Ликвидация последствий террористических актов мчс конспект

Обновлено: 16.05.2024

Документ из архива "Организация аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористического акта и управление в ходе их ведения", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "военная кафедра" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "военная кафедра" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "20589"

Текст 5 страницы из документа "20589"

Успех действий формирований во многом зависит от своевременной организации и проведения разведки.

Для выполнения задач разведки на маршрутах движения сил гражданской обороны и на объектах полиграфии (участках), для ведения аварийно-спасательных работ в очагах поражения привлекают разведывательные группы (звенья) объекта и служб гражданской обороны объекта полиграфии во взаимодействии с разведывательными формированиями старшего начальника гражданской обороны.

3.3 Проблемные вопросы и направления их решения

В соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведения аварийно-спасательных работ, вызванных крупномасштабными террористическими акциями с применением средств массового поражения, по решению начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации могут быть привлечены подразделения Минобороны России.

Основными критериями, по которым может быть принято управленческое решение об использовании сил гражданской обороны для ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, являются результаты оценки комиссией по чрезвычайным ситуациям характера террористической акции, количества жертв и объемов предстоящих аварийно-спасательных работ

Многообразие способов осуществления террористических акций особенно с использованием средств массового поражения требует тщательного заблаговременного планирования порядка действий и организации эффективного взаимодействия всех сил, участвующих в спасательной операции.

Это может быть достигнуто путем разработки соответствующих документов по организации взаимодействия всех сил, привлекаемых к спасательным и другим неотложным работам, а также последующей практической отработкой этих вопросов в ходе учений и тренировок.

Руководители объектов, отнесенных к критическим инфраструктурам, также должны осуществлять меры по противодействию террористическим акциям, создавать необходимые силы для ведения спасательных работ и готовить персонал к действиям в условиях террористических акций.

В связи с высокой опасностью проведения возможных террористических акций службы, которые занимаются профилактикой, предотвращением и работой с последствиями данных актов, должны быть постоянно в полной готовности.

В связи с этим постоянно прорабатываются следующие проблемные направления:

создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

разработка современных технологий и технических средств проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами военного управления, а также специальными формированиями, создаваемыми в военное время;

работа с населением, повышение грамотности в области защиты от ЧС.

При проведении аварийно-спасательных работ (АСР) спасателю необходимы, прежде всего, технические средства, навыки владения этими средствами и знания технологий проведения работ. В последние годы появилось большое число публикаций (брошюр, статей, книг), в которых рассматриваются различные аспекты чрезвычайных ситуаций (ЧС): мониторинг, мероприятия по смягчению последствий ЧС, риски возникновения природных и техногенных ЧС, исторические и географические обзоры ЧС, анализ тенденций ЧС и т.д. Однако публикуется мало работ, посвященных непосредственно технологиям АСР и техническим средствам.

В качестве исходных материалов для разработки новых технологических процессов, а в дальнейшем и новых АСС, различают базовую, руководящую и справочную управленческую информацию, а также практический опыт и данные, полученные при спасении пострадавших и ликвидации последствий различных ЧС, а также полученные на учениях, соревнованиях, при анкетировании специалистов и т.д. (приложение).

Базовая управленческая информация содержит требования, изложенные на разработку техпроцесса, и другие данные, определяющие условия выполнения работ. Руководящая информация содержится в государственных и отраслевых стандартах, положениях, методиках, производственных инструкциях, в том числе по технике безопасности, по эксплуатации и обслуживанию определенных технических средств и т.д. Справочная информация берется из каталогов, справочников, альбомов, планировок объектов, из проектной документации на сооружения, из различных литературных и других источников, являющихся рекомендательными.

Работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, должны выполняться в два этапа: аварийно-спасательный и аварийно-восстановительный.

Наиболее сложными являются работы первого этапа – аварийно-спасательные. На этом этапе, особенно в самом начале, прежде всего требуются эффективное управление в области организации надежного и непрерывного процесса работ, обеспечивающего твердое руководство и беспрекословное подчинение всех участников работ единому руководителю, а также хорошо налаженная связь между спасателями, строгое соблюдение требований техники безопасности.

Рекомендуется следующий алгоритм управления аварийно-спасательными работами при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, связанных со взрывами.

Создание и развертывание пунктов управления оперативными группами с обеспечением надежной связи как между спасателями, так и с вышестоящими структурами.

Четкое разграничение полномочий и функций различных органов управления при выполнении аварийно-спасательных работ.

Организация непрерывного взаимодействия всех сил, участвующих в ликвидации последствий террористической акции.

Разведка зоны чрезвычайной ситуации (наличие признаков применения средств массового поражения; степень повреждения зданий, характер, масштабы и структура завалов; состояние территории и маршрутов выдвижения сил и средств; определение границ зоны; возможное число пострадавших и характер их поражения и др.).

Определение возможности привлекаемых к работам сил и средств и потребности в подразделениях различных типов.

Распределение зон ответственности между командирами спасательных подразделений, организация трехсменной круглосуточной работы спасателей.

Письменные доклады руководителей соответствующих коммунальных служб руководителю работ по ликвидации чрезвычайной ситуации об отключении источников электроснабжения, распределительных газовых сетей и водопровода от аварийного объекта.

Ввод привлекаемых сил гражданской обороны в зону чрезвычайной ситуации и непосредственная разборка завалов, извлечение из-под обломков погибших и пострадавших.

Оцепление зоны проведения спасательных работ.

Подготовка к наступлению темного времени суток основных и резервных источников освещения мест работы спасателей.

Обеспечение спасателей горячим питанием, чаем, питьевой водой, удобными местами отдыха.

Организация работы служб гражданской обороны, прежде всего противопожарной, медицинской, охраны общественного порядка и питания.

Организаций работы с родственниками пострадавших, по опознанию и учету погибших и пострадавших, открытие пунктов приема ценностей и другого имущества граждан, извлекаемого из завалов, их регистрация и надежная охрана.

Организация непрерывной работы группы следователей МВД России и ФСБ России, дежурства сотрудников паспортного стола, справочной службы, электриков, сантехников и других специалистов коммунальных служб.

Оказание пораженным первой помощи и эвакуация их в лечебные учреждения.

Основной объем аварийно-спасательных работ при взрывах многоэтажных жилых домов, крупных административных зданий, торговых, спортивных и культурно-зрелищных сооружений связан с разблокированием пострадавших из завалов, при этом первоочередными технологическими операциями должны быть:

укрепление неустойчивых конструкций на месте работ;

извлечение крупногабаритных обломков сверху завала с помощью автокранов;

дробление крупногабаритных обломков в теле завала;

подбор и извлечение из завалов мелких обломков и вынос их в отвал;

подача воздуха пострадавшим, находящимся в заваленных помещениях;

извлечение пострадавших из завалов и вынос их на пункт сбора.

Большое внимание должно уделяться обеспечению безопасности работы спасателей в зоне чрезвычайной ситуации, прежде всего, сохранению здоровья людей.

К руководству работами на всех участках должны допускаться только опытные специалисты-спасатели, способные жестко требовать и контролировать строжайшее выполнение всех технологических приемов спасательных работ.

Важным условием повышения оперативности реагирования на проявления террористической деятельности и смягчения последствий возможных террористических акций является своевременное оповещение населения и соответствующих органов управления об угрозе или совершении террористической акции.

Для выполнения этой функции необходимо широко внедрять территориальные автоматизированные системы оповещения и оборудовать все потенциально опасные объекты локальными системами оповещения.

Население обеспечивается средствами индивидуальной защиты в установленном порядке, эвакуируется на основании решения оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией по заблаговременно разработанным планам.

Меры по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередному жизнеобеспечению населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, планируются на основе прогнозной оценки последствий возможных крупных аварий на потенциально опасных объектах и возможных биолого-социальных чрезвычайных ситуаций на данной территории.

Необходимые исходные данные для такого планирования имеются в паспорте безопасности соответствующих административно-территориальных единиц и включают виды опасных источников чрезвычайных ситуаций, местоположение и наименование объектов, вид и количество опасных химических и биологических веществ, численность населения, попадающего в зону возможной террористической акции, возможные потери населения, а также численность населения, лишенного разных видов обеспечения.

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем не повинных людей.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время является одной из основных задач гражданской обороны.

Целью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ на объектах экономики.

В современном двадцать первом веке проблема терроризма очень актуальна по своей сути. Терроризм в процессе глобализации принял своё исключительное острое значение в повседневной жизни людей. Это одна из крупнейших угроз национальной безопасности страны. Более того это весомая проблема, угрожающая не только нашей стране, но и всему миру. Терроризм имеет не только локальный, но и международный характер. На современном этапе терроризм характеризуется следующими особенностями: расширением границ, высокой степенью организованности, качественным усилением разрушительного потенциала, резким возрастанием числа возможных жертв бандитских акций за счет случайных лиц. На мой взгляд, люди должны осознавать, что для ликвидации данного явления понадобятся долгоиграющие методы борьбы. Терроризма не избежишь парой-тройкой локальных мероприятий. На данный момент терроризм расширил свою сферу влияния и стал международным преступлением. В конце двадцатого – начале двадцать первого веках терроризм с причинением насилия людям, массовыми убийствами, заложниками, поджогами и взрывами с целью оказать влияние на принятие тех или иных решений властями получил распространение повсеместно. Террористические акты в Москве, Волгодонске, Беслане, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах России нарушают национальную безопасность и порождают страх среди населения страны. Как отмечает директор ФСБ России Н.П. Патрушев, в настоящее время практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на ее государственной границе, имеют международный характер и связаны с терроризмом и трансграничной преступностью. И для того, чтобы ликвидировать угрозу терроризма, в аэропортах, на станциях отправления, в центре городов при посещении памятников культурного наследия также проверяются сумки, багаж. Действительно, терроризм это проблема всех стран и поиски мер, противодействующих терроризму, является первоочередной задачей многих государств.

Ликвидация последствий террористических актов

Особенности ликвидации последствий террористических актов зависят от масштабов и видов возникающих чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными особенностями террористических актов, сопровождающихся взрывами и несанкционированными техническими процессами на радиационно химически-опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии и эпифитотии. Свои особенности имеют также террористические акты, совершаемые на транспорте. Для ликвидации последствий террористических актов обычно используют аварийно спасательные работы. Поэтому подробнее мне хотелось бы остановиться на изучении этого вопроса. В связи с заданной темой выделю следующие задачи, которые я решу в этом реферате: рассмотрю явление террористического акта, проанализирую организацию аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий террористических актов, изучу управление аварийно-спасательными работами в ходе ликвидации последствий террористических актов, раскрою меры ликвидации последствий террористических актов у нас в стране и за рубежом.


Итак, террористический акт может быть совершен как единолично, так и организованной группой. Он отличается жестоким характером преступления. Например, террористический акт в Беслане – захват заложников в школе №1 города Беслан (Северная Осетия), совершённый боевиками 1 сентября 2004 года. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы 1 128 человек (детей, их родител3ей и сотрудников школы). В результате погибло свыше 350 человек (1% населения города) из числа заложников, мирных жителей и военнослужащих. Половина погибших – несовершеннолетние лица. Свыше 500 человек было ранено. Убит 31 террорист, 1 арестован и впоследствии приговорён к пожизненному заключению. После этого события политическое руководство России приняло серьёзные меры по реформированию политического устройства в России, а также ряд мер, направленных на ограничение свободы средств массовой информации. А опыт последних лет показывает, что террористические акции, в том числе с применением опасных химических и биологических веществ, могут совершаться на крупных объектах инфраструктуры с большим скоплением людей. Например: взрывы жилых домов, зданий культурно-зрелищного, спортивного, лечебно-профилактического назначения, промышленных предприятий; взрывы гидротехнических сооружений, объектов транспорта (вокзалы, аэропорты, станции метрополитена) и жилищно-коммунального назначения; применение отравляющих и радиоактивных веществ, а также биологически активных агентов в местах массового скопления населения как на открытой местности, так и в закрытых помещениях, а также с помощью почтовых отправлений. Последствия таких террористических акций характеризуются значительным количеством жертв и большими объемами аварийно-спасательных и других неотложных работ. С учетом того, что большинство особо опасных объектов находится в черте крупных городов, масштабы ущерба от террористических актов на таких объектах могут иметь значительные негативные последствия для населения и экономики всей страны. Сложившуюся в стране ситуацию обобщенно можно определить тремя основными моментами: отсутствием единых концептуальных, научно-методических подходов и современной нормативно-правовой базы; сложностью и многоплановостью проблемы, предопределяющей необходимость поиска обобщенных современных межотраслевых решений на основе специализированного опыта и отдельных внутриотраслевых исследований, а также ограниченно доступных зарубежных разработок; новизной и значимостью для государства задачи перехода от отдельных оценочных показателей к созданию основ для системного регулирования, единых подходов, общих критериев и показателей для классификации и категорирования объектов по степени их потенциальной опасности, оценке достаточности контроля эффективности мер защиты.

Отличительной особенностью террористических актов является их глобальный характер. И в каждой стране имеются свои способы противодействия терроризму и ликвидации последствий террористических актов. Например, в России существует коллегиальный орган Национальный Антитеррористический Комитет. И выше я уже описывала меры, принимающиеся для ликвидации последствий террористических актов в России. И в ряде зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Франция) разработаны и введены в действие различные системы предупреждения о террористической опасности, основная цель которых сводится к ранжированию всех потенциальных угроз, выработке единого алгоритма противодействия им, а также унификации систем оповещения и взаимодействия органов власти всех уровней, бизнес-сообщества и населения в случае террористической опасности. Так, в США, Канаде, Франции уровням террористической опасности соответствует цветовая шкала. Например, в США введено 5 цветов соответствующих уровней (зеленый, голубой, желтый, оранжевый, красный). В Великобритании от использования цветовых шкал отказались и классифицируют критические уровни опасности как низкий, средний, повышенный, высокий, критический. Япония планирует создать единую автоматизированную систему оповещения об опасности стихийных бедствий, ракетного нападения и террористических актов. За рубежом используются и различные способы оповещения населения об установленном уровне террористической опасности. Так в США и Великобритании информация размещается в сети Интернет. В Японии предусматривается транслирование голосового предупреждения по каналам радио и телевидения. Работа по созданию подобной государственной системы реагирования на террористические угрозы ведется в настоящее время и в нашей стране. Так в аппарате Национального антитеррористического комитета с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта разработаны соответствующие предложения правового и организационного порядка, которые после изучения, анализа и согласования в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти должны быть положены в основу указанной системы. Следует отметить, что на сегодняшний день после поднявшейся волны терроризма (ИГИЛ), все страны увеличили количество мер против терроризма. Таким образом, в настоящее время терроризм является одной из наиболее опасных угроз безопасности и стабильности во всём мире. И по мере сил и возможностей страны организуют соответствующие меры по ликвидации последствий террористических актов.

Заключение

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем не повинных людей.Поэтому проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время является одной из основных задач гражданской обороны.

Список использованной литературы

Участие МЧС
• Часть пострадавших была доставлена в больницы вертолетами МЧС России.
• Сотрудники ГУП "Московский метрополитен" совместно с подразделениями
МЧС России провели эвакуацию со станций метро более 3500 человек.
• На месте, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, работали
оперативные группы МЧС России, ФСБ России, МВД России. Всего
к ликвидации последствий взрывов привлекались 657 человек и 187 единиц
техники, от МЧС России — 342 человека и 100 единиц техники.
• На местах происшествий работали 25 психологов Центра экстренной
психологической помощи МЧС России.

Участие МЧС
• В результате теракта погибли 37 российских и иностранных граждан. Еще 172
человека получили телесные повреждения различной степени тяжести.
• В работе по ликвидации последствий террористического акта в аэропорту
"Домодедово" принимали участия от МЧС России 167 человек и 40 единиц
техники, а также оперативная группа Центра оперативного реагирования
и дежурные смены девяти подразделений Московской областной
противопожарно-спасательной службы — всего 10 автомашин и 45 спасателей.
Для оказания медицинской помощи было направлено 56 бригад скорой
медицинской помощи.

Основными направлениями деятельности системы противодействия терроризму являются:

- силовое противодействие терроризму;

- устранение внутренних источников терроризма;

- противодействие международному терроризму и участие в устранении его источников;

- снижение тяжести последствий террористических атак;

- мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами в целях выявления потенциальных террористических угроз.

Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям:

- борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);

- минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.

Под профилактикой терроризма понимается деятельность, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям: организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма; совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений; усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Борьба с терроризмом – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемая с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение задач по: выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности; раскрытию и расследованию преступлений террористического характера. Организация борьбы с терроризмом требует комплексного подхода к анализу источников и субъектов террористической деятельности, четкого определения функций и зоны ответственности каждого субъекта борьбы, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации построения и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых, следственных подразделений на основе внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач: недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов); своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация; минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы; восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).

Терроризм - это совокупность насильственных актов- покушений, взятий заложников - которые совершаются политической или криминальной организацией в целях воздействия на лидеров своей или чужой страны. Другое определение обозначает - терроризм как один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Суть терроризма - насилие с целью устрашения.

Субъект террористического насилия - отдельные лица и не правительственные организации.

Борьба с терроризмом в целом представляет собой:

1) антитеррористические оборонительные меры по предотвращению терактов, сдерживанию террористов и нанесению решительных ответных ударов против них вплоть до физического уничтожения;

2) активные контртеррористические наступательные действия по предотвращению террористических акций.

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (далее – устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов);

своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;

минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы;

восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).

Условиями успешного осуществления мероприятий по устранению последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением террористических актов, в зависимости от объектов посягательств и характера террористических воздействий, формирование типовых планов задействования сил и средств ОГСПТ и их заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.

Статьей 205 Федерального закона № 63-ФЗ предусмотрена ответственность за терроризм, то есть совершение взрыва, поджога, иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение ущерба в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет, если действия повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия наказывается лишением свободы до 20 лет или пожизненно.

Читайте также: