Мои первые проекты во 2 классе сказка как литературный жанр конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по литературному чтению во 2-а классе

(творческий проект -

создание опорной таблицы по теме)

учитель начальных классов

Носовцева Галина Кузьминична

р.п. Ковернино 2014 учебный год

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование навыков проектной деятельности на уроке

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Учебные: учиться обрабатывать и систематизировать информацию;

2.Развивающие: развивать умение ставить вопрос;

развивать грамотную устную речь и словарный запас;

развивать мышление, память, воображение;

3.Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам;

воспитание коллективизма, взаимовыручки, контроля;

воспитание сознательной дисциплины;

4.Здоровье сберегающие: создание на уроке условий для сохранения здоровья детей;

ТИП УРОКА: творческий проект

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: характеристику сказки как жанра, её определение; виды сказок; в чём заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.

I .Самоопределение к деятельности.

Объяснение особенностей проектной деятельности.

На партах стоят таблички:

Данный урок – урок проектной деятельности.

II . Создание проблемной ситуации.

Учитель говорит о завершении уже нескольких разделов, связанных со сказками, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того чтобы умело использовать информацию, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать.

- Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: альбом, опорная таблица, памятка, игра.

В результате под руководством учителя выбор останавливается на опорной таблице.

III . Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

IV . Подготовка к созданию проекта.

Учитель предлагает детям назвать основный этапы создания проекта.

Затем учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.

Виды сказок. Что такое сказка? Признаки

Отличие сказки Иллюстрирование волшебной

от других сказок. сказки.

схожих жанров. Значение цвета. Язык сказки.

V . Основной этап создания проекта.

1. Формулирование определения сказки.

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Сказка – это научно- фантастическое произведение.

Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

Учитель прикрепляет в первый раздел нужную формулировку.

- Что такое сказка?

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2. Создание классификаций сказок по различным признакам.

- по видовым особенностям.

Для развития у детей способности к дифференцированию учитель предлагает следующие формулировки видов:

В результате на втором листе появляется схема:

Волшебные О животных Бытовые Богатырские

3. Определение особенностей волшебной сказки.

Необычное место действий;

В результате на заголовке для третьего раздела появляются условные обозначения признаков волшебной сказки.

ПРИЗНАКИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

4. Определение чёрт отличия сказки от других сходных жанров.

Учитель говорит о различных источниках информации.

Отличие сказки от других сходных жанров

делится на главы

рассказано о многих событиях в жизни героев

объяснение происхождения или существования какого-нибудь предмета или явления

события происходят в течение долгого времени

5. Определение особенностей языка сказки.

6. Определение особенностей использования цветовой гаммы в сказке.

По иллюстрации можно судить о преобладании определённых цветов в сказках. Но иллюстрации – это лишь отражение особого колорита сказок. Издавна народ придавал большое значение цвету.

Приведите примеры из знакомых сказок.

Карточки разного цвета: жёлтого, красного, белого.

VI . Испытание проекта.

VII . Итоги урока.

- Какую цель и какую задачу мы поставили перед собой в начале урока? (Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта опорную таблицу.)

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

Дети отвечают в зависимости от результатов работы.

Самоанализ урока.

Он совпадает с номером урока в тематическом планировании.

Тип урока – проектная деятельность

Урок соответствует поставленной цели: формирование навыков проектной деятельности на уроке.

Были выполнены все установленные задачи:

1.Учебные: учиться обрабатывать и систематизировать информацию;

2.Развивающие: развивать умение ставить вопрос;

развивать грамотную устную речь и словарный запас;

развивать мышление, память, воображение;

3.Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам;

воспитание коллективизма, взаимовыручки, контроля;

воспитание сознательной дисциплины;

4.Здоровье сберегающие: создание на уроке условий для сохранения здоровья детей;

При построении урока были использованы следую щие этапы урока.

2.Создание проблемной ситуации.

На уроке была создана проблемная ситуация, через побуждающий от проблемной ситуации диалог. Через диалог с учителем дети сделали выбор проекта – таблица, которую зафиксировали на доске и она заполнялась в течение урока. На данном этапе развивались организаторские умения.

3.Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Происходила постановка учебной задачи и открытие новых знаний. Дети сами формулировали тему урока и выдвигали цели работы на уроке. Учитель корректировал формулировки выдвигаемых целей. С помощью учителя составляли план действий по выполнению целей урока. Развивались организаторские и коммуникативные мнения.

4 .Подготовка к созданию проекта.

Проведена актуализация имеющихся знаний. Использовался наглядный материал. Развивались коммуникативные умения. Способность донести свои знания до других, используя приемы диалогической речи.

5. Основной этап создания проекта.

6. Испытание проекта.

Использовался диалог учителя с классом, происходила связь с предыдущими уроками . Развивались интеллектуальные умения – ориентироваться в системе знаний. Осуществлялось самооценивание знаний учащихся.

- При работе применялась групповая работа , творческие задания. Происходило развитие чувства коллективизма, развивалось мышление и монологическая речь учащихся. Оценивание действий учеников в группе происходило самими учениками и эмоциональное оценивание учителем.

При подведении итогов дети сами формулировали выводы по таблице. Осуществилась рефлексия на уроке.

Во время урока была организована работа по развитию умений и навыков видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения.

На уроке развивался интерес к чтению. Дети активно работали, им было интересно. Во время урока учитель применял проектную технологию, проблемно-диалогическую технологию и технологию оценивания.

На уроке имели место эмоциональные и эстетические переживания. Прослеживалась педагогическая тактика. Была оптимальна интенсивность учебного процесса и соответствовала технологии обучения. Рационально организована учебная деятельность. На уроке учитывались физиологические и психологические особенности детей данного возраста. Учитель старался во время урока сотрудничать с детьми, используя педагогический такт и культуру речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сказка как литературный жанр

Преподаватель: Попова Галина Витальевна

Литература- 2 класс

Тема : Сказка как литературный жанр

( создание опорной таблицы по теме)

Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, ее определение; виды сказок; в чём заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины.

Учащиеся должны уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.

1. Организационный момент.

В начале урока сообщаю детям, что данный урок будет одним из цикла проектной деятельности.

2. Создание проблемной ситуации.

Я говорю о завершении уже нескольких разделов связанных со сказками, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того чтобы умело использовать информацию, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать.

-Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: альбом, опорная таблица, памятка, игра.

В результате останавливаемся на опорной таблице.

3. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

4. Подготовка к созданию проекта.

Предлагаю детям назвать основные этапы создания проекта.

Ставлю задачу- наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.

В результате на доске помещаются заголовки для будущего проекта:

5. Основной этап создания проекта.

*Формулирование определения сказки.

а) Сказка- это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

б) Сказка- это научно- фантастическое произведение.

в) Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные.

Выбираем нужную формулировку – а).

- по видовым особенностям.

«Иллюстраторы отбирают из предложенных им названий видов сказок нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела проекта.

Для развития у детей способности к дифференцированию я предлагаю следующие формулировки видов:

- богатырские;

- волшебные ;

-поучительные;

В результате на втором листе появляется схема:

*Определение особенностей волшебной сказки.

«Иллюстраторы должны подобрать соответствующие условные обозначения:

-превращение;

-сказочное существо;

-сказочный предмет;

-необычное место действия;

В результате на заготовке появляются для третьего раздела условные обозначения признаков волшебной сказки.

Признаки волшебной сказки

*Определение черт отличия сказки от других сходных жанров.

Далее я сообщаю, что следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки видеозаписи.

«Аналитики называют отличительные признаки этих жанров.

Отличие сказки от других сходных жанров

Делится на главы.

Рассказано о многих событиях в жизни героев.

События происходят в течение долгого времени.

Объяснение происхождения или существования какого-нибудь предмета или явления

*Определение особенностей языка сказки.

«Испытатели составляют мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных слов и выражений.

* Определение особенностей использования цветовой гаммы в сказке.

Сообщаю, что иллюстрация- это лишь отражение особого колорита сказок. Издавна народ придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные цвета из знакомых сказок.

(Задание выполняют дети из любой группы).

6) Этап испытания проекта.

7). Итоги урока.

-Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?

(Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта опорную таблицу.)

Урок - проект по литературе на тему:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данный урок по литературе на тему: "Сказка как литературный жанр", направлен на создание проектной деятельности, обучающиеся создают опорную табличку по данной теме. Задача учеников состоит в том, чтобы: сравнивать различный литературный материал, работать в подгруппе. Должны знать определение жанров сказок, также знать виды сказок и их особенности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

I. Организационный момент.

- Вспомните, какие победы над собой, личные достижения у вас были в последнее время. Поделитесь ими …

- Благодаря каким качествам вы достигли этих результатов? ( Целеустремленность, упорство, взаимопомощь, …)

- Прочитайте предложение. (слайд 2)

Доводи начатое дело до конца.

- Прочитайте хором. Как вы это понимаете?

- Без этого качества человек не достигнет успеха ни в чём. И с этим качеством связана тема сегодняшнего урока.

- Как же вы будете работать на уроке? ( Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, постараться открыть новое.)

С чего начнёте работу на уроке? ( С повторения необходимых знаний.)

II. Актуализация знаний.

К какому жанру литературы они относятся? (слайд 3) ( Это всё сказки.)

- Чем отличается сказка от других жанров литературы? (

В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.)

Слайд 4 - волшебство

- Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?( Народные и авторские.)

- Назовите авторские сказки.

- Назовите народные сказки.

- Дополните предложенную схему. (слайд 5) (- Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.)



- А сейчас вы, друзья, узнайте нас! (слайд 6)

1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

III. Постановка учебной задачи.

Сказка – это устный занимательный рассказ о невероятных волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.

Сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.

В сказках есть присказка, зачин, основные события и концовка.

-Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока. (-Что такое присказка, зачин, основные события и концовка в сказке. )

-С какой целью вы хотите это узнать?(-Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.)

IV. Работа по теме урока

Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)

1)Ой ду-ду! На дубу

Грянул ворон во трубу.

Вышли в море паруса,

Встали тёмные леса.

2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

-Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….

3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.

1) А в лесной избушке

Пироги с морошкой

Начал зайка печь.

2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

-Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…

3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

-Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас мы с вами будем разбираться в определении понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку.

3. В чем особенности волшебных сказок?

В волшебных сказках есть свои законы. Вы уже говорили о них. Прочитаем (слайд

1)Борьба добра и зла.

2)Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)

5) Положительные и отрицательные герои

А что такое композиция?

(из словаря Строение и расположение частей)

4. А как построены сказки? (слайды

(рассматривают на слайдах и читают).

5. Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)

-Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.





6. Попробуем найти в сказке композиционные сказки.

(Работа в группах)

Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.

Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.

Жили-были два друга: зайчик Серый Хвостик и лиса Рыжий Хвостик.

Построили они себе домики и стали друг к другу в гости ходить. Чуть только лисица к зайчику не идёт, зайчик бежит к лисице и кричит
- Рыжий Хвостик! что с тобой?

А если зайчик к лисице не идет, лиса к зайчику бежит и кричит:
- Серый Хвостик! Что с тобой?

Как-то зайчик Серый Хвостик прибежал к лисе в гости.
- Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!

Вдруг он слышит:
- Что за стук? Видишь: поздно, скоро ночь. Уходи-ка лучше прочь!
Зайчик думает:

- Постой, я ведь тоже не простой!

Вот лисица Рыжий Хвост прибегает к зайцу в гости.
- Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!

Отвечает зайчик вдруг.
- Нет, голубушка, шалишь, слишком рано ты стучишь!
И с тех пор два лучших друга вечно злятся друг на друга.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Проверка. Чтение по ролям.

7. Карточки с разрезанным текстом.

Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.

В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
- Мы - столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики:
- Мы - богаты мужики! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки.
- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки:
- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
- Приходите, грузди, ко мне на войну!
- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Так и победили грибы царя Гороха!

И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.

Читайте также: