Конспект урока история одного города образы градоначальников

Обновлено: 04.07.2024

Общедидактическая цель: создание содержательных и организационных условий для обобщения и закрепления знаний студентов по теме .

Цели урока : дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику, рассмотреть содержание отдельных глав, сформировать умение учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя (М.Е. Салтыкова-Щедрина) в процессе анализа художественного произведения.

Задачи урока:

Помочь ученикам осознать, какие пороки власти, государства выявляет Салтыков-Щедрин, какие приемы использует для их разоблачения;

Продолжить обучению анализа эпизода.

Обеспечение урока:

мультимедийный проектор, экран, ноутбук;

презентация к уроку.

Формы организации познавательной деятельности (включая подготовку к проведению урока): индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: по источнику приобретения знаний: словесные, наглядные, практические; по степени самостоятельности обучаемых – частично-поисковый.

Беседа (фронтальный опрос).

- Какие наиболее яркие общие черты отличают всех градоначальников, упомянутых в описи?

- Подберите слова, которыми можно охарактеризовать отношение градоначальников к глуповцам.

(Нагнетение страха, жестокость)

- Давайте прочитаем описание Брудастого Дементия Варламовича.

(Выразительное чтение главы).

- Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и т.д. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ.

- На какие события реальной истории России намекает автор?

(В истории поспешного назначения Брудастого на место высланного за невежество голштинского выходца Пфейфера отразился государственный переворот 1762 года: смещение Петра III Екатериной II ).

- Какие настроения переживают глуповцы в ожидании нового градоначальника?

(Приподнятое и восторженное настроение, это напоминает о либеральных надеждах русского общества перед приходом к власти Екатерина II ).

- Чем же разочаровал жителей новый градоначальник?

(Автор показал отрыв власти от народа, замкнутость в себе самой, благодаря которой она в глазах народа становится таинственной, мистической. Так рождается ореол священного ужаса, окружающий власть. Народ распространяет слухи о вампиризме градоначальников).

Глуповцы – это русский народ. Щедрин выступил сатириком не только по отношению к чиновникам, но и по отношению к народу. Глуповцы покорны, послушны, слепо любят своих правителей, видят в них благодетелей. По природе своей глуповцы хорошие, но в них есть воспитанная веками привычка рабства, вера в государя, помещика. Эта рабская привычка повиновения и мешает прозрению глуповцев.

- Как вы считаете, может ли страх быть надежной основой государственного правления? Как это демонстрирует история Органчика?

(Мы увидели, что на страхе не может быть построена жизнь государства, так как при малейшем сбое, при проявлении властью хоть какой-то человечности или слабости механизмы управления рушатся. Так, улыбка Брудастого в прекрасный весенний день становится началом его катастрофы. При этом народ, отвыкший от самоуправления, впадает в анархию).

- Какие художественные приемы использует автор в рассмотренных эпизодах?

Гротеск (от франц. grotesque — смешной, необычайный) — художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п.

Ирония (от греч. eironeia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора . Вместе с тем ирония — один из художественных тропов : употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

(Автор подчеркивает реалистический характер своего гротеска: его сатира направлена против уродливых явлений действительности, художественно преувеличенных, но отнюдь не выдуманных.

- Ребята, давайте в заключение урока подытожим характерные черты глуповской власти, порожденные ее механической, антинародной, античеловеческой сущностью.

Домашнее задание:

Список литературы

Лебедев Ю.В. Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс. – М.: Просвещение, 2008.

Лебедев Ю.В. Литература. Поурочные разработки. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 кл. Хрестоматия художественных произведений в 2-х ч. Ч1,2. / Сост. В. П. Журавлев. – М.: Просвещение, 2008.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 - 1889)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Сатирические приёмы

• Ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

• сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

• гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

• иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой;

• Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

• гипербола — чрезмерное преувеличение.

Глуповская власть представлена в книге целой галереей градоначальников.

IV. Работа над темой урока

1) Выполнение задания

Примерный план анализа образов градоначальников

1. Фамилия, имя, отчество градоначальника (говорящие фамилии, фамилии-клички).

2. Внешность и черты характера.

3. Методы управления.

4. Жизнь народа в период правления градоначальника.

5. Исторические аналогии.

6. Сатирические приёмы, использованные автором для создания образа.

7. Авторская позиция.

Задания

1-я группа. Дементий Варламович Брудастый.

2-я группа. Семён Константинович Двоекуров.

3-я группа. Пётр Петрович Фердыщенко.

4-я группа. Василий Семёнович Бородавкин.

5-я группа. Иван Пантелеич Прыщ.

6-я группа. Эраст Андреевич Грустилов.

7-я группа. Угрюм-Бурчеев.


2) Беседа

• Какие общие черты можно выделить при описании градоначальников?

• Докажите, что это образы типические.

• Какой вывод можно сделать?

• Что можно сказать о городе, в котором такие правители?

• Какие приёмы сатирического изображения героев использует автор?

3) Постановка и решение проблемного вопроса

• Финал произведения остаётся тёмным, о чём свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении.

Карточка

Смеяться над безобразием глуповца всё равно, что смеяться над уродством калеки, или над дикостью дикаря, или над неопытностью ребёнка (Д. И. Писарев).

Градоначальники безумны, народ ещё безумнее, градоначальники развратны, народ ещё развратнее, градоначальники вислоухи, народ ещё более вислоух. Какой сатирик приносил ещё большее жертвоприношение? (А. Суворин)

Существует два вида карикатуры: одна преувеличивает истину, но не извращает её, другая же более или менее сознательно отклоняется от естественной правды и реальных соотношений. Салтыков прибегает только к первому роду, который один только и допустим (И. С. Тургенев).

• необычным чувством юмора;
• острой проницательностью;
• живым, насмешливым умом;
• в их карикатурах много градаций смешного: от добродушного юмора до сарказма;
• в основе их шуток и насмешек лежит серьёзный смысл.

Рассмотрите некоторые иллюстрации. Кто изображён на них?

Сопоставьте их с героями романа: соответствуют ли они изображённым героям Салтыкова-Щедрина? Своё мнение аргументируйте.




• Остались ли актуальными пороки власти, обличаемые в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина?

• Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы стать современным руководителем?

• К каким недостаткам современного руководителя можно, на ваш взгляд, относиться снисходительно?


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— В образах градоначальников воплощены основные, наиболее устойчивые отрицательные черты реальных правителей и градоначальников. Для их изображения автор использует такие литературные приёмы, как сатира и гротеск, полный намёков и недомолвок эзопов язык, открытую насмешку, иронию и сарказм.

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Кукрыниксы — творческий коллектив русских графиков и живописцев:
Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991)
Крылов Порфирий Никитич (1902–1990)
Соколов Николай Александрович (1903–2000).
Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники России (1958). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
См. подробнее: Кукрыниксы. (вернуться)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

10 кл. (угл. уровень)

Тип урока : урок обобщения и закрепления знаний .

Вид урока : лекция, беседа, дискуссия.

Общедидактическая цель: создание содержательных и организационных условий для обобщения и закрепления знаний студентов по теме.

Цели урока : дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику, рассмотреть содержание отдельных глав, сформировать умение учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя (М.Е. Салтыкова-Щедрина) в процессе анализа художественного произведения.

Слайд 2. Задачи урока: помочь ученикам осознать, какие пороки власти, государства выявляет Салтыков-Щедрин, какие приемы использует для их разоблачения. Продолжить обучению анализа эпизода.

Формы организации познавательной деятельности (включая подготовку к проведению урока): индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: по источнику приобретения знаний: словесные, наглядные, практические; по степени самостоятельности обучаемых – частично-поисковый.

Беседа (фронтальный опрос).

- Какие наиболее яркие общие черты отличают всех градоначальников, упомянутых в описи?

- Подберите слова, которыми можно охарактеризовать отношение градоначальников к глуповцам.

(Нагнетение страха, жестокость)

- Давайте прочитаем описание Брудастого Дементия Варламовича.

(Выразительное чтение главы).

Только став градоначальником, герой начал проявлять свою жестокость и избивать ямщиков. Иногда у градоначальника случались приступы ярости. Дементий любил приказывать и распоряжаться. Попав в Глупово, он начал давать указания. Он не выходил из кабинета, лишний раз не пил, и не ел. Градоначальник начал истово заниматься скопившимися делами, касаемо неуплаченных налогов. Брудастый занимался бумажными делами и почти не разговаривал с глуповцами. При правлении Дементия работа полиции и бюрократов активно развилась. По требованию градоначальника, полицейские и чиновники нападают и избивают жителей, отнимая у них имущество в счет неуплаченных налогов.

В это время мастер из Глупово начал исправлять старую голову. В итоге в городке начали работать 2 градоначальника под фамилией Брудастый. Чуть позже обманщиков отстраняют от должности и вывозят из Глупово. Главной правдой является только то, что градоначальники были обманщиками. За ними в Глупово приезжал рассыльный. Они были помещены в емкости со спиртом.

Подобным образом, за счет градоначальника писатель показал, что правители городка являются только пешками, над которыми властвуют подобные отрицательные качества как глупость, предубеждения, косность, злая проницательность. По словам автора, русский народ тоже смог бы жить без подобных руководителей. После того как градоначальник заболел, лишившись головы, в городке настали беспорядки и безвластие. Включив в произведение 2 градоначальников, автор написал, что все правители городка одинаково безличны и ничтожны, также ужасны.

Слайды 4 – 5

- Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и т.д. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ.

- На какие события реальной истории России намекает автор?

(В истории поспешного назначения Брудастого на место высланного за невежество голштинского выходца Пфейфера отразился государственный переворот 1762 года: смещение Петра III Екатериной II).

- Какие настроения переживают глуповцы в ожидании нового градоначальника?

(Приподнятое и восторженное настроение, это напоминает о либеральных надеждах русского общества перед приходом к власти Екатерина II).

- Чем же разочаровал жителей новый градоначальник?

(Автор показал отрыв власти от народа, замкнутость в себе самой, благодаря которой она в глазах народа становится таинственной, мистической. Так рождается ореол священного ужаса, окружающий власть. Народ распространяет слухи о вампиризме градоначальников).

Слайд 7. Давайте запишем в тетрадь:

Глуповцы – это русский народ. Щедрин выступил сатириком не только по отношению к чиновникам, но и по отношению к народу. Глуповцы покорны, послушны, слепо любят своих правителей, видят в них благодетелей. По природе своей глуповцы хорошие, но в них есть воспитанная веками привычка рабства, вера в государя, помещика. Эта рабская привычка повиновения и мешает прозрению глуповцев.

- Как вы считаете, может ли страх быть надежной основой государственного правления? Как это демонстрирует история Органчика?

(Мы увидели, что на страхе не может быть построена жизнь государства, так как при малейшем сбое, при проявлении властью хоть какой-то человечности или слабости механизмы управления рушатся. Так, улыбка Брудастого в прекрасный весенний день становится началом его катастрофы. При этом народ, отвыкший от самоуправления, впадает в анархию).

- Какие художественные приемы использует автор в рассмотренных эпизодах?

Гротеск (от франц. grotesque — смешной, необычайный) — художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п.

Ирония (от греч. eironeia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора . Вместе с тем ирония — один из художественных тропов : употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

(Автор подчеркивает реалистический характер своего гротеска: его сатира направлена против уродливых явлений действительности, художественно преувеличенных, но отнюдь не выдуманных.

- Ребята, давайте в заключение урока подытожим характерные черты глуповской власти, порожденные ее механической, антинародной, античеловеческой сущностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 Образы градоначальников.

4.Домашнее задание (написать конспект)




Щедрин освоил и крупные, и малые сатирические жанры: роман с интересным сюжетом и глубоко прочувствованными образами, фельетон, сказку, драматическое произведение, рассказ, пародию. Писатель ввел в мировую литературу сатирическую хронику. Важное место в творчестве принадлежит этому роману.

Рассказывая якобы о прошлом России, писатель, тем не менее, говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны.

Писатель-сатирик к истории обратился для того, чтобы сгладить неизбежное столкновение с цензурой.

Автор в этом произведении сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто доступно донести до читателя антибюрократические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах россиян.

Наипростейший деревянный механизм, с помощью которого Брудастый выкрикивает свои приказы — команды, является преувеличением, образ этого градоначальника, как и остальных фантастичен и гиперболизирован. Но поступки, совершаемые человеком с деревянной головой, почти ничем не отличались от деятельности реальных людей.

Трагическая судьба глуповцев закономерна. Они веками живут в этом выдуманном, фантасмагорическом городе, призрачном и реальном, нелепом и страшном.

В отношениях обывателей Глупова писатель смешивает их социальные, бытовые, служебные, профессиональные признаки и характеристики. К какому сословию ни относились бы глуповцы, в них сильны традиции и пережитки, которые необходимо преодолеть ради собственного будущего.

Глуповцы живут в избах, ночуют в овинах, занимаются полевыми работами, решают свои дела, собираясь миром. Крестьяне, мещане, купцы, дворяне, интеллигенция — социальная и политическая номенклатура Глупова включает все основные классы, сословия, группы и государственно-административные силы России.

Вывод, к которому автор пришел в заключительных строках своего романа, ясен и понятен: населению Глупова пришло время устыдиться бессмысленной и гибельной несамостоятельности, но, перестав быть глуповцами, необходимо начать новую, неглуповскую, жизнь. Писатель твердо убежден, что строителями будут другие люди, не глуповцы.

Таким образом, основное художественное средство — гротеск Он помогает Щедрину обнажать социальные и нравственные пороки русского общества.

Образы градоначальников

Этот сатирический роман, представляет собой своеобразную летопись небольшого города Глупова. В произведении легко угадывается параллель с Российским государством и его историей. Однако, помимо глубокой сатиры на прошлое нашего государства, можно уловить мотивы и опасения писателя о будущем страны. Так, в последней главе об Угрюм-Бурчееве (пародия на Аракчеева, государственного и военного деятеля), в голове градоначальника возникает мысль о создании нового утопического строя. Глупов будет переименован в Неприклонск, и все жители должны будут действовать (и даже думать!) одинаково.

Читайте также: