Конспект урока не с существительными 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Традиционно приветствуем друг друга, затем записываем на доске и в тетрадях число, словосочетание “Классная работа”.

Затем ученикам предлагается разгадать два ребуса. (Это традиция). Отгаданные слова будут использованы на одном из этапов урока.

2. Актуализация.

О том, как пишется не с глаголами, ребята уже знают. И на дом им было задано повторить это правило.

Предлагаю написать небольшой словарный диктант на данное орфографическое правило (так называемая “орфографическая пятиминутка”), но при этом включаю в содержание диктанта не только глаголы, но и существительные.

Один из учеников пишет диктант на доске, остальные – в тетрадях, по окончании обмениваются работами с соседями по парте (взаимопроверка).

Желающие комментируют написанное на доске и в тетрадях своих одноклассников. Возникает спор: “Как писать неволя, ненастье? Почему?”.

Дети ощущают недостаточность знаний, желание заполнить пробел.

На этом этапе, уже понимая, чего мы хотим от данного занятия, формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь. (“Правописание не с именами существительными”)

3. Работа с языковым материалом.

Прежде чем начать исследование, задаю вопросы:

– В какой форме можно записать полученную информацию по теме урока?

(Ответы: в форме схемы, таблицы, плана)

– Если выберем таблицу, то сколько в ней будет столбцов и почему?

(Ответы разные, но в конце концов выясняем, что два, т.к. существует только два варианта написания не с именами существительными)

Расчерчиваем таблицу на доске и в тетрадях, формулируем названия столбцов.

Далее ученикам предлагается образовать имена существительные от следующих глаголов: ненавидеть, негодовать, недоумевать. (Вспоминаем, что эти глаголы пишутся слитно, так как без не не употребляются)

После обсуждения один из учеников записывает на доске:

– Почему данные имена существительные вы написали слитно.

– Предполагаемый ответ учащихся:

– Так как данные имена существительные также без не не употребляются.

Подводим первый итог:

– Мы сформулировали первый пункт орфографического правила. Давайте отразим то, что мы узнали, в нашей таблице.

Возникает такая запись:

– Ребята, а теперь вернемся к нашему орфографическому диктанту. Какие слова из него подойдут в качестве примеров к этой части правила?

– Верно. Вы можете их тоже записать в таблицу. Теперь мы смело можем объяснить и правописание таких слов, как невежда и невежа. Отличаются ли они по значению? Где мы можем прочитать о значении этих слов?

– В толковом словаре.

– Давайте обратимся к толковому словарику. (Приложение № 3 к учебнику Львовой)

Кто первым подскажет нужную нам страницу?

4. Работа со словарями.

Ученики находят и зачитывают толкование слов невежа и невежда, сравнивают с собственными формулировками. Учитель задает вопросы:

– В какой басне И.А.Крылова вы встречали слово невежда?

– А где можно столкнуться с невежей?

– А теперь, ребята, вернемся к словам, зашифрованным в ребусах. Можно ли эти слова написать раздельно с не? Может быть, кто-нибудь их записал раздельно?

А вы знаете, что те слова, которые сейчас не употребляются без не, когда-то писались с этой частичкой раздельно?

В том числе имена существительные невеста, неделя.

– К какому источнику информации можно обратиться, чтобы узнать о происхождении этих слов?

– К этимологическому словарю.

– Так давайте же обратимся к этимологическому словарику (Приложение № 3 к учебнику Львовой) и найдем информацию о происхождении слов невеста, неделя.

Снова подводим итог.

Работа с толковым и этимологическим словарями помогла нам не только углубиться в значения слов, но и понять, почему они ТАК пишутся с точки зрения орфографии.

5. Работа с учебником.

Анализ теории, данной в учебнике С.И.Львовой, с целью освоения условий слитного и раздельного написания не с именами существительными.

– Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 80 (параграф № 57). Перед вами теоретический материал по нашей с вами теме, представленный в виде схемы. Найдите и прочитайте ту часть теории, которую мы уже освоили.

(Один из учеников читает ту часть материала, в которой говорится о правописании имен существительных, не употребляющихся без не).

При каких еще условиях не с именами существительными пишется слитно? Отвечайте, опираясь на схему учебника.

Если к существительному можно подобрать синоним без не.

Запишем наше “открытие” в таблицу.

2. Если слово можно заменить синонимом без не:

– Предлагаю вам снова вернуться к нашему орфографическому минимуму, который мы писали в начале урока. Как можно объяснить правописание слова неволя? (Ребята подбирают синонимы, синонимичные словосочетания тюрьма, отсутствие свободы, заточение.)

Продолжаем работу с учебником.

– При каких условиях не с именами существительными пишется раздельно?

Заканчиваем заполнение таблицы.

2. Если слово можно заменить синонимом без не:

2. При наличии противопоставления союзом а.

Тренинг “Понятно – непонятно”.

Каждый ученик получает карточку с примером на изученное правило. Он должен объяснить правописание данного слова, назвать условие слитного либо раздельного написания не с именем существительным.

Устная работа идет по цепочке. Справившийся с задачей ученик кладет свою карточку в коробку с надписью “Понятно”. Тот, кто не усвоил материал, молча кладет свою карточку в коробку с надписью “Непонятно”. С анализа примеров, сложенных в коробку “Непонятно”, начнется следующий урок русского языка.

Не поехал домой, не могу спать, ненавидеть войну, невзлюбил меня, настоящий неряха, жить в неволе, осеннее ненастье.

- Развитие активной мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, обобщать, аргументировать, доказывать, делать выводы).

- Совершенствование внимания, памяти, речи.

-Развитие орфографической зоркости.

-Развитие творческих способностей.

-Развитие активности учащихся.\

-Вызвать заинтересованность в получении знаний.

-Пробудить любознательность, готовность решать задачи самостоятельно.

-Создать уверенность в успехе.

-Формировать нравственные ценности жизни учащихся.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. (Тема на доске)

Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном?. Начну я. Существительное - это самостоятельная часть речи. А теперь - покажите вы мне свои знания.

Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока.

Ознакомление с таблицей, которую следует заполнить

Объяснение нового материала(на слайде)

У (не)ряхи в квартире –(не)настье, У (не)вежды – (не)лепость в уме. (Не)приятель несёт лишь (не)счастье, Тайный (не)друг опасней вдвойне.

Как вы понимаете смысл этого стихотворного текста?

Какие человеческие качества осуждает здесь не ? А как правильно написать слова с не ? Ваши предположения?


На экране –правильный вариант. Учащиеся записывают текст.

У неряхи в квартире –ненастье, У невежды –нелепость в уме. Неприятель несёт лишь несчастье, Тайный недруг опасней вдвойне.

Работа с первыми двумя строчками

Попробуйте прочитать слова, отбросив не . Где при этом нарушается смысл? Каков ваш первый вывод?

Примечание: заполняются графы только после выводов, сделанных учащимися.

Прочитаем две последние строки и подумаем, как можно заменить существительные здесь. Каков же следующий вывод?

Какая цель в исследовании темы пока не достигнута?

Когда же существительные с не пишутся раздельно?

Рассмотрите следующие предложения. (На экране)

1.Не врагом, а союзником Руслана был финн. 2. Не любовь к брату, а зависть таил в своём сердце Черномор . 3.Нет, не смелость проявил в поисках Людмилы Фарлаф. 4. Нет, не любовь к Людмиле позвала его в путь.

О каком произведении здесь идёт речь? Проанализируйте два первых предложения. Почему ваше внимание акцентируется на союзе а ? Как оформить это наблюдение в таблице?

Рассмотрите два последних предложения. Какой вывод сделаете теперь?

Запишите его в таблице.

1) не употребляется без не.

2) можно заменить синонимом.

2) ярко выражено отрицание ( нет)

Как будем рассуждать при выборе правильного варианта? (Слитно: без не смысл потерян , ищем синоним ; раздельно: ищем союз а или отрицание).

Знакомство с алгоритмом

(на основе алгоритма проверяем написание НЕ в следующих предложениях)

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не бросай друга в несчастье.

Гимнастика для глаз, физкультминутка.

Проведём гимнастику для глаз.

Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Б.Заходер.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением.

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Глазки наши отдохнули, теперь продолжим урок.

Словарный диктант с комментированием

Ненастье, незнакомец, неряха, нелепость, незабудка, небылицы

  1. Почему так пишется НЕ?
  2. Чем в таких словах является НЕ?

Вывод 1. Не с любыми словами пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется. НЕ в них – часть корня.

  1. Чем является НЕ, когда пишется со словами раздельно?

- НЕ является частицей.

- Частица НЕ имеет отрицательное значение.

  1. Образуются ли с помощью частицы НЕ новые существительные?

-Новые слова не образуются, отрицаются исходные.

Вывод 2. Слова не употребляются с приставкой не-. Рядом с ними может быть только частица НЕ. Новое слово не образуется.

Правда, счастье , друг

-От данных существительных образуйте с помощью приставки НЕ новые существительные.

  1. Какой смысл придает новым словам приставка НЕ? Как можно назвать образованные слова?

- Противоположное значение. Новые слова-антонимы.

Вывод 3. Существительное с приставкой НЕ образует новое слово – антоним исходному.

  1. Чем можно заменить существительное, образованное с помощью приставки НЕ?

Неправда (ложь). Несчастье (горе), Нездоровье (болезнь)

Работа в парах (по карточкам) - даны слова в 2 столбиках, найдите соответствия:

Самопроверка по цепочке. Как одним словом можно назвать записанные пары слов? (синонимы). Так какие слова называются синонимами?

Продолжим исследование изучаемой орфограммы по учебнику – теория

Запишем данное предложение и подчеркнем противопоставление с союзом а.

Он не друг , а просто знакомый. .

Вывод 4. НЕ с существительным пишется раздельно, если есть противопоставление.

Кто быстрее? Выпишите предложения, в которых употребляется существительные с частицей НЕ при наличии противопоставления.

1). (Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам. 2).(Не)искренность чувствовалась в его словах. Подкупала (не) искренность девочки, а ее простота.

  1. Не везение , а труд и настойчивость приведут к успехам.
  2. Подкупала не искренность девочки, а ее простота .

Сгруппируйте предложения согласно 4 выводам темы. Докажите: слитно или раздельно. (раздаточный иатериал)

1.(Не)везение преследовало меня. 2. (Не)вежда –это (не)уч, мало знающий человек. 3. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость. 4. Это (не)ошибка. 5. (Не)удача привела спортсмена к победе, а упорные тренировки. 6. Самообладание (не)помеха, а залог успеха. 7. Каждая (не)удача прибавляет ума.

1.Учащиеся фронтально объясняют написание. Обозначают НЕ как часть корня, приставку, частицу.

2. Самопроверка и исправление ошибок (для слабых учащихся).

1. Кто быстрее назовет диктуемые учителем сочетания синонимами с НЕ?

Запись предложений с доски. Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.

1) Рыбаки ужинали, щёлкали орехи, рассказывали были и (не)былицы.

2) О, если б мое (не)счастие было только в безденежье, я бы благословил свою судьбу!

4) Нет, это (не)Енисей.

Проверка: один из учеников выходит к доске и правильно оформляет данные предложения.

Достигли ли мы целей урока?

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Чем может быть НЕ?
  2. Назовите условия слитного написания НЕ с существительными.
  3. .Назовите условия слитного написания НЕ с существительными.
  1. .2. Рефлексия.
  1. .3.Выставление отметок
  2. Домашнее задание. П.42, упр.313

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правописание НЕ с именами существительными

Правописание НЕ с именами существительными. Научиться определять выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительным.

У (не)ряхи в квартире –(не)настье, У (не)вежды – (не)лепость в уме. (Не)приятель несёт лишь (не)счастье, Тайный (не)друг опасней вдвойне.

У неряхи в квартире –ненастье, У невежды –нелепость в уме. Неприятель несёт лишь несчастье, Тайный недруг опасней вдвойне.

1.Не врагом, а союзником Руслана был финн. 2. Не любовь к брату, а зависть таил в своём сердце Черномор . 3.Нет, не смелость проявил в поисках Людмилы Фарлаф. 4. Нет, не любовь к Людмиле позвала его в путь.

НЕ с существительными пишется слитно раздельно без НЕ не употребляется НЕ - приставка (можно подобрать синоним) НЕ – частица (отрицание) есть союз А

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Не бросай друга в несчастье.

Сравните предложения. Выпишите те предложения, в которых употребляются существительные с частицей НЕ. (Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам. (Не)искренность чувствовалась в его словах. Подкупала (не)искренность девочки, а ее простота. Потренируемся!

Проверь себя . Не везение , а труд и настойчивость приведут к успехам. Подкупала не искренность девочки, а ее простота .

Потренируемся! Сгруппируйте предложения согласно 4 выводам темы. Докажите: слитно или раздельно. 1. (Не)везение преследовало меня. 2. (Не)вежда –это (не)уч, мало знающий человек. 3. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость. 4. Это (не)ошибка. 5. (Не)удача привела спортсмена к победе, а упорные тренировки. 6. Самообладание (не)помеха, а залог успеха. 7. Каждая (не)удача прибавляет ума.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Правописание НЕ с именами существительными

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными

Личностные : Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. На слайде (СЛАЙД 1) перед вами слова: У, всё, получиться, нас, сегодня. Составьте из этих слов предложение. (СЛАЙД 2) Сегодня на уроке мы с вами будем работать под этим девизом.

Проверка домашнего задания: Упр. 308 (устно)

Орфографический тренинг:

- Запишите число и классная работа, оставьте 1 строку для записи темы урока.

- Запишите слова в творительном падеже ед. числа.

Плечо, нож, ситец, ноша, разница, бахча, парча, куча, стужа, пейзаж, платьице, пальтецо, плющ, врач, луч, перец, кирпич, блюдце.

Проверяем на (СЛАЙД 3)

2.Актуализация знаний , пробное учебное действие и фиксация затруднений в деятельности. Определение темы и задач урока.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Создаю проблемную ситуацию :

- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?
- Вспомните определение этой части речи.

-О чем мы будем говорить на уроке? (продолжаем изучать существительные)

А теперь посмотрите на слайд, прочитайте предложения:

1)Говорить (не)правду бесчестно.

2)Нас задержала (не)погода, а долгие сборы.

3)Этот (не)вежда ничего не знает.

4)Настоящие друзья познаются в (не)счастье.

5)(Не)забудки привлекают (не)запахом, а нежностью и красотой.

6)От (не)доумения он даже рот раскрыл.

-К какой части речи относятся слова со скобками? (сущ-е) Что означают эти скобки? (сущ-е пишутся слитно или раздельно). Выпишите слова со скобками в два столбика (слитное и раздельное написание с НЕ). Всё ли у вас получилось? ( Нет.) Так о чем конкретно мы будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте определим цель урока. Чему вы должны научиться?

Сегодня мы должны с вами научиться… распознавать, когда НЕ пишется слитно, а когда – раздельно с сущ. (запись темы урока).

Чтобы найти ответ на вопрос, надо понаблюдать за словами в предложении и сделать вывод.

- Открываем тетради, записываем тему урока. (СЛАЙД 6)

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Исследовательская работа.

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Исследовательское задание (1группа)

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?

Друг познаётся в несчастье (беде).

От недоумения он даже рот раскрыл. (нет слова доумения)

Он тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.

Исследовательское задание (Группа 2 повышенный уровень сложности)

Говорить неправду (ложь).

Нас задержала не погода, а долгие сборы.

Этот невежда ничего не знает. (нет слова вежда)

Настоящие друзья познаются в несчастье (беде).

Незабудки привлекают не запахом, а нежностью и красотой.

- А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 5 класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

- Ты был в зоопарке?

Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов "нешкола", "нестол", "неответ", потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия. Нет антонимов у слов стол, кровать, книга, собака и др.

НЕ вносит отрицание – пишем раздельно. Не слон! (НЕ – отрицание)

3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.

Заполни таблицу: (учащиеся выходят к доске и самостоятельно заполняют таблицу)

Проверяем: (слайд 7)

1. Без НЕ не употребляется (невежда)

1. Есть противопоставление с союзом А

Есть синоним (неправда - ложь).

НЕ является отрицанием (не слон)

6. Первичное закрепление нового знания с комментированием во внешней речи. (На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия ( фронтально , в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.)

- А сейчас давайте вернёмся к нашему заданию в начале урока и выполним его правильно. (Устно по цепочке) (СЛАЙД 8)

УПР. 310 (2 человека у доски, остальные в тетрадях) Далее проверяем выполнение упражнения (ученики, при необходимости, вносят свои замечания к записям одноклассников на доске, затем оценивают его работу).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: систематизировать знания учащихся по теме; формирование умений самостоятельного применения знаний; стимулировать стремление к творчеству и самовыражению.

Задачи: используя межпредметные связи русского языка, литературы, географии; расширить и углубить знания детей по данным темам; формировать умение анализировать структуру научных понятий, выделять главное; воспитание чувства уважения к родному языку.

Наглядность: раздаточный материал.

Оборудование: толковый словарь; иллюстрированные карточки для индивидуального задания;

Литература: Корниенко Р. Н. Активная деятельность учащихся на уроках русского языка. // РЯШ №3 – 2000.

Оргмомент (1 минута).

Актуализация знаний (4 минуты).

Изучение нового материала (15 минут).

Первичное закрепление (15 минут).

Подведение итогов урока (3 минуты).

Домашнее задание (2 минуты).

I Организационный момент.

II Постановка целей урока: усвоение правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными; закрепление навыка правописания не с существительными.

Орфографическая задача (проблемная ситуация).

Кто (б) (ни) был ты о мой читатель друг (не) друг я хочу расстат?ся нынче как приятель.

Решите записанную на доске орфографическую задачу:

- как написать слова? Нужны ли знаки препинания? Почему?

(Оказывается, мы ещё не всё знаем, не всё можем объяснить).

IV Работа с учебником. Знакомство с теоретическим материалом. У нас есть подсказка - теоретический материал учебника. Прочитайте, пожалуйста, правило, уясните его, попытайтесь рассказать друг другу (в паре): когда не с существительными пишется слитно, когда - раздельно. (После работы в парах - опрос с места 3 человек по каждому случаю с иллюстрацией примерами, записанными на доске:

А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 6 "а" класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

- Ты был в зоопарке?

Ученик: -Чу, бубенцы на дороге звонят!

- Чу, роднички в овраге побулькивают!

- Это не роднички!

- Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!

- Да что же это такое?

- Это мы, лягухи, в канаве урчим!

(Как нужно написать не со словами бубенцы, роднички, гром?)

V Закрепление. Тренировочные упражнения.

Учитель: Первых результатов по эталону мы достигли. Что же ещё мы должны уметь, если обратиться к теме урока и нашему эталону?

(Ребята зачитывают критерии).

Упражнение № 1. Задание: выпишите существительные, которые без не не употребляются.

(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.

Я хочу познакомить вас со сказкой Б. Заходера о словах, в которых исчезло не.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением.

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шёл суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

(Оказывается, бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не употребляются, значит, пишутся слитно).

Упражнение № 2. Задание: подберите к данным словам синонимы с не, например, враг - недруг.

(Назовите из записанных слов те, которые без не не употребляются).

Идём дальше… А собственно, куда идём? Смотрим не на меня, а в эталон: что выполнили, а что ещё предстоит выполнить?

(Ученики зачитывают следующий критерий умений).

- Ты грибы несёшь?

- Дождь несу! Не грибы домой несу - одни дождинки на носу.

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

(Не)погода помешала уборке урожая, а …

(Не)счастье помогло исследователю, а …

(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

(Не)друг ты мне, а …

(Не)воля ожидала его, а …

Упражнение № 4. Задание: в каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета. Все с не терпением ожидали решающей минуты. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем. Он относится ко мне со скрытой не приязнью. В любом ожидании страшнее всего не известность. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

I. Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

если существительное с не может быть заменено синонимом без не;

если в предложении есть противопоставление с союзом а;

если существительное с не может быть заменено близким по значению выражением без не.

III Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не":

а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не)друг не посочувствует.

а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

б) (Не)счастье спутало все наши планы.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

Учитель: VI Определите способ написания слов, указав номер ответа:

раздельное написание с не -

Это горе - всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил,

Ты (не)коршуна убил,

Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

Богатый бедному (не)брат.

(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

Если он (не)дурачок,

(Не)упустит верный случай

В дальних странах побывать.

Учитель: VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

Белый, да не снег,

Мелкий, да не песок,

Сладкий, да не торт.

Круглая, а не месяц,

Жёлтая, а не солнце.

Учитель: VII Творческое задание для выполнивших тест:

Учитель: VIII Домашнее задание: выучить правило стр. 17, при ответе привести свои примеры; выполнить упражнение 82: выписать сначала предложения, в которых встречаются слитные написания с не, затем - раздельные.

Читайте также: