История земли конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Цель: сформировать у учащихся умение применять знания о происхождении Земли, о некоторых географических понятиях.

  • развивать познавательный интерес к географии;
  • познакомить с основными гипотезами происхождения Земли;
  • сформировать представление о форме и размерах Земли, о ее оболочках;
  • познакомить с первоначальным обликом нашей планеты;
  • научить находить и подписывать на карте материки и океаны;
  • обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний;
  • воспитывать в детях бережное отношение к природе, а значит, и к планете.

Место урока – проводится вначале большого раздела “Земля” по учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. в 5-м классе;

“Земля – частица Вселенной” по “Школе 2100” в 6-м классе;

“Земля во Вселенной” в начале года по учебнику Дронова В.П. в 6-м классе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

Интерактивная доска, карта полушарий, глобус, видеофрагмент фильма о происхождении Земли, видеосюжет автора “Диалог Маши и Миши”, карточки с заданиями, контурные карты, портрет Эратосфена и т.д.

Учитывая возрастные особенности учащихся, в ходе урока применяется технология проблемного обучения, использованы вопросы межпредметных связей по географии, астрономии, физике и ОПК.

  1. Оргмомент (2–3 мин.).
  2. Создание проблемной ситуации через “яркое пятно”
    (видеосюжет – 3 мин., постановка вопросов – 5 мин.)
  3. Формулирование проблемы (составление плана урока)
  4. Открытие новых знаний (20 мин)
  5. Применение новых знаний (3–5 мин)
  6. Итог. Оценивание.

Конспект урока

1. Оргмомент.

– Здравствуйте! Я пришла к вам с новыми знаниями. А каким оно будет? Посмотрим…

Для начала давайте выясним, что дословно означает слово география?

/ “гео” – земля, “графо” – пишу/

Историческая справка: впервые предложил рассматривать географию как науку еще Эратосфен в 111 веке до н.э., недаром его называют “отцом географии” (показ портрета)

2. Создание проблемной ситуации

Я хочу познакомить со своими учениками. Послушайте, о чем они спорят?

Видеофрагмент “Диалог Маши и Миши” (Приложение 3):

“Миша: Наша Земля – колыбель человечества. Маша, а ты знаешь, как возникла наша планета?

Маша: Я слышала от своей бабушки, что нашу планету создал Всевышний. Даже в Библии на первой же странице, где речь идет о Сотворении мира, есть такие слова: “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош…”. Выходит, весь Мир – все, что вокруг нас, возникло …из света?

Миша: А я недавно посмотрел фильм о происхождении нашей планеты и знаю, что Земля появилась в результате Большого взрыва, как впрочем, и все Вселенные и звезды.

– А вы как считаете?”

– Какой вопрос обсуждали ребята?

– Вопрос один, а мнений сколько?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

– Какой возникает вопрос?

– На что обратил внимание Миша? Посмотрим сюжет…

/Со слов: “Жизнь на Земле возникла не случайно…” и до слов: “Как из звезд возникли мы?”

/Можно заменить рассказом: “Давным-давно, около 20 млрд лет назад произошло поистине драматическое событие, которое ученые назвали Большим взрывом. Взорвалось вещество, которое обладало фантастической плотностью и было нагрето до млрд градусов. В момент взрыва вещество стало расширяться с огромной скоростью и затем охлаждаться. И лишь через сотни млн. лет из расширяющегося облака раскаленных газов стали формироваться звезды и их скопления – галактики. Так появилась Вселенная. И лишь около 5 млрд лет зажглась новая звезда – Солнце. Солнце – это жизнь. Пока оно существует, существуем и мы. А что же наша Земля? Через полмиллиарда лет наша Земля уже существовала. Облако межзвездного вещества, вокруг Солнца, сжавшись, постепенно, образовало новые будущие планеты. Наша планета замечательная, уникальная планета из 8 планет Солнечной Системы. И сегодня мы в этом убедимся…”./

– Какую новую информацию вы получили?

– Что интересного вы узнали?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

– Что вас удивило?

– А еще на какие вопросы хотели бы получить ответ?

– Из ваших вопросов мы составили план.

Это ваши вопросы? Будем на них отвечать.

Выслушать вопросы детей!

2. Формулирование проблемы.

План урока (на доске)

– Как возникла наша планета?
– Возраст планеты?
– Какую форму она имеет?
– Какую поверхность имеет Земля?
– Почему имеет такую поверхность?

4. Открытие новых знаний. Поиск решения.

Используем презентацию.

– Что вы знаете о происхождении нашей планеты?
– Как вы думаете, кто-то когда-то решал этот вопрос? /Ученые/
– А теперь информация для самых внимательных.

Научная справка: (слайд) Приложение

На сегодняшний день существует 4 гипотезы происхождения Земли, начиная с ХУ111 века по мере накопления информации (представлены фото)

Словарная работа: ГИПОТЕЗА – это предположение (на доске!)

Тексты на столе (Приложение 1).

Задание: определите кратко гипотезу ученого (дети работают с текстом и находят ответ).

Каждая гипотеза рассматривается отдельно!

Цель: познакомить и сопоставить ученых с их гипотезами, развивать память, логическое мышление.

1 гипотеза: французский ученый Жорж Бюффон (1707–1788) – предположил, что Земля возникла в результате катастрофы.
2 гипотеза: немецкий ученый Иммануил Кант (1724–1804) – Солнечная Система возникла из гигантского холодного пылевого облака.
3 гипотеза: фр.астроном Пьер Лаплас (1749–1827) – возникла из вращающегося раскаленного газового облака, остывая образовались планеты.
4 гипотеза: русский ученый – путешественник Отто Юльевич Шмидт (1891–1956) – Солнце окружено гигантским облаком, состоящим из частичек холодной пыли и газов.

– Выявили гипотезы. Кто согласен с Бюффоном? С Кантом? С Лапласом? Со Шмидтом?

– Чего не хватает? /Знаний, опыта/.

– Почему изменялись гипотезы? Чего не хватало ученым? (Того же)

– С учетом опыта человечество приобретало все новые знания.

– Что общего в этих гипотезах?

– Как вы думаете, какая гипотеза принимается сейчас?

(Показать на новом слайде после мнений учащихся).

В настоящее время более правильной считается 4 гипотеза. А у вас все впереди: вы можете создать и доказать свою гипотезу, но для этого необходимо хорошо знать материал.

П. Когда возникла наша планета?

Опыт: позвать ученика и попросить надуть шарик, на котором условно изображены планеты.

Как вы думаете, как этот процесс надувания шарика связан с возрастом Земли?

Произошло это между 6 и 15 миллиардами лет тому назад, причем, по самым новейшим данным, 13 миллиардов лет тому назад.

Как ученые догадались, что Вселенная “взорвалась” из ничего, когда это произошло и как?

“Рассматривая далекие небесные тела в телескоп, ученые обнаружили, что Вселенная …постоянно расширяется. То есть галактики как бы разбегаются друг от друга. Это можно легко себе представить, если нанести на воздушный шарик точки, изображающие планеты, и начать раздувать этот шарик. Точки-галактики начнут удаляться друг от друга, совсем как в модели расширяющейся Вселенной. А если это так, значит, когда-то они были все вместе, в одной точке (сдуйте шарик, и все точки сойдутся). А по скоростям их разлета ученые определили, когда начался этот разлет, то есть Большой взрыв. Так Мир и разлетается в разные стороны уже столько миллиардов лет…

Кто же конкретно додумался до такой фантастической картины Сотворения мира, подтвердил научно то, что давно уже сказано в Библии? В первую очередь это американский астроном Эдвин Хаббл (1889 – 953), который своими наблюдениями установил, что галактики, или звездные скопления, удаляются от нас, причем тем быстрее, чем дальше они от нас находятся. Так возникла гипотеза “расширяющейся Вселенной”, которая когда-то разлетелась из одной точки. В 1927 г. Астроном Жорж Леметр (1894 – 1966) теоретически обосновал гипотезу Большого взрыва, а в 1970 г физики Р.Пенроуз и С. Хоукинс уточнили эту теорию. Свой вклад в теорию образования Вселенной внес и наш соотечественник А.А.Фридман (1888–1925). Остается уточнить, мы так и будем разлетаться во все стороны постоянно, или когда-нибудь это закончится? По всей вероятности, через миллиарды лет этот разлет прекратится, и Вселенная начнет сжиматься, стремясь опять в точку ”. [1, 416 стр].

III. Какую форму имеет наша планета? (Слайд)

– Правильно ли называть Землю шаром? Почему?

Полярный радиус – 6356 км, экваториальный радиус – 6378 км.

Если на примере нашего шарика попробовать изобразить форму Земли, то она получится сплюснутой с двух сторон, с полюсов.

На сколько км экваториальный радиус больше? (на 22 км). Почему? (сформировалась под действием силы тяжести и давления внутри).

– Будет ли данная форма сферой, шаром? (нет)

Данная форма называется ГЕОИД (“Ге” – Земля, “эйдос” – вид, т.е. землеподобный, не похожий ни на какую другую математическую фигуру).

Историческая справка: кстати, впервые определил относительно точные размеры Земли Эратосфен еще в 111 веке с помощью математических расчетов.

IV. Поверхность Земли.

Мы выяснили, что происхождение нашей планеты уникально. В чем ее уникальность?

(Имеет 4 сферы: атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу).

Конечно, изучение планеты немыслимо без карты. Перед вами физическая карта, в переводе с греческого “физис” – природа.

– Какой цвет преобладает на карте? Что он обозначает?
72% поверхности Земли занимает вода.
– Какие крупные географические объекты изображены на карте?
– Всегда ли таким было изображение на карте? (Слайд)
– Почему меняется изображение?

Рассмотрите 1 рисунок. На древней карте был 1 материк. Как он назывался? Когда это было?

ПАНГЕЯ = ГОНДВАНА + ЛАВРАЗИЯ

– Что произошло позднее? Почему? (Дрейфуют)

– Какие материки входили в состав Гондваны? (Ю.Америка, Африка, Австралия, Антарктида)

Научная справка: впервые теорию литосферных плит, в результате которых происходит движение материков предложил немецкий ученый Альфред Вегенер в нач. ХХ века.

Работа с интерактивной картой:

– Какие современные названия материков вы знаете? Назовите и покажите океаны (работа с картой)

Задание: подпишите материки на современной карте.

– Как будет выглядеть наша планета через 50 млн лет?

/Выслушать гипотезы ребят/

Как определить верную? Чем мы должны пользоваться для подтверждения гипотезы? (Знаниями по теме).

Многие ученые следят за перемещением материков, используя свои знания по этой теме.

Почему? Как вы это определили? (По стрелочкам)

(Африка и Австралия приблизится к Евразии, а Атлантический океан расширяется)

3. Применение новых знаний.

Выполним несколько заданий:

А) подпишите названия материков и океанов на к/к (работа в парах)
Б) работа с интерактивной картой “Физическая карта полушарий”:

Какие действия были предприняты людьми для того, чтобы отсоединить материки?

Суэцкий канал (фото, историческая справка),
Панамский канал (фото, историческая справка).

В) Нанесите каналы на карту.
Г) угадайте по контуру материки;

расставьте контуры по мере уменьшения их площади;

4. Итог. Оценивание.

– Чем мы занимались на уроке?
– О чем мы говорили? Что вас удивило? Что вы уже знали?
– Как бы вы назвали тему урока?

/Если возникнет 2 ответа: Сотворение мира. Или Образование планеты то:

– Кто из наших героев, Маша или Миша также сформулировали бы тему?
– Кто согласен с Машей? С Мишей?

По данному вопросу могут быть разные гипотезы. Одного ответа не существует.

Даже ученые не пришли к общему мнению. (Слайд)

  1. Величайший ученый нашего века Макс Планк, в 1918 году получивший Нобелевскую премию по физике, говорит: “Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга”.
  2. Хорошо известна теория относительности А.Эйнштейна. Но не все знают, что она привела ученого к формулированию “космической религии”. Эта религия признает существование высшего Духа, творящего мировую гармонию.
  3. Американский ученый А.Крессм Моррисон, доказывает бытие Бога в своей блестящей статье: “Семь причин, объясняющих, почему я верую в Бога”.

Многовековые наблюдения за окружающим миром подводили людей к выводу, что рождение всегда было связано с чем-то живым. Житейский опыт подсказывал людям: если наш мир населен живыми существами, то и его возникновение должно быть связано с кем-то или с чем-то одушевленным. Представители истинной науки признают, что их сведения о мире должны быть восполняемы из другого источника. Этот источник – религия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок №______

Дата____________

Тема: Краткая история развития органического мира.

Учебная : сформировать представление об эволюции органического мира; возникновение жизни на Земле и её существование в форме экосистемы; изучить основные события в историческом пути и развития живой природы6 от архея к кайнозою; рассмотреть гипотезы возникновения жизни на Земле.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы обучающихся на уроке, умения работать с компьютерной техникой, проводить сравнительный анализ развивать логическое и критическое мышление у учащихся, устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы в группах; с дополнительной литературой. Развивать творческие способности детей на уроке биологии.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение обучающихся к природе, воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность, экологическую культуру, любовь к природе, дисциплинированность

Планируемее результаты :

Иметь представление о геологических эрах развития жизни на Земле и наиболее важных событиях в развитии животного и растительного мира.

Характеризовать возникновение и существование жизни на Земле.

Оборудование электронное приложение к учебнику, раздаточный материал

Базовые понятия и термины : эволюция, ринниофиты, эры и периоды

Тип урока: комбинированный

Актуализация опорных знаний:

К каким точкам зрения сводятся все гипотезы возникновения жизни?

Опишите их. Назовите сторонников

Может ли сейчас на земле появиться новая жизнь? ( Новая жизнь на земле возникнуть не может, поскольку жизнь на земле возникла абиогенным путём и главное условие для появления новой жизни – отсутствие живых организмов)

Проверка наличия конспекта в тетради по параграфу 35.

Изучение новой темы:

Какими бы способами не возникла жизнь на земле, она началась с одной живой клетки и лишь потом от неё появились более сложно устроенные организмы.

В одно ли время они возникли? (нет)

Кто догадался о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Какие задачи мы поставим перед собой? ( изучим историю земли, какие эры и периоды она включает и познакомимся с тем, какие живые организмы появились в какую эру; как растения и животные освоили сушу)

История земли:

Жизнь на земле возникла около 3,5 млрд л.н., с появлением архёской эры. Всего 5 эр эволюции жизни на земле. Эл. Прил. Показываю, называю. В разные эры были разные климатические условия, поэтому организмы, господствующие в разные эры отличались Кто-то из них вымирал, т.к. не смог приспособиться к меняющемуся климату. А кто-то выживал и дожил до сегодняшнего дня. Неизбежно в каждой эре появлялись новые организмы. Поэтому сейчас настолько разнообразна живая природа.

А как же стало возможным изучить этапы эволюции живого мира?

Как современные учёные могут знать, кто появился несколько тысяч л.н.?

Мы знаем, что отмершие остатки растений и животных перегнивают, их остатки разлагают бактерии до СО2 и Н2О. однако некоторые растения и животные могли оказаться в условиях отсутствия кислорода или могли быть завалены под горными породами, поэтому они не перегнили, а пропитались минералами и оставили отпечатки и окаменелости на горных породах. Эл.Прил. показываю.

ЗАДАНИЕ: пользуясь п. 37 (стр. 136-140) и раздаточным материаллом заполните таблицу: (20 мин.)

Освоение суши растениями и животными

В воде более одинаковые условия (нет резких колебаний температур, освещённость распространена равномерно, поэтому первые организмы появились именно здесь. Им легче было приспособиться). С выходом на сушу появилось много проблем, которые нужно было решать. Организмам стало необходимо развивать покровные ткани, проводящую систему (растения), изменять процесс размножения (не зависящий от воды)

Ринниофиты – первые наземные растения. Рассказываю о них. Показываю в эл.прил.

Разбираем вопросы в эл.прил

Домашнее задание: подготовиться к итоговой контрольной работе

Примерные вопросы для подготовки к итоговой контрольной работе:

Строение и разнообразие хромосом

Цитология, как наука

Инфекционные заболевания бактериальной и вирусной природы

Правила составления цепей питания

Способы и особенности размножения

Систематика и селекция как науки

Популяций – единица эволюции

Биотические факторы среды

Строение растительной, животной и бактериальной клетки

Архейская эра (эра древнейшей жизни) - от 3600 млн лет до 2600 млн лет, протяженность 1 млрд лет - примерно четверть всей истории жизни (на нашем условном календаре это - январь, февраль, март и несколько дней апреля). В Архейскую эру возникли про- и эукариотные клетки с разным типом питания и энергетического обеспечения и наметился переход к многоклеточным организмам.

Протерозойская эра (эра ранней жизни) - от 2600 до 570 млн лет - самая протяженная эра, охватывающая около 2 млрд лет, то есть более половины всей истории жизни (на нашем условном календаре это период от апреля до начала ноября). В течение Протерозойской эры господство прокариот сменилось господством эукариот, произошел радикальный переход от одноклеточности к многоклеточности, сформировались все основные типы животного царства. Появились бесчерепные, черви, кишечнополостные, моллюски, иглокожие, членистоногие.

Палеозойская эра (эра древней жизни) - от 570 до 230 млн лет - общая протяженность 340 млн лет. Очередной период интенсивного горообразования, по которому и проводят разделение Протерозоя и Палеозоя, привел к изменению рельефа земной поверхности. Посреди бывшего океана встали материки, бывшие участки суши оказались под водой. В этих условиях судьба большинства групп организмов решалась радикально - быть или не быть. Некоторые группы вымерли, но другие приспосабливались и осваивали новые среды обитания вслед за изменениями земной поверхности и климата.

Общий итог Палеозоя - заселение суши растениями, грибами и животными. При этом и те, и другие, и третьи в процессе своей эволюции усложняются анатомически, приобретают новые структурные и функциональные приспособления для размножения, дыхания, питания, способствующие освоению новой среды обитания. Природа торопится, темп эволюции в группах высок, сжимаются сроки преобразований, но на сцену только выходят первые пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, а время птиц и млекопитающих еще далеко впереди.

Кайнозойская эра (эра новой жизни) - от 67 млн лет до настоящего времени. Это эра цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих. В эту эру появился и человек.

Таким образом, каждая очередная крупномасштабная перестройка земной поверхности влекла за собой неизбежные эволюционные преобразования в живом мире. Каждое новое похолодание приводило к вымиранию неприспособленных. Дрейф материков определил различие темпов и направлений эволюции в изолятах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Уникальность планеты Земля".

Технологическая карта урока географии 5 класса "Уникальность планеты Земля.".


Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"

Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса.

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле позволяет учитею выстроить план урока, использовать ее как методический материал для организации занятия. В качестве приложений к технологическ.


Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.

Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда".


Технологическая карта урока 6 класс строение Земли

Технологическая карта урока по географии в 6 классе в соотвествии с ФГОС.


Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

- Как проходила эволюция гидросферы и атмосферы Земли?

- Какие процессы определили эволюцию Земли?

Глоссарий по теме:

Цианобактерии (сине-зеленые водоросли) – первые живые организмы на Земле.

Первичная атмосфера Земли – состояние атмосферы, при котором она состояла водяного пара, аммиака, метана, водорода, диоксида углерода (углекислого газа), сероводорода, оксида углерода. Кислорода в первичной атмосфере не было. Восстановительная атмосфера.

Вторичная атмосфера Земли – атмосфера, в которой накопился кислород в ходе фотолиза воды и деятельности цианобактерий. Окислительная атмосфера.

Дегазация мантии Земли – процесс формирования атмосферы за счет выделения газов из мантии.

Фотодиссоциация (фотолиз) воды – процесс разложения на молекулы водорода и кислорода, возникший в атмосфере Земли под действием ультрафиолетового излучения – в атмосфере в ходе данного процесса возникли свободные молекулы кислорода.

Родиния; Пангея; Лавразия; Гондвана – суперконтиненты, образовывавщиеся в ходе эволюции Земли.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 234-241.

3. Будыко М.И., Ронов А.Б., Яншин А.Л. История атмосферы - Л.: Гидрометеоиздат, 1985. с. 45-57.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Современное состояние планеты Земля – это результат длительной эволюции, в котором выделяют периоды как сравнительно последовательного развития, так и периоды резких перестроек земной коры с изменением физико-географических условий планеты.

Земля сформировалась около 4,5 миллиардов лет назад, температура в период зарождения Земли была столь высока, что поверхность планеты была схожа с расплавленным океаном. Однако вследствие того, что радиоактивность, поддерживавшая на планете высокую температуру, постепенно снижалась, Земля начала остывать.

4 миллиарда 400 миллионов лет на Землю метеориты еще продолжали падать на Землю, но, так как ядро Земли постепенно охлаждалось, большая часть земной поверхности трансформировалась в кору, состоящую, преимущественно, из вулканической породы. На данном этапе на поверхности Земли уже начала появляться вода.

В процессе охлаждения Земли, ее поверхность выделяла огромное количество углекислого газа, что обусловило и выделение водяного пара. Ряд исследователей полагает, что именно вследствие остывания Земли и выделения углекислого газа на Земле появилась вода.

Это период первичной атмосферы Земли. Первичная атмосфера состояла из следующих химических соединений: водяного пара, аммиака, метана, водорода, диоксида углерода (углекислого газа), сероводорода, оксида углерода. Кислорода в первичной атмосфере не было.

В дальнейшем первичная атмосфера трансформировалась во вторичную. Это произошло вследствие выветривания, вулканической и солнечной активности, жизнедеятельности цианобактерий и водорослей.

Результатом трансформации первичной атмосферы стало разложение метана на водород и углекислый газ, аммиака – на водород и азот. В атмосфере Земли начали накапливаться углекислый газ и азот.

Конденсация в атмосфере водяного пара привела к дождям, которые шли, не переставая, на протяжении миллионов лет. Дожди превратили Землю в планету, покрытую океаном. 4 миллиарда лет назад более 90% поверхности Земли покрывал океан. В воде проступали маленькие вулканические острова. Поверхность Земли в этот период красная – это обусловлено тем, что железо в воде окрашивает воду в оливковый цвет, а большое число углекислого раза в атмосфере Земли создает красноватый цвет атмосферы. Сила атмосферного давления в этот период очень велика – если бы на Земле были люди и животные, они оказались бы смяты под его воздействием. Температура на поверхности Земли достигает 200 °С.

В таком виде Земля существует около полумиллиарда лет, а в дальнейшем резкий скачок вулканической активности привел к появлению горных пород нового типа и создал условия для возникновения континентов.

3 миллиарда 400 миллионов лет назад большую часть поверхности Земли еще покрывает океан, однако магма, которую извергали подводные вулканы, уже заложила основу континентов, превратившись в горные породы – преимущественно, это гранит, 3,5 миллиарда лет назад гранит на Земле был практически повсюду.

Возникновение горных пород было обусловлено тем, что извержения вулканов на дне океана образовывали трещины, заполненные водой и расплавленной лавой. Базальтовая лава и кипящая вода, смешиваясь, сформировали гранит. Гранитные породы поднялись с глубины и сформировали материковую кору Земли.

Следующие два миллиарда лет первые гранитные континенты наращивали площадь. По всей планете появлялись на поверхности воды гранитные острова, ставшие в дальнейшем базой для современных массивов суши.

Первое время производимый ими кислород расходовал на окисление огромного количества железа в океанах. Однако, после того, как большая часть железа оказалась окислена – кислород в свободной форме насыщал атмосферу Земли. В результате накопления кислорода аммиак окислился до молекулярного азота, метан и оксид углерода – до углекислоты, сера и сероводород – до SO2 и SO3.

Атмосфера из восстановительной превратилась в окислительную – вторичную атмосферу.

Зеленые океаны, вследствие окисления железа, стали синими, кислород очистил воздух, разбавив углекислый газ атмосферы. Через 2 миллиарда лет насыщения кислородом Земля стала голубой – это произошло 1,5 миллиарда лет назад.

1,5 миллиарда лет назад континенты покрывали уже четверть всей поверхности планеты, но их формирование продолжалось. Когда океаны, разделявшие образующиеся континенты, оказались поглощены земной корой, возник единый суперконтинент – Родиния.

Родиния представляла собой пустынный безжизненный материк, но несмотря на то, что на самой Родинии не было жизни, она оказала значительной влияние на развитие жизни в океанах.

В насыщенных кислородах водах на мелководье вокруг Родинии наряду со строматолитами возникли иные простейшие организмы. В то же время на период существования Родинии приходится самое масштабное оледенение в истории Земли. 700 миллионов лет назад Родиния, из-за своих огромных размеров блокировала экваториальные течения, которые перемещали теплые воды к полюсам Земли, что и стало причиной обледенения полярных регионов. Так как полярные ледяные поля отражали от поверхности больше солнечного света, температура всей планеты начала резко понижаться, и затем ледяной панцирь закрыл всю поверхность. Температура Земли на поверхности в этот период упала до минус 40 °С. Океаны обледенели до глубины свыше 1 км. Цианобактерии и водоросли – первые живые организмы на Земле оказались под толщей льда.

В то же время под ледяной поверхностью суперконтинент сохранял активность. Извержения вулканов обусловили раскол Родинии на части. А в период с 630 по 550 миллионов лет назад накопленное подо льдом тепло постепенно согрело планету. Углекислый газ, высвободившийся при расколе Родинии вызвал парниковый эффект. После раскола Родинии возникли новые мелководья, вырос уровень кислорода, что создало благоприятные условия для дальнейшего развития живых организмов.

За последующие 100 миллионов лет содержание кислорода постепенно достигло современного уровня и создало условия для формирования озонового слоя. Это позволило живым организмам выйти на сушу из океана.

Следующий период – Каменноугольный (карбон) – это период развития обширного растительного покрова. Земля в это время представляет собой мир тропических болот. Именно карбон сформировал современные залежи каменного угля – за счет захоранивания и гниения в болотах тропических растений.

Развитие тропической Земли остановило излияние мантии на территории современной Сибири, вследствие которого земная кора превратилась в болото из раскаленной магмы. Эти излияния магмы, причина которых до сих пор не выявлена, продолжались более миллиона лет.

Большая часть организмов (около 95% живых существ) погибли в результате этого, на Земле, вследствие выхода магмы на поверхность и застывания возник новый суперконтинент – Пангея.

Около 180 миллионов лет назад Пангея раскололась – изначально на два континента Лавразию и Гондвану, которые затем раскололись на континенты, существующие сегодня. Образовавшиеся материки начали дрейф, постепенно перемещаясь к тем местам, на которых они находятся в настоящее время.

Сегодня большинство ученых поддерживают гипотезу образования планеты из межзвездного пылевидного вещества с включениями и кусками различных небесных тел. Процессы появления Земли описал российский ученый О. Ю. Шмидт (1891-1956 г.г.).

Земля сформировалась около 4,5 миллиардов лет назад, температура в период зарождения Земли была столь высока, что поверхность планеты была схожа с расплавленным океаном. Однако вследствие того, что радиоактивность, поддерживающая на планете высокую температуру, постепенно снижалась, Земля начала остывать. Рост скорости процессов эволюции Земли был обусловлен появлением на ней живых организмов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Какая атмосфера Земли содержала свободный кислород?

Правильный ответ – вторичная.

2. Расположите суперконтиненты в порядке их появления на планете Земля в ходе ее эволюции:

Читайте также: