Конспект урока струнные смычковые инструменты
Обновлено: 04.07.2024
Оценить 2445 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКА
Предмет Музыка, 3 класс
Деятельностная цель: Знакомство учащихся с группой струнных смычковых инструментов, особенностями их звучания, воспитание музыкальной культуры ..
Учитель Данильянц З.А,
Образовательная цель: Узнавать по изображению и звучанию музыкальные инструменты, входящие в состав струнных смычковых
Личностные действия: Научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные действия: Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные действия: Научатся определять на слух звучание струнного ансамбля ,проявлять устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;знать названия инструментов;знать их отличительные черты;
Коммуникативные действия: Научатся исполнять песни, рассуждать на тему, отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
технологическая карта урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Проявление эмоциональной отзывчивости
Тихо-тихо рядом сядем,
В удивительном наряде:
ребята ,послушайте фрагмент произведения
У: - Понравилась ли вам музыка?
- Один музыкальный инструмент звучал или несколько?
- знакомство с новым музыкальным произведением:
Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений
3. Изучение нового материала. Организация слушате-льской и исполни-тельской деятель-ности. (6 минут)
Сейчас прозвучало произведение Е. Доги в исполнении симфонического оркестра (это очень-очень большой ансамбль, большая группа исполнителей, которые объединяются для совместного исполнения музыкальных произведения). В его составе может быть около 100 исполнителей, играющих на разных музыкальных инструментах. Все музыкальные инструменты оркестра можно разделить на несколько групп: ударные и клавишные; деревянные духовые; медные духовые.
Но душой оркестра называют группу струнно-смычковых инструментов, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.Слайд 3 Струнные музыкальные инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас. Исполнители, играя на этих музыкальных инструментах, водят смычком по струнам. Отсюда и родилось название – струнные смычковые.
Сейчас мы просмотрим видеофильм о семействе струнных-смычковых .
Знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых.
Моделирование проблемной ситуации:
Знакомство с выдающимися скрипичными мастерами и исполнителями
- Скрипки делали мастера в разных странах мира. Но лучшие из них…Амати и СтрадивариСлайд 4
История донесла до нас прославленные имена скрипачей…Никколо Паганини
Сегодня есть великие наши музыканты, которые до сих пор играют на скрипках, сделанных этими мастерами – это В.Спиваков, Ю.Башмет Слайд 6,7
Русский музыкант Мстислав Ростропович известен всему миру как лучший исполнитель-виолончелист.Слайд 8 Многие известные композиторы писали музыку специально для Мстислава Ростроповича. В настоящее время в Воронеже существует музыкальный колледж имени Ростроповича.
Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет. Слушание
Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.
Слайд 12 Контрабас – самый большой инструмент скрипичного семейства. Играют на контрабасе, обычно, стоя: ведь его длина около двух метров!
Цель: расширить знания обучающихся об инструментах симфонического оркестра.
- знакомство с новыми музыкальными инструментами;
- развитие тембрового слуха;
- знакомство с творчеством композиторов и исполнителей на струнных смычковых инструментах;
- знакомство с приёмами игры на струнных смычковых инструментах.
- наглядный – мультимедийная презентация;
- практический – слушание музыки;
Оборудование: ноутбук, колонки.
Ход урока
Постановка цели. На экране схема расположения инструментов симфонического оркестра.
Учитель: Дети, давайте ещё раз посмотрим на схему расположения инструментов симфонического оркестра. Какая группа самая многочисленная?
Дети: Группа струнных смычковых инструментов.
Учитель: Верно. Вот об этой группе инструментов мы сегодня и поговорим. (Слайд №1).
Изучение нового учебного материала
Предками современных струнных смычковых инструментов являются виолы (Слайд №2). Вы все знакомы с инструментом скрипка, давайте попробуем сравнить скрипку и виолу.
Виолы были разными, некоторые были больше похожи на скрипку, некоторые – на виолончель. В наше время виолы практически не используются, их можно увидеть в музеях, на иллюстрациях. Тем не менее существуют ансамбли музыкантов, исполняющих старинную музыку на старинных инструментах, в том числе и на виолах. И один такой пример мы с вами сейчас увидим. В исполнении ансамбля Trivalazzia прозвучит соната соль минор композитора Д. Букстехуде. Музыканты будут играть на барочной (старинной скрипке, виоле да гамба (похожей на виолончель) и на клавесине.
Просмотр видеозаписи: ансамбль Trivalazzia (барочная скрипка, виола да гамба, клавесин). Д. Букстехуде Трио-соната соль минор ор. 2№3 Vivace – Allegro.
А теперь мы с вами перейдём к самому известному представителю семейства струнных смычковых инструментов. Наверное, вы уже догадались, о каком инструменте я говорю.
Дети: Да, этот инструмент – скрипка.
Да, вы правы. Скрипка – это самый известный, популярный представитель группы струнных смычковых инструментов. По размеру – из всех струнных – скрипка самая маленькая и обладает самым высоким голосом. Диапазон скрипки – от соль малой октавы до ля третьей октавы и выше. Скрипка – очень техничный и виртуозный инструмент, для которого создано очень много произведений. Для скрипки писали такие композиторы как Вивальди, Паганини, Бетховен, Мендельсон, Хачатурян и многие другие. Скрипку часто называют королевой симфонического оркестра, так как во многих партитурах ей поручаются ведущие партии. А сейчас мы с вами послушаем, как звучит скрипка. Попробуйте охарактеризовать её тембр.
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи. О. Ридинг. Концерт си минор для скрипки с оркестром 1 часть.
Прослушивание аудиозаписи.
Следующий струнный смычковый инструмент (Слайд №4) – альт – внешне очень похож на скрипку, но больше по размеру, и голос у него ниже. Альт долгое время считался только оркестровым инструментом, сольных произведений для него написано немного. Очень много для развития альта как сольного инструмента делает наш соотечественник – альтист Юрий Башмет. Эту фамилию нужно обязательно запомнить. А теперь мы послушаем, как звучит альт, и вы попробуете охарактеризовать его тембр.
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи. Д. Шостакович Соната для альта и фортепиано 2 часть.
А теперь мы посмотрим видеозапись с выступлением исполнительницы-альтистки. Девушка будет исполнять финал сонаты для альта Д. Шостаковича.
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи.
Виолончель достаточно популярна не только как оркестровый инструмент, но и как сольный. Один из величайших виолончелистов мира – наш соотечественник Мстислав Ростропович. Сейчас вы увидите видеозапись одного из его выступлений.
Просмотр видеозаписи. И. С. Бах Сюита №3 до мажор.
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи.
А теперь мы с вами посмотрим видеозапись выступления музыканта-контрабасиста.
Итоги урока. Рефлексия
А теперь давайте проверим, как вы запомнили струнные смычковые инструменты. Я вам буду включать запись, а вы попробуйте догадаться, какой инструмент звучит.
Д. Шостакович. Соната для альта и фортепиано (альт)
Молодцы, ребята, всё отгадали. А теперь давайте вспомним, что нового о струнных смычковых инструментах вы узнали сегодня на уроке.
Хорошо, я теперь подумайте, какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке.
Замечательно, я согласна с вашими оценками. А ваше домашнее задание – сочинить сказку о любом струнном смычковом инструменте.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Проблема урока. Какие инструменты называются струнными смычковыми?
Урок посвящён закреплению знаний о струнных смычковых инструментах: скрипке, альте, виолончели и контрабасе. Общие и отличительные особенности струнных смычковых (тембр звучания, особенности строения
и внешний вид). Их сольное и ансамблевое звучание.
Тема: Струнные смычковые инструменты
Конспект урока
I . Организационный момент.
Б). Рефлексия: проверка готовности и настроения обучающихся к уроку.
II . Актуализация знаний
У. - Ребята, что вы сейчас послушали?
Д. - Мы послушали песню.
У. - О чём была эта песня?
Д. - В этой песне говорилось о музыкальных инструментах скрипке, виолончели и контрабасе, а ещё об оркестре.
У. - С помощью чего звучат эти инструменты?
Д. - Эти инструменты звучат с помощью струн и палочки, которой проводят по струнам.
У. - А для того, чтобы узнать как называется палочка, которой извлекают звук, надо послушать стихотворение.
«Да, инструментов большая бригада
Я вам открою секрет:
Не смогут звучать инструменты,
- Как же можно назвать эту группу инструментов, если у них есть струны и смычок? Если мы ответим на это вопрос, то узнаем тему урока.
У. - Где, в каком коллективе музыкантов мы можем услышать струнные смычковые инструменты?
Д. - Эти инструменты можно услышать в симфоническом оркестре.
У. - Что нам необходимо сделать для того, чтобы раскрыть тему урока?
Д. - Мы должны узнать как выглядят струнные смычковые инструменты и как на них играют;
- Какие инструменты и сколько их входят в группу струнных смычковых;
- Как звучат инструменты этой группы и какими выразительными особенностями обладают;
- Послушать звучание этих инструментов и почувствовать их выразительные особенности.
3. Введение нового знания
- Какие чувства выражает эта музыка?
Д ети слушают и отвечают на вопрос.
Д. - Эта музыка выражает чувства нежности, счастья, тревоги, грусти.
У. - Мы можем определить в чьём исполнении послушали произведение?
Д. - Эта музыка исполнялась симфоническим оркестром.
У. - Какие инструменты звучали? (Дети перечисляют услышанные инструменты.)
- Какие оркестры вы еще знаете?
Д .- Оркестр народных инструментов.
У. - Какой, по вашему мнению, самый главный инструмент в оркестре?
Д . - Самый главный инструмент в оркестре – скрипка.
У . - Из какого материала она изготовлена?
Д. - Скрипку делают из дерева.
У. - С помощью чего извлекается звук?
Д. - Звук извлекают с помощью смычка, которым проводят по струнам.
У. - Как играют на скрипке?
(Дети показываю, имитируют игру на скрипке)
У. - На что похожа скрипка?
Д. - Скрипка похожа на девушку.
У. - А вы знаете, как называются детали скрипки?
У. Учитель проговаривает названия частей скрипки (дека, эфы, гриф, колки, корпус), Дети повторяют название деталей скрипки.
Инструментов знаем много музыкальных,
Голос каждого – особый, уникальный
И решили всех по группам разделить,
Чтоб не путались в оркестре никогда
У. - «Все музыкальные инструменты симфонического оркестра можно разделить на несколько групп: деревянные духовые , медные духовые, клавишные и ударные;
- Как вы думаете, о какой группе инструментов я ещё не сказала?
Д. - О группе струнных смычковых инструментов.
У. - А к какой группе музыкальных инструментов мы можем отнести скрипку, если у неё есть струны и звук извлекается с помощью смычка?
Д. - Скрипку мы отнесём к группе струнных смычковых инструментов.
У. - Верно, ребята. А что мы знаем про группу струнных смычковых инструментов? Давайте откроем учебник на стр.34.
Работа с учебником Стр. 34 - 35
У. - О чём мы сможем узнать из представленного текста?
Д. - Мы можем узнать о группе струнных смычковых инструментов, как они выглядят, как называются.
У . - Теперь мы знаем, какие инструменты входят в группу струнных смычковых инструментов?
- Из какого материала сделаны эти инструменты?
У. - Подумайте, как правильно назвать такую группу исполнителей? (выбрать карточку с правильным названием) оркестр или ансамбль.
Работа с учебником Стр. 36 (иллюстрация)
У. - Сколько инструментов входит в этот ансамбль?
Д. - В этом ансамбле 4 инструмента.
У. - Какой из этих инструментов самый маленький по размеру, а какой большой?
Д. - Самая маленькая по размеру скрипка, а самый большой - контрабас.
У. - Что общего у этих инструментов?
Д. - Эти инструменты имеют одинаковую форму и имеют одинаковый способ извлечения звука – смычком.
У. - Чем они между собой отличаются?
Д. - А отличаются эти инструменты друг от друга, размером и звуком, т.е. тембром.
Д. - Тембр – это окраска звука или голоса.
У. - Наделили великолепным голосом эти инструменты знаменитые скрипичные мастера прошлого: Амати, Гварнери, Страдивари, Гваданини, Вильом.
- А теперь пришла пора отдохнуть.
IV . Воспроизведение нового знания.
У. - Послушайте звучание одного из инструментов, назовите его и представьте, что изображает музыка, в каком темпе и в каком регистре звучит, какое настроение в этом произведении?
Д. - Это прозвучала скрипка, мелодия летела стремительно и очень быстро в верхнем регистре.
У. - Выберите и покажите скрипку на карточке.
(дети показывают карточку, на которой изображена скрипка)
У. - Скрипка вела главную партию или второстепенную?
Д. - Скрипка вела главную партию.
- В каком регистре звучала мелодия?
Д. - Мелодия звучала в верхнем регистре
У. - В каком темпе звучала мелодия?
Д. - Темп очень быстрый
У. - В каком ладу звучала мелодия?
Д . - Переменный лад
У. - Какова динамика этого произведения?
Д . - То громче, то тише.
У. - Какое настроение произведения?
Д. - Настроение взволнованное, тревожное.
У. - Как вы думаете, кого изображала эта мелодия?
«Такая виртуозная техника игры, т.е сложная техника игры изображает звук полёта шмеля. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя воссоздаётся впечатление грозного шмелиного звучания.
- В какой сказке рассерженный шмель готовясь ужалить Бабу – Бабариху, совершает свой знаменитый полёт?
- Почему, по-твоему, Н.А.Римский – Корсаков выбрал тембр скрипки для передачи полёта шмеля?
Д. - Надо было изобразить полёт насекомого, а скрипка обладает гибкостью и подвижностью. (Ответы детей.)
У. - А вот как изобразили полёт шмеля мультипликаторы. Давайте ещё раз послушаем великолепное виртуозное звучание скрипки.
Хоровые ответы:
« Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив!
В них – радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, ее названье… (скрипка)
«Я больше скрипочки размером.
Мой голос ниже – но знай меру!
Меня ты на плечо кладешь
И по струне смычком ведешь… (альт)
«А теперь отгадайте, ребята, о каком инструменте пойдёт речь?
« Представьте себе великана такого:
Доброго, толстого, очень большого,
Звучит его голос солидно и плавно,
Так густо, насыщенно – право же, славно!
Назвать его имя – заданье для вас.
Зовут музыканты его… (контрабас)
У. - Найдите карточку на которой изображён контрабас.
У . - Какой это инструмент, расскажите о нём.
В) (звучание контрабаса в музыкальной энциклопедии)
У. - Как играют на контрабасе?
У . - В каком регистре звучит контрабас?
« Он огромный, словно шкаф,
Он стоит не на ногах,
Он имеет мощный бас.
Это важный… (Контрабас)
Д. - На контрабасе эту мелодию сыграть нельзя, т.к. у него очень низкое звучание.
Это произведение написал Антонин Дворжак, чешский композитор 19 века. (08.09.1841 – 01.05.1904)
- Как вы считаете, какой музыкальный инструмент сейчас прозвучал?
« Звук напряженный, сочный, певучий,
Сладко-таинственный, плавно-тягучий.
Ножкою острой стоит на полу.
Место в оркестре ей – в правом углу.
Имя приятное – как карамель.
И называется… (виолончель)
У .- Покажите карточку, на которой изображена виолончель.
- Как играют на виолончели? (дети показывают способ игры на инструменте)
- Как звучит виолончель в этой пьесе?
У. - Какое настроение, темп, динамика, лад, звуковедение, в каком регистре звучит мелодия?
Д. - Настроение мелодии нежное, печальное.
- Динамик не очень громкая.
- Звуковедение плавное, в среднем регистре.
V . Первичное закрепление
1). «В музыкальный магазин завезли партию музыкальных инструментов – только что с фабрики, все в коробках и ящиках. Но во время пути этикетки с названиями инструментов были порваны Ребята, нужно помочь работникам музыкального магазина разобраться. Давайте сложим названия инструментов, поставив буквы в нужном порядке. Детям даются наборы букв, из которых надо составить названия инструментов, например: (Ирксапк, тьал, нолоивечьл, ртноксба) – работа в группах закрепляют слова на доске. (работают в парах)
У. - Перед вами карточки, найдите третьего лишнего (самостоятельная работа)
- Скрипка, контрабас, баян
- Кларнет, виолончель, альт
- Контрабас, барабан, виолончель
- Тромбон, виолончель, скрипка
(Дети заполняют карточку).
Домашнее задание: Работа в рабочей тетради. Стр.78 - 79. Написать названия музыкальных произведений, в которых струнные смычковые инструменты играют важную роль.
VI . Рефлексия деятельности на уроке
работал на уроке
Я понял тему урока
Я запомнил звучание инструментов в ансамбле и оркестре
Я запомнил названия музыкальных инструментов
Я запомнил фамилии великих музыкантов
Общее количество баллов
Проблемное слово учителя:
Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!
Виртуальный хостинг
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.
Выделенные серверы
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Читайте также: