Орфограмма 2 класс русский язык конспект

Обновлено: 06.07.2024

- Развивать учебно-информационное действие по извлечению информации, понимать её, выделять главное, отличать от второстепенного, устанавливать связи и отношения на этапе формулировки правил или определения в учебнике;

- развивать УУД учебного сотрудничества при организации учебного диалога на этапе постановки учебной проблемы и её решения;

- развивать учебное действие планирования и осознание способа своего действия при составлении памятки;

- формировать логические УУД анализа, синтеза, сравнения, взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении упражнений.

воспитательные:

- воспитание толерантности при фронтальном опросе, при постановке и решении учебной проблемы;

- воспитание ответственности при решении учебной проблемы, при выполнении упражнений;

- воспитание инициативности при решении учебной проблемы;

- воспитание умения слушать других.

Что нового узнают?

соотношение между звуками и буквами в сильной позиции

пара букв используется не для обозначения твердости- мягкости

Оборудование: учебник, тетрадь, пенал, карточки со словами

Организация класса.

Проверка готовности (фронтально)

Настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли готовы к уроку? Поднимите руки те, кто не готов. (Учитель фронтально проверяет).

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Чистописание.

- Внимательно посмотрите на данное изображение. Прочитайте буквы. Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она встречается чаще, чем другие. (Буква О)

Л Б С Л Е Ч

-Посмотрите на доску, правильно или неправильно написаны буквы? Почему? ( Потому что в первом изображении нарушены пропорции между частями букв; во втором изображении нарушен наклон)

- Посмотрите на правильное написание букв. Давайте вспомним последовательность написания данной буквы.

( л- Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем

закругление, коснувшись ее (1). Ведем плавную линию до верхней

линейки, отклоняясь вправо (2). Вниз опускаем прямую (3). Не дойдя

до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (4).

Л - Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем

закругление, коснувшись ее (1). Ведем плавную линию до дополнии

тельной линейки, отклоняясь вправо (2). Вниз опускаем прямую (3).

Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувв

- Продолжите и запишите данную запись в тетрадь.

-Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и поставьте галочку возле тех букв, которые больше всех схожи с образцом и точку,где буквы не похожи на образец.

Словарно-орфографическая работа

-Ребята, сейчас у нас словарно – орфографическая работа. Как мы будем работать? - Правильно. Сначала мы с вами вспомним словарные слова, которые мы изучали на прошлых уроках. Посмотрите на слайд. Что на них вы видите? (троллейбус, трактор, шоссе)

-Запишите данные слова, выделяя орфограмму и ставя ударение.

-Правильно. Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

-А теперь сверьтесь, правильно ли вы написали эти слова. (Слова появляются на доске)

-Правильно. Поэтому мы с вами должны запомнит написание этого слова. Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограмму.

- Посмотрите на слайд. Здесь написаны буквы в разном порядке, а вам нужно составить из них слово. (ОБЯКЛО)

-Какое же слово получилось? (яблоко)

-Правильно, у нас получилось слово яблоко. А как вы понимаете значение этого слова?

- Яблоко - плод яблони, обычно шаровидной формы.

-Давайте позовем это слово. На какой слог падает ударение? (на первый)

-Верно. А какая здесь безударная гласная? (о)

-Давайте попробуем изменить это слово. (Яблочко, яблочный, яблоку)

-Какой мы можем сделать вывод? (о - непроверяемая гласная)

-Правильно. Поэтому мы с вами должны запомнит написание этого слова. Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограмму.

-Ребята, давайте с вами составим словосочетания с нашим новым словарным словом. Каким может быть яблоко по размеру (цвету)? (зеленым, красным, спелым, крупным и т.д.)

- Составьте предложение со словом пальто. Давайте запишем предложение, которое придумала Маша.

-Молодцы. Мы сегодня с вами изучили новое словарное слово, вы должны запомнить его написание.

- С некоторыми трудностями письменной речи вы уже умеете справляться. Но главные опасности письма у нас с вами еще впереди. Главные они потому, что чаще других встречаются. Будем продолжать учиться правильному письму.

Организация учебно-поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний:

Постановка проблемы

Модель постановки учебной проблемы

Актуализация ранее изученных сведений о соотношении между звуками и буквами в сильной позиции;

Осознание разрыва в знаниях путем предъявления задания, в котором один гласный звук в безударном положении обозначается разными буквами;

Осознание причин затруднений: пара букв используется не для обозначения твердости- мягкости ;

Формулировка проблемы: Может ли быть такое, что один звук обозначается двумя разными буквами и когда это бывает?

Моделирование учебной проблемы

Постановка цели урока: добыть сведение о том, как называются опасные места и пути их предотвращения;

-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте слова.

-Какой гласный звук вы слышите в словах СЛОН, ЛЁН?( звук о)

-Какими буквами мы обозначим звук о на письме?( буквами О,Ё)

- Какой гласный звук вы слышите в словах МАЛ, МЯЛ?(звук а)

- Какими буквами мы обозначим звук а на письме?( буквами А, Я)

-Что делает буква о в слове СЛОН?( указывает на твердость предшествующего согласного).

-Что делает буква е в слове ЛЁН?( указывает на мягкость предшествующего согласного).

-Ребята, прочитайте слова, которые записаны на доске.

-Какой гласный звук вы слышите в словах ДРОВА, ТРАВА?( звук а)

-Какими буквами мы обозначим звук а на письме?( буквами о, а)

-Что делает буква о в слове ДРОВА?( указывает на твердость предшествующего согласного).

-Что делает буква а в слове ТРАВА?( указывает на твердость предшествующего согласного).

-Ребята, а может ли такое быть, звук один, а буквы разные? Почему и когда это бывает? Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ на нашем уроке.

-Цель урока: добыть сведение о том, как называются опасные места и найти пути их предотвращения;

Решение проблемы

-Оказывается ребята, что на письме есть опасные места. Прочитайте слова, записанные на доске.

-Прочитайте первый столбик. Выделите гласный звук в этих словах.(звуки о, э, а, и)

-Что вы заметили?( какой звук, такая и буква)

- В каком положении находится данный звук?( в ударном положении)

-Какой мы можем сделать вывод?( какой звук под ударением, такую букву мы и пишем)

-Прочитайте слова во втором столбике. Выделите гласный звук в первом слоге.(звуки а, и, а, и)

-Что вы заметили?( звук один, а буква может быть такая же и другая)

- В каком положении находится данный звук?( в безударном положении)

-Когда мы не можем доверять звуку? Почему?( потому что в безударном положении не все звуки произносятся)

-Какие это звуки? ( о,э)

-Ребята, вы же уже знаете, что в русском языке есть опасные места. И такие опасные места называются орфограммой.

Организация над правилом или определением в учебнике.

-Теперь давайте с вами проверим наш вывод с выводом , который дан в учебнике. Откройте учебники на странице 41 и прочитайте про себя правило.

-Хорошо. Теперь прочитайте вслух. Совпал ли наш вывод?(да)

- Каким звукам нельзя доверять?( безударным гласным звукам)

-Ребята, почему безударным гласным звукам при письме нельзя доверять?( потому что на месте одного и того же звука могут быть разные буквы)

-Я утверждаю, что всегда какой звук слышу, такой и пишу. Права ли я? Почему?( нет, потому что написание буквы зависит от ударного или безударного положения)

-Теперь откройте учебник на странице 43. Прочитайте про себя правило.

-Хорошо. Теперь прочитайте вслух. Совпал ли наш вывод?(да)

-Что такое орфограмма?( это место в слове, где при письме нужно выбрать буквы)

-Когда возникает орфографическая ошибка?( если выбрана не та буква)

-Я утверждаю, что в слове осень орфограммой является буква о, права ли я ? Почему?( нет , орфограммой является буква е, потому что она находится в безударном положении, ее можно проверить, осенний)

Развертывание способа действия (составление памятки)

-Ребята, а сейчас мы с вами выведем наш ход рассуждений. Вместе составим памятку, по которой мы будем действовать, чтобы определять орфограмму.

-Ребята, прочитайте слово, записанное на доске.(читают). Как вы думаете, какой будет первый шаг? (чтение слова ЛЕСА)

Читаю слова.

- Прочитаем 1 шаг в памятке.

-Ребята, что мы должны сделать со словом , чтобы поставить ударение?( позвать слово)

-Как вы думаете, какой будет второй пункт в нашей памятке?( зовем слово и ставим ударение)

2. Зову слово и ставлю ударение.

-Прочитайте 2 шаг. Давайте позовем наше слово и поставим ударение.( леса)

-Ребята, как вы думаете, какой будет следующий пункт?( найти безударную гласную)

3. Нахожу безударный гласный.

-Прочитайте 3 шаг. Найдите безударный гласный в нашем слове. Назовите.( это звук И)

-Как вы думаете, чтобы не ошибиться в написании слова, что нужно сделать?( записать слово с пропуском )

4. Записываю слово с пропуском безударной гласной.

- Прочитайте 4 шаг. Давайте запишем наше слово с пропуском.(Л__СА)

-Как вы думаете, какой будет следующий пункт?( устанавливаем в какой части слова находится безударный гласный)

5. Устанавливаю в какой части слова находится безударный гласный.

- Прочитайте 5 шаг . В какой части слова находится безударный гласный в нашем слове?( в корне)

-Что мы должны сделать, если безударный гласный находится в корне?( подобрать проверочное слово)

6.Подбираю проверочное слово.

- Прочитайте 6 шаг. Как мы можем подобрать проверочное слово?( изменить слово или подобрать родственное)

Изменяю слово так, чтобы безударный гласный оказался под ударением;

Подбираю родственное слово так, чтобы безударный гласный оказался под ударением.

-Прочитайте подпункты шестого шага. Давайте подберем проверочное слово к слову ЛЕСА( ЛЕСА-ЛЕС)

-Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы проверить правильно ли мы подобрали проверочное слово или нет?( поставить ударение, найти проверяемую гласную, посмотреть, стоит ли проверяемая гласная под ударением)

7.Проверяю себя, правильно ли подобрано проверочное слово:

В подобранном слове ставлю ударение

Нахожу проверяемую гласную

Смотрю, стоит ли проверяемая гласная под ударением

-Прочитайте седьмой шаг. Посмотрите, правильно ли вы подобрали проверочное слово, ориентируясь на пункты седьмого шага. (ЛЕС)

-Скажите, что мы должны сделать, если проверяемая гласная оказалась под ударением?( записать такую же букву на месте пропуска)

8. Записываю такую же букву на месте пропуска, если проверяемая гласная оказалась под ударением .

- Прочитайте восьмой шаг. Запишите вместо пропуска в слове ЛЕСА нужную букву(ЛЕСА).

Этап овладения способом действия при выполнении упражнений.

-А теперь давайте с помощью нашей памятки выполним упражнения.

Продолжи слова и отмечай орфограммы:

Принялась она за дел__, завизжала и запел__.

Всё растет на свет__, выросли и дет__.

Упр.2( продуктивного типа)

-Распредели данные слова на две группы, в зависимости от того, какая безударная гласная буква пишется:

Дома, река, коржи, леса, осень, сосна, зима, тропа, кленовый, поля.

Рефлексивная оценка знаний

-Ребята, что мы знали до этого урока?

-Скажите, с чем сегодня нам пришлось работать?

- Какие трудности у нас возникли, почему?

- Почему они возникали?

- Как мы их преодолели?

- Вы сегодня все очень хорошо работали.

Домашнее задание

5. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

1. Самоопределение к учебной деятельности:

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков .

- Начинаем урок русского языка.

- Сейчас я хочу вас похвалить!

- Вы очень хорошо работали и добились хороших результатов в изучении русского языка.

- А вы готовы работать и добывать знания дальше? (да)

- Запишем число, классная работа.

+ разминка для глаз

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии :

1) повторить уже известные опасные места в словах;

2) предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;

3)зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для определения окончаний.

- Что обычно мы делаем в начале урока русского языка? (минутку чистописания)

- Верно! (дети прописывают сочетания ИШ, ШИ, ИЖ, ЖИ, АЩ, ЩА, УЩ, ЩУ,ЧК)

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

Сейчас проверить сможешь сам

Свое внимание к словам.

- Прочитайте слова на доске:

В…юга, реч…ка, рощ… , Ч…ковский, ч..с, (у) Гриш…

- Что заметили? (пропущены буквы)

- Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы.

- Давайте найдем в словах опасные места!

- Опасные места в словах будем подчеркивать красным карандашом.

- Как вы думаете, почему именно красным цветом? (красный цвет – это опасность!) Учитель у доски, а дети объясняют написание и подчеркивают.

- Молодцы, опасные места в словах нашли верно, нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать несколько правил, и вы с заданием справились.

- Кто знает, а как по-другому мы называем опасные места? (орфограмма)

- Какая же будет тема нашего урока? (ОРФОГРАММА)

- Что такое орфограмма? (ответы детей)

- Кто же из вас оказался прав или был близок к истине? (ответы детей)

- И есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 101. (читает ученик)

- А теперь давайте назовем орфограммы с которыми мы встретились в словах (учитель вывешивает их на доске):

1. Разделительный мягкий знак;

2. Сочетания ЧК и ЧН;

3. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.

4. Заглавная буква в именах собственных;

5. Предлог и слово.

- А теперь прочитайте на доске слово: Ж…МЧ…ЖНИЦА

- Что означает это слово? (предположения детей) + иллюстрация жемчужницы.

- Какие буквы нужно вставить? (ответы детей)

- Пока мы точно не знаем, запишем это слово и также пропустим эти буквы.

- А правило правописания – это и будет орфограмма!

3 . Выявление места и причины затруднения:

Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.

- Вторая пропущенная буква находится в каком положении? (в безударном)

- Как будем дальше действовать? (ответы детей)

- Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать? (подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)

- Значит, какая цель сегодняшнего урока? (научиться правильно писать слова с безударной гласной)

- Какой вывод можем сделать? Давайте составим алгоритм.

Прежде чем написать слово, нужно:

1. Поставить ударение;

2. Определить часть слова;

3. Применить правило.

4. Реализация построенного проекта:

- Подберите однокоренные слова: жемчуг, жемчужный, жемчужина.

- Запишем (у доски ребенок).

- Поставим в этих словах ударение.

- Какое слово будет проверочным? (жемчуг)

- Какую букву запишем? (Е)

- В какой части слова находилась пропущенная безударная гласная буква? (в корне)

- Какой же корень у этих слов? (жемчуж)

- Как называется такая орфограмма? (безударная гласная в корне слова) + учитель вывешивает на доску.

Назвали все слова по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три .

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения орфограммы.

- Под диктовку учителя (ученик у доски):

В море живут моржи.

- Поставим ударение, определим часть слова, применим правило, обозначим орфограммы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умения определять орфограмму, действовать по алгоритму.

- На доске есть несколько засекреченных слов, в которых тоже есть орфограммы.

- Спишите их и найдите орфограммы за 2 минуты.

- На доске слова: ИШИШК, ЧААКЙ, АКУЩ, ЖИНУ.

- Проверьте по эталону (эталон на доске)

- Кто выполнил верно? (поставьте на полях + , у кого есть ошибки ? )

8. Включение в систему знаний и повторение.

1) включить новый способ действий в систему знаний;

2) тренировать способность применять данный алгоритм при определении орфограммы.

- В учебнике упр.166.

166. Прочитай предложения. Скажи, что ты вставишь вместо точек – ЖИ или ШИ. Спиши предложения. Обозначь орфограмму + (дополнительно) все орфограммы.

Пу…стый котёнок играл с клубком.

Кру…лись сне…нки над озером.

Как хоро… ду…стые ландыши!

Было слышно в ти…, как шуршат камы… .

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

- О чем говорили сегодня на уроке? (об орфограмме)

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? (с безударной гласной в корне слова)

- Поднимите руки у кого все получилось, и кто не затрудняется в определении орфограммы?

- У кого остались трудности? В чем причина?

- Еще нужно нам потренироваться? (да)

- Каждый из вас получит карточку со словами, ваша задача вставить в словах пропущенные буквы, рассуждая по алгоритму.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Форма урока: урок-наблюдение с использованием частично-поискового метода.

Тема урока: Понятие об орфограмме

объяснение очевидной необходимости знания и решения орфографических проблем.

Задачи урока:

ввести понятие орфограмма (на примере безударных гласных);

воспитывать интерес к самому языку;

воспитывать уважение к себе, как носителю языка.

1. Раз виваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности:

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Спасибо, молодцы!

- Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет нас на урок.

Ну-ка, детки, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

На доске открыта поговорка: Слайд 1

Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (У лентяя сразу не получается, он вынужден повторять работу.)

Как эта поговорка относится к работе на уроке? (Если лениться на уроке, то придется заново изучать новую тему, дома придётся много работать.)

Как же вы должны действовать на уроке, если открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.) Поднимаемся по лестнице знаний: наблюдаю, замечаю, рассуждаю, делаю вывод. Слайд 2

- Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? (Ждем новых открытий!)

II . Постановка учебной задачи (2 мин.)

- Прочитайте про себя на слайде название большой новой темы и скажите, на какой вопрос будем искать ответ. Слайд 3
- Как вы ответите на этот вопрос?
- Думаю, что через несколько уроков вы ответите на этот вопрос ещё полнее.
А то, что мы с вами сегодня будем делать, откроет небольшую завесу непонятного.
Запишите сегодняшнее число, классная работа.

III . Минутка чистописания.

- А начнем мы с минутки красивого письма. Слайд 4,5

Я тетрадочку открою,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно. С ее помощью образуются все слова на данной схеме. Для этого ее надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок. Какая это буква? Какие слова с ее помощью можно образовать? Значение каких слов вам непонятно? Что помогает нам выяснить значение слова? Слайд 6

Определите порядок написания букв в данном ряду: Ооа, Ооб, Оов… Слайд 7

Напишите начатый ряд букв до конца строки, соблюдая указанную последовательность и ориентируясь на алфавит.

IV . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (8 мин.)

- Для того чтобы начать работу в нашей языковой лаборатории, проведем небольшой блиц-турнир знаний. Я буду начинать предложение, а вы его продолжаете…

-Наша речь состоит из…(звуков)

- Звуки бывают разные… (гласные, согласные) стихи о звуках

- Дружат гласные с согласной, составляя вместе…(слог)

- Если слоги встанут рядом получаются…(слова)

- Сколько в слове гласных…(столько и слогов)

- Несколько слов, связанных по смыслу образуют…(предложение)

- Главная значимая часть слова – это…(корень)

- Часть слова, которая стоит перед корнем – это…(приставка). Она служит…(для образования новых слов)

- Часть слова, которая стоит за корнем – это…(суффикс). Он служит…(для образования новых слов)

- Изменяемая часть слова – это…(окончание). Все слово без окончания – это…(основа)

- Ну что, пора и за работу. Давайте проведем исследование. Обратите внимание на слова:

На слайде 8 слова: лет[а] реп[а]
Какой безударный звук мы слышим на конце обоих слов? Как показать, что он безударный?

- В словах какого столбика буквы для обозначения звуков надо выбирать? Почему?

– Какое здесь есть опасное место?

– Что же такое опасное место? Почему оно так называется?

В какой позиции находится звук под ударением и без? Слайд 12

Согласны ли вы со схемой? Слайд 13

Какой вывод из этого следует? (звук один, буква другая)

Ещё понаблюдаем. Догадайтесь, название какой книги С.Маршака написано на доске? Слайд 14
Кто читал эту книгу? О каких детках идёт речь в ней? Слайд 15

Какой безударный звук мы слышим на конце этих слов? Можно ли точно сказать, какими буквами нужно обозначить этот звук? Ваши мнения.

Давайте посмотрим, как записано это название на обложке книги С.Я.Маршака. Слайд 16
- Можно ли доверять при письме безударному звуку [и]? Почему нельзя?
Какой общий вывод позволяют сделать наши наблюдения: всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.) Что помогает нам выбрать букву в слове? (правило)

А кто знает, как назвать букву, которую нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу? (затруднение) Слайд 17 Давайте определим тему сегодняшнего урока, обратив внимание на слово, которое лежит у вас на партах, и поставим цель. Слайд 18

V . Построение проекта выхода из затруднений (5 мин.)

- Вам знакомо это слово? Что оно означает? (предположения)

- А теперь сравним наши предположения с правилом учебника на с. 98. Слайд 19 А как будет называться правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы? Слайд 20,21

- Рассмотрите внимательно таблицу с.99. Слайд 22 Что нового о слабой позиции гласных звуков стало известно из приведенных примеров? Как же выбрать букву для обозначения звука слабой позиции и почему? Как изобразила я это на слайде? Слайд 23,24

Физминутка (релаксация) Слайд 25

VI . Первичное закрепление (10 мин.)

- У мальчика Миши возник вопрос: какую букву выбрать, чтобы не допустить ошибку? Почему у него возник такой вопрос? Как называется данная орфограмма? Слайд 26
Тр.ва Гр.бы
Ст.га Л.са
Пл.ды Сн.га

( Работа в парах) - Перед вами карточки. В них даны слова с пропущенной буквой. Вам надо выбрать букву и записать проверочные слова рядом на строчке, подчиняясь правилу проверки.

Проверим. Самопроверка. Самооценка. Слайд 27

- А какие изученные орфограммы мы уже знаем? Давайте поработаем в группах и вспомним их.

(Работа в группах)

1 группа 2 группа 3 гру ппа

спи. ка (А,а)лексей гла. (з, с)

лампо..ка (М, м)урзик зу. (п, б)

сро..ный (С, с)емёнов фла. (к, г)

ру..ной (В, в)олга мар. (ш, ж)

4 группа 5 группа 6 группа

гр.(а,о)за верш. на мал..чик

п.(о,а)ля кувш. н пал..то

гл.(о,а)за ж. раф бол..ной

кл.(и,е)сты ж. вотные сол..

- Проверим, как вы справились с работой. /Дети называют орфограмму, проговаривают правило/

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Слайд 29 Дополнительно . Прочитайте предложение. Спишите по правилам списывания предложение в тетрадь. Поставьте карандашом знак (+) над буквами гласных, если буква соответствует звуку, а знак (–), если есть расхождение в написании и произношении.

Самопроверка, самооценка. Слайд 30
Что вы можете сказать о тех случаях, где вы поставили знак минус?

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться в сильной и слабой позиции.

Гласные и согласные бывают такие опасные:

Звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.

VIII , Рефлексия деятельности (итог урока) (1 мин.) Слайд 31,32

- Что надо сделать в конце урока? (Подвести итог, проанализировать свою работу.)

Цель урока: узнать, что такое орфограмма, и научиться находить ее в слове.

Задачи урока:
1. Развить способность детей видеть в слове орфограмму;
2. Повторить все знакомые опасные места;
3. Ввести понятие "орфограмма";
4. Развитие речи у учащихся;
5. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

Организационный момент

Мы проснулись, мы здоровы,
И к работе все готовы.
Голова наша светла,
Отдохнула до утра.

Мышцы стали все сильнее,
Каждый орган - здоровее.
Нервы крепкие – стальные,
Как пружинки заводные.

Хорошенько потянусь,
Сбоку на бок повернусь.
И сейчас мы скажем дружно:
"С добрым утром!"

Актуализация знаний

Повторение – мать учения. Объясните, как вы понимаете следующие слова (по очереди учитель показывает слова, дети объясняют значение):

  • Подлежаще
  • Сказуемое
  • Грамматическая основа
  • Текст
  • Тема текста
  • А кто может объяснить это слово? Орфограмма

Определение темы урока и целей

Давайте подумаем, какая будет тема нашего урока. (Что такое орфограмма?)
Определим цели нашего урока (слайд 1):
- Узнать… (что такое орфограмма)
- Видеть… (орфограмму в словах)

Изучение нового материала

Начнем разбираться, что такое орфограмма. На слайде 2 написаны слова с пропущенной буквой.
1) Ш. р, кр..т, с..р.
Учитель с детьми работает над этими словами. Давайте произнесем эти слова, какой звук слышим, теперь давайте вставим пропущенные буквы. Теперь сделаем вывод, какие есть слова в русском языке? (Как слышим, так и пишем)
2) Ст..кло, с..ва, сне..
Проводим такую же работу: как слышим и как пишем. Делаем с детьми вывод.(Слышим один звук, а пишем другую букву, которую можем проверить)
3) Т..пор, п..нал, ..зык

Вывод: Слышим один звук, а пишем другую букву, которую нельзя проверить. Эти слова надо запоминать.

Как вы думаете, какая строка лишняя и почему?
То место в слове, где мы можем сделать ошибку, и называется орфограммой.

Первичное закрепление

Вы уже знаете орфограммы и сейчас назовите. Работа по слайду 3.

Физкультминутка с движениями

Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.

Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать понемножку.
Но не хочется им петь.
Согласную букву проверяй,
Гласную букву к ней подставляй.

Работа в тетрадях

Слайд 4.
В данных словах пропущена орфограмма, давайте прочитаем эти слова. А теперь спишите эти слова, вставляя пропущенную букву. Взаимопроверка по слайду 5. Встаньте те, кто вставил все правильно.

Слайд 6.
На слайде вы видите картину. Глядя на нее, давайте найдем 7 слов с орфограммой и докажем, какую букву надо писать. (Желающие пишут слова на доске и проверяют их).

Работа в группе.

Когда буква в слове пропущена – это легко, вас нацеливают, подумай, какая здесь буква. А теперь задание будет потруднее. Вам даны слова, где есть орфограмма (а что такое орфограмма?) и нет орфограммы (как слышу, так и пишу). Эти слова надо распределить в два столбика на отдельном листочке: где есть орфограмма и нет. (слайд 7)
Проверка по слайду 8. Кто сделал все правильно? Встаньте. Какие вы молодцы, вы уже видите, что в слове есть орфограмма.

Подведение итогов

У нас было две цели (слайд 9). Вы узнали, что такое орфограмма? Расскажите.
Мы сегодня только попытались видеть орфограмму в слове. Это очень трудно, этому вы будете еще долго учиться. У вас должна появиться орфографическая зоркость. Самое главное на сегодняшнем уроке, чтобы вы поняли, что такое орфограмма.

К нам сегодня в гости пришла Королева Грамматика, она отвечает за все правила в русском языке. Давайте подарим ей букет цветов: кто хорошо понял тему, подарите красный цветочек, кто еще не все понял – желтый цветочек, кто совсем не понял – синий.
Спасибо за урок!

Давыдова Вера Фотеевна, учитель начальных классов МБОУ Вознесенская СОШ с. Вознесенское Пермский край

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. 2 класс.Представление об орфограмме.

Конспект урока во 2 классе по русскому языку

Автор: Елагина Светлана Борисовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 188 г. Москвы.

Цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формировать умения проверять безударный гласный звук в корне слова.

Формирование регулятивных УУД:

умения планировать, контролировать и оценивать действия.

развивать способности коллективного/индивидуального планирования, контроля и оценки действий(совместных действий) в процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;

формировать интерес к творческой(практической) работе;

развивать умения определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность;

формировать навыки работы по плану, сверяясь с целью;

развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.

Формирование коммуникативных УУД:

умение работать в команде, паре, группе;

умение излагать своё мнение;

умение участвовать в диалоге;

умение понимать и принимать позицию другого;

умение создавать устные и письменные тексты;

использовать речевые средства;

предотвращать и преодолевать конфликты.

Формирование познавательных УУД:

Систематизировать и углубить свои представления о безударном, проверяемом и непроверяемом гласном звуке в корне слова;

Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач;

Развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией;

Продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;

Развивать умение представлять информацию.

Формирование личностных УУД:

строить отношения с коллегами в группе;

пользоваться правилами поведения;

осознавать и называть свои личные качества;

4. признавать свои успехи и неудачи.

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

1. Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма

2. Развивать умение находить способ действия

Вводимые на уроке понятия:

Предметное умение – видеть проверяемый и непроверяемый безударный гласный звук в корне слова, уметь находить способ проверки безударного гласного проверяемого ударением.

Читайте также: