Конспект урока в инклюзивном классе по русскому языку 2 класс

Обновлено: 01.07.2024

Оценить 7440 0

Конспект урока

в инклюзивном классе

по русскому языку во 2 классе

УМК: Развивающая система Занкова.

На основе предложенного материала обобщить изученные знания о признаках имени существительного как части речи; грамотно использовать изобразительные средства языка в устной речи.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся воспроизведут в памяти знания о признаках имени существительного как части речи.

Образовательные и развивающие задачи:

Дифференцированная работа по развитию творческих и исследовательских навыков

Использование метапредметных категорий.

Вовлечение учеников в процесс самостоятельного поиска.

Систематическая демонстрация того, что знания, полученные на уроке, имеют практическую значимость.

Поддержка мотивации учащихся.

Воспитательные задачи:

Прогнозирование путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Воспитание интереса и внутренней мотивации к учению через игру.

Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Создание психологического комфорта каждому ученику и атмосферы заинтересованности.

Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, воспитание умения работать в коллективе.

Коррекционно - развивающие:

Развивать устойчивость внимания, объём, переключение, концентрацию внимания.

Развивать зрительную память, логическое мышление.

Обогащать словарный запас.

Методические задачи:

Объединение и решение образовательных и воспитательных задач через личный интерес ученика и его внутреннюю мотивацию.

Обеспечение яркости, эмоциональности проведения урока, поощрения учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке:

Положительное влияние аэрофитотерапевтического модуля.

Гимнастика для глаз.

Увлажнение воздуха действующим фонтаном.

Частая смена деятельности за счёт разнообразия видов работы.

Дозирование времени на выполнение заданий.

Создание положительного психологического климата.

Ориентация учащихся на успех.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Организационный этап.

психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии; обеспечить условия для проведения урока;

воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.

Приветствие.

Организация внимания школьников:

Добрый день, ребята! Сейчас урок русского языка, – наверное, самый трудный и интересный из всех уроков в начальной школе. Не забывайте о посадке!! Ваше здоровье – в ваших руках.

-Прочитайте девиз нашего урока

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

3. Ориентирование на успешность учащихся (психологическая минутка)

- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Я как всегда желаю вам хорошего настроения, удачи, радуйте себя и своих родителей хорошими результатами.

II .Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Постановка цели урока. Определение темы урока.

обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;

обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления.

Слово учителя:

- Вы у меня дети умные, взрослые! Внимание!

-Предлагаю вам интеллектуальную разминку.

1. Светлое время суток - ……..

2.Белый, а не снег. Сладкий, а не мёд-….

3.Что остаётся, когда спилят дерево? -……..

4.Под полом таится, кошки боится - ……….

5.Под соснами, под ёлками-

Лежит мешок с иголками-…………

6.Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

На доске открываются слова: сахар,день, пень, мышь, ёж, яблоко

(Трудные моменты комментируются и объясняются.)

- какие у вас есть предположения? О чём пойдёт речь на уроке? (об имени существительном).

- поставьте цели на сегодняшний урок (закрепление знаний об имени существительном; отработка орфографических навыков)

Мозговой штурм - создание ассоциативного ряда:

- Какие ассоциации у вас возникают со словом существительное?

Лингвистический эксперимент (использование субъектного опыта учащихся):

Этап проверки понимания изученного:

установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы осмысления изученного материала;

воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.

2. Прочитайте слова: песня, мороз, солнце, зимний, воробей, здоровье, красота, улыбка (выделите лишнее слово - весенний)

- Что вы можете сказать о словах (обозначают предмет, отвечают на вопрос Кто? Что?)

Задание: распределите существительные на 2 группы

Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Неодушевлённые предметы;

Слова, которые отвечают на вопрос КТО? одушевленные предметы.

3. Словарная работа

Перед началом письменной работыФизкультминутка (Упражнение для глаз)

Цель:обеспечить на уроке сохранение здоровьяФизкультминутка-составлена с учетом упражнений для ребенка с ОВЗ) .

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

-В своей рабочей тетради нарисуйте пожалуйста смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.

-Запись числа, орфографическая минутка , словосочетаний с объяснением и выделением орфограмм:

-на какие две группы можно разделить эти буквы? Дайте характеристику звукам, которые обозначаются этими буквами. Запишите каждую группу с новой строки.

В лесную чащу, цветут сады, тишина в саду, побежали ручьи, холодная зима.

- подберите однокоренные слова к словамлесную, побежали, чтобы они отвечали на вопрос Что? Кто?

- обозначить количество букв и звуков в словах: холодная, ручьи, лесную

Для ребенка с ОВЗ подготовить карточку ( найдите имена существительные, на какие вопросы они отвечают)

Цель: обеспечить на уроке сохранение здоровья

Наши пальчики трудились,

Они так старались,

А теперь устали.

Мы немного отдохнем,

С силой кулачки сожмем.

И опять сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно ими помахать.

В чистый ручеек руки опускаем,

И усталость с пальчиков

Мы водой снимаем

(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе.)

Теперь мы напишем

Все буквы красиво.

IV . Актуализация опорных знаний.

обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала;

обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;

прививать любовь к русскому языку, воспитывать аккуратность, ответственность, положительные личностные качества.

1.Усложняю задание:

- Назовите признаки имени существительного (имена существительные изменяются по числам, имеют форму ед. и мн. числа)

Для ребенка с ОВЗ подготовить карточку (измените существительные по числам, подчеркните одушевлённые )

-Образуйте форму единственного или множественного числа (устно):

луч, волны, сова, яблони, бревна, огурец, жук, книги;

- Есть существительные, которые имеют только форму единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, красота, листва…

- Только мн.числа: брюки, ножницы, качели, очки, каникулы, чернила, вилы…

- какие ещё признаки имён существительных знаете? ( принадлежность к роду)

2. Игра: Кто быстрее и правильно расскажет об имени существительном (работа по группам):

(найдите ошибки – раздаточный материал)

Слива – глагол, кто?, ед.ч, неодуш., собствен., ж.р.

Петух - сущ., что?, ед.ч., неодуш., нариц., ср.р.

Котёнок – сущ., кто?, неодуш., мн.ч., ж.р., нариц.

Физминутка танцевальная (выполняются под веселую детскую музыку)

Цель: обеспечить на уроке сохранение здоровья

Светит солнышко в окошко,

Потанцуем мы немножко

Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем)

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

Работа с предложением

-Составьте предложения используя слова

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок

- Что объединяет эти слова?

Запись предложения. Проверка.

Учитель помогает ребенку с ОВЗ, контролирует записи предложений, помогает проверить результат.

Этап обобщения и систематизации изученного материала:

обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся;

обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;

воспитывать ответственность, положительные личностные качества: уважение друг к другу и стремление к взаимопомощи.

Работа с орфографическим словарём:

Учитель помогает ребенку с ОВЗ найти нужную страницу и сориентироваться в задании.

1. Запишите по 5 слов м.р., ж.р., ср.р.;

2. Найдите и запишите по 5 двусоставных и трёхсоставных слов, поставьте ударение; в любых 3 словах укажите количество букв и звуков.

VI . Рефлексия и оценивание.

1)дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Обязательно оценить работу ребенка с ОВЗ.

2)инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1.Имя существительное – это…

а) Самостоятельная часть речи.

б) Служебная часть речи.

2.Имена существительные обозначают…

а) признак предмета.

б) действие предмета

3. Имена существительные отвечают на вопросы

а) Кто? Какой?

в) Что? Что делает?

4. В какой строчке записаны имена собственные

а) Антон, Кошка, Мама

в) Дедушка, Карина, Иван

с) Коля, Вероника, Алина

- Какие задания вам больше всего понравились? Почему? Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие задания с трудом? Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке? Вы молодцы! Оцените свою работу . Нарисуйте в своих тетрадях смайлики, соответствующие вашему настроению.

Специфика применения педагогических технологий в инклюзивном классе.

Планирование урока в инклюзивном классе включает в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно – развивающие задачи, предусматривает в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. В этом помогают информационные технологии.

Начался урок с девиза, который настроил учеников на работу. Изучение материала было мобилизующим. Проблемные вопросы, поставленные на уроке, помогли спроектировать, активизировать учебный процесс, носили не только познавательный, но и развивающий и воспитывающий характер.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока включены здоровье-сберегающие технологии: физкультурные паузы, игровые моменты. (Физкультминутка составлена с учетом упражнений для ребенка с ОВЗ).

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми всего материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Рациональное использование каждой минуты, хороший темп урока позволил разнообразить деятельность учащихся, помог привлечь к работе всех детей. Материал детьми усвоен, так как во время закрепления и самостоятельной работы дети были активны, работали с интересом. На протяжении всего урока наблюдался высокий уровень познавательной активности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для инклюзивного класса, где обучаются дети потенциально здоровые и дети ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи. Для помощи в обучении детям ОВЗ предусмотрены карточки-пмощники, индивидуальная работа с учителем и другие задания.

Технологическая карта

открытого урока русского языка

во 2 классе

Учитель: Кузикова Нина Анатольевна

Русский язык

Учитель Кузикова Н.А.

Урок в теме первый.

Тип урока: комбинированный.

Дата проведения: 06.12.2017.

Тема: Согласные звуки.

Цель. Деятельностная: познакомить с согласными звуками и названием букв, которые их обозначают, с признаками отличия согласных звуков от гласных.

Содержательная: Формировать умения правильного произношения согласных звуков и букв, которые их обозначают, орфографическую зоркость, правописание слов для запоминания, умения находить главные члены предложения, дополнять предложения недостающими главными членами, находить слова с буквой Я, в случаях, когда она обозначает два звука, каллиграфические навыки.

Формировать УУД:

Личностные :

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

сохранять мотивацию к учёбе;

внутренняя позиция школьника;

формирование базовой ценности- любовь к прроде и бережное отношение к животным.

Регулятивные:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной форме;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

работать в малой группе.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний;

осуществлять анализ объектов;

давать ответы на вопросы;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Оборудование:

Доска с интерактивной приставкой.

а) алфавит, б) случаи, где буква Я имеет 2 звука, в) как найти подлежащее и сказуемое.

Оформление доски:

а) строки для письма буквы Я.

б) указатель для работы на компьютере.

в) словарное слово МОРОЗ.

г) правильно выполненной упражнение 178, для проверки.

д) предложение, записанное под диктовку.

а) слайд с прописной буквой Я.

б) игра для актуализации знаний.

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Достижения учащихся

Вставание около парт. Подготовка рабочего места к уроку.

Создать рабочее настроение.

Стоят около парт. Проверяют готовность к уроку у себя и своего соседа.

Внутренняя позиция школьника.

Анализ буквы(из каких элементов состоит буква).

-ориентация на разные каналы восприятия:

а)визуальный: смотрят на букву и движение руки;

б) аудиальный: слушают счёт и пишут под счёт;

в) кинестетический: обводят в воздухе букву, обводят в тетради пальчиком эту букву.

Характеристика буквы (сколько звуков она обозначает,какие это звуки) .

Формирование каллиграфических навыков

с ориентацией на разные каналы восприятия:

визуальный, аудиальный, кинестетический.

Называют букву, смотрят на доску, говорят из каких элементов она состоит, обводят букву в воздухе за рукой, обводят под счёт, обводят пальчиком букву, пишут в тетрадях.

Формирование каллиграфических навыков.

Сохранять мотивацию к учёбе; Познавательные:

Осуществлять анализ объектов; Коммуникативные: слушать и понимать речь других.


Технологическая карта

  • регулятивные – умение ставить перед собой учебную задачу (под руководством учителя), планировать свою деятельность;

умение принимать и удерживать учебную задачу в течение всего урока

  • коммуникативные – умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других;

в) личностные – осознание себя частью коллектива, своей значимости в процессе открытия нового знания;
формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Оборудование:

Содержание урока
(см. файл ниже)

Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе

Тема урока: что такое глагол ? (закрепление)

Место урока в разделе: Раздел 2: части речи. Урок 128

Уровень образовательной программы: базовый

Тип урока: закрепление

Цель: закрепить знания детей о глаголе.

Задачи: 1)Совершенствовать умение детей распознавать глаголы в тексте, формировать представления о функциях

2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы,

обогащать речь учащихся.

3) Воспитывать аккуратность, умение учащихся помогать друг другу.

Технологии: индивидуализация и дифференциация обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникативные технологии.

Ценностно-смысловые ориентиры: познание.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);

коррекция развития моторики рук и функциональных возможностей кисти и пальцев рук, овладение письмом;

коррекция устной и письменной речи, переключение внимания, мышления при выполнении творческих заданий;

Направленные на достижение предметных результатов:

-учащиеся научатся видеть глаголы в речи.

-составлять словосочетания с глаголами.

- анализировать, делать выводы, сравнивать.

Направленные на достижение личностных результатов:

-Имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения;

-Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Направленные на достижение метапредметных результатов:

-Ставят, понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, решают её в сотрудничестве с учителем;

-Учитывают выделенные учителем ориентиры действия, выполняют учебные действия в устной и письменной форме;

-Оценивают правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносят необходимые исправления;

- Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог;

- Признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения оценку событий;

На уроке применяются следующие коррекционные методы: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, релаксирующие упражнения для кистей рук.

Создание специальных условий для ребёнка с ОВЗ:

Ученик сидит в зоне прямого доступа учителя.

Следует давать больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.

Индивидуальная (стимулирующая, обучающая) помощь в случаях затруднения.

Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действий, заданий с опорой на образцы.

Демонстрация действий и просьба выполнить их самостоятельно.

Основные термины и понятия урока: часть речи, глагол, существительное, сказуемое.

Материалы для учащихся:карточки с заданиями, письменные принадлежности, дидактический материал для учащегося с ОВЗ.

Психологическая характеристика класса: в классе 4 учащихся, из них 2 ученика с ОВЗ вариант 7.1

Читайте также: