Конспект урока в соответствии с требованиями фгос

Обновлено: 01.07.2024

Составление конспекта и плана урока должно соответствовать требованиям ФГОС и закладывать основу качества и эффективности обучения предмету.

Конспект и план урока: определения, различия и инструменты составления

Для начала необходимо понять, что же такое конспект, а что такое план урока, чем они отличаются и для каких целей служат. В современных источниках встречаются оба эти определения и зачастую то, что в одних называется конспектом урока, в других именуется планом. Изучив суть и структуру данных методических разработок, определяется их различие.

Итак, план урока - это составляющая часть конспекта, его содержательная часть, по сути, являющаяся пошаговой инструкцией проведения конкретного урока.

Конспект же - это общее описание урока, включающее в себя план. Условно конспект урока можно разделить на две части: описательная часть и практическая часть (план урока).

Составление конспекта урока зачастую видится сложной задачей, требующей сбора и систематизации большого количества информации. На самом деле, эта задача достаточно проста и не столь трудозатратна, как кажется на первый взгляд. Для составления качественного конспекта урока (в том числе и плана урока), отвечающего всем требованиям ФГОС, достаточно иметь:

  • Шаблон конспекта урока;
  • Шаблон плана урока;
  • Учебную программу предмета;
  • Педагогический опыт.

В помощь учителям и воспитателям, мы разработали Памятку по составлению конспекта урока (в том числе плана урока), которая содержит шаблон конспекта урока, шаблон плана урока и инструкции по составлению конспекта и плана урока. Шаблоны конспекта и плана урока помогут понять структуру и содержание данных методических разработок.

Необходимо помнить, что составляемый конспект урока должен соответствовать Учебной программе предмета. То есть все данные, указанные в конспекте/плане урока не должны противоречить информации, изложенной в Учебной программе. По сути, информация в конспекте/плане урока, дублирует информацию Учебной программы.

Подсказка. Большая часть информации необходимой для составления конспекта/плана урока, изложена в Учебной программе предмета. Именно из Учебной программы необходимо брать данные для составления конспекта/плана урока.

Таким образом, вооружившись шаблонами конспекта и плана урока, Учебной программой предмета, применив свой педагогический опыт и творческий подход, можно достаточно легко и быстро составить качественный конспект/план урока, отвечающий всем современным требованиям ФГОС.

Методы составления конспекта и плана урока

Процесс написания конспекта урока, как и любую другую интеллектуальную деятельность, можно осуществлять с помощью двух методов: индукция или дедукция.

Полезно знать. Шерлок Холмс в своей работе чаще использовал метод дедукции, собирая и анализируя разрозненные аспекты (частное), приходил к всеобъемлющему (общему) выводу. То есть интеллектуальная работа шла от частного к общему.

Бил Гейтс, реализуя стратегию компании, применил метод индукции – от общего к частному (разработав одну программную оболочку для решения огромного количества частных проблем).

Как показывает практика, при решении интеллектуальной задачи (к которым, несомненно, относится разработка конспекта/плана урока), лучше всего использовать оба эти метода, эффективно чередуя принципы подхода к работе и Шерлока и Гейтса.

То есть составление конспекта урока можно начать с разработки плана, а затем, отталкиваясь от заданного процесса поведения урока, сформулировать его описательную часть. Или наоборот, сначала проработать общую концепцию урока, а после, конкретизировать ее при составлении плана.

Конспект урока

Основные составляющие конспекта урока тесно связаны между собой, их содержание определяется Учебным планом предмета. Например, возможные темы урока, его типы, формы проведения, а также планируемые результаты и используемое оборудование – общим списком указаны в Учебном плане предмета. Из данного списка, необходимо выбрать варианты, подходящие для заданной темы урока.

Особое внимание необходимо обратить на то, что определенному типу урока, соответствует несколько конкретных форм его проведения. Но не каждая из них определяет его цель. Учтя тип, форму и цель урока конкретизируются его задачи. Определившись со всеми базовыми характеристиками урока, можно сформулировать планируемые результаты.

План урока

Составляющие плана урока находятся в тесной взаимосвязи с описательной частью конспекта. В плане урока необходимо указать:

  • Этапы урока, которые зависят от типа урока, указанного в описательной части конспекта;
  • Деятельность учителя на каждом этапе урока, которая должна способствовать развитию определенных УУД (универсальных учебных действий) учеников;
  • Деятельность учащихся на каждом этапе урока: конкретные действия и развиваемые УУД;
  • Организация деятельности на каждом этапе урока, ее формы и соответствующие приемы.

О том, какие планы урока, а именно этапы урока должны быть в том или ином типе урока, какая деятельность учителя и учащихся соответствует каждому этапу урока, а также какие приемы организации деятельности можно применять в зависимости от всего этого, рассмотрим в будущих статьях.

Надеемся, предложенная памятка станет надежным ежедневным помощником! Скачивайте справа от статьи и делитесь с коллегами – мы будем только рады!



В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.

Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:

  • организационный момент;
  • повторение и проверка домашнего задания;
  • изучение нового материала;
  • закрепление изученного на уроке;
  • объяснение домашнего задания;
  • оценивание учеников.

Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).

Традиционный урок не способен выполнить задачи, стоящие перед современным образованием. ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.

Структура урока по ФГОС

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Настраивает учеников на успешную работу

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

Структура уроков разного типа

Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:

    ; ;
  • уроки общеметодологической направленности; .

Структура урока по ФГОС может несколько отличаться. Например, на уроках ОНЗ может отсутствовать этап проверки выполнения домашнего задания. На уроках рефлексии не будет изучения нового материала. Наиболее полно все этапы прослеживаются на уроках общеметодологической направленности.

  • Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
  • Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
  • Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
  • Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
  • Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
  • Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
  • Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Структура уроков развивающего контроля

Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.

Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.

Мотивация к контрольно-коррекционным действиям

Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.

Актуализация и пробное действие

Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.

В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.

Локализация затруднений

Ученики определяют свои ошибки и затруднения.

Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений

Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.

Реализация проекта

Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах.

Обобщение затруднений

Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.

Включение в систему знаний

Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.

Рефлексия

Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание.

Структура урока рефлексии по ФГОС

Этот тип уроков играет очень важную роль, так как они помогают учащимся научиться самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих затруднений.

Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.

Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ОПОР 1.1.1 Соответствие заявленной в проекте цели полученному результату

ОПОР 1.1.2 Соблюдение технологической последовательности алгоритма проекта

Проводить учебные занятия.

ОПОР 1.2.1 Соблюдение этапов реализации урока заявленным целям и задачам

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ОПОР 1.3.1 Использование педагогического контроля для оценивания процесса и результата обучения

Анализировать учебные занятия.

ОПОР 1.4.1 Соблюдение требований, предъявляемых к анализу урока.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

ОПОР 1.5.2 Соблюдение требований к планированию урока

Цель урока: Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.

Планируемые результаты.

1. Образовательная

- сформировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;

- определять число имен прилагательных.

2. Развивающая – развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе.

3. Воспитательная

- создать условия для воспитания культуры общения в классе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку;

- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Тип урока – изучение нового материала.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля;

- устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки прилагательного.

2. Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

- проявлять способность к самооценке;

- осознавать важность имён прилагательных в нашей речи.

3. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- принимать цели и задачи учебной деятельности;

- определять степень успешности своей работы;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Коммуникативные:

- активно участвовать в обсуждении;

- учиться строить высказывания в соответствии с задачами;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: Программа Школа России, учебник Русский язык 2 класс, 2 часть/Канакина В.П., Горецкий В.Г

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный этап

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Оксана Юрьевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Прочитайте высказывание на экране.

- Как вы понимаете его смысл?

- А вы хотите стать сильнее?

- Как это связать с нашей работой на уроке?

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях.

- Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.

Записываю в тетради число, классная работа.

II. Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

- Начнём мы наш урок с загадки.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

- замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Прочитайте два текста.

1. Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружат ласточки.

2.Был жаркий день. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружат белогрудые ласточки.

- Сравните эти тексты. Чем они отличаются?

- Какой из тестов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?

- Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?

- Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи?

- Как определить число у имён прилагательных?

- Определять единственное и множественное число у имён прилагательных.

Был жаркий день. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружат белогрудые ласточки.

- Определите число у существительных.

- Какой вывод можно сделать?

- Определите число у прилагательных.

- На какой вопрос мы сегодня будем отвечать на уроке? Чему должны научиться?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи поставим?

- Посмотрите все ли задачи подходят к теме нашего урока. Какая задача лишняя?

- Почитайте словосочетания на слайде.

Словосочетания из текста, которые был в начале урока. В первом столбике:

Жаркий (какой?) день

Белые (какие?) облака

- В каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные в единственном числе?

- А во множественном?

- Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

- Кто сможет определить число у оставшихся прилагательных? У кого получилось? Расскажите, как вы это сделали?

- Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных? Почему?

- Какой вывод можно сделать о числе прилагательных?

- Где мы сможем проверить ваши предположения?

- В первом тексте нет прилагательных.

- Второй текст более красивый, потому что он ярче описывает обстановку.

- Прилагательное сделало второй текст более красивым и понятным.

- Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным.

- День – ед. ч., небо – ед. ч., облака – мн. ч., ласточки – мн. ч.

- Если существительно обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число

- Существительные могут быть единственного и множественного числа

- Как определить число у имён прилагательных. Определять единственное и множественное число у имён прилагательных.

Тема урока: Единственное и множественное число имен прилагательных.

- Узнаем, как изменяются имена прилагательные.

Будем учиться определять число имен прилагательных.

Будем учиться изменять прилагательные по числам.

- Учиться переносить слова.

- В первом столбике имена существительные и имена прилагательные употреблены в единственном числе, а во втором столбике – во множественном.

- Какой? Какое? Какая?

- Окончание указывает на то, что число у имени прилагательного изменилось.

- Нам помогло имя существительное. Это главное слово. Мы определяем у него число и задаём вопрос прилагательному.

- Прилагательные могут быть единственного и множественного числа.

III. Изучение нового материала

- Откройте учебник на странице 92. Давайте познакомимся с правилом.

В учебнике правило: Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак оного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? Какая? Какое?

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

- Что обозначают имена прилагательные в ед.ч? На какой вопрос отвечают?

- Что обозначают имена прилагательные во мн.ч.? На какой вопрос отвечают?

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу. В учебнике страница 92, упражнение 158. Ваша задача: списать эти словосочетания. Указать над именами прилагательными и существительными их число. После этого заполнить таблицу: на какой вопрос отвечают имена прилагательные в единственном числе, на какой вопрос во множественном числе. Какие окончания в ед. ч. и какие окончания во мн.ч.

В учебнике упр. 158:

На слайде: таблица. При проверке заполняется учителем.

На слайде: Как определить число имен прилагательных?

1.Определи число существительного.

2.Поставь вопрос к прилагательному.

3.Определи число прилагательного

- Давайте составим алгоритм как определить число имён прилагательных:

Первое: что мы делаем с вами изначально?

- Второе: что мы делаем дальше?

- И третье: что мы определяем?

- Где можно применить полученные знания?

- Мы поработали очень хорошо. Давайте немного взбодримся и отдохнём?

- Имена прилагательные в ед.ч. обозначают признак одного предмета и отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое?

- Имена прилагательные во мн.ч. обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

Выполняют задание в парах.

Автор: Левченко Татьяна Исмаиловна

Организация: МАОУ СОШ № 22 г. Новороссийск

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Тема урока: Подготовка к написанию контрольного сочинения. Описание человека и собаки

Класс: 7 класс.

Предмет: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: Раскрывать у учащихся понимание нравственной ценности дружбы между человеком и собакой.

Задачи урока:

1. Развивать знания учащихся об особенностях описания человека и собаки в живописи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

(Слайд №2) Сегодня на уроке мы будем добиваться следующих целей. А теперь нам нужно по опорным словам сформулировать цели урока.

- мы познакомимся с особенностями описания внешности и действий человека на основе картины;

- научимся вырабатывать навыки написания сочинения по сюжетной картине;

- будем учиться грамотно писать.

Включаются в учебный процесс, концентрируют внимание на новой теме.

Учащиеся читают цели урока и формулируют основные цели урока.

Планирование учебного сотрудничества.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

2. Погружение в тему урока

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления учащимися темы урока и основ нравственного воспитания любви к животным.

(Слайд №3) - Перед вами картина, по которой мы сегодня будем работать. Послушайте песню и скажите, о чем эта картина? Обратите внимание на определение и пословицу, которые вам даны, и прокомментируйте.

- Что хотел показать автор?

Сегодня мы посвящаем наш урок самому верному другу и помощнику человека – собаке. Мы все любим животных и не только тех, которые живут рядом с нами, но жалеем и кормим бездомных кошек и собак, что видим на улице. Я верю, что этот урок развития речи поможет нам стать еще добрее к братьям нашим меньшим. Не случайно люди ценят преданность и бескорыстную собачью службу человеку.

(Слайд №4) Вы знаете, что в следующем году мы будем праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. И в это время нашим войнам верно и преданно служили собаки. Восточно-европейская овчарка из минно-розыскной службы Красной армии по кличке Джульбарс была настоящим героем. Во время Великой Отечественной войны этот удивительно умный пёс сумел обнаружить 7468 мин и более 150 снарядов! Джульбарс участвовал в разминировании храмов Киева, дворцов над Дунаем, замков Праги, соборов Вены.

В самом конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы. Генерал-майор Григорий Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу Константину Рокоссовскому, который поставил в известность Иосифа Сталина. Сталин приказал нести этого пса по Красной площади на своём кителе.

(Слайд №5) Фильм о Хатико заставил плакать миллионы людей в мире. Для многих его кличка стала синонимом верности и преданности. А началась история Хатико в 1925 году в Японии. В том году хозяин собаки умер от сердечного приступа. Но откуда об этом было знать Хатико? Он продолжил ждать своего хозяина на станции - как делал всегда при его жизни. Преданное ожидание длилось 9 лет, вплоть до самой смерти пса. Но ещё при жизни Хатико на станции Сибуя ему был воздвигнут памятник. Сегодня статуя собаки является местом встречи влюблённых, а сам его образ стал символом беззаветной любви.

(Слайд № 6)Балто - это американский пёс-герой. Он был лидером собачьей упряжки, которая доставляла лекарство от эпидемии из Анкураджа в Ном на Аляске в 1925 году. Собаки передвигались в условиях сильнейшей пурги, но смогли добраться вовремя. Благодаря им эпидемию дифтерии удалось остановить за 5 дней. Памятник Балто стоит в нью-йоркском Центральном парке.

Вы узнали только о трех собаках, которые своей преданностью людям были известны во всем мире. Можете ли вы еще привести примеры из истории о собачьей преданности?

(Слайд № 7)Тема дружбы между двумя людьми очень часто поднимается во многих художественных произведениях. Отношения между двумя друзьями всегда были интересны. Но есть другая дружба, которая намного крепче человеческой – это отношения между хозяином и его собакой. В литературе есть яркие примеры такой дружбы…

- Знаете ли вы эти произведения, и что можете о них рассказать?
- Какие примеры дружбы человека и собаки в художественных произведениях можете назвать вы?

Читайте также: