Лермонтов бородино историческая основа стихотворения конспект урока 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

познакомить учащихся 5 класс а с ист орией создан ия стихотворе ния М.Ю.

интерес и уваже ние к героическом у прошлому Р оссии ; расширять

словарный запас ; развивать навыки м онологиче ской речи.

знание истории с оздания стихотво рения; пон имание истори ческого значен ия

Бородинског о сражения в Отечественн ой войне 1812 года, умение

сопоставить текст ы двух стих отворений ; умение объяс нять значение

Из окон Лицея Пушкин и его това рищи с гордостью и завистью смотрели на

русские полк и …Для Лермонт ова Отечественная во йна 1812 года – недавнее

прошлое , но поэт к этой теме обращает ся не раз. Сег одня мы познаком имся

со стихами, назв анными в честь гл авного сраже ния той войны - …..

(На доске учит ель записывает тему, определяютс я цели и за дачи на

Учитель (или подг отовленный учен ик) зачитывает отрывок из пов ести

( …Афанасий Алексеевич также любил вспоминать, как он участвовал в

Бородинском сражении. Миша стал п росить его рассказать все п одробно, и

тот охотно соглас ился. Однажды после обеда все уселись в гостиной, и

—Хоть нескольк о лет прошло с того дня, но как ясно я помню, что

происходил о! Когда нам объяв или, что завтра сражение, все пр изадумал ись.

Солдаты и офицеры стали переодеват ься в чистые рубахи. Все мы решили

биться не на жизнь, а на смерть, отстаивая свою родину, и, если понадобится,

Старики ветераны оживились и подбадривал и молодых. Всем над оело

отступать, все жадн о ожидали генерального сражен ия. Два дня шла

перестрелка. Ночью, облокотившись на одну из своих пушек, я сто ял и не

мог заснуть. Грустно мне было слышать, что невдалеке от нас лико вали

французы. Особенно тоскливо стало, ко гда мы услыхали, что Багратион

ранен. После ранения Багратиона Дохтуров получил приказ принять на себя

командование л евым флангом. О бращаясь к войскам, он восклик нул:

Мы встретили французов картечью, давая по сто выстрелов в минуту.

Раненые и убитые падали на землю, через них перескакивали идущие в бой.

На моих глазах упал мой командир. Он был контужен, но нам показалось,

Волнение Афанасия А лексеевича передалось его слушателям, когда он

—Тогда,— продолжал Афанасий Алексеевич,— я взял командова ние. Я

заметил движение кираси р, выехал вперед, б лиже к передовой линии, и мы

стали жд ать приближения неприят еля. Французы тем временем стреляли не

умолкая, и по до мной была у бита моя горска я лошадь…

Арсеньева в э том месте не выде ржала и, зал иваясь слезами, про бормотала:

Быстро поцеловав руку сестр ы, Афан асий Алексеевич продо лжал сво й

—Я тотчас же пересел на другого коня, но со своей по зици и не уходил. По

счастью, к нам скоро подоспела помощь. Ударили в штыки. Неприятель был

опрокинут, централь ная батарея п ерешл а в наши руки, французский генерал

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 5 классе по теме

Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.

Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;

2) познакомиться со стихотворением;

3) развивать умение анализировать художественное произведение;

4) Узнать, каково историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.

Оборудование: презентация, аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина, компьютер, учебник под. ред. Коровиной, карточки с заданием для работы в группе.

1. Вступительная беседа.

2. Слово о поэте.

3. Историческая справка о Бородинском сражении.

4. Словарная работа.

5. Прослушивание стихотворения.

6. Работа над содержанием. (Исследовательская работа в группах).

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

I .Учитель сообщает цель урока. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А бывает ли, на ваш взгляд, что-то, что является предметом гордости всего народа?

-Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу, показал преданность своей родине, ,являются предметом гордости всего русского народа.

ЦЕЛЬ УРОКА (от детей).

И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –

Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”. 2012год-год 200 -летия победы русского народа в войне 1812года.

-Всегда ли нам удаётся сохранить память о наших предках, сражавшихся с врагами Отечества и одержавших победу? (Рассуждения учащихся)

-Как вы понимаете высказывание польского философа Т. Котарбиньского?

Эпиграф к уроку

II .Знакомство с автором.

Подготовленные ученики рассказывают об известных фактах биографии

М.Ю.Лермонтова. Рассказ сопровождается показом презентации.

1-ый ученик: М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

2-ой ученик: Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты Гусарского полка.

3-ий ученик: 17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

4-ый ученик: Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

5-ый ученик: Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.

Учитель: Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.

Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю?

1-ый ученик: Ответим на этот вопрос подробнее. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

2-ой ученик: Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва- одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен.

3-ий ученик: На другой картине этого же художника, которая называется “ На большой дороге. Отступление, бегство. ”, мы видим, как жалки остатки, отступавшей из России французской армии, подходили границе. Русские войска и партизаны энергично добивали вражеские части. Весь путь отступления французов был завален трупами, зарядными ящиками, пушками, повозками. Наполеон, окруженный гвардейцами, часть дороги шел пешком, но в ночь на 06.12.1812 года бросил свою армию и тайком уехал во Францию.

4-ый ученик: И еще обратимся к одной картине. Это картина И. И. Прянишникова “В 1812 году”. Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, по заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, “завоеватели”. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг - очищают землю от врагов. На этой картине видно, что на защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.

5-ый ученик: Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась Французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

При Бородине французская армия расшиблась об русскую. Русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. человек, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. человек, в том числе генерала.

Этот день станет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов.

IV . Словарная работа.

- Как об этом событии рассказывает поэт М.Ю.Лермонтов?

Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино”.

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, потому что прошло 200 лет с того времени.

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

V .Прослушивание чтения фрагмента стихотворения в записи.

Теперь все слова нам понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение "Бородино” в исполнении артиста Виктора Зозулина

Когда вы будете слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов.

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

- Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

- Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?

(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

-В чём особенность построения произведения? (Деление на строфы, диалог)

-Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?

(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)

-Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?

(чтение 1 строфы)

-С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?

Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете

рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.)

-Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

Вывод: лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

-От какого лица ведёт повествование старый солдат?

(Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).

-Какие чувства выражены в стихотворении?

(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)

-В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).

7. Подведение итогов урока.

- Определите роль Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года.

- С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?

- Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? Обращение к эпиграфу урока

- Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад?

Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы? (Ответы детей).

- Что важное для себя вы отметили на сегодняшнем уроке?

Заключительное слово учителя

Победа русской армии в войне 1912 года избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы.

Мы отмечаем 200-летие со дня Бородинского сражения.

Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные?

Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.

Домашнее задание.

Составить в тетради план стихотворения (обычный или цитатный – по желанию)

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

Цели деятельности учителя: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма; развивать навыки анализа стихотворного текста.

  • Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
  • Метапредметные универсальные учебные действия:
  • Личностные: осознавать себя гражданином своего Отечества, признавать общепринятые морально-этические нормы.
  • Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
  • Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; делать обобщения, выводы.
  • Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оформление: презентация PowerPoint “М.Ю.Лермонтов “Бородино”, портрет писателя, рисунки детей.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1).

2. Минута вхождения в урок (слайд 2).

Горит свеча в руках учителя. Свет приглушен.

Учитель читает наизусть стихотворение К. Бальмонта.

На фоне музыки спокойной.

Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий, живой!
Огонь одинокий среди темноты,
Как символ душевной моей чистоты.
Нельзя не увидеть его красоты.
Как ласково греет мои он мечты.

Вопрос: О чем вы мечтаете, глядя на свечу? Что вы представили? О чем вспомнили? Свеча – это символ веры, надежды, жизни.

Вопрос: А как вы думаете, бывают ли такие события, которые остаются в памяти всего народа надолго?

Вопрос: А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

3. Историческая основа стихотворения.

(Звучит торжественная увертюра “1812 год”. Музыка П.И. Чайковского) (Слайд 3).

Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось отражать нападения иноземных захватчиков, отстаивая свою независимость. В начале 19 века вновь нависла опасность над нашей страной.

Вопрос: О какой войне пойдёт речь? (Война 1812 года, война с Наполеоном).

Император Франции Наполеон двинул свои огромные полчища на Россию. Эта война в очередной раз показала образцы русского патриотизма и воинской доблести.

Вопрос: А какое было самое важное событие в войне с Наполеоном?

Ребята, о чем же пойдёт речь на этом уроке? Какова тема урока? (Слайд 4).

Запись темы урока в тетрадь.

Я вам хочу немного рассказать о том, как было написано Бородино (Слайд 5).

Лермонтов родился через 2 года после сражения, но знал об этом сражении понаслышке. Впрочем, Бородино было частью семейной истории и был человек, который рассказывал ребенку Лермонтову о том, как было дело. Человек этот был его двоюродный дед. Брат бабушки Афанасий Столыпин. Он был во время Бородинского сражения гвардейским артиллерийским офицером. И он был участником Бородинского сражения. Услышав рассказ деда, Лермонтов захотел рассказать об этом в своих произведениях, чтобы это осталось в памяти (Слайд 6).

Лермонтов написал стихотворение “Бородино” к 25-летию сражения.

А в 2012 году (2года назад) мы отмечали годовщину этого сражения. 200 лет со дня Бородинской битвы.

Давайте заглянем в далекое прошлое (Слайд 7).

Так выглядит Бородинское поле в наши дни. Сейчас, в наше время, на Бородинском поле происходят инсценировки тех далеких событий. А более чем 200 лет назад 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию (Слайд 8).

Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км.от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.

Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы (Слайд 9).

Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов.

(Просмотр видео) одновременно.

Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей матери. Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России (слайд 10).

(Просмотр видео) одновременно.

Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага.

"За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад” - таков был приказ.

Потери русских составили 45, 6 тысяч человек, но сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все "за” и "против”, желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве.

Вопрос: Как вы думаете, почему русские войска вынуждены были отступать.

Вопрос: А что же побудило М.Ю. Лермонтова написать стихотворение "Бородино"?

Да, Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, она является переломным этапом в сражении, после которого стал очевиден исход войны. Такие события не забываются. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. И М.Ю. Лермонтов обращается к этой теме.

4. Физкультминутка.

5. Словарная работа.

В ходе подготовки к уроку учащимся было дано задание: нарисовать рисунки. объясняющие непонятные слова, встретившиеся в тексте стихотворения. Рисунки перед уроком вывешиваются на доску. Учащиеся объясняют значения непонятных слов.

Редут – полевое укрепление

Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии

Сеча – сражение, битва

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

Бивак – стоянка войска под открытым небом

Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи

Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии

6. Прослушивание стихотворения (Слайд 11).

Вопрос: Понравилось ли вам стихотворение?

Вопрос: Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

Вопрос: Какова же тема стихотворения? (Война 1812 года).

Вопрос: С чего начинается стихотворение? (Построено на основе диалога, разговора старого солдата и молодого человека).

Вопрос: А этот разговор происходит сразу после сражения или спустя много лет? (Через много лет).

Вопрос: А кто рассказывает о сражении? Кто рассказчик? (Старый солдат) (Слайд 12).

Вопрос: Каким вы увидели этого человека? (Он простой солдат, рядовой участник событий, он испытал все тяготы войны).

Вопрос: Кто герои рассказа ветерана войны?

Вопрос: С какими чувствами старый воин вспоминает о них?

Как он их называет? Зачитайте.

Впервые в литературе того времени историческое событие идёт от лица рядового воина, всё увидено его глазами.

По ходу обсуждения делаются записи в тетрадях.

7. Работа с текстом в группах (Слайд 13).

Вопрос: Какие качества проявляет в такие минуты герой?

Предлагаю вам поработать в группах. У вас на партах карточки с отрывками из произведения. Ваша задача прочитать отрывки и записать, какие качества героя, на ваш взгляд, встречаются в тексте. Поработаем с отрывками произведения.

Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки.

Ответ: смелость, решительность

Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою.

Ответ: патриотизм, скромность

Умрём же под Москвой.
Как наши братья умирали.

Ответ: воинское братство, гордость

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ответ: готовность сложить голову на поле брани, верность Отчизне

Вам не видать таких сражений.
. наш рукопашный бой.

Ответ: мужество, смелость

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.

Ответ: восхищение смелостью русских воинов, восхищение мужеством, силой.

8. Подведение итогов.

Вопрос: Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Гордость за русских солдат, любовь к Родине, чувством патриотизма).

Вопрос: В каких строчках заключается идея стихотворения? Они очень важны, автор повторяет их. (“Да, были люди в наше время. Богатыри – не вы”).

Вопрос: А какие чувства вы испытали? (Патриотизм).

9. Бородинское сражение в наши дни (Слайд 14).

Вопрос: Зачем помнить нам о прошлом?

Россия – наша родина, наш дом, и наша задача – оберегать её, заботиться о её процветании, чтобы всем нам жить в счастливой стране (Слайд 15).

Память народ хранит, и в честь этого события были выпущены медали и ордена, которые вручались солдатам во время ВОВ за боевые подвиги.

Главный монумент русским воинам, героям Бородинского сражения, на батарее Раевского, был построен в 1839 году. Архитектор А.Адамини. Это был первый монумент, поставленный на Бородинском поле. В 1932 году он был снесен, вновь воссоздан в 1987 году. Рядом с монументом находится могила Багратиона.

Медаль в память Бородинской битвы

Первая и вторая степень ордена Кутузова учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года. Третья степень ордена учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года.

И в заключение урока послушайте песню.

Звучит запись песни “Мы – армия страны в исполнении оркестра Советской армии под руководством Александрова.

Сражение – крупное вооружённое столкновение войск.

Схватка – столкновение в бою, в борьбе, в драке.

Богатырь – герой русских былин и сказок, в просторечье – сильный мужчина, воин, защитник родины, отличающийся мужеством и храбростью.

Полковник – начальник воинской части, офицерское звание.

Солдат – рядовой военнослужащий сухопутных войск.

Картечь – разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для массового поражения противника на близком расстоянии.

Лафет – станок, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия.

Штык – колющее оружие, насаживаемое на конец ствола военного ружья, винтовки.

Кивер – высокий жесткий головной убор цилиндрической формы с козырьком и подбородочным ремнем.

Мундир – военная или гражданская форменная одежда для верхней части тела.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке.

Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой, женщиной очень образованной.

Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.

Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания.

И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.

Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности.

А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.

Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.

Обратимся к самому произведению. Предположительно, замысел этого произведения возник у поэта ещё в 1832 -34 годах, когда в России проходили торжества в честь победы над Наполеоном.

Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе:

Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.

Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.

Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии.

И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения:

«Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину.

Теоретический материал для углублённого изучения

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, написал более 400 стихотворений. Особое внимание он уделял теме любви к родине и единству русского народа.

Литературовед В. Н. Турбин писал:

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделение цветом

Нужно выделить цветом определение, соответствующее художественно-изобразительному средству.

Анализируем, что он знает о тропах, видим: в строках явное художественное преувеличение. Выбираем гиперболу.

Правильный ответ: гипербола.

Выбор элемента из выпадающего списка

Вопрос: Кто воспитал М. Ю. Лермонтова после смерти матери?

- папа Юрий Петрович;

- бабушка Елизавета Алексеевна;

- тетя Мария Михайловна;

- брат Аким Павлович.

Вспоминаем информацию, полученную на уроке, о том, что у юного поэта было два опекуна, но лишь один из них занимался его воспитанием – это его бабушка. И выбираем ответ.

Читайте также: