Конспект урока по музыке 8 класс музыкально поэтическая символика огня

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Музыкальнo- поэтическая символика огня. Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь?" — Транскрипт:

1 Музыкальнo- поэтическая символика огня

2 Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь?

3 Огонь является: символом торжества света и жизни над смертью и мраком; символом очищения и домашнего богатства; символом обновления и рождения в новом воплощении (вспомним того же феникса, что, умирая, сгорает и рождается вновь из пепла молодым и красивым); символом жизненной энергии, плодородия, олицетворения солнца и солнечного света. Символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога (Яхве - огонь рождающий).

4 Откуда появился огонь? Какой силой он обладает? Агуня - Бог Земного Огня, младший из Сварожичей.

6 В христианской традиции свеча божественный свет, сияющий в мире, свидетельство причастности человека к Божественному. Чистота воска означала чистоту человека, мягкость его способность слушать волю Бога. Три совмещенные свечи Святая Троица, триединство мира. Свеча вечный спутник человека на дороге жизни. Тропинка, выложенная горящими свечами, была символом пути, на котором человек не одинок: идущие впереди оставляли зажженные огоньки тем, кто идет следом Свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Свет, свечи… А это что за символ?

8 А какой герой мифов Древней Греции тоже связан с огнем?

9 ПРОМЕТЕЙ Прометей несёт людям огонь (Генрих Фридрих Фюгер, 1817 г.).Генрих Фридрих Фюгер

10 ПРОМЕТЕЙ В горе Мосхе, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей.

16 В. Кандинский. Контрастные звуки Н.Рерих Скрябин+ Кандинский Скрябин= Прометей

21 Константин Юон. "Новая планета" 1921 К.Юон

22 Армагеддон 1940 г. Н.Рерих Н.Рерих

23 Святая София. Н. Рерих Н.Рерих

25 Жар-Птица То, что люди называли по наивности любовью, То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью, Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу, Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу. Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю, Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю. То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда, Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда. День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская, Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая. И меня поймут лишь души, что похожи на меня, Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня! К. Д. Бальмонт. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. Ленинград: "Советский писатель", 1969.

26 Композитор. И Стравинский И.Стравинский

27 Паганини Н. Никколо Паганини Никколо Паганини (итал.; 27 октября 1782, Генуя 27 мая 1840, Ницца) итальянский скрипач и гитарист виртуоз, композитор. Н.Паганини

28 Мануэль де Фалья (исп., 23 ноября 1876, Кадис 14 ноября 1946, Альта-Грасиа, Аргентина) испанский композитор, пианист, музыковед. М. де Фалья

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(урок по искусству в 8 классе)

Круглова Мария Борисовна, учитель музыки и МХК

МБОУ Развилковская СОШ с УИОП

Задачи урока : формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

-развивать эмоциональные чувства учащихся, создавая на уроке ситуации удивления, радости, занимательности;

- обеспечить нравственное воспитание учащихся

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

Конспект урока:

Мотивация учащихся . Создание ситуации новизны стимулирует мотивацию учебной деятельности, поиск решения с помощью ассоциаций, помогает дифференцированно помочь детям с разным уровнем возможностей включиться в работу на уроке.

Ход и содержание урока:

1. Орг. Момент

2.Повторение пройденного.

- Мы говорили с вами на прошлом уроке о знаках и символах в искусстве. Откройте тетради, посмотрите и вспомните определения знаков и символов.(ответы учащихся).

3.Объяснение нового материала.

(записываем тему урока в тетради).

- Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь? Какой смысл закладывали мастера искусства в этот образ? Запишите свои мысли в тетрадь. (самостоятельная работа- 3 мин.)( Актуализация раннее полученных знаний).

-Проверяем. (Ответы учащихся).

-А у меня очередной вопрос. Откуда появился огонь? (слайд №2) Какой силой он обладает? (беседа с учащимися по просмотренным слайдам и заполнение таблицы в тетради).

-Тогда о чем картина К .Васильева? (о мудрости старцев, управляющими народом с помощью законов ( плетка как символ власти, сова как символ мудрости), опирающихся на глубокие знания предыдущих поколений).

- Свет, свечи… А это что за символ? ( слайд №10) Ответы учащихся.

- А какой герой мифов Древней Греции тоже связан с огнем? (слайды №12-14). Это Прометей, который украл у богов огонь и отдал его людям. За что и поплатился. Каждый день к нему прилетал орел и клевал его печень.

4.Итог урока.

– Вы правильно поняли, что эта музыка выходит на общечеловеческие проблемы: зачем мы приходим в этот мир? В чем смысл жизни? На что она должна быть потрачена?

5. Домашнее задание.

Проверка и оценивание ЗУНКов.

Рефлексия деятельности на уроке.

Использованные источники и литература.

1.Булатова О.С. Искусство современного урока.М.,2006

2. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.,1989

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить .

Выйти на новый уровень обобщения п олу ченных знаний о символике в иску сстве .

• Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,

сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

• Развивать эмоциональные чувс тва учащихся, соз давая на уроке ситуации у дивления,

- Мы говорили с вами на прошлом уроке о знаках и символах в и скусс тве. Вспомните

- Как вы думаете, какой символ несет в себе о гонь? Какой смысл закладывали мастера иск усства

в этот образ? Запишите с вои мысли в тетрадь. (Самостоятельная работа - 3 мин. К лас тер

- А у меня очередной вопрос. Откуда появился огонь? Какой силой он обладае т?

1794. Какой смысл вложил х у дожник в огонь , изображенный на этой картине?

На рубеже XIX и XX столетий появились новые течения, которые призывали людей порвать с

– Вспомните, как называлась эта эпоха в ру сском иск у сстве? (“Серебряный” век).

– Одн им из при верженцев новых веяний в искусстве был композитор – А.Н.Скрябин. Он

утверждал, что каждая тон альность в музыке окрашена определенным образом. Музыка

буквально “светится цветами”, говорил он. Скрябин совершенно отчетливо видел, что

тональность фа - мажор несет тем но - красный цвет, кровавый отблес к ада; ре мажор золотиста,

как солнечный лу ч, а фа - диез мажор – это торжественный синий цве т Разума. О стальные цвета

представлялись ем у см у тно. Но он вывел их теоретически, на основе гармонического родства

тональностей и близлежащих ц ветов спектра. И убедил себя, что его система, его зв уко - цветовой

А.Н. Скрябин обладал цветным слу хом , каждая тональн ость виделась ему в определенн ом

цвете и он мечтал соединить му зыку и цвет в едином произведении.

Русский композитор – символист А. Н. Скрябин, пишет крупное произведение для хора,

Скрябин впервые решил соединить тональности с цветом. Он зад у мал в свою симфоническую

– Вспомните, кто такой Прометей? Почему, по вашему мнению, и менно ему посвятил Скрябин

– Композитор не собирался пересказывать античный миф о титане. “Прометей”, – пояснял

Скрябин, – это активная энергия Вселенной, творческий принцип. Эт о – огонь , свет, жизнь ,

борьба, мысль, п рогресс, цивилизация, свобода”. Композитор верил в очистительн у ю сил у огня –

разрушающую и созидающ у ю вновь. Зв уковые воздействия композитор х отел ус илить

световыми, чтобы п оказать воочию, как туманные надежды человечества сменяются

ослепительным блеском, экстазом освобожденной д у ши . Но многих современников, такое

новшество озадачило. Они отнеслись к световым проектам композит ора с недоверием.

Первое исполнение партит у ры со световой строкой состоялось для у зкого кр у га людей на

квартире у комп озитора со световой аппарат урой, построенной у него в кабинете. Аппарат у ра

эта была примитивной – дюжина лампочек, расположенных по кр у гу на потол ке. Их п рикрывали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок-лекция с элементами диалога и практическое, творческое (живопись) осмысление темы.

Основные вопросы темы –

Кандинский В.В. –цвет и музыкальные звуки.

Скрябин А.Н. – жизнь и творчество.

Скрябин А.Н. – на пути к светомузыке.

Основные термины и понятия –

Синтез искусств, зримая музыка, соната, абстракция.

Произведения искусства, имена –

Запись на доске:

Звучащий свет и зримый звук.

Оснащение урока –

1. Актуализация темы урока.

2. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

3. Организация восприятия учебного материала.

4. Организация осмысления.

7. Подведение итогов.

Ход урока

Содержание

Примечание

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Знаки, изображающие условно какие-либо понятия, идеи, явления, называются символами. На прошлом уроке мы определяли символы из области науки, фольклора, философии и театра.

Беседа.

Абстрактная живопись способна передавать самые тонкие душевные переживания. Музыка также способна находить отклик в душе человека.

- Прочитайте пожалуйста мне его.

Художник любил играть с воображением зрителя, подбирая самые разные формы изображения и цвета. Таким образом он знакомил общество со своим необычным видением окружающего, что стало настоящей сенсацией среди критиков-эстетов, которые сумели найти некий смысл в его работах.

Кандинский оперирует на сочетание не сочетаемого. В его полотнах можно рассмотреть обилие резких форм и вычурных цветов. Конкретная работа художника не стала одной из популярных картин, однако своего зрителя она нашла в серии полотен, посвященных эстетике геометрии.

Познакомившись с работами художника-абстракциониста Василия Кандинского, мы увидели, как можно символически, при помощи геометрических знаков и фигур, в смешении теплых с холодными тонами красок, услышать цвет и увидеть звук.

Свойства красок создают эмоциональный настрой произведения. В музыке такое же значение имеет тембр, качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на разных инструментах или исполненные различными голосами.

Очень необычно выражал свою музыкальность выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин. (слайд)

Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис – явление, при котором два чувства – зрение и слух – связываются воедино. (запись в тетр.) (слайд)

Скрябин отчетливо видел, что между тональностями и цветовыми ощущениями есть органическая связь.

- Посмотрите на соотношение цветов и тональностей по Скрябину.

Вся музыка и все вообще – фантазировал Скрябин, - должно быть погружено в этот свет, в световые волны, купаться в них.

- Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку – исполнить симфонию в цвете?

Обучающийся читает миф о Прометее.

Итоги.

- Что такое абстракционизм?

(Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.)

- Какие работы Кандинского вы запомнили?

Читайте также: