Конспект урока тендряков ночь после выпуска

Обновлено: 02.07.2024

Так вот, оказывается, сюжет повести не выдуман, а взят из реальной жизни.

Тендрякову стала известна история о том, как поссорились выпускники ВУЗа, решившись на откровенный, нелицеприятный разговор друг о друге.

Правда, автор посчитал, что убедительней будет перенести действие повести из ВУЗа в школу.

“Ночь после выпуска” впервые напечатана в журнале “Новый мир”, №9 за 1974 год.

“Ночь после выпуска” - повесть-диспут, произведение предельной социальной заостренности. В центре нравственного поиска, который ведет автор, вновь оказывается личность, ее формирование и становление, исследование сложных связей человека и общества.

Непосредственным толчком к созданию “Ночи…” явился рассказ о реальной ссоре выпускников, решившихся при окончании ВУЗа на откровенный, нелицеприятный разговор друг о друге. По мнению автора, убедительней было перенести действие повести из ВУЗа в школу.

“Ночь…” для меня началась с выступление Юльки – отличницы, которая на пороге самостоятельной жизни вдруг осознала свою неподготовленность к ней. Ведь перед ней открылась тысяча дорог, какую выбрать, по какому пути пойти?

И вот ребята прощаются с детством, перед ними новая взрослая жизнь. Шесть ребят из 10А решили провести эту ночь вместе. И здесь на берегу реки они решили узнать все друг о друге “до донышка”.

Советский писатель Владимир Тендряков возможно известен не так сильно, как другие писатели, но и в его творчестве есть немало актуального для сегодняшнего дня.

Сюжет рассказывает о линейке и выпускном в советской школе, знакомит читателя с несколькими ребятами-одноклассниками, каждый из которых очень индивидуален. Здесь и типичная отличница Юлечка, и творческая натура, философ Игорь Проухов, и Ната – самая красивая девочка, объект внимания парней, и Спартак – веселый гитарист. После официальной части ребята собираются своей компанией. Дальше в диалогах героев перед нами разворачивается невероятный внутренний мир переживаний каждого из ребят: какую дорогу выбрать после школы, что является ценным в жизни, кто есть настоящий друг.…

Словно опомнившись, ребята замечают, что все они друзья, вспоминают, как выручали друг друга, и, что каждом из них больше хорошего, чем плохого, и нужно ценить это хорошее!

Повесть В. Тендрякова "Ночь после выпуска" (1974) вызвала много споров. Она — о воспитании чувств подростков и той роли, какую играет школа в этом сложном процессе. Тендряков любит устраивать своим героям проверку на человеческую подлинность. Путь к истине и добру протекает у него всегда драматически, через нравственный кризис, который человек должен преодолеть сам. В повести "Ночь после выпуска" происходит такая нравственная проверка шести юношей и девушек, только окончивших школу. В ночь после выпуска на речном обрыве собираются шесть выпускников и впервые откровенно говорят о том, что они думают друг о друге, а в учительской в это время ведется дискуссия. Причиной для серьезного разговора тех и других стало выступление лучшей ученицы школы Юлии Студенцевой. "Я хочу говорить не от всех, а от себя! — сказала она. — Люблю ли я школу? Да, люблю! Очень! Как волчонок свою нору… И вот нужно вылезать из своей норы. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а я не могу, не знаю… Школа заставляла меня знать все, кроме того, что мне нравится, что я люблю. Теперь оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!". Игра в правду, затеянная подростками, вынуждает их пренебречь моральными нормами. Так в структуре маленького коллектива Тендряков обнаруживает свои законы, свои тайные противоречия, и это явление не носит частный характер. Школа дала ребятам знания, но не научила любви и добру.




В учительской по поводу выступления Юли Студенцевой учителя высказывают разные точки зрения: "За наши труды нас очередной раз умыли!", "А самое обидное — одернуть, наказать мы уже не можем!", "Произошло нечто особенное: наш многолетний труд говорит против нас!" В конце концов, учителя подводят итог: "О чем мы сейчас мечтали? Только о том, чтобы лучше готовить учеников? — Нет! Готовить лучших людей! Мечтали усовершенствовать человеческую сущность!".

У учителей много проблем, но они понимают, что государственные структуры не видят этих проблем. Поэтому так естественно и понятно звучат слова одного из учителей: "Нам научить бы самому простому, тому, что повторялось из поколения в поколение, что вошло во все расхожие прописи — вроде: уважай достоинство ближнего, возмущайся насилием. Собственно, научить бы одному: не обижайте друг друга, люди". А дальше между ними происходит такой разговор: "Кто из нас не подлаживается: как все, так и я? Как все — проще жить… — Мы одного не заметили… — Чего же? — На наших глазах родилась сегодня личность. Личность всегда исключительна, нечто противоположное “как все”…". Учителя произносят тосты, и последний тост учителей, прошедших войну: "Выпьем за то, чтобы они не мерзли в окопах!". Выпускники же в ночь после выпуска поняли очень важную для себя вещь: "Мы научимся жить!".

Таким образом, в центре внимания Тендрякова оказываются проблемы воспитания, взаимоотношения в ученическом коллективе, проблема личной ответственности человека не только за свои поступки, но и за поступки других.

Полная разработка урока по литературе в 11 классе. Подобранный материал для урока воспитывает в детях доброту, порядочность, заботу об окружающих.

Ссылка на публикацию:

Текстовая часть публикации

МКОУ Доволенская средняя общеобразовательная школа №1 Разработка урока литературы (внеклассное чтение) в 11 классе
«Нравственный мир современника

в повести В.Тендрякова

учителя русского языка и литературы

Елены Алексеевны

с. Довольное

Урок внеклассного чтения в 11 классе (Слайд №1)

Тема урока: «Нравственный мир современника в повести В.Тендрякова «Ночь

В.Ф.Тендряков

II. Вступительное слово учителя:
Вам 16 лет. Возраст, когда уходит беззаботное детство, а мечтания и грезы сменяются реальностями жизни. Возраст, когда вы довольно часто задумываетесь о смысле, предназначении, о своем месте в жизни, о нравственности. Ведь безнравственное поведение приводит к смятению души, к разрушению личности. Сегодня проблема нравственности является ведущей темой нашей литературы. Многие писатели, ставя своих героев перед проблемой нравственного выбора, “дают кардиограмму души, высвечивают жизнь сердца и разума в их столкновениях, в борении, жизненных испытаниях” (Н.Воробьева).
(Слайд №2)
Одним из таких писателей является Владимир Федорович Тендряков.
(Слайд №3)
- Давайте познакомимся с биографией писателя
(видеофильм)
– индивидуальное опережающее задание
III.
В своих произведениях писатель обращается к истории нравственного перерождения человека, корыстно использующего свое положение в обществе (повесть “Падение Ивана Чупрова”, 1953 год), к утрате высоких нравственных ориентиров (роман “Тугой узел”, 1956 год), к психологии морального и социального перерождения (повесть “Кончина”, 1968 год)
(Слайд №4)

- Что движет, на ваш взгляд, ребятами, когда они буквально сыплют обвинения в

адрес Генки?
(Ответ: зависть! Потому что они сами не обладают многими качествами Генки, а Генка, в свою очередь, совершает все свои поступки бескорыстно. Ребята судят о нем по себе. Не верят, что можно быть искренним, не прося ничего взамен.)
Учитель:
Как видим, поначалу все воспринимается ребятами почти как веселая игра, шутка. Но вскоре дело обретает нешуточное содержание. В хороших ребятах открывается жестокость, способность больно ранить друг друга.
- Откуда она, эта жестокость, в юных сердцах?! Как же случилось, что эти чистые

и возвышенные юноши и девушки чуть не стали соучастниками Яшки Топора,

покушении?
(Ответы: Юля хочет пойти к нему, когда все другие отказались. А потом и Натка, которую Генка оскорбил больше всех и которая категорически заставляла всех не идти к нему с предупреждением. Она решилась: “Я пойду…”)
Учитель:
В.Тендряков устраивает своим героям проверку на их человеческую подлинность. Путь к истине и добру протекает у писателя, как всегда, драматически, через нравственный кризис. Мы видим, какой страшной бедой может обернуться нравственная глухота. Героев потрясает подлость их одноклассника, когда в ответ он цинично обнажает самое сокровенное.
- Осуждаете ли вы Генку?
(Ответы: нет, так как ребята сами убили в нем все человеческое, его веру в себя. Он с мольбой смотрел на каждого из них, а они беспощадно раздевали его ради “правды до донышка”)
Учитель:
Да, верно, и на этом донышке не оказалось самого главного – доброты, милосердия. Но только ли дети в этом виноваты?
VI. Давайте посмотрим, что происходит в школьной учительской.

- О чем спорят учителя?

(Ответы: они обсуждают выступление Юли Студёнцевой, говорят о ее поведении и о других школьных проблемах. Учителя винят себя, что не так учили, что их за труды “очередной раз умыли”, а наказать они уже не могут. Выступление Юли – плевок в сторону школы.)
Учитель:
Учителя винят себя. Но только ли в них дело? Вспомните ночной пейзаж в четвертой главе, тот фон, на котором развернулись едва ли не ставшие трагическими события.
Чтение отрывка от слов “Мир за гребнем берега утопал в первобытной

непотревоженной тьме…” до слов “…огни, огни, огни, целая звездная

- Что скрывается за этим пейзажем?
(Ответы: пейзаж, в какой-то мере, является моделью душ ребят. Они прекрасно разбираются в элементарных частицах, в сложных устройствах, но совершенно не знают элементарных правил поведения, непросвещенны в области человеческих отношений.)
Учитель:
Да, школа дала ребятам знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру, состраданию и милосердию.
В этой повести, кроме двух шестерок, есть еще, я бы сказала, один герой. Как вы

думаете, кто это или что это? (Слайд №11)
(Ответы: может быть, это обелиск в парке с именами погибших; он воздвигнут в память тех, кто ушел из этого городка на войну и не вернулся. Обелиск находится в центре городского сквера, на границе двух миров – “обжитого и необжитого, света и тьмы”.
(Слайд № 12)
Он как рубеж между светом и тьмой в человеческих душах. Никто так и не дочитал до конца имена погибших. Они жизнь отдали, чтобы нынешние могли учиться, любить, жить. А вместо жизни и любви шестеро ребят чуть было не пали до человеконенавистничества.)
Учитель:
Как видим, социальное беспамятство могло обернуться преступлением. А ведь человек с отключенным прошлым опасен и для других, и для себя. Итак, ночь после выпуска кончилась. Расходятся по домам учителя и ученики. Одни скоро опять войдут в классы. Другие отправятся, как вы, в новую самостоятельную жизнь. - Что же возьмете вы с собой в эту непростую жизнь? Чему учит нас эта повесть?
(Слайд №13)
(Ответы: повесть учит нас, как жить, какие решения принимать в экстремальных ситуациях, до чего может довести эгоизм; повесть учит быть нас добрыми, чуткими,
разбираться в людях, различать добро и зло, правду и ложь, верность и предательство; автор заканчивает повесть словами Игоря: “Мы научимся жить…”)
Вывод:
Да, действительно, это слова надежды. Ночь после выпуска для героев не пройдет бесследно. Каждый из них пережил нравственное потрясение. И мы вместе с героями тоже задумаемся о сущности человеческой души, о самих себе, о друзьях и о коллективе, в котором учимся и живем. Вам придется жить среди людей. А это значит, надо их понимать, разделять с ними их участь, уметь находить общий язык, угадывать их состояние. И мне хочется закончить урок словами из стихотворения Расула Гамзатова “Берегите друзей”
(читает подготовленный заранее ученик ):
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился- Ты ему греха не поминай… Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей.
VII.

способствовать закреплению у учащихся навыка работы с композицией и сюжетными линиями повести, формированию у старшеклассников активной жизненной позиции, позитивного отношения к проблемам взросления;

2) Непосредственным толчком к созданию повести послужил рассказ о реальной ссоре выпускников, решившихся по окончании института на откровенный, нелицеприятный разговор друг о друге. По мнению автора, убедительнее было перенести события из ВУЗа в школу.

Как родились образы? Юлька не очень контактна с классом, характер ее самостоятельный, иначе бы она не выступила. Сразу после Юльки появился Генка, наверно, по контрасту. Первоначально мне казалось, что это будет чрезвычайно интеллигентный парень, окруженный многочисленными друзьями. Вместо него вылез Игорь Проухов, человек совершенно иного характера.

- Какова реакция учителей на выступление Юльки?

( И только сквознячок в теплой комнате, среди разгоравшегося веселья – охолаживающая настороженность. Директор рассеян, завуч замкнуто молчалива, остальные учителя бросают на них пытливые взгляды.)

- Как реагирую на выступление ученики?

( Время от времени к ней подбегал кто-нибудь из ребят, чокался, перекидывался парой слов - выражал свою солидарность – и убегал.)

- Как проявились в этой сцене взаимоотношения учителей и учеников?

б) разговор с физиком сдержанный, без сантиментов. В физике произошли 2 революции – теория относительности и квантовая механика – третья – нескоро. Есть ли смысл отдавать свою жизнь физике? Физик утверждает, что революция продолжается в области астрофизики, кристаллографии и т.д.

а)Позиция И. Проухова по поводу учебы в школе. (Сформулируйте суть его позиции. Согласны ли вы с ней?)

Игорь Проухов неожиданно поддержал Юльку, споря с Васей Гребенщиковым, осудившим ее.

И только преподавательница Зоя Владимировна сидела одиноко за столом. Она была старейшая учительница, проработавшая 40 лет.
Вино выпито, бутерброды съедены, танцы начали повторяться – значит от школьного вечера ждать больше нечего. Ребята и девчонки сбивались по углам и шушукались.

Генка, Натка, Вера Жерих, Сократ Онучин, Игорь Проухов и Юлька пошли к обелиску погибшим воинам. О каждом их них автор коротко расскажет, но не сразу. Больше всего мы узнаем о Генке.

В процессе обсуждения увидим каждого.

б) Особенности сюжета.( Повторение понятия сюжетной линии)

Параллельно этой сюжетной линии развивается другая. Попробуем определить наличие еще одной сюжетной линии. С кем связана вторая сюжетная линия? ( С учителями. Они тоже спорят о выступлении Юльки).

2) Работа над характеристиками персонажей учащихся. ( Анализ главы № 4 )

Самый видный в группе – Генка Голиков, городская знаменитость. Открытое лицо, светлоглазый, светловолосый, рост 190 см, плечистый, мускулистый, занимается самбо. Бог мальчишек, гроза шпаны. Генка – слава города, защитник слабых и обиженных.

Натка Быстрова еще недавно была обычной угловатой , веселой, беспечно пренебрегающей наукой девчонкой. Теперь она стройная красавица. О ней вздыхает Генка.

Чтобы глядя на меня люди не лопались от смеха, я обязан быть стильным. Длинные, принципиально нерасчесанные волосы, на немытой шее девичья цветная косынка, на груди – амулет, камень с дыркой на цепочке, И никогда не стиранные, донельзя узкие с рваной бахромой внизу джинсы. Непревзойденный исполнитель песен Высоцкого. Всем поет одинаково, даже Яшке Топору.

- Как автор относится к такому поступку выпускников? В чем это выразилось?

- Каково ваше отношение к позиции ваших сверстников?

--- зарядка---
3) определение проблематики произведения.

- взаимоотношения между учащимися,

- взаимоотношения учителей и учеников,

- проблема старых и молодых учителей, особенности их методов преподавания,

- сохранение памяти о погибших во время войны,

Одна из важнейших -

- взросление молодых. Она включила в себя несколько взаимосвязанных между собой самостоятельных проблем, с которыми сталкивается молодежь в процессе взросления: первая влюбленность, самоутверждение, юношеский нигилизм, лидерство и власть и др.)

- Как проявляются в тексте эти проблемы? Какой способ разрешения проблем видите вы?

Вернемся к особенностям сюжета. Где , на ваш взгляд, кульминационные моменты обеих сюжетных линий? Какова основная мысль и тема повести? Какова идея произведения?

( Тема связана с трудностями взросления, с ответственной порой жизни молодых, становлением нравственных постулатов личности)

Нажмите, чтобы узнать подробности

НР А ВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своих поступках.

Бруно Ясенский писал:

«Бойтесь равнодушных, они не убивают и не предают.

 НР А ВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своих поступках. С О ВЕСТЬ - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

НР А ВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своих поступках.

С О ВЕСТЬ - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

 ОБЕЛИСК

В рукописи: обелиск - просто фон, часть пейзажа В окончательной редакции : обелиск - символ

обелиск - просто фон,

Обелиск – образ-символ: Обелиск стоит на грани двух миров: обжитого и необжитого, щедрого света и непокоренной тьмы. Он как рубеж между светом и тьмой в человеческих душах.

Обелиск стоит на грани двух миров:

обжитого и необжитого,

щедрого света и непокоренной тьмы.

Он как рубеж между светом и тьмой в человеческих душах.

«Жизнь ставит перед человеком свои задачи.

Читайте также: