Конспект урока струнные смычковые инструменты

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 2445 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКА

Предмет Музыка, 3 класс

Деятельностная цель: Знакомство учащихся с группой струнных смычковых инструментов, особенностями их звучания, воспитание музыкальной культуры ..

Учитель Данильянц З.А,

Образовательная цель: Узнавать по изображению и звучанию музыкальные инструменты, входящие в состав струнных смычковых

Личностные действия: Научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные действия: Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные действия: Научатся определять на слух звучание струнного ансамбля ,проявлять устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;знать названия инструментов;знать их отличительные черты;

Коммуникативные действия: Научатся исполнять песни, рассуждать на тему, отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

технологическая карта урока

1. Организационный момент (2 минуты)

Проявление эмоциональной отзывчивости

Тихо-тихо рядом сядем,

В удивительном наряде:

ребята ,послушайте фрагмент произведения

У: - Понравилась ли вам музыка?

- Один музыкальный инструмент звучал или несколько?

- знакомство с новым музыкальным произведением:

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений

3. Изучение нового материала. Организация слушате-льской и исполни-тельской деятель-ности. (6 минут)

Сейчас прозвучало произведение Е. Доги в исполнении симфонического оркестра (это очень-очень большой ансамбль, большая группа исполнителей, которые объединяются для совместного исполнения музыкальных произведения). В его составе может быть около 100 исполнителей, играющих на разных музыкальных инструментах. Все музыкальные инструменты оркестра можно разделить на несколько групп: ударные и клавишные; деревянные духовые; медные духовые.

Но душой оркестра называют группу струнно-смычковых инструментов, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.Слайд 3 Струнные музыкальные инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас. Исполнители, играя на этих музыкальных инструментах, водят смычком по струнам. Отсюда и родилось название – струнные смычковые.

Сейчас мы просмотрим видеофильм о семействе струнных-смычковых .

Знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых.

Моделирование проблемной ситуации:

Знакомство с выдающимися скрипичными мастерами и исполнителями

- Скрипки делали мастера в разных странах мира. Но лучшие из них…Амати и СтрадивариСлайд 4

История донесла до нас прославленные имена скрипачей…Никколо Паганини

Сегодня есть великие наши музыканты, которые до сих пор играют на скрипках, сделанных этими мастерами – это В.Спиваков, Ю.Башмет Слайд 6,7

Русский музыкант Мстислав Ростропович известен всему миру как лучший исполнитель-виолончелист.Слайд 8 Многие известные композиторы писали музыку специально для Мстислава Ростроповича. В настоящее время в Воронеже существует музыкальный колледж имени Ростроповича.

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет. Слушание

Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.

Слайд 12 Контрабас – самый большой инструмент скрипичного семейства. Играют на контрабасе, обычно, стоя: ведь его длина около двух метров!

Цель: расширить знания обучающихся об инструментах симфонического оркестра.

- знакомство с новыми музыкальными инструментами;

- развитие тембрового слуха;

- знакомство с творчеством композиторов и исполнителей на струнных смычковых инструментах;

- знакомство с приёмами игры на струнных смычковых инструментах.

- наглядный – мультимедийная презентация;

- практический – слушание музыки;

Оборудование: ноутбук, колонки.

Ход урока

Постановка цели. На экране схема расположения инструментов симфонического оркестра.

Учитель: Дети, давайте ещё раз посмотрим на схему расположения инструментов симфонического оркестра. Какая группа самая многочисленная?

Дети: Группа струнных смычковых инструментов.

Учитель: Верно. Вот об этой группе инструментов мы сегодня и поговорим. (Слайд №1).

Изучение нового учебного материала

Предками современных струнных смычковых инструментов являются виолы (Слайд №2). Вы все знакомы с инструментом скрипка, давайте попробуем сравнить скрипку и виолу.

Виолы были разными, некоторые были больше похожи на скрипку, некоторые – на виолончель. В наше время виолы практически не используются, их можно увидеть в музеях, на иллюстрациях. Тем не менее существуют ансамбли музыкантов, исполняющих старинную музыку на старинных инструментах, в том числе и на виолах. И один такой пример мы с вами сейчас увидим. В исполнении ансамбля Trivalazzia прозвучит соната соль минор композитора Д. Букстехуде. Музыканты будут играть на барочной (старинной скрипке, виоле да гамба (похожей на виолончель) и на клавесине.

Просмотр видеозаписи: ансамбль Trivalazzia (барочная скрипка, виола да гамба, клавесин). Д. Букстехуде Трио-соната соль минор ор. 2№3 Vivace – Allegro.

А теперь мы с вами перейдём к самому известному представителю семейства струнных смычковых инструментов. Наверное, вы уже догадались, о каком инструменте я говорю.

Дети: Да, этот инструмент – скрипка.

Да, вы правы. Скрипка – это самый известный, популярный представитель группы струнных смычковых инструментов. По размеру – из всех струнных – скрипка самая маленькая и обладает самым высоким голосом. Диапазон скрипки – от соль малой октавы до ля третьей октавы и выше. Скрипка – очень техничный и виртуозный инструмент, для которого создано очень много произведений. Для скрипки писали такие композиторы как Вивальди, Паганини, Бетховен, Мендельсон, Хачатурян и многие другие. Скрипку часто называют королевой симфонического оркестра, так как во многих партитурах ей поручаются ведущие партии. А сейчас мы с вами послушаем, как звучит скрипка. Попробуйте охарактеризовать её тембр.

Прослушивание и обсуждение аудиозаписи. О. Ридинг. Концерт си минор для скрипки с оркестром 1 часть.

Прослушивание аудиозаписи.

Следующий струнный смычковый инструмент (Слайд №4) – альт – внешне очень похож на скрипку, но больше по размеру, и голос у него ниже. Альт долгое время считался только оркестровым инструментом, сольных произведений для него написано немного. Очень много для развития альта как сольного инструмента делает наш соотечественник – альтист Юрий Башмет. Эту фамилию нужно обязательно запомнить. А теперь мы послушаем, как звучит альт, и вы попробуете охарактеризовать его тембр.

Прослушивание и обсуждение аудиозаписи. Д. Шостакович Соната для альта и фортепиано 2 часть.

А теперь мы посмотрим видеозапись с выступлением исполнительницы-альтистки. Девушка будет исполнять финал сонаты для альта Д. Шостаковича.

Прослушивание и обсуждение аудиозаписи.

Виолончель достаточно популярна не только как оркестровый инструмент, но и как сольный. Один из величайших виолончелистов мира – наш соотечественник Мстислав Ростропович. Сейчас вы увидите видеозапись одного из его выступлений.

Просмотр видеозаписи. И. С. Бах Сюита №3 до мажор.

Прослушивание и обсуждение аудиозаписи.

А теперь мы с вами посмотрим видеозапись выступления музыканта-контрабасиста.

Итоги урока. Рефлексия

А теперь давайте проверим, как вы запомнили струнные смычковые инструменты. Я вам буду включать запись, а вы попробуйте догадаться, какой инструмент звучит.

Д. Шостакович. Соната для альта и фортепиано (альт)

Молодцы, ребята, всё отгадали. А теперь давайте вспомним, что нового о струнных смычковых инструментах вы узнали сегодня на уроке.

Хорошо, я теперь подумайте, какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке.

Замечательно, я согласна с вашими оценками. А ваше домашнее задание – сочинить сказку о любом струнном смычковом инструменте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблема урока. Какие инструменты называются струнными смычковыми?

Урок посвящён закреплению знаний о струнных смычковых инструментах: скрипке, альте, виолончели и контрабасе. Общие и отличительные особенности струнных смычковых (тембр звучания, особенности строения

и внешний вид). Их сольное и ансамблевое звучание.

Тема: Струнные смычковые инструменты

Конспект урока

I . Организационный момент.

Б). Рефлексия: проверка готовности и настроения обучающихся к уроку.

II . Актуализация знаний

У. - Ребята, что вы сейчас послушали?

Д. - Мы послушали песню.

У. - О чём была эта песня?

Д. - В этой песне говорилось о музыкальных инструментах скрипке, виолончели и контрабасе, а ещё об оркестре.

У. - С помощью чего звучат эти инструменты?

Д. - Эти инструменты звучат с помощью струн и палочки, которой проводят по струнам.

У. - А для того, чтобы узнать как называется палочка, которой извлекают звук, надо послушать стихотворение.

«Да, инструментов большая бригада

Я вам открою секрет:

Не смогут звучать инструменты,

- Как же можно назвать эту группу инструментов, если у них есть струны и смычок? Если мы ответим на это вопрос, то узнаем тему урока.

У. - Где, в каком коллективе музыкантов мы можем услышать струнные смычковые инструменты?

Д. - Эти инструменты можно услышать в симфоническом оркестре.

У. - Что нам необходимо сделать для того, чтобы раскрыть тему урока?

Д. - Мы должны узнать как выглядят струнные смычковые инструменты и как на них играют;

- Какие инструменты и сколько их входят в группу струнных смычковых;

- Как звучат инструменты этой группы и какими выразительными особенностями обладают;

- Послушать звучание этих инструментов и почувствовать их выразительные особенности.

3. Введение нового знания

- Какие чувства выражает эта музыка?

Д ети слушают и отвечают на вопрос.

Д. - Эта музыка выражает чувства нежности, счастья, тревоги, грусти.

У. - Мы можем определить в чьём исполнении послушали произведение?

Д. - Эта музыка исполнялась симфоническим оркестром.

У. - Какие инструменты звучали? (Дети перечисляют услышанные инструменты.)

- Какие оркестры вы еще знаете?

Д .- Оркестр народных инструментов.

У. - Какой, по вашему мнению, самый главный инструмент в оркестре?

Д . - Самый главный инструмент в оркестре – скрипка.

У . - Из какого материала она изготовлена?

Д. - Скрипку делают из дерева.

У. - С помощью чего извлекается звук?

Д. - Звук извлекают с помощью смычка, которым проводят по струнам.

У. - Как играют на скрипке?

(Дети показываю, имитируют игру на скрипке)

У. - На что похожа скрипка?

Д. - Скрипка похожа на девушку.

У. - А вы знаете, как называются детали скрипки?

У. Учитель проговаривает названия частей скрипки (дека, эфы, гриф, колки, корпус), Дети повторяют название деталей скрипки.

Инструментов знаем много музыкальных,

Голос каждого – особый, уникальный

И решили всех по группам разделить,

Чтоб не путались в оркестре никогда

У. - «Все музыкальные инструменты симфонического оркестра можно разделить на несколько групп: деревянные духовые , медные духовые, клавишные и ударные;

- Как вы думаете, о какой группе инструментов я ещё не сказала?

Д. - О группе струнных смычковых инструментов.

У. - А к какой группе музыкальных инструментов мы можем отнести скрипку, если у неё есть струны и звук извлекается с помощью смычка?

Д. - Скрипку мы отнесём к группе струнных смычковых инструментов.

У. - Верно, ребята. А что мы знаем про группу струнных смычковых инструментов? Давайте откроем учебник на стр.34.

Работа с учебником Стр. 34 - 35

У. - О чём мы сможем узнать из представленного текста?

Д. - Мы можем узнать о группе струнных смычковых инструментов, как они выглядят, как называются.

У . - Теперь мы знаем, какие инструменты входят в группу струнных смычковых инструментов?

- Из какого материала сделаны эти инструменты?

У. - Подумайте, как правильно назвать такую группу исполнителей? (выбрать карточку с правильным названием) оркестр или ансамбль.

Работа с учебником Стр. 36 (иллюстрация)

У. - Сколько инструментов входит в этот ансамбль?

Д. - В этом ансамбле 4 инструмента.

У. - Какой из этих инструментов самый маленький по размеру, а какой большой?

Д. - Самая маленькая по размеру скрипка, а самый большой - контрабас.

У. - Что общего у этих инструментов?

Д. - Эти инструменты имеют одинаковую форму и имеют одинаковый способ извлечения звука – смычком.

У. - Чем они между собой отличаются?

Д. - А отличаются эти инструменты друг от друга, размером и звуком, т.е. тембром.

Д. - Тембр – это окраска звука или голоса.

У. - Наделили великолепным голосом эти инструменты знаменитые скрипичные мастера прошлого: Амати, Гварнери, Страдивари, Гваданини, Вильом.

- А теперь пришла пора отдохнуть.

IV . Воспроизведение нового знания.

У. - Послушайте звучание одного из инструментов, назовите его и представьте, что изображает музыка, в каком темпе и в каком регистре звучит, какое настроение в этом произведении?

Д. - Это прозвучала скрипка, мелодия летела стремительно и очень быстро в верхнем регистре.

У. - Выберите и покажите скрипку на карточке.

(дети показывают карточку, на которой изображена скрипка)

У. - Скрипка вела главную партию или второстепенную?

Д. - Скрипка вела главную партию.

- В каком регистре звучала мелодия?

Д. - Мелодия звучала в верхнем регистре

У. - В каком темпе звучала мелодия?

Д. - Темп очень быстрый

У. - В каком ладу звучала мелодия?

Д . - Переменный лад

У. - Какова динамика этого произведения?

Д . - То громче, то тише.

У. - Какое настроение произведения?

Д. - Настроение взволнованное, тревожное.

У. - Как вы думаете, кого изображала эта мелодия?

«Такая виртуозная техника игры, т.е сложная техника игры изображает звук полёта шмеля. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя воссоздаётся впечатление грозного шмелиного звучания.

- В какой сказке рассерженный шмель готовясь ужалить Бабу – Бабариху, совершает свой знаменитый полёт?

- Почему, по-твоему, Н.А.Римский – Корсаков выбрал тембр скрипки для передачи полёта шмеля?

Д. - Надо было изобразить полёт насекомого, а скрипка обладает гибкостью и подвижностью. (Ответы детей.)

У. - А вот как изобразили полёт шмеля мультипликаторы. Давайте ещё раз послушаем великолепное виртуозное звучание скрипки.

Хоровые ответы:

« Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.

Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив!

В них – радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив, ее названье… (скрипка)

«Я больше скрипочки размером.

Мой голос ниже – но знай меру!

Меня ты на плечо кладешь

И по струне смычком ведешь… (альт)

«А теперь отгадайте, ребята, о каком инструменте пойдёт речь?

« Представьте себе великана такого:

Доброго, толстого, очень большого,

Звучит его голос солидно и плавно,

Так густо, насыщенно – право же, славно!

Назвать его имя – заданье для вас.

Зовут музыканты его… (контрабас)

У. - Найдите карточку на которой изображён контрабас.

У . - Какой это инструмент, расскажите о нём.

В) (звучание контрабаса в музыкальной энциклопедии)

У. - Как играют на контрабасе?

У . - В каком регистре звучит контрабас?

« Он огромный, словно шкаф,

Он стоит не на ногах,

Он имеет мощный бас.

Это важный… (Контрабас)

Д. - На контрабасе эту мелодию сыграть нельзя, т.к. у него очень низкое звучание.

Это произведение написал Антонин Дворжак, чешский композитор 19 века. (08.09.1841 – 01.05.1904)

- Как вы считаете, какой музыкальный инструмент сейчас прозвучал?

« Звук напряженный, сочный, певучий,

Сладко-таинственный, плавно-тягучий.

Ножкою острой стоит на полу.

Место в оркестре ей – в правом углу.

Имя приятное – как карамель.

И называется… (виолончель)

У .- Покажите карточку, на которой изображена виолончель.

- Как играют на виолончели? (дети показывают способ игры на инструменте)

- Как звучит виолончель в этой пьесе?

У. - Какое настроение, темп, динамика, лад, звуковедение, в каком регистре звучит мелодия?

Д. - Настроение мелодии нежное, печальное.

- Динамик не очень громкая.

- Звуковедение плавное, в среднем регистре.

V . Первичное закрепление

1). «В музыкальный магазин завезли партию музыкальных инструментов – только что с фабрики, все в коробках и ящиках. Но во время пути этикетки с названиями инструментов были порваны Ребята, нужно помочь работникам музыкального магазина разобраться. Давайте сложим названия инструментов, поставив буквы в нужном порядке. Детям даются наборы букв, из которых надо составить названия инструментов, например: (Ирксапк, тьал, нолоивечьл, ртноксба) – работа в группах закрепляют слова на доске. (работают в парах)

У. - Перед вами карточки, найдите третьего лишнего (самостоятельная работа)

- Скрипка, контрабас, баян

- Кларнет, виолончель, альт

- Контрабас, барабан, виолончель

- Тромбон, виолончель, скрипка

(Дети заполняют карточку).

Домашнее задание: Работа в рабочей тетради. Стр.78 - 79. Написать названия музыкальных произведений, в которых струнные смычковые инструменты играют важную роль.

VI . Рефлексия деятельности на уроке

работал на уроке

Я понял тему урока

Я запомнил звучание инструментов в ансамбле и оркестре

Я запомнил названия музыкальных инструментов

Я запомнил фамилии великих музыкантов

Общее количество баллов

Проблемное слово учителя:

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: