Конспект урока вечера на хуторе близ диканьки 5 класс

Обновлено: 01.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

- Я предлагаю вам ответить правильно на вопросы теста:

1. Даты жизни Гоголя (1799-1837, 1809- 1852)

2. Где родился Гоголь? (Васильевка, Михайловское)

3. Кто друг детства? (Капнист, Тургенев)

4. Где учился? (Лицей, Гимназия)

5. Первая книга какая? (“Пропавшая грамота” или “Книга всякой всячины”)

6. “Вечера на хуторе…” - это сборник или рассказ?

7. Кто помогал собирать материал для произведений? (мать, друзья)

Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Беседа по произведениям:

- вот и завершается наше знакомство над творчеством Н.В.Гоголя.

- какие произведения вы прочли ?

- что вам больше понравилось, что общего в произведениях Гоголя ?

Изучение нового материала.

- Какие наиболее смешные сцены вам запомнились? Расскажите. (2-3 ч.)

- Что помогло Гоголю правдиво рассказать о праздниках на Украине?

Расскажите о них.

- В конце нашей беседы я хочу прочитать слова А.С.Пушкина, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку:

А теперь поговорим о первом герое, с которым встретились в повести – о черте.

1. Каким мы видим черта?

2. Почему черт смешон, а не страшен?

3. Какие черты внешнего облика делают его похожим на заезжего иностранца? Почему черт так ведет себя? Обратимся к живописи. Перед Вами черт. Рассмотрите его внимательно. Прав ли художник в своем видении героя? Что можно изменить? Что получилось удачно?

- Как ведет себя Оксана после прихода кузнеца?

- Справедлива ли героиня?

- Какой Вы увидели Оксану в этой сцене? (Насмешливая, бессердечная, жестокая, суровая, бесчувственная, скромная, непостоянная, избалованная, капризная).

- Что вы узнали нового на нашем уроке?

- С какими произведениями мы познакомились?

- Захотелось ли вам прочесть все 8 повестей?

- На каких героев вы хотели бы быть похожими?

- Возникло ли у вас желание продолжить знакомство с творчеством Н.В.Гоголя в старших классах?

Вот необыкновенная Рождественская ночь прошла.

- Вспомните, о чём мечтали герои в ночь перед Рождеством? Всё ли исполнилось? Почему? (Не все желания были добрыми и честными, поэтому даже хорошо, что они не исполнились: это доказывает, что в Рождественскую ночь торжествует только добро и только очищение от греха открывает дорогу к счастью.)

- Какое из желаний хуторян труднее всего было исполнить? (Достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны)

- А почему исполнилось именно оно? За что вознаграждён Вакула? (За веру и твёрдость духа, за любовь и верность, трудолюбие и настойчивость, смелость и находчивость)

- А почему прощены Оксане её гордыня и высокомерие?

(Она забыла о них, когда полюбила Вакулу, душа её обновилась, открылась добру и царицыны черевички оказались ей ни к чему: Оксана полюбила душу кузнеца, а не его подарки) Оказывается, в Рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Иллюстрации.doc

hello_html_m25a91977.jpg
hello_html_m40cbf435.jpg

hello_html_2dcfc062.jpg

hello_html_36b289ee.jpg

Выбранный для просмотра документ Конспект.doc

Конспект открытого урока

по литературе в 5 классе

познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;

Теория : повесть, сказка, фантастика.

слово о Н. В. Гоголе;

Учащиеся записывают тему в тетради .

Слово о Н. В. Гоголе

Слушающим даётся задание – записать факты биографии Гоголя.

1 ученик. Николай Васильевич Гоголь. Имя при рождении - Микола Васильович Гоголь-Яновський.

2 ученик. Николай Васильевич Гоголь - это великий русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Он родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика.

2 ученик. Николай был третьим ребёнком в семье, долгожданным и очень любимым, т. к. предыдущие дети оказались нежизнеспособными. По семейному преданию Василий Афанасьевич и Мария Ивановна в благодарность Богу за рождение сына построили церковь и назвали мальчика в честь Николая Чудотворца, перед чьей иконой молилась мать.

Всего в семье было 12 детей, из них выжило только 5: Николай и 4 сестры: Мария, Елизавета, Анна и Ольга.

Николай не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью: за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс.

1 ученик. Помимо этого у Николая Василевича была страсть к рукоделию; с величайшей старательностью кроил он себе платки, исправлял жилеты и вышивал.

1 ученик. Николай Васильевич Гоголь много путешествовал. Чрезвычайно ему полюбился Рим, где прожил с перерывами десять лет.

2 ученик. Живя в долг, не имея собственного угла, Гоголь привык обходиться самым насущным, не думая об удовольствиях. Он отказался в пользу матери от своей доли в имении, посылал деньги сёстрам. У Гоголя в имуществе не было ни одной вещи дороже 15 рублей. При нём постоянно была только одна движимость и недвижимость – его портфель с рукописями. Это было его имущество и богатство.

1 ученик. Свои произведения Гоголь часто печатал под псевдонимами:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с личностью писателя и его произведениями; рассказать об истории создания сборника “Вечера…”; научить характеризовать героев повести “Майская ночь”.

Планируемые результаты:

Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

- Я предлагаю вам ответить правильно на вопросы теста:

1. Даты жизни Гоголя (1799-1837, 1809- 1852)

2. Где родился Гоголь? (Васильевка, Михайловское)

3. Кто друг детства? (Капнист, Тургенев)

4. Где учился? (Лицей, Гимназия)

5. Первая книга какая? (“Пропавшая грамота” или “Книга всякой всячины”)

6. “Вечера на хуторе…” - это сборник или рассказ?

7. Кто помогал собирать материал для произведений? (мать, друзья)

Ученики читают тексты

Отвечают конспекты, работают с биографией автора

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Беседа по произведениям:

- вот и завершается наше знакомство над творчеством Н.В.Гоголя.

- какие произведения вы прочли ?

- что вам больше понравилось, что общего в произведениях Гоголя ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.

Программа по литературе 6 классы под редакцией В.Я.Коровиной;

Название темы или раздела учебного курса

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть " Ночь перед Рождеством

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Цели, задачи дидактического материала

  • Расширить знания учеников о творчестве Н.В. Гоголя.
  • Реализовывать межпредметные связи.
  • Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.
  • Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Урок знакомства с творчеством Н.В. Гоголя или урок внеклассного чтения лучше провести с помощью презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Данная презентация содержит не только репродукции художников, а также тест, звуковой эффект, анимации.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Репродукции картин А И. Куинджи, И Е. Репина. Фото героев. Звук метели. Анимации.

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

Презентацию можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 6 классе, и так же можно использовать как внеклассное чтение.

Читайте также: