Конспект урока контрольная работа по теме механические колебания и волны

Обновлено: 07.07.2024

распр ост ране ния в олн ы 10 м /с. Чему равн а д ли на во лны ?

2. Дли на в олны рав на 2 0 м, ск орость е е ра спр остр анен ия

3 . Найдите амплиту ду , период, частоту колебаний и написа ть

уравнение коо рдинаты тела, гра фик которого из ображен на

4 . На каком расстоянии находится преграда, если эхо ,

вызванное ружейн ым выстрелом, дошло до стрелка через 4 с

5. Ух о чел ове ка наи боле е чу вств итель но к ч аст оте 355 Гц.

Опре дел ите дл я эт ой част оты д ли ну в ол н ы в в оз ду хе .

6. Какой жестк ости следу ет взять пру жину, чтобы г руз массой

0,1 кг совершал св ободные к олебания с периодом 0,3 с ?

1. Длина вол ны равна 0,8 м, ск орость её распр остранения

2. Волна расп ространяетс я со скоростью 6 м/с при част оте 5 Гц.

3. Найдите амплиту ду , период, частоту колебаний написать

уравнение коо рдинаты тела, гра фик которого из ображен на рис

4. Расст оя ние м ежду со седн ими гре бням и в олн 8 м. Чему

раве н пе рио д и ч аст ота коле ба ний, есл и скорость её

5 . Во время г розы человек у слышал гр ом через 20 с после

вспышки молнии. К ак далеко от него пр оизошел разряд ?

6. К аков а дл ина м ая тник а, с овер шающ ег о кол еба ния с част о той

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по теме "Механические колебания и волны. Звук" разработана для учащихся 9 класса, обучающихся по учебнику Е.М. Гутник. Составлена в формате ОГЭ, 2 варианта. Количество заданий дано с избытком. Критерии оценивания учитель в праве разработать на свое усмотрение, учитывая уровень класса и степень подготовленности учащихся.

9 класс. Контрольная работа № 4 по теме

А1. Что является основным признаком колебательного движения?

Изменение скорости тела с течением времени;

Изменение ускорения тела с течением времени;

Повторение движения тела через одинаковые промежутки времени;

Периодические изменения скорости и ускорения тела.


А 2. По графику определите период и амплитуду колебаний, укажите правильный вариант ответа.


А 3. На рисунке изображен математический маятник. В какой точке кинетическая энергия маятника максимальна?

Во всех точках кинетическая энергия одинакова.

А4. Период свободных колебаний нитяного маятника зависит от

Массы груза; 2)Частоты колебаний;

Длины нити; 4) Амплитуды колебаний.

А5. Продольные волны распространяются

В газах; 2) В жидкостях;

3) В твердых телах; 4) Во всех перечисленных выше средах.

А6. Обязательными условиями возбуждения звуковой волны является:

А – наличие источника колебаний;

Б – наличие упругой среды;

В - Наличие прибора для регистрации звука.

Правильным является выбор условий

А и Б; 2) Б и В; 3) А и В; 4) А, Б и В.

А7. Эхо, вызванное ружейным выстрелом, дошло до стрелка через 2с после выстрела. Определите расстояние до преграды, от которой произошло отражение, если скорость звука в воздухе 340 м/с.

170 м; 2) 340 м; 3) 680 м; 4) 1360 м.

А8. Как называются механические колебания, частота которых меньше 20 Гц?

Звуковые; 2) Ультразвуковые; 3)Инфразвуковые.

А9. За 10 секунд маятник совершил 20 колебаний. Укажите период этих колебаний.

2 с; 2) 0,5 с; 3) 0,2 с; 4) 0,1 с.

А10. В воздухе распространяется звуковая волна. Расстояние от области повышенного давления до ближайшей области пониженного давления 10 см, расстояние между ближайшими областями повышенного давления 20 см, между ближайшими областями пониженного давления 20 см. Какова длина звуковой волны?

60 см; 2) 40 см; 3) 20 см; 4) 10 см.

В1. Чему равна скорость распространения волны, если ее длина 25 м, а период колебаний 10с?

В2. Три источника издают звуки с различными характеристиками. Установите соответствие утверждений из левого столбца таблицы с их графиками в правом столбце. Ответ запишите последовательностью выбранных цифр.

Утверждения

А. Звук наименьшей громкости

Б. Звук наименьшей высоты тона




В3. Установите соответствие между физической величиной и единицей измерения. Ответ запишите последовательностью выбранных цифр.

Назначение контрольной работы

Результаты работы могут быть использованы для мониторинга уровня сформированности УУД у учащихся 9 класса.

Работа состоит из двух частей, включающих в себя 13 заданий. Первая часть содержит 11 заданий. Вторая часть – 2 задания повышенного уровня сложности.

Ответом к заданиям №1, №2, №3, №7 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответом к заданиям №4, №5, №6 является число. При вычислениях учитывайте единицы измерения, в которых необходимо представить ответ. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы.

Ответом к заданиям №8, №9, №10, №11 является последовательность цифр. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов

Для заданий второй части №12 №13 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.

Нормы оценивания.

Всего в работе 13 заданий. Время выполнения контрольной работы – урок (45 минут).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока в 9 классе для подготовки учащихся к контрольной работе с использованием разичного типа задач.

Урок №35 9 класс.

а)общеобразовательные: продолжить знакомство учащихся с общенаучными методами познания. Повторить все основные понятия по теме Механические колебания и волны, повторить понятия механики колебания, их отличие от механических волн. Выяснить основные характеристики этих физических процессов. Вспомнить условия возникновения звука и его свойства. Подготовка к контрольной работе.

б)развивающие: развитие у учащихся познавательных способностей, умение логически рассуждать, выделять главные причины и выводы, развитие обобщающих навыков, самостоятельного мышления и памяти, внимания и сообразительности.

в)воспитательные: повторение данной темы способствует формированию мировоззрения у учащихся путем усвоения принципа следственных связей между явлениями. Содействовать в ходе урока формированию трудолюбия, внимательности.

На экране стихотворение Н. А. Заболоцкого.

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

II. Повторение теоретического материала

Учитель: Хотелось бы обратить ваше внимание на эти несколько строк на экране.

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Согласитесь, как ёмко в этих строках отражено то, как много вокруг нас можно увидеть примеров колебательного движения. И кстати,

- Что называют механическими колебаниями?

- Каковы основные характеристики колебаний?

- Какие превращения энергии сопровождают колебательное движение?

- Что такое волна? Виды волн.

- Расстояние между двумя ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется …?

- В каких средах происходит распространение звука? Одинакова ли при этом скорость звуковой волны?

- Какое явление будет наблюдаться, если в некоторой точке пространства встретятся две волны?

III. Основная часть урока

Учитель: Пришло время, от теории перейти к практике и чтобы это было наиболее продуктивно, предлагаю вспомнить основные формулы. Возьмите, пожалуйста, карточку №1 с заготовленной таблицей из двух столбцов, в первом название определяемой величины, во втором формулы для их определения. Всё было бы очень просто, НО: всё перепутано. Ваша задача соотнести правильно строки первого и второго столбцов.

(Идет работа с карточками №1)

Учитель: Ребята, мы неоднократно говорили с вами о том, что внутри нас находится главная для нас колебательная система – наше сердце. А знаете ли вы, что:

Учитель: Предлагаю выполнить экспериментальную задачу №1 на определение периода и частоты сокращения вашей сердечной мышцы.

Воспользуйтесь для этого карточкой №2.


Т = t/N


Обратите внимание на то, что не такое уж большое это число, верно? А как вы думаете, сердечная мышца реагирует на нагрузки? Частота сокращений будет увеличивается или уменьшается? (Отвечают дети)

Значит, сердце от нагрузки работает активнее, и чтобы это не влияло на него с отрицательной стороны, необходимо следить за своим здоровьем и регулярно заниматься спортом.
Следующая наша задача №2 посвящена колебаниям маятника?

Внимание на экран:

Пружинный маятник совершает свободные незатухающие колебания между положениями 1 и 3 (см. рисунок). Какие превращения энергии происходят в процессе перемещения маятника из положения 2 в положение 3


Учитель: Предлагаю решить качественную задачу №3 (беру бокал, прижимаю одной рукой его ножку к столу, а мокрыми пальцами второй руки провожу по его краю)

(Дети предлагают ответы)

Учитель:. Вот ещё одна качественная задача №4

Продольные волны в земной коре, вызванные землетрясением, распространяются на большую глубину и иногда пронизывают весь земной шар. Поперечные волны проникают лишь на глубину до 2900 км. Какой вывод можно сделать о состоянии ядра земного шара?

(Отвечают дети) (Ответ может быть следующим: Поперечные волны возможны только в твердых телах, а продольные могут распространяться в любых средах. Вывод – ядро земного шара жидкое).

Учитель: Для того, чтобы успешно выполнить следующую задачу вам поможет карточку №1. Внимание на экран.

№5) Как изменятся период и частота колебаний пружинного маятника при уменьшении его массы в 4 раза? (Верный ответ: период уменьшится в 2 раза, частота возрастет в 2 раза)

6 в) как изменится длина волны при увеличении частоты колебаний источника в 2 раза? (Верный ответ: уменьшится в 2 раза,

Учитель: Предлагаю решить графическую задачу№7

На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на нити , от времени. Определите амплитуду и частоту колебаний


х, см


*10


0 1 2 3 4 5 6 7 t,c

(Верный ответ А =0,1 м, по графику находим период, который равен 4с, ν =0,25 Гц)

Учитель: Выполним расчётную задачу №8.

Крылья пчелы колеблются с частотой 240 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает пчела, пока долетит до цветочного поля, расположенного на расстоянии 500 м, если она летит со скоростью 4 м/с?

(К доске выходит ученик и решает задачу с полным её оформлением. Правильный ответ: N = 30000)

Учитель: Для следующей расчётной задачи №9 нам понадобится таблица скоростей звука в некоторых средах (карточка №3)

Во сколько раз изменится длина звуковой волны при переходе звука из воздуха в воду? Ответ округлить до целых

(К доске выходит ученик и решает задачу с полным её оформлением. Правильный ответ: в 4 раза)

Сделайте глубокий вдох через нос и выдох через рот (3 раза)

Посмотрите налево, затем направо (3 раза)

Закройте глава с небольшим усилием, откройте (3 раза)

Опустите руки вдоль стула, сожмите пальцы в кулак, расслабьте их (3 раза)

Потрясите руками буквально секунду и положите руки на парту.

Учитель: Скажите, а то, что мы сейчас делали, вам ничего не напоминает? (Предполагаемый ответ: эти упражнения повторялись и поэтому их можно назвать колебательными)

Учитель: Ребята, а вот ещё очень интересная информация к размышлению

IV. Подведение итогов урока, домашнее задание:

Подводя итоги урока, хотелось бы, чтобы вы сейчас ещё раз вспомнили все основные моменты и без единой ошибки выполнили небольшой проверочный тест

Проверочный тест

Вариант 1.

1. Какое из перечисленных ниже явлений является механическим колебанием?

1. Движение качелей.

2. Движение мяча, падающего на землю.

2. Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении бегущей волны в упругой среде?

а) энергии - нет, вещество- да;

б)энергия и вещество- да;

в) энергия- да, вещество- нет.

3. Как изменится период колебаний математического маятника, если длину нити уменьшить в 9 раз?

а) увеличится в 3 раза;

б) увеличится в 9 раз;

в) уменьшится в 3 раза;

г) уменьшится в 9раз.

4. В одной и той же среде распространяются волны с частотой 5 Гц и 10 Гц. Какая волна распространяется с большей скоростью?

а) с частотой 5 Гц;

б) скорости одинаковы;

в) с частотой 10 Гц.

5. Чему равна длина звуковой волны в воде, если ее скорость равна 1480 м/с, а частота 740 Гц?

Вариант 2.

1. Какие колебания являются вынужденными?

Колебания иглы швейной машины.

Колебания воды в ведре, переносимом человеком.

2. От чего зависит скорость распространения волны?

а) от длины волны;

б) от частоты колебаний;

в) от среды, в которой распространяется волна, от ее состояния.

3. Масса груза пружинного маятника увеличится в 4 раза. Как при этом изменится частота свободных колебаний маятника?

а) уменьшится в 2 раза;

б) уменьшится в 4 раза;

в) увеличится в 2 раза;

г) увеличится в 4 раза.

4. Частота звука увеличилась в 2 раза. Как изменится скорость звука в одной и той же среде?

а) увеличится в 2 раза;

б) уменьшится в 2 раза;

в) останется неизменной.

5. Где период одного и того же маятника будет больше: на полюсе или экваторе Земли?

Читайте также: