Конспект урока тире между подлежащим и сказуемым 5 класс ладыженская

Обновлено: 04.07.2024

Учебник: Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.

Цель: расширять понятийную базу; учиться использовать на практике работу с главными членами предложения, продолжать работу над орфограммами и пунктограммами.

  • Обучающие:
    • обобщить знания обучающихся о главных членах предложения;
    • познакомиться с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
    • развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
    • вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;
    • продолжить работу с текстом.
    • воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке;
    • воспитывать любовь к стране через привитие интереса и любви к столице нашего государства.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Эпиграф к уроку:

    Москва! Как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось…

    • Москва – сердце нашей Родины.
    • Красная площадь – символ российской истории
    • Соборная площадь в Кремле – прабабушка всем московским площадям.

    Сказка

    Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
    — Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.
    Сказуемое обиделось:
    — Откуда ты взял? Когда это бывает?
    — Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.
    — Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.
    Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.
    — Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.
    И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.

    Задача к сказке.

    – Выполните синтаксический разбор предложения.

    1. Земля – кормилица.
    2. Азбука – к мудрости ступенька.

    – Почему, говоря о Москве, мы вспоминаем Красную площадь?

    – Запишите предложение из фрагмента фильма, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым

    Конспект урока русского языка " Тире между подлежащим и сказуемым" , 5 класс, УМК ЛадыженскаяТ.А.

    ВложениеРазмер
    tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx 32.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тире между подлежащим и сказуемым (конспект урока).

    Русский язык.5 класс. УМК под ред. Ладыженской Т.А.

    Тип урока : урок усвоения новых знаний.

    1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
    2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
    3. Воспитывать уважение к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.

    - проявлять интерес к изучению русского языка;

    - оценивать собственную учебную деятельность;

    - применять правила делового сотрудничества (сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека);

    - проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.

    - формировать спорсобность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

    - учить давать определение понятиям;

    - формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;

    - проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

    - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    - соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

    - самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    - формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

    - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

    - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

    - опознавать и характеризовать признаки предложения;

    - использовать признаки предложения при решении практических задач;

    - разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого;

    - выделять грамматические основы простого предложения.

    Технологическая карта урока

    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих

    - Сегодня, ребята, на нашем уроке речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном из них. А о каком именно, мы узнаем из кроссворда. Для грамотного решения всех полей кроссворда, мы должны с вами вспомнить, что мы узнали на прошлых уроках о предложении, главных членах предложения.

    Кроссворд: 1. ПУНК Т УАЦИЯ

    1 . Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название?

    2.Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний ?

    3.Единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью?

    4.Один из главных членов предложения называется…

    Мотивирует учащихся на активную деятельность. Актуализирует у учащихся имеющиеся теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания

    Настраиваются н а плодотворную работу. Оформляют в тетради начало классной работы. Вспоминают ранее изученный теоретический материал, разгадывая предложенный учителем кроссворд.

    Постановка цели и задач урока

    - Итак, ребята, мы разгадали с вами все поля кроссворда. Так о каком же знаке препинания пойдет речь сегодня на уроке? (тире) - Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. На слайде записаны слова: С…ЛЮТ, Г…РИЗОНТ, П…РТЕР. - Какая орфограмма объединяет эти слова? (непроверяемая безударная гласная в корне). - Значение какого слова вам непонятно? (партер)

    Цели работы на уроке вам помогут сформулировать слова: ГДЕ…? КОГДА…? Учащиеся сообщают цель:

    1. Где ставится тире в предложении.

    2. Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым.

    Диктует слова, контролирует правильность записи на доске. Организует мыслительную деятельность учащихся. Организует диалог. Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у учащихся имеющиеся теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания. Координирует мыслительную деятельность учащихся, помогает сформулировать тему и цель урока.

    Самостоятельно делают вывод, о каком знаке препинания пойдет речь в хорде урока. Один учащийся записывает словарные слова на доске, обозначая орфограмму ( при затруднении помощь оказывают учащиеся класса). Демонстрируют навыки работы с Толковым

    словарем. Один ученик записывает предложение на доске, указывает его грамматическую основу. Учащиеся с помощью наводящих вопросов формулируют тему урока, записывают ее в рабочую тетрадь, затем с помощью слов- подсказок и исходя из темы урока самостоятельно формулируют цели урока.

    Учащиеся воспринимают дополнительную информации, предоставленную учителем и одноклассником.

    Работа с таблицей, фронтальный опрос, самопроверка по образцу

    Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

    Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

    Числ. И.п. — числ. И.п.

    Девятью сорок — триста шестьдесят.

    Сущ. И.п. — числ. И.п.

    Числ. И.п. — сущ. И.п.

    Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

    Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

    Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

    Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

    Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.

    Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

    Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев).

    Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

    Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

    Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

    Личное мест. сущ.

    Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

    Сущ. И.п. не сущ. И.п.

    Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

    Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

    Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

    Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

    Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

    Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

    Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

    Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у учащихся имеющиеся теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания

    Работают с таблицей, записывают примеры из таблицы, определяя, какой частью речи выражены главные члены предложения. Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой. Формулируют самостоятельно пунктограмму.

    Называют 10 знаков препинания и загибают пальцы.

    Повторяют движения за учителем.

    Закрепление изученного материала

    - Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило о постановке тире. Откройте учебник стр. 79. Прочитаем правило.

    Задание: записать предложения, расставляя знаки препинания.

    1. Наша задача – хорошо учиться.
    2. Ум без книги как птица без крыльев.
    3. Старость не радость.
    4. Человек – вот правда жизни.
    5. Люди как реки.
    6. Великое дело новость.
    7. Пятью пять – двадцать пять.
    8. Погода несносная, дорога скверная.
    9. Татьяна не дитя.
    10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
    11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
    12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
    13. Сердце не камень.

    Организует диалог. Проводит инструктаж по выполнению упражнения. Координирует мыслительную деятельность учащихся. Создает условия для анализа деятельности учащихся на уроке. Получает обратную связь.

    Сравнивают сформулированное самостоятельно правило с правилом, представленным в учебнике. Делают вывод.

    Выполняют упражнение, применяя на практике изученный теоретический материал.

    Итог урока. Рефлексия

    Фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, взаимопроверка по образцу

    После выполнения упражнения учитель еще раз обращает внимание учащихся на случай постановки тире в простом предложении. Учащиеся устно проговаривают правило. После этого в качестве самоконтроля учащимся предлагается тест с выбором правильного ответа.

    Тест на первичное усвоение знаний.

    Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

    1. Ученье – вот чума, ученость – вот причина…
    2. Самые счастливые люди невежды, а слава – удача.
    3. Федор знал, что Артем свой парень.
    4. Море чудесное, синее, нежное.
    5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

    Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

    1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
    2. Но объяснение не оправдание.
    3. Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.
    4. Твои речи будто острый нож.
    5. Преодолеть препятствие – вот наша задача.

    Домашнее задание. § 34. Выучить правило. Упр.170,171.

    Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. Проводит инструктаж по выполнению теста. Оказывает индивидуальную помощь учащимся.

    Учащиеся закрепляют изученное правило. Самостоятельно решают тестовые задания с последующей само- и взаимопроверкой.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

    Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про.


    План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

    Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя.


    Конспект урока в 8 классе по русскому языку " Тире между подлежащим и сказуемым"

    Цели:1. Развивающая: совершенствование навыков правильной постановки.


    Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

    Проблемный метод обучения.


    План-конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"


    Конспект урока русского языка в 8 классе по теме " Тире между подлежащим и сказуемым"

    Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нитель.


    Русский язык. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым" Конспект урока.

    Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

    повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;

    закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения;

    выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

    Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

    - формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;

    - формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;

    - формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;

    - развивать творческие способности учащихся;

    - научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже ;

    воспитательные:

    - формирование интереса к русскому языку;

    воспитание бережного отношения к слову.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Оборудование: учебник русского языка для 5-ого класса .А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012, рабочие тетради, компьютер, проектор, карточки - помощники; маршрутный лист урока , тест.

    - Запишем число, классная работа , а тему урока вы озвучите сами (только чуть позже), а пока для нее оставьте строчку.

    - Записываем пословицу в тетрадь и объясним её смысл.

    На уроке нам будет нужен маршрутный лист, где вы будете выставлять себе оценки за выполненные задания.

    Синтаксическая 5-минутка.

    На доске. Падают с ветки з…л…тые м..нетки. Это загадка.

    Запишем её в тетрадь. Отгадайте загадку.

    К доске – 3 ученика

    Какие буквы на месте пропусков? Пропускаем 2 строчки.1 уч –синтакс разбор, 2 уч –выписать и разобрать сл.соч, 3 уч – морфол.разбор прил

    3 Повторение материала предыдущих уроков .

    Индивидуальное задание по теории. 1 уч-ся– рассказать о подлежащем, 2-й уч-ся – рассказать о сказуемом.

    Для всех- Фронтальная работа

    Поймай грам основу / Слайд /

    Найдите главные члены предложения, выпишите их. Укажите, какими частями речи они выражены

    1. .За поворотом дороги показалось море.

    2.Оно сверкало лучами солнца.

    3Анютины глазки душисты .

    4.Десять делится на два

    5.Зима- прекрасное время года.

    ( Самопроверка. Ключ на доске. )

    Обратимся к заданиям у доски. Проверка индивидуальных заданий у доски

    Синтаксический разбор предложения

    Проверка выписанных словосочетаний иих разбора

    Морфологический разбор прилагательного ( индивидуально)

    Рассказ уч-ся о подлежащем и сказуемом по индивидуальным карточкам

    / Карточка №1 Найти главные члены предложения. Рассказать о подлежащем

    За поворотом дороги показалось море.

    Залив был великолепен

    Карточка№2 Найти главные члены предложения. Рассказать о сказуемом Ландыш свеж и душист. Весна – прекрасное время года. /

    Кроссворд на повторение изученного по синтаксису как переход к теме урока

    Сегодня, ребята, речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном каком-то знаке, о нём мы узнаем из кроссворда, но для этого мы должны вспомнить, что же мы узнали на предыдущих уроках о предложении, о главных членах предложения .
    Кроссворд / Слайд/


    1 . Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название?
    2. Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний?
    3. Зачем нужно знать все о словосочетание? Где оно всегда встречается?
    4. Один из главных членов предложения называется…

    Ребята, давайте определим тему нашего урока! Поможет вам фраза, которую я произнесла вначале урока.

    Удивлениепуть к познанию

    - Выделите в этом предложении подлежащее и сказуемое.

    - Записываем тему урока в тетради и на доске.

    5.Объяснение нового материала . /Слайд/

    Ребята, возникает вопрос, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

    Сформулировать правило нам поможет таблица с предложениями . Слайд

    1 . В лесу ж и вут разные птицы.

    2.Их кр а сота ра с ковывает мысли поэтов, художников.

    3.А внезапное п о явление и исчезновение в определенное время года п о ражает уч ё ных.

    4. Сн е гири – гости зимние.

    5. Грачи – это друз ь я весны.

    6.Вороб ь и – наши постоянные соседи.

    -Чем различаются предложения 1-го столбика от предложений 2-го столбика

    - Выпишите грамматические основы из 2 столбика, подчеркнув их.

    (Далее озвучиваются основы и появляются записи.) /Слайд/

    - В каких же случаях ставится тире в предложении? Для того, чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах. Я предлагаю вам провести исследование самостоятельно или с помощью подготовленных мною вопросов –подсказок . (карточки-подсказки)

    Учащиеся работают в группах. Слайд

    1 шаг – подсказка - Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое)

    2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое

    Группы высказывают свои предположения по проблемному вопросу.

    Обратимся ещё раз к грам основам. Чем они выражены?

    сущ.И.п. - сущ. И.п.

    – Так когда ставится тире между главными членами предложения?

    ( когда оба главных члена выражены сущ. В И.п.)

    - Сверимся с учебником : параграф 52, стр. 65-правило. Прочитаем правило в учебнике, сравним его с нашим выводом.

    (Чтение правила в учебнике)

    Рассказ учителя о пунтуационном знаке ТИРЕ /Слайд/

    Оказывается, черточка в русском языке называется по-разному (на доске запись:

    Знак разделения Соединительная черта между частями слова

    Тире Дефис

    Ребята, не путайте эти два понятия. Тире – это знак пунктуации. А о дефисе мы поговорим с вами позже, когда будем изучать орфографию.

    7. Первичное закрепление . /Слайд/

    Задание. Найди тире.

    1.Воспитанный человек

    А) вежливый и скромный;

    Б) читает много книг;

    В) пример для других;

    Г) интересен людям.

    А) хранит удивительные открытия;

    Б) лучший советчик;

    В) сопровождает нас всю жизнь.

    Самопроверка Ответы

    8. За страницами учебника. Опережающий материал . /Слайды/

    - Когда еще ставится тире? Есть ли исключения?

    Памятка /карточки-подсказки/

    Тире ставится

    Если сущ в им. п. – сущ в им. п.

    Молчание – знак согласия.

    2. Если в предлож. есть слова

    ЭТО или ВОТ.

    Чтение – вот(это) лучшее учение.

    3. Если числит. в им. п –

    числит. в им. п

    Дважды два – четыре

    4. Если н. ф. глагола –

    Жить – родине служить.

    5 . Если н.ф.глаг – сущ. В им. П.

    Хорошо учиться – наша задач а.

    Тире не ставится

    Если подлежащее выражено

    местоимением

    Он прекрасный человек.

    2. Если перед подлеж. стоит НЕ

    Бедность не порок

    3. Если перед подл. стоит КАК

    Наш двор как сад

    9. Закрепление / Слайд/

    - Замените данные предложения другими, близкими по смыслу. Поставьте, где нужно, тире.

    Образец. Мой отец строит дома. – Мой отец (сущ.,им.п.) кто такой?– строитель ( сущ., им.п.).

    Моя мама шьёт одежду.

    Старший брат учится в институте.

    3. Наш дедушка лечит зверей.

    - Работа с толковым словарем учебника (стр.305-307). Нужно объяснить значение слов с помощью вспомогательного слова ЭТО (работа по рядам: 1 ряд – партер, 2 ряд – прерии, 3 ряд – планёр) / Слайд /

    10. Итоги урока .

    Чем должны быть выражены главные члены, чтобы тире стало необходимостью?

    Домашнее задание на доске: §34 памятки вклеить в словарь, выучить. Запишите 3-4 предложения о ваших родных – чем они занимаются, какие у них увлечения, или упр 167 /Слайд/

    Задание №5 в маршр листе.

    11. Самостоятельная работа . /Карточки/

    Самостоятельная работа по вариантам. На карточках записаны предложения. Необходимо отметить только те предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объяснить графически

    1. Лес пахнет дубом и сосной.

    2. Глинка великий русский композитор.

    3. В зарослях ивняка закричала какая-то птица.

    4. Март первый весенний месяц.

    5. Мой папа водитель.

    6. Я поднялся и посмотрел кругом.

    1. Бамбук самый легкий материал.

    2. Мы изучаем историю и литературу.

    3. Лев царь зверей.

    4. Долгий осенний закат догорел.

    5. Моя мама швея.

    6. Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

    12. Рефлексия . /Слайд/

    Какую тайну русского языка мы с вами сегодня открыли? Что еще нового узнали? Дополните предложения

    Какой знак препинания помогает нам?

    Сегодня я понял …

    Мне понравилось на уроке …

    Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

    Объясните, почему в пословице, которая является девизом нашего урока стоит тире.

    Рефлексия – определение настроения (по смайликам)

    - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

    - А я хочу узнать, комфортно ли вы себя чувствовали на уроке?

    Дети показывают смайлики .

    - Спасибо за урок, ребята.

    Найти главные члены предложения. Рассказать о подлежащем

    За поворотом дороги показалось море.

    Залив был великолепен

    Найти главные члены предложения. Рассказать о сказуемом

    Ландыш свеж и душист.

    Весна – прекрасное время года.

    Краткое описание документа:

    Цели урока:

    • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;
    • закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения;
    • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

    · Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

    · Задачи:

    · обучающие :

    · - формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;

    · - формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;

    · - формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;

    · развивающие:

    · - развивать творческие способности учащихся;

    · - научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже ;

    · воспитательные:

    · - формирование интереса к русскому языку;

    · Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

    · Оборудование: учебник русского языка для 5-ого класса .А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012, рабочие тетради, компьютер, проектор, карточки - помощники; маршрутный лист урока , тест.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Образовательная: повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепить сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения; выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

    Развивающая: развить у обучающихся умение применять полученные знания; анализировать, делать вывод.

    Воспитательная: Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний. (слайд 8)

    Форма организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

    Цель: научиться правильной постановки тире между главными членами предложения

    Образовательная: повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепить сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения; выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

    Развивающая: развить у обучающихся умение применять полученные знания; анализировать, делать вывод.

    Воспитательная: Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний. (слайд 8)

    Форма организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

    - организационный этап - 4 мин.;

    - этап подготовки к усвоению знаний - 5 мин.;

    - определение практической значимости урока - 5 мин.;

    - постановка учебной проблемы - 3 минуты;

    - этап обобщения и систематизации - 15 мин.;

    - этап проверки качества выполнения работы, защита и обсуждение работы - 10 мин.;

    - подведение итогов, выводы по уроку, оценивание, этап информации о домашнем задании - 3 мин.

    I.Организационный момент. (слайд 2)

    - Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

    II.Повторение пройденного материала:

    -Вспомните, что изучает синтаксис? (ответы детей)

    -Что такое словосочетание? (ответы детей)

    -Что не является словосочетанием? (ответы детей)

    1. Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними. (Слайд 3)

    а) пришла осень, ранняя осень, пришла рано.

    б) шустрые воробьи, воробьи и голуби, клевали корм.

    в) возле дома, сильный дождь, пролетели мимо.

    Проверь себя! (Слайд 4)

    2. Найдите соответствия. ( 5 слайд).

    1. Уборка класса а) существительное+прилагательное
    2. Нарушил порядок б) существительное+существительное
    3. Классное собрание в) глагол+существительное

    Проверь себя! (Слайд 6)

    Что такое словосочетание?

    Назовите виды словосочетаний?

    Как грамматически связываются словосочетания?

    Что такое предложение?

    Назовите виды предложений по цели высказывания?

    Какие предложения бывают по интонации?

    Может ли предложение быть без главных членов?

    Что такое подлежащее? Сказуемое?

    Чем они могут быть выражены?

    - А теперь, каждая пара отвечает на два вопроса из слайда.

    III. Формулирование темы и цели урока.

    Про глагол и про тире

    И про дождик на дворе

    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

    - Поможет ли нам прозвучавший музыкальный фрагмент определить тему урока? О чем будем говорить? (Речь на уроке пойдет о глаголе и тире).

    - Каким членом предложения чаще всего является глагол? (Глагол в предложении чаще всего является сказуемым).

    - Сказуемое – это главный или второстепенный член предложения? Какой еще главный член предложения вам известен? (Сказуемое – главный член предложения, главным членом предложения является еще и подлежащее. )

    - Попробуйте определить тему и цель урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).

    Дети записывают число и тему в тетради.

    Цель урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим исказуемым; учиться находить предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. (слайд 8)

    Итак, мы уже много знаем о предложении…..

    А знаем ли мы когда в предложении ставится тире?

    Что нужно вспомнить перед ее изучением?

    что такое подлежащие?

    что такое сказуемое, и чем они выражены? (слайд 9)

    IV.Изучение нового материала.

    — Чтобы понять, когда ставится тире, проанализируем следующие предложения (слайд 10).

    1. Фламинго строят гнезда по берегам морей.
    2. Осина — дерево.
    3. Малина — кустарник.

    — Какие из предложений можно объединить по нескольким признакам одновременно? (можно объединить 2, 3 предложения. В них говорится о растениях. Оба состоят из двух слов).

    — Найдите в предложении подлежащее.

    — в 1 — осина; во 2 — малина.

    — в 1 — дерево; во 2 — кустарник.

    — Какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое?

    — В каком падеже они стоят?

    — Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных предложениях (тире).

    — Сформулируйте вывод: в каком случае ставится тире между подлежащим и сказуемым.

    — Чтение теоретического материала, учебник § 25.

    — Составьте схему предложения ( Слайд 11).

    V. Физминутка (Слайд 12).

    Одолела вас дремота,
    Шевельнуться неохота!
    Ну-ка делайте со мною
    Упражнение такое:
    Вверх, вниз потянись,
    Окончательно проснись.
    Руки вытянуть пошире.
    Раз, два, три, четыре,
    Наклониться — три, четыре —
    И на месте поскакать.
    На носок, потом на пятку.
    Все мы делаем зарядку.

    VI.Закрепление.

    1.Работа по карточкам.

    Задание 1. Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их.

    Осень — пора грибов. Осень таинственна и прекрасна.

    Задание2. Выделите грамматическую основу. Какими частями речи она выражена?

    Астана — столица Казахстана. Астана гостеприимна и дружелюбна.

    Задание 3. Слово: Алматы. Составить 2 предложения с предложенным подлежащим, таким образом, чтобы в одном было тире между подлежащим и сказуемым, во втором — нет.

    - Как быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым (можно поставить между ними указательное слово — это, вот или есть). (слайд 13).

    Тринадцать — (это) магическое число.
    Чтение — (вот) лучшее учение.
    Книга — (это) источник знаний.

    VII.Итог урока.

    Вывод: Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.

    Читайте также: