Взаимосвязь между скоростью временем и расстоянием 4 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

выражениях со скобками и без скобок, находить площадь квадрата.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.

 Предметные (объем освоения и уровень владения к омпетенциями): учатся

составлять и решать задачи на дви жение, сравнивать величины, соблюдать порядок

выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находить п лощадь

 Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/

приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную

задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; сл у шают

собеседника и ведут диалог, оц енивают свои достижения на уроке ; у меют всту пать

 Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса и обор удова н ия. Эмоциональный

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок математики в 4 кл.

Урок N 66

Дата: 17.01.18г.

Учитель: Пархоменко Л.В.

Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Планируемые результаты :

предметные – познакомятся со скоростью равномерного движения и решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения, установят взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, скорректируют навыки решения уравнений;

метапредметные - овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

личностные – понимают значимость математических знаний в жизни человека.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудовани е: учебник, метр, секундометр. раздаточный материал, инд. карточки, популярная энциклопедия.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

( Соревнование по рядам. К доске по очереди выходят по одному ученику от каждого ряда и вставляют пропущенные числа. Выигрывает ряд, быстрее других заполнивший все пропуски и допустивший наименьшее количество ошибок.)

9 т = □ ц 72 000кг = □ ц 2т = □ ц

2 м 20 см = □ дм 520 м = □ дм 600 мм = □ дм

6000 г = □ кг 80ц = □ т 3 кг = □ г

2 мин 20с = □ с 6 ч 10 мин = □ мин 360 мин = □ ч

5 км 70м = □ м 7 км 600м = □ м 9000 м = □ км

400 см 2 = □ дм 2 2 м 2 = □ дм 2 1300 дм 2 = □ м 2

800 ц = □ т 15 000кг= □ т 36000ц = □ т

2. Логические задачи

• Брату 3 года, сестре 10 лет. Через сколько лет брату будет столько же лет, сколько сейчас сестре? ( Через 7лет.)

• Доску распилили на 6 частей. Сколько сделали распилов? (5.)

• Даша нарисовала 10 фигур, чередуя прямоугольники, треугольники и круги. Каких фигур нарисовано больше и на сколько? (Прямоугольников больше на 1.)

III . Самоопределение к деятельности

— Установите соответствия между величинами и единицами измерения и соедините стрелками.

— К какой величине вы не нашли мерку? (К скорости.)

— Что вы знаете об этой величине? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой величиной — скоростью, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.)

IV . Работа по теме урока

- Для следующего задания я приглашаю к доске Сережу, а вы внимательно следите, что он будет делать.

Вызываем одного ученика к доске.

- Сережа, сделай, пожалуйста, шаг вперед. ( Сережа делает один небольшой шаг).

- Ребята, скажите, Сережа сейчас двигался? ( Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).

- Можем ли мы измерить длину шага Сережи? (Да). Возьмите метр и измерьте. (Один ученик выходит и измеряет длину шага).

- Чему равна длина шага? (40 см).

- Можем ли мы сказать, что Сережа прошел расстояние 40 см? (Да, можем).

Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути.

- В чем можно измерить расстояние? (км, м, дм, см, мм)

S (эс) – расстояние (пройденный путь)

Единицы измерения: км, м, дм, см, мм.

2. Вызываем к доске другого ученика.

- Ребята, Таня совершила движение? (Да).

- С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Света находилась в пути 3 секунды? (Да).

- К каким единицам измерения относятся секунды? ( времени)

- Какие единицы измерения времени, кроме секунд, вы еще знаете?( ч, мин, с)

t (тэ) – время (в пути)

Единицы измерения: ч, мин, с.

3. Знакомство со скоростью.

- Давайте измерим расстояние, которое прошла Таня. ( Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) 120 см).

- Итак, Таня за 3 секунды прошла расстояние 120 см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого 120 см : на 3 с, получим 40 см).

Вывод: расстояние, пройденное за 1 с, называется скоростью. 1 с. – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Тани – 40 сантиметров в секунду.

v (вэ) – скорость – расстояние, пройденной телом за единицы времени.

Единицы измерения: км/ч, м/мин, м/с, км/с.

- Давайте, запишем в тетрадь и возьмем в рамочку.

Запишем решение к нашей задаче.

120 : 3 = 40 (см/с) – V Тани.

Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 5.

— Как называется первый столбец, второй, третий?

— Как найти среднюю скорость? (Нужно пройденное расстояние разделить на время, которое затратили на прохождение этого пути.)

— Решите первую задачу. (120: 2 = 60(км/ч).)

— Что известно в следующей задаче? (Расстояние и время.)

— Что нужно узнать? (Какое расстояние поезд проходит за 1 ч, т. е. скорость.)

— Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно расстояние разделить на время.)

— Чем похожи первая и вторая задачи? (Вопросом.)

— Сравните решения этих задач.

— Сделайте вывод: как найти скорость движения?

- Составьте 2 задачи, обратные данной по вариантам: 1в.- к 1 задаче, 2в.- ко 2 задаче.

(2 ученика работают у доски).

V . Физкультминутка

Волшебный сон

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Шея не напряжена

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

( Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

( Громче, быстрее, энергичнее.)

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Всем открыть глаза и встать!

VI . Закрепление изученного материала

Работа в группах

Представим, что нам надо рассудить спор двух друзей- Никиты и Максима. Никита пробежал 45 метров за 15 секунд, а Максим 60 метров за 20 секунд. Каждый считал себя лучшим. Никита говорит, что затратил меньше времени, а Максим не согласен. Помогите разобраться.

Ответ: скорости движения мальчиков одинаковые.

Работа в парах

- А с какой же скоростью могут двигаться разные тела?

Задание на карточках (работа в парах)

-Выберите подходящее значение скорости и соедините линиями:

VII . Рефлексия

-Составьте задачу по данным таблицы, в которой надо найти скорость объекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.

Познакомить детей с понятием скорости и единицами её измерения.

Отрабатывать вычислительные навыки

Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.

Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать сою деятельность.

Предметные: знать понятие скорости, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения; закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.

1 Организационный момент

Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математике за новыми знаниями.

- Какие слова с таким же смыслом мы можем подобрать к слову путешествие? (путь, дорога)

2. Актуализация знаний

- Что вы должны сделать вначале пути? (повторить)

1.Проверка домашнего задания.

Стр. 5 № 10 - 3217 : 6 = 536 (ост.1) 1984 :3=661 (ост.1) 7198 : 4 =1799 (ост. 2)

№12 6 * 4 = 60 км/ч – папа едет на машине, 60: 4 = 15 км/ч – на велосипеде

2.Счёт. определяем кол – во цифр в ответе и делим в столбик

69852: 3= 23284 4572920: 2 = 2286460

Устный счет

- Всем путешественникам дают напутствие. Вам тоже дали напутствие. А какое, вы сейчас узнаете.

Учитель показывает карточки с заданиями, ученики правильно читают выражения, называют ответ.

а ) (198 + 202) * 2 = 800 Увеличьте ответ в 100 раз.

- Прочитайте выражение с таким ответом.

Б) (6000 – 1500) : 30 = 150

- Прочитайте выражение, ответ которого 1000 раз больше.

в) 810 : 3 * 1000 = 270000

- Прочитайте выражение, ответ которого в 10 раз меньше.

г) 900 * 700 = 630000

- Прочитайте выражение, ответ которого в 10000 меньше.

д)Назовите число, имеющее 741 сотню прибавь 96 единиц

е) 30 * 30 – 100 = 800

Увеличьте число в 10000 раз, что получится?

Каждому ответу соответствует буква, что получилось?

( Расположи ответы в порядке возрастания, прочитай получившееся слово) Поехали!

Кто произнёс эту фразу, перед тем, как отправился в космос? – Юрий Гагарин.

На чём он совершил полёт. А мы с вами определим самую быструю ракету.

6ц 50кг = кг

7т 450 кг = кг

6м 50см = см

7км 450 м = м

6ч 5 мин = мин

-Сегодня мы будем путешествовать в космосе, выполним различные задания, будем решать задачи на движение. Передвигаться будем быстро, поэтому передвигаться будем на – ракете.

Тема нашего урока : Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

4. Работа по теме урока.

1.Объяснение материала.

- О какой ве­ли­чине го­во­рят эти еди­ни­цы из­ме­ре­ния?

70 км/ч, 5 м/с, 8 км/с, 4 км/ч, 5 м/мин.

Дан­ные ве­ли­чи­ны пред­став­ля­ют ско­рость дви­же­ния.

Так, на­при­мер, у всех жи­вот­ных, на­се­ко­мых, транс­пор­та и даже у че­ло­ве­ка ско­рость дви­же­ния раз­ная (табл. 1, рис. 1–5).

Таб­ли­ца 1. Ско­рость дви­же­ния ( слайд )

- Мы прилетаем на нашей ракете на стр.6

Сверху, где сноска, даны задачи.

Давайте попробуем их решить, но не просто, а заполняя таблицу.

Мы уже с вами пробовали работать с этими таблицами.

- С какой скоростью двигалась черепаха? Что это означает? ( что каждую минуту она проползала по 5 метров.)

Сделаем чертёж, чтобы более точно представить картину:

5 * 3 = 15 метров.

Слон двигался со скоростью 100 м /мин, какое расстояние он прошёл за 10 минут?

100 * 10 = 1000 метров


Вывод : Значит, чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время движения.

Ско­рость дви­же­ния – это рас­сто­я­ние, прой­ден­ное за еди­ни­цу вре­ме­ни. Чтобы узнать ско­рость дви­же­ния, нужно рас­сто­я­ние по­де­лить на время.


Чтобы узнать время дви­же­ния, нужно рас­сто­я­ние раз­де­лить на ско­рость.

Вспомним, как мы обозначаем данные величины:


– ско­рость дви­же­ния,


– рас­сто­я­ние,


– время.

Закрепление.

Поезд шёл 4 ч со ско­ро­стью 60 км/ч, 2 ч со ско­ро­стью 70 км/ч и 3 ч – со ско­ро­стью 65 км/ч. Какое рас­сто­я­ние про­шел поезд?

Смо­жет ли прой­ти поезд это рас­сто­я­ние за 7 часов, если будет дви­гать­ся со ско­ро­стью 81 км/ч?

Для удоб­ства за­пи­шем дан­ные из усло­вия в виде таб­ли­цы. Опре­де­лим рас­сто­я­ние, ко­то­рое про­шел поезд в раз­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни. Для этого ско­рость умно­жим на время.


Цель: познакомить обучающихся с понятием скорость, помочь установить взаимосвязь между величинами скорость, время, расстояние.

научить определять скорость движения тел;

познакомить с единицами измерения скоростей;

способствовать формулировке правила нахождения скорости, используя числовые данные о времени и расстоянии;

научить пользоваться формулой нахождения скорости движения для решения задач на движение.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

делать выводы на основе обобщения умозаключений;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью;

способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;

осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;

работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

осуществлять контроль и оценку результатов.

Личностные УУД:

желание познавать, открывать новое, осваивать новые действия;

готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия.

придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как себя вести , опираясь на общие для всех правила поведения.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;

умение выражать в речи свои мысли и действия;

умение осуществлять совместную деятельность в малых группах;

умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть гот овым изменить свою точку зрения.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с заданием для работы в парах, мнемонические треугольники по количеству учащихся, шкатулка с угощением, шаблоны для проведения рефлексии.

Этапы урока

Деятельность обучающихся

- Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Нас с вами сегодня ждут интересные события и важные открытия. И поэтому прежде чем мы начнем урок, я хочу пожелать вам успехов и хорошего настроения. Помните – у вас всё получится, только нужно быть внимательными и помогать друг другу. Итак, удачи! Начнем урок.

Предположения детей: потому что вы хотели быстрее с нами встретиться;

потому что сегодня светит солнце; потому что скоро выходные…

Обучающиеся настраиваются на работу.

Электронная презентация. Слайд 1

Приветствие

Введение в тему урока.

- Сейчас я включу нашу волшебную доску, и на ней мы увидим тему нашего урока.

Вчера, когда я выключала компьютер, все было в порядке. И на моем компьютере никакого пароля нет. Как быть? Как угадать пароль?

- Давайте-ка вспомним, в какой школе и в каком классе мы учимся. Введем эти данные. Попробуем?

- Смотрите-ка, у нас получилось! И фраза какая-то очень знакомая. Вот только никак не могу вспомнить, откуда она. А вы вспомнили?

- И правда, как я могла забыть…Но в этой фразе чего-то не хватает. Чего именно? Куда поставить запятую?

- Помните, в сказке от этого сложного решения зависела жизнь главного героя. Как его звали?

- Давайте поставим эту запятую. А вдруг что-нибудь интересное произойдет?

Учитель включат экран. На экране возникает окошко для ввода пароля.

Дети предлагают варианты решения проблемы.

- В этой фразе не хватает запятой.

Один из учащихся ставит в предложении запятую. Открывается следующий слайд.

Заставка с окошком для ввода пароля.

- Друзья мои, посмотрите на эти изображения. О чем они вам напоминают? Какие же ошибки совершил Витя в удивительной волшебной стране?

- Вы перечислили почти все Витины ошибки. И только об одной забыли.

- Рассмотрите этих старичков. Что необычного в их внешнем виде? Что же с ними произошло?

- Я напомню вам. Витя Перестукин решал задачу о двух школьниках – брате и сестре, которые вышли из двух сел навстречу друг другу. В задаче необходимо было сосчитать, через какое время ребята встретятся. Но Витя, как всегда, что-то напутал, решил задачу неправильно. В результате у него получилось, что брат и сестра должны встретиться через 60 лет, представляете? Вот и шли они по дороге долгих 60 лет, состарились, а все никак не встретятся. Грустная история…

- Ребята, надо Вите помочь. Для этого нужно правильно решить задачу – и тогда старички-пионеры снова станут молодыми, а Витя со своим верным котом Кузей вернутся наконец-то домой.

- Ну как, поможем? Тогда за работу!

- У нас сегодня необычный урок, поэтому и задачи будут не совсем привычные. И проверять правильность решения, мы тоже будем необычно – используем для этого интерактивную доску и нашу знакомую волшебную трубу. Влетит в трубу вопрос задачи, а вынырнет верный ответ. Итак, начнем:

1) Витя Перестукин сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут он ковырял в носу и думал о мороженом. 10 минут искал в портфеле ластик, чтобы стереть в учебнике неприличную картинку, на рисование которой затратил перед этим 40 минут. Остальное время Витя писал словарные слова. Сколько времени ушло у Вити на написание словарных слов?

2) После того как Витя, убирая свою комнату, вымел из нее 12 кг мусора, за веник взялась мама и вымела из этой же комнаты в 2 раза больше мусора. Сколько всего мусора было выметено из Витиной комнаты?

3) В воскресенье Витя был в зоопарке. Больше всего ему понравился слон. Площадь уха слона равна 1 кв.м. Найдите площадь ушей 12-ти одинаковых слонов.

- Чем похожи все эти задачи? Какие еще величины вам известны?

Дети вспоминают математические ошибки героя книги.

Дети рассказывают о неправильно решенной Перестукиным задаче про двух пионеров.

- В них идет речь о величинах.

Старички - пионеры

Слайды 6,7, 8

Самоопределение к деятельности.

- А теперь другое задание. Давайте вместе заполним вот эту таблицу на доске. Необходимо распределить каждую единицу измерения в нужный столбик с названием величины, в порядке возрастания.

- Проверьте еще раз - всё ли верно?

- Вам не кажется, что мы о чем-то забыли?

- Почему эта единица не нашла в таблице своего места?

- Кто-нибудь из вас встречал подобные единицы измерения? Для чего они используются?

Вызванные учащиеся заполняют таблицу величин на интерактивной доске. Остальные учащиеся контролируют правильность выполнения задания.

- Одной из единиц измерения не нашлось места в таблице.

Файл Smart Notebook

Таблица величин

Приложение 1

Подведение к теме урока. Постановка целей.

- Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?

- Верно. А какова наша цель сегодня?

Дети озвучивают тему и предполагают цели урока.

Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

- Друзья мои, вспомните, пожалуйста, каким способом Витя и его кот Кузя путешествовали по Стране невыученных уроков?

- Вы часто передвигаетесь пешком?

– Представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберете: велосипед или автомобиль? Почему?

- Что вы сравниваете у этих объектов?

– А измерить скорость можно? Как в автомобилях называется прибор, измеряющий скорость? Можно ли назвать скорость величиной?

- Вот вам такое задание. Вам надо рассудить спор двух друзей Вити – Миши и Игоря. Они не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах, ведь на лыжах спидометры не устанавливаются. Прочитайте задачу и попробуйте ее решить.

Миша прошёл на лыжах 80 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Кто из них двигался с большей скоростью?

– Попробуйте разрешить спор ребят и назовите имя мальчика, который, по вашему мнению, бежал быстрее.

- Кто решил задачу?

- Какое имя вы записали?

– Что же получилось?

- Вы можете обосновать свой ответ?

– Кто сможет доказать правильность своего решения?

- Почему у остальных не получилось? В чем затруднение при решении этой задачи?

– Почему вы применили именно это правило нахождения скорости? - Откуда вы его знаете?

- Значит, нам нужно вывести формулу, по которой можно было бы легко находить скорость, зная время и расстояние.

Для этого представим себя путешественниками. Предположим, что мы путешествуем на автомобиле. За 2 часа мы проехали 120 км. Давайте изобразим наши действия с помощью схематического чертежа.

- Покажите на схеме, где находился наш автомобиль через час после начала движения.

Почему именно здесь?

-Сделайте вывод: сколько километров мы проехали за 1 час?

- Нам известно время – 2 часа, известно расстояние – 120 км. Подумайте, каким действием нужно найти скорость, чтобы показать взаимосвязь между величинами.

- Сколько же наш автомобиль проезжает за час? Как назвать эту величину?

– Так что же такое скорость? Выберите правильное объяснение.

- Верно, скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени.

- С помощью какого действия мы вычислили скорость? От каких величин зависит скорость? В математике принято обозначать скорость, расстояние и время латинскими буквами v, S и t. Запишем наше решение в виде буквенного выражения: v=S:t. Это и есть формула нахождения скорости.

- Подумайте, как, используя формулу, найти расстояние, если известно время и скорость? Как найти время по известным скорости и расстоянию?

- Итак, закончите предложение: чтобы найти скорость, надо…. .

-Мы сегодня на уроке самостоятельно открыли новое знание. Мы познакомились с новой величиной и научились ее вычислять.

- А чтобы поскорее запомнить наши новые правила, я предлагаю вам использовать вот такой хитрый треугольник. Он поможет вам не запутаться и правильно определить каждую из величин, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Такой треугольник каждый из вас получит в конце урока.

-Посмотрите, как нужно им пользоваться. (Далее учитель поясняет метод использования данного треугольника для запоминания формул).

- Попробуйте теперь догадаться, в каких единицах измеряется скорость. На доске вы видите несколько вариантов единиц измерения скорости. Не все они правильные. Выберите верные. Объясните свой выбор.

- Вы отлично справились с заданием. Молодцы!

- Автомобиль, потому что он движется быстрее.

-Можно, с помощью спидометра.

- Мы не можем доказать, что решили задачу правильно.

- Мы не знаем, как находить скорость.

- Мы знаем, что Миша за 20 с проехал 80 м, значит за 1 с он проезжает 80 : 20 = 4м, а Игорь за 1 с проезжает 45 : 15 = 3м. Значит, Миша едет быстрее.

Учащиеся выполняют чертеж у доски и в тетрадях.

- 60 км, это скорость движения автомобиля.

Дети выбирают второй вариант определения скорости.

-…расстояние разделить на время.

Учащиеся выполняют задание учителя – называют возможные варианты единиц измерения скорости и поясняют свой выбор.

Спидометр автомобиля

Скорость – это расстояние.

Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.

Скорость - это время движения.

Мнемонический треугольник

- Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся.

-Немного отдохнули, садимся на свои места.

-Поскольку у нас урок математики, то и отдыхать мы будем как математики. Я буду называть числа, а вы внимательно слушайте. Если моё число чётное – присаживайтесь на корточки скорее, а если нечетное – подпрыгивайте. Запомнили? Начнем!

- Теперь изменим задание. Если число, которое я назову, делится на 10 – вы все дружно делаете хлопок в ладоши. Если не делится – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны! Начали!

- Отдохнули? Занимаем свои места за партами.

Учащиеся выполняют движения по содержанию динамической паузы.

Динамическая пауза

Первичная проверка понимания.

- Теперь, когда мы умеем вычислять скорость, попробуем решить такую задачу.

- Как вы думаете, какое самое быстрое животное на Земле?

Самое быстрое животное на нашей планете – гепард. Расстояние в 300 км он преодолевает за 3 часа. Найдите скорость гепарда.

-Справились? Проверьте себя по эталону на доске.

- С какой же скоростью передвигается гепард? У кого получилась такая же величина?

- Какие еще единицы измерения величин существуют?

Дети решают задачу, затем проверяют себя по эталону на доске.

Изображение гепарда

300:3 = 100 (км/ч)

Ответ: скорость гепарда 100 (км/ч)

- Проверим правильность ваших результатов с помощью эталона на доске.

2) - Ребята! Обратите внимание на доску – на ней различные значения скорости. Кто-нибудь из вас знает, что именно это за скорости?

- Верно. Оказывается, среди вас есть ребята, которые знают не только математику. Это очень хорошо.

Учащиеся выполняют задание, работая в парах.

Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске.

Раздаточный материал для работы в парах

Приложение 2

Файл Smart Notebook

300 000 км/с

Включение нового знания в систему знаний.

- Друзья! Теперь, когда мы владеем новым знанием и умеем находить скорость, как вы думаете – можем ли мы наконец помочь нашему другу Вите Перестукину? Старички-пионеры обязательно должны встретиться, не правда ли? Итак, послушайте ту самую, злополучную задачу, которую Витя так и не сумел решить правильно.

- Из двух сел, расстояние между которыми 20 километров, вышли навстречу друг другу брат и сестра. Они шли с одинаковой скоростью 5 км\ч и встретились на середине пути. Через какое время брат и сестра встретятся?

- По силам ли нам решить эту задачу? Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти ответ?

- Как будете рассуждать? Поможет ли нам схематический чертеж?

- Что нужно найти в задаче? Что для этого должно быть известно? Что из этого мы знаем? Чего не знаем? Как это можно найти?

Далее учащиеся записывают решение задачи в тетрадях, один учащийся работает у доски.

-Мы это сделали! Мы помогли старичкам-пионерам вернуться в детство, и, конечно же, выручили Витю. Теперь он тоже умеет решать подобные задачи. И надеюсь, больше никогда не попадет в страну Невыученных уроков..

- Вы, ребята, большие молодцы! Вы не только помогли ученику 4-го класса Виктору Перестукину вернуться домой, вы еще и новое знание открыли. Как вы думаете, пригодится ли вам формула нахождения скорости? В каких ситуациях она может вам пригодиться?

В тетрадях и у доски выполняется схематический чертеж. Затем обсуждается алгоритм решения задачи. Решение записывается у доски и в тетрадях.

Текст задачи

Схематический чертеж

Подведение итогов урока.

- К сожалению, наш урок подходит к концу. Чтобы помочь вам понять, успешно ли вы усвоили новое знание, предлагаю ответить на вопросы:

1) Согласны ли вы, что скорость измеряется в км/ч?

2) Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее.

3)Если мы знаем скорость и время в пути, то можем узнать … .

4) Чем больше скорость, тем… .

5) Если мы знаем расстояние и время в пути, то можем узнать… .

-Отлично! Вы легко ответили на все мои вопросы.

Дети совместно с учителем подводят итоги урока, отвечая на вопросы.

- Понравился ли вам наш урок? Чем мы сегодня занимались? Достигли ли мы цели урока? Что больше всего вам понравилось?

- Сейчас я хочу попросить вас оценить свои успехи на уроке с помощью изображений вот такого прибора. Что это за прибор? Если ваша мысль на уроке была быстра и молниеносна, в все понимали и со всем справлялись – обведите на своем спидометре цифру 120. Если вы немного тормозили, но в целом все успели и поняли – цифру 60. Ну а если вы двигались так медленно, что теперь вам придется догонять остальных, обведите цифру 30. Я искренне надеюсь, что таких ребят очень мало. Не волнуйтесь, мы с вами обязательно поработаем дополнительно и догоним остальных.

Читайте также: