесс обогащения человека новым знанием.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.

Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.

Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.

Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее

Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие

научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности

познания, доказывают познаваемость мира.

Ключевые слова

Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек всегда стремился к познанию истины.

Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?

Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.

Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём.

Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.

Мир принципиально познаваем

Отрицание познаваемости мира

Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание

Гносеология

Агностицизм, конвенционализм.

Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание.

Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств,

признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти.

Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются

общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без

чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного.

Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие

полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной.

Относительная истина - это неполное верное знание о чём-либо. Она со временем может быть дополнена новым знанием или стать заблуждением. Абсолютная истина - это полное знание, например, форма земли.

Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

непротиворечивое, практика как производство, опыт,

логически стройное знание эксперимент

Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют


В ходе урока учащиеся узнают о том, что такое познание и как оно связано с познанием человека самого себя. В процессе познания и сопоставления себя с окружающими человек познаёт окружающий мир. Стремление человека понять и оценить свои способности помогает ему выжить и успешно действовать в окружающем мире.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Познание человеком мира и самого себя"

У персидского поэта Абу Абдаллах Джафара Рудаки есть такие строки:

«С тех пор, как мир возник во мгле,

Ещё никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

Победы всех земных племён

На всех наречьях всех времён

Познанья путь хвалой венчали

И на скрижалях начертали:

«Познанье – сердца яркий свет,

И действительно, на протяжении всей своей жизни человек постоянно пытается узнать что-то новое.

Вам уже знакома библейская аллегория об Адаме и Еве, об их беззаботной жизни в райском саду, где росли самые разнообразные деревья, плоды которых они могли употреблять в пищу. Бог запретил первым людям лакомиться плодами с древа познания добра и зла. И только хитрый и коварный Змей уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаны из рая.

Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?

Возможно, ею двигало любопытство, а любопытство – не порок, а проявление тяги к познанию, если, конечно, человек не суёт нос в чужие дела.

Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас, и он может быть бесконечным.

В процессе своего существования мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни, например, о том, как приготовить еду, как заштопать дырку на одежде, как вырастить цветы, что такое велосипед и почему он движется и не падает.

Итак, мы можем говорить о том, что познание – это вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Принято выделять два способа познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание окружающего мира с помощью органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

С самых первых мгновений своей жизни человек воспринимает холод, звуки, свет, запахи, вкусы и прикосновения. Одним словом, всё окружающее человека так или иначе воздействует на его органы чувств. Согласитесь, один раз взявшись за горячую сковородку, вы надолго запомните неприятное ощущение, и вряд ли уже осознанно повторите это действие ещё раз.


Рациональное познание – это познание посредством мышления.

К мышлению принято относить любую познавательную деятельность человека. Это может быть:

· Анализ – разделение на части предмета или явления.

· Синтез – объединение разделённых анализом частей и выявление между ними существенных связей.

· Сравнение – сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

· Классификация – объединение предметов по их признакам.

· Обобщение – объединение предметов по общим существенным признакам.

· Конкретизация – выделение частного из общего.

· Абстрагирование – выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Более подробно вы узнаете об этом в старших классах.

Человек взаимодействует с окружающим миром и активно познаёт его в процессе различной деятельности. Это могут быть общение, труд, учёба, игра или творчество.

Например, посильная помощь в ведении домашнего хозяйства помогает расширить представление о труде, его важности и необходимости. Помогая по дому, можно узнать о свойствах некоторых вещей и изменениях, которые с ними происходят. Например, когда вы жарите блинчики, то сперва делаете жидкое тесто, которое, попадая на сковородку, меняет своё первоначальное состояние благодаря высокой температуре.

Так что в следующий раз, когда родители попросят вас помочь по дому, не считайте это нудной обязанностью, но возможностью поэкспериментировать, узнать что-то новое. При этом постарайтесь сделать так, чтобы ваши эксперименты не зашли слишком далеко.

Познание мира начинается с пространства, в котором человек живёт и действует. Со стремления узнать себя и оценить свои способности.

Исторически сложилось так, что это стремление было не только результатом развития пытливого ума человека и природной любознательности, но и важнейшим условием для выживания человека и приспособления его к условиям окружающего мира.

Например, наши предки включали детей в различную деятельность с самого раннего возраста.


Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия и орудий труда; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Все это позволяло не только подготовить их ко взрослой жизни, но и попробовать свои силы в борьбе за выживание.

Именно в процессе познания, наблюдая за повадками диких животных, первобытный человек смог получить те знания, которые помогли приручить их.

Учёные считают, что наши предки приручали многих самых непредсказуемых животных – волков, антилоп, журавлей, страусов, питонов, и даже крокодилов.


Некоторые учёные считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) и огромных пещерных медведей.



Спартанских детей подвергали разным испытаниям. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они занимались физическими упражнениями, учились владеть мечом, метать копьё. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся, могли просто погибнуть. Такие жёсткие методы познания окружающего мира способствовали тому, что спартанцы считались одними из самых искусных воинов античного мира. Достаточно вспомнить хотя бы подвиг спартанского царя Леонида, который вместе с тремястами лучшими своими воинами смог достойно противостоять в фермопильской битве армии персидского царя Ксеркса Первого.

В наши дни основным способом познания окружающего мира для вас прежде всего является учёба в школе.

На уроках биологии, физики, химии приобретаются знания о природе, на уроках истории и обществознания – об обществе, в котором мы живём, об истории нашей страны и так далее.

Формированию полезных навыков и опыта в различных сферах деятельности способствует и общение с другими людьми. Например, вы можете почерпнуть новые знание об окружающем мире, общаясь с родителями, учителями или вашими сверстниками, друзьями и подругами.

Такое общение не только позволяет узнать что-то новое, но и даёт возможность получить ответы на волнующие вас вопросы. Попробуйте вспомнить, о чём чаще всего вы говорите со своими друзьями или родителями, о чём спорите? Согласитесь, что многое из этого позволяет познать окружающий мир и влияет на его восприятие вами.

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства дома и производства автомобилей, для лечения больных и управления государством, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям человек развивается, его интеллект благодаря знаниям общества движется вперёд.

В качестве психологического теста попробуйте на досуге написать своё имя на листе бумаги, а затем на каждую букву записать определение, которое будет вас характеризовать.


Именно сейчас вам предстоит разобраться в себе, в ваших отношениях с окружающими и дать своим действиям правильную оценку. Это очень сложная задача, которая будет под силу не каждому взрослому, но она позволяет накапливать необходимые для взрослой жизни знания и опыт.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали о том, что такое познание и как оно связанно с познанием человеком самого себя.

Осознавая себя и сравнивая с другими людьми, человек познаёт окружающий мир. Стремление человека понять и оценить свои способности помогает ему выжить и успешно действовать в окружающем мире.

zi8

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология (от греч. знание, учение) -это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие– это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Роль рационального познания.

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Основные особенности интуиции:

  • непосредственность,
  • неожиданность,
  • неосознанность путей получения нового знания.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Читайте также: