Конспект урока вечера на хуторе близ диканьки 5 класс
Обновлено: 01.07.2024
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме
- Я предлагаю вам ответить правильно на вопросы теста:
1. Даты жизни Гоголя (1799-1837, 1809- 1852)
2. Где родился Гоголь? (Васильевка, Михайловское)
3. Кто друг детства? (Капнист, Тургенев)
4. Где учился? (Лицей, Гимназия)
5. Первая книга какая? (“Пропавшая грамота” или “Книга всякой всячины”)
6. “Вечера на хуторе…” - это сборник или рассказ?
7. Кто помогал собирать материал для произведений? (мать, друзья)
Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
Беседа по произведениям:
- вот и завершается наше знакомство над творчеством Н.В.Гоголя.
- какие произведения вы прочли ?
- что вам больше понравилось, что общего в произведениях Гоголя ?
Изучение нового материала.
- Какие наиболее смешные сцены вам запомнились? Расскажите. (2-3 ч.)
- Что помогло Гоголю правдиво рассказать о праздниках на Украине?
Расскажите о них.
- В конце нашей беседы я хочу прочитать слова А.С.Пушкина, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку:
А теперь поговорим о первом герое, с которым встретились в повести – о черте.
1. Каким мы видим черта?
2. Почему черт смешон, а не страшен?
3. Какие черты внешнего облика делают его похожим на заезжего иностранца? Почему черт так ведет себя? Обратимся к живописи. Перед Вами черт. Рассмотрите его внимательно. Прав ли художник в своем видении героя? Что можно изменить? Что получилось удачно?
- Как ведет себя Оксана после прихода кузнеца?
- Справедлива ли героиня?
- Какой Вы увидели Оксану в этой сцене? (Насмешливая, бессердечная, жестокая, суровая, бесчувственная, скромная, непостоянная, избалованная, капризная).
- Что вы узнали нового на нашем уроке?
- С какими произведениями мы познакомились?
- Захотелось ли вам прочесть все 8 повестей?
- На каких героев вы хотели бы быть похожими?
- Возникло ли у вас желание продолжить знакомство с творчеством Н.В.Гоголя в старших классах?
Вот необыкновенная Рождественская ночь прошла.
- Вспомните, о чём мечтали герои в ночь перед Рождеством? Всё ли исполнилось? Почему? (Не все желания были добрыми и честными, поэтому даже хорошо, что они не исполнились: это доказывает, что в Рождественскую ночь торжествует только добро и только очищение от греха открывает дорогу к счастью.)
- Какое из желаний хуторян труднее всего было исполнить? (Достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны)
- А почему исполнилось именно оно? За что вознаграждён Вакула? (За веру и твёрдость духа, за любовь и верность, трудолюбие и настойчивость, смелость и находчивость)
- А почему прощены Оксане её гордыня и высокомерие?
(Она забыла о них, когда полюбила Вакулу, душа её обновилась, открылась добру и царицыны черевички оказались ей ни к чему: Оксана полюбила душу кузнеца, а не его подарки) Оказывается, в Рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Иллюстрации.doc
Выбранный для просмотра документ Конспект.doc
Конспект открытого урока
по литературе в 5 классе
познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;
Теория : повесть, сказка, фантастика.
слово о Н. В. Гоголе;
Учащиеся записывают тему в тетради .
Слово о Н. В. Гоголе
Слушающим даётся задание – записать факты биографии Гоголя.
1 ученик. Николай Васильевич Гоголь. Имя при рождении - Микола Васильович Гоголь-Яновський.
2 ученик. Николай Васильевич Гоголь - это великий русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Он родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика.
2 ученик. Николай был третьим ребёнком в семье, долгожданным и очень любимым, т. к. предыдущие дети оказались нежизнеспособными. По семейному преданию Василий Афанасьевич и Мария Ивановна в благодарность Богу за рождение сына построили церковь и назвали мальчика в честь Николая Чудотворца, перед чьей иконой молилась мать.
Всего в семье было 12 детей, из них выжило только 5: Николай и 4 сестры: Мария, Елизавета, Анна и Ольга.
Николай не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью: за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс.
1 ученик. Помимо этого у Николая Василевича была страсть к рукоделию; с величайшей старательностью кроил он себе платки, исправлял жилеты и вышивал.
1 ученик. Николай Васильевич Гоголь много путешествовал. Чрезвычайно ему полюбился Рим, где прожил с перерывами десять лет.
2 ученик. Живя в долг, не имея собственного угла, Гоголь привык обходиться самым насущным, не думая об удовольствиях. Он отказался в пользу матери от своей доли в имении, посылал деньги сёстрам. У Гоголя в имуществе не было ни одной вещи дороже 15 рублей. При нём постоянно была только одна движимость и недвижимость – его портфель с рукописями. Это было его имущество и богатство.
1 ученик. Свои произведения Гоголь часто печатал под псевдонимами:
Цели: познакомить учащихся с личностью писателя и его произведениями; рассказать об истории создания сборника “Вечера…”; научить характеризовать героев повести “Майская ночь”.
Планируемые результаты:
Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией
Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Структура и ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организационный момент.
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.
- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме
- Я предлагаю вам ответить правильно на вопросы теста:
1. Даты жизни Гоголя (1799-1837, 1809- 1852)
2. Где родился Гоголь? (Васильевка, Михайловское)
3. Кто друг детства? (Капнист, Тургенев)
4. Где учился? (Лицей, Гимназия)
5. Первая книга какая? (“Пропавшая грамота” или “Книга всякой всячины”)
6. “Вечера на хуторе…” - это сборник или рассказ?
7. Кто помогал собирать материал для произведений? (мать, друзья)
Ученики читают тексты
Отвечают конспекты, работают с биографией автора
Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
Организация обратной связи.
Беседа по произведениям:
- вот и завершается наше знакомство над творчеством Н.В.Гоголя.
- какие произведения вы прочли ?
- что вам больше понравилось, что общего в произведениях Гоголя ?
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.
Программа по литературе 6 классы под редакцией В.Я.Коровиной;
Название темы или раздела учебного курса
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть " Ночь перед Рождеством
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)
(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)
(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал
Цели, задачи дидактического материала
- Расширить знания учеников о творчестве Н.В. Гоголя.
- Реализовывать межпредметные связи.
- Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.
- Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Урок знакомства с творчеством Н.В. Гоголя или урок внеклассного чтения лучше провести с помощью презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Данная презентация содержит не только репродукции художников, а также тест, звуковой эффект, анимации.
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)
Репродукции картин А И. Куинджи, И Е. Репина. Фото героев. Звук метели. Анимации.
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)
Возможности использования дидактического материала:
- педагогом на уроке (указать этапы урока);
Презентацию можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 6 классе, и так же можно использовать как внеклассное чтение.
Читайте также:
- Конспект урока числовые последовательности 9 класс мордкович
- Бианки первая охота конспект урока 1 класс школа россии
- Конспект по нравственному богословию митрополит филарет вознесенский
- Конспект урока по окружающему миру 2 класс экскурсия в лес
- Чрезвычайные ситуации природного характера и их причины и последствия 9 класс конспект