Тактические действия в защите учебная игра составить конспект загрузить в проколледж

Обновлено: 20.05.2024

Закрывание – перемещение защитников с целью занятия правильной позиции, затрудняющей нападающему возможность получения мяча.

Офсайд – правило, определяющее позицию нападающего игрока по отношению к игрокам обороняющейся команды как недопустимую и останавливающее атаку.

Перехват – опережающий выход к мячу игрока защиты для прекращения атакующих действий нападающего.

Стенка – группа игроков, выстраиваемая при свободном или штрафном ударе с целью преградить путь мячу.

Тактика – система индивидуальных и командных действий футболистов, целью которых выступает достижение победы в матче.

Основная литература:

  • Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тактика – это система индивидуальных и командных действий футболистов, целью которых выступает достижение победы в матче. В зависимости от направления тактических действий, их разделяют на две основных группы: тактику игры в нападение и тактику игры в защите. Каждая из разновидностей тактических действий, в свою очередь, заключает в себе индивидуальные, групповые и командные действия футболистов.

Основная задача тактических действий в защите - не позволять нападающим соперника качественно обработать мяч, подойти на ударную дистанцию к воротам, прицельно ударить по ним и забить гол.

Существует пять главных правил тактических действий в защите:

Правило №1. Главное - защищать ворота, а не пытаться отобрать мяч.

Правило №2. Гарантированная точность паса.

Правило №3. Простота игры.

Правило №4. Защитники обязаны страховать друг друга.

Правило №5. Предельное сохранение концентрации.

Индивидуальные действия против игрока с мячом включают в свой состав отбор мяча, противодействие передаче, противодействие выходу с мячом на острую позицию и противодействие ударам. Для отбора мяча защитнику очень важны скорость, владение чувством дистанции, умение оценивать игровую ситуацию. Необходимо помнить о том, что, если отбор мяча будет выполнен неудачно, ситуация для ворот может стать очень опасной. Противодействие передаче применяется в игровой ситуации, когда партнер нападающего игрока с мячом находится в более выгодной позиции. Задача защитника - воспрепятствовать острой передаче мяча этому партнеру. Противодействие выходу с мячом на острую позицию заключается в сопровождение нападающего параллельным курсом, оттесняя его к боковой линии, где он будет ограничен пространством и лишен активной помощи партнеров. Противодействие ударам заключается в деятельности защитника, направленной на прерывание траектории полёта мяча в случае, если такая траектория является опасной для обороняемых ворот.

Командная тактика включает в свой состав защиту против быстрого нападения и защиту против постепенного нападения. При защите против быстрого нападения, если соперник стремится завершить атаку по центру, игроки плотно концентрируются в районе штрафной площади и ведут непосредственную борьбу за мяч, ликвидируя голевые моменты. Если нападение ведется по флангу, игроки перемещаются в сторону направления атаки. При защите против постепенного нападения обороняющаяся команда в начальной фазе обороны предпочитает отходить назад преимущественно без активной борьбы. Организованные и согласованные оборонительные действия на своей половине поля лишают соперника такого важного фактора, как пространство на пути к воротам.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Какие главные правила тактических действий в защите существуют?

1. Защитник должен быть быстрее нападающего.

2. Главное - защищать ворота, а не пытаться отобрать мяч.

3. Гарантированная точность паса.

4. Простота игры.

5. Защитников должно быть больше, чем нападающих.

6. Защитники обязаны страховать друг друга.

7. Предельное сохранение концентрации.

Правильный ответ:

Разбор решения: всё достаточно логично. Защитник может не быть быстрее нападающего, но при помощи правильных действий снизить угрозу для ворот (1), и защитник может в критической ситуации вести игру индивидуально, без поддержки партнёров (5). Значит, эти варианты отпадают. Остальные варианты верны.

2. Расположите в правильном временном порядке последовательность тактических действий в защите:

1. Помешать забить гол в ворота.

2. Не позволять нападающим соперника качественно обработать мяч.

3. Не позволять нападающим соперника прицельно ударить по воротам.

4. Не позволять нападающим соперника подойти на ударную дистанцию к воротам.

Правильный ответ:

Разбор решения: попробуем сопоставить варианты.

1. В любом случае, первое действие нападающего – обработка мяча.

2. Затем он выходит на ударную позицию.

3. Прицельно бьёт по воротам.

Соответственно, в этих временных промежутках и должен действовать защитник.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поурочный план-конспект по физической культуре для учащихся 6-А класса

Дата проведения:

Задачи урока.

1. Обучить индивидуальным защитным действиям игрока.

Развивающая:

2. Формировать сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом.

3. Содействовать развитию координационных способностей ( быстроты реакции и игровой ловкости ), скоростно-силовых качеств, применительно к специфике разучиваемых приемов игры в баскетбол.

4.Содействовать развитию внимания, зрительного восприятия, быстроты мышления и принятия оптимальных решений применительно к выполнению разучиваемых приемов игры в баскетбол.

Воспитательная:

5. Создать условия для развития сообразительности, находчивости, организации, взаимообучения.

Тип урока: Обучающий.

Место проведения: Спортивный зал.

Длительность урока: 45 мин.

Метод: рассказ, показ, тренировка.

Инвентарь: Баскетбольные мячи, свисток.

Учитель: Евченко Станислав Александрович

Содержание учебного материала

Организационно-методические указания

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( 15 мин.)

Построение, рапорт дежурного, приветствие.

Сообщить задачи урока.

Инструктаж по Т.Б

Фронтальный метод организации деятельности учащихся.

Чёткость выполнения движений.

- на передней части стопы, руки вверх;

- на пятках, руки за головой;

- на внешней части стопы, руки за спиной;

- в приседе, руки на колени.

Руки прямые, ладони внутрь

Локти отведены назад

- приставной шаг правым (левым) боком, руки на пояс, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени назад.

Перемещения выполняются на полусогнутых ногах, руки согнуты на уровне груди.

В основе успеха тактических действий в защите лежит высокий уровень развития специальных качеств, совершенное владение техникой приема мяча и блокирования и на этой основе - высокий уровень овладения навыками индивидуальных действий и рационального построения взаимодействий игроков в процессе групповой и командной тактики.

Индивидуальные тактические действия

Индивидуальную тактику в защите составляют действия без мяча (при выборе места для приема и блокирования) и с мячом (при приеме подачи, а защите, блокировании).

1. Развитие специальных качеств и формирование технических умений в процессе подготовительных и подводящих упражнений.

Воспитанию необходимых для игры в защите качеств содействуют все упражнения на быстроту передвижения с остановками и изменением направления. Кроме того, применяют и типичные для защиты упражнения, например: нападающие подбрасывают мяч над собой, стоя у сетки, и в определенный момент бросают через сетку, стоя на месте или в прыжке. Защитники наблюдают за ними, стремясь не пропустить момент и направление броска.

Нападающие с набивными мячами передвигаются у сетки, выполняют остановки и в прыжке подбрасывают мяч над собой. Блокирующие должны своевременно занять исходное место и положение, прыгнуть на блок так, чтобы ладонями накрыть мяч.

Во время передвижения определенным способом — имитация приема мяча (способы приемов обусловлены сигналом).

Два-три мяча подвешены на разной высоте — для приема снизу двумя руками, сверху, в падении. По сигналу игроки выполняют те или другие приемы (соответственно сигналу).

Нападающие передвигаются у сетки и после остановки имитируют атакующий удар в различных направлениях. Блокирующие должны своевременно выбрать место и в прыжке закрыть блоком определенное направление. Блокирование стоя на подставке.

2. Воспитание тактических умений в процессе использования упражнений по технике.

Прием мяча от верхних подач снизу двумя руками, от нижней прямой—сверху. Подачи чередуют (принимающим способ известен).

В парах: прием мяча от нападающего удара в разных направлениях.

Трое нападающих в зонах 4, 3, 2 на подставках, принимающие— за линией нападения, связующие—в зонах 4, 3, 2. Прием мяча от нападающего удара в зону связующего игрока. После приема защитник становится в конец колонны, а связующий, передав мяч над собой, отправляет его нападающему. То же, но удары выполняют в прыжке с собственного набрасывания. То же, но с передач партне-рй. Нападающие чередуют ускоренные удары с медленными (обманными).

В блокировании техника и тактика выступают в неразрывном единстве: техника определяет правильную постановку рук на пути мяча, тактика — в каком месте, в какой момент и в каком направлении будет удар. Примерные упражнения: блокирование атакующих ударов с собственного набрасывания в определенном направлении. То же, но направление меняется: по ходу, по линии, с переводом. Блокирование атакующих ударов с разных по характеру передач. Блокирование атакующих ударов в двух зонах.

3. Обучение индивидуальным действиям в защите с помощью упражнений по тактике. Прием мяча от подач, разных по силе, направлению, траектории. Задача принимающих заключается в том, чтобы своевременно определить, какое действие (замысел) предпримет подающий. В соответствии с этим они должны правильно выбрать место и способ приема.

Блокирование атакующих ударов в заданном направлении (зона атаки определяется по сигналу). Блокирование атакующих ударов, выполняемых разными способами из одной зоны. Блокирование атакующих ударов, выполняемых из двух зон, двумя блокирующими — ударов из трех зон. Блокирование при групповых тактических взаимодействиях в нападении.

№11 Групповые тактические действия в нападении и защите, методика обучения

Групповые тактические действия в защите изучаются в следующей последовательности: взаимодействия игроков задней линии при приеме подач и атакующих ударов; взаимодействия игроков передней линии (блокирующие и не участвующие в блоке); взаимодействия игроков между линиями (при приеме атакующих ударов и на страховке).

Подготовительные и подводящие упражнения

Игроки располагаются в зонах 1, 6, 5. Игрок зоны 6 подбрасывает мяч вверх и в сторону (вправо, влево). В зависимости от направления полета мяч ловят игроки зон 1 или 5 и направляют его передачей к сетке. То же, но игроку зоны 6 мяч бросают от сетки.

Двое учащихся в зонах 2 и 3 блокируют бросок набивного мяча из зоны 4 в зону 4 (мимо блока), где свободный от блока ловит мяч.

У сетки три блокирующих в зонах 4, 3, 2. Нападающие — в зонах 4 и 2. По сигналу нападающие выполняют бросок из зон 4 или 2, блокирование осуществляют игроки зон 2 и 3 или 4 и 3. В соответствии с этим учащиеся зон 4 или 2 ловят мячи.

Два нападающих игрока — в зонах 4 и 2, блокирующие — в зонах 4, 3, 2, защитник — в зоне 6. По сигналу нападающие выполняют бросок из зоны 4 или 2, блокирование соответственно выполняют учащиеся зон 2 и 3 или 4 и 3. На страховке мячи ловит учащийся зоны 6, который передвигается адекватно зоне атаки.

Упражнения по технике

Игроки располагаются в зонах 1, 6, 5. От сетки выполняют удар в зону 6, где учащийся принимает мяч, а игроки зон 5 и 1 осуществляют страховку; удар направляют в зону 1 — страхует учащийся зоны 6; в зону — 5 — страхует учащийся зоны 6.

То же, но удары выполняются через сетку с собственного набрасывания; то же, но удары с передач.

Нападающие — в зонах 4 и 2, блокирующие — в зонах 4, 3, 2. По сигналу нападающие с собственного набрасывания выполняют удар в одной из зон, которую закрывают блокирующие зон 4 и 3 или 3 и 2. Учащийся, не участвующий в блокировании, выполняет страховку или оттягивается в свободную зону линии нападения и принимает атакующий удар.

То же, но атакующие удары выполняются с передач и варьируются по силе и направлению.

Упражнение то же, но в зоне 6 располагается защитник. При ударе в одной из зон атаки он передвигается ближе к блокирующим и осуществляет страховку. То же, но атакующие удары выполняются по линиям, страховку осуществляют учащиеся зон 5 и 1.

Упражнение по тактике

Защитники располагаются в зонах 1,6, 5, нападающие — в зонах 4, 3, 2. Нападающие выполняют удары или обманы с собственного набрасывания в кого-либо из защитников, который и принимает мяч. Защитник соседней зоны осуществляет страховку принимающего.

То же, но нападающие осуществляют удар с передачи партнеров.

В зонах 4 и 2 — нападающие, в зоне 3 — связующий. В зависимости от зоны атаки, блокируют в зонах 2 и 3 или 4 и 3. Свободный от блока выполняет страховку. Упражнение выполняется поочередно на обеих половинах площадки: нападающие становятся блокирующими и наоборот.

Блокирование и страховка блокирующих в зависимости от принципа защиты игроком зон 6, 1, 5 групповых взаимодействий в нападении.

№12 Командные тактические действия в нападении и защите, методика обучения

Командные тактические действия в защите включают расположение игроков всей команды при приеме подач и атакующих ударов (уступом вперед и назад).

Расположение игроков определяется прежде всего тем, какой системы в данный момент будет придерживаться команда при организации нападающих действий, в каких зонах находятся связующие игроки.

Надежным считается вариант, когда в приеме подачи участвуют два игрока, а остальные готовятся к нападающим действиям. В этих условиях возможны любые действия, особенно при острокомбинационном их построении.

Расположение игроков при приеме атакующих ударов зависит от уровня их подготовленности и особенностей игры команды соперника.

Независимо от системы расстановки или защиты можно использовать упражнения в следующей методической последовательности:

1. Команда в составе шести учащихся располагается в определенной расстановке. На противоположной стороне площадки игроки в зоне 6 с набивными мячами. Броски мяча через сетку в разных направлениях и ловля двумя руками снизу. То же, но броски волейбольного мяча и прием снизу. То же, но подачи мяча из-за лицевой линии.

2. Игроки располагаются по определенной системе защиты. Имитация защитных действий по условным сигналам атаки. Например, звуковой сигнал: атака в зоне 4 — команда выполняет установленную систему и после этого осуществляет переход. Следует новый сигнал: атака в зоне 3 и т. д.

3. В зонах 4, 3, 2 — нападающие игроки. По сигналу они поочередно выполняют броски мяча в разных направлениях, команда осуществляет защитные действия по определенной системе. То же, но нападающие выполняют удары с собственного набрасывания и с передач партнеров.

Акцентируется внимание на три вида действий: блокирование, страховку и прием от удара.

4. Защищающаяся команда выполняет подачу с укороченного

к сетке расстояния. Подачу принимает игрок зоны 6 противоположной половины площадки и направляет связующему к сетке. Связующий взаимодействует сначала с двумя, а затем с тремя нападающими. Защищающаяся команда противодействует действиям нападающих, применяя ту или иную систему. То же, но команда действует против команды.

Студент: Сулименев Дамир Рамильевич, Венц Анна Геннадьевна.

ТЕМА УРОКА : Тактические действия игры баскетбол. Защита кольца – накрывание.

Цель : Ознакомить с тактическими действиями игры баскетбол, обучить технике защиты кольца способом накрывания.

- ознакомить с тактическими действиями игры;

- обучение технике защиты кольца способом накрывания.

- воспитывать чувства коллективизма.

- развивать игровое мышление по средством игры в баскетбол.

Место проведения: спортивный зал ЧПК 1

Инвентарь: секундомер, свисток, баскетбольные мячи, конусы.

Дата проведения: 7 ноября 2017 года;

Подготовительная часть – 15 мин

1) Построение. Приветствие.

Проверить готовность учащихся к уроку (наличие спортивной формы и обуви; выявление больных и отсутствующих).

Учитель приветствует класс, подаёт команды:

Сегодня у вас урок проведут: Дамир Рамильевич, Анна Геннадьевна.

Тема нашего урока: Тактические действия игры баскетбол. Защита кольца – накрывание.

2) Ходьба с заданием:

а) на носках, руки вверх, ладони смотрят вовнутрь;

б) на пятках, руки в стороны, ладони смотрят вниз;

в) на внешней стороне стопы, руки в стороны;

г) перекаты с пятки на носок, руки на пояс;

д) приставным шагом правым / левым боком, руки на пояс;

е) полуприсед, руки за голову

Темп медленный. Бег по залу. Дистанция 2-3 шага.

4) Упражнение на восстановление дыхания в ходьбе.

На1-2-руки через стороны вверх-вдох(через нос); на 3-4-руки через стороны вниз-выдох(через рот).

Берем баскетбольные мячи.

6) ОРУ с баскетбольным мячом в ходьбе:

1) И.п.- Мяч перед грудью

1-2вращение с мячом вокруг головы вправо

1.-правую ногу назад, мяч вверх, прогнуться

3.-леую ногу назад, мяч вверх, прогнуться

3) И.п.- мяч перед грудью, мах ногой передача мяча

1- мах правой передача мяча под правой

3- мах левой, передача мяча под левой

4) И.п. - руки с мячом внизу;

1.-руки перед собой;

3.-руки перед собой;

5) И.п. - мяч в левой руке;

1-3 -перебрасывание мяча вправо;

6) И.п. - руки с мячом перед грудью, скручивание на каждый шаг;

1-3 -скручивание вправо/влево;

7) И.п.- руки внизу с мячом, наклоны на каждую ногу с касанием носка мячом;

1.-Наклон к левой ноге;

И.п. - мяч в руках внизу;

1.-Выпад правой ногой вперёд, руки с мячом вверх;

9) И.п.- мяч перед грудью

1-наклон вперед, пронос мяча между ногами

2-выпрямиться бросить мяч вверх

10) Прыжки с глубоко приседа, мяч перед грудью

Руки в локтевом суставе прямые, 3-4.

Руки в локтевом суставе прямые, 3-4.

Руки прямые, мяч на высоте вытянутой руки

Спина прямая, 3-4.

Ноги не сгибаются в колене

Спина прямая, 3-4.

Основная часть – 60 мин

На 1-2 рассчитайсь! 1 номера 9 шагов вперед марш! 2 номера взять мячи

2.Передачи мяча в парах с 2 мячами:

  • подбрасывание мяча вверх, два хлопка, передача от груди.

Стараться отдать передачу партнеру, так чтобы мяч летел на уровень груди партнера, 1 номера выполняют от груди, 2 от груди с отскоком от пола. Удар выполняется ближе к партнеру, на расстоянии 1-1,5 метра.

Стараться корпус не скручивать, не отводить назад. 1 номера выполняют левой рукой, 2 правой рукой.

Высота подбрасывания индивидуальная, во время полета мяча выполняем хлопок 2 спереди-2 сзади. 1 номера выполняют от груди, 2 от груди с отскоком от пола. Удар выполняется ближе к партнеру, на расстоянии 1-1,5 метра.

4.Техника защиты кольца – накрывание.

Накрывание мяча при броске. Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и в высоте прыжка, должен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. В момент противодействия броску рука защитника должна оказаться непосредственно у мяча. Тогда согнутую кисть накладывают на мяч сбоку сверху, и бросок выполнить не удается (рис. 96).

Для правильного накрывания необходимо научить игрока правильному и своевременному прыжку. Этому могут способствовать такие упражнения:

1. Построение парами. Один имитирует бросок, выполняя движения так, чтобы мяч только слегка отделялся от рук. Задача второго - уловить момент готовности мяча отделиться от кисти и накрыть его.

2. То же, но накрывание выполняется при спокойном броске.

3. То же, но бросок выполняется после отвлекающих действий.

Под тактикой баскетбола следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником. В зависимости от положений игры и беспрерывно изменяющейся обстановки команда должна применять наиболее целесообразную тактику. Чем разнообразнее тактика команды, тем больше у нее шансов на успешные выступления. Для ведения борьбы игроки применяют тактические комбинации и индивидуальные тактические действия.

Команда, овладевшая мячом, становятся нападающей. Нападение – основная функция команды в игре. С помощью атакующих действий команда овладевает инициативой и заставляет соперника выгодный ей тактический план. Главная цель нападающей команды – забросить мяч в кольцо соперников. Чтобы добиться этого за 24 секунды, необходимо использовать организованные, заранее продуманные и хорошо подготовленные тактические ходы, рассчитанные на приближение мяча к щиту соперника, создание благоприятных условий для завершающей атаки, на непосредственное проведение этой атаки и обеспечение возможности борьбы за отскок.

В современном баскетболе наиболее часто применяются следующие тактики игры в нападении:

  • Стремительное нападение;
  • Постепенное нападение.

-(рис. 67). № 2 передает мяч № 1 и выбегает под щит с правой стороны. Если противник пойдет на № 2 то № 1 может подвести ближе и сделать бросок. Если же, как показано на рисунке, защитник пойдет на игрока с мячом, то делается передача под щит № 2, который и заканчивает комбинацию броском.

-(рис. 69). Игрок № 3 ведет мяч посередине. В это время его партнеры № 2 и № 1 перемещаются в стороны боковых линий, оттягивая за собой противников, которые их держат. Для № 3 создается свободный проход, который он и использует, заканчивая ведение броском.

-(рис. 70). № 3 передает мяч № 1 и перебегает влево между ним и противником под щит. Если защитник № 2 попытается его закрыть, то освободившийся нападающий № 2 выходит свободно с правой стороны и получает мяч от № 1. Если же защитник № 2 будет продолжать держать своего нападающего, то № 1 должен передать мяч освободившемуся партнеру № 3, который и сможет произвести бросок.

Читайте также: