Конспект на тему патриот

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Словарная работа: Родина, Россия-Матушка.

Иллюстрации декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, герба и флага.

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

1. Ребята мы живем с вами в необычном городе. Как он называется? На территории какого государства он находится? А какому государству он принадлежит?

-Как называются граждане России? (россияне)

Кто президент России? (В. В. Путин)

-Назовите столицу России? (Москва)

-Какая река в России самая известная? (Волга)

Молодцы, ребята, правильно. Мы граждане страны, у которой удивительно красивое имя- Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

С. Есенин написал такие строки:

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

Тебя по-славянски назвали Россия.

2. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная и необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Какими словами ещё мы называем Россию? (Родина, Россия-матушка)

- Почему её называют Родина, Россия-матушка?

Родина, значит родная, как мать и отец;

Матушка, значит, любит и защищает, как мать.

- Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн)

Что обозначают цвета на флаге России? (красный-смелость, синий-честность, белый- благородство)

Где вывешивают флаги? (На государственных зданиях, кораблях, самолётах, на домах, в дни праздников). Молодцы!

Назовите еще символ России? (Герб)

- Что изображено на гербе России? (Герб в виде щита тёмно-красного цвета с двуглавым орлом, на коне - Святой Георгий Победоносец). Ребята я вам рассказывала легенду о ток как появился двуглавый орел га гербе, а о том как появился на гербе Георгий Победоносец нам расскажет Ульяна

Однажды в озере поселился змей. Каждый день жители должны были отдавать ему на съедение ребёнка. На помощь пришёл всадник на белом коне с копьём в руке. Он сразил чудище, а конь растоптал змея. Так Святой Георгий Победоносец спас землю от зла. Спасибо большое за рассказ.

- Ребята, где можно увидеть изображение герба? (На флагах, монетах, печатях, на государственных документах)

-Назовите следующий символ России? (Это гимн)

-Что такое гимн? (торжественная песня)

-Как нужно слушать гимн? (стоя)

Давайте прослушаем торжественную песню. (Дети стоя слушают гимн)

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Молодцы ребята присаживайтесь на свои места.

Ребята давайте поиграем в игру, я начну пословицу, а вы ее продолжите.

Где кто родится, там…. и пригодится.

Если народ един, он…непобедим

Русский ни с мечом, ни с калачом…. не шутит.

Если вздохнуть всем миром…. - ветер будет.

Жить - Родине …служить.

Человек без Родины, …. что соловей без песни.

Родина-мать, умей…. за неё постоять.

5. А теперь предлагаю вам вспомнить изделия народно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, загадки, А загадывать нам будут Максим, Полина, Люба и Вероника.

Эта роспись просто чудо!

Голубая вся посуда,

Роспись с синим завитком,

Манит русским васильком.

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке.

Из глины козлик в яблоках

Собой хорош и очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

(Дымковская игрушка)

Добрый мастер сделал сказку:

Оживают звери в сказке,

Мишки, зайцы, колотушки,-

(Богородская игрушка)

Молодцы все загадки разгадали.

А сейчас я вам предлагаю выйти на ковер и встать в круг. Предлагаю вам поиграть в игру.

Наша страна какая? (большая, родная, великая, сильная, могучая, красивая, многонациональная, непобедимая).

7. И в заключении скажите, как называется наша малая Родина? (Байконур)

-Мы любим свой город? (Да)

-Мы патриоты своего города? (Да)

Давайте назовём правила настоящего горожанина.

Настоящий горожанин не будет:

-людям досаждать, дом и район свой обижать,

-в квартире прыгать и скакать,

-громким голосом кричать,

-дверь ногою открывать,

-в лифте кнопками играть,

-сор на улице бросать,

-правила дорожного движения нарушать.

Я уверена, ребята, когда вы вырастите, вы будете настоящими патриотами Родины!

Наше занятие подошло к концу. Давайте скажем нашим гостям спасибо и до свидания.

Одним из направлений моей деятельности как классного руководителя является гражданско-патриотическое воспитание.

Тема гражданственности и патриотизма очень близка мне по духу. Я сама очень люблю свою Родину и испытываю неподдельную гордость за нашу страну. Ежедневно входя в класс к своим воспитанникам, я верю в их лучшие качества и имею огромное желание вести их к истокам духовности, нравственности, к познанию жизненных ценностей, необходимых для становления истинного гражданина и патриота своей страны, любящего свой город, край, Родину.

Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?

Определяя патриотизм как любовь к Родине, я даю молодому поколению возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Гражданственность подпитывается патриотизмом. И если патриот искренне интересуется историей своей страны, то гражданин знает свои обязанности перед ней. Определённость этих понятий даёт мне ориентир, указывающий на то, зачем и как воспитывать, поэтому в моей работе классного руководителя особое место занимает воспитание у школьников чувства патриотизма и гражданственности.

  • создать условия для осознания школьниками своего эмоционального отношения к Родине;
  • способствовать формированию позитивного отношения к Родине у учащихся;
  • закрепить в сознании ребят формы проявления хорошего отношения к Родине;


Место занятия в системе воспитательной работы класса: Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе.

Тип занятия: комбинированный

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, чистые листы А4, цветные карандаши или фломастеры.

Скажите, правда, что вы:

-учитесь в 6 классе?

-смелые и спортивные?

Как вы считаете, все эти качества, которые у вас есть, должны быть у настоящего патриота своей Родины?

Сегодня мы с вами узнаем, кто такой настоящий патриот и какими качествами он обладает.

Начать я хочу с одного стихотворения. Написал его простой человек, не поэт, но на мой взгляд, оно передает суть отношения настоящего патриота к своей стране.

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин России !

И если б меня спросила,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!

“ Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.

(Словарь В. И.Даля)

“ Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Что значит родину любить и быть ее патриотом?


Цель: Сформировать и расширить представления учащихся о понятии патриотизм.

Задачи:

  1. Сформировать и расширить представления учащихся о понятии патриотизм.;
  2. Познакомить учащихся с понятием Конституция, и основными правами, и обязанностями гражданина РФ;
  3. Сформировать у учащихся понятие о родном крае, городе, как о Малой Родине;
  1. продолжить развивать у учащихся умения анализировать, выделять главное и объективно оценивать окружающую действительность.
  1. формирование у учащихся чувства патриотизма к малой Родине;

Тип занятия: комбинированное.

Основные понятия: Конституция, патриотизм, патриот, гражданин.

Содержимое разработки

Тема. Я - патриот.

Цель: Сформировать и расширить представления учащихся о понятии патриотизм.

Образовательные:

Сформировать и расширить представления учащихся о понятии патриотизм.;

Познакомить учащихся с понятием Конституция, и основными правами, и обязанностями гражданина РФ;

Сформировать у учащихся понятие о родном крае, городе, как о Малой Родине;

Развивающие:

продолжить развивать у учащихся умения анализировать, выделять главное и объективно оценивать окружающую действительность.

Воспитательные:

формирование у учащихся чувства патриотизма к малой Родине;

Тип занятия: комбинированное.

Основные понятия: Конституция, патриотизм, патриот, гражданин.

План занятия:

Организационный момент (3-5 мин.).

Актуализация знаний (7-10 мин.).

Объяснение нового материала (15 мин.).

Динамические паузы (2-3 мин.)

Закрепление материала (7-10 мин.)

Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Сохранность контингента. Проверка все ли есть на столах учащихся для работы, проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний:

Педагог. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

1. Наша страна называется…. (Россия);

2. Граждане России называются…. (россияне);

3. Назовите главный город России? (Москва)

4. Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)

Педагог. Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.

Малая Родина – это часть большой страны.

5. Как называется край, в которой мы живём? (Хабаровский край)

6. Как называется наш город? (Комсомольск-на-Амуре)

Город Комсомольск-на-Амуре является нашей Малой Родиной.

3. Объяснение нового материала.

Педагог. Кто такой гражданин своей страны? (Это человек, который ощущает свою связь с каким-то определенным государством, признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права и выполняет свои гражданские обязанности).

- Гражданами какой страны мы с вами являемся? (Российской Федерации).

Педагог. А что вы знаете об обязанностях граждан? (платить налоги, соблюдать законы…)

Педагог. Какие законы вы знаете? (ответы учащихся)

Педагог. Если есть обязанности, которые должны выполнять граждане, то есть и права.

Это такие права как: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища и т.д.

Педагог. А что надо делать, если нарушаются наши гражданские права? (ответы учащихся)

Как называются люди, которые нарушают права других граждан? (хулиганы, преступники).

От них нас защищает наше государство.

Педагог. Мы говорили о государстве, в котором живем, а что такое Родина? (ответы детей).

Педагог. Назовите слова, родственные, однокоренные, слову Родина. (Народ, род, родственники, родня, природа.)

– У этих слов один корень. Какой? (Род.)

Задание. Сложите и назовите пословицы, которые у вас получились о Родине:

Нет земли краше

чем Родина наша

Человек без Родины

что соловей без песни

Одна у человека мать

одна у него и Родина

Педагог. У каждой страны есть отличительные знаки. Назовите их. (Флаг, герб, гимн).

Человек, который любит свою Родину, чтит ее традиции, знает ее историю, подвиги и достижения ее народа, который готов встать на ее защиту, называется патриотом.

Патриотизм является очень могучей силой. Примером тому Великая Отечественная война, в которой люди умирали, но не дали захватить родную землю.

Являясь патриотом своей Родины, человек должен уважать и любовь других народов к своей Родине, жить сними в мире и согласии.

4. Динамическая пауза (см. электронное приложение)

5. Закрепление материала

Задание. Составить психологический портрет патриота (мини эссе).

Учащимся предлагается описать, какими качествами, по их мнению, должен обладать патриот.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: способствовать формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.

-формирование российской гражданской идентичности(патриотизм, уважение к Отечеству)

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку

-умение определять цели обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

Прочитав этот эпиграф, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какую цель вы можете поставить? Что бы вы хотели узнать на занятии?

Каждому из вас я раздала стихотворения, давайте выйдем к доске и познакомимся с ними.

Ребята читают стихи.

На алтарь России

Небосвод, до боли синий,
Затуманил грустью взгляд.
На алтарь судьбы России
Брошу все, чем я богат.

По природе русский духом.
Что не вытравить уже,
Жизнь, что знаю не по слухам,
Отпечаталась в душе.

На висках заметный иней,
Будто праздничный наряд.
Сколько бед на счет России
И который век подряд?!

В суете борьбы кромешной
Я всегда с тобою, Русь!
За твою судьбу, сердешный,
И сражаюсь, и молюсь.

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке…

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

Прослушав все стихотворения, можете ли вы сказать, о чем они?

Как вы понимаете, что такое Родина?

Родина - это очень много. Со словом "родина" тесно связано слово "отчизна", "отечество". Это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека. Понятие Родина - это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней ; это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Россия подобна огромному дереву , на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое , наша история , наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины , государства. И тогда такой человек может назвать себя : "Я - гражданин своей Родины". "Я патриот своей Родины".

Кого мы можем назвать гражданином?

Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Быть гражданином – это не просто запись в паспорте, это состояние души, когда мысли и поступки человека направлены на благо своего народа, на благо своей любимой Родины и на ее процветание.

В одном из рассказов писателя Василия Шукшина введен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” его и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего бензовоза и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Ответьте на вопрос, почему мы можем назвать Пашку выдающимся гражданином?

У каждого гражданина есть права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? (Конституция).

Конституция это основной закон государства, определяющий как устроено гос-во и общество, как образуются органы власти, права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг гос-ва, его столица.

Патриотизм – это

1. преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу

2. любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

А как мы можем назвать человека,у которого проявляются эти качества?

Патриот – патриотичный человек, тот, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины, готов отдать свою жизнь за свою Родину.

В чем же проявляется патриотизм?

в любви к своему Отечеству,

в гордости за свой народ,

в любви к культуре своего народа,

в любви к своей малой Родине, где родился и провел первые годы своей жизни,

в деятельности на благо Родины,
- в готовности охранять и защищать свою страну
- в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам своих предков.

Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух. Которым мы дышим, солнце , которое мы видим, дом, в котором мы живем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Можно быть патриотом своей страны, города, школы, в которой вы учитесь, своей семьи.

Подумайте и скажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы принести пользу родной стране?

Считаете ли вы себя патриотом?

Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

Хотели бы вы уехать из России?

Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?

Вы за или против службы в армии?

Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

Есть ли пример для подражания? Кто?

А теперь давайте попытаемся рассмотреть такое понятие как Отечество.

Как вы думаете, что означает это слово?

Отечество – это

1. Страна, где родился данный человек.

Ответьте на такой вопрос, любите ли вы свою Родину?

А теперь давайте подведем итог нашего классного часа и ответим на вопрос: Что значит быть патриотом? Как вы это понимаете? Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменов, вы бы назвали патриотом? А поэтов, которые воспевают в своих стихах всю красоту нашей Родины можно назвать патриотами?

А как вы считаете, можно ли назвать патриотом каждого из присутствующих здесь?

И закончить наше занятие мне хочется четверостишьем

Где-то далеко, минуя разъезды.

И перегоны, поезда.

Много на свете звезд и созвездий

Только у каждого своя звезда.

Помните об этом, т.к. от вас зависит, будет ли ваша звезда яркой и долго в сердцах знающих вас людей или быстро погаснет. Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей Родины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- выявить имеющиеся знания у учащихся о стране, в которой они живут, и расширить их.

Развивающие: -развивать умение работать с географической картой, показывать границы страны, её субъектов, столицу государства, через организацию работы со схемой-опорой и картами, помещёнными на доске и расположенными в рабочих листах;

-развивать такие качества исторического мышления как самостоятельность, глубина через личностные суждения учащихся;

-развивать мышление через решение проблемных вопросов, проведение беседы на уроке;

-развивать интерес к изучению исторического наследия своей страны,

- подвести детей к осознанию понятия Родина;

- способствовать развитию интереса к своей Родине;

- расширять кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

Воспитательные: - формирование у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, уважения к родной стране, чувства гордости за свою малую родину.

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Презентация слайд №1

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы будете работать в рабочих листах, которые лежат у вас на партах. Я попрошу вас подписать их. Подпишите фамилию и имя. А теперь, внимание, я предлагаю Вам прослушать музыкальную композицию и ответить на вопрос: О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

«От северных морей до южных гор,

Раскинула страна свои объятья.

Взгляни вокруг - свобода и простор,

И люди все друг другу словно братья.

А если спросят что, так в путь зовет,

И душу согревает он бессильно.

То с гордостью скажу я патриот.

Я юный гражданин родной России

С собою позову друзей, а вместе мы едины.

Итак, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Учащиеся заполняют рабочие листы

2.Этап формирования новых знаний

1)Наша Родина – Россия

Презентация слайд №2

Презентация слайд №3

2 часть слайда№3

Внимание на карту. Какая наша Родина уникальная. Но в чем же заключается её уникальность? Что отличает нашу страну от других стран? Основные особенности России:

- огромная территория;(1/6 суши, Красноярский край – это семь Франций)

- несметные природные богатства;

А знаете ли вы как называлась наша Родина в прошлом? (Русь, Российская империя, Советский Союз)

В повседневной жизни, мы называем нашу страну – Россией, вспомните, откуда пошло название – Россия? (учащиеся задумываются над вопросом, высказывают свои предположения).

Слово Россия берёт своё начало от названия одного из славянских племён – россов или руссов. Современная территория Россия является родиной наших предков славян.

Ребята, вспомним, какое официальное название носит наша страна? (Российская Федерация.)

Федерация – союзное государство, составными частями которой являются относительно самостоятельные государственные образования (области, республики, края, города федерального значения).

Какое главное слово вы выделите в определении? (союз) А что он объединяет? (части страны)

Мы сегодня уже посмотрели на современную карту России, какая она разноцветная! Что обозначено разными цветами? (области, края, республики, города федерального значения )

Верно, цветами обозначены области, края, республики, которые входят в состав нашего единого государства – Российской Федерации. Эти области, республики, края называют субъектами Федерации.

Каждый субъект федерации имеет равные права, свою территорию, органы власти и самоуправления, герб и вносит свой вклад в развитие России.

Поднимите руку, кто был Москве? Отметим её на карте в своих рабочих листах (находят: Москва – столица РФ).

В каком субъекты проживаем мы? На карте обведите ручкой или карандашом Липецкую область. (Липецкая область) Какой главный горд нашей области? Отметьте его. (Липецк). Прошу выйти к доске одного учащегося и показать данные субъекты на карте.

Читайте также: