Конспект занятия есенин в средней группе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Атласова Олеся Николаевна

Населенный пункт: город Рязань

Автор: Волчкова Нелли Евгеньевна

Населенный пункт: Рязанская область, г. Рязань

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством нашего земляка Сергея Есенина.

Задачи:

  • знакомить детей с поэзией С. Есенина;
  • закрепить знания о временах годах через поэзию;
  • закрепить приёмы рисования дерева красками.
  • развивать связную речь и обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение внимательно слушать говорящего и отвечать полным ответом на вопрос;
  • развивать любознательность, интерес.

Воспитывать чувства гордости за поэта-земляка С.Есенина.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Оборудование:

Ход занятия.

Вос-ль: Ребята, мы живём в удивительном крае на Рязанской земле. На родине Поэта Сергея Есенина.

По раздольям мещёрского края

Паустовский тропу проложил

О берёзке стихи сочиняя,

По лесам здесь Есенин бродил.

( Педагог обращает внимание детей на портрет С. Есенина, отмечает открытый взгляд, распахнутых голубых глаз, светлые пшеничные волосы и т.д.)

- Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень)

Вос-ль: А ведь именно осенью 21 сентября(3 октября) 1895г, родился поэт в красивом селе Константиново. Оно раскинулось среди полей и лесов , на нашей рязанской земле, на берегу реки Оки. В этом селе родился и жил поэт Сергей Александрович Есенин.

Далёким днём осенним,

Родился наш Есенин.

А жизнь ждала крестьянская.

Среди степей, полей, берёз,

Есенин в доме деда рос.

Вос-ль: Семья Есениных была крестьянская, но не бедная.

Отца звали Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна Титова.

С 2-х лет Сергей был отдан на воспитание деду по материнской линии Титову Фёдору Андреевичу, с которым прошло почти всё его детство. Именно дедушка, являясь богатым и умным человеком, любящий книги и знаток церковных книг, привил внуку любовь к книгам и природе.

К образованию к семье относился с уважением, поэтому Сергей получил достойное образование. Он окончил сельскую школу, позже и церковно-учительскую школу в соседнем селе Спаск-Клепики. Он мог стать учителем, но выбрал путь самообразования.

У поэта были две родные сёстры Катя и Шура. Сергей относился к Шурочке очень хорошо, называл её ласково Шурёнок, Шурёвна. Разница в возрасте между ними в шестнадцать лет. К Кате он относился по взрослому, часто брал советы, она была рассудительна. Он их сильно любил.

Стихи Есенин начал писать с 9 лет. Он писал стихи о родном крае, России, своей маме. Ещё Сергей Есенин воспевал красоту русской природы в разных временах года: голубое небо, белую берёзу, кудрявый клён, цветущую черёмуху, летний дождь, рощу золотую, рябину красную. А сейчас давайте попробуем отгадать время года из отрывков стихотворений. Я вам буду читать отрывок из стихотворения, а вы мне будете называть и показывать картинку с временем года, которое описывает поэт.

Вос-ль: Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прям на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Как зимой у печки.

Как большие свечки.

Вос-ль: Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струиться маленький

Вос-ль: Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Вос-ль: Нивы сжаты, рощи голы

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Вос-ль: А какая бывает осень?

Дети: (осень бывает ранняя и поздняя)

Вос-ль: А какие чувства, мысли посещают человека этой порой?

Дети: (печальные, грустные)

Вос-ль: Конечно грустные. И это не случайно. Осенью природа словно притихает, как будто готовиться к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой.

Вос-ль: Маленький Сергей любил шалить, озорничать. Играть в разные игры, и при том всегда был первым заводилом. А вы любите играть?

Играющие выстраиваются в шеренгу, и каждый берёт стоящего спереди за пояс двумя руками. Первый в шеренге является водящим. Он бежит зигзагами, всё время меняя направление движения. Остальные следуют за ним. Кто отцепиться, считается проигравшим и не участвует в следующем заходе.

Вос-ль: Ребята, скажите, какое дерево является символом России?

Вос-ль: Правильно. Берёза –символ России, Родины. Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Любит народ красавицу- берёзку за её красоту.

А как бы вы назвали берёзу? Какие эпитеты можно подобрать к слову Берёза.

Дети: Стройная, кудрявая, белоствольная, берёзонька, сучковатенькая, зелёненькая.

Вос-ль: Улыбнулись сонные берёзки.

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки.

И горят серебряные росы.

Вос-ль : Опишите мне то, что услышали, какая погода, какая берёзка? Какое настроение оно вызывает? (ответы детей)

Вос-ль: Берёза, как царевна вся в серебре, в золоте.

Вос-ль: Ребята, у меня в руках берёзовый, осенний листочек, он прилетел из берёзовой рощи и сейчас мы ему расскажем, то, что вам понравилось на занятии.(Дети по очереди передают берёзовый листочек и рассказывают о своих впечатлениях)

-Ребята, всем вам огромное спасибо, вы все молодцы. И мне бы очень хотелось, чтобы вы обязательно посетили родину нашего земляка поэта Сергея Есенина, село Константиново, вместе со своими родителями.

Конспект занятия для детей средней группы детского сада. С.А. Есенин прекрасно описывал природу нашей Родины в своих произведениях, очень важно знакомить детей с этим великим человеком и его творчеством.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_esenin.docx 20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Шапочникова Наталья Дмитриевна

- формировать умение видеть и чувствовать красоты своей Родины через поэтические произведения С. Есенина;

- познакомить детей со стихами С. Есенина;

- вызвать эмоциональный отклик на стихотворения;

- активизировать чувственное восприятие художественного слова;

- учить видеть красоты природы в стихах.

Оборудование: портрет С. Есенина, презентация, проектор, экран.

- Ребята сегодня я хочу вам рассказать про очень замечательного человека, поэта, нашего земляка Сергея Есенина. (Показ портрета поэта). Сергей Есенин жил в Рязани, селе Константиново. Поэт очень любил свое село, свой город и свою Родину. Но больше всего он любил природу нашей местности. Расскажите, а что вы знаете о природе нашего края? Что окружает нас каждый день? (Ответы детей).

- А как вы думаете, природа это наше богатство или нет? ( Ответы детей)

- А как мы должны относиться к красоте и богатству нашей Родины? ( Ответы детей)

- А теперь, давайте посмотрим на экран, где фотография дерева и я прочитаю это стихотворение еще раз. (Показ слайда, повторное чтение стихотворения).

- Скажите, как поэт описал это дерево? Какими словами? ( Ответы детей).

- А какое дерево поэт описывает в этом стихотворении? (Ответы детей).

- Давайте посмотрим на картину и вспомнил, как поэт описал это дерево. (Показ слайда).

- Правильно, береза - эта как царевна из сказки, вся в серебре, золоте и пушистой бахроме. На зиму красавица погрузилась в сон и ждет когда её разбудит весеннее солнышко.

- О чем говорится в этом стихотворении? Что описал поэт? Какими словами он описал зиму? (Ответы детей).

(Показ слайда, повторное чтение стихотворения).

- Ребята, мы с вами сегодня узнали несколько стихов великого русского поэта? Скажите, о чем он больше всего любил писать?

- Конечно, Есенин писал о природе, про Родину, он раскрыл пред нами удивительный русский пейзаж.

- Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- Правильно, потому что он любил свою Родину, свой край и хотел, чтобы каждый полюбил его так же сильно. Чтобы мы с вами уважали природу и берегли её, чтобы наша планета всегда оставалась такой же прекрасной. Мы с вами еще обязательно вернёмся к творчеству Сергея Есенина и выучим много его прекрасных стихотворений, будем с вами любить и беречь нашу природу так же как великий русский поэт. А сейчас мы с вами отправимся на прогулку и там понаблюдаем за березой и еще раз вспомнил стихотворение про это чудесное дерево.

Цель: Познакомить детей с фактами биографии Сергея Есенина.

1. Учить детей слышать красоту родного слова.

2. Развивать у детей интерес к стихам великого поэта.

3. Воспитывать любовь к родному краю через поэзию С. Есенина.

Активизация словаря: Сергей Есенин, Русь, беззаветно, вкрадчиво, гулянка, тальянка, балалайка, плясовая, Солотча, кликаться.

Предварительная работа: разучивание стихов, беседы о родном крае.

Дети садятся полукругом, перед ними на столе стоит портрет Сергея Александровича Есенина.

Бабушка: Добрый день, деточки. Я - бабушка замечательного русского поэта - Сергея Есенина. И зовут меня Наталья Евтихиевна. Хотите я расскажу вам о моем внуке?

Бабушка: Посмотрите, а вот и он (показ портрета). (слайд 1) Его имя из-вестно во всем мире! Сергей Есенин, давайте вместе произнесем его имя.

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

(слайд 5, 6, 7)А жили мы в селе Константиново. Это его Родной край, место, где он родился, жил. Родину Сергей Есенин называл по-старинному – Русь, любил он её беззаветно, то есть очень-очень сильно, любил и воспевал в своей поэзии. А еще он очень любил играть в разные народные игры. Вы наверно тоже играете с удовольствием? Хотите мы с вами поиграем в игру, которую знал и в которую играл мой внук Сереженька?

Игра проводится со словами:

Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй миленький дружок!

Можно с вами поиграть?

(дети, стоящие в колонне, хором отвечают)

Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!

Бабушка: Ребята, а вы сказки любите? Ну, конечно, кто же их не любит! (слайд 9) Вот и мой маленький Сереженька очень любил сказки, которые я ему рассказывала. В долгие зимние вечера вместе с соседскими ребятишками подолгу просиживал он за слушанием сказок. Некоторые сказки с плохими концами ему не очень нравились, и тогда он сочинял их по- своему! А вы хотите послушать песню на стихи Есенина.

Бабушка: Вы послушайте ее и скажите мне, о чем она?

Бабушка: Когда Серёжа вырос, он полюбил вечерние гулянки, когда со-бирался народ с тальянками, так раньше называли гармошки. (слайд 10) Люди пели, плясали, а сам Серёжа с малых лет играл на балалайке, и он был замеча-тельным плясуном!

А вы хотите веселиться и плясать? Тогда добро пожаловать на русскую народную плясовую (слайд 11)

Мы с Сережей очень любили гулять. Мы с ним даже в Рязань и Солотчу пешком ходили. (слайд 12) А как-то ходили в лес, стали кликаться, и Серёже понравилось, какое в лесу громкое эхо! И он даже стих написал.

По лесу леший кричит на сову.

Прячутся мошки от птичек в траву.

Давайте поиграем в такую игру, становитесь в круг!

Ну- ка, вставайте в круг, ведущий, иди в круг. Мы идем по кругу и приговариваем:

«Мы находимся в лесу

Ну-ка глазки закрывай,

Бабушка: Ну вот и закончился мой рассказ про моего внука, деточки. Вы теперь хорошо знаете моего Сереженьку. Когда вы подрастёте, я очень хочу, чтобы вы выучили много его стихов про Родину, про природу, про Родной край. Слушайте песни на его стихи, знакомьтесь с картинами, которые написали художники, вдохновлённые его стихами. А у меня для вас подарочек. Вот такая замечательная книга со стихами Сергея Есенина. Примите мой подарок и помните, что вы – земляки знаменитого поэта, Сергея Александровича Есенина! Гордитесь этим! (бабушка уходит)

Воспитатель: Ребята, у нас было сегодня очень интересное знакомство! Кто к нам приходил? (слайд 13)

Дети: К нам приходила бабушка Сергея Есенина Наталья Евтихиевна.

Воспитатель: А кто такой Сергей Есенин?

Дети: Великий поэт, наш земляк.

Воспитатель: Что вам запомнилось из рассказа Натальи Евтихиевны?

Дети: Сергей Есенин воспитывался бабушкой и дедушкой, очень любил свой родной край, природу, написал много стихов о природе и родном крае, бабушка рассказывала ему много сказок. Сергей был хорошим плясуном и играл на балалайке, любил играть в народные игры.

Воспитатель: Как называлось село, где в детстве жил Сергей Есенин?

Дети: Константиново.

Воспитатель: Кто из вас уже был в родном селе Сергея Есенина?

Дети: ответы детей.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие для детей средней группы по ознакомлению их с поэтом С.А. Есениным.

Цель : знакомство детей с фактами из биографии Сергея Есенина, воспитание любви к родному краю на основе его поэзии.

Задачи:

1.Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова,

2. Развивать у детей интерес к произведениям рязанского поэта.

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.

Предварительная работа: разучивание стихов, народных игр, беседы о родном крае.

Оборудование: костюм для бабушки, яблоко для игры, музыкальный центр.

Дети садятся, перед ними на столе выставлены предметы старины: на скатерти - самовар, деревянные ложки, глиняные миски и т.д., стоит портрет С.А.Есенина.

( сюрпризный момент – входит бабушка С. Есенина)

Бабушка: Здравствуйте, дети. Зовут меня Наталья Евтеевна. Я - бабушка великого русского поэта - Сергея Есенина и сегодня расскажу вам о нём много интересного! Посмотрите, вот он на портрете. Его имя известно во всем мире! Сергей Есенин ( повторить с детьми ).А я воспитывала его, когда он был маленьким.

Когда Серёже было 2 года, его мама уехала на заработки в город Рязань, а мы с дедушкой остались воспитывать Серёженьку в селе Константиново.

Серёжа очень любил своё село и считал его самым красивым местом на земле и не только село, но и весь родной край, свою Россию.

Сейчас я прочитаю вам одно из его стихотворений:

Берёза. Сергей Есенин.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Родной край, место где он родился, жил, был ему всего дороже. Родину Сергей Есенин называл по-старинному – Русью, он её беззаветно, то есть очень-очень сильно, любил и воспевал в своей поэзии. А еще он очень любил играть в разные народные игры. А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в игру, которую знал и играл мой внук Сереженька.

Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Золотые ворота пропускают не всегда:

первый раз прощается, второй - запрещается,

а на третий раз - не пропустим вас!

Бабушка: Ещё Серёжа был большой охотник до сказок, и сам был большой фантазёр. Я ему рассказываю, а если сказка с плохим концом, ему не нравилась, он переделывал ее на свой лад. К сожалению, я уж и позабыла, что он сочинял… зато потом, когда он вырос, он написал стихотворение про мои сказки…

Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели.
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,

Ну, а нам какое дело —

Говори да говори.

Бабушка: Когда Серёжа подрос, он полюбил вечерние посиделки, когда собирался народ с гармошками, или как тогда называли, тальянками, пели, плясали… а сам Серёжа с малых лет умел и любил играть на балалайке, и он был отменным плясуном.

А вы умеете веселиться и плясать? Тогда заведем русскую народную плясовую…

дети показывают произвольные движения под музыку, садятся)

Мы с Сережей очень любили гулять. в Рязань с ним пешком ходили, и в Солотчу. А как-то ходили в лес, стали перекликаться, и Серёжа запомнил, какое в лесу звонкое эхо…А потом и стих написал –

По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.

Дети стоят в кругу. Водящий стоит в центре, закрыв глаза. Дети идут по кругу и проговаривают слова:

«Мы находимся в лесу

Ну-ка глазки закрывай,

Бабушка: Пришло время мне с вами прощаться, ребята. Надеюсь, теперь вы хорошо запомнили моего мальчика, внука, ставшего знаменитым поэтом России. Когда вы подрастёте, то выучите много его стихов про родину, про природу. Услышите песни на его стихи, увидите картины, которые написали художники, вдохновлённые его строками. Всего вам доброго, гордитесь, что растёте в таком замечательном крае, и что вы – земляки знаменитого поэта, Сергея Александровича Есенина!(бабушка уходит)

Воспитатель: Ребята, у нас была сегодня очень интересная встреча. С кем мы познакомились?

Дети : Мы познакомились с бабушкой Сергея Есенина Натальей Евтеевной.

Воспитатель: Что интересного бабушка Наталья Евтеевна вам рассказала, что вам запомнилось? (ответы детей). Как называлось село, где в детстве жил Сергей Есенин?

Нажмите, чтобы узнать подробности

для старшей группы

Подготовила воспитатель

Словарь: бахрома, кайма, заря, принакрыть, сонная тишина.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана.

Ход занятия:

1.Вступительная беседа. (На доске выставлено несколько зимних пейзажей.)

- Ребята предлагаю вам посмотреть на эти прекрасные иллюстрации. Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте. (Пейзаж)

Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан и другие очень любили рисовать природу. Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы, некоторые писатели и поэты то же старались раскрыть всю её необыкновенность в своих произведениях.

Говорит, что когда-то очень давно один русский поэт, Сергей Есенин (показываю его портрет) увидел подобную картину и написал стихотворение.

- Понравилось ли вам стихотворение, хотели бы вы его выучить.

- Ребята, кто внимательно слушал, о чём это стихотворение? (о березе)

3.Беседа по содержанию.

Какою увидел берёзу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна? (укрыта снегом)

- С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (С белой бахромой.) А что такое бахрома? Бахрома-ряд свисающих нитей по краям изделия, служащих для украшения.

- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро.).

-В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки

Что значит горят?

- У какого времени года такие краски?

4.Выразительное чтение стихотворения.

А помогут нам рассказать стихотворение схематические рисунки. (мнемотехника) см. приложение

Читаю повторно стихотворение, выставляя мнемосхему. (Мнемосхема готова.)

- Как будем читать стихотворение - быстро или неторопливо? Громко или не очень громко? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)

Физкультминутка.

Наступило утро, солнышко проснулось,

И берёзки белые к солнцу потянулись. (Руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с дружкой, (Повороты, наклоны в сторону)

Наклонившись в сторону.

С солнцем поздоровались,

Радуясь новому дню. (Руки вверх, помахать ими)

5.Чтение стихотворения детьми.

Давайте все вместе расскажем стихотворение с помощью мнемотехники .

(Приступаем к повторению стихотворения с помощью мнемосхем.)

6. Рисование берёзы

-Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете. (Под музыку)

Читайте также: