Е и носов кукла конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

Образовательные:

- совершенствовать технику чтения;

- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- развить умение анализировать текст.

Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений сравнивать, анализировать и обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения опираться на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

- воспитание интереса к процессу чтения;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения друг к другу;

создание условий для успешной деятельности в группах.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку

Структура урока:

Постановка учебной задачи.

Беседа с классом.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование).

1.Организационный момент, мотивация к учебной

деятельности

-Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы сможем плодотворно поработать!

Приветствие учащихся.

Самопроверка

Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную работу. Мотивация на рабочий ритм.

Постановка учебной цели

Какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?

(мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)

(И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)

Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.

- Опираясь на это, поставьте цели урока. В чем мы должны будем сегодня разобраться?

Формулируют тему

Формулируют цель

Создание проблемной ситуации

активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление.

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).

4.Слово учителя

4.Физ.минутка

Что такое рассказ?

(рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

Герой рассказа кто? (Акимыч, автор)

(Б рошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

С егодня на уроке мы продолжим размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.)

Эпиграфом к уроку послужат слова Евгения Ивановича Носова

«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

Читают, отвечают.

Выполняют упражнения

Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий

Эмоциональное восприятие художественного произведения.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

Снятие мышечного напряжения, у томления.

5. Беседа с классом

С чего начинается рассказ?

(с описания природы)

- Почему автор начинает рассказ с описания природы?

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Зачитайте фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства?

Работать будете в группах. На выполнение задания – 5 минут.

Попросить зачитать отрывки.

Что и чему противопоставлено в этих отрывках?

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

Кто виноват в трагическом состоянии природы?

Почему люди? Какие они?

(Люди стали жестокими и бессердечными).

О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)

(об издевательстве)

Работа со словарем Ожегова.

Глумиться-издеваться

Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого

Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям

Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь

Зачитайте описание куклы.

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

С кем при описании сравнивает Носов куклу?

- Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

- А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Как вы относитесь к этому?

Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.

Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.

Как это объясняет Акимыч? Зачитайте.

(ведь кукла имеет человеческий облик. « Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски .)

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего. Проходят парочки , за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству . Вот и тут: сколько мимо прошло учеников ! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят . Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха. Эх.
Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

Что может вынести детство из этих картин жизни?

(равнодушие и безразличие)

-Что намерен сделать Акимыч с куклой?

Читает учитель.

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же
молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
--- Всего не закопать.

- Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

Так кто же должен бороться со злом?

Как называют человека, который не хочет замечать зло?

К чему может привести равнодушие?

(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)

В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского :

Я предлагаю вам несколько вариантов тем урока. Выберите ту тему, которая, по вашему мнению, больше подходит для нашего разговора.



Ученик2:ПЕРЕМЕТ - орудие лова рыбы (главным образом хищной). Представляет собой бечеву с прикрепленными к ней короткими поводками с крючками, на которые насаживается приманка.



Ученик1: фугас-, фугаса, •муж. (•франц. fougasse) (воен.). Мина, заряд взрывчатого вещества, закладываемый в землю перед позициями и взрывающийся при прохождении в этом месте атакующего.



Ученик 2: Картуз — мешок с зарядом пороха для стрельбы из орудия.
Картуз — название шапки, мужского головного убора.
Картуз — бумажный пакет для хранения сыпучих продуктов: чая, табака и тому подобное.





Ученик3: Сейм- Сейм (река) — река в Курской области Российской Федерации, Сумской и Черниговской областях Украины, приток Десны





Форма урока: синтетический урок, включаю­щий в себя работу с учебником, чтение произведе­ния, беседу о прочитанном, работу в группах (парах), словарную работу.

Класс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос.

Карточка для 1 группы

Карточка для 2 группы

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

Расширяя кругозор учащихся, можно сказать несколько слов о куклах.

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала.
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла.
На человека ты, кукла, вполне походила!

Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения.
Важно уже в детстве приучать детей к бережному отношению к игрушкам. Посеешь привычку – пожнешь характер. А в наше время можно также поговорить о выборе игрушек для детей. Неестественные формы кукол, монстры, роботы не вызывают в воображении детей положительных эмоций и не могут дать реального представления о жизни. И уж тем более не учат ничему хорошему.

Дети высказывают свои суждения. Общий же вывод можно сделать такой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен с целью рассмотрения не только содержания произведения, но также воспитания у учащихся чувства сострадания, протеста против эгоизма, равнодушия, а главное - формирование понимания поступков и мотивов поведения героев. На уроке использован материал, подготовленный учащимися (иллюстрации, презентации).

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения.

Образовательные:

- раскрыть идейно-художественные особенности рассказа;

- показать, какие проблемы поднимает Е.И.Носов в рассказе;

- научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с

событиями, описываемыми в рассказе.

Развивающие:

- развивать умение самостоятельно делать выводы, подбирать для

- совершенствовать навык выразительного чтения.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма,

- формировать понимание поступков, мотивов поведения людей.

Он освещает проблемы,

существенно важные для

Родины, волнующие народ…

Сегодня у нас очень важный урок. Нам необходимо повнимательнее присмотреться к тому, что находится рядом с нами с самого детства. Мир, в котором мы живём, огромен. Мы сталкиваемся с добром и злом, хамством и цинизмом, предательством, любовью и ненавистью.

Как не потеряться в этом мире? Как остаться нравственно чистым душой человеком?

Я предлагаю вам посмотреть презентацию, прослушать музыкальное сопровождение и определить тему и задачи нашего урока.

Презентация.

- Какова тема урока?

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя.

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,

и разлуки не поймет она.

Так хоть этой крохотной потерей

дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:

это не игрушка, не пустяк,—

это, может быть, обломок детства

на железных скрещенных путях.

- О чём заставило задуматься услышанное вами стихотворение?

- Есть ли что-то общее между рассказом Е.Носова и стихотворением?

- Какова цель, что хотели донести авторы до читателей?

4. Групповая исследовательская работа.

2 группа анализирует отрывок со слов « В природе было

5. Лексическая работа.

Кукла… Какой смысл несёт в себе это слово? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Кукла,ы. род.мн.ч. кукол, ж. Детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.

- Скажите, а кукла это одушевлённое существительное или нет?

- Что вы ещё можете сказать о кукле? ( Нет души, красота только внешняя. А человек – разумное существо, он может быть добрым и злым, совершать различные поступки и т.п.

Я, думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все считаем кукол детскими игрушками. Но даже в древние времена к кукле относились по-иному. Существовало поверье, что если у куклы есть лицо, то она схожа с человеком, а это означает, что есть и душа. Их использовали в различных языческих обрядах, они были оберегами. Вы, наверное, помните сказку про Василису и её куколку?

- Душа… Что это? Это внутренний, психический мир человека, его сознание.

- Приведите примеры выражений со словом душа. ( В доме ни души; живой души нет; душа болит,радуется; в чём только душа держится; жить душа в душу; вложить душу; души не чаять и т.п.)

Человек рождается безгрешным. Однако став взрослым, он научится зависти, жестокости. Как сохранить эту чистую душу? Как не превратиться в циничного человека? И, наконец, как остаться просто человеком? Эти вопросы должны волновать каждого из нас.

Люди противопоставлены куклам по нравственным ценностям: уважение, сострадание, милосердие – бессердечию, душевной глухоте, чёрствости. Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит нам обсудить.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Слово предоставляется группам исследователей.

- Почему автор начинает свой рассказ с пейзажных зарисовок? (Потому что он любит родную землю и в пейзажных зарисовках подчёркивает величие природы).

- Только ли к природе равнодушен человек в рассказе Е.Носова? (Нет. Кто-то сжёг шалаш Акимыча. Рассказчик, когда приехал и не обнаружил своего давнишнего приятеля, даже испугался, жив ли Акимыч).

- Вы обратили внимание, что на фоне сменяющейся природы рассказчик знакомит нас с Акимычем? Кто он для рассказчика? Только приятель? (Нет. Зачитать со слов «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз…).

-Что же вывело из себя Акимыча? ( Чтение эпизода со слов «…Вот гляди…).

- Как вы думаете, кто и зачем так поступил с куклой? (Жестокие, равнодушные, циничные люди).

- Можно ли сказать, что такие случаи единичны? Докажите.

- Как воспринимает Акимыч глумление над куклой? ( Как серьёзную трагедию, потому что кукла имеет человеческий облик).

- Что ещё глубоко ранит душу Акимыча? (« А люди идут мимо…).

Давайте перечислим этих людей:

парочки, которые мечтают о детках;

матери, которые везут малышей а колясках;

детишки, которые привыкают к святотатству;

- А вы знаете, что такое равнодушие?

- Зачем Акимыч хоронит куклу? Возможно, это выглядит как-то странно. ( Зачитать со слов «Он сутуло, согбенно перешагнул кювет…).

Похороны куклы имеют символическое значение: он хоронит не только подобие человека, Акимыч пытается похоронить зло, сотворённое руками человека.

- Какую гуманистическую идею утверждает в своём рассказе Е.И.Носов?

7.Выставка рисунков, выполненных учащимися. (Комментирует учитель изобразительного искусства).

Перед нами выставка работ, выполненных учениками вашего класса. Давайте рассмотрим, что на них изображено, какими приемами и изобразительными средствами.

Первые три работы выполнены в жанре пейзажа. На них ученики изобразили природу, какой она была раньше, – первозданная, девственная, не тронутая рукой человека: чистые реки, неотравленный воздух, зеленые и густые леса. Постепенно природа меняется под воздействием пагубного вмешательства человека. Мы видим изменения: вырубленные леса, грязная вода в реках, мусор и кострища в лесах. Все это усугубляется и подчеркивается темными цветами красок, мрачным колоритом рисунков. Очень удачно показан диалог двух персонажей произведения: Акимыч задумчиво сидит у костра, а рассказчик стоит рядом и внимательно слушает. Вечереет. Цветовое решение соответствует эмоциональному .

На следующих рисунках показана кукла. Здесь одна из учениц использовала технику и стиль реализма. Изобразила игрушку такой, какой она описана автором произведения, при этом подчеркивая драматизм ситуации темным, мрачным цветом. Другая ученица выполнила работу в стиле аниме, ее кукла смотрится современной, и это подчеркивает актуальность проблемы и на сегодняшний день. Работа графическая, что еще больше усиливает эффект увиденного.

Ещё на одном рисунке Акимыч собирается похоронить изуродованную куклу. Тем самым как бы зарыть в землю все человеческие пороки. Работа построена композиционно правильно, удачно подобрано цветовое решение. Фигуры людей пропорциональны и органичны в движении. Ребята отлично справились с заданием.

- В каких литературных произведениях встречалась кукла?

Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла…

На человека ты, кукла, вполне походила!

- Какой мы можем сделать вывод?

В обоих произведениях говорится о брошенной кукле. Правда в стихотворении куклу бросил ребенок. Его действия можно были неосознанными. А в рассказе Е.И.Носова над куклой надругались взрослые или подростки. Значит это сделано осознанно и достойно осуждения.

Рассказ заставил меня задуматься…

Я люблю природу…

Окружающий меня мир – это не только…

13. Реклама книг Е.И.Носова (Презентация, подготовленная учеником).

15. Заключительное слово учителя.

Скоро прозвенит звонок, и вы уйдёте. Хочется верить, что то, о чём мы говорили сегодня, затронуло струны вашей души, и вы всегда будете помнить о нравственности. А в чём смысл жизни, я хотела бы сказать словами Сергея Острового:

В жизни по – разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённого солнца достать

И подарить людям.

Читайте также: