Чрезвычайные ситуации природного характера и их причины и последствия 9 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Чрезвычайная ситуация природного характера - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушения условий жизнедеятельности людей

Источник природной ЧС - опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла, или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Опасное природное явление (ОПЯ) - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения или продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - разрушительное природное или природно-антропогенное явление, или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды

Поражающий фактор источника природной чрезвычайной ситуации - составляющая опасного природного явления или процесса, вызванная источником природной чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 26 – 37)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

В основных нормативных документах – федеральных законах и правилах, закреплены основные принципы обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Умение различать природные опасности, понимать, как они будут распространяться и воздействовать, значит не только понимать какие последствия могут возникнуть, но и быстро принимать правильные решения.

Полученные знания помогут вам составить правильный алгоритм безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, а это в свою очередь, даст возможность сохранить жизнь и здоровье.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Вставьте пропущенные слова:

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все другие варианты ответа неправильные

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

А. Источник природной ЧС

1. Стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения или продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Б. Чрезвычайная ситуация природного характера

2. Опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла, или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

В. Опасное природное явление

3. Разрушительное природное или природно-антропогенное явление, или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды

Г. Стихийное бедствие

4. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушения условий жизнедеятельности людей

Цель : сформировать представление у детей о ЧС природного характера.

Рассказать детям о ЧС природного характера;

Развивать представление о видах ЧС природного характера;

Научить находить выход из сложных ситуаций.

Оборудование : компьютер, мультимедиа, учебники.

Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку.

III . Изучение новой темы.

- Как вы понимаете, что такое ЧС? (Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей).

- Какие вы знаете виды ЧС? (Ураган, землетрясение, наводнение, цунами и т.д.)


Запись в тетрадь

Стихийные бедствия геологического характера:

Землетрясения – подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Очаг - это пространство (объём), внутри которого заключены все сопровождающие землетрясение первичные деформации. Эпицентр - область на поверхности земли, расположенная над очагом землетрясения .


Оползни - скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести. Причины оползней:

Естественные :увеличение крутизны склонов, подмыв оснований склонов, сейсмические толчки.

Искусственные: разрушение склонов дорожными выемками, чрезмерный вынос грунта, вырубка леса, неразумное ведение сельского хозяйства на склонах.


Сели - внезапно формирующийся в руслах горных рек бурный поток, который состоит из смеси воды, обломков горных пород, песка, грунта и различных предметов, захваченных потоком по мере подъема его уровня.


- Каковы Ваши действия при чрезвычайных ситуациях природного характера как землетрясение. (выслушиваются ответы детей)

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15 – 20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице – оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

Сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить других! Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети – укройте их собой.

Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками – при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов. Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.

- А как же действовать во время извержения вулкана? (ответы детей)

Защитите тело и голову от камней и пепла. Извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями, поэтому избегайте берегов рек и долин вблизи вулканов, старайтесь держаться возвышенных мест, чтобы не попасть в зону затопления или селевого потока.

Закройте марлевой повязкой рот и нос, чтобы исключить дыхание пепла. Наденьте защитные очки и одежду, чтобы исключить ожоги. Не пытайтесь ехать на автомобиле после выпадения пепла – это приведет к выходу его из строя. Очистите от пепла крышу дома, чтобы исключить ее перегрузку и разрушение.


Запись в тетрадь

Чрезвычайные ситуации метеорологического характера.


Буря - длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.

Это явление характерно для северных широт. Снежная буря – это сильный ветер (более 15 метров в секунду) при низкой температуре (от 7 градусов мороза по Цельсию и ниже), часто сопровождаемая массированными объемами снега, которые переносит этот ветер. В России снежные бури называют буранами, вьюгами, метелями.


Смерч - атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров.

Как выглядит смерч? Как огромная воронка, спускающаяся с небес на землю. Вокруг нижней её части видно облако разбрасываемых ею предметов, грязи, пыли или воды, если речь идёт о смерче над водной поверхностью. В отличие от вышеупомянутых песчаных или пыльных вихрей, смерч представляет собой единое целое с грозовой тучей — это, можно сказать, её хобот, спустившийся на землю. Смерч не может от неё оторваться и стать самостоятельным. Песчаные же вихри вообще никакого отношения к тучам не имеют.

Механизм возникновения приблизительно такой: в месте соприкосновения пар, содержащийся в тёплом потоке, конденсируется, при этом выделяется тепло, нагревающее воздух в зоне соприкосновения, и он, естественно, стремглав несётся вверх. Природа не терпит пустоты, как известно, и на его место затягивается теплый влажный воздух и расположенный ниже холодный… И пошло-поехало. Мы уже сравнивали смерч с атомной бомбой. Оказывается у них не так уж мало общего ибо происходящее не назовёшь иначе как цепной реакцией.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА( зарядка)

Давайте с вами поговорим о лесных пожарах .

- Что такое вообще пожар? ( Пожар-это неконтролируемое горение, уничтожающее или повреждающее материальные ценности, создающее опасность для жизни людей).


- А что такое лесной пожар? (Лесной пожар – это стихийное, неуправляемое человеком, распространение огня по лесной площади) .


Виды лесных пожаров:

6.Самостоятельная работа.

Виды лесных пожаров

Характеристика

При верховых пожарах обра- зуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летя- щих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а в случае ураганного пожара иногда за несколько сотен метров от основного очага. УРАГАННЫЙ ПОВАЛЬНЫЙ СКОРОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ от 7 до 70 км/ч До 8 км/ч ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ сильный ветер - ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЯ сплошной стеной сплошной стеной

Подземные (почвенные) пожары в лесу чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой).

При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °C (иногда выше).

А теперь давайте поговорим о ЧС гидрологического характера .

- Перечислите виды ЧС гидрологического характера.(Наводнение, цунами)



Наводне́ние — это значительное затопление определенной территории земли в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.

Уровень воды в водоёмах зависит от множеств различных факторов. Во всём мире специалисты ведут многолетние наблюдения, отслеживая все сезонные изменения и собирают данные для составления прогнозов. Наводнения и их причины достаточно хорошо изучены. Основными причинами, вызывающими эти бедствия, являются:

Обильные и продолжительные дожди. Затопления суши, вызванные интенсивными дождями, чаще всего происходит в районах с тёплым климатом и высокой влажностью воздуха. Разливы Нила происходят ежегодно, и ещё в Древнем Египте крестьяне учитывали это обстоятельство, изменяя время сбора урожая. В регионах с умеренным и холодным климатом большое количество осадков выпадает гораздо реже, а в областях с сухим климатом наводнения происходят реже всего.

Таяние ледников и снега. Серьёзные проблемы создают весенние талые воды для жителей России. Очень часто именно таяние снега приводит к тому, что реки выходят из берегов и затопленными оказываются целые населённые пункты.

Поднятие дна. Донный рельеф постоянно изменяется, в дельтах и устьях рек скапливаются минеральные отложения. Уровень воды в этом случае поднимается очень медленно, к тому же бедствие можно предотвратить, если вовремя почистить русло.

Цунами. Гигантские волны возникают в результате вулканической деятельности, их появление довольно трудно предсказать и невозможно предотвратить. Поэтому именно цунами становятся причиной самых страшных бедствий. Появление больших волн в озёрах или заливах могут спровоцировать оползни, но случается такое нечасто.

Сильные ветра и ураганы. Ветер может стать причиной образования мощных волн на морском побережье или нагнать большое количество речной воды на отдельных участках речного русла.

Подземные воды. В результате тектонических сдвигов или локальных разрушений земной коры, подземные воды могут выйти на поверхность.

Сели. Сель, даже незначительный, это очень опасное природное явление. Именно они становятся основной причиной разлива горных рек. В некоторых случаях реки полностью выходят из русла. Понятно, что такое наводнение приведёт к серьёзным последствиям

Аварии на гидротехнических сооружениях. Прорыв плотины или авария на гидростанции может иметь катастрофические последствия.

Причиной стихийных бедствий часто становится человеческий фактор. И это не только техногенные катастрофы, к серьёзному наводнению может привести даже неправильно устроенная ливневая канализация.

- Ваши действия во время цунами (ответы детей)

Когда поступит сигнал об опасности цунами, реагируйте немедленно. Каждую минуту используйте для обеспечения личной безопасности и защиты окружающих людей. Вы можете располагать временем от нескольких минут до получаса и более, поэтому, если будете действовать спокойно и продуманно, сможете увеличить Ваши шансы уберечься от воздействия цунами.

Если находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет и газ, и переместитесь в безопасное место. Кратчайшим путем переберитесь на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или быстро переместитесь на 2-3 км от берега. Если Вы едете на автомобиле, следуйте в безопасном направлении, забрав по пути следования бегущих людей. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени на перемещении не осталось, поднимитесь как можно выше на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность, переберитесь в наиболее надежное здание.

IV . Итог урока.

Тестирование.

1.Эти явления связаны с различными атмосферными процессами:

А) гидрологические природные явления,

Б) метеорологические природные явления,

В) динамические природные явления,

Г) катастрофические природные явления.

А) стихийные бедствия,

Б) аварийные бедствия,

В) политические бедствия,

Г) социальные бедствия.

3 . То, что сложилось на определенной территории, в результате опасного явления природного явления, может причинить много бед?

А) опасная ситуация,

Б) чрезвычайная ситуация.

В) катастрофическая ситуация,

Г) плохая ситуация.

4. Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации?

5. Природные явления, связанные со скольжением масс грунта под действием сил тяжести?

6. Неконтролируемый процесс горения растительности .

В) верховой пожар,

Г) подземный пожар.

7. Чем опасны для человека ураганы и бури?

Б) разрушительной силой,

В) космической силой,

Г) другими воздействиями.

8. Основной составной частью смерча является:

9. Если оповещение об угрозе землетрясения застало вас на улице, как вы поступите?

А)займёте место в ближайшем здании,

Б) займёте место в ближайшем овраге,

В) займёте место в ближайшем лесу,

Г) займёте место вдали от зданий и линий электропередач.

10. Для чего необходимо изучать Основы безопасности жизнедеятельности человека?

А)для того, чтобы быть здоровым,

Б) для того, чтобы стать сильным,

В) для того, чтобы уметь действовать правильно по ЧС,

Г) для того, чтобы быть лучше всех.

Ответы: 1б, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7б, 8б, 9г, 10в.

V . Домашнее задание.


На этом уроке мы выясним, что подразумевается под чрезвычайной ситуацией природного происхождения. Познакомимся с причинами происхождений природных чрезвычайных ситуаций. Вспомним, когда опасное природное явление приводит к возникновению чрезвычайной ситуации. А также познакомимся с основными природными чрезвычайными ситуациями, возникающими на территории России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Природные чрезвычайные ситуации"

Наша планета прекрасна. Кто из вас не любовался прекрасным солнечным утром, морозным и снежным зимним днём, первым майским ливнем или золотой осенью?

А если взглянуть на нашу планету из космоса, то мы увидим красивый голубой шар, через облачный покров которого легко можно рассмотреть материки и спокойные океаны, острова, моря и реки. Однако эта кажущаяся безмятежность. Люди уже давно поняли, что наша планета — это не просто кусок камня, вращающийся вокруг Солнца в бескрайнем космосе, а организм, который живёт по своим, только ему ведомым законам.


С давних времён люди поклонялись могучим силам Земли. Можно сказать, что вся история человечества — это борьба за выживание в условиях окружающей природы. Землетрясения, вулканические извержения, сходы селей и лавин, засухи и природные пожары, наводнения и ураганные ветры — вот не полный перечень опасностей, уносящих тысячи жизней.

Несмотря на то, что человек научился передвигать горы, менять направление и останавливать реки, то есть переделывать природу под себя, он по-прежнему не может полностью защитить себя от стихийных сил природы. Ведь природа Земли такова, что опасные природные явления всегда были, есть и будут.

Напомним, что под опасными природными явлениями понимают событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут оказать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Итак, какие же природные процессы могут привести к опасным явлениям? Что бы ответить на этот вопрос мы с вами должны вспомнить некоторые сведения из географии о строении нашей планеты. Итак, Земля — это одна из восьми больших планет нашей Солнечной системы. Она состоит из нескольких оболочек, которые принято называть геосферами. Наиболее значимыми из них являются: литосфера, гидросфера и атмосфера.


Самая лёгкая и самая подвижная оболочка нашей планеты, которая постоянно взаимодействует с остальными оболочками Земли, называется атмосферой. Атмосфера Земли содержит кислород, используемый большинством живых организмов для дыхания, и диоксид углерода (углекислый газ), потребляемый растениями и некоторыми видами бактерий в процессе фотосинтеза.

Вы знаете, что Земля — это пока единственное известное нам место во Вселенной, где существует вода в жидком виде. Так вот, все воды нашей планеты, находящиеся в твёрдом, жидком или газообразном состоянии, составляют гидросферу планеты. А главным хранителем воды на Земле является Мировой океан.

В 1875 году австрийский геолог Эдуард Зюсс, помимо литосферы, гидросферы и атмосферы, предложил выделять ещё одну оболочку Земли — биосферу. Его поддержали многие учёные, в их числе и известный биогеохимик Владимир Иванович Вернадский. Он первым создал целостное учение о биосфере Земли, впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты.


В настоящее время под биосферой понимают оболочку Земли, заселённую живыми организмами, находящуюся под их воздействием и занятую продуктами их жизнедеятельности.

Вот в этих четырёх оболочках нашей планеты — литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере — происходят различные круговороты веществ и энергии: геофизические процессы в литосфере (например, вулканизм), воздушные круговороты в атмосфере, вызванные неравномерностью распределения тепла в ней, круговорот воды в природе, а также круговороты в биосфере — биологические круговороты. Все они характеризуют жизнь нашей планеты в процессе её развития и сопровождаются различными природными явлениями, которые оказывают значимое влияние на безопасность человека.


Опасность природных явлений для жизнедеятельности человека напрямую зависит от их мощности и частоты проявления.

На территории Российской Федерации наблюдаются более 30 видов опасных природных явлений. По месту и характеру их возникновения их можно разделить на 6 групп.


К первой группе относятся геофизические явления — это землетрясения, оползни, просадка земной поверхности и так далее.

Например, только в России около 20 % территории занимают зоны, где велика вероятность возникновения землетрясений. Их называют зонами сейсмической опасности. По данным МЧС сюда входят территории Северного Кавказа, Сахалина, Камчатки, Забайкалья и Курильских островов.

За последние десятилетия здесь произошло более ста землетрясений, которые привели к возникновению стихийных бедствий.

Стихийное бедствие — это разрушительное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Именно стихийные бедствия обычно и являются чрезвычайными ситуациями природного характера.

Чрезвычайными ситуациями природного характера мы с вами будем называть обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которая может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности.

Стихийные бедствия могут возникать независимо друг от друга. Однако бывают случаи, когда одно стихийное бедствие влечёт за собой другое. Так, например, 5 ноября 1952 года в Тихом океане недалеко от южной оконечности Камчатского полуострова произошло мощное землетрясение. И хотя само землетрясение не принесло значительных разрушений, но оно вызвало разрушительное цунами, которое нанесло значительный ущерб нескольким населённым пунктам Сахалинской и Камчатской областей.


А три волны высотой до 18 метров практически стёрли с лица земли город Северо-Курильск вместе с его жителями.

Вторую группу опасных природных явлений составляют гидрологические явления. К ним относятся наводнения, сели, паводки и половодья.

Угроза наводнений существует в России более чем для 40 крупных городов и нескольких тысяч более мелких населённых пунктов. Наводнения занимают лидирующие позиции в ряду стихийных бедствий по частоте возникновения, охвату территорий и среднегодовому материальному ущербу.

Так, например, в конце июня 2019 года произошло одно из крупнейших наводнений в Иркутской области. Были подтоплены более ста населённых пунктов, 10890 жилых домов (из них почти половину пришлось снести). Из зон подтопления эвакуировали почти 2600 человек. 25 человек погибло.


Самыми опасными атмосферными явлениями на территории России являются ураганы, тайфуны и сильные ливни. Они входят в группу метеорологических и агрометеорологических явлений. Ущерб, который они наносят, исчисляется миллиардами рублей.

Например, сильный шторм в Москве в мае 2017 года причинил жилым домам, имуществу и автомобилям ущерб на сумму более 25 млн миллионов рублей (и это не считая 27 тыс. вырванных с корнем деревьев, повреждённых опор уличного освещения и электропередач, светофоров и дорожных знаков). Во время этого шторма погибло 18 человек.


К четвёртой группе опасных природных явлений относят природные пожары. Особенно от природных пожаров страдают районы Сибири и Дальнего Востока. Летом, во время засухи, выгорают тысячи, а иногда и сотни тысяч гектаров леса, сгорает торф на болотах, горят сельскохозяйственные угодья и хозяйственные постройки.

Один из крупных лесных пожаров в Сибири произошёл в июле 2019 года. К концу месяца общая площадь возгорания составила почти 2 млн 700 тыс. гектаров. Пожары вызвали смог над крупными городами Сибири.


Чаще всего причинами лесных и торфяных пожаров являются грозовые разряды, самовозгорание газа и торфа. Либо их причина — это деятельность человека. Чаще всего возгорание происходит при нарушении правил пожарной безопасности во время работ или при неосторожном обращении населения с огнём.

Пятую группу опасных явлений составляют биолого-социальные явления. Это различные эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.


А в последнюю, шестую, группу входят различного рода космические явления. Сюда можно отнести падение метеоритов, вредное воздействие космического излучения, а также возможность столкновения нашей планеты с крупным объектом из космоса.

Как видим, территория Российской Федерации подвержена воздействию самых разных типов опасных природных явлений. Но исторически так сложилось, что большинство граждан России живут в зонах, которые в наименьшей степени подвержены природным опасностям. Поэтому несмотря на огромные территории, ущерб, наносимый природными чрезвычайными ситуациями, ниже средних мировых показателей из-за значительно меньшей плотности населения и расположения опасных производств, а также в результате принятия предупредительных мер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: рассмотреть характерные особенности чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия.

На территории РФ наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.Наиболее разрушительные это наводнения, землятрясения, лесные пожары, штормовые ветры, ураганы, цунам, смерчи, сильные заморозки, снежные лавины.

Наиболее природных явлений зарегситровано в Сибирском, Южном, Северо-Западном, Уральском, Дальневосточном округах.

Урок ОБЖ 9 класс

Цель

Определения

Чрезвычайная ситуация природного характера – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей .

Опасное природное явление – событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Стихийное бедствие – разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и

ЧС природного характера

ЧС природного характера

Наводнение – затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием. Наводнения причиняют урон здоровью людей, приводят к гибели населения Землетрясение и наводнение - Землетрясение это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Сила землетрясения, его интенсивность оцениваются в баллах по шкале Меркалли Цунами – морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясениях.

Наводнение – затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием. Наводнения причиняют урон здоровью людей, приводят к гибели населения

Землетрясение и наводнение

- Землетрясение это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Сила землетрясения, его интенсивность оцениваются в баллах по шкале Меркалли

Цунами – морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясениях.

Сила ветра Ураган – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с. Многолетние метеонаблюдения показывают, что скорость ветра при ураганах достигала в большинстве районов европейской части России до 30-50 м/с, а на Дальнем Востоке до 60-90 м/с и более. Буря – это сильный ветер, скорость которого меньше скорости урагана, она достигает 15-20 м/с. (Отметим, что кратковременное усиление ветра до скорости 20-30 м/с называется шквалом . ) Смерч – сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой . Для определения силы ветра у поверхности Земли существует шкала Бофорта.

Ураган – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с. Многолетние метеонаблюдения показывают, что скорость ветра при ураганах достигала в большинстве районов европейской части России до 30-50 м/с, а на Дальнем Востоке до 60-90 м/с и более.

Буря – это сильный ветер, скорость которого меньше скорости урагана, она достигает 15-20 м/с. (Отметим, что кратковременное усиление ветра до скорости 20-30 м/с называется шквалом . )

Смерч – сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой .

Для определения силы ветра у поверхности Земли существует шкала Бофорта.

Природный пожар Природный пожар – неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде . Лесной пожар Торфяные пожары

Природный пожар

Природный пожар – неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде .

Выводы. Наиболее опасными чрезвычайными ситуациями природного характера, приводящими к гибели людей, считаются землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары. Цунами обладают колоссальной разрушительной силой, их источниками являются подводные землетрясения и подводные вулканы. Ураганы, смерчи и бури вызывают значительные разрушения, наносят большой материальный ущерб, приводят к человеческим жертвам. Природные пожары – это самый страшный враг леса. Они возникают чаще всего по вине человека

Наиболее опасными чрезвычайными ситуациями природного характера, приводящими к гибели людей, считаются землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары.

Цунами обладают колоссальной разрушительной силой, их источниками являются подводные землетрясения и подводные вулканы.

Ураганы, смерчи и бури вызывают значительные разрушения, наносят большой материальный ущерб, приводят к человеческим жертвам.

Природные пожары – это самый страшный враг леса. Они возникают чаще всего по вине человека

Читайте также: