Конспект программы в с кузина по изо

Обновлено: 05.07.2024

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Конспекты
Автор: Сивеня Светлана Григорьевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 31.41 Kb

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

План конспект урока по изобразительному искусству

по программе В. С.Кузина (в рамках ФГОС)

Составила учитель изо

Сивеня Светланы Григорьевны

Оборудование для учащихся: карандаш, резинка, альбом, краски акв, баночка под воду, палитра.

Оборудование для учителя: конспект урока, репродукции по теме, презентация по теме, шаблоны, модули, презентация.

Тип урока: тематическое рисование, частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Межпредметный связи: музыка, литература, история.

Литературный ряд: Былины, слова М.П. Мусоргского

1.Образовательная – закрепить знания особенности фигуры богатыря; закрепить знания как одевались древнерусские войны.

2.Развивающая – развить наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память, творческий подход к работе.

3. Воспитывающая – воспитание интереса и любви к Истории Отечества, Родине.

- формировать познавательные потребности, стремление к усвоению знаний;

- воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание преодолевать трудности.

I. Организационный момент. - 1 мин.

II. Вводная беседа. –15 мин.

III. Творческая работа учащихся.15 мин.

IV. Физминутка.- 2 мин.

V. Защита работ выполненных учащимися. – 4 мин.

VI. Подведение итога урока. -1 мин.

VII. Домашнее задание. – 1 мин.

VIII. Рефлексия. – 1 мин.

I. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

  • Только искусство может показать нам наглядно связь прошлого с настоящим.
  • Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, - Русь постоянно подвергалась нападению врагов.

И русичам приходилось защищать свои земли.

Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу? (половцы, татара – монголы).

- Посмотрите, перед вами иллюстрации с изображением разных предметов, скажите, как называются все эти вещи? (доспехи).

- Кто носил такие доспехи? (рыцари, богатыри).

- Так значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о рыцарях, богатырях).

- Название темы урока мы с вами определили, давайте сейчас вместе с вами, определим задачи урока: (определяют учащиеся).

  1. Узнать о жизни русских богатырей.
  2. Познакомиться с произведениями изобразительного искусства с изображением русских богатырей.
  3. Выполнить практическую работу по тем Вопрос: Когда и для чего богатыри надевали доспехи?

(когда шли на войну, чтобы не получить смертельное ранение).

- То есть доспехи спасали богатырям жизнь.

Вопрос: Из чего делали эти доспехи?

(Из прочной стали, вручную из маленьких колечек или из отдельных пластин).

Именно в те далекие времена, в народном творчестве начали воспевать подвиги русских богатырей. Образ богатыря родился в искусстве, как образ могучего защитника Родины.

Вопрос: Вспомните, в каких жанрах искусства воспевались подвиги богатырей? (былины)

Вопрос: Какие вы помните былины о русских богатырях?

Вопрос: Каких богатырей вы знаете?

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

Вопрос: А кто является автором этой иллюстрации? (В.Васнецов).

Слайд 5. Портрет Художника В.М. Васнецова

Слайд 7. Богатыри изображены как единое целое, Однако каждый из них индивидуален.

Вопрос: Что изображает художник на картине?

Вопрос: События, какого периода русского государства отражены в картине?

Вопрос: Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?

Вопрос: Какой характер у главных героев?

- Три воина выстроились в ряд, самые любимые народные защитники – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сам Васнецов так определил замысел картины:

Былины говорят, Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя.

Он выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга, щит украшен жемчугами.

Красавец белый конь в нарядной сбруе с золотыми украшениями.

Прозвище его говорит о том, что происходит он из семьи священника.

Врага побеждает он не столько своей силой богатырской, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью.

Гнедой конь украшен бубенцами, стоит, пригнув к земле голову.

Посмотрите под стать богатырям были и кони (зачитать слайд слова

Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.

- Силой и величием веет от этой музыки. Она звучит как могучий призыв, боевой клич.

- Словно ощущается тяжелая поступь исполина-богатыря, о котором можно сказать словами Пушкина: На нем одежда славянина,

И на бедре славянский меч.

Вопрос: Каким предстает перед нами А. Невский?

- В процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря, воина-защитника.

Творческая работа учащихся.

На доску учитель вывешивает модуль человека в трико и дает пояснение для чего был вывешен модуль человека?

Пояснение к выполнению задания:

- Работу будем выполнять сегодня на уроке в группах , будет 6 групп, у каждой группе будет дано индивидуальное задание, выполнить какой либо элемент одежды из рыцарских доспехах (учащиеся сдвигают по 2 парты, усаживаются во круг столов, получают от учителя конверт с заданием).

Вопрос: Скажите, для чего вам в конверт вложен точно такой же модуль человека? (Для облегчения работы, т.е. вы, обводите ту часть тела, о которой говорится в вашем задании.)

- Необходимо выполнить задание, выбрать одного представителя группы, который расскажет о том, как его группа выполняла это задание и предложит оценку, которую он считает, что заслужила его группа. Другие же группы говорят о допущенных ошибках и предлагают свою оценку.

Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте немного отдохнем.

  1. для глаз.
  2. Для рук А вот теперь с новыми силами принимайтесь за работу.

Уточнение деталей, решение в цвете. Учащиеся подбирают на палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Украшают снаряжение воина богатыря (шлем, щит, меч, стяг).

Вопрос: Как вы считаете готов наш рыцарь к бою?

Молодцы! Все ребята работали очень хорошо,

- аккуратное выполнение работы;

– удачное цветовое сочетания, техника владения красками.

Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы –

Люблю твою, Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя,

Найти 2 картины русских художников с изображением богатырей,

И 1 картину зарубежных художников с изображением богатырей.

Посмотрите на первое предложение продолжите фразу:

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Поурочные планы по ИЗО. По учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной - часть 1 - 1 класс. Данное пособие представляет собой тематическое планирование и разработки поурочных планов по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. "Изобразительное искусство в начальной школе" для 3 класса. Использование эффективных форм уроков, применение разнообразных приемов и методов обеспечивают обучение детей основам грамотного рисования, переход к трехмерному рисунку. Выбор разнообразных художественных материалов: акварель, карандаши, гуашь, - помогают учащимся овладеть практическими навыками живописного мастерства, развивают творческие способности учащихся, способствуют эстетическому воспитанию учащихся. Пособие адресовано преподавателям изобразительного искусства, руководителям кружков, педагогам дополнительного образования. Материалы могут быть использованы на занятиях с детьми в группах продленного дня, во время работы летнего оздоровительного лагеря


Тематика четвертей в 1 классе:
1 четверть - "В мире волшебных красок"
2 чесверть - " Мы готовимся к празднику"
3 четверть - " Чудеса зимы - красавицы"
4 четверть - " Встреча с весной - красной"

Цели : ознакомить с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы; формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета; развивать воображение, художественный вкус; воспитывать интерес к урокам рисования, уважение к тем, кто творит такие произведения искусства.

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Человек издавна старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов. Внутри дома – полотенце вышивая, расписывая посуду, обои. В каждом селе есть свои умельцы. Но есть села, в которых все, от мала до велика, занимаются чем-то интересным, выполняют какие-либо красивые вещи. Это и есть промысел…

 А какие народные промыслы вы знаете?

Верно, вы уже знакомы с искусством Полхов-Майдана и Гжели, Городца и Загорска, Жостова. Посмотрите на эти образцы народных промыслов.

 Определите, к каким промыслам они относятся.(Слайды 1-6)

Верно, это кухонные доски и посуда, расписанные под Городцом, а эти грибки-шкатулки из Полхов-Майдана. Вот это жостовские подносы, а это – сияющая синим кобальтом посуда из Гжели. Это – самые древние виды народного промысла. Издавна на Руси были народные умельцы, которые занимались росписью по дереву. И делали все это они своими руками без предварительного рисунка.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Послушайте стихотворение:

Алых ягод россыпь.

У красы точеной

По волнам узоров

В этот несказанный

В сказочную песню

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом.

Наряду с традиционными ковшами, подставками, братинами и различными по размеру ложками современные мастера изготовляют наборы различного назначения (для соков, мороженого, варенья, салатов и т. д.), декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.

Все предметы привлекают внимание своей нарядностью и красочностью. Чтобы добиться этого эффекта, каждое изделие проходит ряд операций. Вырезанный из липы или березы вручную или выточенный на станке полуфабрикат (форма будущего изделия) покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, ликвидируя трещины и другие дефекты, затем вновь покрывают маслом и подсушивают до неполного высыхания. Поверхность, имеющую отлип, натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку (закалку) проводят в закрытых шкафах-печах при 100–120 °С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок, сквозь который блестит металлизированный фон.

Под пленкой лака все, что было серебряным, приобретает золотой цвет.

 Посмотрите! Какие элементы используют художники в росписи?(Показ изделий)

Верно, земляничку, малину, смородину, рябинку, травку. Но мастера не копируют растения в точности, а по-своему перерабатывают в декоративный узор.

 А какие цвета используют хохломские мастера?

Кроме того, существенные различия в художественном оформлении изделий (и это, пожалуй, главное) достигаются несколькими сложившимися приемами росписи. Старый, классический для хохломы прием верхового письма представляет собой роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод.

Разновидностью этого письма является травка – написанные черным и красным цветом кустики и веточки, пояски, розетки.

Другой прием росписи – под фон , когда цветом покрывается фон, ее основной мотив рисунка остается светлым с небольшой штриховой разделкой.

Вариантом фоновой росписи является кудрина , узор которой отличается укрупненным размером, а все ее формы напоминают круглящиеся растительные завитки.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхность изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу, руководствуясь лишь своим опытом и теми закономерностями, которые характеризуют особенности хохломской росписи. В результате появляются новые мотивы орнамента, основанного на превращении конкретных форм (растения, птицы, рыбы) в декоративный цветовой узор, что делает нехитрую деревянную вещь произведением народного искусства.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Мы сегодня будем выполнять простейшие приемы росписи – изображать декоративную травку и ягоды.

 В чем состоят особенности хохломского травного узора в сопоставлении с уже известными вам городецкой и Полхов-Майданской росписями?

Упражнение по выполнению хохломской травки.

1. Выполним ягодки . Ягодки рисуем по часовой стрелке. Можно нарисовать малинку, клубничку, смородинку.

2. Выполним травинку – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кончика кисти приходится на самую широкую часть травинки.

3. Выполним кудрину . Кудрина – цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

4. Выполним листочек. Листочек – это чаще всего стилизованный лист смородины.

Из таких элементов можно составить узор. Обратите внимание на свободное движение кисти и изящность мазков, на сочетание черного, красного, желтого.

Умение выполнять приемы хохломской травки вы используете при изготовлении и раскрашивании различных изделий и поделок на уроках труда.

Выполните теперь и вы такие: травинку, ягодку, листочек, кудрину.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню узор в полосе. Масляных красок у нас нет, поэтому работаем гуашью.

1. Сначала изображаю стебель с крупными завитками. Узор должен быть ритмичным.

2. Пишем самые крупные травинки. Эти штрихи-травинки наносятся легкими движениями, без нажима.

4. Тонкой кистью прорабатываем отдельные элементы. Пишем легко, свободно, используя также короткие удары – черные и красные точки. Травный узор (травка) закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок с изображением природы родной земли в орнаментальной композиции.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Молодцы, все очень красиво нарисовали. Такого чуда мы не видели ни в одном из произведений школ народного мастерства. Все работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

 Какую особенность травной росписи вам удалось почувствовать в своей работе?

Верно, узор получается мягких очертаний, легкий и подвижный.

2. Обобщение изученного материала.

 С произведениями какого народного декоративно-прикладного искусства вы сегодня познакомились?

Верно, мы сегодня изучали искусство Хохломы – одного из старейших центров русской культуры, прославленного талантливыми руками народных умельцев.

 Почему хохломскую роспись называют пламенной и золотой?

Верно, пламенной хохлому зовут потому, что окрашенную посуду закаливают в пламене горячей печи и основной цвет росписи красный. Золотой – потому, что после того как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают масляными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся как бы золотыми.

Похожие документы:

Рабочая программа Клевачёвой Татьяны Викторовны ( учитель начальных классов, квалификационная категория вторая) по русскому языку 2 класс

Рабочая программа учителя начальных классов 1 класс

. программа учителя начальных классов 1 класс учитель: Хамитова Н.Д Основные характеристики учебно-методического комплекта для начальной . Кузин; Э.И.Кубышкина. 1 класс. № урока Тема урока Часы Цели урока . . Уроки по окружающему миру. 1 класс. Методическое .

Учебно тематическое планирование по изо для 1 класса на 2013-2014 учебный год Учитель начальных классов

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 6, ПК 8.

1.На какой основе разрабатываются авторские программы?

2. Что общего у авторских программ В.С.Кузина, Н.Б.Неменского и Т.Я.Шпикаловой? ( цели и задачи похожи)

3.Назовите отличительные особенности каждой авторской программы. (концептуальные подходы, содержание, результативность)

ответьте на вопросы:

1.Укажите основные задачи и сформулируйте цели изобразительного искусства учащихся в 1-4 классах.

2.Определите количество часов в неделю, которые отводятся на изучение курса?

3. Выявите, какой учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования?

4.Какие принципы положены в основу программы?

5.Чему должны научиться обучающиеся?

Порядок выполнения работы

Ознакомиться с содержанием пояснительной записки и примерными тематическими планами трудового обучения

Провести детальное изучение по разделам программы в 1-4 классах.

Задание №2 Заполните таблицу по 3 вопросу.

Блоки Тема Содержание
I блок Виды художественной деятельности

Критерии оценивания результатов практической работы

Самостоятельная работа №2

Цель: Формирование у студентов умения разрабатывать конспект урока.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 6, ПК 8.

Читайте также: