Взаимосвязь между скоростью временем и расстоянием 4 класс конспект урока
Обновлено: 03.07.2024
выражениях со скобками и без скобок, находить площадь квадрата.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.
Предметные (объем освоения и уровень владения к омпетенциями): учатся
составлять и решать задачи на дви жение, сравнивать величины, соблюдать порядок
выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находить п лощадь
Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/
приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную
задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; сл у шают
собеседника и ведут диалог, оц енивают свои достижения на уроке ; у меют всту пать
Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Приветствие учащихся, проверка готовности класса и обор удова н ия. Эмоциональный
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок математики в 4 кл.
Урок N 66
Дата: 17.01.18г.
Учитель: Пархоменко Л.В.
Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Планируемые результаты :
предметные – познакомятся со скоростью равномерного движения и решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения, установят взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, скорректируют навыки решения уравнений;
метапредметные - овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
личностные – понимают значимость математических знаний в жизни человека.
Тип урока : изучение нового материала
Оборудовани е: учебник, метр, секундометр. раздаточный материал, инд. карточки, популярная энциклопедия.
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
( Соревнование по рядам. К доске по очереди выходят по одному ученику от каждого ряда и вставляют пропущенные числа. Выигрывает ряд, быстрее других заполнивший все пропуски и допустивший наименьшее количество ошибок.)
9 т = □ ц 72 000кг = □ ц 2т = □ ц
2 м 20 см = □ дм 520 м = □ дм 600 мм = □ дм
6000 г = □ кг 80ц = □ т 3 кг = □ г
2 мин 20с = □ с 6 ч 10 мин = □ мин 360 мин = □ ч
5 км 70м = □ м 7 км 600м = □ м 9000 м = □ км
400 см 2 = □ дм 2 2 м 2 = □ дм 2 1300 дм 2 = □ м 2
800 ц = □ т 15 000кг= □ т 36000ц = □ т
2. Логические задачи
• Брату 3 года, сестре 10 лет. Через сколько лет брату будет столько же лет, сколько сейчас сестре? ( Через 7лет.)
• Доску распилили на 6 частей. Сколько сделали распилов? (5.)
• Даша нарисовала 10 фигур, чередуя прямоугольники, треугольники и круги. Каких фигур нарисовано больше и на сколько? (Прямоугольников больше на 1.)
III . Самоопределение к деятельности
— Установите соответствия между величинами и единицами измерения и соедините стрелками.
— К какой величине вы не нашли мерку? (К скорости.)
— Что вы знаете об этой величине? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой величиной — скоростью, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.)
IV . Работа по теме урока
- Для следующего задания я приглашаю к доске Сережу, а вы внимательно следите, что он будет делать.
Вызываем одного ученика к доске.
- Сережа, сделай, пожалуйста, шаг вперед. ( Сережа делает один небольшой шаг).
- Ребята, скажите, Сережа сейчас двигался? ( Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).
- Можем ли мы измерить длину шага Сережи? (Да). Возьмите метр и измерьте. (Один ученик выходит и измеряет длину шага).
- Чему равна длина шага? (40 см).
- Можем ли мы сказать, что Сережа прошел расстояние 40 см? (Да, можем).
Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути.
- В чем можно измерить расстояние? (км, м, дм, см, мм)
S (эс) – расстояние (пройденный путь)
Единицы измерения: км, м, дм, см, мм.
2. Вызываем к доске другого ученика.
- Ребята, Таня совершила движение? (Да).
- С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Света находилась в пути 3 секунды? (Да).
- К каким единицам измерения относятся секунды? ( времени)
- Какие единицы измерения времени, кроме секунд, вы еще знаете?( ч, мин, с)
t (тэ) – время (в пути)
Единицы измерения: ч, мин, с.
3. Знакомство со скоростью.
- Давайте измерим расстояние, которое прошла Таня. ( Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) 120 см).
- Итак, Таня за 3 секунды прошла расстояние 120 см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого 120 см : на 3 с, получим 40 см).
Вывод: расстояние, пройденное за 1 с, называется скоростью. 1 с. – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Тани – 40 сантиметров в секунду.
v (вэ) – скорость – расстояние, пройденной телом за единицы времени.
Единицы измерения: км/ч, м/мин, м/с, км/с.
- Давайте, запишем в тетрадь и возьмем в рамочку.
Запишем решение к нашей задаче.
120 : 3 = 40 (см/с) – V Тани.
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 5.
— Как называется первый столбец, второй, третий?
— Как найти среднюю скорость? (Нужно пройденное расстояние разделить на время, которое затратили на прохождение этого пути.)
— Решите первую задачу. (120: 2 = 60(км/ч).)
— Что известно в следующей задаче? (Расстояние и время.)
— Что нужно узнать? (Какое расстояние поезд проходит за 1 ч, т. е. скорость.)
— Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно расстояние разделить на время.)
— Чем похожи первая и вторая задачи? (Вопросом.)
— Сравните решения этих задач.
— Сделайте вывод: как найти скорость движения?
- Составьте 2 задачи, обратные данной по вариантам: 1в.- к 1 задаче, 2в.- ко 2 задаче.
(2 ученика работают у доски).
V . Физкультминутка
Волшебный сон
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Шея не напряжена
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
( Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
( Громче, быстрее, энергичнее.)
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Всем открыть глаза и встать!
VI . Закрепление изученного материала
Работа в группах
Представим, что нам надо рассудить спор двух друзей- Никиты и Максима. Никита пробежал 45 метров за 15 секунд, а Максим 60 метров за 20 секунд. Каждый считал себя лучшим. Никита говорит, что затратил меньше времени, а Максим не согласен. Помогите разобраться.
Ответ: скорости движения мальчиков одинаковые.
Работа в парах
- А с какой же скоростью могут двигаться разные тела?
Задание на карточках (работа в парах)
-Выберите подходящее значение скорости и соедините линиями:
VII . Рефлексия
-Составьте задачу по данным таблицы, в которой надо найти скорость объекта.
Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.
Познакомить детей с понятием скорости и единицами её измерения.
Отрабатывать вычислительные навыки
Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.
Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать сою деятельность.
Предметные: знать понятие скорости, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения; закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.
1 Организационный момент
Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математике за новыми знаниями.
- Какие слова с таким же смыслом мы можем подобрать к слову путешествие? (путь, дорога)
2. Актуализация знаний
- Что вы должны сделать вначале пути? (повторить)
1.Проверка домашнего задания.
Стр. 5 № 10 - 3217 : 6 = 536 (ост.1) 1984 :3=661 (ост.1) 7198 : 4 =1799 (ост. 2)
№12 6 * 4 = 60 км/ч – папа едет на машине, 60: 4 = 15 км/ч – на велосипеде
2.Счёт. определяем кол – во цифр в ответе и делим в столбик
69852: 3= 23284 4572920: 2 = 2286460
Устный счет
- Всем путешественникам дают напутствие. Вам тоже дали напутствие. А какое, вы сейчас узнаете.
Учитель показывает карточки с заданиями, ученики правильно читают выражения, называют ответ.
а ) (198 + 202) * 2 = 800 Увеличьте ответ в 100 раз.
- Прочитайте выражение с таким ответом.
Б) (6000 – 1500) : 30 = 150
- Прочитайте выражение, ответ которого 1000 раз больше.
в) 810 : 3 * 1000 = 270000
- Прочитайте выражение, ответ которого в 10 раз меньше.
г) 900 * 700 = 630000
- Прочитайте выражение, ответ которого в 10000 меньше.
д)Назовите число, имеющее 741 сотню прибавь 96 единиц
е) 30 * 30 – 100 = 800
Увеличьте число в 10000 раз, что получится?
Каждому ответу соответствует буква, что получилось?
( Расположи ответы в порядке возрастания, прочитай получившееся слово) Поехали!
Кто произнёс эту фразу, перед тем, как отправился в космос? – Юрий Гагарин.
На чём он совершил полёт. А мы с вами определим самую быструю ракету.
6ц 50кг = кг
7т 450 кг = кг
6м 50см = см
7км 450 м = м
6ч 5 мин = мин
-Сегодня мы будем путешествовать в космосе, выполним различные задания, будем решать задачи на движение. Передвигаться будем быстро, поэтому передвигаться будем на – ракете.
Тема нашего урока : Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
4. Работа по теме урока.
1.Объяснение материала.
- О какой величине говорят эти единицы измерения?
70 км/ч, 5 м/с, 8 км/с, 4 км/ч, 5 м/мин.
Данные величины представляют скорость движения.
Так, например, у всех животных, насекомых, транспорта и даже у человека скорость движения разная (табл. 1, рис. 1–5).
Таблица 1. Скорость движения ( слайд )
- Мы прилетаем на нашей ракете на стр.6
Сверху, где сноска, даны задачи.
Давайте попробуем их решить, но не просто, а заполняя таблицу.
Мы уже с вами пробовали работать с этими таблицами.
- С какой скоростью двигалась черепаха? Что это означает? ( что каждую минуту она проползала по 5 метров.)
Сделаем чертёж, чтобы более точно представить картину:
5 * 3 = 15 метров.
Слон двигался со скоростью 100 м /мин, какое расстояние он прошёл за 10 минут?
100 * 10 = 1000 метров
Вывод : Значит, чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время движения.
Скорость движения – это расстояние, пройденное за единицу времени. Чтобы узнать скорость движения, нужно расстояние поделить на время.
Чтобы узнать время движения, нужно расстояние разделить на скорость.
Вспомним, как мы обозначаем данные величины:
– скорость движения,
– расстояние,
– время.
Закрепление.
Поезд шёл 4 ч со скоростью 60 км/ч, 2 ч со скоростью 70 км/ч и 3 ч – со скоростью 65 км/ч. Какое расстояние прошел поезд?
Сможет ли пройти поезд это расстояние за 7 часов, если будет двигаться со скоростью 81 км/ч?
Для удобства запишем данные из условия в виде таблицы. Определим расстояние, которое прошел поезд в разные промежутки времени. Для этого скорость умножим на время.
Цель: познакомить обучающихся с понятием скорость, помочь установить взаимосвязь между величинами скорость, время, расстояние.
научить определять скорость движения тел;
познакомить с единицами измерения скоростей;
способствовать формулировке правила нахождения скорости, используя числовые данные о времени и расстоянии;
научить пользоваться формулой нахождения скорости движения для решения задач на движение.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
делать выводы на основе обобщения умозаключений;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью;
способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;
осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
осуществлять контроль и оценку результатов.
Личностные УУД:
желание познавать, открывать новое, осваивать новые действия;
готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия.
придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как себя вести , опираясь на общие для всех правила поведения.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;
умение выражать в речи свои мысли и действия;
умение осуществлять совместную деятельность в малых группах;
умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть гот овым изменить свою точку зрения.
Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с заданием для работы в парах, мнемонические треугольники по количеству учащихся, шкатулка с угощением, шаблоны для проведения рефлексии.
Этапы урока
Деятельность обучающихся
- Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Нас с вами сегодня ждут интересные события и важные открытия. И поэтому прежде чем мы начнем урок, я хочу пожелать вам успехов и хорошего настроения. Помните – у вас всё получится, только нужно быть внимательными и помогать друг другу. Итак, удачи! Начнем урок.
Предположения детей: потому что вы хотели быстрее с нами встретиться;
потому что сегодня светит солнце; потому что скоро выходные…
Обучающиеся настраиваются на работу.
Электронная презентация. Слайд 1
Приветствие
Введение в тему урока.
- Сейчас я включу нашу волшебную доску, и на ней мы увидим тему нашего урока.
Вчера, когда я выключала компьютер, все было в порядке. И на моем компьютере никакого пароля нет. Как быть? Как угадать пароль?
- Давайте-ка вспомним, в какой школе и в каком классе мы учимся. Введем эти данные. Попробуем?
- Смотрите-ка, у нас получилось! И фраза какая-то очень знакомая. Вот только никак не могу вспомнить, откуда она. А вы вспомнили?
- И правда, как я могла забыть…Но в этой фразе чего-то не хватает. Чего именно? Куда поставить запятую?
- Помните, в сказке от этого сложного решения зависела жизнь главного героя. Как его звали?
- Давайте поставим эту запятую. А вдруг что-нибудь интересное произойдет?
Учитель включат экран. На экране возникает окошко для ввода пароля.
Дети предлагают варианты решения проблемы.
- В этой фразе не хватает запятой.
Один из учащихся ставит в предложении запятую. Открывается следующий слайд.
Заставка с окошком для ввода пароля.
- Друзья мои, посмотрите на эти изображения. О чем они вам напоминают? Какие же ошибки совершил Витя в удивительной волшебной стране?
- Вы перечислили почти все Витины ошибки. И только об одной забыли.
- Рассмотрите этих старичков. Что необычного в их внешнем виде? Что же с ними произошло?
- Я напомню вам. Витя Перестукин решал задачу о двух школьниках – брате и сестре, которые вышли из двух сел навстречу друг другу. В задаче необходимо было сосчитать, через какое время ребята встретятся. Но Витя, как всегда, что-то напутал, решил задачу неправильно. В результате у него получилось, что брат и сестра должны встретиться через 60 лет, представляете? Вот и шли они по дороге долгих 60 лет, состарились, а все никак не встретятся. Грустная история…
- Ребята, надо Вите помочь. Для этого нужно правильно решить задачу – и тогда старички-пионеры снова станут молодыми, а Витя со своим верным котом Кузей вернутся наконец-то домой.
- Ну как, поможем? Тогда за работу!
- У нас сегодня необычный урок, поэтому и задачи будут не совсем привычные. И проверять правильность решения, мы тоже будем необычно – используем для этого интерактивную доску и нашу знакомую волшебную трубу. Влетит в трубу вопрос задачи, а вынырнет верный ответ. Итак, начнем:
1) Витя Перестукин сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут он ковырял в носу и думал о мороженом. 10 минут искал в портфеле ластик, чтобы стереть в учебнике неприличную картинку, на рисование которой затратил перед этим 40 минут. Остальное время Витя писал словарные слова. Сколько времени ушло у Вити на написание словарных слов?
2) После того как Витя, убирая свою комнату, вымел из нее 12 кг мусора, за веник взялась мама и вымела из этой же комнаты в 2 раза больше мусора. Сколько всего мусора было выметено из Витиной комнаты?
3) В воскресенье Витя был в зоопарке. Больше всего ему понравился слон. Площадь уха слона равна 1 кв.м. Найдите площадь ушей 12-ти одинаковых слонов.
- Чем похожи все эти задачи? Какие еще величины вам известны?
Дети вспоминают математические ошибки героя книги.
Дети рассказывают о неправильно решенной Перестукиным задаче про двух пионеров.
- В них идет речь о величинах.
Старички - пионеры
Слайды 6,7, 8
Самоопределение к деятельности.
- А теперь другое задание. Давайте вместе заполним вот эту таблицу на доске. Необходимо распределить каждую единицу измерения в нужный столбик с названием величины, в порядке возрастания.
- Проверьте еще раз - всё ли верно?
- Вам не кажется, что мы о чем-то забыли?
- Почему эта единица не нашла в таблице своего места?
- Кто-нибудь из вас встречал подобные единицы измерения? Для чего они используются?
Вызванные учащиеся заполняют таблицу величин на интерактивной доске. Остальные учащиеся контролируют правильность выполнения задания.
- Одной из единиц измерения не нашлось места в таблице.
Файл Smart Notebook
Таблица величин
Приложение 1
Подведение к теме урока. Постановка целей.
- Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?
- Верно. А какова наша цель сегодня?
Дети озвучивают тему и предполагают цели урока.
Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
- Друзья мои, вспомните, пожалуйста, каким способом Витя и его кот Кузя путешествовали по Стране невыученных уроков?
- Вы часто передвигаетесь пешком?
– Представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберете: велосипед или автомобиль? Почему?
- Что вы сравниваете у этих объектов?
– А измерить скорость можно? Как в автомобилях называется прибор, измеряющий скорость? Можно ли назвать скорость величиной?
- Вот вам такое задание. Вам надо рассудить спор двух друзей Вити – Миши и Игоря. Они не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах, ведь на лыжах спидометры не устанавливаются. Прочитайте задачу и попробуйте ее решить.
Миша прошёл на лыжах 80 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Кто из них двигался с большей скоростью?
– Попробуйте разрешить спор ребят и назовите имя мальчика, который, по вашему мнению, бежал быстрее.
- Кто решил задачу?
- Какое имя вы записали?
– Что же получилось?
- Вы можете обосновать свой ответ?
– Кто сможет доказать правильность своего решения?
- Почему у остальных не получилось? В чем затруднение при решении этой задачи?
– Почему вы применили именно это правило нахождения скорости? - Откуда вы его знаете?
- Значит, нам нужно вывести формулу, по которой можно было бы легко находить скорость, зная время и расстояние.
Для этого представим себя путешественниками. Предположим, что мы путешествуем на автомобиле. За 2 часа мы проехали 120 км. Давайте изобразим наши действия с помощью схематического чертежа.
- Покажите на схеме, где находился наш автомобиль через час после начала движения.
Почему именно здесь?
-Сделайте вывод: сколько километров мы проехали за 1 час?
- Нам известно время – 2 часа, известно расстояние – 120 км. Подумайте, каким действием нужно найти скорость, чтобы показать взаимосвязь между величинами.
- Сколько же наш автомобиль проезжает за час? Как назвать эту величину?
– Так что же такое скорость? Выберите правильное объяснение.
- Верно, скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени.
- С помощью какого действия мы вычислили скорость? От каких величин зависит скорость? В математике принято обозначать скорость, расстояние и время латинскими буквами v, S и t. Запишем наше решение в виде буквенного выражения: v=S:t. Это и есть формула нахождения скорости.
- Подумайте, как, используя формулу, найти расстояние, если известно время и скорость? Как найти время по известным скорости и расстоянию?
- Итак, закончите предложение: чтобы найти скорость, надо…. .
-Мы сегодня на уроке самостоятельно открыли новое знание. Мы познакомились с новой величиной и научились ее вычислять.
- А чтобы поскорее запомнить наши новые правила, я предлагаю вам использовать вот такой хитрый треугольник. Он поможет вам не запутаться и правильно определить каждую из величин, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Такой треугольник каждый из вас получит в конце урока.
-Посмотрите, как нужно им пользоваться. (Далее учитель поясняет метод использования данного треугольника для запоминания формул).
- Попробуйте теперь догадаться, в каких единицах измеряется скорость. На доске вы видите несколько вариантов единиц измерения скорости. Не все они правильные. Выберите верные. Объясните свой выбор.
- Вы отлично справились с заданием. Молодцы!
- Автомобиль, потому что он движется быстрее.
-Можно, с помощью спидометра.
- Мы не можем доказать, что решили задачу правильно.
- Мы не знаем, как находить скорость.
- Мы знаем, что Миша за 20 с проехал 80 м, значит за 1 с он проезжает 80 : 20 = 4м, а Игорь за 1 с проезжает 45 : 15 = 3м. Значит, Миша едет быстрее.
Учащиеся выполняют чертеж у доски и в тетрадях.
- 60 км, это скорость движения автомобиля.
Дети выбирают второй вариант определения скорости.
-…расстояние разделить на время.
Учащиеся выполняют задание учителя – называют возможные варианты единиц измерения скорости и поясняют свой выбор.
Спидометр автомобиля
Скорость – это расстояние.
Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.
Скорость - это время движения.
Мнемонический треугольник
- Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся.
-Немного отдохнули, садимся на свои места.
-Поскольку у нас урок математики, то и отдыхать мы будем как математики. Я буду называть числа, а вы внимательно слушайте. Если моё число чётное – присаживайтесь на корточки скорее, а если нечетное – подпрыгивайте. Запомнили? Начнем!
- Теперь изменим задание. Если число, которое я назову, делится на 10 – вы все дружно делаете хлопок в ладоши. Если не делится – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны! Начали!
- Отдохнули? Занимаем свои места за партами.
Учащиеся выполняют движения по содержанию динамической паузы.
Динамическая пауза
Первичная проверка понимания.
- Теперь, когда мы умеем вычислять скорость, попробуем решить такую задачу.
- Как вы думаете, какое самое быстрое животное на Земле?
Самое быстрое животное на нашей планете – гепард. Расстояние в 300 км он преодолевает за 3 часа. Найдите скорость гепарда.
-Справились? Проверьте себя по эталону на доске.
- С какой же скоростью передвигается гепард? У кого получилась такая же величина?
- Какие еще единицы измерения величин существуют?
Дети решают задачу, затем проверяют себя по эталону на доске.
Изображение гепарда
300:3 = 100 (км/ч)
Ответ: скорость гепарда 100 (км/ч)
- Проверим правильность ваших результатов с помощью эталона на доске.
2) - Ребята! Обратите внимание на доску – на ней различные значения скорости. Кто-нибудь из вас знает, что именно это за скорости?
- Верно. Оказывается, среди вас есть ребята, которые знают не только математику. Это очень хорошо.
Учащиеся выполняют задание, работая в парах.
Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске.
Раздаточный материал для работы в парах
Приложение 2
Файл Smart Notebook
300 000 км/с
Включение нового знания в систему знаний.
- Друзья! Теперь, когда мы владеем новым знанием и умеем находить скорость, как вы думаете – можем ли мы наконец помочь нашему другу Вите Перестукину? Старички-пионеры обязательно должны встретиться, не правда ли? Итак, послушайте ту самую, злополучную задачу, которую Витя так и не сумел решить правильно.
- Из двух сел, расстояние между которыми 20 километров, вышли навстречу друг другу брат и сестра. Они шли с одинаковой скоростью 5 км\ч и встретились на середине пути. Через какое время брат и сестра встретятся?
- По силам ли нам решить эту задачу? Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти ответ?
- Как будете рассуждать? Поможет ли нам схематический чертеж?
- Что нужно найти в задаче? Что для этого должно быть известно? Что из этого мы знаем? Чего не знаем? Как это можно найти?
Далее учащиеся записывают решение задачи в тетрадях, один учащийся работает у доски.
-Мы это сделали! Мы помогли старичкам-пионерам вернуться в детство, и, конечно же, выручили Витю. Теперь он тоже умеет решать подобные задачи. И надеюсь, больше никогда не попадет в страну Невыученных уроков..
- Вы, ребята, большие молодцы! Вы не только помогли ученику 4-го класса Виктору Перестукину вернуться домой, вы еще и новое знание открыли. Как вы думаете, пригодится ли вам формула нахождения скорости? В каких ситуациях она может вам пригодиться?
В тетрадях и у доски выполняется схематический чертеж. Затем обсуждается алгоритм решения задачи. Решение записывается у доски и в тетрадях.
Текст задачи
Схематический чертеж
Подведение итогов урока.
- К сожалению, наш урок подходит к концу. Чтобы помочь вам понять, успешно ли вы усвоили новое знание, предлагаю ответить на вопросы:
1) Согласны ли вы, что скорость измеряется в км/ч?
2) Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее.
3)Если мы знаем скорость и время в пути, то можем узнать … .
4) Чем больше скорость, тем… .
5) Если мы знаем расстояние и время в пути, то можем узнать… .
-Отлично! Вы легко ответили на все мои вопросы.
Дети совместно с учителем подводят итоги урока, отвечая на вопросы.
- Понравился ли вам наш урок? Чем мы сегодня занимались? Достигли ли мы цели урока? Что больше всего вам понравилось?
- Сейчас я хочу попросить вас оценить свои успехи на уроке с помощью изображений вот такого прибора. Что это за прибор? Если ваша мысль на уроке была быстра и молниеносна, в все понимали и со всем справлялись – обведите на своем спидометре цифру 120. Если вы немного тормозили, но в целом все успели и поняли – цифру 60. Ну а если вы двигались так медленно, что теперь вам придется догонять остальных, обведите цифру 30. Я искренне надеюсь, что таких ребят очень мало. Не волнуйтесь, мы с вами обязательно поработаем дополнительно и догоним остальных.
Читайте также: