Что такое гражданин конспект урока 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: дать представление обучающимся о государстве и о том, что значит быть гражданином своей страны.

Задачи урока: 1) закрепить, что такое государство, признаки государства, формы правления;

способствовать формированию навыков критического мышления;

способствовать сохранению здоровья обучающихся.

После изучения темы обучающиеся должны знать, что:

на определённом этапе исторического развития возникают государства;

существуют разные объяснения причин возникновения государств;

государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории;

по форме правления государство может быть монархией или республикой;

гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством;

Обучающиеся должны понимать, что такое:

Обучающиеся должны уметь:

объяснять основные понятия;

называть признаки государства;

называть права и обязанности гражданина.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Актуализация знаний учащихся.

Государство – институт общества, призванный организовать жизнь общества.

Первые государства появились 5-6 тысяч лет назад.

Государство могут быть только демократические.

Суверенитет – один из признаков государства.

Гражданство – это взаимная ответственность человека и государства.

Гражданин России имеет право принимать участие в управлении государством.

Любой человек может получить российское гражданство.

Граждане обязаны беречь памятники истории и культуры.

Флаг, герб, гимн – символы государства.

Человек, достигший 18 лет, может обратиться с просьбой к президенту с просьбой о приёме в гражданство.

? В каждом ли ответе на вопрос вы уверены.

? каких сведений не хватает.

Обучающиеся работают самостоятельно в тетрадях, составляют кластер. Затем обсуждение, учитель с помощью учащихся составляет кластер на доске.

Работа с презентацией.

Изучение нового материала.

Чтение текста учебника на стр.107 и работа с документом на стр.109.

Закрепление материала. Решение задач.

Дайте консультацию 16-тилетнему гражданину Украины, который обратился к президенту РФ с просьбой о приёме его в российское гражданство.

У Марины мать – гражданка РФ, а отец – гражданин Германии. Сама Марина родилась в Москве. Может ли Марина претендовать на российское гражданство.

Знакомство с понятиями: двойное гражданство, апатрид, иностранец. Работа с учебником. Стр.107.

Знакомство с символами государства. Презентация.

Домашнее задание. Параграф 16, задание №3 письменно(пятиминутное эссе).

Похожие документы:

Конспект урока по обществознанию в 6 классе на тему: Конституция РФ

. Конспект урока по обществознанию в 6 классе на тему: Конституция РФ 1. Предмет 2. Место занятия в структуре образовательного процесса: 3. Тема урока по . Конституция – Основной Закон государства. Слайд 2. Возвратимся . прав граждан Советского .

Наименований школьной медиатеки

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса Составитель: учитель Федорова Н. К

. конспекта по материалу параграфа § 8, подготовка к обобщающему уроку 23/ 24 Обобщающий урок по теме: . по обществознанию 10-11 классы 1. Кравченко А.И . Тесты по обществознанию 10-11 класс 2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 10-11 классы .

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "Что такое гражданин?"

Что такое гражданин?

Воспитывать гражданственность на примерах из сказок и биографии великих граждан России;

развивать навыки работы с текстами учебника и документами, умение формулировать собственное мнение.

Что такое гражданин?

1 . Вводно-мотивационная часть

- Приведите примеры различных значений этого слова.

Работа с учебником: С.48 2 и 3 абзацы

- Каким словом мы его можем заменить?(Человек)

2. Что такое гражданин?

Работа со словарём учебника: С.51

Текстуальный разбор и запись в тетрадь:

У слова гражданин есть два значения:

1. С правовой точки зрения это человек:

- обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией;

- имеющий гражданство данного государства.

2. В широком смысле слова – нравственный человек:

обладающий политической и правовой культурой;

неравнодушный к проблемам общественной жизни;

открыто высказывающий свои убеждения и действующий в соответствии с ними;

Работа с учебником :

А теперь давайте прочитаем сказку об осторожном карасике на С.45-46 учебника:

-как ведёт себя карасик? Нравится или нет вам его поведение? Объясните почему? Какую сказку известного русского писателя она вам напоминает?

Работа с учебником:

Прочтите сказку о городе Добрых мастеров.

А вот гражданином в широком смысле слова его можно назвать? Объясните почему? (Всё видит и знает, но предпочитает ни во что не вмешиваться, не проявляет активности)

Сравните поведение жителей города Мастеров с поведением карасика.(Сначала они тоже молчали и не пытались сопротивляться, но когда чёрные рыцари стали посягать на их права, они подняли восстание и изгнали их.)

Кого же мы можем назвать гражданином в широком смысле слова?

- занят общественными делами;

- не прячется от политики как карасик, ходит на выборы;

- знает законы и умеет их применять на благо людей и самого себя;

- если нужно не побоится встать на защиту прав и свобод, смело высказывает своё мнение.

А есть ещё такое слово гражданственность – это способность человека жить интересами своей страны, её болями и радостями

3. Великий Гражданин

. Почему А.Д.Сахарова можно назвать словом гражданин с большой буквы?

Кого ещё вы можете назвать?

4. Подведение итогов.

1. Способен ли каждый человек стать гражданином в широком смысле этого слова: политически активным, умеющим использовать право для защиты своих интересов и интересов других людей?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан.

Конспект урока по обществознанию: Государство и граждане.(6 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан.

Задачи урока:

Образовательные: разъяснить учащимся роль государства в жизни его граждан; продолжать формировать умения использования понятий “политическая сфера общества”, “государство”, “полис”, “нация”; дать определения понятиям “гражданин”, “суверенитет”; знать и называть основные признаки государства; уметь характеризовать современное Российское государство; приводить примеры конкретных государств, отличающихся по типу власти.

Развивающие: закреплять умения и навыки работы с источником; развитие аналитических способностей, навыков, творческой деятельности, самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.

Материалы и оборудование: учебник, раздаточные Листы исследователя, раздаточные листы с отрывком из произведения Аристотеля “Политика”, презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Основные этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Добрый день. И мы снова в мире “Обществознания”. Вы готовы к работе?

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Повторяли тему “Социальная сфера общества”

Вспомните, сколько мы знаем сфер общества и как они называются.

Четыре: социальная, экономическая, политическая, духовная

Молодцы! А теперь посмотрите на слайд и предположите, что мы будем изучать. Слайд 2

Кремль, собрания людей, государство, политику и т.д.

Формулирование темы урока и определение задач для учащихся

Мы начинаем изучать политическую сферу общества.

Откройте тетради и запишите название нового раздела “Политика и право”

Делают записи в тетради

Прочтите высказывания и попытайтесь сформулировать тему урока:

“Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить” Г. Бруэм

“Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть – обязан”
Н.А. Некрасов

“Правитель должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять”.
Еврипид

(подвести к формулировке темы)

Высказывают предположения

Государство и граждане”

Выпишите в тетрадь одно из высказываний, которое вам понравилось, и дома найдите сведения об авторе слов.

Выписывают в тетрадь

1. Что такое государство.

2. Признаки государство

3. Что такое гражданство

4. Государственные символы

Вспомните, когда и в связи с чем, вы впервые услышали понятие “государство”?

Хорошо! Назовите слова, которые, как вы считаете, связаны с понятием “государство” (принимаются любые ответы)

В начальной школе, в 5 классе; изучали “Окружающий мир”, “Историю древнего мира”

Например: страна, президент, Египет и другие

Отвечают на вопросы учителя.

Молодцы! Вспомните историю Древнего мира. Где и когда появились первые государства?

(Если затрудняются с ответом, то обратить внимание на текст учебника стр.102-2 абз)

Почему появилось государство, ведь у древних людей его не было? (принимаются любые ответы, но подвести к правильному)

В Древнем Египте, Греции, Риме; 5-6 тыс. лет назад.

Необходимо обеспечить порядок и организовать жизнь людей

Таким образом, государство-это важнейший институт общества, призванный обеспечить порядок и организовать жизнь людей.

Записывают в тетрадь

Откройте учебник, прочтите материал на стр.101-2 абз. до стр. 102 до 2 абз.

Находят материал, читают

Работа с учебником. Отвечают на вопросы.

Какое место занимает государство в политической сфере?

Государство - фундамент политической сферы

Что находится в распоряжении государства?

В распоряжении государства находятся армия, полиция, суды и законы страны, которые обеспечивают правопорядок и охраняют жизнь людей

Чем занимаются суды?

Суды разбираются с правовыми конфликтами

Чем занимается армия?

Армия защищает от нападения врагов

Чем занимаются министерства?

Министерства занимаются хозяйственными проблемами

Сделайте вывод о том, какие функции выполняет государство?

(Какие две группы вопросов решает государство?)

Молодцы! Запишите схему в тетрадь

Функции государства: внутренние и внешние

Записывают в тетрадь

Откройте учебник на стр.103, прочтите до стр. 104 (до 2 абз.)

Находят материал, читают

Дайте определение понятию “суверенитет”

Запишите в тетрадь

Суверенитет - государственная независимость

Записывают в тетрадь

Какие государства можно выделить? Слайд 10

Запишите в тетрадь

Государства бывают демократические и не демократические.

Записывают в тетрадь

Какие государства бывают по типу (форме) власти (правления)? Слайд 11

Запишите в тетрадь

Монархия и республика

Записывают в тетрадь

Дайте определение понятию “монархия”

Умение правильно давать определение

Предполагаемый ответ: “Монархия - это когда во главе государства стоит король или царь и передает власть по наследству.

Нужно: Монархия - это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству.

Дайте определение понятию “республика”

(по аналогии с предыдущим понятием)

Слайд 11 запишите в тетрадь

Республика - это форма правления, при которой государством управляют органы избранные народом на определенный срок Записывают в тетрадь

Как называется наша страна?

Назовите форму правления в России.

Кто президент РФ?

Какие государства вы знаете с республиканской формой правления? (США, Италия, Германия)

Российская Федерация,

Форма правления – республика.

Прочтите материал учебника стр.105-106 (2 мин)

Назовите основные признаки государства

Основными признаками государства являются:

- единая территория;

- суверенитет;

- аппарат управления;

- общие законы;

- гражданство

Молодцы! Запишите в тетрадь

Постановка и обсуждение проблемы

Как называют отдельного человека или всех людей, составляющих население страны? Раньше их называли подданными.

Сейчас таких людей называют гражданами.

Записи в тетради

Исследовательский этап (6 мин)

В нашей стране действует Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”. Что такое гражданство, мы и попытаемся с вами выяснить. Проведем исследование.

Раздаю Листы исследователя, организую класс на группы

Перед каждым из вас лежит лист исследователя, в котором указан предмет исследования. Предположите, что такое “гражданство” и запишите предположение (гипотезу).

Делают записи на Листе исследователя

Изучите текст и окончательно дайте определение понятию “гражданство” на вашем листе исследователя.

1-я группа работает с текстом учебника стр.106-107

2-я группа работает с источником: фрагмент работы Аристотеля “Политика”

Читают и заполняют Лист исследователя до конца.

Зачитывают свои варианты.

Гражданство – взаимная ответственность человека и государства

Сравнивают со своими записями на Листе исследователя

Какой путь познания был наиболее простым, а какой наиболее сложным? Почему?

Сложнее работать было с фрагментом работы Аристотеля “Политика”, т.к. определение нужно сформулировать.

- Что вы видите на этом слайде?

Молодцы! Правильно это государственные символы РФ. А еще какие символы вы знаете?

Тест на закрепления.

Слайд 16-17(ответы)

Выполняют тест в тетрадях.

Осуществляют взаимопроверку , сверяют ответы со слайдом.

Вывод урока. (2 мин)

О чем мы сегодня говорили на уроке?

Какие бывают государства?

Какие главные признаки существует государства?

Что такое гражданство?

Ответ учащихся.

Выставление оценок.

параграф 16 стр.101-107;

подготовиться к конференции с предоставлением презентационных материалов по темам:

1. История государственного герба.

2. История государственного гимна.

3. История государственного флага.

4. История рубля.

Делают записи в тетради

1.Характеристика урока с позиции его места в курсе.

Рассмотреть роль государства в жизни его граждан.

- разъяснить учащимся роль государства в жизни его граждан;

продолжать формировать умения использования понятий “политическая сфера общества”, “государство”, “полис”, “нация”;

дать определения понятиям “гражданин”, “суверенитет”;

знать и называть основные признаки государства;

уметь характеризовать современное Российское государство; приводить примеры конкретных государств, отличающихся по типу власти;

- закреплять умения и навыки работы с источником; развитие аналитических способностей, навыков, творческой деятельности, самостоятельной работы.

- воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.

При постановке целей урока учитывались следующие факторы:

- достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);

- техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;

- опираясь на ведущие характеристики возраста учащихся в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений школьников (умение отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию) осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, а именно; проблемного изложения и частично-поискового метода (эвристическая беседа).

3.Используемые на уроке наглядные средства.

компьютер, экран, презентация по теме, листы исследования.

4. Исходя из места урока в общей системе уроков по обществознанию, а также целей урока, мною был выбран тип урока - урок изучения нового материала.

Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом:

а). Организационный момент (4 мин).

б). Актуализация знаний (3 мин)

В)На изучении нового материала было отведено 25 минут. Тема излагалась по плану.

г). На исследовательскую работу была отведена 6 мин. Учащиеся делали записи на листе исследователя.

д) Закрепления пройденного материала осуществлялась в форме тестового задания с взаимопроверкой. (5 мин)

е). Вывод и домашнее задание ( 2 мин)

5. Для достижения цели урока применялись как традиционные методы и приемы: беседа, работа с текстом учебника, проблемные ситуации, так и инновационные методы: информационно – коммуникативные технологии (презентация, Интернет ресурсы), практический метод обучения с элементами технологии проблемного обучения.

Считаю урок прошел успешно, цели были достигнуты.

Зам.директора по ВР_______________________Гасанова К.И.

Структурно урок выдержан.

Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали

достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в

конечном итоге их результативность способствовали активизации

познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к

Этапы урока были логично связаны друг с другом.

При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный,

компетентностно-ориентированный подход в обучении. Урок содержит

большой объем информации. Использование компетентностно-

ориентированных заданий способствует развитию мыслительной

деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения

эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря

заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности,

поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых

заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом

построении урока, в проведении физкультпаузы.

Цели урока достигнуты.

Учитель истории и обществознания: Абдуллаева Л.И. /______________________/

Вывод: Благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены, от их характера, чувств, воли, мотивов, способностей. Я призываю вас быть достойными сынами и дочерьми своего Отечества.

А сейчас давайте вернёмся к тексту и с его помощью попробуем сформулировать ещё одно определение гражданина
Четвёртое определение:
(Слайд 14) Гражданин - это человек, наделенный совокупностью прав и обязанностей. (запись) О правах и обязанностях граждан РФ мы будем говорить отдельно.

- Педагог: В этом определении новым для нас является то, что гражданин – это человек свободный и ответственный
- Что понимается под свободой человека? ( это независимость от чужой принудительной воли (Кант) Свобода- это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленной перед собой цели)
- Что такое ответственность?( обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.)
Педагог: Почему свободный человек должен нести ответственность?( Думаю, если человек свободен, то у него ответственность только перед самим собой.
Однозначно.
Свобода это естественность.
любая свобода требует ответственности
Да. И чем больше свободы человек позволяет себе отмерить - тем выше ответственность на себя берет. )
Закрепление.
Педагог: Вот и подошел к концу наш сегодняшний разговор о самих себе и чтобы понять его результативность я предлагаю вам выполнить ещё одно небольшое задание: на листочках, которые я вам сейчас раздам, подпишите свою фамилию и продолжите фразы.

Гражданин - человек, который:
любит ____________________
переживает ____________________
действует ____________________
протестует ____________________
требует ____________________
потому что ____________________
Педагог: Спасибо за работу.

Читайте также: