Развитие культуры на урале конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: фотографии, выставка книг по теме, презентация; предметы быта уральских народов: серп, прялка, крынка, веретено, коромысло, рубель, рушники; корзинки, макет печки, домашняя утварь, скамейки, стол, скатерти, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день гостям и хозяевам!
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!

– Сегодня необычный урок – исследование. Представьте себе, что мы находимся в студии телекомпании “Орбита”. Везде телекамеры, осветительные приборы, есть настоящий оператор, и мы начинаем.

В эфире “Журналистское исследование”. (Название на экране.)
Тема исследования: “Быт и культура уральских народов”.
Гости студии – учителя МОУ СОШ № 47 ГО ЗАТО Свободный, зав. детской городской библиотеки, библиотекарь школы.
Ведущие телепередачи – О.М. Зюзгина, Клименко Н.В.

Ой, гора моя,
Гора Думная.
Сколь жила, столетьятьями ты считай.
Но такого век не знавала ты –
Как расцвел былинный Уральский край
(Ю. Клюшникова)

Какие только теплые слова, объяснения в любви родного Урала не пишут поэты! В них и нежность, и забота, и гордость за родную сторонушку, за людей, которые здесь живут. Не зря говорил поэт: “Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего”

Так вернемся в прошлое, ощутим прелесть и красоту уральских просторов, умение жить в ладу с собой, с окружающими людьми, окружающей природой.

2. Работа над новой темой

Ведущая: Наибольшее число русских на Урале селилось во II половине XVI века начале XVII, русские заселяли Прикамье, Чердынский, Саликанский, Кунгурский, Верхотурский уезды, а также вотчину Строгоновых.
Итак, уральцы… что же узнали о них наши журналисты?

(Все выступления юных журналистов сопровождаются показом слайдов.)

1-й журналист: На Урале было принято жить большими семьями. Всеми руководил большак-самый старший из рода, которого беспрекословно слушали. Женщины работали по дому, воспитывали детей, обрабатывали лен, растили и убирали урожай, пряли, ткали, вышивали зимними вечерами чудные уральские узоры на полотенцах, скатертях, шили одежду, готовили приданое. Ткали половики, валяли валенки. Женщинами в роду руководила старшая из них – большуха.

2-й журналист: Девушек выдавали замуж обычно в 17-18 лет, против воли невесты, судьбу решали родители при сговоре, далее следовало рукобитье, после чего объявляли невестой и женихом оных. Далее шла подготовка к свадьбе.

3-й журналист: Любимыми блюдами уральцев были пироги, шаньги, блины гречневые, оладьи, пельмени, вареники из капусты и редьки, различные каши и щи. По вечерам чаевничали из большого самовара в семейном кругу, лакомились кусочками колотого сахара.

4-й журналист: Самобытна уральская культура с её календарными праздниками и семейными традициями. Известно, что русская песня-душа народа. На всех праздниках звучали песни, плясали кадрили, водили хороводы, молодежь играла в игры, устраивала посиделки. В народном календаре зафиксировались также события истории русского народа, сведения о наиболее выдающихся исторических событиях. Эти знания переданы в форме мифов, легенд, былин, сказок, преданий. Календарные праздники являются регулятором человеческой жизни.

1-й журналист: Главным праздником христианского народа была пасха – ее называли “Праздник – праздников. Торжество из торжеств”. Подготовка к Пасхе была особой, она несла в себе духовное начало. На протяжении 7-недельного поста готовились к встрече Великого праздника. Праздник хороводов и игр для молодежи, для среднего звена, детей- качели, карусели, катание яиц.
Для замужних, семейных пар – посещение родственников, праздничные угощения ( обрядовая еда: яйца, куличи, пироги, шаньги, медовые напитки.)

Словарь: (на мультимедийном оборудовании)

Большуха – старшая в доме, хозяйка.
Шаньга , мн. число шаньги (ум. ласк. шанежки ) – круглые открытые пирожки, название особого рода лепешек из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире.

Рукобитье (сговор, запой, заручины, просватанье, своды) – часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы.

Ведущая: Разные народы имеют свои национальные костюмы. Мы отправили на исследование журналистов, которые побывали в музеях; вот, что они выяснили по поводу костюма уральцев.

1-й журналист: Родившегося ребенка завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую: “Чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его”.

2-й журналист: Заворачивание ребенка в отцовскую рубаху означало принятие ребенка отцом. Ребенок становился продолжением не только матери, но и отца, его частью. А старые поношенные вещи воплощали идею преемственности, передачи благ духовных и ценностей от одного поколения другому.

3-й журналист: Одеждой младенцу служили пеленки – полосы старого полотна. Подросшие дети носили одни рубашки с поясами. Детская одежда у славян не имела половых различий. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев или перешитых из старой родительской одежды.

Фотографии: женского и мужского костюма (появляются слайды).

– Мы с вами уже знаем много о одежде уральцев. Среди нас есть журналисты, которые надевали эту одежду и многое о ней узнали.

1-й журналист: Поговорим о национальной одежде уральских марийцев. Мужская одежда марийцев состояла из рубахи туникообразного кроя, скромно украшенной, и штанов. В качестве верхней одежды мужчины носили кафтаны, тулупы, шубы. Рубаху и верхнюю одежду носили с поясами. Головными уборами были войлочные шляпы и меховые бараньи шапки.

2-й журналист: Для женской одежды были в основном характерны те же детали, которые имели некоторые отличия. Так, женская рубаха была длиннее мужской и богато украшалась вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах. С рубахой женщины носили штаны, а поверх рубахи и штанов шовыр – холщевый балахон с вышивкой, а также суконный кафтан с клиньями или борами. Рубахи и кафтан носили с поясами. Зимой женщины носили овчинный тулуп. Женские головные уборы были разнообразны – сорока, конусообразный “колпак”, щарпан – головное полотенце и др. Специфическим элементом женской одежды был передник. Женщины носили большое количество украшений из бисера, раковин каури, монет. Мужской и женской обувью были лапти, кожаные сапоги, валенки, для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.

  • нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
  • наплечные – охраняли руки,
  • наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

4-й журналист: Сценический же костюм, включая и тот, который создается в народе, представляет собой значительную стилизацию старины. Чтобы у подрастающего поколения не сложилось неполного, обедненного представления о национальном костюме, очень важно сбережение и изучение подлинно народного костюма в фондах музеев.

Рекламная пауза

Обратите внимание на выставку книг. Книги слегка потрепанные: к ним прикоснулось много детских рук, эти книги читаются. (Рассказ о книгах). Я думаю, что вам будет очень полезно прочитать эти книги.

Я хочу, чтоб в этом
Доме, сложенном мной,
Больше было бы света,
Больше ласки земной.
Чтоб красивый на диво
Он стоял целый век,
Чтобы жил в нем счастливо
Трудовой человек.
(Н. Носик)

Ведущая: Как вы думаете, когда так говорят: “Мой дом – моя крепость”? Под этим изречением уральцы с полным основанием могли подписаться.
Назовите слова-синонимы к слову дом.

Дети: Жилье – изба – хата – курень (постепенно слова появляются на мультимедийной доске)

1-й журналист: Строительство на Руси, за исключением последней сотни лет, было целиком из дерева. Мастера рубили из дерева царские хоромы и дворцы. Из того же дерева рубились избы крестьян и мастеровых.

2-й журналист: Четырехстенок – первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную “клеть”, простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырехстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми – ныне Коми – Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем “прируба” к уже существующему четырехстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями. Избу строили окнами на речку. Возле избы ставили амбар с навесом, погреб, колодец с журавлем, хлева для содержания домашнего скота.

2-й журналист: Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в хозяйстве. Прежде чем построить дом, нужно, конечно, найти для него место. Это ж надо! Секрет – в куриных яйцах! Самых обычных куриных яйцах! И не удивляйтесь! А делали это так. Место для будущей избы обозначали камнями. Потом в самый центр выбранного места мужик клал на землю шапку со свежими, еще тепленькими, куриными яйцами. Через некоторое время брал яйца в руку: если теплые – значит, хорошее место для избы, если остыли – искали другое. Особыми обрядовыми действами сопровождалось укрепление матицы (сволоки), на которую настилали потолок. В матицу вбивали крюк, к которому крепили люльку, под матицу вставали молодожены, принимая благословение родителей. Под матицу становилась сваха во время просватанья, чтоб был мир и лад в деле.
Главное место в доме занимала печь, она лечила, кормила, обогревала.

(Запись в блокноты журналиста об утвари, текст высвечивается на интерактивной доске). Приложение 1

Ведущая: Что в жизни к нам приходит неожиданно и бывает нужно? Реклама

Реклама

1. Милые девушки! Хотите иметь красивую плавную походку, волнующий изгиб спины, воспользуйтесь этим предметом. Что это? Угадайте загадку.

Ни свет ни заря
Пошли согнувшись со двора. (Коромысло)

2. Обязательно! Обязательно! Обязательно имейте этот предмет в доме.

Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь. (Веретено)

Вяжите тепленькие носочки и варежки! Сделанное своими руками – греет тело, греет душу!

Ведущая: Прошу присутствующих коллег – журналистов выполнить задание.

– Прочитайте описание старинного уральского жилища. Объясните значение выделенных слов (текст на слайде).

В переднем углу, под образами стоял стол, накрытый белой или цветной полотняной скатертью. На столе – хлеб. Перед образами одна лампадка. Из переднего угла до стола и почти до двери тянется широкая лавка. Налево от двери – большая печь, возле неё место отделено занавеской – кут, где обязательно на полках имеется квашня, ступа, туеса, крынки.

Образа – иконы святых
лампадка – небольшой сосуд с маслом, зажигаемым перед иконами
лавка – скамья
квашня – глиняный горшок большого размера где заводят тесто.
ступа – толчея.

Ведущая: Юные коллеги! Вы видите на слайде подлинные вещи, находившиеся в избе уральца. Прошу назвать эти предметы, зачем они нужны были, объяснить.
Продолжаем подводить итоги нашего исследования. Какие традиции уральцев вы знаете ещё?

– Уральцы любили песни. В них отражены нелегкая судьба уральцев, труд и подвиг, любовные переживания, понимание того, что жизнь каждого отдельного уральца имеет высший смысл только тогда, когда она связана с ушедшими и будущими поколениями. Вся трудовая деятельность была связана с песней. Уборка и посев урожая, укачивание младенца или свадебное пиршество. Хороводы и игры на праздниках, посиделки и забавы молодежи, девичьи хороводы в семицко-троицкие праздники.
Дадим слово журналистам которые расскажут о фольклоре

1-й журналист: Важную роль в духовной культуре и быту русского населения Урала играло устное народное творчество. Его принято называть фольклором, хотя этот термин имеет более широкое значение и употребляется для обозначения различных явлений народной культуры – словесно-музыкальных и повествовательных произведений, обрядов, духовных и культурных знаний, а также звукоподражательных звуков, криков, ритуального молчания, языка жестов.

2-й журналист: Древнейшим жанром являлся обрядовый фольклор, включенный в календарные, свадебные, похоронные обряды. Основой его были культовые представления и бытовые нормы. У русского населения Урала обряды сопровождались песнями, причитаниями, плачами, приговорами, заговорами, загадками, которые были в ходу и в других регионах расселения русских.

3-й журналист: Свадебная поэзия ярче всего была представлена величальными песнями. В них восхвалялась красота и разумность жениха, доброта и умение невесты, щедрость родителей и удаль гостей. Бытовали песни малоизвестные: “Во столичном новом городе, во высоком новом тереме”, “Поднимались да тучи грозные что со всех да четырех сторон”, “Как по матушке по Вишере-реке невелично суденышко плывет”, “Как у нас было на заводях, на глубоких да на ржавчинах”. Широко распространились песни с местным колоритом – отражением занятий населения, диалектной лексики, географической терминологии.
Под Нижним Тагилом одну песню начинали словами:

Всю я, всю я каменну Москву прошел,
Не нашел я невесты по себе,
Лучше, лучше я в Тагил ворочусь,
Я зайду в собор Богу помолюсь.

Очень часто местные особенности заключаются не только в исполнении присущих данному району песен, а в создании своего довольно устойчивого репертуара и определенного жанра.

1-й журналист: На Среднем Урале характерно особое исполнение причитаний (причетов). В свадебных причетах больше мотивов и образов окружающего мира.

Чрезвычайно многолик календарный фольклор. Исполнением песен, высказываниями о поверьях, приметах, связях жизни людей с явлениями природы стремились обеспечить благоденствие как всем живущим в данной местности, так и отдельным людям в течение календарного цикла. Календарные жанры фольклора в значительной мере обусловлены природной средой и аграрными культами.

С давних пор популярным музыкально-словесным жанром была лирическая необрядовая песня. Результатом молодежного творчества явилась частушка – рифмованная четырехстрочная песня. На Среднем Урале развивались все известные разновидности частушек: лирические, сатирические, плясовые, лозунговые.

2-й журналист: Еще в XX в. в живом бытовании сохранялись исторические песни и предания о событиях, которые происходили на Среднем Урале на разных этапах истории. Широко бытовало предание о чуди – древнем населении Среднего Урала. Массовым фольклорным жанром явились сказки, пословицы, поговорки. На Урале бытовали известные русские сказки, но таинственный лесной мир и горный ландшафт породили и свои волшебные сказки. Действия многих из них происходят в горах. Нельзя сказать, что народные сказки забыты в наше время. С людьми, их знающими, постоянно встречаются фольклористы.

Ведущая: Следуя обычаям и традициям нашего народа мы с вами спешили на вечерку. После выполненных работ на вечерке, заданных хозяйкой, переодевались в лучшие сарафаны, пели песни, водили хороводы, разучивали игры, плясали кадрили. Но вы не просто являлись участниками праздничного веселья, а хранителями народных традиций, обычаев и обрядов. Это является доказательством, что в современных условиях можно и нужно возрождать различные формы традиционной культуры.
В конце нашей телепередачи разрешите предоставить слово Пескуновой Галине Алексеевне почетному жителю нашего городка.

Цель: Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей о жилищах народов Южного Урала, об устройстве избы и юрты, о предметах быта, укладе жизни. Развивать творческий потенциал.

Расширять знания о жизни народов, живущих на Южном Урале.

Закрепить представления о национальных жилищах татар, башкир, русских, о предметах быта на Южном Урале.

Ознакомить с основами народной музыкальной культуры Южного Урала.

Закрепить знания детей о фольклоре и музыкальных инструментах народов Южного Урала.

Приобщать детей к играм народов Южного Урала.

Формировать у детей доброжелательное отношение к людям других национальностей.

Воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей, осознание детьми принадлежности к своему народу.

Обогащать словарь детей.

Словарная работа: татары, башкиры, русская изба, татарская изба, юрта, ухват, чугунок, хлебная лопата, рушник.

Воспитатель: Организационный момент.

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку.

В: Я кое-что для вас приготовила.

Но чтобы узнать что это, нужно отгадать загадку.

Города, моря найдём,

Горы, части света.

Умещается на нём

Давайте рассмотрим его. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.

В: Как она называется?

Шар большой, на нём страна

Город в ней, а в нём дома

Дом на улочке одной

Этот дом, страна, земля

(садятся на стульчики)

В: - Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?

В: Люди относятся к Уралу. уважительно, с почтением

В: Как называют уважительно Урал?

Дети читают стихи.

Наш Урал могуч собою,

И красив он и велик.

Любим мы его душою

Да и как же не любить?

В небеса уходят горы

Реки бурные текут

А леса стоят стеною

Посмотри и там и тут.

Славен наш Урал прекрасный

Полечись. Попей водицы

Вместе с нами песню пой.

Здесь в нас в Уральских недрах

Ископаемых не счесть

Потому Уралу слава!

Слава! Слава! Да и честь!

В: На Урале живут много народов..

Ребята, а какие народы населяют Южный Урал?

Дети : русские, башкиры, татары.

В: А сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Южному Уралу и посетим жилища разных народов.

В: К кому мы попали в гости?

В: А встречает нас русская красавица.

-Как называется жилище у русского народа?

В: Из чего были построен изба

В: Чем украшена изба?.

Д:.Окна украшены наличниками. На окна навешивались ставни.

Крыша украшалась коньком.

В: Кто же строил избу?

Д: Строили избы мастеровые –древоделы топором.

В: Даже есть пословицы про это «Не бравшись за топор, избы не срубишь.

В. Давайте пройдём в избу.

В: Как вы думаете, что самое главное в избе, какой предмет?

-"Чего из избы не вытащишь?"

В. - Да, , печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Какие пословицы вы знаете про русскую печь?

В: Почему так говорили? Для чего нужна печка?

В. - Да, в ней готовили еду, она обогревала дом, на ней спали дети и старики. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

В: Растопили печку, жарко в ней, пора и готовить. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Чугунок был незаменим в хозяйстве. Чугун- это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился.

В. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался. Вот про него загадка.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит- отдает,

А сам в угол идет.

В: А еще какие предметы стояли около печи?

В. - Молодцы (воспитатель показывает ухват). .

Д:Кочерга, хлебная лопата.

В: При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда.

В: А ещё в русской избе были деревянные расписные ложки.

В: В каждой избе было святое место. Как оно называлось?

В: " Красный угол" - самое почетное место в доме. Человек приходящий в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. "

В: Его убирали вышитыми полотенцами. Как назывались эти вышитые полотенца?

В: А еще в красном углу была полка , на которую ставились иконы.

Вот такое ребята традиционное русское жилище

.В: А ещё ребята на Южном Урале живёт украинский народ.

И сегодня Таня нарядилась в украинский костюм и она хочет исполнить украинскую песню.

А сейчас мы с вами отправимся в гости к другому народу.

Какого народа это жилище?

Воспитатель : Ребята, и вот мы поговорим про татарское народное жилище.

-А как вы узнали ? Чем отличается татарская изба от русской?

-Верно, красивым узором, орнаментом. Жилище украшали узорными карнизами, наличниками. А почему люди старались так украсить свои окна? Чтобы кра​сиво было. Считалось раньше, такое окно оберегало дом от злых сил.

Ворота тоже украшали красивым орнаментом.

В: Как татары украшали свой быт?

Д: Татары украшали свой быт вышитыми и ткаными изделиями – коврами, полотенцами , шторами, скатертями, паласами. И ещё: в татарском доме всегда много подушек, перин, пуховых одеял — татары любят спать на мягком и в тепле

В: Из скольких частей состояла татарская изба?

Д: Татарская изба состояла из нескольких комнат. У каждого женатого сына имелась своя комната. В углу помещалась постель – перина, подушки, одеяло.

В: А если дом татар состоял из одной комнаты, что они делали?

Д: Вешали занавеску, которая разделяла ее на две половины – женскую и мужскую.

Очень любили татарки развешивать в доме разноцветные яркие занавески-и на окна, и отгораживать ими уголки комнат, и разделять комнату на несколько частей. Яркие, пёстрые с цветами занавески на полочках и окнах веселили душу и делали дом нарядным.. В доме соблюдался уют, порядок, опрятность. Печи несколько раз в год белились, а полы, потолки и стены красились

- Ребята, а кто у нас сегодня в татарском национальном костюме?

В: Дуня, расскажи, пожалуйста, какой у татар обычай гостеприимства?

Д: Как только на пороге появляется гость, его сразу приглашают за стол. К чаю подадут разные сладости и угощения. Обычно в татарском доме был самовар, иногда два сразу.

В: А сейчас ребята я предлагаю вам поиграть в игру.

В: Поделитесь на две команды: команда мальчиков и команда девочек.

Дается изображения различной утвари и надо сказать, какая из них относится к русскому жилищу.

Молодцы ребята! Я предлагаю вам продолжить наше путешествие, и отправится в гости к другому народу.

Но сначала отгадайте загадку

Из синей травы стог поставила

Верхушку открытой оставила

В: Что это такое?

В: А для чего она нужна была башкирам? (Чтобы в ней жить.)

В:Свои жилища башкиры располагали в долинах рек, возле гор или около густых лесов. А вы знаете почему?

Д: Потому что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища. Леса были богаты ягодами, грибами и мёдом диких пчел.

А когда табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву, башкиры перегоняли на другое, богатое травой пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах – юртах (тирмэ).

В: Какой фор​мы юрта?

В:Ребята, а есть ли в юрте окна и двери?

В: Посмотрите, для чего баш​киры так старательно украшали дверь в юрту. Дверь украшалась орнаментом, чтобы злые силы не проникали внутрь.

В:Какое самое главное место в юрте? (очаг)

В: А куда же выходит дым от костра-очага? Конечно же, в дверь и в круглое отверстие наверху юрты.

В: ( Ребята, для чего нужна эта занавеска? (Шаршау.)

Д : Она разделяет юрту на две половины мужская и женская)

В: Что же находилось в мужской части?

Д:Было особое место для гостей. Это самое красочное и почетное место. Там обычно ста​вили на подставке высокую гору разноцветных подушек, матрацев. Да, налево от двери лук и стрелы , кон​ская сбруя.

В:Кто догадается, какие предметы располагались на правой, женской, половине юрты?

Д: Это посуда, пищевые припасы, одежда. \

Вот какой платок у меня :

Разноцветный, расписной, необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!

Ребята, а давайте мы с вами теперь поиграем в народную башкирскую игра. Она называется Юрта

«раз, два, три, к своей юрте подходи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальная культура народов Южного Урала

Проектная деятельность .Приобщение дошкольников к традициям народов Южного Урала.


ПРЕЗИНТАЦИЯ К ИТОГОВОМУ ЗАНЯТИЮ "Культура и традиции народов Южного Урала"


Традиции и культура народов Южного Урала в патриотическом воспитании детей

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и пере.


Традиции и обряды народов Южного Урала, связанные с жилищем

Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа, поэтому так важно приобщать детей к народным.

Жилища народов Южного Урала.


учить бережно относиться к природе и животному миру той местности, где проживает ребенок.


объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 04_Narody_naselyayuschie_Ural_1417172520_45719.pptx

Народы, населяющие Урал

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народы, населяющие Урал

Народы, населяющие Урал

ПОВТОРЕНИЕ!

Повторение предыдущей темы: ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: 1.От какого тюркского слова.

Аркаим – древний город 1.Название произошло, возможно, от названия сопки и ур.

НАРОДЫ, НАСЕЛЯЮЩИЕ УРАЛ!

НАРОДЫ, НАСЕЛЯЮЩИЕ УРАЛ!

Народы Урала имеют очень древнее происхождение. По мнению археологов, этот ра.

Народы Урала имеют очень древнее происхождение. По мнению археологов, этот район был заселен со времен окончания последнего оледенения – 10 тысяч лет назад. Сегодня Урал – многонациональный, исторический, промышленный и экономический район.

Древнее население Урала Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не т.

Древнее население Урала Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не только весь юг и восток нынешней России, но и Урал были заняты скифскими племенами, а затем сарматами и савроматами. Северная граница этой полосы проходила по линии Пермь - Нижний Тагил -Тобольск.

Коренные народы Урала Коренными народами Урала являются ненцы, ханты, манси.

Коренные народы Урала Коренными народами Урала являются ненцы, ханты, манси, башкиры, удмурты, коми, коми-пермяки и татары. Так же на территории Урала проживают русские (более 80% населения), марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др.народы.

Коренные народы Урала Ханты, манси

Коренные народы Урала Ханты, манси

Ханты (остяки). Манси (вогулы)

Ханты (остяки). Манси (вогулы)

Идолы, которым поклонялись предки коренных жителей

Идолы, которым поклонялись предки коренных жителей

Торговля коренных жителей с европейцами

Торговля коренных жителей с европейцами

Башкиры Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на терр.

Башкиры Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Башкиры. Фотография М. Букаря, 1872 год

Башкиры Советский филолог и историк античности С. Я. Лурье считал, что «предш.

Башкиры Первое упоминание о башкирах относится к X веку. Они занимались охото.

Башкиры Первое упоминание о башкирах относится к X веку. Они занимались охотой, кочевым скотоводством, рыболовством и бортничеством (сбором меда).

Башкиры В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в состав.

Башкиры В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды.

Башкиры Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и се.

Башкиры Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554—1557 годах) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой.

Башкиры В XV веке Башкирия вошла в состав России, и начался активный приток р.

Башкиры В XV веке Башкирия вошла в состав России, и начался активный приток русского населения в этот район. Сегодня Башкирия – важный экономический, торговый и промышленный регион Урала.

Башкиры

Татары Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar).

Татары Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.

Татары После похода Батыя (1236 г.) Южный и Средний Урал вошли в состав улуса.

Татары После похода Батыя (1236 г.) Южный и Средний Урал вошли в состав улуса Джучи (Золотой Орды), северная граница которого в пределах Среднего Урала проходила опять же по линии заселения Урала тюрками (Пермь-Тобольск). Татарка в национальном костюме. XVIII век

Татары После распада Золотой Орды (XV век) образовались следующие татарские г.

Татары После распада Золотой Орды (XV век) образовались следующие татарские государства: Астраханское, Казанское, Крымское, Касимовское, Сибирское ханства и Ногайская Орда. Южный и Средний Урал отошли к последней. Северная граница совпадала с границей Золотой Орды, то есть доходила до Перми.

Татары

Коми Коми – народ финно-угорской ветви. Известно, что народ коми живет на сев.

Коми Коми – народ финно-угорской ветви. Известно, что народ коми живет на северных землях с 1 тысячелетия до нашей эры. Коми нередко называют зырянами, слово зыряне в переводе с коми языка означает живущий на границе.

Коми Коми проживающие в таежной области и изначально занимались охотой на наи.

Коми Коми проживающие в таежной области и изначально занимались охотой на наиболее распространенных животных этого района – песца, белку, горностая, и рыбной ловлей.

Коми

Коми-пермяки Коми-пермяки появились на территории Пермского края еще в конце.

Коми-пермяки Коми-пермяки появились на территории Пермского края еще в конце первого тысячелетия и с XII века активно торговали с новгородцами. Как и коми, они относятся к финно-угорской группе народностей.

Коми-пермяки В XV веке пермское княжество присоединилось к Москве и с тех пор.

Коми-пермяки В XV веке пермское княжество присоединилось к Москве и с тех пор местные жители не разделяли себя с Россией. Язычники коми-пермяки приняли христианство, но языческие корни искусства сохранились в таком явлении как пермская культовая деревянная резная скульптура.

Коми

Удмурты Обитатели Прикамья – удмурты (вотяки) – были известны грекам еще с V.

Удмурты Обитатели Прикамья – удмурты (вотяки) – были известны грекам еще с V века до н.э. Довольно рано удмурты разделились на южных и северных.

Удмурты На северных удмуртов значительное воздействие оказал русский Север, у.

Удмурты На северных удмуртов значительное воздействие оказал русский Север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского степного мира

Удмурты Современная территория Удмуртской Республики занимает западную часть.

Удмурты Современная территория Удмуртской Республики занимает западную часть Среднего Урала. Костюм крестьянки северной Удмуртии. Начало XX века. Зуевский р-н, д. Березник, Кировская область

Удмурты

Башкирский дом

Дом башкира (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год

Дом башкира (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год

Татарское жилище

Традиционное жильё ханты, манси

Традиционное жильё ханты, манси

Жилище удмуртов

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ!

1.Какие народы из населяли Урал в древности? 2.Что общего у всех народов, нас.

1.Какие народы из населяли Урал в древности? 2.Что общего у всех народов, населяющих Урал?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!

Домашнее задание: Записи в тетрадях

Домашнее задание: Записи в тетрадях

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выбранный для просмотра документ разработка урока.docx

Тип урока: урок лекция

Дидактическая: формирование представления обучающихся о народах и культуре Южного Урала в древности;

Развивающая: формирование умений и навыков работы с историческими источниками, текстом учебника;

Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших Южного Урала;

формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме;

познакомить учащихся с занятиями жителей Урала, их культурой;

воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;

формировать навыки самоконтроля;

развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения;

развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование урока:

компьютер, экран, мультимедиа, презентация

орг. момент. 3 мин.

Опрос домашнего задания по тестам. 8 мин.

Опрос ранее пройденного материала с помощью слайдов презентации. 2 мин.

Освоение новой темы

Закрепление по теме 2 мин .

Подведение итогов 1 мин..

Запись домашнего задания в дневники.

5. Народы Урала имеют очень древнее происхождение.

По мнению археологов, этот район был заселен со времен окончания последнего оледенения – 10 тысяч лет назад.

Сегодня Урал – многонациональный, исторический, промышленный и экономический район.

Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не только весь юг и восток нынешней России, но и Урал были заняты скифскими племенами, а затем сарматами и савроматами.

Северная граница этой полосы проходила по линии Пермь - Нижний Тагил -Тобольск.

Коренными народами Урала являются ненцы, ханты, манси, башкиры, удмурты, коми, коми-пермяки и татары.

Так же на территории Урала проживают русские (более 80% населения), марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др.народы.

Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья.

Первое упоминание о башкирах относится к X веку. Они занимались охотой, кочевым скотоводством, рыболовством и бортничеством (сбором меда).

В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды.

Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану.

Вслед за ними (в 1554—1557 годах) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой

Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.

После похода Батыя (1236 г.) Южный и Средний Урал вошли в состав улуса Джучи (Золотой Орды), северная граница которого в пределах Среднего Урала проходила опять же по линии заселения Урала тюрками (Пермь-Тобольск.

После распада Золотой Орды (XV век) образовались следующие татарские государства:

Южный и Средний Урал отошли к последней. Северная граница совпадала с границей Золотой Орды, то есть доходила до Перми.

Коми – народ финно-угорской ветви.

Известно, что народ коми живет на северных землях с 1 тысячелетия до нашей эры.

Коми нередко называют зырянами, слово зыряне в переводе с коми языка означает живущий на границе.

Коми проживающие в таежной области и изначально занимались охотой на наиболее распространенных животных этого района – песца, белку, горностая, и рыбной ловлей.

Коми-пермяки появились на территории Пермского края еще в конце первого тысячелетия и с XII века активно торговали с новгородцами.

Как и коми, они относятся к финно-угорской группе народностей.

В XV веке пермское княжество присоединилось к Москве и с тех пор местные жители не разделяли себя с Россией.

Язычники коми-пермяки приняли христианство, но языческие корни искусства сохранились в таком явлении как пермская культовая деревянная резная скульптура.

Обитатели Прикамья – удмурты (вотяки) – были известны грекам еще с V века до н.э. Довольно рано удмурты разделились на южных и северных.

На северных удмуртов значительное воздействие оказал русский Север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского степного мира

Цель: знакомство детей с традициями и обычаями, бытом русского народа живших на Урале.

Образовательные: знакомить с предметами русского быта, продолжать знакомить с народными играми, пословицами.

Развивающие: развивать связную речь, коммуникативные умения.

Воспитательные: воспитывать уважение к быту и традициям русского народа.

Используемые материалы и оборудование:

Предметы быта: чугунок, ухват, лапти, деревянные ложки, глиняная посуда, кукла-баюнок, соломенный матрас.

Презентация тематических фотографий.

ИКТ: проектор, экран.

Методы и приё мы: словесный (беседа, диалог, художественное слово, подведение итогов, практические: (подвижная игра, практико-ориентировочные, наглядные (просмотр слайдов).

Музыкальный ряд: русские народные песни, перезвон колокольчиков.

Ход НОД:

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое жителей Урала. Мы с вами узнаем как люди жили много-много лет назад, то есть очень давно. Поможет нам в этом волшебный клубочек. (Воспитатель бросает волшебный клубочек, он катится прямо к избе, дети идут вслед за клубком)

Воспитатель: Ребята, в старые времена дом называли избой, давайте пройдём и посмотрим сколько здесь интересных вещей.

Дети входят, рассматривают утварь, мебель.

Воспитатель: В избе, посмотрите ещё есть печь, печь занимала самое большое место в доме. А как вы думаете, почему в доме батарей нет, а внутри тепло? Потому что печь обогревает избу,также на печи сушили одежду, пекли хлеб, спали тоже на печи, на ней много места. Готовили тоже в печке, щи и кашу. А как вы, ребята, думаете в чём готовили, ведь в то время ни сковород ни кастрюлек не было?

Ответы детей.

Воспитатель: еду готовили в чугунке (показываю чугунок, в нём еда долго оставалась горячей. С пищей чугунок был горячим и тяжёлым, но как же его достать из горячей печи?

Ответы детей.

Для этого хозяйка брала вот такую палку, ухватит, чугунок и достанет. (показываю ухват и как им пользовались). Долго не могли придумать название этой палке, а потом решили назвать ухват. Он всегда стоял возле печки и с его помощью доставали горячие горшки с едой.

Про деревенскую еду даже придумали поговорки :

-Щи да каша пища наша;

-Хороша кашка, да мала чашка.

Вся посуда была очень необычная : горшки, крынки, чугунки. В крынках хранили молоко, оно там очень долго не портилось. (показываю глиняный кувшин, крынки)

А как вы думаете, чем кушали в те далёкие времена?

Ответы детей.

Кушали тоже ложками, но только это была ложка, вырезанная из дерева. У каждого в семье была своя деревянная ложка. Ложкой не только кушали. на них ещё и играли (показать как играли).

После сытного обеда дети ложились спать, кто на печи, кто на лавке, кто на перине пуховой, а кто на соломе (воспитатель показывает постель с соломой внутри). Предлагает детям полежать на ней. Обсуждают мягко ли им. Удобно?

Воспитатель: Не у всех была мягкая и удобная постель, на постели из соломы спать было колко и твёрдо. Ребята, сейчас когда вы ложитесь спать вам читают сказки или включают записи, а раньше всего этого не было, посмотрите, что у меня такое (показывает баюнка- тряпичную куклу). Это баюнок- кукла для которой рассказывали сказки, потешки, пели колыбельные (прочитать потешки). И под эти сказки и колыбельные дети засыпали.

Воспитатель: После сна дети любили погулять, а на улицу в чём-то нужно было выйти, сейчас мы с вами надеваем кроссовки, сандалии, сапожки и идём гулять. Но раньше ведь этого ничего не было. Посмотрите, вот обувь того времени, это называется лапоть (рассматриваем лапоть). Кто хочет примерить такой лапоть на себя (примеряем). Почему он слетает? Для того чтобы он не слетал, его привязывали верёвками к ноге (показываем как).

Вот наше путешествие и подошло к концу, нам пора в группу возвращаться, где же наш помощник-клубочек?

Вот мы и оказались в нашем времени и теперь вспомним, что же мы видели в русской избе, посмотрим фотографии тех предметов, с которыми мы познакомились. (слайды с объяснением)

-Вам было интересно в русской избе?

-Что вам больше понравилось?

Мне бы ещё очень хотелось вам загадать загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит

Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает

Кипяточек разливает. (самовар)

Вот у нас и самовар, да чай готов. Самая лучшая традиция - это русское гостеприимство-сейчас мы пойдём пить чай.

Приобщение детей к традициям русского народа

Приобщение детей к традициям русского народа Приобщение детей к традициям русского народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума,.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Кто усомнится в том, что такие писатели, как Фазиль Искандер, Василь Быков, Чабуа Амирэджиби, Геннадий Айги, такие художники, как Таир Салахов, такие артисты и режиссеры, как Резо Габриадзе, Армен Джигарханян, продолжающие работать в своей национальной культурной среде и культурной традиции, в то же время являются и достоянием русской культуры?

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Практическая значимость для ДОУ:

  • Пополнение музея предметами быта, национальной одежды народов Южного Урала;
  • Пополнение картотеки подвижных игр играми народов Южного Урала (русских, татар, башкир);
  • Размещение материалов на сайт детского сада;

Цель проекта: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

Задачи проекта:

  • Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
  • Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;
  • Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских;
  • Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
  • Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;

Идея проекта: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.

Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Создание условий в ДОУ:

- Оборудование национальных уголков в группах;

- Пополнение музея национальной культуры;

- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

- Приобретение необходимого дидактического материала

- Создание игротеки игр разных народов

- Обеспечение условий для развития толерантности

- Создание сюжетно-ролевых игр

- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

Средства реализации проекта:

  • - устное народное творчество;
  • - художественная литература;
  • - музыкальное народное творчество;
  • - декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • - народные праздники, обряды, традиции;
  • - игра, народная игрушка и национальная кукла;
  • - этнические мини-музеи.

Период проектной деятельности сентябрь 2012г – май 2013г.

I этап. Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь 2012)

Цель. Подготовка документационного, материально-технического, кадрового и программно-методического обеспечения организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Задачи.

1. Разработать нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

2. Разработать планы подготовки дошкольного образовательного учреждения к организации проектной деятельности по направлениям: управление, материально-техническое обеспечение, методическая деятельность, программно-методическое обеспечение, работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом.

3. Организовать предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения в соответствии с планом подготовки материально-технического обеспечения к проектной деятельности

4. Разработать планы организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по осуществлению проектной деятельности

5. Разработать программно-методическое сопровождение пректной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Читайте также: