Гласные после шипящих и ц 5 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Приветствие класса. Проверка присутствующих на уроке.

II. Повторение изученного материала.

- Какой раздел русского языка изучает звуки речи?

- На какие две группы делятся все звуки речи?

- Назовите гласные буквы и звуки, которым они соответствуют.

- Какие звуки называются согласными?

- Назовите шипящие звуки русского языка.

- Все ли согласные звуки имеют пару по твердости/мягкости?

- Назовите согласные звуки, которые всегда твердые.

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

III. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правописании гласных после таких шипящих как Ж, Ш и Ч, Щ.

- Ребята, на доске записаны слова. Ваша задача - прочитать, вставить пропущенную букву и объяснить правописание. Составить частично транскрипцию.

ж:раф ч:йник щ:пальца

ш:тьё щ:вель ч:лки

- Попробуйте объяснить, почему мы слышим одну букву, а пишем другую? (Согласные буквы Ж и Ш всегда твердые, они не имеют пары по мягкости, поэтому после них мы произносим Ы. Согласные Ч и Щ всегда мягкие, они не имеют пары по твердости, поэтому после них мы произносим Я и Ю.)

IV. Закрепление изученного материала.

1. Записать слова, составить транскрипцию.

2. Записать предложение. Дайте толкование этой пословице. Произвести полный синтаксический разбор. Составить транскрипцию.

За чужой щекой зуб не болит. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное.)

[за ч'ужой' щ'икой' зуп н'и бал'ит]

- Давайте подведем итог нашего урока, совместно заполним таблицу (таблица начерчена на ватмане, заполнен только первый столбик, остальные три столбика заполняются совместно с учащимися).

Сочетание Буква, которую пишем Буква, которую слышим Объяснение
ЖИ / ШИ И Ы [Ж], [Ш] - они всегда твердые, не имеют пары по мягкости
ЧА / ЩА А Я [Ч'], [Щ'] - они всегда мягкие, не имеют пары по твердости.
ЧУ / ЩУ У Ю

Домашнее задание: повторить теоретический материал, выполнить задание на карточках.

Спишите, вставите пропущенные буквы, составите транскрипцию первых трех словосочетаний.

Необыч:йная тиш..на, в ч:щу леса, верш. ны сосен, щебечут чиж:, щ:риться на солнце, свеж:й ветерок, маленькая щ:чка, звуч:ть в вышине, ч:вствовать себя счастливым.

Составьте с одним из словосочетаний предложение, произведите его полный синтаксический разбор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: правильное написание окончаний о-е имен существительных после шипящих и ц.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.

Матапредметные.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация).

Методы и формы обучения: метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации), частично-поисковый, парная работа, формирования новых умений (работа с упражнениями), самостоятельная работа, метод обобщения и систематизации изученного (создание схем, алгоритма), метод контроля результатов обучения (устные и письменные опросы, создание рисунков, схем, алгоритма).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательные : повторить правописание гласных И,А, У после шипящих; сформировать у учащихся понятие о правописании О-Ё в корне слова после шипящих
развивающие : развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей, формировать умение делать выводы
воспитательные : воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать в коллективе
метапредметные : продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков

Тип урока : Урок усвоения новых знаний

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2 . Теоретическая разминка.

- Назовите шипящие звуки русского языка.

- Все ли согласные звуки имеют пару по твердости/мягкости?

- Назовите согласные звуки, которые всегда твердые.

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правописании гласных после шипящих и сначала повторим знакомое вам правило. Проверим домашнее задание.

3. Домашнее задание было связано с правописанием И, У, А после шипящих.

4. Актуализация знаний. Сформулируйте правило, которым вы пользовались в домашнем задании. Используя это правило, вставьте пропущенные буквы в написанных на доске скороговорках.

У Саш. нос в саже, скаж. об этом Саше.

Тащ. , не дотащ. боюсь, что выпущ.

В ж. вом уголке ж..ли еж. и уж.

Волки рыщ. т, пищ. ищ. т.

5. Практическая деятельность

Распределительный диктант. Из читаемых словосочетаний выписать слова в три столбика:

Необыч..йная тиш..на, ощ..щение сч..стья, в ч..щу леса, верш. ны сосен, щебечут чиж. щ..риться на солнце, свеж..й ветерок, ч..десная щ..ка, звуч..ть в выш..не, полет на параш..те.

ЗАПОМНИМ слова брошюра , жюри , парашют пишутся с буквой ю.

Выяснение их значения по толковому словарю учебника. (стр.252) составление и запись предложений с этими словами.

Брошюра- брошь- игла (франц.)Брошюра- небольшая книжка, где листы скреплены металлическими скрепками.

Жюри-клятва, присяга на верность. Жюри- собрание судей (в спорте, конкурсах)

Парашют - пара- против (греч.) шют- падение (франц.)

Парашют- устройство для спуска по воздуху в виде купола со стропами, изготовлено из высококачественного шелка.

Запись под диктовку.

Чудный, навещу, хороши, ежик, роща, лыжи, карандашик, ощупать, журчит, чужой, сшить, чаща.

6. Постановка проблемы (основного вопроса урока).

Сегодня нам предстоит познакомиться с правилом правописания букв о — ё после шипящих в корне, сформировать умение применять правило, закрепить изученную орфограмму.

1. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв О/Ё после шипящих в корне слова (таблица написана на доске):

жЁлтый - желтеть Жонглер - .
шЁлк - шелка Шокировать .
чЁлка – чело Чопорный .
щЁлкнуть - щелчок Трущоба.

Попутно: работа с толковым словарем, словарная работа (устно):
- жонглер-артист цирка, который искусно подбрасывает одновременно несколько предметов;
- шокировать – приводить в смущение компрометирующим поведением, несоблюдением общепринятых норм приличия;
- чопорный – чрезмерно строгий и принужденный в поведении, в соблюдении приличий;
-трущоба - труднопроходимое, густо заросшее место. Грязное и тесное, ветхое жилье.

2. Формулирование правила.
В корне слова под ударением пишем Ё, если к слову можно подобрать однокоренное проверочное слово с буквой Е. Если подобрать нельзя, пишем букву О.

7. Изучение нового материала и первичное закрепление.

ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ, ЩЁТКА, ШОВ. (Шов)

ЩЁКИ. КРЫЖОВНИК, ШОМПОЛ, ШОРОХ. (Щёки)

ЖОНГЛЁР, РЕШЁТКА, ШОССЕ, ШОКОЛАД. (Решётка)

ЧЕРТИТЬ, ЧЕРНЕТЬ, ШОРТЫ, ЧЕЛНОК. (Шорты)

2. Выполнить фонетический разбор слова решётка

3. Записываем слова в тетрадь под диктовку

Шелк, черный, шов, желтый, обжора, чопорный, желудь, крыжовник, шепот, дешевый, печенка, пришел, расческа, щеки, шорох .

Объясните выбор буквы. Проверка.

4. Буква О пишется также в безударном положении в некоторых словах иностранного происхождения.

Шоссе, шофер, шоколад, жокей, жонглер, крюшон.

Произнесите эти слова вслух, запишите в тетрадь.

Жокей - наездник на скачке.

Крюшон – прохладительный напиток.

5. Но существует одна особенность в этом правиле:
Если слово с -ЖЁГ-
(-ЖЕГ-) встречается в существительном-пишем О, если в глаголе-пишем Ё.

Посмотрите на доску(слайд)
Вставьте пропущенные буквы в тексте:

Мальчик нечаянно ожёг руку.

К счастью, ожог был несильный.

8. Закрепление изученного материала.

Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения
(план на слайде):
1.Определить часть слова.
2.Если орфограмма в корне, подобрать однокоренное слово с Е.
3.Можно подобрать такое слово-пишем Ё.
Нельзя подобрать такое слово-пишем О.
Поработаем с планом.
Слова для анализа: чёрный,шоссе,шоколад,жёлтый.

Устное задание.

Внимательно прослушать текст и сосчитать слова на изученную орфограмму (повтор слова не считать). Какая буква пишется в корне слов из данного текста, почему? (пишется буква о, т.к. в этих словах иноязычного происхождения (кроме слов Жора-обжора) на нее не падает ударение, т. е. здесь действует другое правило). При наличии времени можно записать слова в тетрадь.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим. (18)

Записать слова с буквами ё, о после шипящих в корне, которые соответствуют данным лексическим значениям

Тонкая верёвка (бечёвка).

Прядь волос, падающая на лоб (чёлка).

Кратный двум (чётный).

Изысканно нарядный человек (щёголь).

Изделие для чистки (щётка).

Водитель автомобиля (шофёр).

А ещё я знаю одну запоминалку, послушайте: ШОРОХ, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА, ШОВ, КРЫЖОВНИК и ОБЖОРА, ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОНГЛЁР, ТРЕЩОТКА, ШОРНИК и ШОФЁР, МАЖОРНЫЙ, ШОРТЫ, КАПЮШОН.

9 . Подведение итогов. Беседа.
- какой сигнал подсказывает, что в слове есть изучаемая орфограмма? (шипящая буква)
-от чего зависит выбор буквы в корне слова (от ударения в исходном слове и от наличия проверочного слова)
- что должны знать и уметь, чтобы правильно пользоваться правилом? (знать шипящие, уметь ставить ударение и подбирать проверочные слова).

10 . Рефлексия.
Что сложного было на уроке? Что интересного? Что новое узнали? Что повторили и закрепили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

2. Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-

следственные связи, систематизировать, обобщать.

3. Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,

понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов

III. Воспитывающие цели.

1. Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной

2. Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,

пониманию значения орфографической грамотности.

3. Воспитывать культуру отношений в семье.

Методы обучения.

По источникам знаний: наглядный,

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,

применение умений и способов деятельности.

Оборудование урока.

1. Раздаточный материал.

1) Информационные карточки.

2) Обучающие карточки.

3) Контролирующие карточки.

2. Компьютерное обеспечение.

Ход урока.

Запишите дату урока.

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Мотивация. (Слайд 2)

- Кто изображен на слайде? (женщина, мать)

Вы улыбаетесь, значит, каждый из вас вспомнил свою маму. Какие они, ваши мамы?

Не случайно, материнское сердце бескорыстно в заботах о ближних своих, о детях, о любимом, о всех родных и подчас едва знакомых людях. (Слайд 3)

III.Повторение изученного. (Слайд 4)

Перед вами на экране текст. Прочитаем, определим тип речи, стиль речи, тему и идею.

Мама… Сколько вызывает трепета в сердц. любого человека, существа звуки этого маленького слова! С детства мы видим милое, нежное лиц… самого дорогого и близкого человека. Оно покрыто румянц.м, глаза светятся добротой, лаской. Она всей душ.й любит и оберегает нас. Открыв глаза, маленький человеч.к тянется руч.нками к своей прекрасной волшебниц…. С ней уютно и тепло; ее легкий ш.пот успокаивает; она устраняет все ненужные ш.рохи; она кормит каш.й и с беспокойством глядит за парой неуверенных нож.к, спешащих по дорожке. Она терпелива, нежна, прекрасна и, главное, любима нами. Она – наше маленькое солнц. во тьме; она – береж.к, куда прячутся корабли от буйных волн, она – наша жизнь, наше убежищ…, наше счастье. Она – ВСЕ.

Тип речи – рассуждение, стиль речи – художественный, тема текста – материнство, основная идея – мама - это счастье.

IV.Целеполагание. Актуализация знаний.

  1. Посмотрите на текст. Какие буквы пропущены? О какой орфограмме пойдет речь?

О, Е, Ё после шипящих и Ц.

В каких частях слова пропущены буквы (корень, суффикс, окончание)?

Буквы О, Е, Ё, после шипящих и Ц в различных частях слова. (слайд 5)

  1. Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока. Чему вы будете сегодня учиться на уроке русского языка? Зачем нужна эта тема? ( грамотность, тесты, экзамен)

Цель нашего урока – систематизировать знания о правописании гласных после шипящих, чтобы быть грамотными и сдать экзамен.

V. Изучение теоретического материала.

1. Выступление подготовленных учащихся

(Слайд 6)

1. В корне под ударением - Ё

Если в однокоренном без ударения - Е

Крепкая бечёвка (бечева); купить по дешёвке (дешевле); мельничный жёрнов (жернова); тихий шёпот (шептать).

ВЕЧОР,ТЫ ПОМНИШЬ, ВЬЮГА ЗЛИЛАСЬ… (Пушкин А.С.)

2.

В безударном положении в заимствованных словах пишется буква О:

шоссе, шоколад, жокей, шофёр, жонглёр, шовинизм, Шотландия.

Примечание 2: дифференцирующие написания

-жёг- -жог-

В глаголах и словах, от них образованных В существительных и словах, от них образованных

Ожёг руку – сильный ожог;

Ожёгший руку – ожоговый центр.

3.

Под ударением пиши - О

1) в окончаниях существительных и прилагательных (ножом, свечой; большого, чужого )

2) в суффиксах существительных и прилагательных (крючок, галчонок, ручонка,

парчовый, холщовый )

Примечание: в фамилиях на -ов-, -ев- (-ёв-) в суффиксе могут писаться буквы О, Е, Ё – зависит от традиции написания.

Сычов, Сычев, Сычёв

4.

Под ударением пиши - О

) Беглое О в именах существительных

(кишок – кишки,

ножон – ножны)

и прилагательных (смешон – смешной

На конце наречий: горячо, общо

исключение: ещё

5.

Под ударением пиши - Ё

1)в окончаниях глаголов: лжёшь, печёт, жжёт, течёт

  1. в глагольном суффиксе -ёвыва-:выкорчёвывать, размежёвывать

3)в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-: корчёвка, размежёвка

4)в суффиксе существительных -ёр-: стажёр, ретушёр, дирижёр

Исключение : ножовка (от прилагательного ножовый)

5)в суффиксе :

упрощённость, учёность, жжёнка

6. Употребление гласных после Ц

О

под ударением

цоколь пальтецо огурцом льстецов танцор облицовка образцовый

Е

без ударения

платьице горцем приверженцев глянцевый

В безударном положении О пишется после Ц только в слове цокотуха (от цокот) и в некоторых иноязычных словах, например: палаццо (дворец), скерцо (музыкальная пьеса в оживлённом, быстром темпе), герцог, меццо (н-р, меццо-пиано – умеренно-тихое звучание).

Читайте также: