Конспект по крылову 5 класс с учебника

Обновлено: 02.07.2024

Ребята, мы с в ами нескольк о уроков из учали творчеств о и басни

И.А.Крылова, вели кого русско го баснопис ца, творчеств о которого уже

более 200 лет интересно, увле кательно и познавательн о для чит ателя.

- Дети! Сегодня на ша с вами задача – показать, наск олько хорошо мы

изучили твор чество И.А . Крылова, проявить сме калку и тв орческие

Сегодня у нас не обычный урок, сег одня у нас праздн ик. Вы спр осите:

произведениям и. А встреча с кн игами – всегда праздн ик.

- В Петербурге в Ле тнем саду сто ит памятник – сид ит человек с г рустным

лицом, смотрит вдаль, а н а постаменте вок руг него – лисы, обезьяны, ослы,

львы и другие ж ивотные: ну кон ечно же, эт о Иван Андреев ич Крылов и

герои его басен ! (обращение внимания дет ей на репродукци ю памятника на

1) Иван Андрееви ч Крылов р одился 13 феврал я 1769 года в Москве. Отец

его, Андрей Пр охорович, был бедным арме йским офице ром. Жизнь К рылова

сложилась так, чт о ему не пришлось даж е учиться в школе. Семья постоя нно

переезжала с места на место. В 1 775 году отец Крылова, ос тавив военну ю

службу, жил в городе Твери и стал мелким госу дарственны м служащим.

Малолетний Кр ылов обучался фран цузскому языку и другим нау кам вместе с

детьми тверског о губернат ора, который пускал Ваню в дом из милости. Н а

десятом году жизни Крылов ост ался без отца и, чтобы подд ержать семейство

Урок создан в соответствии ФГОС. Прописаны универсальные учебные действия на каждом этапе. Использовала интернет - ресурсы для подбора интересных фактов из жизни писателя.

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_5_klasse_fgos.docx 40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

урока литературы в 5 классе

русского языка и литературы

Пришлова Лидия Владимировна

Тема урока: Жизнь и творчество И.А.Крылова.

1. Образовательные: познакомить учащихся с биографией И.А.Крылова, дать определение понятия басня, аллегория.

2. Практические: углубить знания учащихся о жизни и творчестве писателя, вспомнить ранее изученные басни; умение находить мораль басни; формировать умение выразительного чтения, составления кластера.

3. Воспитательные: совершенствование читательского вкуса; воспитываем через мораль басни нравственные качества личности, духовное развитие учащихся.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
  • Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: учебник, карточки с текстом, рабочая тетрадь. Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, выразительное чтение, беседа.

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Литература: 1. Литература 5 класс. Методические рекомендации. Москва, Вентана – Граф, 2011.

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

7. Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия деятельности.

(Итог урока 2-3 минуты)

Включение детей в деятельность.

Учитель: _Ребята посмотрите на наш рабочий стенд, чей портрет вы видите?

Рассмотрите внимательно портрет писателя. Что вы можете сказать об И.А. по его внешним признакам?

Прочитайте эпиграф к нашему уроку : « . цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты.

Как вы понимаете данное высказывание?

Как вы думаете, подходит ли оно к творчеству И.А.Крылова?

А теперь давайте сформулируем тему нашего урока.

Как выдумаете чему мы должные сегодня с вами научиться, какие знания получить?

Учитель: -Ребята, давайте прочитаем статью учебника о жизни и творчестве И.А.Крылова

Учитель: у вас на столах лежат цветные карточки с порядковым номером, давайте прочитаем то, что в них написано. Интересные факты из жизни И.А.Крылова.

1.Крылов и Хостов

Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать).
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:
— Туча идет.
Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика.
— И лягушки заквакали, — в тон озорнику ответил Крылов.

4.Много ли человеку нужно

6. А вы помойтесь, причешитесь

И.А. Крылов в быту был очень неопрятен. Его растрепанные, нечесаные волосы, запачканные, мятые рубашки и прочие признаки неряшливости вызывали насмешки у знакомых.
Однажды баснописец был приглашен на маскарад.
— Как мне следует одеться, чтобы остаться неузнанным? — спросил он у знакомой дамы.
— А вы помойтесь, причешитесь — вот вас никто и не узнает, — ответила та.

П.А. Катенин — поэт, драматург и критик в литературном споре крайне нелестно отзывался о И.А. Крылове.
— У вас к нему, должно быть, личная вражда? — спросили его.
— Вовсе нет, — последовал ответ. — Я сужу о нем только с литературной точки зрения. Спор продолжился, и разгоряченный Катенин привел еще один довод:
— К тому же он плохой человек. При избрании меня в академию один из всех положил черный шар.

9.Крылов и Николай I

10.Крылов и торговцы

13.Крылов в гостях

14.Готов еще раз провиниться

Что нового вы узнали?

Давайте составим кластер, в нашем солнышке поместим фомилию Крылов, а вокруг лучики напротив которых вы напишите те сведения, которые вы узнали сегодня на уроке.

Запишем в тетрадь определение терминов басня, мораль, аллегория.

Вопросы для письменной работы:

Учитель: -Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

-Назовите отличительные признаки басни.

Учитель: выразите ваши впечатления от урока. У вас на столе лежит 3 смайлика, поднимите тот, который соответствует вашему настроению: 1. Улыбочка широкая (все понравилось, настроение хорошее); 2. Улыбочка скромная (не все понравилось); 3. Грусть ( не понравилось).

Включение в работу, самоопределение

Обучающиеся говорят, что перед ними портрет И.А.Крылова.

Дети говорят, что у него добрые глаза, солидный вид и т.д.

Чтение вслух одного ученика, комментируют данное высказывание.

Обучающиеся делают вывод о том, что басни Крылова помогают человеку бороться с пошлостью в людях, развивают в нем стремление к истине, возбуждает в душах стыд.

Дети говорят, что тему урока: жизнь и творчество И.А.Крылова. После постановки темы, записывают ее в рабочую тетрадь.

Ученики: углубить знания о Жизни и творчестве писателя, научиться видеть мораль в баснях Крылова

Оформление кабинета: портреты И.А. Крылова, тексты басен, на доске (через проектор) – годы жизни Крылова, понятия мораль и басня, тема урока.

Иван Андреевич Крылов. (1769 – 1844)

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)

Ход урока

Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают его как “дедушку Крылова”. Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты знали и любили басни Крылова. Он бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными.

Знают Крылова и сейчас Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития науки (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре.

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.

А что же такое басня? Кто знает?

БАСНЯ – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Все ли слова понятны? Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла

Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный человек.

Язык басен легкий, простой, запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль.

МОРАЛЬ – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

И несут люди по жизни тог, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что “услужливый дурак опаснее врага”, что “у сильного всегда бессильный виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, и что “в сердце льстец всегда отыщет уголок”.

  1. А теперь обратимся к басням.
  1. “Ворона и Лисица”.
  • Найдите в басне мораль (Уж сколько лет твердили миру…)
  • Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое восхваление)
  • Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает отвращение? (неприятно видеть человека, готового ради своей выгоды на лицемерие). А почему лесть вредна? (вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете).
  • А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать комплименты – очень заманчиво и при этом не прилагать никаких усилий)
  • Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей поверила и потеряла бдительность)
  • Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И тот, и другой теряют чувство собственного достоинства).
  1. “Свинья под Дубом”
  • С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво, спокойно, нагло). А почему?
  • Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).
  • Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).
  • Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.

(…Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.)

  • Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)
  • Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов?

(Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)

Иван Андреевич Крылов (1769–1844 гг.), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Детство и юность

Иван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича перевели по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.

В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.

Семья в которой родился Иван Андреевич

Крылов родился в семье армейского офицера, участвовавшего в подавлении восстания Емельяна Пугачева, но не получившего от властей ни земельных угодий, ни повышения в чине. Андрей Прохорович Крылов оставил в наследство сыну лишь сундук с книгами.

Им приходилось скрываться от Пугачева. Временами было нечего есть. Возможно, из-за этого впоследствии Крылов будет проявлять неуемный аппетит. Среди высшего общества ходили легенды о невероятном обжорстве баснописца.

В пенсии было отказано, что вынудило вдову зарабатывать на жизнь чтением заупокойных молитв над покойниками.

Но в отношении второй просьбы Крыловой правительство пошло навстречу. Иван был принят на работу в казенную палату приказным служителем. Хотя платили немного, угроза голода и нищеты отступила на второй план.

Ранее творчество. Драматургия

Трудовая деятельность

Ввиду того, что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.

В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.

В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).


Издательская деятельность

Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.

Литературная деятельность

Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:

В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.


Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.

Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.


Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Каждому ребёнку известны такие его произведения:

Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.

Последние годы

В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С. Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И. И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, многие из которых изучаются в разных классах в школе, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

Умер Крылов 9 [21] ноября 1844 года от двухстороннего воспаления лёгких.

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.

Иван Крылов


Иван Крылов

В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.

Иван Крылов и императрица Мария Федоровна


Иван Крылов и императрица Мария Федоровна

Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица Мария Фёдоровна. И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.

Памятник Ивану Крылову


Памятник Ивану Крылову

Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Читайте также: