Конспект урока стихи есенина о природе

Обновлено: 03.07.2024

- Добрый день. Улыбнитесь солнечному дню и новым знаниям.

(слово учителя)

За тридцать лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Его восприятие природы до сих пор волнует русское сердце, читая его поэзию, мы воочию открываем источник нашего счастья на земле, соприкасаемся с прекрасным миром природы.

Эпиграф нашего урока взят из стихотворения С. Есенина, это его мнение о том, каким должен быть поэт.

(чтение и анализ стихотворений)

(выразительное чтение стихотворения учителем)

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в степь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

- Какие слова или словосочетания непонятны?

- Какие тропы использует поэт для передачи чувств?

- Почему в стихотворении, в третьей строфе два восклицательных знака?

- На какие части можно условно поделить стихотворение?

(на три: 1 часть – дорога русская, 2 часть – душа крестьянина, 3 часть – радость от встречи)

(чтение стихотворения выразительно цепочкой по строчкам)

- Есенин – тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам, запахам. Есенин был большим мастером стиха.

- Какая картина предстаёт в нашем воображении?

- Какие художественные и языковые средства помогают нам это увидеть?

(олицетворение, эпитеты, метафора, сравнение)

- Каков размер стихосложения?

(двустопный размер – хорей)

(творческое задание)

- Сейчас вы посмотрите фрагмент документального видеофильма о природе под музыку Дж. Пуччини, подумайте, к каким строкам стихотворения подойдёт данный видеомомент.

- Природа в стихотворениях С. Есенина предстаёт чем-то живым, интересным, живописным.

Давайте попробуем стать частью есенинской природы.

- Продолжаем знакомство с творчеством С. Есенина.

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

- Когда читаешь и слушаешь стихотворения этого замечательного поэта, невольно представляешь картины природы нашего края. Кажется, что это о нашей природе говорил поэт.

(просмотр фотографий, учитель читает строки из стихотворений Есенина)

«Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

- Эти строки мы, жители таёжного края, воспринимаем по-своему. Наша синь – это красавица Обь с притоками и озёрами, наше северное небо.

Природа нашего края красива и неповторима.

- Что нужно сделать, чтобы сберечь красоту нашего края?

- Для чего нужно беречь природу?

- Как называется наука, занимающаяся сохранением и восстановлением природы?

- Наблюдая красоту родного края, восхищаясь ею, вы должны помнить о том, что красоту нужно беречь. Надо приложить все усилия, чтобы природа продолжала нас радовать, удивлять, манить к себе своей прелестью.

( Домашнее задание. У каждого из нас есть свой любимый уголок природы. Расскажите о нём. Используйте в своём сочинении эпитеты, олицетворение, метафоры и другие выразительные средства. Включите в свой рассказ предложения по сохранению этого уголка природы.)

При желании ребята могут сочинить стихи.

- Изучая языковые особенности стихотворений Есенина, литературоведы обратили внимание на удивительную особенность – практически все стихотворения несут в себе живые краски – цвета.

Я предлагаю вам заняться исследовательской работой. Работать будете в парах.

Перед вами отрывки стихотворений С.Есенина.

- Какие цвета использует поэт?

(ответы ребят; многие ребята, увлекаясь исследованием, называют цвет ромашки, месяца, туч и так далее)

- Перед нами яркая палитра, состоящая из оттенков жёлтого, красного и синего цветов. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется – цветопись.

Так ярко, красочно, с чистой душой, открытым сердцем, любовью к родному краю мог обращаться только Сергей Есенин. Мы вновь читаем эпитет урока:

- Как вы понимаете эти строки?

- Для чего поэт использует приём цветописи?

- Цвет в жизни человека значит многое. Выбор цвета показывает его душевное состояние, мир его эмоций, его настроение. Какой бы вы выбрали цвет, если бы хотели показать своё настроение в данную минуту?

- Что запомнилось на уроке?

(итоги урока – оценки с комментариями, подчёркивается положительная работа каждого на уроке, а также общее настроение урока)

Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина.

ВложениеРазмер
urok_literat.doc 79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Тема урока: Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина.

- выяснить, как относится С.А. Есенин к родной природе;

- выяснить, какие средства художественной выразительности использовал поэт в своих стихах, чтобы показать русскую природу;

- определить, какие качества личности воспитывают стихи С.А.Есенина;

- научиться выразительно читать стихи Есенина;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, фонограмма, музыка, презентация.

2 Учитель заходит в класс молча, движением руки, сажает детей на места. Щёлкает 5-6 слайдов с изображением природы.

- Ребята, что изображено на этих картинах?

(Красота русской природы, природа)

- Давайте вспомним, какой поэт показал нам красоту русской природы на прошлом уроке?

Читаем наизусть стихи А.А.Блока.

- Спасибо, ребята, молодцы. Оценивать вашу работу буду не только я, но и вы сами, не только за стихи, которые вы сейчас прочитали, но и за работу на уроке.

- А сейчас покажите, какое у вас настроение. Почему?

(Стихи наполнены радостью, скоро наступит лето, хорошо прочитал стихотворение.)

- О чём стихи А.А. Блока?

(О красоте природы)

- А как вы думаете, только ли А.А. Блок восхвалял русскую природу?

(Нет, другие поэты)

Слайд . Возникает портрет С.А.Есенина.

- Кто это? Кто знает этого поэта?

(Сергей Александрович Есенин)

- О чём он писал свои стихи?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Напишите на листочках.

(Красота русской природы в стихах С.А.Есенина,

Особенности русской природы в стихах С.А. Есенина,

Родная природа в стихах С.А. Есенина.)

- Прочитайте, какие у вас получились темы.

- Кто был прав? Молодцы! Тема сегодняшнего урока:

Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина.

- Что мы должны сегодня сделать? Поставьте себе цели. (устно)

- выяснить, как относился С.А. Есенин к родной природе; (любил, преклонялся, боготворил)

- выяснить, какие средства художественной выразительности использовал поэт, чтобы показать русскую природу; (эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение)

- показать, какие качества личности воспитывают стихи С.А.Есенина; (любовь к природе, уважение природы, не губить природу, охранять природу)

- научиться выразительно, читать стихи С.А.Есенина.

- В конце урока мы вернёмся к этим целям.

- А как жил Сергей Есенин вам интересно? Послушаем Полину. Слайды

- А теперь выясним, как относился Есенин к родной природе и в этом нам поможет

- Ещё раз прочитайте название и предположите, о чём пойдет речь в этом стихотворении? (…)

- Правы ли вы были?

- Какую природу изображает поэт?

- Близко ли по духу вам это стихотворение?

(Я люблю кататься на санях, я люблю русскую природу.)

- Что вас задело в этом стихотворении до глубины души? Какие слова?

(ножку рад поцеловать, неприглядная дорога, он плачет.)

- Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните непонятные слова. Скажите и объясните смысл этих слов, как вы их понимаете. Слайды .

Прочитав это стихотворение, определите, как автор относится к природе?

(любит, ценит, боготворит)

- А как вы относитесь к родной природе?

Работаем с таблицей . Руслан, читай первую строфу стихотворения.

- Какие средства художественной выразительности встретились?

(метафора - разливные бубенцы, олицетворение – зарыдали).

Вторую строфу читай Валя.

- Какие средства выразительности вы нашли?

(Неприглядная дорога, любимая дорога- эпитет)

3 столбик выполняем самостоятельно.

4 столбик читай Серёжа. Находим средства выразительности.

5 столбик самостоятельно.

- Ребята, зачем мы всё это делаем?

( чтобы потом выразительно прочитать стих)

- А теперь сделаем вывод, какие средства выразительности помогли передать любовь к природе?

( эпитеты, метафоры, олицетворение)

- Как нам нужно прочитать это стихотворение?

(ярко, громко, красиво, душевно)

2 минуты готовимся.

- Ребята, представьте, как вы через 10-20 лет вернётесь на свою Родину повзрослевшими, может даже знаменитыми. Как вы думаете, какие чувства вас охватят?

(жалость, тоска, грусть)

- Как вы думаете, как будет выглядеть ваша Родина?

- Какие качества личности воспитывает Есенин данным стихотворением?

(Любовь к родине, наслаждение каждым мгновением, проведённым вместе с родными местами)

- Итак, а теперь покажите, какое у вас сейчас настроение? Почему?

- Ребята, какое время года за окном? Слайд.

Конечно, мы радуемся весне, но не надо забывать о том, что было вчера. Какое время года было? Слайд.

(мороз, холодно, метель, пурга)

- А вы знаете, что такое пороша? Напишите. СЛАЙД

Читаем. Как вы думаете, о чём это стихотворение?

- Закройте глаза и послушайте стихотворение. Совпали ли ваши представления?

-Какие картины вам представились?

-Ребята, вам не кажется, что природа в этом стихотворении живая? Почему?

(дремлет лес, понагнулась, как старушка, подвязалася косынкой. Это всё делаю люди.)

- Как относится Есенин к природе в этом стихотворении?

(любит, он видит во всём красоту)

- Прочитайте стихотворение про себя, найдите непонятные слова. Объясните смысл этих слов. Слайды

- Что делает стихотворение ярким, красивым, необычным?

(средства художественной выразительности)

Продолжаем работать с таблицей.

Каких средств в этом стихотворении больше, чем других? Почему?

(Русская природа для Есенина всегда живая)

-А что её делает живой?

(Схожесть с человеком)

2 минуты готовимся к выразительному чтению. Читаем вслух.

- Чему учит, какие качества воспитывает Есенин этим стихотворением? (…)

Покажите мне своё настроение сейчас. Почему?

- Ребята, а давайте сейчас на мгновение превратимся в Сергея Есенина. Какова тема нашего урока? Посмотрите за окно. Какое сегодня небо? Придумываем эпитеты.

(загадочное, нежное, ласковое, разноцветное)

Сравним это небо с чем-нибудь.

- Ребята, какой лес? Придумайте эпитеты.

(темный, таинственный, дремучий…)

Лес словно (как) (стена, зверь, темное царство…

- Молодцы! Итак, вернёмся к нашим целям.

- Как относился Есенин к родной природе?

-Какие средства художественной выразительности использовал поэт, чтобы показать красоту родной природы?

- Какие качества личности воспитывают стихи Есенина?

- Научились ли мы выразительно читать стихи?

-Целей мы достигли?

- Что мы сделали в итоге?

(показали русскую природу в стихах С.А. Есенина)

Домашнее задание : Выучить наизусть на выбор стих Есенина.

- Оцените свою работу на уроке с помощью анкеты. Объясните.

- Какие отметки вы бы поставили друг другу.

- Покажите свое настроение. Почему?

- Ребята, я вам желаю, чтобы такое настроение у вас было всегда. Урок окончен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Поэзия 20 века. Стихи о родной природе. С.Есенин.

1) познакомить учащихся с биографией поэта;

2) развивать творческие и интеллектуальные возможности учащихся;

3) отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений;

4) привитие чувства любви к природе родного края, к Родине;

5) воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Оборудование урока:

На доске написаны тема и эпиграф к уроку:

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножки рад поцеловать.

2) Портрет С. Есенина.

3) Выставка книг С. Есенина и о С. Есенине.

4)Презентации.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденной темы:

- Какую мы начали изучать тему?

- О каком поэте XX века мы узнали на прошлом уроке?

- Какие стихи А.А. Блока изучали на прошлом уроке?

- Какие литературные приемы использовал поэт в этом стихотворении?

- Какое чувство, настроение несет каждое из этих стихотворений?

-Нужно выбрать одну из репродукций картин на слайде, доказать, почему именно она подходит к этому стихотворению.

Учитель. А теперь переходим к новому материалу.

Ребята! Может быть кто-то из вас назовёт мне автора стихов и исполнителя песни. А заодно и озвучит тему урока.

Какие мысли, чувства она навевает?

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет,

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт, - писал С. Есенин и стал им.

Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.

4. Выступление учащихся.

2 ученик . Таким образом, детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

К теплому свету, на отчий порог,

Тянет меня твой задумчивый вздох.

Ждут на крылечке там бабка и дед

Резвого внука подсолнечных лет.

Сергей был озорным, здоровым мальчиком, с деревенскими мальчишками любил ходить на ночное, пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой. Глаза и уши подростка жадно впитывали в себя многоцветный, многозвучный мир: весенние зори, песни тальянки, крики горластых гусей, запах смолистой сосны и многое другое.

3 ученик . В пять лет Сергей научился читать. Он прочитал все книги, которые были в доме деда. С девяти лет поступил в Константиновскую четырехгодичную школу, которую окончил с Похвальным листом за хорошие успехи и отличное поведение (показывает фотокопию).

4 ученик . В 1909 году он поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу. Здесь он учился очень старательно и в свободное время продолжал сочинять стихи. Признаки поэтического дарования заметил учитель литературы Евгений Михайлович Хитров. После окончания школы он посоветовал ему всерьез заняться литературой, сблизиться с поэтами и переехать в Москву.

В 1912 году Сергей переезжает в Москву, работает в типографии, учится на историко-философском отделении университета. Принимает активное участие в работе литературного кружка.

В 1915 году он приезжает в Петроград, знакомится с А. Блоком и Сергеем Городецким, которые высоко оценили стихи талантливого молодого поэта.

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

… Ты одна мне помощь и отрада,

5. Слово учителя.

Память Есенина увековечена в ряде мест, связанных с его жизнью, литературной работой. Мемориальный музей открыт в его родной деревне, в Москве шумит зелеными кустами Есенинский бульвар.

Имя Сергея Есенина почитаемо и любимо. Его творчество отразило красоту родной земли. Стихи его зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.

Когда и где родился С. Есенин?

Какая река протекает недалеко от села Константиново?

Где прошли детские годы будущего поэта?

Каким мальчиком он был? Что ему больше всего нравилось?

Какие учебные заведения закончил поэт?

Когда начал писать первые стихи?

О чем его стихотворения?

Когда поэт приехал в Москву?

Когда поэт приехал в Петербург?

Кто из известных поэтов того времени поддерживал и помогал молодому Есенину?

Какие из стихов положены на музыку?

Почему Сергей Есенин - один из самых читаемых поэтов?

Сколько лет он прожил?

Как увековечена его память?

7. Конкурс чтецов (5-6 учеников читают наизусть стихи Есенина)8. Словарная работа.

Следующий этап нашего урока – это чтение стихотворений С. Есенина. Откройте учебники, приготовьтесь к выразительному чтению стихотворений и ответам на мои вопросы.

Почему дороги поэту места?

Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении?

Если бы вы были художником, какую картину бы вы нарисовали?

Какое время года рисует поэт?

Какие чувства вы испытываете, читая это стихотворение?

Перечислите эпитеты, олицетворения.

Какие выводы мы можем сделать, прочитав и разобрав эти стихотворения?

1) Близость стихотворений к устному народному творчеству, напевность, лиризм.

2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой, чувство родства с окружающим миром.

Мир природы необыкновенно богат и красочен.

10. Слово учителя.

Сегодня мы узнали много интересного о жизни и творчестве певца родной природы Сергея Есенина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: ознакомить с творчеством поэта. совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;

-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

- развивать образное и эстетическое мышление;

-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе.

-учить замечать красоту окружающего нас мира.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока:

I. Организационный этап урока. Постановка целей.

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, почему — вы сейчас поймете. На доске - небольшая берёзка. Вот она. Посмотрите на неё внимательно и подумайте: а символом чего является берёза и о творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить?

. Абсолютно верно, о творчестве Сергея Есенина ( портрет).

2. Цель Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о личности и творчестве одного из самых замечательных и любимых читателями поэтов 20 века, певца природы и родной земли, Сергея Есенина. Тема родины во все времена вдохновляла писателей, поэтов, художников, потому что главное в жизни каждого человека — семья, а воспоминания о родном крае всегда наполняют сердце самыми трогательными чувствами. Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин.

3.Проверка домашнего задания.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы проведём небольшую исследовательскую работу. Дома исследователю необходимо было при помощи словаря дать толкование слову родина, а также подобрать однокоренные слова.

Сейчас, пожалуйста, Евгений Байгузин поделится своими наблюдениями.

Работа в парах. Работа с карточками- домиками. Ассоциации к слову Родина


Итак, какие ассоциации у вас возникли?

II. Основной этап урока. Особенности поэзии Сергея Есенина 1

Переход к изучению новой темы. Введение в тему.

Учитель: «Вот видите, ребята, какие замечательные чувства пробуждает в нашем сердце слово родина! Многим из вас сразу же вспомнились родной город, близкие и любимые люди, самые тёплые моменты жизни. После того, как мы настроились на лирический лад, я предлагаю вам перенестись на столетие назад, в прекрасные места на Рязанской земле. Там течёт величественная река Ока. Мы поднимаемся на самый высокий её берег, так высоко, что кажется, небо совсем близко, и вот-вот можно дотронуться рукой до облаков. Здесь такая красивая природа, что замирает сердце: нежные озера с белыми лилиями, зеленые луга, пахнущие весенними травами. А совсем рядом с этими местами можно увидеть село Константиново ( иллюстрация на доске), небольшое, но согретое теплом и добротой местных жителей. Именно здесь и родился будущий поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо.

В этом имени — слово “есень”.
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен :
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.
Только скажут:
Сергей Есенин —
Всей России встают черты.

. Дома вы должны были прочитать статью учебника о поэте. Вспомните её и постарайтесь ответить на вопрос: каким человеком был Сергей Есенин? Какие качества характера были ему присущи?

Беседа с учащимися. Библиографы. Интересные факты.

Сергей Александрович Есенин родился 2 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии.

«Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.

Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За церковью, на высокой крутой горе, - старое кладбище наших прадедов.

Стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки.

Некоторые сказки с плохим концом ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Сказки ему рассказывали и нянька, и сосед Алешка Гришин.

А дед, который очень любил Сергея, пел ему старинные, тягучие, заунывные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению собственных стихов.

Учитель вспоминал: «Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Помню, я читал произведения в течение нескольких часов, но обязательно все целиком. Ребята очень любили эти чтения.

Село Константиново, где прошли годы детства, юности и ранней зрелости поэта с 1910-1918 годы, сейчас Государственный музей-заповедник, В 1965 г. дом родителей поэта стал мемориальным домом-музеем С. А. Есенина. В уютной бревенчатой избе воссоздана атмосфера быта того времени. В избе все расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича.

Молодцы, ребята! Как хорошо, что вы увидели самые главные грани этой творческой натуры!

6.Переход к анализу стихотворений.

Прослушивание фонограммы первого стихотворения.

Давайте обратим внимание на дату его создания: 1918 год. Сколько лет было в этом году Есенину? Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест? (В 1918 году Есенину было 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.)

— Какие события за это время произошли в России?

На этот вопрос детям ответить, вероятно, будет трудно. Учитель может написать несколько дат и рассказать о значимости происходивших событий.

1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год — международная интервенция, попытка захвата территории России войсками стран-участников Первой мировой войны.

— Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

Вопросы для беседы:
- Каким настроением окрашено стихотворение?
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения?
(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай)
- Проследим своеобразие стихотворения.

Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:

( на доске) эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).

-Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.

Что мы представляем, когда читаем эти строки?

- Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?

-Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?

— Почему поэт называет Русь голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету?(Образ голубых небес над просторами полей.)

Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях?

Д: Голубой, золотой, белый.

У: Символ голубого цвета? (небо, вода, верность, бесконечность, таинственность – например, необозримые голубые дали)

Золотого? (нарядность, солнце, тепло)

Белого? (чистота, гармония, миролюбие)

У: Это цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали.

— Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Перед нами сложная метафора:

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

— Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?

Выразительное чтение одним из учащихся этого стихотворения наизусть.

— Каким годом датировано это стихотворение?

— Что же звучит в душе поэта, какая музыка? (Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше.)

— Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?

— Какие особенности композиции стихотворения вы заметили? (Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.)

Физкультминутка.

8.Ответ на проблемный вопрос.

-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос

- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает

Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

- Как вы думаете, почему главной темой творчества поэта является Родина?

- Я надеюсь, что вам по - новому открылись стихи великого поэта, и он стал вам ближе и роднее. Давайте же будем любить Родину, беречь её прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться такими поэтами, как Сергей Александрович Есенин.

А что же значит дом для поэта?(ответы детей). Что значит дом для вас ?

А я хочу вам пожелать, чтобы ваш дом был наполнен теплом, любовью, счастьем, добротой и был для вас таким же родимым, как для Сергея Александровича Есенина

III. Заключительный этап урока. Подведение итогов.

Работа в карточках – домиках.

Творческая работа. Синквейн.

Сейчас мне бы хотелось услышать ваше отношение к поэзии С.Есенина.

Вдохновляет, волнует, завораживает.

Поэзия С.Есенина о родине и природе.

Записать синквейн в карточку – домик.

Домашнее задание. Написать письмо С.Есенину. Объяснение домашнего задания.

Подведение итогов урока. Чем мы пополнили корзинку знаний ?

Самооценка.Ребята, мы достигли поставленных целей?

Выставление оценок за урок.

И закончить наш урок я хотела стихотворением:

Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа.

Читайте также: