Что такое гражданин конспект урока 6 класс
Обновлено: 06.07.2024
Цель урока: дать представление обучающимся о государстве и о том, что значит быть гражданином своей страны.
Задачи урока: 1) закрепить, что такое государство, признаки государства, формы правления;
способствовать формированию навыков критического мышления;
способствовать сохранению здоровья обучающихся.
После изучения темы обучающиеся должны знать, что:
на определённом этапе исторического развития возникают государства;
существуют разные объяснения причин возникновения государств;
государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории;
по форме правления государство может быть монархией или республикой;
гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством;
Обучающиеся должны понимать, что такое:
Обучающиеся должны уметь:
объяснять основные понятия;
называть признаки государства;
называть права и обязанности гражданина.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Актуализация знаний учащихся.
Государство – институт общества, призванный организовать жизнь общества.
Первые государства появились 5-6 тысяч лет назад.
Государство могут быть только демократические.
Суверенитет – один из признаков государства.
Гражданство – это взаимная ответственность человека и государства.
Гражданин России имеет право принимать участие в управлении государством.
Любой человек может получить российское гражданство.
Граждане обязаны беречь памятники истории и культуры.
Флаг, герб, гимн – символы государства.
Человек, достигший 18 лет, может обратиться с просьбой к президенту с просьбой о приёме в гражданство.
? В каждом ли ответе на вопрос вы уверены.
? каких сведений не хватает.
Обучающиеся работают самостоятельно в тетрадях, составляют кластер. Затем обсуждение, учитель с помощью учащихся составляет кластер на доске.
Работа с презентацией.
Изучение нового материала.
Чтение текста учебника на стр.107 и работа с документом на стр.109.
Закрепление материала. Решение задач.
Дайте консультацию 16-тилетнему гражданину Украины, который обратился к президенту РФ с просьбой о приёме его в российское гражданство.
У Марины мать – гражданка РФ, а отец – гражданин Германии. Сама Марина родилась в Москве. Может ли Марина претендовать на российское гражданство.
Знакомство с понятиями: двойное гражданство, апатрид, иностранец. Работа с учебником. Стр.107.
Знакомство с символами государства. Презентация.
Домашнее задание. Параграф 16, задание №3 письменно(пятиминутное эссе).
Похожие документы:
Конспект урока по обществознанию в 6 классе на тему: Конституция РФ
. Конспект урока по обществознанию в 6 классе на тему: Конституция РФ 1. Предмет 2. Место занятия в структуре образовательного процесса: 3. Тема урока по . Конституция – Основной Закон государства. Слайд 2. Возвратимся . прав граждан Советского .
Наименований школьной медиатеки
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса Составитель: учитель Федорова Н. К
. конспекта по материалу параграфа § 8, подготовка к обобщающему уроку 23/ 24 Обобщающий урок по теме: . по обществознанию 10-11 классы 1. Кравченко А.И . Тесты по обществознанию 10-11 класс 2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 10-11 классы .
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока на тему "Что такое гражданин?"
Что такое гражданин?
Воспитывать гражданственность на примерах из сказок и биографии великих граждан России;
развивать навыки работы с текстами учебника и документами, умение формулировать собственное мнение.
Что такое гражданин?
1 . Вводно-мотивационная часть
- Приведите примеры различных значений этого слова.
Работа с учебником: С.48 2 и 3 абзацы
- Каким словом мы его можем заменить?(Человек)
2. Что такое гражданин?
Работа со словарём учебника: С.51
Текстуальный разбор и запись в тетрадь:
У слова гражданин есть два значения:
1. С правовой точки зрения это человек:
- обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией;
- имеющий гражданство данного государства.
2. В широком смысле слова – нравственный человек:
обладающий политической и правовой культурой;
неравнодушный к проблемам общественной жизни;
открыто высказывающий свои убеждения и действующий в соответствии с ними;
Работа с учебником :
А теперь давайте прочитаем сказку об осторожном карасике на С.45-46 учебника:
-как ведёт себя карасик? Нравится или нет вам его поведение? Объясните почему? Какую сказку известного русского писателя она вам напоминает?
Работа с учебником:
Прочтите сказку о городе Добрых мастеров.
А вот гражданином в широком смысле слова его можно назвать? Объясните почему? (Всё видит и знает, но предпочитает ни во что не вмешиваться, не проявляет активности)
Сравните поведение жителей города Мастеров с поведением карасика.(Сначала они тоже молчали и не пытались сопротивляться, но когда чёрные рыцари стали посягать на их права, они подняли восстание и изгнали их.)
Кого же мы можем назвать гражданином в широком смысле слова?
- занят общественными делами;
- не прячется от политики как карасик, ходит на выборы;
- знает законы и умеет их применять на благо людей и самого себя;
- если нужно не побоится встать на защиту прав и свобод, смело высказывает своё мнение.
А есть ещё такое слово гражданственность – это способность человека жить интересами своей страны, её болями и радостями
3. Великий Гражданин
. Почему А.Д.Сахарова можно назвать словом гражданин с большой буквы?
Кого ещё вы можете назвать?
4. Подведение итогов.
1. Способен ли каждый человек стать гражданином в широком смысле этого слова: политически активным, умеющим использовать право для защиты своих интересов и интересов других людей?
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан.
Конспект урока по обществознанию: Государство и граждане.(6 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-практикум.
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан.
Задачи урока:
Образовательные: разъяснить учащимся роль государства в жизни его граждан; продолжать формировать умения использования понятий “политическая сфера общества”, “государство”, “полис”, “нация”; дать определения понятиям “гражданин”, “суверенитет”; знать и называть основные признаки государства; уметь характеризовать современное Российское государство; приводить примеры конкретных государств, отличающихся по типу власти.
Развивающие: закреплять умения и навыки работы с источником; развитие аналитических способностей, навыков, творческой деятельности, самостоятельной работы.
Воспитательные: воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.
Материалы и оборудование: учебник, раздаточные Листы исследователя, раздаточные листы с отрывком из произведения Аристотеля “Политика”, презентация, компьютер, мультимедийный проектор
Основные этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Добрый день. И мы снова в мире “Обществознания”. Вы готовы к работе?
О чем мы говорили на прошлом уроке?
Повторяли тему “Социальная сфера общества”
Вспомните, сколько мы знаем сфер общества и как они называются.
Четыре: социальная, экономическая, политическая, духовная
Молодцы! А теперь посмотрите на слайд и предположите, что мы будем изучать. Слайд 2
Кремль, собрания людей, государство, политику и т.д.
Формулирование темы урока и определение задач для учащихся
Мы начинаем изучать политическую сферу общества.
Откройте тетради и запишите название нового раздела “Политика и право”
Делают записи в тетради
Прочтите высказывания и попытайтесь сформулировать тему урока:
“Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить” Г. Бруэм
“Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть – обязан”
Н.А. Некрасов
“Правитель должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять”.
Еврипид
(подвести к формулировке темы)
Высказывают предположения
“Государство и граждане”
Выпишите в тетрадь одно из высказываний, которое вам понравилось, и дома найдите сведения об авторе слов.
Выписывают в тетрадь
1. Что такое государство.
2. Признаки государство
3. Что такое гражданство
4. Государственные символы
Вспомните, когда и в связи с чем, вы впервые услышали понятие “государство”?
Хорошо! Назовите слова, которые, как вы считаете, связаны с понятием “государство” (принимаются любые ответы)
В начальной школе, в 5 классе; изучали “Окружающий мир”, “Историю древнего мира”
Например: страна, президент, Египет и другие
Отвечают на вопросы учителя.
Молодцы! Вспомните историю Древнего мира. Где и когда появились первые государства?
(Если затрудняются с ответом, то обратить внимание на текст учебника стр.102-2 абз)
Почему появилось государство, ведь у древних людей его не было? (принимаются любые ответы, но подвести к правильному)
В Древнем Египте, Греции, Риме; 5-6 тыс. лет назад.
Необходимо обеспечить порядок и организовать жизнь людей
Таким образом, государство-это важнейший институт общества, призванный обеспечить порядок и организовать жизнь людей.
Записывают в тетрадь
Откройте учебник, прочтите материал на стр.101-2 абз. до стр. 102 до 2 абз.
Находят материал, читают
Работа с учебником. Отвечают на вопросы.
Какое место занимает государство в политической сфере?
Государство - фундамент политической сферы
Что находится в распоряжении государства?
В распоряжении государства находятся армия, полиция, суды и законы страны, которые обеспечивают правопорядок и охраняют жизнь людей
Чем занимаются суды?
Суды разбираются с правовыми конфликтами
Чем занимается армия?
Армия защищает от нападения врагов
Чем занимаются министерства?
Министерства занимаются хозяйственными проблемами
Сделайте вывод о том, какие функции выполняет государство?
(Какие две группы вопросов решает государство?)
Молодцы! Запишите схему в тетрадь
Функции государства: внутренние и внешние
Записывают в тетрадь
Откройте учебник на стр.103, прочтите до стр. 104 (до 2 абз.)
Находят материал, читают
Дайте определение понятию “суверенитет”
Запишите в тетрадь
Суверенитет - государственная независимость
Записывают в тетрадь
Какие государства можно выделить? Слайд 10
Запишите в тетрадь
Государства бывают демократические и не демократические.
Записывают в тетрадь
Какие государства бывают по типу (форме) власти (правления)? Слайд 11
Запишите в тетрадь
Монархия и республика
Записывают в тетрадь
Дайте определение понятию “монархия”
Умение правильно давать определение
Предполагаемый ответ: “Монархия - это когда во главе государства стоит король или царь и передает власть по наследству.
Нужно: Монархия - это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству.
Дайте определение понятию “республика”
(по аналогии с предыдущим понятием)
Слайд 11 запишите в тетрадь
Республика - это форма правления, при которой государством управляют органы избранные народом на определенный срок Записывают в тетрадь
Как называется наша страна?
Назовите форму правления в России.
Кто президент РФ?
Какие государства вы знаете с республиканской формой правления? (США, Италия, Германия)
Российская Федерация,
Форма правления – республика.
Прочтите материал учебника стр.105-106 (2 мин)
Назовите основные признаки государства
Основными признаками государства являются:
- единая территория;
- суверенитет;
- аппарат управления;
- общие законы;
- гражданство
Молодцы! Запишите в тетрадь
Постановка и обсуждение проблемы
Как называют отдельного человека или всех людей, составляющих население страны? Раньше их называли подданными.
Сейчас таких людей называют гражданами.
Записи в тетради
Исследовательский этап (6 мин)
В нашей стране действует Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”. Что такое гражданство, мы и попытаемся с вами выяснить. Проведем исследование.
Раздаю Листы исследователя, организую класс на группы
Перед каждым из вас лежит лист исследователя, в котором указан предмет исследования. Предположите, что такое “гражданство” и запишите предположение (гипотезу).
Делают записи на Листе исследователя
Изучите текст и окончательно дайте определение понятию “гражданство” на вашем листе исследователя.
1-я группа работает с текстом учебника стр.106-107
2-я группа работает с источником: фрагмент работы Аристотеля “Политика”
Читают и заполняют Лист исследователя до конца.
Зачитывают свои варианты.
Гражданство – взаимная ответственность человека и государства
Сравнивают со своими записями на Листе исследователя
Какой путь познания был наиболее простым, а какой наиболее сложным? Почему?
Сложнее работать было с фрагментом работы Аристотеля “Политика”, т.к. определение нужно сформулировать.
- Что вы видите на этом слайде?
Молодцы! Правильно это государственные символы РФ. А еще какие символы вы знаете?
Тест на закрепления.
Слайд 16-17(ответы)
Выполняют тест в тетрадях.
Осуществляют взаимопроверку , сверяют ответы со слайдом.
Вывод урока. (2 мин)
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Какие бывают государства?
Какие главные признаки существует государства?
Что такое гражданство?
Ответ учащихся.
Выставление оценок.
параграф 16 стр.101-107;
подготовиться к конференции с предоставлением презентационных материалов по темам:
1. История государственного герба.
2. История государственного гимна.
3. История государственного флага.
4. История рубля.
Делают записи в тетради
1.Характеристика урока с позиции его места в курсе.
Рассмотреть роль государства в жизни его граждан.
- разъяснить учащимся роль государства в жизни его граждан;
продолжать формировать умения использования понятий “политическая сфера общества”, “государство”, “полис”, “нация”;
дать определения понятиям “гражданин”, “суверенитет”;
знать и называть основные признаки государства;
уметь характеризовать современное Российское государство; приводить примеры конкретных государств, отличающихся по типу власти;
- закреплять умения и навыки работы с источником; развитие аналитических способностей, навыков, творческой деятельности, самостоятельной работы.
- воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.
При постановке целей урока учитывались следующие факторы:
- достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);
- техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;
- опираясь на ведущие характеристики возраста учащихся в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений школьников (умение отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию) осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, а именно; проблемного изложения и частично-поискового метода (эвристическая беседа).
3.Используемые на уроке наглядные средства.
компьютер, экран, презентация по теме, листы исследования.
4. Исходя из места урока в общей системе уроков по обществознанию, а также целей урока, мною был выбран тип урока - урок изучения нового материала.
Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом:
а). Организационный момент (4 мин).
б). Актуализация знаний (3 мин)
В)На изучении нового материала было отведено 25 минут. Тема излагалась по плану.
г). На исследовательскую работу была отведена 6 мин. Учащиеся делали записи на листе исследователя.
д) Закрепления пройденного материала осуществлялась в форме тестового задания с взаимопроверкой. (5 мин)
е). Вывод и домашнее задание ( 2 мин)
5. Для достижения цели урока применялись как традиционные методы и приемы: беседа, работа с текстом учебника, проблемные ситуации, так и инновационные методы: информационно – коммуникативные технологии (презентация, Интернет ресурсы), практический метод обучения с элементами технологии проблемного обучения.
Считаю урок прошел успешно, цели были достигнуты.
Зам.директора по ВР_______________________Гасанова К.И.
Структурно урок выдержан.
Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали
достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в
конечном итоге их результативность способствовали активизации
познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к
Этапы урока были логично связаны друг с другом.
При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный,
компетентностно-ориентированный подход в обучении. Урок содержит
большой объем информации. Использование компетентностно-
ориентированных заданий способствует развитию мыслительной
деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения
эффективности образовательного процесса.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря
заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности,
поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых
заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом
построении урока, в проведении физкультпаузы.
Цели урока достигнуты.
Учитель истории и обществознания: Абдуллаева Л.И. /______________________/
Вывод: Благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены, от их характера, чувств, воли, мотивов, способностей. Я призываю вас быть достойными сынами и дочерьми своего Отечества.
А сейчас давайте вернёмся к тексту и с его помощью попробуем сформулировать ещё одно определение гражданина
Четвёртое определение:
(Слайд 14) Гражданин - это человек, наделенный совокупностью прав и обязанностей. (запись) О правах и обязанностях граждан РФ мы будем говорить отдельно.
- Педагог: В этом определении новым для нас является то, что гражданин – это человек свободный и ответственный
- Что понимается под свободой человека? ( это независимость от чужой принудительной воли (Кант) Свобода- это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленной перед собой цели)
- Что такое ответственность?( обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.)
Педагог: Почему свободный человек должен нести ответственность?( Думаю, если человек свободен, то у него ответственность только перед самим собой.
Однозначно.
Свобода это естественность.
любая свобода требует ответственности
Да. И чем больше свободы человек позволяет себе отмерить - тем выше ответственность на себя берет. )
Закрепление.
Педагог: Вот и подошел к концу наш сегодняшний разговор о самих себе и чтобы понять его результативность я предлагаю вам выполнить ещё одно небольшое задание: на листочках, которые я вам сейчас раздам, подпишите свою фамилию и продолжите фразы.
Гражданин - человек, который:
любит ____________________
переживает ____________________
действует ____________________
протестует ____________________
требует ____________________
потому что ____________________
Педагог: Спасибо за работу.
Читайте также: