А блок ветхая избушка конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цели: ознакомление с жизнью и творчеством А. Блока; обучение правильному чтению стихов; развитие память, речь, мышления.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

- Со стихами, какого поэта мы знакомились на прошлом уроке?

- Назовите произведения, которые написал С. Чёрный

- Расскажите по самостоятельно составленному плану о слоне

- Конкурс чтецов стихов С. Черного

III . Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством А. Блока

1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока

- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам по­читаю. СЛАЙД

2. Целеполагание

- Поставьте перед собой цели, которых вы должны достичь на уроке?

- С помощью чего мы можем достичь этих целей?

- Какие личные качества нам помогут?

3. Рассказ учителя об авторе СЛАЙДЫ

Сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос: А что из себя представляет Александр Блок, что он за личность? Поможет нам ответить его поэтические произведения, биографические данные, высказывания людей, которые знали поэта и изучали его творчество.

Место рождения, детские годы накладывают неизгладимый отпечаток на становление личности.

Животных мальчик любил до страсти. Дворовые псы были его большими любимцами, Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей – словом, всё живое.

В 5 лет Блок сочинил такие стихи:

Зая серый, зая милый,

Для тебя – то в огороде

Я капустку и коплю.

Жил на свете котик милый,

Постоянно был унылый, -

Отчего – никто не знал,

Котя это не сказал.

Дед, бабушка, мать, тётки – самые близкие ему люди. Его дед – знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом детских лет. Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова – дочь известного путешественника была переводчиком.

Александр Блок закончил университет уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сбор­никами. Писал он и пьесы, и статьи о литературе

Село Шахматово – Московская Русь, бесконечные дали, поля, леса, реки были для Блока источником его поэтического вдохновения. Главные темы стихов Блока — Родина, человек, любовь, природа.

- Какие произведения любил слушать поэт в детстве?

- В какие игры играл охотнее всего?

- Какие увлечения кроме этих были у Блока в детстве?

- Как поэт относился к животным?

- О каких животных были его первые стихи?

- Кто из людей, окружавшими поэта, были для него самыми близкими?

- Кем был его дед?

- Кем была бабушка?

- Как называется село, где подолгу жил поэт?

IV . Физкультминутка

V . Работа по теме урока

- Откройте учебник на с. 50. Про­читайте, какое стихотворение мы будем читать

Ветхий - разрушающийся от старости, дряхлый. СЛАЙД

- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении?

- Предположите, о чём оно?

- Прочитайте стихотворение в парах

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Какое впечатление оно произвело на вас?

- Перечитаем его ещё раз

- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?

- Подтвердите свой ответ словами из текста

- Какие картины вы представили?

- Какие забавы детей описывает поэт? Зачитайте

- Прочитайте стихотворение выразительно.

VI . Рефлексия

Выскажитесь одним предложением о сегодняшнем уроке выбирая начало фразы СЛАЙД

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 С.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

Литературное чтение

3 класс

Власенко

Ольга Леонтьевна

18ноября 2016 год.

ознакомить с жизнью и творчеством А.Блока; повторить и обобщить изученный материал; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Воспитывать любовь к Родине и природе.

Планируемые результаты:

находить в тексте ответы на поставленные вопросы ; учиться отвечать на вопросы по теме раздела; работать в паре и в группе; озаглавливать смысловые части стихотворения; читать выразительно текст стихотворения.

- регулятивные – формулировать тему и цели урока с помощью учителя, работать по предложенному плану, давать эмоциональную оценку деятельности класса;

-познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, перерабатывать и применять полученную информацию;

-коммуникативные – доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество, решать совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе;

-личностные – проявлять интерес к учебному материалу, понимать ценность труда и упорства, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Проявлять самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль

- межпредметные связи - русский язык, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.

Тип урока: комбинированный.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Итак, друзья, внимание –

Начнем скорей урок!

2.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Ребята, у нас с вами очередной урок литературного чтения.

-Как вы думаете, для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока? ( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку).

- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)

3 . ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

-Ребята как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?

-А какие авторы вам уже рассказали о зимних пейзажах?

-Какое произведение вы готовили дома?

-Сегодня, я надеюсь, вы приготовились так, что мы все заслушаемся.

Проверка домашнего задания.

Отметьте своё отношение к этому этапу урока снежинкой.

Понравилось . Не совсем. Сомневаюсь.

4. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

-Ребята, мы в очередной раз убедились, как прекрасно может рассказать о зиме поэт. А кто ещё может описать зиму?

Иван Иванович Шишкин Гавриил Павлович Кондратенко

Что напомнили вам эти названия?

-Ребята, а кто ещё кроме художника может рассказать нам о завывании вьюги, о падающем снеге?

5. ФИЗМИНУТКА.

Вы слышите, как с неба посыпались снежинки. Полюбуйтесь их необычайным полётом. Они летят с небес бескрайних, кружатся в воздухе, как дети и плавно падают на землю, одна красивее другой. Подставьте ладошки, посмотрите, какие они замечательные. Нет ни одной одинаковой. Ловите, ловите! Любуйтесь, любуйтесь! Ой, посмотрите как много снежинок на земле. Зачерпните в ладошки горстку снега и подбросьте это чудо, улыбнитесь небу и загадайте желание. Оно обязательно сбудется!

Отметьте своё отношение к этому этапу урока снежинкой.

6.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

-Ребята сегодня мы познакомимся с ещё одним автором, который очень любил природу и русскую зиму. Это Александр Блок.

А.Блок [16 ноября 1880 - 07 августа 1921]

Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).
Детство Блока прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове
Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной.

-Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы самостоятельно наши ответы на некоторые вопросы из биографии поэта.

7.РАБОТА В ГРУППАХ.

Самостоятельное добывание знаний.

1группа. Кто был самым близким для Саши Блока?

2группа. Что любил слушать и знал наизусть?

3группа. Во что любил играть?

4группа. Кого любил до страсти, к кому питал нежность?

6группа. Чем увлекался в старших классах и почему не стал юристом?

Каждая группа получает биографию поэта. Для каждой группы написан вопрос.

Чем увлекался в старших классах и почему не стал юристом?

Дед, бабушка, мать, тётки – были для Саши Блока самыми близкими людьми. Его дед – знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом детских лет. С детских лет Блока и до самого конца его жизни самым близким ему человеком была мама, она была его совестью, как он сам любил говорить.

Животных мальчик любил до страсти. Дворовые псы были его большими любимцами, Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей – словом, всё живое.

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения. Им написано около 300 стихотворений.

Когда дети говорят о детских стихахпрочитать детские стихи А.Блока.

Зая серый, зая милый,

Я тебя люблю.

Для тебя – то в огороде

Я капустку и коплю.

Жил на свете котик милый,

Постоянно был унылый, -

Отчего – никто не знал,

Котя это не сказал.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик.

- И сегодня мы познакомимся с произведением А.Блока «Ветхая избушка. Оно связано со счастливой порой в жизни поэта – детством.

- Как вы понимаете это выражение – ветхая избушка?

Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.

- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (о зиме, о зимних забавах детей)

- Какие у вас любимые зимние забавы?

8 .РАБОТА НАД НОВЫМ

- А сейчас послушайте стихотворение и постарайтесь почувствовать настроение автора и исполнителя.

Звучит запись стихотворения под музыку в исполнении артиста.

-Каким настроением наполнено стихотворение? (Радостным, счастливым.)

– Какие картины представили, слушая стихотворение?

– С каким чувством поэт пишет о детях? (С любовью.)

– Из каких слов это видно? (Внукам-шалунишкам, весел ребятишкам, пальчики застудят.)

– Как бы вы прочитали это стихотворение?

-Дети, а как вы думаете, в стихотворении говорится о жизни крестьянских детей или городских? Почему?

- Как вы думаете, почему у детей длинная одежда?

-Какая у них обувь?

Учитель дополнят ответы детей коротким рассказом об одежде и деревенских детей.

Почему же лапти были главной обувью у крестьян на Руси? Прежде всего, они были дешевле добротной кожаной обуви. Плели лапти чаще всего из липового лыка, которого в лесу можно было заготовить в огромном количестве.

Конечно, лапти были менее долговечной обувью, чем сапоги. Зимой одни лапти носились не более 10 дней, а летом в самую страду крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. В среднем за год один деревенский житель изнашивал около 50-60 пар лаптей.

Несмотря на широкое распространение валенок на Руси, из крестьянского сословия могли их позволить себе купить только люди зажиточные. Если в семье была, хотя бы одна пара валенок, семья считалась зажиточной. Валенки носили бережно, аккуратно хранили и передавали по наследству. Если у молодого человека были свои валенки – его считали богатым и завидным женихом.

9.РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Выразительное чтение стихотворения детьми.

Озаглавливание смысловых частей стихотворения.

10. РАБОТА В ПАРАХ.

-Ребята, а сейчас вы поработаете с текстом стихотворения. Первый ряд найдёт в стихотворении глаголы, второй – прилагательные, а третий- существительные. Работаем парами.

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят, -
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна -
Ан уж дом растаял,
На дворе — весна!

Отметьте своё отношение к этому этапу урока снежинкой.

11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стр.13 выразительное чтение.

12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

13. РЕФЛЕКСИЯ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель этого урока познакомить учащихся 3 класса с жизнью и творчеством А. Блока. Обучать учеников правильному, выразительному чтению стихов. Развивать память, речь, мышление. А также любовь и уважение к поэту.

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс

- познакомить учащихся с содержанием произведения;

- продолжать работать над развитием беглого, выразительного, вдумчивого, грамотного чтения;

- научить поступки, поведение героев произведения;

- помочь понять детям как надо относиться к тем кто нас окружает;

- воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе.

Литература: учебник Л. Ф. Климановой


Проверка домашнего задания

- Со стихами, какого поэта мы знакомились на прошлом уроке?

- Назовите произведения, которые написал С. Чёрный

- Расскажите по самостоятельно составленному плану о слоне

Конкурс чтецов стихов С. Черного

Физкультминутка для глаз


Введение в тему урока. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта.


Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока


Знакомство с творчеством и жизнью автора

Сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос: А что из себя представляет Александр Блок, что он за личность? Поможет нам ответить его поэтические произведения, биографические данные, высказывания людей, которые знали поэта и изучали его творчество.

Место рождения, детские годы накладывают неизгладимый отпечаток на становление личности.

Животных мальчик любил до страсти. Дворовые псы были его большими любимцами, Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей – словом, всё живое.

В 5 лет Блок сочинил такие стихи:

Зая серый, зая милый,

Для тебя – то в огороде

Я капустку и коплю.

Жил на свете котик милый,

Постоянно был унылый, -

Отчего – никто не знал,

Котя это не сказал.

Дед, бабушка, мать, тётки – самые близкие ему люди. Его дед – знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом детских лет. Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова – дочь известного путешественника была переводчиком.

Александр Блок закончил университет уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сбор­никами. Писал он и пьесы, и статьи о литературе

Село Шахматово – Московская Русь, бесконечные дали, поля, леса, реки были для Блока источником его поэтического вдохновения. Главные темы стихов Блока — Родина, человек, любовь, природа.


Работа по теме урока.

Работа со скороговоркой


- Прочитайте эту скороговорку

- Прочитайте, выделяя согласные звуки

- Молодцы, все справились с этим заданием!

Знакомство с произведением

- Ребята, откройте учебник на с. 50.

- Прочитайте название стихотворения

- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно?

Чтение стихотворения учителем

Самостоятельное чтение стихотворения

- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?

- Подтвердите свой ответ словами из текста

- Какие картины вы представили?

- Какие забавы детей описывает поэт? Зачитайте

Чтение стихотворения в парах

Выразительное чтение стихотворения

- Выскажитесь одним предложением о сегодняшнем уроке выбирая начало фразы

сегодня я узнал…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

Подведение итогов урока

- С каким автором вы сегодня познакомились?

- С каким его произведением вы сегодня познакомились?

- Понравилось ли оно вам?

- Со всеми ли заданиями вы справлялись? Что у вас получалось хорошо? А что не очень?

Задачи:

  1. Формировать у учащихся положительные мотивы учебно – познавательной деятельности, творческие инициативы и активность.
  2. Развивать речь детей, словарный запас.
  3. Поставить учебную задачу на изучение структуры стихотворения.

I.Организационный момент.

(Слайд 1)

- Мы начинаем урок чтения.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

(нужно быть внимательным и наблюдательным, работать в команде, поддерживать друг друга)

- Какие произведения вы изучаете на протяжении нескольких уроков литературного чтения? (стихи)

- Как вы думаете, для чего это нужно? (узнать новое, учиться читать)

II.Разминка.

- Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.

Замёрзли ручки…

Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)

Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)

(Слайд 2)

Чистоговорка:
Ра-ра-ра, ра-ра-ра –
На дворе у нас…(гора).
Ру-ру-ру, ру-ру-ру –
Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры –
Покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра –
Очень рада детвора.
III.Введение в тему урока.

- Без чего нельзя представить себе зиму? (без снега)

- Вы любите зиму, за что?

- Любит русский народ зимушку-зиму, владычицу трех месяцев. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть, а длинными зимними вечерами можно песни петь, сказки послушать.

  1. IV. Работа по теме урока
  2. Формулирование темы, постановка цели и задач урока.

- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать? (стихи о зиме)

Откройте учебник на с. 120 прочитайте название стихотворения. Сформулируйте тему урока.

(Слайд 3, 4)

- Какую цель поставим себе на урок? (познакомиться с произведением) (Слайд 5)

- Как вы думаете, сразу мы будем читать стихи? Кто создает стихи? Что нам нужно сделать сначала? (познакомиться с писателем – на слайде первая задача – по щелчку)

- После того, как познакомимся с писателем, что нужно будет сделать? (познакомиться с произведением вторая задача по щелчку).

- Только ли прочитать нам нужно это стихотворение. Как вы думаете, мы будем над ним работать? Каким образом? (ответить на вопросы, разобрать произведение – 3 задача)

- Выполнение каждого пункта плана урока мы будем оценивать, а по каким критериям я вам скажу чуть позже.

Мы переходим к решению первой задачи – знакомство с биографией поэта. Биографию нам расскажет Ульяна. Мы будем оценивать свою работу по такому критерию – постараться запомнить как можно больше фактов из жизни поэта. А Ульяну оценим по тому, как интересно и увлекательно она нам расскажет об А. Блоке.

Вы слушайте Ульяну и смотрите на слайды. (Слайды 5, 6, 7)

- Чем увлекался А. Блок?

- Когда сочинил первые стихи?

- Кто был самым близким человеком для А. Блока?

- Что вам запомнилось больше всего?

Оценивают свою работу по критерию.

Что мы сейчас сделали? Какую задачу выполнили? (возврат на задачи). Что нам нужно сделать дальше?

По какому критерию можно оценить свою работу по второму пункту плана? (понимание смысла произведения, ответы на вопросы по содержанию)

- Прочитайте название стихотворения в учебнике.

(На экране: ветхий – гиперссылка на задаче 2)

(На экране: ветхий - разрушающийся от старости, дряхлый).

- Давайте составим прогноз: о чем это стихотворение?

- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении?

( По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).

Физминутка

V.Основной этап.

(Дети следят пальчиком).

- Чей прогноз оправдался?

- Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании стихотворения?

- Какое настроение создает это стихотворение?

- Что мы сейчас сделали? (прослушали стихотворение). Что осталось сделать? (гиперссылка на задачи). Сейчас нам предстоит решить 3 задачу, выполнить большую работу. По какому критерию будем оценивать свою работу? (быть внимательными и активными, отвечать на вопросы, работать с текстом)

- В тексте вам встретились непонятные слова.

На экране слова:

Шалунишка - тот, кто шалит.

Ребятишки – дети, ребята.

Застудят – сильно остудят, охладят, заморозят.

Резвый – подвижный, веселый.

  1. Работа над содержанием прочитанного стихотворения.

- Каким настроением наполнено стихотворение?

- Есть ли грустные моменты?

(есть; бабушка старенькая, она не может выйти на улицу и также порезвиться вместе с детьми).

- Что изображено на первой иллюстрации вверху учебника? Найдите описание в тексте.

Чтение 1-го столбика.

- На кого глядит? (на внуков)

- Наблюдая за внуками, бабушка вспоминает свое детство.

- А внуки что делают? Найдите описание 2-ой иллюстрации.

Чтение 2-го и 3-го столбиков.

- Каково настроение детей?

- Вот почему эти строки читаются более высоким и радостным тоном.

(выделение голосом слов весел, бегают, смеются, звонко раздаются).

- В каком снежном доме дети будут резвиться?

(снежном, сделанном из снега)

- Какой знак стоит в конце предложения в 4-ом столбике?

- Как надо прочитать?

- Хочется детям уходить домой?

- И что же произошло на следующий день?

- Внимательно посмотрите на мальчиков, смотрящих из окна избушки и бабушка смотрит в окно.

- Что вы заметили?

(Это одна избушка. Вчера она была покрыта снегом и бабушка смотрела из окна на детей. Сегодня – дети смотрят с сожалением.)

- О чем они сожалеют?

- Прочитайте об этом.

(Чтение трех сточек 5-го столбика).

- Но стихотворение не заканчивается на грустной ноте.

- Посмотрите на последнюю строчку. Какой знак стоит в конце?

- Как надо прочитать концовку стихотворения?

(Чтение последней строчки)

- Какое у вас настроение с приходом весны?

- Весной будут другие игры. У каждого времени года свои прелести.

Какую задачу выполнили? Оцените свою работу по критерию активность.

Сейчас я вам предлагаю прочитать это стихотворение друг другу в паре. Правила работы в паре вы знаете, условные знаки над доской, повторим их.

Оценивание по критерию – правильность прочтения всех слов, оценивают в паре.

Выберите из своей пары представителя, который прочитает какой – либо столбик, который я спрошу, но прочитать удастся не всем, С.И. остальных спросит на следующем уроке.

1.Работа в четверках (если успеем)

1 задание

- Прочитать отрывки из стихотворения и восстановить его.

2 задание (слайд 12)

- Подобрать рифму к словам:

3 задание (слайд 13)

Читайте также: