Конспект урока виды кровотечений

Обновлено: 29.04.2024

Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях. Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Регулятивные : умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять задачи; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные : умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения в группе.

Познавательные : умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного ); добывать новые знания.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные : уметь характеризовать основные виды кровотечений и правила первой помощи при них,

описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового кровотечения; правила применения жгута; различать артериальное, венозное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее.

Личностные: уметь осуществлять самооценку учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.

- регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять задачи; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;

- коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения в группе; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

извлекать необходимую информацию из текстов, уметь составлять схемы.

Основные понятия: артериальное, венозное, капиллярное, внутреннее кровотечения.

Для практической работы: бинты, жгуты, палочки для закрутки.

Тип урока: Изучение нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: ноутбук.

Организационный момент. (1мин.) Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

Нет ничего удивительного, более совершенного строения и великого познания, чем организм человека. Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется жидкость . Представьте, средний объём этой жидкости у взрослого человека – 5000-6000 мл.

Еще философы Древней Греции считали ее носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без ее движения по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

- О чем же шла речь?

- Сегодня на уроке за каждый мотивационный момент вы будете получать по медицинскому крестику. В зависимости от количества набранных крестиков каждый получит оценку.

Прости меня, сердце моё

Тебя я помучил немало,

Как вспомню, ни ночи ни дня

Со мной ты покоя не знало,

Прости, моё сердце, меня.

Как плетью, ах будь я неладен,

Твоё подгонял колотьё.

За то, что я был беспощаден,

Прости меня, сердце моё!

За то, что бывало любовью

Прострелено, верность храня,

В тоске обливалося кровью,

Прости, моё сердце, меня.

За то, что железным ты мнилось

И мог подставлять под копьё

Тебя я, безумью на милость,

Прости меня, сердце моё.

Как вы считаете, за что просит прощение Р.Гамзатов у своего сердца?

II. Проверка знаний учащихся.

Откройте тетради, запишите число.

Прочитайте слова, и выберите, органы, которые составляют систему кровообращения.

- Делаем вывод: органы системы кровообращения это сердце и сосуды, кровь.

Скажите, зачем нужна кровь в организме человека?

Я предлагаю выполнить коррекционное задание

“ Выбери правильный ответ”

Выберите цифры, под которыми указано значения крови в организме человека:

Связывает каждый орган между собой

Разносит питательные вещества

Обеспечивает движение организма

Поддерживает температуру тела человека

Осуществляет переваривание пищи

Защищает организм от микробов

Доставляет кислород к клеткам, уносит углекислый газ.

Фронтальная беседа:

В каких сосудах давление крови самое высокое? (В артериях)

Как называется прибор для измерения артериального давления? (тонометр)

Что такое гипертония? Чем она опасна? (это стойкое повышение артериального давления, опасно тем, что нарушается кровоснабжение тканей и возникает угроза разрыва стенки сосуда)

Что такое гипотония? (это стойкое снижение артериального давления).

Что такое пульс? (периодическое толчкообразное расширение стенок артериальных сосудов, синхронное сокращениям сердца)

В каких сосудах скорость движения кр о ви минимальна? (в капиллярах)

Каков идеальный пульс в вашем возрасте? (80 уд/мин.)

Величина артериального давления у здорового человека? (120/80 мм рт ст)

Что такое гиподинамия? (ограничение физической подвижности)

Вопросы ранее изученных тем:

Величина, какого органа приблизительно равна размеру сжатой в кулак руки? (сердце)

Из чего состоит кровь? (плазма и форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)

Сколько кругов кровообращения у человека? Как они называются? (два: большой и малый)

В каком круге кровообращения кровь насыщается кислородом? (в малом круге кровообращения)

Назовите виды кровеносных сосудов. (артерии, вены и капилляры)

У каких из сосудов стенки наиболее толстые? (артерии)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (сердце)

Разных групп у нас она,

Но на цвет – у всех одна (кровь)

Кто для блага всех людей

Кровью делится своей? (донор)

В сосуде водица, ею нельзя напиться? (кровь)

В какую сеть нельзя поймать рыбу? (кровеносную)

А теперь такой вопрос:

Что за мышечный насос

В нашем теле кровь качает,

Никогда не отдыхает? (сердце)

По реке бежит вода,

Ярко-красная она.
Корабли по ней плывут,
Кислород они подвозят.
Углекислый газ отвозят.
И умеют воевать –
От микробов защищать. (Кровь)

Заполните кластер : Причины, приводящие к заболеваниям сердечно- сосудистой системы

( Заполняем на доске)

Выберите самое комфортное положение тела. Закройте глаза и несколько раз глубоко вдохните. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой…Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Ваши глаза открываются… Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

III. Актуализация знаний.

- Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, но если его не употреблять, не упражнять, оно слабеет и атрофируется…

К сожалению, в нашей жизни бывают несчастные случаи, и очень часто с пострадавшими оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они себя поведут, нередко зависит здоровье пострадавшего, а иногда и жизнь. Помочь в такой ситуации может только тот, кто СУМЕЕТ. Поэтому чтобы суметь, надо знать, уметь и тренироваться.

IV. Изучение нового материала.

Ребята, вы догадались, о чем будет наш сегодняшний урок?

Верно. Мы с вами будем учиться оказывать первую доврачебную помощь при различных кровотечениях.

Но для того, чтобы оказать первую помощь, необходимо научиться распознавать виды кровотечений.

По кровеносным сосудам человека циркулирует около 5 литров крови ( у мужчин больше, чем у женщин). При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря около 2-2,5 литров крови при кровотечениях смертельна для человека.

Кровотечение бывает внешним и внутренним . Кровотечения, при которых кровь из раны выходит наружу, называют внешними . Выделяют три типа внешних кровотечений: капиллярное, венозное, артериальное.

О них вам сейчас расскажут ребята.


4- й ученик : Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость. Признаки внутреннего кровотечения: бледность, головокружение, зевота, обморок, липкий холодный пот, дыхание поверхностное, слабый частый пульс.

Больному нужно придать полусидящее положение, обеспечить ему полный покой, приложить холодный компресс к предполагаемому месту кровотечения и как можно скорее вызвать врача или доставить в больницу.

Носовое кровотечение. Самая распространенная причина носовых кровотечений — травмы. У некоторых сосуды могут пострадать даже от сильного сморкания или от привычки ковырять в носу пальцем. У детей носовые кровотечения часто возникают из-за воспаленных аденоидов или же из-за слишком сухого воздуха в помещении: пересохшая слизистая оболочка трескается и разрывает кровеносный сосуд. Иногда носовые кровотечения возникают при резком понижении атмосферного давления, длительном пребывании на солнце, физическом перенапряжении. Регулярные кровотечения из носа встречаются при болезнях крови, ревматизме, сахарном диабете, хронических заболеваниях печени.

Что делать при носовом кровотечении?

Прежде всего, нужно успокоиться — при волнении сердце начинает биться чаще, а это лишь усиливает кровотечение.

Затем сесть и немного наклонить голову вперед. Запрокидывать ее назад, как делают многие, нельзя ни в коем случае! Во-первых, из-за этого кровь может попасть в пищевод и вызвать рвоту, во-вторых, в таком положении сдавливаются вены на шее и повышается давление в сосудах головы, что усиливает кровотечение.

К затылку и переносице нужно приложить холод (3-4 минуты держать, затем такой же перерыв), а к ногам — тепло.

Нос зажать пальцами и посидеть так 5-10 минут.

Если кровотечение сильное, можно перед этим аккуратно ввести в ноздри ватные тампоны, смоченные перекисью водорода или нафтизином. Чтобы вновь не повредить кровоточивший сосуд, вату из носа можно будет убрать не ранее, чем через час.

Также в это время лучше воздерживаться от горячей пищи и напитков. Они могут способствовать расширению кровеносных сосудов и спровоцировать повторное кровотечение.

Вот такой способ: если идет кровь носом, то надо взять бумагу (чистую) примерно 6X6 см, и быстро сделать из нее шарик, положить шарик под язык. Медицина не способна объяснить это явление, но кровь останавливается в течение 30 секунд и не надо запрокидывать голову назад, надо просто посидеть спокойно.

Закрепление

В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь.

Выберите на столе необходимые предметы и препараты и продемонстрируйте наглядно приемы оказания первой помощи при разных видах кровотечений. При работе используйте информацию учебника.

Первая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы.

При мытье 3-х литровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид раны, кровотечения. Какую первую помощь вы окажете?

Ответ: Рана резаная расположена на предплечье, видны ровные края. Кровотечение венозное.
(Показывают меры оказания первой помощи)

Вторая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы.

Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, в заборе торчал окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

Ответ: Рана колотая, находится на голени. Кровотечение артериальное.
(Показывают меры оказания первой помощи)

Третья группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы

Мальчишки во дворе бегали на перегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

Ответ: Сильная ссадина, капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану.

(Показывают меры оказания первой помощи)

- Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию.

Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

V. Рефлексия. Посмотрите, какой замечательный кластер у нас получился. И я хотела обратить ваше внимание на то, что у нас в кабинете не только карточки на доске висят, но высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:

- Познание начинается с удивления (Аристотель)

- Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)

- Скажи мне- и я забуду, покажи мне-я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций)

С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.

VI. Домашнее задание.

7. Заключение.

Знать организм человека очень нужно и важно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, правильно питаться, проявлять доброе отношение к людям. И делать это надо каждый день, каждый час, каждую минуту.

Спасибо за урок!

8. Подведение итогов.

Ребята! Пожалуйста, на листе, отметьте символами своё отношение к уроку:

- если вам было интересно и всё понятно, поставьте !!;

- если интересно, но не всё понятно, поставьте !?;

- а, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00

Спасибо за вашу активную работу, мне очень приятно с вами работать на уроке

Анализ урока
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.
Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы организации познавательной деятельности:

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников.
Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания.
Домашнее задание имеет творческий характер.
Урок является инновационным, интересным, познавательным.

  • Развивающие:
    • дать учащимся понятие о кровотечении, причинах и опасности их;
    • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия;
    • учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.

    После изучения темы учащиеся должны правильно определять вид кровотечения и оказывать первую медицинскую помощь.

    • Кровотечение, понятие, причины
    • Классификация кровотечений, помощь
    • Практическая часть: наложение давящей повязки и жгута-закрутки
    • Носовое кровотечение, помощь при нём
    • Решение задач.
    • Домашнее задание: параграф № 22.1; отработать дома правила наложения давящей повязки и жгута-закрутки

    Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
    …Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня у нас появился шанс научиться оказывать доврачебную помощь пострадавшему с кровотечением.

    • повреждение острым предметом,
    • резкий тупой удар,
    • заболевания крови, туберкулёз, гемофилия, язвенная болезнь.
    • чаще всего оно останавливается произвольно в считанные минуты вследствие свёртывания крови. Если этого не происходит, то можно наложить давящую повязку (стерильная салфетка на рану, затем прижать тугой повязкой.)
    • придать конечности возвышенное положение
    • наложить давящую повязку (марля,давящий предмет – нераскатанный бинт, вата, тугое бинтование); удобен индивидуальный перевязочный пакет
    • если нет давящей повязки – прижать пальцем кровоточащее место
    • придать конечности возвышенное положение
    • пальцевое прижатие поверхностно расположенного артериального сосуда выше кровоточащей раны (обговариваются точки прижатия и отмечаются в конспекте)
    • наложение давящей повязки (Слайд 10)
    • максимальное сгибание конечности (если кровотечение из подколенной артерии – в подколенной ямке, из плечевой – локтевой ямке, бедренной – в паховой области) (Слайд 11)
    • наложение жгута-закрутки (Слайд 12)

    Показываю как правильно наложить жгут-закрутку. (Слайд 13) Ребята повторяют.

    Вывод: Мы познакомились с различными видами наружного кровотечения. Это (ответы учащихся) артериальное, венозное, капиллярное и способами остановки их. Как остановить капиллярное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, наложение стерильной повязки. Как остановить венозное кровотечение? (Ответы учащихся) Возвышенное положение, давящая повязка, пальцевое прижатие. Как остановить артериальное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, максимальное сгибание, возвышенное положение, наложение жгута.
    А теперь япредлагаю вам познакомиться с наиболее распространённым видом кровотечения - носовым кровотечением. (Слайд 14)
    Носовое кровотечение не является самостоятельным заболеванием, чаще это симптом целого ряда заболеваний, как полости носа, так и организма в целом. Из местных причин носового кровотечения наиболее частой является травма, иногда даже незначительная травма может вызвать сильное кровотечение. Ярким примером может служить привычка ковыряния в носу, когда слизистая оболочка носа подвергается постоянной травме. Заболеваниями, предрасполагающими к возникновению носового кровотечения, являются насморк, простудные заболевания. При длительном, особенно скрытом носовом кровотечении развивается обморочное состояния - бледность кожи, холодный пот, слабый и частый пульс, артериальное давление падает.

    Первая помощь при носовом кровотечении: (Слайд15)

    1. Удобно усадить больного, чтобы голова была выше туловища;
    2. Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы кровь не попадала в носоглотку и рот;
    3. При носовом кровотечении нельзя сморкаться, т.к. это может усилить кровотечение!
    4. Прижать крыло носа к перегородке. Перед этим можно ввести в носовые ходы ватные тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде кокона длиной 2,5-3 см и толщиной 1-1,5 см, детям – толщиной 0,5 см);
    5. Положить холод на затылок и переносицу (пузырь со льдом) на 20 мин.
    6. Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо аккуратно смазать обе половины носа вазелиновым маслом с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания

    Рецепты народной медицины, применяемые при носовых кровотечениях: (Слайд16)

    1. На стакан холодной воды сок 1/4 лимона или 1 чайная ложка уксуса (не эссенции) или 1/3 чайной ложки квасцов. Втянуть полученную жидкость в нос и задержать там, на 3-5 мин., зажав ноздри пальцами. Спокойно посидеть или постоять, но не ложиться. На лоб и нос мокрое холодное полотенце или лед.
    2. Прочное средство остановки кровотечения из носа. Если кровь идет из правой ноздри, то правую руку поднять вверх над головой, а левой зажать ноздрю и наоборот.
    3. Железный ключ. Надеть железный ключ на шерстяную веревку или нитку и повесить его так, чтобы он был на спине между лопаток. Кровь скоро остановится.
    4. При кровотечении из носа больной поднимает обе руки на голову, а второй человек зажимает ему обе ноздри или одну на 3-5 мин. Кровь скоро остановится.
    5. Тысячелистник. Растереть свежие листья растения, чтобы они стали влажными, и вставить в нос. Можно отжать сок и капать в нос. Сок действует еще лучше.
    6. При кровотечении из носа надо держать голову прямо, быть спокойным, втягивать в нос холодную воду, в которой растворен уксус или немного квасцов. После этого зажать ноздри пальцами и заткнуть одну или обе ноздри.

    Как надо останавливать кровотечение из носа? Памятки я раздаю, и вы как всегда не забудьте приклеить их в тетрадь.

    А сейчас давайте попробуем решить задачи:

    (Слайд17) 1. При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения. Какую первую помощь вы окажете?

    – Кровотечение венозное. Высказывают меры оказания первой помощи.

    (Слайд 18) 2.Иван ехална велосипедепо обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

    – Кровотечение артериальное. Высказывают меры оказания первой помощи.

    (Слайд 19) 3. Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

    – Капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану.

    1. Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
    2. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
    3. Измерить температуру и дать обезболивающее.
    4. Смочить кусочки ваты3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
    5. Положить на спинку носа холод.
    6. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.
    1. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
    2. Положить на спинку носа холод.
    3. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.
    4. Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

    Решая задачи, мы пришли к выводу, что оказывая помощь ни в коем случае нельзя забывать о собственной безопасности:

    ПОМНИТЕ – ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО.
    ЕСЛИ С ВАМИ ЧТО-НИБУДЬ СЛУЧИТЬСЯ – НЕКОМУ БУДЕТ ВЫЗВАТЬ ПОМОЩЬ!

    • Оценить обстановку, где находится пострадавший.
    • По известным признакам определить вид кровотечения.
    • Приступить к оказанию первой медицинской помощи, используя специальные приемы при данном кровотечении.

    – Сегодня на уроке мы с вами разобрали виды кровотечений и помощь, которую при них оказывают. Дома, пожалуйста, потренируйтесь накладывать давящую повязку и жгут-закрутку. (Слайд 23) Спасибо за работу. До свидания.


    обеспечить усвоение обучающимися знаний по классификации ран, видах кровотечений, уметь отличать кровотечения по цвету крови, по характеру вытекания крови из организма.

    развивать навыки устной и письменной речи; умение работать с учебником и дидактическим материалом, четко формулировать свои мысли; работать в должном темпе.

    воспитывать аккуратность при составлении схем классификации и ведении конспекта; активность в учебной деятельности и дисциплинированность. Развивать связную речь у обучающихся, память, мышление.

    Тип урока: Комбинированный

    Форма проведения: лекция с применением беседы

    Виды контроля: Индивидуальный; групповой

    Формы контроля: Устный опрос; работа со схемой классификации

    Межпредметные связи: Биология, Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве.

    Оборудование к уроку: учебник, рабочие тетради.

    План урока

    Организационный момент

    Проверка готовности обучающихся к уроку, оформление доски, проверка наличия у обучающихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.

    2.2. Виды кровотечений

    Актуализация опорных знаний

    Сегодня повторим основные понятия, которые нам пригодятся на уроке, хочу предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете основные понятия, которые были изучены ранее.

    2.1.Дайте определение понятию рана (рана – повреждение кожного покрова, слизистых оболочек, тканей и органов).

    2.2. Какие виды ран вы знаете? (колотые, резаные, ушибленные, рубленые, рваные, укушенные и огнестрельные раны).

    Актуализация нового материала

    1. Виды ран.

    Раной называется повреждение тканей человеческого тела – его покрова, кожи, слизистых оболочек, органов. Раны бывают поверхностными, глубокими и проникающими в полости тела. Поверхностные раны, при которых повреждены только поверхностные слои кожи или слизистых оболочек, носят название ссадин или царапин. Они отличаются друг от друга площадью повреждения. Ссадины более обширны и наносятся, как правило, тупым предметом, тогда как царапины имеют незначительную площадь и наносятся острыми предметами.

    Раны, повреждающие все слои грудной и брюшной стенок или костей черепа, называются проникающими. Если ранение не захватывает все слои стенок полостей, оно считается непроникающим. Ранение, имеющее входное и выходное отверстия, называется сквозным.

    Различают колотые, резаные, ушибленные, рубленые, рваные, укушенные и огнестрельные раны.

    Колотые раны являются следствием проникновения в тело колючих предметов: иглы, гвоздя, шила, ножа и т.д.

    Резаные раны наносятся острыми предметами – бритвой, ножом, стеклом. Они отличаются ровными краями и обильными кровотечениями вследствие глубины.

    Ушибленные раны происходят от действия тупых предметов: удара камнем, молотком, вследствие падения с высоты.

    Рубленные раны представляют собой комбинацию резаных и ушибленных ран. Нередко они сопровождаются тяжелой травмой мышц и костей.

    Рваные раны отличаются раздавленностью поврежденных тканей.

    Укушенные раны наносятся зубами кошек, собак, змей. Их главная опасность - возможность крайне тяжелых последствий (бешенства, столбняка). Все эти раны могут быть глубокими и обильно кровоточить.

    Огнестрельные раны – это особый вид повреждений. Они являются результатом преднамеренного или неосторожного применения огнестрельного оружия. Огнестрельные раны отличаются большой зоной повреждения, травмой внутренних органов, сосудов и нервов. Большинство таких ран бывает глубокими и сильно кровоточит вследствие повреждения кровеносных сосудов.

    Разработка урока по ОБЖ Раны. Кровотечение и их виды

    Закрепление нового материала работа в группах (см. Приложение 1)

    Обучающиеся делятся на две группы, каждому дана карточка с характеристикой или доврачебной помощи при определенном виде раны. Необходимо дать правильную характеристику и доврачебную помощь к виду раны.

    1. Какие виды ран вы знаете? (колотые, резаные, ушибленные, рубленые, рваные, укушенные и огнестрельные раны).

    2. Характеристика артериального кровотечения. (Артериальное кровотечение определяется по алому, т.е. ярко-красному цвету крови, которая выбрасывается из раны пульсирующей струей).

    Вывод: За время урока обеспечено усвоение обучающимися знаний по классификации ран и кровотечений, оказания первой доврачебной помощи.

    Цель урока достигнута. Обучающиеся с усвоением нового материала справились.

    Выставление оценок

    Домашнее задание: Прочитать параграф 10.2 стр. 256-259, параграф 10.3 стр 263-267

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Кровотечением называют истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки.

    Различают кровотечения травматические, вызванные механическим повреждением сосудистой стенки (разрез, разрыв, удар, сдавление, размозжение), и нетравматические, обусловленные патологическими изменениями сосудов или окружающих их тканей при атеросклерозе, сифилисе, злокачественных опухолях, гнойном воспалении. Причиной не травматических кровотечений могут быть такие заболевания и патологические состояния, при которых нарушается свертываемость крови (желтуха, болезни крови, сепсис, авитаминоз).

    В зависимости от того, какой сосуд поврежден и кровоточит, кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным и паренхиматозное.

    При артериальном кровотечении кровь ярко-красного цвета, изливается пульсирующей струей в ритм сердцебиения. Кровотечение из крупных сосудов может в течение нескольких минут или даже секунд привести к остановке сердца.

    Самочувствие пострадавшего ухудшается, человек ощущает головокружение, упадок сил, может потерять сознание.

    Кожные покровы быстро становятся бледными, приобретают синеватый оттенок.

    Артериальная кровь главный поставщик кислорода ко всем органам.

    Серьезное кровоснабжение грозит кислородным голоданием. Органы вроде кишечника могут обходиться без кислорода десятки минут, в головном мозге и сердце необратимые изменения наступают через 5-7 минут.

    Если травмирована сонная артерия, жизнь пострадавшего находится в большой опасности. Это один из главных сосудов, который кровоснабжает головной мозг. Без оказания первой помощи человек умирает через одну-три минуты, поэтому необходимо знать и уметь остановить кровотечение.

    Для остановки кровотечения используются несколько приемов. В зависимости от локализации поврежденного сосуда, его размера, интенсивности кровотечения, выбирают один из способов остановки кровоизлияния: - пальцевое пережатие сосуда; - наложение жгута; -тампонада раны.

    При венозном кровотечении кровь темно-красного цвета, истекает медленной струей, так как давление в венах значительно ниже, чем в артериях. Венозное кровотечение можно охарактеризовать местом вытекания крови, поскольку оно определяет способы оказания первой помощи.

    Венозное кровотечение может возникнуть: -Глубоких вен; -Поверхностных вен нижних и верхних конечностей; -вен шеи и головы.

    Кровотечение из крупных вен (бедренной, подключичной) представляет опасность для жизни пострадавшего как в результате быстрой кровопотери, так и в связи с возможной воздушной эмболией.

    Венозное кровотечение имеет ряд признаков:

    - темно-красный цвет крови;

    - наличие ранен6ия или травмы в местах прохождения ран;

    - кровоизлияние непрерывной ровной струёй;

    - струя крови пульсирует слабо или вовсе не пульсирует;

    - если надавить возле места ранения, уменьшается интенсивность кровотечения;

    - бледность кожи, в случае массовой потери кровопотере возможна потеря сознания;

    Для остановки кровотечения используются несколько приемов: : - Наложение жгута; -Тампонада раны; - Придание поврежденной конечности на время возвышенного положения.

    В судебно-медицинской практике различают обильную и острую кровопотерю.

    Острая кровопотеря характеризуется быстрым истечением крови из крупных сосудов, даже в относительно небольших количествах (200-500 мл.). При этом наступает острое малокровие головного мозга, вследствие падения внутреннего давления.

    При обильной кровопотере смерть наступает вследствие истечения большого количества крови (50-70%). Такое кровотечение происходит относительно медленно, иногда в течение нескольких часов.

    Кровотечение из сосудов нижней части лица останавливают при­жатием челюстной артерии к краю нижней челюсти, а кровотечение из виска и лба — прижатием височной артерии впереди уха. Кровоте­чение из больших ран головы и шеи можно остановить, придавливая сонную артерию к шейным позвонкам.

    Кровотечение из ран подмышечной впадины и плеча останавлива­ют, прижимая подключичную артерию к кости в надключичной ямке. При кровотечении из предплечья прижимают плечевую артерию посе­редине плеча. При кровотечении из кисти и пальцев прижимают две артерии в нижней трети предплечья у кисти. Кровотечение из нижних конечностей останавливают придавливанием бедренной артерии к костям таза. Кровотечение из стопы можно остановить прижатием артерии, идущей по тыльной части стопы. Придавливать паль­цами кровоточащий сосуд следует достаточно сильно.

    Остановка кровотечения сгиба­нием конечностей. Более быстро и надежно, чем прижатием паль­цем, можно остановить кровоте­чение сгибанием конечности в суставах.

    Если у пострадавшего быстро засучить рукав или брюки и, сде­лав комок из любой мате­рии, вложить его в ямку, обра­зующуюся при сгибании сустава, расположенного выше места ра­нения, а затем сильно, до отказа, согнуть над этим комком сустав, то будет сдавлена проходящая в сгибе артерия, подающая к ране кровь. В этом положении ногу или руку надо связать или привя­зать к туловищу пострадавшего.

    Остановка кровотечения жгу­том или закруткой. Когда сгибание в суставе применять нельзя (например в случае одновременного перелома кости той же конечности), то при сильном кровотечении следует перетянуть всю конечность, накладывая жгут (рис. 8.7). В качестве жгута лучше всего использовать какую-либо упругую, растягивающуюся ткань – резиновую трубку, подвязки, подтяжки. Перед наложением жгута конечность (руку или ногу) необходимо поднять кверху. Если у оказывающего помощь нет помощника, то предварительное прижатие артерии пальцами можно поручить самому пострадавшему.

    Жгут накладывают на ближайшую к туловищу часть плеча или бедра. Место, на которое накладывают жгут, обертывают чем-либо мягким: бинтом, марлей, куском материи. Можно также накладывать жгут поверх рукава или брюк. Прежде чем применять жгут, его нужно растянуть, а затем туго наложить на конечность, не оставляя между оборотами жгута не покрытых им участков кожи. Перетягивание жгутом конечности не должно быть чрезмерным, так как иначе могут быть сдавлены и пострадать нервы. Натягивать жгут необходимо до прекращения кровотечения. Если будет обнаружено, что кровотечение полностью не прекратилось, то дополнительно (более туго) накладывают несколько оборотов жгута.

    Наложенный жгут держат не более 1,5 – 2 часа (прикладывается записка с указанием времени нахождения жгута), так как иначе это приведет к омертвлению обескровленной конечности. Боль, которую причиняет наложенный жгут, бывает очень сильна, поэтому иногда приходится на время его ослабить. В этих случаях перед тем, как ослабить жгут, необходимо прижать пальцами артерию, по которой идет кровь к ране, и дать пострадавшему отдохнуть от боли, а конечностям получить некоторый приток крови. Распускать жгут следует постепенно и медленно.

    При отсутствии под руками какой-нибудь растягивающейся резиновой ленты можно перетянуть конечность так называемой закруткой, сделанной из не растягивающегося материала: галстука, пояса, скрученного платка или полотенца, веревки, ремня (рис.8.8). Материал, из которого сделана закрутка, обводят вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обвернутой какой-либо мягкой тканью, и связывают излом на наружной стороне конечности. В этот узел или под него продевают какой-нибудь твердый предмет (в виде полочки), который закручивают до прекращения кровотечения.

    Слишком сильно затягивать закрутку нельзя. Закрутив до необходимой степени, палочку привязывают так, чтобы закрутка не могла самопроизвольно раскрутиться.

    При кровотечении из носа пострадавшего следует уложить или усадить, слегка откинув голову назад, расстегнуть ворот, положить на переносицу и на нос холодную примочку, сжать пальцами мягкие части (крылья) нося, ввести в нос кусочек стерильной ваты или марли, смоченной в перекиси водорода.

    Капиллярное кровотечение возникает при разрушении (травме) капилляров. Обычно такое кровотечение прекращается само по себе в результате включения процесса свёртывания крови, поэтому серьёзной угрозы для человека не представляет. Однако в результате серьёзных травм оно может быть довольно обширным и иметь неприятные последствия.

    Помощь при остановке капиллярного кровотечения - это наложение тугой повязки и применение холода для снижения болевых ощущений и сокращения сосудов.

    Одно из разновидностей капиллярного кровотечения, часто встречающееся, носовое. Для остановки данного кровотечения необходимо:

    - посадить пострадавшего, голову слегка наклонить вперёд;

    - приложить холод на переносицу;

    - пальцами рук на пару минут зажать крылья носа, чтобы образовался сгусток;

    - если крови из носа выходит много, можно в нос вставить ватный или марлевый тампон, смоченный 3% перекисью водорода.

    Паренхиматозное (внутреннее) кровотечение возникает при повреждении внутренних органов, ткани печени, почек, селезенки и других паренхиматозных органов. Данное кровотечение почти всегда приводит к большой кровопотери и самостоятельно останавливается крайне редко, так как стенки кровеносных сосудов в этих органах фиксированы и не спадаются.

    Излившееся кровь может сдавливать близлежащие сосуды, нарушая работу внутренних органов, выходить через рот, например, при желудочном кровотечении, и сопровождаться другими серьёзными проявлениями.

    Несвоевременное оказание медицинской помощи при позднем обращении человека к медикам или трудности с диагностикой заболевания, повышается риск для его жизни и здоровья.

    При любой внутренней кровопотере необходимо сразу обратиться в медицинское учреждение или вызвать скорую помощь. До прибытия скорой помощи, пострадавшему необходимо принять горизонтальное положение. На пораженный участок, согласно жалоб пострадавшего, положить лед.

    Читайте также: