Конспект урока сжатое изложение 3 класс

Обновлено: 03.07.2024

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе.

Тема: обучающее изложение.

Рыбакова Алёна Андреевна

Тип урока : Контрольно-обобщающий урок.

Уровень подготовленности класса : средний.

-актуализировать знания о глаголе как части речи;

-актуализировать знания о теме и основной мысли текста;

-актуализировать знания о типах текста

-актуализировать знания о частях текста.

-совершенствовать умение составлять план готового текста,

-совершенствовать умение определять тему, основную мысль, тип текста;

-совершенствовать умение находить орфограммы в словах и объяснять их;

-формировать умение анализировать содержание текста;

-совершенствовать умение пересказывать текст по памяти с опорой на план.

- формировать способность принимать, понимать и удерживать учебную задачу.

- учить осуществлять совместную деятельность с учителем и одноклассниками (беседа)

- формировать учебно – познавательный интерес к русскому языку.

-формировать интерес к загадкам и рассказам.

Принципы обучения :

1. Наглядности (использование презентации и текста изложения)

2. Научности (изучение темы с точки зрения развития речевой деятельности)

3. Связи теории с практикой (актуализация знаний орфографии и пунктуации и применение их на практике)

4. Последовательности (преподавание ведется в определенном порядке)

5. Доступности (опора на знания о тексте и т. д.)

6. Преемственности (связь с предыдущими уроками)

1. Текстоцентричности (обучение строится на текстовой основе)

2. Экстралингвистический (использование презентации)

3. Функциональный (показ функций языковых единиц в тексе)

1. Внимания к материи языка (развитие чувство языка (организация речевой среды с максимально развивающим потенциалом).

2. Координации устной и письменной речи (в процессе совершенствование речевой деятельности развивается как устная, так и письменная речь)

Методы формирования умений, связанных с восприятием текста (метод аналитических наблюдений над готовым текстом, метод составления плана готового текста)

Методы обучения пересказу образцового текста (изложение)

Методы формирования орфографический умений:

Методы формирования орфографической зоркости (нахождение орфограмм в словах)

Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке :

Средства обучения :

2. Карточки с текстом.

План урока :

1. Оргмомент — 0,5 мин.

2. Подготовка к восприятию- 3 мин.

3. Знакомство школьников с исходным текстом- 2 мин.

4. Анализ содержания текста- 4 мин.

5. Анализ структуры текста- 6 мин.

6. Физкультминутка-0,5 мин.

7. Языковой анализ исходного текста-1 мин.

8. Орфографическая подготовка- 4 мин.

9. Пунктуационная подготовка- 2 мин.

10. Повторное чтение текста- 2 мин.

11. Устный пересказ текста-2 мин.

12. Написание изложения- 13 мин.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

-Ребята, что вы знаете о тексте?

-Какие типы текстов вы знаете? (повествование, рассуждение, описание).

-Что можете сказать о тексте- повествование? Тексте- рассуждение (это текст, который объясняет причину какого-то явления или события? Тексте- описание?

-Из каких частей состоит текст? (Введение, основная часть, заключение).

-Что такое тема текста? (О чём текст)

-Что такое основная мысль текста? (Что хотел сказать автор)

-Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь.)

3. Знакомство школьников с исходным текстом (на экране и распечатанные экземпляры у каждого учащегося).

-Сейчас я вам прочитаю текст, а вы внимательно следите. Постарайтесь понять тему и основную мысль. (Учитель выразительно читает текст)

Как медведь сам себя напугал.

Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки.

Испугалась белка на веточке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать!

Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.

4. Анализ содержания текста.

- Понравился вам текст? Что показалось особенно интересным?

-Из скольких частей состоит текст? (3)

-Почему вы так решили? (Состоит из 3 абзацев).

-Как вы считаете, какова тема этого текста?

-А какая основная мысль?

- Как вы понимаете значение выражения дал стрекача? (Стремительно убегать)

- А как понимаете выражение рявкнул медведь? (Подал голос, закричал)

-А выражение насторожил уши? (Прислушался)

-А слова помчался? Угодила? Наскочил? Выпугнул? Лопочет? (Попала, побежал, натолкнулся, выгнал (напугал, болтает (лепечет).

-Кто герои этого текста? (Медведь, белка, заяц, сорока, лоси).

- Почему медведь это сделал? (Потому что все звери шумели).

- С чего начался переполох в лесу? (С того, как медведь вошел в лес и затрещали ветки).

- Расскажите, как всё происходило дальше? Что сделал белка? Заяц? Сорока? Лоси?

-Что сделал в итоге медведь? (Рявкнул и дал стрекача).

5. Анализ структуры текста.

-Прочитайте текст про себя и подумайте, какие ключевые слова-глаголы можно выделить в этом тексте. Вспомним, что такое глагол? На какие вопросы отвечает?

-Давайте назовем ключевые слова. Какие слова вы выбрали? Дети называют по слову (Вошёл, затрещали, испугалась, уронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла, услышали, пошли, остановился, насторожил, лопочет, кричит, ломают, рявкнул, дал стрекача, напугал).

-Ребята, эти слова помогут вам в написании изложения (На доске выводятся ключевые слова)

-Давайте подумаем, к какому типу относится этот текст? (это повествование)

-Почему? (потому что есть завязка, развитие действий и развязка, рассказывается о событиях, происходящих на протяжении некоторого времени, можно представить несколько картин).

-Совершенно верно, это повествование. А сколько картин мы можем выделить в данном тексте? (3)

-Давайте составим план текста. Из скольких частей он будет состоять? (3)

-Прочитаем первую часть (ученик читает вслух).

-О чем идет речь в этой части? (Как медведь вошел в лес и под тяжестью лап затрещали веточки).

-Как можно озаглавить эту часть? (Медведь вошёл в лес). (Учитель записывает сам на доске).

-Прочитаем вторую часть (ученик читает вслух).

-О чем идет речь в этой части? (Как все переполошились в лесу).

-Как можно озаглавить эту часть? (Переполох в лесу). (Учитель записывает сам на доске).

-Прочитаем третью часть (ученик читает вслух).

-О чем идет речь в этой части? (как медведь испугался и дал стрекача).

-Как можно озаглавить эту часть? (Медведь дал стрекача). (Учитель записывает сам на доске).

1. Медведь вошёл в лес.

2. Переполох в лесу.

3. Медведь дал стрекача.

Отдохнём с тобой дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

7. Языковой анализ исходного текста.

-Какими способами автор связывает предложения в тексте? (Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически).

8. Орфографическая работа.

(Учащиеся называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

Вошёл (шел, медведь (медведи, затрещали (-ча-ща пиши с буквой а, тяжёлой (тяжесть, веточки (-чк,- чн пишется без ь, веточке (-чк,- чн пишется без ь, уронила (уронит, шишку (-жи- ши пиши с буквой и, угодила (угодье, лоб (лобик, вскочил (вскочит, помчался (по – приставка, гущу (-чу, - щу пиши с буквой у, наскочил (наскок, насторожил (настороженно, сторож, уши (-жи, -ши пиши с буквой и, лопочет (словарное слово, сорока (словарное слово, ломают (поломка, рявкнул (словарное слово, стрекача (словарное слово).

На доске слова с трудностями в написание: Выпугнул, насторожил уши, лопочет, рявкнул, дал стрекача.

9. Пунктуационная подготовка.

-Запомните и не делайте ошибки при написании изложения.

10. Повторное чтение текста учащимися.

11. Устный пересказ текста.

Пересказ тремя учащимися по частям с опорой на план и ключевые слова.

12. Написание изложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока : показать учащимся основные приёмы сжатой передачи содержания рассказа; развивать умения правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли; воспитывать любовь к природе.

1 Орг.момент

_ Здравствуйте, ребята!

2. Актуализация знаний.

- Мы сегодня будем писать сжатое изложение. Перед вами ставится задача: кратко передать содержание рассказа. Что это значит? (Передать главное, сохранив точность.) Вспомните и обсудите в парах (группах) основные приёмы сжатого изложения: МОЖНО / НЕЛЬЗЯ

Убрать избыточные слова;

Объединить мелкие, единичные факты на основе общего;

Заменить прямую речь косвенной, сложные предложения -простыми.

Сократить смысловые части, заменив их простым предложением.

Сохранить основные детали, помогающие понять авторскую идею;

Сохранить аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

3.Подготовка к первичному восприятию текста.

Этот доктор удалит

Мой больной аппендицит.

Скальпель – лучший его друг,

Кто же доктор тот?

-Попытайтесь дать определение слову хирург. Кто это?

-Давайте подберем синонимы к слову хирург . (врач, доктор, лекарь),

Прилагательные (детский, взрослый), глаголы (лечит, оперирует, помогает, спасает),

-Подумайте, о ком этот текст? (Ответы детей)

-Послушайте текст и увидите, оправдались ли наши предположения.

(Учитель читает текст)

-А что вы знаете про агрономов?

- Агроно́м — специалист сельского хозяйства, обладающий всесторонними знаниями в области агрономии. Это словарное слово.

4.Работа с текстом

У детей листочки с текстом.

-Прочитайте текст. Как вы думаете, в заголовке отражена тема или основная мысль?(Тема)

-А что является основной мыслью данного рассказа? (То, что люди спасли дуб и другие деревья.)

-Вспомним структуру повествовательного текста

-Разделите текст на части.(Работа в группах)

-Где заканчивается каждая часть? (Проверка)

-Давайте озаглавим каждую часть. Что для этого нужно сделать? (В каждой части выделить микротему и озаглавить эту часть.)

- Результат данной работы будем заносить в таблицу.

- Рассмотрите ее. Какие данные будем заносить в 1 столбик? Во 2 столбик?

Ученики рассматривают таблицу. Заполняют её по ходу работы над каждой частью.

План текста

Опорные слова

1 Старый дуб заболел

2.Как лечили дуб.

Решил спасти, очистили, промыли, заложили , залили

Анализ и составление плана.

- Что делает врач-хирург7

- Как агрономы спасли дуб?

- О чём надо сказать до рассказа о лечении дуба?

- Каково заключение и зачем оно нужно? ( Без него непонятно заглавие.)

5. Физминутка

6.Работа по сжатию текста

- Прочитайте 1 микротему.

- Без каких предложений и слов в первой части не обойтись? Подчеркните их. Попробуем сжать эту часть.

- Какой прием сжатия мы использовали?

На окраине Риги стоял древний дуб. Его возраст 500 лет. В дупле старика образовалась большая дыра.

Аналогичная работа со следующими микротемами.

Агроном осмотрел дерево и решил его спасти. Началась умелая работа. Больное место бережно очистили. Чистая рана была промыта. Дупло заложили камнями и залили цементом. Старый дуб будет жить.

Так зовут местные жители агрономов.

( По В. Сташенко и В. Соболеву)

7.Орфографическая подготовка

- Опорные слова, которые мы выделили в каждой части, могут быть использованы вами при записи вашего текста. Предлагаю обратить внимание на них с орфографической точки зрения.

- Зачем я предлагаю вам над этим поработать?

- Как мы будем с ними работать?

Организуется фронтальная работа по предупреждению ошибок в словах, которые дети могут использовать при записи своего текста.

8.Запись собственного текста.

- Сколько абзацев будет в вашем тексте?

- Как будете на письме оформлять начало каждого абзаца?

- Приступайте к работе! Желаю вам успехов!

Ученики самостоятельно пишут сжатое изложение, опираясь на план и опорные слова. При необходимости учителем оказывается индивидуальная помощь.

9.Подведение итогов. Рефлексия.

- Какую УЗ вы ставили перед собой на уроке?

- Кто считает, что он достиг цели урока?

- На следующем уроке проведем работу над ошибками, поговорим о трудностях, с которыми вы столкнулись во время работы с текстом.

Автор: Сартакова Ирина Анатольевна

Населенный пункт: Алтайский край, с. Первомайское

Был Серёжа именинник. Подарил ему дядя сетку птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся чижик. Серёжа обрадовался и посадил птичку в клетку.

Однажды чистил мальчик клетку и забыл закрыть ее. Чижик нашел дверку и полетел к окошку. Да не видал стекла, ударился и упал на подоконник. Серёжа целый день не отходил от него. А чижик лежал на грудке и тяжело дышал. Утром Сережа увидел, что чиж лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Анализ текста:

Текст выбран для сжатого изложения в 3 классе.

Главная задача данной работы: научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, сохраняя авторский стиль, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

В предложенном тексте 147 слов. После успешного сжатия текст должен содержать не более 60-70 слов, что соответствует требованиям программы, относительно объема написания изложения учениками 3 класса.

Текст написан в художественном стиле.

Его цель: нарисовать картину событий, произошедших с героями.

Тип речи: повествование в жанре рассказа.

Тема: Текст о том, как мальчик погубил птичку

Идея: Людям надо бережно относиться к братьям своим меньшим.

Данный текст имеет в своей основе сложную композицию:

  • Вступление;
  • Начало действия (завязка);
  • Развитие действия;
  • Кульминация (самый острый момент в развитии действия);
  • Заключение (развязка).

Части в данном тексте автор связывает между собой опорными словами.

Частотные орфограммы в тексте, которые знакомы детям данного школьного возраста:

  • безударный гласный (проверяемый) в корне: 14 слов;
  • безударный гласный в приставках: 15 слов;

Пунктуационные правила: постановка запятой в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.

Встречаются слова с незнакомыми для детей орфограммами, на которые нужно обратить особое внимание при подготовке к изложению:

  • безударные личные окончания глаголов;
  • постановка запятой в сложном предложении.

Данный текст написан в повествовательном стиле, с ясным сюжетом, небольшим количеством действующих лиц, соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся, имеет познавательную и воспитательную ценность, а значит, может быть использован для данного вида изложения в 3 классе.

Тип урока: подготовка к написанию изложения.

Цели: формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности; учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторов одних и тех же слов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение последовательно излагать текст;
  2. Обогащать словарь на материале урока;
  3. Обучать детей правильному озаглавливанию частей текста;
  4. Развивать связную монологическую речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать взаимопонимание;
  2. Воспитывать усидчивость.

Развивающие:

  1. Развивать эмоциональную сферу детей;
  2. Способствовать развитию наблюдательности;
  3. Развивать речь, мышление, воображение.

Использованные источники:

Ход урока

1. Организация начала урока

– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

2. Основная часть

А) Определение темы урока

– Вы ходили когда-нибудь в Зоопарк?

+ Да, мы ходили в Зоопарк.

– Каких животных вы там видели?

+ В Зоопарке мы видели медведей, тигра, слона, жирафа…

– Сегодня мы с вами поговорим об одном из этих животных. А о каком именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он огромен, но послушен,
У него большие уши,
Ноги – тумбы, сам, как дом,
Хвостик маленький при нем,
Хобот длинный вместо рук:
Носит бревна и бамбук.
Может деток прокатить,
Если вкусным угостить.
Он отважен и силен.
Угадали? Это .

+ Это слон. Мы будем говорить о слоне.

– Верно. Откройте учебник на странице 90 упражнение 206. Что в нём дано?

+ В упражнении дан текст.

– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке с данным текстом?

+ Мы будем его разбирать.

– Правильно. Мы будем работать с текстом и готовиться к написанию изложения.

Б) Чтение текста и беседа по его содержанию

– Сейчас я прочитаю вам текст. Слушайте внимательно. Потом я буду задавать вопросы по тексту.

– Как звали слона?

+ Слона звали Макс.

– Верно. Куда повели слона?

+ Слона повели купаться.

– Правильно. Как слон почувствовал себя в воде?

+ Слон почувствовал себя на свободе и развеселился.

– Как можно сказать по-другому?

– Что слон сделал в воде?

+ Слон опустил хобот в воду, поискал что-то на дне. Вытащил хобот из воды, посмотрел на людей и как дунет!

– Что случилось дальше?

+ Песок и камешки полетели на людей.

– И что сделали люди?

+ Люди побежали в разные стороны. Зрители разбежались.

– Что делает Макс?

+ Он опускает хобот в воду и поливает в разные стороны.

– Верно. Как можно охарактеризовать слона? Как он себя ведёт?

+ Слон шалит и проказничает. Он озорник, любит играть. Но он не понимает, что беспокоит людей.
+ Почувствовав себя свободно, Макс решил немного похулиганить.

– Кто решился подойти к слону?

+ К слону решился подойти дрессировщик Дуров.

– Что сделал дрессировщик?

+ Он решительно подошел к слону сзади и взял его за ухо.

– Что сделал слон?

+ Слон испугался и опустил хобот.

– Прочитаем текст ещё раз и разделим его на части.

+ … (ученики самостоятельно делят текст на части)

– Сколько частей у вас получилось?

+ У нас получилось 3 части.

В) Составление плана

– Для чего мы разделили текст на части?

+ Чтобы составить план.

– Правильно. Сейчас будем составлять план. Посмотрите на текст и скажите, как можно назвать первую часть?

– Как мы назовём вторую часть?

+ Купание слона. Игры Макса в воде. Водные забавы.

– Хорошо. Как мы назовём третью часть?

+ Смелый дрессировщик. Смельчак. Храбрый Дуров.

– Посмотрите на доску, у нас получился план. Прочитайте его ещё раз.

2. Купание слона.

3. Смелый дрессировщик.

Г) Физкультпауза

– Сейчас немного отдохнем.
Раз, два, три – вперёд наклон,
Раз, два, три – теперь назад. (Наклоны вперёд и назад)
Головой качает слон –
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Д) Устный пересказ по плану

– Как вы думаете, что мы будем делать дальше?

+ Дальше мы будем пересказывать текст.

– Правильно. А на что вы будете опираться?

+ Мы будем опираться на план.

– Верно. Пересказ начнёт Олег.

– Продолжит пересказ Дима.

– Закончит пересказ Маша.

Е) Словарно-стилистическая и орфографическая подготовка

– Посмотрите на доску. Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

+ Будем выполнять задания.

– Первое задание. Прочитайте слова.

+ Почувствовал, камешки, врассыпную, сзади.

– Запомните, как пишутся эти слова.

(Читают все вместе. Затем учитель закрывает доску, ученики пишут слова в тетрадь)

– Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Запишите эти слова в тетрадь.

– Проверьте, правильно ли вы написали слова. (учитель открывает доску)

– Второе задание. Нужно вставить слова в предложения.

(Однажды Макса повели . ) (Поднял …, оглянулся на людей да как …!) (Дождь …, град … осыпали стоящих на берегу . )

– Выполните задание самостоятельно в тетради.

– Миша выполнит задание у доски. Остальные проверяют.

+ Однажды Макса повели купаться.

Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет!

Дождь песку, град камешков осыпали стоящих на берегу людей.

+ Да, Миша справился с заданием. Он сделал всё верно.

3. Окончание урока. Подведение итогов урока

– Что мы делали на уроке?

+ На уроке мы работали с текстом. Готовились к написанию изложения.

– Наш урок завершён. Давайте поделимся впечатлениями об уроке.

Если вам всё понравилось, то громко хлопните в ладоши.

Если сегодня что-то не получилось, и вы считаете, что вам необходимо над этим ещё поработать, положите руки на парту.

Читайте также: