Конспект урока по теме экологические системы

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Окр мир во 2 классе.doc

Тема урока: Экологические системы.

Цели урока : 1. Показать учащимся особую роль живых организмов на Земле;

3. Продолжить работу с учащимися по экологическому воспитанию и образованию.

4. Обучение правилам безопасного поведения в природе

Оборудование: Компьютер, интерактивное оборудование, таблицы, учебники, карточки, игровой дидактический материал по окружающему миру.

Энергизатор (пожелание учащимся успеха, здоровья, счастья, ….)

II .Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации :

показ слайдов с комментированием 10 животных (тигр, леопард, зебра, медведь, тюльпан, подсолнух, ….)

запись названий на листочках.

Чем животные отличаются от растений

Животные могут прыгать, бегать, думать, жевать.

Растения могут расти, зеленеть, кормить, вырабатывать себе пищу

Постановка проблемной ситуации;

Представьте себе, растения, которым надоело, что их поедают животные. И решили растения жить отдельно от животных. Как вы думаете, что из этого получится?

Как можно назвать то место то место, где живут различные растения и животные?

Что необходимо живым организмам для жизни на планете?

Могут ли растения жить без животных?

Выполнение №1 на странице 1, самостоятельно с взаимопроверкой

Свет, воздух, вода, еда, почва

Нет. Растения – это пища для животных

Должны указать нужную среду обитания животных

Совместное открытие знаний:

Как вы думаете, все ли в природе взаимосвязано?

Приведите примеры, кто без кого не может существовать на планете?

Показ слайдов в помощь по определению экологических связей

Выполнение задания №2 стр. 2

Вывод: Все в природе взаимосвязано.

А как можно назвать место обитания животных и растений, где они чувствуют себя как дома?

Совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они себя чувствуют себя как дома – это все называется экосистемой.

Итак, о чем мы с вами будем говорить на уроке окружающего мира?

Что необходимо чтобы существовала жизнь в экосистеме?

В экосистеме нет ничего лишнего, а секрет ее существования заключается в пищевых связях, то есть, кто кого ест.

Либо нет ответа, либо – экосистема

Об экологических системах

Свет, воздух, вода, почва…

Показать мимикой и жестом жителей лесной полянки.

У всех ли живых организмов в экосистеме одинаковые обязанности (профессии)

Почему кормильцев назвали кормильцами?

Самостоятельно выполняется задание на странице 3 №5.(проверка на слайде)

А может ли кто- нибудь нарушить жизнь в экосистеме?

Просмотр слайдов с нарушенными экологическими сообществами.

Отправляясь в лес, на луг о чем нельзя забывать нам с вами?

А могут ли животные и растения нанести вред человеку, если не соблюдать правила поведения в природе?

О том, что нельзя рвать цветы, разорять гнезда, не брать детенышей диких животных и т.д.

Да. Укус змеи, отравление ягодами и грибами, нападение диких животных и т.д.

Работа в парах (рассматриваются рисунки различных жителей экосистемы и выборочно называются либо едоки, либо кормильцы, либо мусорщики)

Загадки о животных и растениях

Не зверь, не птица

Носик как спица.

Горел в траве росистой

Потом померк, потух

И превратился в пух.

Будит рано по утру

Без разбора всю семью.

Пением ласкает слух

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком

И поделится медком

Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной,

Никуда не годный.

Кто за стенкою шуршит?

Тонким голосом пищит.

Сыр от них не утаишь,

Всем ворам воришка

Первым вылез из земли

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Подведение итогов урока:

Давайте еще раз повторим, без чего не может существовать экологическая система

Так почему за дикими растениями и животными никто не ухаживает?

Вывод: в экосистеме все взаимосвязано, человек не должен нарушать природное равновесие, т.к. экосистема может быть разрушена.

Выбранный для просмотра документ экосистемы.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экосистема – это участок земли, где живые организмы чувствуют себя как дома.

Экосистема – это участок земли, где живые организмы чувствуют себя как дома. луг Болото, озеро лес горы река

Структура экосистемы леса

Структура экосистемы леса

Идеальная экосистема Характеризуется замкнутым круговоротом веществ «Есть вс.

Пищевые цепи растение Гусеница бабочки Насекомоядная птица Хищная птица зоопл.

Пищевые цепи растение Гусеница бабочки Насекомоядная птица Хищная птица зоопланктон рыба Хищное млекопитающее

Пищевые цепи в экосистеме ручья

Пищевые цепи в экосистеме ручья

Мозговой штурм Угадайте названия растений и животных по иллюстрациям слайдов.

Мозговой штурм Угадайте названия растений и животных по иллюстрациям слайдов. Запишите их на листочках.













Растения: Животные: Дерево Роза Тюльпаны Подсолнухи Маки Зебра Кукушка Лиса Л.

Растения: Животные: Дерево Роза Тюльпаны Подсолнухи Маки Зебра Кукушка Лиса Лев Жирафы Слон Гепард Тигр







В С В М Е О З Д У Х В

В С В М Е О З Д У Х В

О

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 062 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 07.04.2015 4898
  • RAR 24.3 мбайт
  • 11 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Январёва Татьяна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Урок познакомит учащихся с целостной картиной мира, покажет взаимосвязь живой и неживой природы, расскажет о важнейшей роли живых организмов на Земле.

Описание разработки

Цели урока:

- знакомство с целостной картиной мира;

- показать взаимосвязь живой и неживой природы, важнейшую роль живых организмов на Земле;

- помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;

- уметь определять своё отношение к миру;

- учить бережному отношению к природе;

Задачи урока:

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;

- систематизировать знания ребят об экосистемах;

- воспитывать понимание правил экологической культуры;

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме.

Максимум: к концу урока ученики имеют чёткое представление о ролях живых организмов.

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила.

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность на уроке, определять успешность выполнения задания.

ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация) ; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

Ключевые понятия, термины:

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

Знать хотят обо всем на свете.

II. Постановка цели.

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Мы узнаем на уроке, что такое экологическая система.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику, с. 4 (Диалог Лены)

2. Объяснение учителя.

Перед вами, ребята, рисунок. Давайте представим, что мы оказались в этом уголке природы. Все закроем глаза и представим яркую зелень листьев, чистоту цветов, необыкновенный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено.

Как вы думаете, кем был наведен такой порядок? (Ответы детей. )

Человек в наведении такого порядка в лесу не участвовал. Как вы думаете, а кто здесь живет? (Ответы детей. )

Каждое животное, растение встречается там, где для его жизни созданы все условия.

Это место называется средой обитания.

Работа по учебнику, с. 4, (У каждого своё место обитания).

Учитель. Животные и растения связаны друг с другом. А какая существует взаимосвязь между ними? Попробуем разобраться в этом по учебнику, с. 4. (Пищевые связи).

- Как связаны друг с другом эти животные и растения?

Учитель. Разгадав кроссворд, мы сможем определить компоненты экосистемы. Назовите их.

Определение экосистемы.

Работа по учебнику, с. 5, (Экосистема).

Самостоятельная работа. Дети самостоятельно читают текст о кормильцах, с. 5-6.

- Что происходит с растением в теле животного?

IV. Закрепление изученного материала.

- Назовите все части экосистемы и расскажите, как к ним поступают вещества экосистемы.

- Смогут ли растения и животные жить отдельно? Почему?

Учитель. Правильно, не смогут, т. к. все они связаны друг с другом в единое целое - экосистему. Такой круг называется круговорот веществ.

- Назовите на рисунке природные экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи как угодно долго. Запишите цифры настоящих экосистем.

V. Итог урока.

Экосистема - содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.

В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца.

В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного: всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями.

Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.

V. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

В чём были затруднения?

Над чем нужно поработать на следующем уроке?

Содержимое разработки

Байгушева Елена Витальевна,

учитель начальных классов

МБОУ "СОШ №2" п. Пурпе ЯНАО Тюменская обл

Предмет: окружающий мир

Тема урока : ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (с использованием презентации на необходимых этапах урока).

Материально-техническое обеспечение урока: учебник и тетрадь по окружающему миру у учащихся, мультимедийное оборудование (интерактивная доска, ПК, проектор), диск с презентацией урока.

-знакомство с целостной картиной мира;

- показать взаимосвязь живой и неживой природы, важнейшую роль живых организмов на Земле;

-помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;

- уметь определять своё отношение к миру;

- учить бережному отношению к природе;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;

-систематизировать знания ребят об экосистемах;

- воспитывать понимание правил экологической культуры;

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме.

Максимум: к концу урока ученики имеют чёткое представление о ролях живых организмов.

Личностные результаты: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке, определять успешность выполнения задания.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

Ключевые понятия, термины:

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

Знать хотят обо всем на свете.

II. Постановка цели.

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

Слайд №1 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Мы узнаем на уроке, что такое экологическая система.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику, с.4 (Диалог Лены)

Перед вами, ребята, рисунок. Давайте представим, что мы оказались в этом уголке природы. Все закроем глаза и представим яркую зелень листьев, чистоту цветов, необыкновенный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено.

Как вы думаете, кем был наведен такой порядок? (Ответы детей.)

Человек в наведении такого порядка в лесу не участвовал. Как вы думаете, а кто здесь живет? (Ответы детей.)

Каждое животное, растение встречается там, где для его жизни созданы все условия.

Слайд №3 Это место называется средой обитания.

Работа по учебнику, с.4, (У каждого своё место обитания).

Учитель. Животные и растения связаны друг с другом. А какая существует взаимосвязь между ними? Попробуем разобраться в этом по учебнику, с. 4. (Пищевые связи).

- Как связаны друг с другом эти животные и растения?

Физкультминутка

Учитель. Разгадав кроссворд, мы сможем определить компоненты экосистемы. Назовите их.

Слайд №6 Определение экосистемы.

Работа по учебнику, с.5,(Экосистема).

Самостоятельная работа. Дети самостоятельно читают текст о кормильцах, с.5-6.

- Что происходит с растением в теле животного?

IV. Закрепление изученного материала.

- Назовите все части экосистемы и расскажите, как к ним поступают вещества экосистемы.

- Смогут ли растения и животные жить отдельно? Почему?

Учитель. Правильно, не смогут, т. к. все они связаны друг с другом в единое целое - экосистему. Такой круг называется круговорот веществ.

- Назовите на рисунке природные экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи как угодно долго. Запишите цифры настоящих экосистем.

Экосистема - содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.

В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца.

В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного: всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями.

Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.

V. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

В чём были затруднения?

Над чем нужно поработать на следующем уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у обучающихся полного представления об экологической системе.

Задачи:

Конспект урока по окружающему миру

Раздел: Экологическая система

Тема: Жизнь экосистемы

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Цель: формирование у обучающихся полного представления об экологической системе.

Воспитывать бережное отношение к природе (личностные УУД) и привести детей к осознанию того, что в природе все взаимосвязано.

Планируемый результат:

Дети узнают, что такое экосистема; что экосистемы являются частью биосферы; какую роль обитатели экосистемы имеют для биосферы; как образуются цепочки питания и какую роль имеют в круговороте биосферы; структуру экосистемы.

Осознавать то, что в природе все взаимосвязано; роль жизни экосистемы для человека.

Средства обучения:

Этапы. Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Мотивация к учебной деятельности.

Чтоб природе другом стать,

тайны все её узнать.

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

а поможет всё узнать наша любознательность.

-Приветствуют учителя. Настраиваются на познавательную деятельность.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели; осознание построения речевого высказывания в устной форме.

Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждения.

-Тема, которой мы посвятим наш урок очень актуальна, жизненно-важна для всего живого. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы и многие из вас по-иному посмотрят на окружающий мир.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она – большущий шар. (Земля) (слайд 1)

- Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира.

-Какие оболочки нашей планеты вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) (слайд 1)

- Ребята, в какой оболочке живёт большинство живых организмов? (Большинство живых организмов живёт на пересечении трёх сред: водной, воздушной, наземной; в биосфере)

-Посмотрите на иллюстрации. Что на них изображено?

(леса, луга, озера) (слайд 2)

-Как называется по-другому?

-Лес, луг, озеро – это различные экосистемы.(слайд 2)

-Что можно сказать о многообразии жизни экосистем? (В каждой экосистеме жизнь многообразна)

-Приведите примеры живых организмов каждой экосистемы.

-Какой у вас возникает вопрос? (слайд 3)

(Где же все-таки живут растения и животные: в экосистемах или в биосфере?)

-Сегодня мы будем искать ответ на этот вопрос.

-Прочитайте вопросы в учебнике на с.40.

1.Где обитают живые организмы: в биосфере или экосистеме?

2.Что такое экосистема?

-Подумайте, какие знания понадобятся вам сегодня на уроке?

-Попробуйте составить план урока по этим вопросам:

1.Связь биосферы и экосистемы.

2. Связь организмов в экосистеме.

-Что мы сейчас с вами делали? (Планировали свою деятельность на урок)

-Посмотрите еще раз на план и скажите, о чем пойдет речь на уроке. (Какое слово часто встречается в плане?) (О экосистеме)

-Анализируют содержание, выделяют главные признаки, называют отгадку.

-Вспоминают и называют оболочки Земли.

-Дают определения понятиям: атмосфера, гидросфера, литосфера.

-Вспоминают и называют определение биосферы.

-Анализируют иллюстрации, выделяют главные признаки.

-Называют чем многообразны жизни экосистем.

-Приводят примеры живых организмов каждой экосистемы.

-Формулируют вопрос по возникшей проблеме.

-Читают и анализируют вопросы в учебнике на с.40.

-Исходя из вопросов продумывают, какие знания понадобятся на уроке.

-Составляют план совместно с учителем по поставленным вопросам.

-Осознают значимость проделанной работы и называют ее форму.

-Анализируют содержание, выделяют главные признаки, называют слово. Определяют тему урока.

3. Решение проблемы.

Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений; составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – коррекция, оценка его действий; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Знаково – символические УУД: преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта; преобразование модели в знаково-символическую запись; преобразование знаково-символической модели.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную область.

Связь биосферы и экосистемы

-Какие части биосферы можно выделить на представленных рисунках экосистем? (Атмосфера, гидросфера, литосфера) (слайд 5)

-Можно ли в биосфере выделить экосистемы? (Да, в биосфере можно выделить экосистемы. Экосистема озера, леса и поля.) (слайд 5)

- Давайте узнаем, какая связь существует между экосистемами в биосфере?

-Прочитайте диалог в учебнике на с.40.

-Какая связь существует между экосистемами в биосфере? (Экосистемы связаны большим круговоротом веществ в биосфере)

-Как это происходит на примере с комаром? Расскажите.

-Экосистемы связаны между собой большим круговоротом веществ в биосфере.

Связь организмов в экосистеме

-Сколько разных мнений вы представили!

-Как вы думаете, можно ли организмы в экосистеме делить на вредные и полезные? Почему? Вспомните диалог Лены, Миши и Мамы. (Нет, т.к. в экосистеме все организмы взаимосвязаны большим круговоротом веществ в биосфере)

-В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго. Как вы думаете, почему? (Все обитатели приспособились жить совместно).

-Конечно же, все обитающие в экосистемах живые организмы живут сообща, вместе.

-Подумайте, как одним словом можно назвать живущих сообща обитателей экосистем? (Сообщество)

-Какие организмы изображены на рисунке? (Живые)

-Подумайте, что обозначают стрелки зеленого и коричневого цвета?

-Найдите ответ, прочитав текст на с.41.

-Что обозначают стрелки зеленого и коричневого цвета?

(Зеленые стрелки показывают кто чем питается, а коричневая стрелка показывает, что разрушители, поглощая погибшие организм, в результате своего обмена веществ оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения)

-Как называются цепочки из живых организмов? (Цепи питания) (слайд 8)

-Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называются – цепями питания.

-Прочитайте цепочку по стрелкам. Какая цепочка питания? (Замкнутая)

-Посмотрите, кто необходим, чтобы цепь питания замкнулась? Какова их роль?

(Разрушители. Они поглощают погибшие организмы, оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения).

2. Растения, насекомые, ящерицы, хищные птицы.

3. Орехи - белка - волк - стервятник - бактерии).

(Оценивание работы у доски)

-Расскажите, какую цепочку питания составили. (Оценивание деятельности детей)

-Поработаем в группах. Составим экосистему. Расположите недостающие элементы в схеме экосистемы.

- Что в нее входит? (Проверка. По одному из каждой группы. Оценивание работы группы; в группе) (слайд 9)

Производители, потребители, разрушители.

Неживая природа (без нее не могут жить все перечисленные организмы): воздух, вода, почва, горные породы, солнце.

-Давайте же сделаем вывод. Что такое экосистема? (Вывод по схеме).

-Давайте сравним наше открытие с выводом по учебнику. Прочитайте про себя.

-Что же такое экосистема?

-Послушайте стих про экосистему:

Ну что же, подведем баланс,

Чтоб в стихотворном виде

Экосистему юный глаз

Она система потому,

Что в ней по форме строгой

Необходимый всем продукт

Идет своей дорогой.

И кто системе служит –

Живет себе, не тужит.

Вот на зеленый стебелек

Садится пестрый мотылек,

Попил нектар со всех цветов,

Их опылил – и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой! –

На завтрак птице луговой.

А у нее гнездо в траве

И куча птенчиков в гнезде.

И уж, конечно, их поймет

Питанье травушке дает.

-Вот она какая, экосистема.

-Анализируют рисунки, выделяют главные признаки, называют части биосферы.

-Анализируют схему, выделяют главные признаки, называют экосистемы.

-Читают текст, анализируют содержание, ищут ответ на поставленный вопрос.


Экосистема (биогеоценоз),

Экосистема (биогеоценоз).
Структуры экосистемы

Раздел ЕГЭ: 7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Экосистема — совокупность живых организмов, тесно взаимодействующих между собой и со средой обитания.

Биогеоценоз — это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и неживых компонентов, которые объединены в единую систему обмена веществ и энергии. Комплекс живых компонентов — биоценоз, комплекс неживых компонентов — биотоп. Биогеоценоз относительно экосистемы выступает как частное от общего. Биогеоценозы — один из вариантов реально существующих экосистем.

 Экосистема (биогеоценоз)

Устойчивость — способность выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями.
Саморегуляция — способность поддерживать определенную численность особей популяций в сообществе.

СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ

1) Биотическая часть

  • Продуценты — автотрофные организмы, преобразующие энергию Солнца или химических реакций в энергию органических соединений. К этой группе относятся растения и некоторые бактерии.
  • Консументы — гетеротрофные организмы, использующие готовые органические вещества (в виде пищи) как источник энергии и веществ, необходимых для их жизни деятельности.
  • Редуценты — грибы и гетеротрофные микроорганизмы, разлагающие органические вещества до неорганических.

2) Абиотическая часть

  • Неорганические соединения.
  • Органические соединения.
  • Климатические факторы.

продуценты, консументы, редуценты

ВИДОВАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРЫ ЭКОСИСТЕМЫ

Видовая структура экосистемы — совокупность видов растений и животных, образующих данный биогеоценоз. Она представлена всеми группами организмов. Нарушение какого-либо звена в цепи питания вызывает нарушение экосистемы в целом.

Популяции разных видов в экосистеме распределены особым образом (пространственная структура). Основу вертикальной структуры формирует растительность. Ярусность — разделение сообщества как в надземном, так и подземном пространстве на этажи. Мозаичность — характер горизонтального распределения виден в биотопе, определяемый неоднородностью почвенных условий, рельефом и деятельностью человека.

Читайте также: