Конспект урока внеклассного чтения знаменитые русские сказочники
Обновлено: 02.07.2024
– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
Актуализация знаний.
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
– Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
Изучение нового материала.
– Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?
– Есть ли на обложках книг фамилия автора?
– Перелистайте страницы книг. В вашей книге одна сказка или несколько?
– Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.
– Как нам найти сказку, которую захотим прочитать?
Закрепление изученного.
– Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар-птица, Сивка-бурка и т.д.)
Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы:
наличие устаревших слов;
борьба добра и зла;
добро побеждает зло;
Литературная игра.
– Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший за ответы большее количество жетонов, – победитель.
Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов!
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
Ах ты, Петя – простота,
Не послушал ты кота,
Выглянул в окошко…
А дорога – далека,
А корзина – нелегка.
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок…
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Из какой герои сказки?
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
Как сказка называется?
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Вспомни правильные названия сказок.
Все мы с детства любим сказки и верим в чудеса. Сказок написано превеликое множество. Они помогают нам различать добро и зло, учат мечтать и верить в лучшее.
(интегрированный урок внеклассного чтения по сказкам зарубежных писателей для 5 класса: литература – музыка - изобразительное искусство).
ЦЕЛЬ: расширение читательского кругозора; систематизация знаний об авторской сказке; воспитание эстетического вкуса.
Х О Д У Р О К А
1. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.
- Ребята, вы любите читать сказки? Чем они вас привлекают? Что в них необычного? (В них случаются чудеса)
- А вы любите чудеса? А путешествовать? Вы не будете возражать, если сейчас мы отправимся с вами в путешествие? Но путешествие это будет не простое, а сказочное. А на чём же мы будем путешествовать? (учащиеся предлагают свои варианты)
- Для сказочного путешествия идеально подходит предмет, с помощью которого сказочные герои проделывали долгий путь за короткое время. (Ковёр-самолёт) Какой волшебник нам его
п одарил? (В. Васнецов).
- А какие его картины вы ещё знаете? Каких сказочных героев он на них изобразил?
- Теперь приготовьтесь, пожалуйста, к путешествию. Смотрите внимательно и слушайте, ничего не пропуская, а самое главное и интересное заносите в свой дневник путешественника (рабочую тетрадь). Вместе с нами будут путешествовать два журналиста, которые тоже будут записывать всё, а потом, возможно, даже возьмут у вас интервью и напишут статью в газету о нашем путешествии (индивидуальные задания двум учащимся).
- А теперь, ребята, в путь. Нам предстоит побывать в гостях у самых необычных людей из разных стран – у знаменитых на весь мир сказочников. Представьте себе, что мы садимся на ковёр-самолёт, как наши сказочные герои на картине. Уселись? Сказка начинается! Мы поднимаемся в воздух, набираем скорость и мчимся в далёкие края. Что мы можем видеть внизу? (Устное словесное рисование. Это должны быть только сказочные пейзажи!)
2. Основная часть урока.
- Вот и первый пункт нашего путешествия. Мы прилетели во Францию XYII века, где нас встречает удивительный человек с необычным именем, которое он назовёт нам сам.
Ученик в роли Шарля Перро:
- Меня зовут Шарль Перро. Сначала я был известным государственным деятелем и поэтом. 20 лет я верой и правдой служил королю Людовику XIY, 20 лет я управлял строительством королевских служб, но не получил за это никакой награды. И тогда я решил заняться литературой. Я начал писать сказки. Но они никогда бы не удались мне, не дожили до ваших дней, ребята, если бы я не любил детей. В глазах моих современников я выглядел чудаком, когда после смерти жены решил заняться воспитанием четверых детей. Я занялся этим не только из чувства долга, но и потому, что с детьми мне было по-настоящему интересно и весело. Мы жили дружно. Часто устраивали вечера сказок, на которых снова и снова рассказывались приключения любимых героев моих сказок. А вы, ребята, каких героев моих сказок знаете?
- А есть ли среди них ваши любимые герои? Кто они?
- Кто из вас расскажет сказку о своём любимом сказочном герое? (Учащиеся рассказывают фрагмент сказки Ш.Перро)
- Прекрасная, пленительная музыка. Но нам пора в дорогу. Теперь мы летим в Германию XYIII века, где нас встречают сразу два волшебника.
Два ученика в роли Якоба и Вильгельма Гримм:
- Мы братья. Меня зовут Якоб.
- А меня Вильгельм. Но у нас одна фамилия – Гримм.
- Вы, конечно, нас хорошо знаете.
- Мы даже родились через год и всегда были вместе.
- У нас было суровое детство, мы с трудом получили образование.
- Нам пришлось много работать из-за каждого куска хлеба.
- Но мы ценой своего неустанного труда стали профессорами.
- И даже получили кафедры в университете. Я изучал немецкую литературу и фольклор. А вы, ребята, должны знать, что такое фольклор. Кто мне скажет, что такое фольклор? (Учащиеся отвечают).
-А я изучал немецкий язык и его историю.
- Но нашей самой большой заслугой было издание сборника народных сказок.
- В нашем сборнике их было более двухсот. Среди них сказки о животных, бытовые и, конечно, волшебные.
- И мы знаем, что ещё с ХIХ века дети России стали читать наши сказки.
- Кто мог бы продолжить сказку? (Учение продолжает пересказ сказки).
- А какой девиз был у этого героя?
- Вам нравится этот герой? Такой хвастунишка? Почему? Потому что всегда рассчитывал не на физическую силу, а на силу ума).
- Молодцы, вы очень помогли героям, в сё потому, что хорошо знаете сказки. Здесь же, в Германии, в то же время жил другой сказочник. И нам обязательно надо с ним встретиться.
Ученик в роли Вильгельма Гауфа:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вильгельм Гауф. Я пришёл к вам из ХIХ века. Родился я в Германии в Штудгарте в бюргерской семье. Когда мне исполнилось 7 лет, отец умер, а мать вместе с нами переехала к деду. В доме моего деда была богатая библиотека, и я не упускал случая, чтобы не прочитать
-Кто из вас хочет всем остальным ребятам рассказать мою сказку? (Учащийся рассказывает сказку В. Гауфа).
- Сейчас мы с вами попали на выставку картин (иллюстрации учащихся к сказкам). Здесь можно встретить иллюстрации к самым разным сказкам. Давайте определим, к каким сказкам сделаны иллюстрации? А какие моменты из сказок запечатлели на своих рисунках юные художники? У нас ещё много интересного впереди. А сейчас наша задача такая: выбрать лучшую иллюстрацию, чтобы подарить Музею Сказки. (Выбирают, обосновывая).
- И ещё одна встреча в Германии. Имя этого человека очень длинное. Давайте посмотрим сначала отрывок из фильма об этом человеке. (Смотрят отрывок из фильма). Итак, это Эрнест Теодор Амадей Гофман.
Ученик в роли Эрнеста Теодора Амадея Гофмана:
- Кто написал эту удивительную музыку? (Тоже П.И.Чайковский)
- Сейчас наш путь лежит в Швецию. Мы познакомимся с человеком, который, прожив 82 года, неустанно боролся и трудился. Он боролся против войны, нищеты, отстаивал права женщин. Имя этого человека - Сельма Лагерлёф. Ученица в роли Сельмы Лагерлёф:
- Путешествуя, мы побывали в мире музыки и живописи, но мы не можем не побывать в мире книги. Все вы, ребята, хорошо знаете сказки, поэтому они и пришли к вам в гости. Но, вероятно, не все книги вы читали, поэтому вы можете записать те сказки, которые хотели бы прочесть.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1)Журналистам – написать статью в газету.
2)Всем остальным учащимся – написать письмо своим родственникам или друзьям, в котором рассказать о своём волшебном путешествии, правильно оформив адрес на конверте.
Развивающие: формировать и развивать навыки выразительного чтения, творческой активности учащихся, воображения, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, воспитывать любовь к животным.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Знают название и авторов литературных сказок.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные: ставить учебную задачу, выполнять контроль и коррекцию результата своей работы на основе сравнения с эталоном.
Познавательные: сравнивать выражения, находить сходства и отличия, выполнять действия по аналогии.
Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических высказываний.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
Приготовились к уроку, убрали все лишнее со столов. Сели ровно, выпрямили спинки.
- Послушайте внимательно стихотворение
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
- О чем это стихотворение? Чему нас учат сказки? Какой вывод мы можем сделать?
Слушают стихотворение
Комментируют:
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
Надо читать как можно больше сказок.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, вспомните, что такое сказка?
- Какие еще литературные жанры вы знаете?
- Чем сказка отличается от других жанров?
- У нас на выставке представлены книги. Рассмотрите их обложки.
- Что можно сказать об обложках этих книг, что в них общего?
- А чем они различны?
- Так какие же бывают сказки?
- Посмотрите внимательно на портреты. Узнали ли вы этих писателей? Кто это?
- Соединим автора с его книгой.
- Итак, с какими же сказками мы встретимся на уроке?
- А какие цели перед собой поставим?
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Отвечают на вопросы:
– Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.
- Басня, ода, рассказ, баллада.
- Отличия: всегда в сказке побеждает добро, каждое повествование носит поучительный характер. Четко прослеживается мысль о том, что доброта, трудолюбие, скромность вознаграждаются, а хитрость и зло получают по заслугам. Нередко один и тот же герой присутствует в разных сказках, сохраняя свои характерные черты, в то время как в других жанрах персонажи связаны только со своим произведением.
- Русские народные, литературные, авторские.
- Владимир Федорович Одоевский, Самуил Яковлевич Маршак, Ганс Христиан Андерсен.
- Будем говорить о сказках любимых писателей.
Для чего нужны сказки, чему они нас учат.
3. Закрепление ранее изученного материала.
- Дома вы по группам готовили проект
- Какие цели и задачи перед нами стояли?
- Ребята, из какой сказки этот отрывок?
1 группа представляет свой проект (кроссворд).
- Чему нас учит эта сказка?
- Ребята, из какой сказки этот отрывок?
2 группа представляет свой проект (буклет).
- Сейчас вторая группа представит нам сценку, а вы догадайтесь из какого это отрывка.
Сценка на выбранный отрывок.
- Сделаем вывод, чему нас учит эта сказка?
- Ребята, из какой сказки этот герой?
- Чему нас учит эта сказка?
Оценивает работу обучащихся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Каждая группа рассказывает классу о прочитанных книгах и их авторах, знакомит с избранной сказкой и загадывает загадки по прочитанному.
Цели и задачи называют:
Вспомнить, какие бывают сказки.
Рассказать о своей любимой книге.
Для чего нужны сказки, чему они нас учат.
Высказывают мнение:
Представляют проект
- Сказка "Снежная королева" учит нас доброте, любви, состраданию, беречь и ценить дружбу, верность, преданность. Это нежная и трогательная история о любви и дружбе. В этой сказке девочка по имени Герда отправилась в опасное путешествие с целью спасти мальчика Кая от плена.
Высказывают мнение:
- Добрый человек, пройдя все испытания на своем пути, преодолевает их. Учит нас тому, что добро всегда побеждает зло.
Представляют проект
- Учит нас не лениться, иначе ничего от жизни не получишь. Ленивица не пожелала ничего делать в доме Мороза Ивановича и поплатилась за это.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Организует выполнение самостоятельной работы.
Цель: проверить полученные знания.
- Каждой группе нужно нарисовать по одному выбранному герою. В этом герое должно быть собрано как можно больше элементов известных сказочных героев. Например, хвост Русалочки, гребень Петуха, меч богатыря и т.д. Обязательно придумайте герою имя. На это задание у вас три минуты.
Оценивает отдельных учащихся.
Организует выставку
Выполняют задание самостоятельно:
Осуществляют проверку.
Исправляют ошибки.
5. Включение в систему знаний и повторений.
Работа в группах:
- Вам нужно соединить полезные советы, и сказать из какой они сказки.
Не открывай двери незнакомым людям.
Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.
Покушал, вымой за собой посуду.
Не ходи по лесу один.
Помогай друзьям в трудных ситуациях.
Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.
Не выполняй просьбы малознакомых людей.
Пей только чистую воду.
Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход.
Читай художественные и научные книги.
Не ешь много сладкого.
2 – ореховая шкарлупа (служила постелью) 3 – цветы розы (кто выращивал их на окне?)
4 – Мука (кто сделан из этого продукта?) 5 – яблоко (кого отравил этот фрукт?)
6 – корзинка (в какой сказке собирали в него подснежники?)
7 - туфелька (кто её потерял)
8 – зеркало (в какой сказке оно принесло большое горе?)
- У каждого на столах лежат смайлики, покажем зеркальцу свое настроение.
Вот наше путешествие закончилось. Все ребята показали себя настоящими читателями и знающими сказки. Я надеюсь, вам было интересно и мы ещё не раз будем отправляться в такие путешествия.
Урок способствует развитию читательского интереса у учеников младших классов. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Описание разработки
Цель:
познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра;
развивать познавательный интерес, мышление, речь;
формировать умение передавать содержание произведения;
воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя;
пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству, русской словесности.
– Проверить готовность к уроку.
– На доске запись:
– Разделите строчки на слова.
– Что вы заметили? Какие предложения получились?
– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
– Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
– Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?
– Есть ли на обложках книг фамилия автора?
– Перелистайте страницы книг. В вашей книге одна сказка или несколько?
– Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.
– Как нам найти сказку, которую захотим прочитать?
Распределяются роли: Рассказчик, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка; разыгрывается спектакль.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
– Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки читали вы дома. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.
– Вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется (пересказы детей).
– Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар - птица, Сивка - бурка и т. д. )
Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы:
наличие устаревших слов;
борьба добра и зла;
добро побеждает зло;
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
– Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший за ответы большее количество жетонов, – победитель.
Читайте также: