Конспект урока по окружающему миру 2 класс экскурсия в лес

Обновлено: 30.06.2024

Цель урока: Повторить, закрепить и углубить знания детей о царстве живой природы.

Задачи урока:

  • Раскрыть и объяснить связи между жителями лесного сообщества
  • Организовать групповую работу по моделированию леса как лесного сообщества;
  • Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу
  • Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы
  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать навык работы на компьютере
  • Развивать у детей чувство уверенности в своих возможностях.
  • Воспитать детей бережному отношению к лесу
  • Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

– Послушайте вступление к уроку и определите тему. (Классическая музыка)

Мы сегодня входим в лес,
Полон сказок и чудес
Кто в лесу таиться?
Что за зверь? какая птица?
Всё узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны! (слайд 2)

– Сегодняшний урок мы проведём в виде игры. В нашей игре 4 этапа. Итак, отправляемся в путь!

II. Актуализация знаний

Посмотрите на картинки, запишите в 3 столбика названия лесных обитателей.

Операторов попрошу занять места за компьютерами, создайте таблицу из трёх колонок и 8 строк

(слайды: дети записывают названия лесных обитателей в таблицу, а операторы печатают в таблицу на компьютерах)

Физкультминутка для глаз

III. Работа над новым материалом

Переходим к следующему этапу игры. Он называется (слайд 20) – лесные цепочки.

Американский учёный сформулировал один из законов экологии .

Давайте рассмотрим как действует экологическая цепочка. (слайд 21) (приложение 1)

1, 2, 3 группы
Перед вами листы (конверты с картинками)
наклейте их на листы и составьте цепочку

Учащиеся в течение 10 минут работаю над составлением экологической цепочки. Далее представитель группы защищает проект, а остальные ребята оценивают.

После защиты всех проектов делаем общий вывод: все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща, поэтому лес называют природным сообществом

V. Физкультминутка

Учитель: Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу – вы поднимаете руки, если деревья и кустарники – поворачиваете головой по сторонам, если грибы – приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны!

(кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза) – МОЛОДЦЫ!

VI. Что дает нам лес?

Учитель: Люди всегда понимали, что без леса жизнь на планете невозможна. С древних времён лес, верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт лесных продуктов – ягод, грибов. Вскоре они научились делать орудие и кров, охотиться на зверей, но время шло. Общество развивалось, потребности человека росли. И сейчас лес играет огромную роль в жизни людей.

(просмотр презентации ЧТО даёт нам лес?) (cлайды 22-30)

Учитель: Возьми-ка скорей карандаш и тетрадь – тоже сделанные из дерева! – и запиши всё, чем тебя одаривал лес.

VII. Работа в рабочих тетрадях

VIII. Составление правил поведения в лесу

– Лес прочное природное образование! Леса существуют на земле сто, тысячи лет и НИКТО И НИЧТО не может уничтожать лес.

– Кто может уничтожить лес?

– Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? (работа по учебнику).

– Какие вы знаете правила? (Чтение правил, слайды 31-36)

VIII. Подведение итогов

Много разных авторов писали о природе.

Чтение стихотворений о временах года (приложение 2) (слайды 37-40)

– Что узнали нового?

– Что было самым интересным?

I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний (работа в классе).
1. Наблюдения за растениями (деревьями).
Учитель. Мы попали в удивительный природный мир, который называется лесом. Что же необычного вы видите?



Учащиеся. Много деревьев и кустарников, в разноцветной окраске листья.
Учитель. Кто из вас уже бывал в лесу? Я вижу, что лишь несколько детей посещали лес. Как много он таит загадок, но мы будем стараться их отгадывать. Лес - это дом для живых существ, многоэтажное здание. На каждом этаже размещаются свои растения, насекомые, птицы, звери; между ними устанавливаются взаимосвязи, которые помогают им существовать. И вот мы пришли к лесу в гости. Поэтому мы должны выполнять правила, чтобы не разрушить ту связь, которая установилась в лесном доме. Внимательно посмотрите на внешний вид леса. Опишите его. (Ответы детей.)
Учитель. Найдите главный признак леса, назовите его.
Учащиеся. В лесу произрастает много деревьев. Их признак - один толстый стебель, который называется стволом.
Учитель. Я назову два дерева. Кто знает эти растения? Дуб и осина.



Первый ученик расскажет о признаках дуба, какого цвета ствол, какой формы листья, есть ли плоды на дереве и кто ими питается. Второй ученик расскажет по этому плану об осине. Третий ученик проведет сравнение, какое растение выше, чей ствол толще, чьи листочки больше по длине и ширине. Чтобы провести сравнение размеров, необходимо знать толщину ствола, ветвей, листьев, плодов. Эту работу лучше выполнять, записывая результаты в небольшой блокнот.

2. Наблюдения за растениями (кустарниками).
Учитель. Посмотрите на окраску плодов-крылаток. (Учащиеся выполняют.) Какому растению принадлежит это чудо? Подобные плоды вы видели на дереве около школы.
Учащиеся. Это клен.
Учитель. Правильно, но только он называется - клен татарский.



Присмотритесь, у растения много ветвей отходит от земли, значит - это кустарник. Какой кустарник вы видите рядом?
Учащиеся. Это - шиповник.



Учитель. На его веточках выросты-шипы, которые больно колют кожу, но плоды очень полезны. В них много витамина С. Видите интересный кустарник? Обратите внимание на его стебли. Посмотрите, что заметно?
Учащиеся. На стеблях белые образования и красные плоды висят на ножке.
Учитель. Это растение называется - бересклет бородавчатый, именно за выросты ему дали такое название.



3. Наблюдения за насекомыми.
Учитель. Среди его нежных веточек любят скрываться прожорливые хищники. Кто они, отгадайте? Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк.
Учащиеся. Это паук.
Учитель. У него четыре пары ног и он умеет плести паутину, куда попадают разные насекомые, и пауки их съедают.



Учитель. Какие насекомые летают в лесу? Постарайтесь отметить видимые признаки.
Учащиеся. Вот очень красивая бабочка, у нее четыре крыла, шесть лапок. Хорошо видна толстенькая грудка, вытянутое брюшко и голова с двумя усиками. По этим признакам она отличается от паука. Крылышки по краям со светлой полоской, а все тело черного цвета.
Учитель. Очень хорошо описали признаки отличия насекомых от пауков, теперь вы не перепутаете их. А бабочку зовут траурницей.


Она легко переносит зиму, погружаясь в глубокий сон, а весной вновь возвращается к жизни.

4. Наблюдения за птицами.
Учитель. Каких животных было много летом, а сейчас не только не видно, но и не слышно?
Учащиеся. Летом в лесу много птиц. Они выхаживают птенцов, носят им корм. А осенью птицы собираются к отлету, песен никто не поет.
Учитель. Кто стучит по дереву?



Учащиеся. Это дятел.
Учитель. Почему он стучит по стволу?
Учащиеся. Дятел пробивает кору и длинным языком вытаскивает насекомых - вредителей дерева.
5. Наблюдения за животными.
Учитель. Какого зверя мы можем с вами увидеть? Послушайте загадку.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной.
Учащиеся. Загадка про ежа.


Учитель. Расскажите, чем питается еж.
Учащиеся. Еж питается в основном насекомыми и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Особое лакомство для него представляют личинки комаров, многоножки. Могут есть лягушек, змей, ящериц, птенцов, мышей, а также плоды и ягоды.
Учитель. Как еж защищается от хищников?
Учащиеся. Большое количество игл на спине и способность сворачиваться в колючий шар помогает ежу защищаться.
Учитель. Опишите внешний вид животного.
Учащиеся. Ежи мелкие животные. Спина и верхняя часть боков покрыта короткими твердыми иглами, поверхность которых гладкая, окраска двух-трехцветная, а концы сильно заострены. Брюхо и нижняя часть боковых сторон покрыты довольно длинной и жесткой шерстью. Морда у ежа вытянутая, на ее конце находятся ноздри. Ноги и хвост короткие, пальцы с когтями.
Учитель. Опишите поведение ежа.
Учащиеся. Ежи активны в сумерки и ночью. На поиски пищи еж выходит после заката и возвращается в убежище с рассветом. При поиске пищи еж использует слух и чутье. Гнездо зверька помещается под кустом, в углублении почвы, под корягой. Ложе гнезда выстлано прошлогодним листом, мхом и стеблями злаков. В этом убежище он зимует в спячке, которая продолжается до тех пор, пока не стает снег и не прекратятся сильные ночные заморозки. Врагами ежа являются волк, лисица, дикие кошки, филин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экскурсия в лес.

Цели и задачи: Формировать у учащихся общее представление о лесе; показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Убедить в необходимости бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу. Развивать чувство прекрасного.
Ход урока

I Организационный момент

Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе ненадолго и заблудишься!

II Повторение пройденного материала

- Что такое лес? Что вы о нем знаете?

( Лес-это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус – высокие деревья; 2-й ярус – деревья пониже; нижние ярусы: 3-й ярус – кустарники, 4-й – травы, 5-й – мхи, грибы.)

- Какое значение имеет лес в природе? (ответы детей)

- А какую роль он играет в жизни человека? (ответы детей)

Итак, мы отправляемся в лес на природу.

- Кстати, давайте вспомним, что такое природа? ( Природа-это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

-Какая бывает природа? ( Живая и неживая .)

На доске появляется схема:

- Какие признаки живого нам известны? ( Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.)

- Сейчас я проверю, как хорошо вы различаете живую и неживую природу.

- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? ( На мир животных и мир растений.)

На доске схема дополняется:

III Изучение нового материала

Сегодня во время лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?

Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

( Это гриб. Речь пойдет о грибах .)

-Как вы догадались? ( У гриба есть шапочка-шляпка.)

Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

( опята, подберезовики, сыроежки.)

Я вижу, что вы вполне готовы к работе и готовы записать тему урока.

- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? ( живая )

- Почему? ( Грибы появляются (рождаются), растут, умирают…)

-А к какому миру живой природы можно отнести грибы? ( К миру растений )

- Почему? ( Они растут на земле.)

- А какие части растений нам известны? ( Корень, стебель, ветки, листья, плоды).

- Есть ли они у грибов? ( У грибов нет листьев, стебля, веток.)

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? ( Нет.)

- А к миру животных? ( Тоже нет).

- Так что же такое – грибы? ( Наверное, это особый мир природы: ни растения, ни животные.)

Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Дополняем схему на доске).

- А какая часть гриба упоминалась в загадке? ( Шляпка )

- Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.)

- Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

( Одна часть грибов находится под землей, другая – над землей.)

- Как их можно назвать? ( Надземная и подземная )

- Из чего состоит надземная часть? ( Из ножки и шляпки)

- Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба?

( Наверное шляпка)

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба? Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)

- Какое бы вы дали название? (Ответы детей)

- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? ( Грибница важнее, чем плодовое тело.)

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете¸ почему? ( Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)

Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим их названия.

- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Высказывания детей).

Давайте рассмотрим все возможные способы. Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?

- Объясните, что произойдет? ( Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо¸ так собирать нельзя)

Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Что происходит? ( Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на новом месте)

- Подходит нам этот способ? ( Да)

Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия.

- Какие? ( Дождь, солнце, ветер )

- Что может произойти с этой частью и грибницей? ( Может высохнуть, загнить.)

Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли (демонстрация на пособии)

- Что происходит? ( Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.)

- Выберите способ, который наиболее верный.

- Итак, что же нового мы узнали о грибах? (Дети повторяют материал с опорой на иллюстрации и пособия на доске.)

На доске слова: подберезовик, подосиновик.

- Что можно сказать об этих грибах¸ исходя из их названий? ( Они растут под осинами, под березами.)

Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята – под хвойными, белые под дубами…

- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.)

Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагай и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсин, покрытые плесенью.)

- Что это? ( Плесень )

А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом, на рисунке в учебнике и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб)

- Из каких частей состоит плесень? ( Из плодового тела и грибницы .)

- Можно назвать ее грибом? ( Да )

- А чего нет у плесени? ( Шляпки .)

- Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? ( нет )

- А как бы вы назвали этот гриб? ( Ответы детей)

- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? ( Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).)

А кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами.

- А как человек использует грибы? ( В пищу )

- Все ли грибы можно использовать в пищу? ( Нет )

- Почему? ( Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)

Домашнее задание

Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Понаблюдать за осенними изменениями в неживой природе.

Обобщит знания о них.

2.Осенние изменения в жизни растений.

Оборудование: Коробочки для сбора листьев, веточек, семян, плодов.

Ход экскурсии.

1.Объявление темы и постановка цели.

2.Деление класса на группы (по 5 человек) и выбор командира.

3.Инструктаж о правилах поведения на экскурсии: при переходе дороги, при сборе материала.

4.Выход на маршрут.


1.Изменениями в неживой природе.

Беседа на месте экскурсии.

Учитель: Какие времена года вы знаете?

Ученик: Лето, осень, зима, весна.

Учитель: Какие времена года не похожи друг на друга ни одним признаком?

Ученик: Зима - лето. (Это основные времена года.)

Учитель: Какое время года сейчас?


Ученик: Осень.

Учитель: Чем осень отличается от основных времен года?

Ученик: Осень переходное время года от лета к зиме.

Учитель: Назовите главные признаки отличий осени от лета.

Ученик: Дни стали холоднее и короче.

Учитель: Какая сегодня погода?


Учитель: Какое небо? Как светит солнце? (сравниваем с летними днями)

Ученик: Небо не такое яркое, как было летом.

Учитель: Как вы считаете, с чем связано похолодание осенью? (сравниваем с летними днями)

Ученик: Солнце стало всходить позже и заходит раньше. Земля получает меньше света и тепла, так как солнце не поднимается высоко. Дожди стали холоднее.

Итог беседы: Переходное время года от лета к зиме – осень. Дни стали короче и прохладнее, так как солнце стоит ниже, чем летом.

2.Осенние изменения в жизни растений.

Беседа на месте экскурсии.

Учитель: Посмотрите на деревья. Изменились ли они по сравнению с летом.


Ученик: Да. Появились желтые и багровые листья.

Учитель: Какие растения растут вокруг нас?

Ученик: Травы, кустарники, деревья.

Учитель: По какому признаку мы их различаем?

(Пытаемся вместе с ребятами дать определения и признаки растений.)

Растение-тело живой природы, питается, дышит, размножается.

Деревья выше всех растений. У них есть древесный ствол.

Кустарники - они ниже деревьев и у них несколько стволов. Листья кустарников похожи по размеру с листьями деревьев, но отличаются по форме.

Травы - ниже кустарников. У них нет древесного ствола, а есть травянистый стебель. Их листья отличаются от листьев деревьев и кустарников.

Учитель: Есть ли непохожие листья у растений по форме и размеру? Чем отличаются листья березы и ели, сосны и осины и т.д.

Назовите лиственные деревья.

Ученик: Береза, дуб липа, орешник, рябина…

Учитель: Назовите хвойные деревья.

Ученик: Сосна, ель, можжевельник.

Учитель: Найдите сходство и отличие между хвоей и обычным листом.

Ученик: Отличие. Хвоя - жесткая, листок - мягкий. Она меньше по площади, чем лист.

Сходство. Хвоя и лист могут быть одинаковыми по цвету.

Учитель: Как изменился вид листьев, хвои и трав с приходом осени?

Ученик: Листья раскрасила осень в разные цвета: багровый желтый, а хвойные остались зелеными.


Учитель: Как называется явление, когда опадают листья?

Ученик: Листопад.

Учитель: Как осенью изменились травы?

Ученик: Они повяли, подсохли, выгорели.

Учитель: Цветут ли сейчас какие – ни будь растения в природе? (Сравните с летом.)

Ученик: Цветут поздние цветы, но их очень мало.

Учитель: Почему цветов стало меньше?

Ученик: Потому что стало меньше света и стало холоднее.

Учитель: Для чего растению цветы?

Ученик: Из них вырастают плоды и семена, поздней осенью не успеют они созреть.

Итог беседы.

Растения делятся на травы, кустарники и деревья. По форме листья растений бывают хвойными и лиственными. Листья окрашиваются в разные цвета, а потом

опадают. Это явление называют листопадом.


Цветов поздней осенью почти нет.

Соберите различные по форме листья, плоды и семена растений.

Использование оборудования: коробочки для сбора листьев, веточек, семян, плодов.

Задания по группам.

1.Собрать хвойные и лиственные веточки.

2.Подобрать разные по окраске и форме листья.

3.Собрать семена и плоды деревьев, кустарников, трав.

Итог: Что нового узнали во время экскурсии? Что понравилось?


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Директор школы:_____________И.Г.Гасаналиев

Урок-экскурсия

по окружающему миру

Читайте также: