Конспект урока внеклассного чтения знаменитые русские сказочники

Обновлено: 02.07.2024

– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

Актуализация знаний.

– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

– Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

Изучение нового материала.

– Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

– Есть ли на обложках книг фамилия автора?

– Перелистайте страницы книг. В вашей книге одна сказка или несколько?

– Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.

– Как нам найти сказку, которую захотим прочитать?

Закрепление изученного.

– Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар-птица, Сивка-бурка и т.д.)

Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы:

наличие устаревших слов;

борьба добра и зла;

добро побеждает зло;

Литературная игра.

– Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший за ответы большее количество жетонов, – победитель.

Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка.

Ах ты, Петя – простота,

Не послушал ты кота,

Выглянул в окошко…

А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…

Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Из какой герои сказки?

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

Как сказка называется?

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Вспомни правильные названия сказок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы с детства любим сказки и верим в чудеса. Сказок написано превеликое множество. Они помогают нам различать добро и зло, учат мечтать и верить в лучшее.

(интегрированный урок внеклассного чтения по сказкам зарубежных писателей для 5 класса: литература – музыка - изобразительное искусство).

ЦЕЛЬ: расширение читательского кругозора; систематизация знаний об авторской сказке; воспитание эстетического вкуса.

Х О Д У Р О К А

1. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.

- Ребята, вы любите читать сказки? Чем они вас привлекают? Что в них необычного? (В них случаются чудеса)

- А вы любите чудеса? А путешествовать? Вы не будете возражать, если сейчас мы отправимся с вами в путешествие? Но путешествие это будет не простое, а сказочное. А на чём же мы будем путешествовать? (учащиеся предлагают свои варианты)

- Для сказочного путешествия идеально подходит предмет, с помощью которого сказочные герои проделывали долгий путь за короткое время. (Ковёр-самолёт) Какой волшебник нам его


п одарил? (В. Васнецов).

- А какие его картины вы ещё знаете? Каких сказочных героев он на них изобразил?

- Теперь приготовьтесь, пожалуйста, к путешествию. Смотрите внимательно и слушайте, ничего не пропуская, а самое главное и интересное заносите в свой дневник путешественника (рабочую тетрадь). Вместе с нами будут путешествовать два журналиста, которые тоже будут записывать всё, а потом, возможно, даже возьмут у вас интервью и напишут статью в газету о нашем путешествии (индивидуальные задания двум учащимся).

- А теперь, ребята, в путь. Нам предстоит побывать в гостях у самых необычных людей из разных стран – у знаменитых на весь мир сказочников. Представьте себе, что мы садимся на ковёр-самолёт, как наши сказочные герои на картине. Уселись? Сказка начинается! Мы поднимаемся в воздух, набираем скорость и мчимся в далёкие края. Что мы можем видеть внизу? (Устное словесное рисование. Это должны быть только сказочные пейзажи!)

2. Основная часть урока.

- Вот и первый пункт нашего путешествия. Мы прилетели во Францию XYII века, где нас встречает удивительный человек с необычным именем, которое он назовёт нам сам.

Ученик в роли Шарля Перро:

- Меня зовут Шарль Перро. Сначала я был известным государственным деятелем и поэтом. 20 лет я верой и правдой служил королю Людовику XIY, 20 лет я управлял строительством королевских служб, но не получил за это никакой награды. И тогда я решил заняться литературой. Я начал писать сказки. Но они никогда бы не удались мне, не дожили до ваших дней, ребята, если бы я не любил детей. В глазах моих современников я выглядел чудаком, когда после смерти жены решил заняться воспитанием четверых детей. Я занялся этим не только из чувства долга, но и потому, что с детьми мне было по-настоящему интересно и весело. Мы жили дружно. Часто устраивали вечера сказок, на которых снова и снова рассказывались приключения любимых героев моих сказок. А вы, ребята, каких героев моих сказок знаете?

- А есть ли среди них ваши любимые герои? Кто они?

- Кто из вас расскажет сказку о своём любимом сказочном герое? (Учащиеся рассказывают фрагмент сказки Ш.Перро)

- Прекрасная, пленительная музыка. Но нам пора в дорогу. Теперь мы летим в Германию XYIII века, где нас встречают сразу два волшебника.

Два ученика в роли Якоба и Вильгельма Гримм:

- Мы братья. Меня зовут Якоб.

- А меня Вильгельм. Но у нас одна фамилия – Гримм.

- Вы, конечно, нас хорошо знаете.

- Мы даже родились через год и всегда были вместе.

- У нас было суровое детство, мы с трудом получили образование.

- Нам пришлось много работать из-за каждого куска хлеба.

- Но мы ценой своего неустанного труда стали профессорами.

- И даже получили кафедры в университете. Я изучал немецкую литературу и фольклор. А вы, ребята, должны знать, что такое фольклор. Кто мне скажет, что такое фольклор? (Учащиеся отвечают).

-А я изучал немецкий язык и его историю.

- Но нашей самой большой заслугой было издание сборника народных сказок.

- В нашем сборнике их было более двухсот. Среди них сказки о животных, бытовые и, конечно, волшебные.

- И мы знаем, что ещё с ХIХ века дети России стали читать наши сказки.

- Кто мог бы продолжить сказку? (Учение продолжает пересказ сказки).

- А какой девиз был у этого героя?

- Вам нравится этот герой? Такой хвастунишка? Почему? Потому что всегда рассчитывал не на физическую силу, а на силу ума).

- Молодцы, вы очень помогли героям, в сё потому, что хорошо знаете сказки. Здесь же, в Германии, в то же время жил другой сказочник. И нам обязательно надо с ним встретиться.

Ученик в роли Вильгельма Гауфа:

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вильгельм Гауф. Я пришёл к вам из ХIХ века. Родился я в Германии в Штудгарте в бюргерской семье. Когда мне исполнилось 7 лет, отец умер, а мать вместе с нами переехала к деду. В доме моего деда была богатая библиотека, и я не упускал случая, чтобы не прочитать

-Кто из вас хочет всем остальным ребятам рассказать мою сказку? (Учащийся рассказывает сказку В. Гауфа).

- Сейчас мы с вами попали на выставку картин (иллюстрации учащихся к сказкам). Здесь можно встретить иллюстрации к самым разным сказкам. Давайте определим, к каким сказкам сделаны иллюстрации? А какие моменты из сказок запечатлели на своих рисунках юные художники? У нас ещё много интересного впереди. А сейчас наша задача такая: выбрать лучшую иллюстрацию, чтобы подарить Музею Сказки. (Выбирают, обосновывая).

- И ещё одна встреча в Германии. Имя этого человека очень длинное. Давайте посмотрим сначала отрывок из фильма об этом человеке. (Смотрят отрывок из фильма). Итак, это Эрнест Теодор Амадей Гофман.

Ученик в роли Эрнеста Теодора Амадея Гофмана:

- Кто написал эту удивительную музыку? (Тоже П.И.Чайковский)

- Сейчас наш путь лежит в Швецию. Мы познакомимся с человеком, который, прожив 82 года, неустанно боролся и трудился. Он боролся против войны, нищеты, отстаивал права женщин. Имя этого человека - Сельма Лагерлёф. Ученица в роли Сельмы Лагерлёф:

- Путешествуя, мы побывали в мире музыки и живописи, но мы не можем не побывать в мире книги. Все вы, ребята, хорошо знаете сказки, поэтому они и пришли к вам в гости. Но, вероятно, не все книги вы читали, поэтому вы можете записать те сказки, которые хотели бы прочесть.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1)Журналистам – написать статью в газету.

2)Всем остальным учащимся – написать письмо своим родственникам или друзьям, в котором рассказать о своём волшебном путешествии, правильно оформив адрес на конверте.

Развивающие: формировать и развивать навыки выразительного чтения, творческой активности учащихся, воображения, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, воспитывать любовь к животным.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Знают название и авторов литературных сказок.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные: ставить учебную задачу, выполнять контроль и коррекцию результата своей работы на основе сравнения с эталоном.

Познавательные: сравнивать выражения, находить сходства и отличия, выполнять действия по аналогии.

Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических высказываний.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

Приготовились к уроку, убрали все лишнее со столов. Сели ровно, выпрямили спинки.

- Послушайте внимательно стихотворение

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

- О чем это стихотворение? Чему нас учат сказки? Какой вывод мы можем сделать?

Слушают стихотворение

Комментируют:

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

Надо читать как можно больше сказок.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, вспомните, что такое сказка?

- Какие еще литературные жанры вы знаете?

- Чем сказка отличается от других жанров?

- У нас на выставке представлены книги. Рассмотрите их обложки.

- Что можно сказать об обложках этих книг, что в них общего?

- А чем они различны?

- Так какие же бывают сказки?

- Посмотрите внимательно на портреты. Узнали ли вы этих писателей? Кто это?

- Соединим автора с его книгой.

- Итак, с какими же сказками мы встретимся на уроке?

- А какие цели перед собой поставим?

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Отвечают на вопросы:

– Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.

- Басня, ода, рассказ, баллада.

- Отличия: всегда в сказке побеждает добро, каждое повествование носит поучительный характер. Четко прослеживается мысль о том, что доброта, трудолюбие, скромность вознаграждаются, а хитрость и зло получают по заслугам. Нередко один и тот же герой присутствует в разных сказках, сохраняя свои характерные черты, в то время как в других жанрах персонажи связаны только со своим произведением.

- Русские народные, литературные, авторские.

- Владимир Федорович Одоевский, Самуил Яковлевич Маршак, Ганс Христиан Андерсен.

- Будем говорить о сказках любимых писателей.

Для чего нужны сказки, чему они нас учат.

3. Закрепление ранее изученного материала.

- Дома вы по группам готовили проект

- Какие цели и задачи перед нами стояли?

- Ребята, из какой сказки этот отрывок?

1 группа представляет свой проект (кроссворд).

- Чему нас учит эта сказка?

- Ребята, из какой сказки этот отрывок?

2 группа представляет свой проект (буклет).

- Сейчас вторая группа представит нам сценку, а вы догадайтесь из какого это отрывка.

Сценка на выбранный отрывок.

- Сделаем вывод, чему нас учит эта сказка?

- Ребята, из какой сказки этот герой?

- Чему нас учит эта сказка?

Оценивает работу обучащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Каждая группа рассказывает классу о прочитанных книгах и их авторах, знакомит с избранной сказкой и загадывает загадки по прочитанному.

Цели и задачи называют:

Вспомнить, какие бывают сказки.

Рассказать о своей любимой книге.

Для чего нужны сказки, чему они нас учат.

Высказывают мнение:

Представляют проект

- Сказка "Снежная королева" учит нас доброте, любви, состраданию, беречь и ценить дружбу, верность, преданность. Это нежная и трогательная история о любви и дружбе. В этой сказке девочка по имени Герда отправилась в опасное путешествие с целью спасти мальчика Кая от плена.

Высказывают мнение:

- Добрый человек, пройдя все испытания на своем пути, преодолевает их. Учит нас тому, что добро всегда побеждает зло.

Представляют проект

- Учит нас не лениться, иначе ничего от жизни не получишь. Ленивица не пожелала ничего делать в доме Мороза Ивановича и поплатилась за это.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Организует выполнение самостоятельной работы.

Цель: проверить полученные знания.

- Каждой группе нужно нарисовать по одному выбранному герою. В этом герое должно быть собрано как можно больше элементов известных сказочных героев. Например, хвост Русалочки, гребень Петуха, меч богатыря и т.д. Обязательно придумайте герою имя. На это задание у вас три минуты.

Оценивает отдельных учащихся.

Организует выставку

Выполняют задание самостоятельно:

Осуществляют проверку.

Исправляют ошибки.

5. Включение в систему знаний и повторений.

Работа в группах:

- Вам нужно соединить полезные советы, и сказать из какой они сказки.

Не открывай двери незнакомым людям.

Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.

Покушал, вымой за собой посуду.

Не ходи по лесу один.

Помогай друзьям в трудных ситуациях.

Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.

Не выполняй просьбы малознакомых людей.

Пей только чистую воду.

Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход.

Читай художественные и научные книги.

Не ешь много сладкого.

2 – ореховая шкарлупа (служила постелью) 3 – цветы розы (кто выращивал их на окне?)

4 – Мука (кто сделан из этого продукта?) 5 – яблоко (кого отравил этот фрукт?)

6 – корзинка (в какой сказке собирали в него подснежники?)

7 - туфелька (кто её потерял)

8 – зеркало (в какой сказке оно принесло большое горе?)

- У каждого на столах лежат смайлики, покажем зеркальцу свое настроение.

Вот наше путешествие закончилось. Все ребята показали себя настоящими читателями и знающими сказки. Я надеюсь, вам было интересно и мы ещё не раз будем отправляться в такие путешествия.


Урок способствует развитию читательского интереса у учеников младших классов. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Описание разработки

Цель:

познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра;

развивать познавательный интерес, мышление, речь;

формировать умение передавать содержание произведения;

воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя;

пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству, русской словесности.

– Проверить готовность к уроку.

– На доске запись:

– Разделите строчки на слова.

– Что вы заметили? Какие предложения получились?

– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

– Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

– Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

– Есть ли на обложках книг фамилия автора?

– Перелистайте страницы книг. В вашей книге одна сказка или несколько?

– Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.

– Как нам найти сказку, которую захотим прочитать?

Распределяются роли: Рассказчик, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка; разыгрывается спектакль.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

– Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки читали вы дома. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.

– Вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется (пересказы детей).

– Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар - птица, Сивка - бурка и т. д. )

Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы:

наличие устаревших слов;

борьба добра и зла;

добро побеждает зло;

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Вот её мы посадили (наклониться)

И водой её полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

– Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший за ответы большее количество жетонов, – победитель.

Читайте также: