Конспект урока письмо литературному герою

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Обучение учащихся написанию письма литературному героя на основе посланий, включённых в мини-спектакль "В гостях у Мюнхаузена"и написанных обучающимися после чтения книги Э.Распе на занятии литературного кружка "Теремок". При уточнении почтовых адресов литературных персонажей организуется повторение сюжетов известных книг. Предлагается написание писем с разными целевыми установками

Урок русского языка в 5 классе. Письмо литературному герою.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из видов творческой работы в старших классах, который я провожу после изучения произведения. Учащиеся сами определяют, кому из героев они пишут письмо. Данный прием позволяет объединить работу по развитию речи с развитием творческого мышления уч-ся. Ученик должен суметь выразить свое отношение к герою через его поступки, характер, поведение дать положительную или отрицательную характеристику персонажа. Необычность данной методики интересна уч-ся, мотивирует их размышлять над прочитанным текстом. Такая работа не носит шаблонного характера, избавляет от возможности списывания.

Письмо литературному герою

Один из видов творческой работы в старших классах, который я провожу после изучения произведения. Учащиеся сами определяют, кому из героев они пишут письмо. Данный прием позволяет объединить работу по развитию речи с развитием творческого мышления уч-ся. Ученик должен суметь выразить свое отношение к герою через его поступки, характер, поведение дать положительную или отрицательную характеристику персонажа. Необычность данной методики интересна уч-ся, мотивирует их размышлять над прочитанным текстом. Такая работа не носит шаблонного характера, избавляет от возможности списывания.


ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО


ПИСЬМО СОНЕ МАРМЕЛАДОВОЙ.

Вам пришлось жить в очень тяжёлой обстановке: среди нищеты, разврата, унижения и жестокости. Жизнь уготовила вам много испытаний… Вы жили в ужасной комнате, похожей на шкаф. Вам приходилось терпеть унижение и оскорбления. Переступив через себя, вы вышли торговать своим телом, чтобы родные не умерли с голоду. Но несмотря на весь пережитый вами ужас и грязь, среди которой вы вынуждены были находиться, вы смогли сохранить чистоту души, отзывчивость, способность на самопожертвование. Вы готовы были на всё ради счастья других. Я удивляюсь, как смогла хрупкая и беззащитная девушка не только выдержать всё это, но и прийти на помощь другой заблудшей душе – Родиону Раскольникову.

Вы очень достойная девушка! Мне кажется, что если бы в мире было больше таких людей, как вы, жить стало бы гораздо легче.

Софья Семёновна, вы заслуживаете уважения и счастья.

Я восхищена вами!

М. Логутенкова.

Письмо Родиону Раскольникову.

В принципе, ваша теория существует и в наше время, по ней пытаются жить десятки людей, считающих себя элитой общества. Но не в коем случае с ней нельзя согласиться, так как она противогуманна.

Видов творческих работ для развития письменной речи учащихся очень много. Один из них — это письмо литературному герою, которое обычно пишут после того, как закончат изучать произведение. Данный вид работы сейчас не пользуется большой популярностью в старших классах, так как обучение написанию сочинений сосредоточено на формате ЕГЭ и итогового сочинения. А эта работа не предполагает обращения к героям книг.

сочинение на уроке

III. Беседа с героем (автором) произведения

(деликатное выражение собственной позиции, восхищение или напротив отрицание поступков героя, его поведения) Я с большим интересом прочитал о том, как сложилась Ваша жизнь. В наше время многое по-другому, но благородство, честность и, к большому сожалению, жестокость и несправедливость остались. Я с большим уважением отношусь к Вам и Вашим поступкам. Мне хотелось бы стать таким же смелым и решительным. Любовь к отчему дому, желание восстановить справедливость руководили Вашими действиями. А то, что Вы отказались от мести ради любви к Марии Кирилловне, доказывает Ваше благородство.

Письмо №2

Письмо№3

Сочинение на тему письмо моему герою великой отечественной войны

Предварительный просмотр:

Здравствуй, неунывающий Буратино!

Прошло время. Недавно мне попалась на глаза книжка с твоими приключениями, и я решила ее перечитать. Мне показалось, что твои проделки вызовут у меня такой же веселый смех. Но оказалось, что не все твои поступки я приняла и оценила положительно. Может быть, поэтому мне захотелось написать тебе письмо.

С этого момента ты начинаешь совершать самые несуразные глупости, ошибки, от которых мне было тревожно за тебя. Доверчивый, любопытный, открытый, ты поступал неблагоразумно. Доверившись Лисе Алисе (этой хитрой плутовке) и Коту Базилио (притворщику), позволил одурачить себя. Они обманом пытались забрать у тебя пять золотых монет.

Старая черепаха поступила правильно по отношению к тебе. Она понимала, что ты еще маленький, не знаешь жизни, но у тебя доброе сердце. Недаром Тортилла подарила тебе Золотой ключик. Она верила, что ты сумеешь разгадать его тайну и помочь нуждающимся.

Так шаг за шагом, Буратино, ты становился терпимее, добрее, оставаясь при этом таким же весёлым и проворным. Я радовалась за тебя. Ты оправдал надежды мудрой Тортиллы. После долгих приключений у тебя появились друзья в лице актёров-кукол, которых ты сумел освободить из рук Карабаса-Барабаса. Чтобы добро победило, ты ошибался, совершал несуразные глупости, но был целеустремлённым и активным.

Буратино, благодаря твоим приключениям, я поняла, что добро всегда побеждает, а зло остаётся ни с чем и что хитрецы и льстецы – плохие друзья.

Как хорошо, что сказка с твоими приключениями привела тебя и твоих друзей к заветной двери, за которой ты не будешь огорчать папу Карло (я надеюсь на это).

До скорой встречи, Буратино!

Не могу не высказать Вам, Вера Николаевна, свое негодование. Возможно, это жестоко с моей стороны, но каждый человек имеет право на свое собственное мнение, и я хочу, чтобы Вы его знали, несмотря на боль, которую это может Вам причинить. Вы жестокая женщина, которая не захотела понять чувства боготворившего Вас человека. Он любил возвышенной, чистой, платонической любовью, преклонялся перед Вами. Ведь, возможно, эта любовь освещала бы Вам жизненный путь, Вы ждали именно такую любовь. Ведь Вы хотели быть любимой, не станете же Вы отрицать, что иногда Вас посещали безумные мысли о возможности ответить на эту неземную любовь?

Но что Вас удержало? Приличия? Верность мужу? Осуждение родных? Нет, страх! Да, да, именно страх. Вы смертельно боялись изменить уклад своей жизни, любимое Вами однообразие. И чего Вы добились? Вы убили эту любовь, убили своего поклонника. Все равно, как если бы сами нажали на курок. Вы, конечно, раскаялись и теперь довольно часто задумываетесь о том, как сложилась бы Ваша жизнь, ответь Вы на его благородную любовь.

Но теперь слишком поздно, назад дороги нет, и Вы всю свою жизнь будете задавать себе этот вопрос, и на Вашей совести будет лежать его смерть. Возможно, я ошибаюсь. У меня нет права осуждать Вас, но все же я осуждаю Вас за то, что Вы упустили свой единственный шанс в жизни — быть любимой. Но вы сделали свой выбор.

Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое время первой русской революции. Это оно сообщило купринским картинам — как ни мрачна была их правда — мечту о будущем, страстное ожидание бури, которая очистит и преобразит мир. Заветная мысль Куприна-гуманиста о трагическом противоречии бытия: изначально прекрасный человек среди благой и щедрой природы и — жестокий, противоестественный собственнический строй, несущий ему мучения и гибель.

Куприн не дает никаких оценок и нравоучений. Писатель лишь передает прекрасную и грустную историю о любви. Души героев проснулись в ответ на великую любовь, и это ключевое.

Видов творческих работ для развития письменной речи учащихся очень много. Один из них — это письмо которое обычно пишут после того, как закончат изучать произведение. Данный вид работы сейчас не пользуется большой популярностью в старших классах, так как обучение написанию сочинений сосредоточено на формате ЕГЭ и итогового сочинения. А эта работа не предполагает обращения к героям книг.

Помогите пожалуйста:Напишите письмо своему любимому литературному герою (8 класс)

Здравствуй, Родион Романович!

Жизнь, бесспорно, очень сложна, противоречива, и в сознании отдельного человека всё отражается ещё более неразрешимо, остро. Запутанное в жизни становится ещё более запутанным в голове. В результате получаются крайности: либо “гений”, либо “вошь”, либо преступление, либо отказаться жить совсем. Получается, по-твоему, жить, утверждать себя, не убивая, не презирая других, нельзя; сказать “новое слово” без преступление невозможно. Я считаю это твоё утверждение не только ошибочным, но и странным в своей неправоте. Гамлет тоже спрашивал: “Быть или не быть?”. Но для него этот вопрос — быть или не быть человеком. Ты же отвечаешь — быть. Но кем? Властелином. Наполеоном.

11 стр., 5022 слов

Письмо герою раскольникову. Школьная энциклопедия — письмо раск. …

Далее сообщаю, Родион, о том, что мне приходится жить в ещё более сложное драматическое время:в сегодняшнем мире направо и налево льётся кровь

Полезна ли эта методика?

Нельзя не оценить пользу подобной работы. Во-первых, ребята самостоятельно должны выбирать, какому персонажу они хотят написать. Значит, произведение было учеником прочитано, сделаны выводы, есть любимые и нелюбимые герои. Такая методика дает возможность совместить развитие творческого мышления ребенка и работу по развитию речи. А из деталей сочинения учителю можно сделать выводы, насколько внимательно учащийся прочитал произведение. Школьник учится выражать собственное отношение к персонажу и его взаимодействию с другими героями, характеру, внешности, поведению, речам и поступкам. Необязательно это должен быть положительный герой. Обращаться к отрицательному персонажу и указывать на его ошибки может быть даже интереснее. Во-вторых, такая методика интересна ребятам, мотивирует на размышления о прочитанном, работа не пишется по шаблонам, а самое главное — не дает возможности списать.

Начинаем с азов: что такое эпистолярный жанр?

Письмо герою, так же как и остальные письма, нужно писать, придерживаясь основных правил эпистолярного жанра. Бумажные письма — это особая, уходящая культура. Остановимся на признаках данного жанра. В текстах писем присутствуют и монологи, и диалоги; определенная композиция, особенно в деловых письмах; частое обращение к получателю. Письмо — это иногда единственная форма общения, которая возможна между людьми, не имеющими возможности поговорить лично.

Совет № 1. Старайтесь поймать настроение и вдохновение, когда будете писать. Герои книг должны получить письмо, проникнутое хорошим настроением, почувствовать искреннее отношение.

Совет № 2. Вспомните все детали произведения, которые помогли вам раскрыть характер героя. Найдите в тексте наиболее понравившиеся моменты и проанализируйте их. Подчеркните самые поворотные моменты в жизни героя.

Совет № 3. Перед написанием письма литературному герою обдумайте, какую информацию вы хотите донести до него: предостеречь его от поступков, похвалить, поддержать. Будьте откровенны с адресатом.

Что делаем

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ

: фотографии должны быть авторскими! Допускается использование фотографий, созданных членами вашей семьи или друзьями, с обязательным указанием авторства.

Как правило, большинство сочинений имеют стандартную структуру. Обычно они состоят из вступления, основной части и заключения. Письмо литературному герою Обломову не будет отличаться по структуре от других сочинений. Но не забывайте, что вы пишете именно письмо, а, значит, оно должно выглядеть как послание настоящему человеку. Как выглядит вступление в подобных сочинениях? Его вы обязательно должны начать с обращения к герою. Если персонаж — взрослый человек, обращайтесь к нему по имени и отчеству. Расскажите ему, почему вы решили написать, что именно вас на это воодушевило. В основной части сочинения вы должны рассказать, как вы относитесь к его поступкам, выразить свое отношение к ним. Говоря об Обломове, коснитесь его образа жизни, Объясните ему, что подобное лежание на диване не доведет его до добра. Вспомните, каким он был в молодости, посетуйте на то, что из живого мальчика и интересного юноши он превратился в глыбу, которую нелегко поднять с дивана. Поговорите с ним о его работе, о несостоявшейся карьере. Покажите, как ничтожны его знакомые, которые ходят его проведать. И непременно поразмышляйте о любви, пришедшей к нему в лице Ольги Ильинской. Заканчивая сочинение, не забудьте подвести итог размышлениям и попрощаться с героем.

Обращение к детству героя и пожелания. Продолжение

Илья Ильич, вспомните детство, вспомните, каким Вы были любознательным, живым мальчуганом, пока стремление к знаниям не убили близкие. Именно они сотворили того увальня, который расположился на диване. И только в Ваших силах изменить это положение. В молодости Вы увлекались поэзией. Где это все? Куда подевались юношеские мечты, влюбленность в жизнь? Как Ваш мир уменьшился до старого дивана? А любовь… Неужели Вам не хочется полюбить? Да, наверное, только любовь смогла бы поднять Вас с дивана и заставить жить. Но нужна истинная любовь, горячая, такая, которая сможет пробудить жизнь в Вас. Илья Ильич, непременно прислушайтесь к советам своего доктора. Ведя такой образ жизни, Вы не проживете долго: начнутся проблемы с сердцем. Дорогой Илья Ильич, прощаюсь и очень надеюсь, что Вы внемлете моим советам и поменяетесь.

Здравствуйте, уважаемый Илья Ильич Обломов. После долгих размышлений, наконец, пришло решение написать Вам письмо. Что подтолкнуло к этому решению? Поговаривают, что Вы много времени проводите, лежа на диване в старом халате. Илья Ильич, как же можно самые лучшие годы прожить взаперти, в душной комнате, в скуке, ведь Вы упускаете так много! Выйдите на улицу, а заодно прихватите и Захара, посмотрите, какой свежий воздух, какие милые барышни прогуливаются по бульварам, здесь вокруг все дышит жизнью. Зачем Вы хороните себя в столь молодом возрасте? Жизнь Ваша застыла на одном месте. Дни тянутся, а ничего не меняется, лишь один Захар становится все более наглым и чаще отлынивает от работы. Недавно Вам пришло письмо, в котором сообщается, что дела в имении обстоят скверно. При бездействии Вы потеряете его. Ради Бога, не доверяйте Тарантьеву, ведь он — первостатейный мошенник, и очень жаль, что Вы этого не видите. Он же Вас обдерет как липку!

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по развитию речи в 10 классе "Письмо как средство характеристики литературного героя"

Конспект урока по развитию речи в 10 классе

Письмо как средство характеристики литературного героя

Иванова Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с.Среднее Аверкино

Обучающие: актуализировать знания учащихся о письменных жанрах, языковых особенностях письма, совершенствовать умения и навыки организованной речи в эпистолярном жанре;

Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей обучающихся; продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения;

Воспитывающие: совершенствовать навыки нравственного анализа текста, прививать навыки культурного общения, сконцентрировать внимание на ценностях родного языка, содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.

Тип урока: урок развития речи.

Образовательные технологии, использованные на уроке: личностно-ориентированное обучение, РКМЧП, технология сотрудничества.

С помощью письма лучше всего проживаешь человека.

Актуализация ранее изученного.

Составление кластера о письменных и устных стилях речи.

художественный научный публицистический официально-деловой разговорный

- Объясните смысл слов Мопассана из эпиграфа к уроку.

Обобщение знаний о письме. Составление синквейна

обращаемся рассказываем рассуждаем

письмо относится к эпистолярному жанру

Работа с цитатами.

Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века.

Пишите такие письма, которые ты хотел бы получать.

Дневник – это Я, письмо – это Ты.

В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы.

- Объясните, как вы понимаете эти высказывания.

Мотивация учебной деятельности.

Ты не угадаешь, мой ангел, откуда я тебе пишу: из Павловска, между Берновом и Малинниками, о которых, вероятно, я тебе много рассказывал. /…/ Письмо это застанет тебя после твоих именин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица. Прощай, мой ангел, целую тебя крепко.

-Кому принадлежит это письмо? Как вы догадались? Какие строки вам помогли это определить?

-Кому оно адресовано?

-Назовите те элементы из письма А.С.Пушкина, без которых не может быть любого письма. (Дата, обращение мой ангел , заключительная часть, подпись).

Работа над темой урока.

1) Повторение правил переписки.

Своевременно отвечать на письма.

Писать на качественной бумаге аккуратным почерком.

Грамотно оформлять письма.

Писать вежливо, желательно конкретно, ясно, с уважением к адресату.

Придерживаться композиции письма (приветствие, вступление, основная часть, заключение).

Ставить разборчивую подпись, число

2) Повторение языковых особенностей письма:

Доброжелательный контакт с использованием этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания…)

Смешение типов речи.

Дата написания письма.

Слова адресат и адресант являются паронимами. Адресат-это получатель корреспонденции, тот, кому адресовано почтовое отправление /лицо или учреждение/, тот, к кому обращаются /адресуются/. Например, уточнить адресата, адресат выбыл.

Адресант же – это отправитель, тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление. Вот он – то и допускает ошибки при написании самого адреса или забудет указать индекс.

- В последнее время письмо, как эпистолярный жанр, незаслуженно забытый вид общения – вы всё чаще пользуетесь электронной почтой и общением с помощью SMS . Между тем письмо – это лирическое произведение, потому что автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания, основываясь на реальных событиях. В письме мы стараемся, чтобы речь наша была выразительной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры. Ведь нам порой очень важно выбрать единственно необходимое и точное слово.

-Какие разновидности писем вам известны?

Любовные, дружеские, фронтовые, служебные, солдатские…

- Вспомним художественные произведения, составной частью которых являются письма. Кто кому пишет? Назовите автора и название произведения.

- Какую роль играют письма в произведениях?

Письмо – одно из средств характеристики литературного героя наряду с портретом, речью, пейзажем, вещной деталью…

Творческая работа в группах.

Конструирование письма литературного героя. Определите автора и название произведения (в конверте находятся разрезанные фрагменты письма литературного персонажа, которые надо расположить по порядку). Подготовьте ответ на вопрос: какие черты характера героя комедии раскрываются в письме?

А) Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали нашерамыжку /… / Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер /…/

Б) А впрочем, народ гостеприимный и радушный. Прощай, душа Тряпичкин /…/ Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку…

В) Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать…

Г) Во-первых, городничий – глуп, как сивый мерин… Почтмейстер точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую… Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная свинья в ермолке… Смотритель училищ протухнул насквозь луком… Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон…

2. Составление письма литературному герою.

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием, потому что людям необходимо общаться. Предлагаю вам вспомнить прочитанные произведения, принадлежащие перу классиков русской литературы, нашедшие отклик в вашей душе, и написать литературному герою письмо, в котором вы будете иметь возможность выразить к нему своё отношение.

Среднее Аверкино, 24.03.2013

Мы не представляем своей жизни без матерей, грудью которых вскормлен весь мир. Наверно, страшно остаться в любом возрасте без её нежности и ласки. Дитя без родной матери что земля без солнца. Вернуть твою маму к жизни невозможно. Но ты вспомни, что она оставила тебе в наследство: умение любить каждого человека, ничего не требуя взамен. Её нежность и доброта помогли тебе вырасти добрым, чутким и совестливым сыном. Вспомни эпизоды со скатертью, издевательством над Иленькой Грап и старым учителем.

Выражаем наиглубочайшие соболезнования тебе и твоей семье. Крепись, Николенька!

Среднее Аверкино, 24.03.2013

Мы, ровесники вашего сына, обращаемся к вам, родители Игоря! Хотелось бы, прежде всего, поддержать вас и посочувствовать вашему горю: вы навсегда потеряли взрослого сына, с такой любовью взращённого бабушкой, отдававшей внуку всю свою любовь, посвятившей его воспитанию свою жизнь. Теперь, вероятно, вы осознали всю глубину свершившейся трагедии и поняли главную ошибку, допущенную вами. У Игоря было всё, что может пожелать себе каждый из нас: квартира, полный холодильник деликатесов, модная одежда, деньги. Отсутствие времени на сына вы пытались заменить бесчисленными дорогими подарками. И совсем не замечали, что все имеющиеся дары Игорь с удовольствием обменял бы на вашу любовь, внимание, совместную жизнь и времяпровождение. Сын рос, а вы и не замечали тоски в его глазах. А она давила его и, в конце концов, привела к трагедии, которая не могла не случиться. Он разбился в день рождения на подаренном вами мотоцикле и сделал это, кажется, осознанно.

Ну что ж, пришло вам время собирать камни. Вы получили горький урок жизни – не дай Бог никому! Не хотелось бы нам оказаться на месте вашего сына ни до, ни в день трагедии.

Рефлексия. Продолжите предложение:

Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка.- М.: 1984

Гоголь Н.В. Ревизор.- М.: Художественная литература, 1975

Гончаров А.Н. Обломов.- М.: Художественная литература, 1973

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.- М.: Художественная литература, 1971

Читайте также: