Конспект урока биосфера глобальная экосистема

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: таблица “Биосфера и ее границы”, оборудование для показа презентации.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Самопроверка (слайд №1).

Оцени свою работу (слайд №2).

III. Изучение нового материала.

Слайд №3. Ответить на вопрос, правильный ответ – тема нашего урока.

Записать число и тему урока (слайд №4).

Рассказ учителя – слайд №5, №6, №7.

1. Термин “биосфера” впервые ввел австрийский эколог и геолог Э.Зюсс в 1875 году. Учение о биосфере было создано русским ученым В. И. Вернадским в 20 – 30-х годах XX века. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

2. Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.). Слайд №8.

3.Структура биосферы. Слайд №9.

Биосфера – многокомпонентная система, состоящая из отдельных структур. Система считается открытой, так как получает энергию Солнца извне.

Биосфера подразделяется на четыре крупные градации:

  • моря;
  • лиманы – залив, образованный морем в низовьях реки, а также соленое озеро вблизи моря;
  • пресные водоемы;
  • суша.

4. Самостоятельная работа. Границы биосферы. Заполнить схему. Слайд №10.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

11 класс Биология. Общая биология. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, 2009 год.

Тема урока. Биосфера – глобальная экосистема.

Общее количество часов на тему 4 часа

Место урока в системе уроков – 1.

Образовательные: Рассмотреть черты современного состояния биосферы и процессы, происходящие в ней.

Развивающие: Продолжить развивать умения работать с учебником, дополнительной

литературой. Анализировать, выделять главное, обобщать, сравнивать.

Воспитательные; Продолжить развитие элементов экологической культуры через

понимание значения знаний о биосфере.

Знать структуру биосферы, границы распространения живых организмов.

Уметь характеризовать оболочки Земли, распределение биомассы на земном шаре.

электронное учебное издание 10 – 11 класс, общая биология, базовый уровень.

Домашнее задание & 5 .8

10 - 15 минут выполняют тест.

Изучение нового материала.

Сегодня урок хочется начать словами Федора Тютчева.

«Невозмутимый строй во всем,

Эти строки согласуются с учением об оболочке Земли, пронизанные жизнью.

-О какой оболочке пойдет речь на уроке?

- Каковы цели урока?

- Что такое биосфера?

Ж.Б.Ламарком(1744- 1829). В научном

1875 году на страницах книги «Лик Земли

австрийского геолога Э.Зюсса (1831

Наш соотечественник В.И.Вернадский

является автором современного учения о

биосфере, впервые определил свое

понимание биосферы в 1923. В 1926 году

признано во всем мире.

геологических оболочек Земли.

- Дать определение биосферы, используя

текст учебника стр 336.

- Каков состав биосферы?

Задание. Составить схему «состав

- Слушают, дают ответы на вопросы, формулируют тему урока.

- Записывают тему урока в тетрадь, определяют задачи урока.

- работают с текстом учебника

- работают с текстом, составляют схему, дают характеристику типам веществ, приводят примеры, обобщают, делают вывод.

Вывод; В.И.Вернадский распределил

понятие биосферы не только на организмы,

но и на среду обитания.

У каждой оболочке существуют границы

- Каковы границы биосферы?

Задание: заполнить таблицу, используя

текст учебника стр 337, статья «границы

Занимаемое место на планете

Что собой представляет

Вывод: Биосфера – это оболочка, населенная живыми организмами.

- работают с учебником, заполняют таблицу, дают характеристику оболочкам Земли.

Раз- налево, два- направо.

Три – наверх, четыре – вниз

А теперь по кругу смотрим.

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много

Чтоб усилить в тыщу раз.

- Живое вещество на планете Земля

распространяется не равномерно.

Если представим литосферу в виде каменной чаши

массой 4 кг, то гидросфера вместилась бы в этой

чаше и имела массу 400 граммов. Масса атмосферы

была бы равна массе медной монеты, а масса

живого вещества – почтовой марке.

Граница обитания живого вещества определяется

Распространение живых организмов

Верхний предел жизни ограничивается

космическим излучением, нижний –

высокой температурой глубин Земли.

Все живые организмы обладают способностью к

размножению. Благодаря этой способности они

распространены на Земле, перемещаются и именно

это свойство отделяет живое вещество от неживого.

Плотность жизни зависит от размеров организма и

необходимой для их жизни площади.

- Где плотность жизни выше? Почему?

В.И.Вернадский составил сравнительную таблицу

скорости размножения разных организмов.

Водоросли планктона --- 168 – 183 дней

Бактерии холеры ------ 1,25 дней

Слон индийский ------- 1000 лет

- Какими свойствами обладает биомасса?

Размножение и растекание.

Растекание и напор жизни.

Увеличение растительной массы путем

Накопление и передача энергии по цепям питания.

Изменение абиотической среды.

Приспособленность к разным условиям популяции,

обеспечивающую плотность биомассы.

Выбрать верные утверждения.

Биосфера – экосистема, которая

Образована совокупностью биогеоценозов

Не изменяется во времени

Является открытой системой

Сформировалась с появлением жизни на

Не обладает способностью к саморегуляции

Появилась одновременно с образованием

Вставьте пропущенные слова.

Биосфера – это оболочка Земли,……Организмы

живут везде, где им позволяют условия; во всех

… . в верхней части….(до горячих недр) и в

нижней части…( до озонового слоя).

Биосфера – ……….экосистема, т.к. ей постоянно

требуется поступления ……….(от Солнца)

Живое вещество – это ……Биогенное вещество –

вещество, …… Биокосное вещество – вещество….

- Какие цели стояли перед Вами при изучении

- Какую главную проблему Вы решали, изучая

- Какие понятия необходимы при изучения темы?

- Где вы можете применить полученные знания?

Формируют вывод по уроку.

- просмотр цор, записи в тетрадь.

- записывают в тетрадь

- слушают, анализируют информацию

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 084 материала в базе

Материал подходит для УМК

5.8. Биосфера — глобальная экосистема

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.09.2017 4234
  • DOCX 21.9 кбайт
  • 102 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сорокина Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- воспринимать природу как ценностный объект охраны и защиты.

- излагать суть учения В. И. Вернадского о ноосфере;

- объяснять значимость формирования экологической культуры населения как необходимого условия развития ноосферы.

Глоссарий по теме:

Биосфера – внешняя оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.

Косное вещество (тяготеющий к постоянному, неподвижный) – горные породы неорганического происхождения и вода; это вещество является субстратом или средой для проживания живых организмов;

Биогенное вещество органические и органоминеральные продукты, созданные живыми организмами в течение геологической истории (каменный уголь, горючие сланцы, торф, нефть, газы биосферы – кислород, углекислый газ, вода, аммиак, сероводород и другие), являющиеся источником чрезвычайно мощной потенциальной энергии;

Биокосное вещество вещество, которое создаётся живыми организмами и биокосными процессами, представляя собой системы динамического равновесия (осадочные породы, почвы, илы - подводные грунты, природные воды).

Живое вещество – все количество живых организмов планеты как единое целое. Играет ведущую роль в поддержании свойств биокосных веществ.

Биогеохимический цикл – это круговорот химических веществ из неорганической среды через растительные и животные организмы обратно в неорганическую среду с использованием солнечной энергии и энергии химических реакций.

Ноосфера – это высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Биосфера (от др. греч. βιος – жизнь и σφαῖρα – сфера, шар) – это внешняя оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.

Основные положения теории биосферы Земли, по В.И. Вернадскому: биосфера включает в себя не только живое, но и неживое (косное) вещество; между живым и косным веществом существует неразрывная и постоянная связь. Сущность учения В.И. Вернадского заключается в признании исключительной роли живого вещества, преобразующего облик планеты. Другой главнейший аспект учения Вернадского – разработанное им представление об организованности биосферы, которое проявляется в согласованном взаимодействии живого и неживого вещества, во взаимной приспособляемости организмов и среды.

Всё вещество биосферы разделено на четыре категории: косное, биогенное, биокосное и живое. Каждая категория играет определённую роль.

Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (до озонового слоя – на высоте 20-25 км), всю *гидросферу и верхнюю часть литосферы, то есть ту область, где существует жизнь, живые организмы. В настоящее время принято считать, что верхняя граница биосферы располагается на высоте примерно 85 км над поверхностью Земли, поскольку именно на такой высоте (в стратосфере) обнаружены споры микроорганизмов в латентном (скрытом, спящем) состоянии. Нижняя граница биосферы располагается в глубинах литосферы, где температура достигает 100 0 С и находится на глубине 1,5-2 км и 7-8 км (в зависимости от типа пород). Последние данные свидетельствуют о том, что некоторые бактерии могут существовать при температурах от абсолютного нуля до +180 0 С, в вакууме, в ядерных реакторах.

Биосфера структурно организована и рассматривается как глобальная экосистема. Жизнь на Земле зависит от круговорота важнейших химических веществ, в которых непосредственное участие принимает живое вещество.

Ноосфера – это высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития. Научная мысль и деятельность человека изменили структуру биосферы, обусловили физические и химические изменения всех ее оболочек (атмосферы, литосферы, гидросферы).

Круговорот веществ в природе

Важнейшей особенностью биосферы является биотический круговорот элементов. Круговорот связывает в единое целое организм и его среду. Это непрерывная миграция химических веществ из среды в организм и обратно, объединяющая всё живое с неживой природой. Непрерывный ток атомов от живого к живому осуществляется прежде всего по пищевым сетям; это малый биологический круговорот.

Продукты жизнедеятельности всего живущего на Земле, увлекаемые перемещением водных масс и атмосферными газами, так или иначе попадают в большой геологический цикл круговорота веществ.

Поглощённые из внешнего окружения элементы задерживаются в живом не так уж долго. По научным расчётам, земной запас двуокиси углерода проходит через совокупность всего живого за 300 лет, кислород атмосферы – за 2000 лет, вода суши и океанов – за 2 млн лет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Заполните пропуски в тексте.

Все _________ существа, кроме ___________, получают необходимую для жизнедеятельности организмов ___________ через питательные вещества, входящие в состав растений.

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): живые, продуцентов, энергию

Укажите общую информацию об элементе:

Название элемента: Подстановка элементов в пропуски в тексте

Контрольный или тренировочный?

тренировочный

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Вычеркните неверные утверждения.

Биосфера включает в себя только живое вещество. Между живым и косным веществом не существует неразрывной и постоянной связи.

Информация об ответах

Биосфера включает в себя только живое вещество. Между живым и косным веществом не существует неразрывной и постоянной связи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала в 11 классе.Цель урока :формирование у учащихся сиситему знаний о биосфере как глобальной экосистеме Земли ,ее компонентах и границах, воспитание навыков работы в группах. Во время урока каждый ученик оценивает свои личные достижения усвоения нового материала на уроке в оценочном листе, в качестве закрепления предлагаются вопросы разного уровня, который учений выбирает сам.

ТЕМА:Биосфера-глобальная экосистема.

Образовательные задачи:

- сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, её компонентах и границах их определяющих.

Развивающие задачи:

продолжить развитие умения у школьников выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;

убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;

развивать познавательный интерес и биологическое мышление учащихся;

продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

развивать коммуникативные навыки при работе в группах,

воспитывать биологическую культуру.

Валеологизация учебного процесса:

поддержание работоспособности учащихся;

Оборудование урока:

учебники “Общая биология”, под редакцией Захарова А.Б. и Беляева Д.К.;

схема “Факторы, определяющие границы биосферы”;

таблица “Основные функции живого вещества в биосфере”;

таблица “Пределы жизни биосферы”.

Оформление доски:

“…Сейчас в ней происходит бурный рассвет.
Мы знаем только малую частичку этой непонятной,
неясной, всеобъемлющей загадки…”.

В. И. Вернадский

I. Самоопределение к деятельности.

Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский.

- О чём идёт речь?

- Я приветствую вас и гостей на уроке биологии по теме “Биосфера”.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

-Где вы встречались с этим словом? Что входит в понятие “биосфера”? Перед вами слова профессора Н.Ф. Виноградовой, взятые из книги “Глобальная экология”.

Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Э. Зюсса. Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу?


- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?

- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о биосфере.

III. Постановка учебной цели.

- Каковы же цели нашего урока? (Изучить границы, состав и функции биосферы).

- При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева:

“ Мне необходимо разобраться самому,
а чтобы разобраться самому,
надо думать сообща”.

- У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока.

- А знает ли вы, что можно добывать руды, не нарушая ландшафт, с помощью биотехнологии. В скважину, пробуренную к рудному пласту, закачивают раствор с бактериями, способными накапливать в своём теле добываемый металл.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сделайте предположение о пределах жизни в биосфере. На стр. 489 вам предлагается таблица и материал, взятый из “Энциклопедического словаря”, проанализируйте и назовите уровень распространения живых организмов.

- Биосфера занимает нижнюю часть атмосферы, верхний слой литосферы и всю гидросферу. Общая толщина биосферы ~ 17км. Вглубь литосферы организмы проникают ~на 6 – 7км, в гидросфере живые организмы проникают ~ на 11км. В атмосфере биосфера занимает только тропосферу.

- Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе.

- Можно ли этот раствор с бактериями закачивать на бесконечную глубину в литосферу? Должны знать пределы, т.е. факторы, определяющие границы биосферы.

По схеме №1, предложенной вам, сделайте вывод об основных факторах, определяющих границы биосферы (на столах схема).


Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры.

Валеологический компонент.

- Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Слушайте, дополните, что вы ещё знаете.

(Доказано, что умеренная солнечная радиация вызывает отложение пигмента меланина (загар), благоприятно влияющего на здоровье. И, наоборот, неумеренное солнечное облучение, особенно с 11 до 16ч. обостряет такие хронические заболевания, как туберкулёз, заболевания женской половой системы, провоцирует образование злокачественной опухоли. Избыток солнечной радиации вызывает старение кожи – одно из важнейших органов человека. Защищаясь от вредного действия лучей, клетки кожи начинают быстро и беспорядочно делиться, чтобы верхний слой кожи утолщился и не пропускал губительный для организма ультрафиолет в глубь тканей. Этот процесс способствует появлению мутантов- видоизменённых клеток, которые и становятся причиной злокачественных опухолей.

- Решили ли мы задачу? (Открываем на доске лист в первом столбике, под ним написано “границы”). Каждый оценил свою работу.

- Атмосфера наполнена газами, в недрах Земли – полезные ископаемые.

- Как образовались газы атмосферы, каменный уголь, нефть, почва? Что составляет биосферу т. е. её компоненты? Предлагаю вам найти ответ на стр.487 автора Захарова.

Биосфера включает: живое вещество, образованное совокупностью организмов; биогенное, которое создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, осадочные породы), косное вещество, которое формируется без участия живых организмов (к ним относятся магматические и метаморфические горные породы), биокосное вещество, построенное из живого и косного (к ним относятся природные воды и почвы).

-Итак, каковы же основные компоненты биосферы?

- Решили мы и вторую задачу, а сейчас расслабимся (физминутка)

Биосфера – это сфера,
Где живые все живут.
И микробы, рыбы, птицы
Дышат, двигаются, растут.

Самый главный в сфере житель –
Это ты, человек,
Сделай жизнь прекрасней, чище,
Не на год, а на век.

Читайте также: