Конспект урока сочинение по пословице

Обновлено: 01.07.2024

На данной странице собраны интересные короткие рассказы с пословицами, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной в коротких пословицах.

Помощь маме со стороны детей необходима. Мама – это человек, которому нужно выполнить сто дел: приготовить еду, навести порядок в квартире, собрать на даче урожай, прибрать приусадебный участок, позаниматься с детьми, постирать, погладить…А ведь мама ещё и работает! В этих условиях помощь детей её жизненно необходима. Да и дети приучаются к труду. Посмотрите внимательно на своих мам: может им нужна ваша помощь?

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник гаи и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу. Тише едешь — дальше будешь

>Пословицы и поговорки

Надежда СУРКОВА, учитель начальных классов Центра образования № 109, г. Москва

О чем ты узнал из рассказа Е. Чарушина? Действительно ли он страшный? Расскажи об этом.

Дети сначала очень боялись это существо.

А все потому, что не знали, что же это.

Их догадки были самые разные и такие непредсказуемые.

А когда пришли родители, они быстро узнали, что же это за зверь там ходит.

Оказалось, это маленький еж.

Дети сразу же перестали бояться.

Они оставили его в чулане и стали прикармливать.

И уже на следующую ночь, хоть он и топотал ногами, его уже никто не боялся.

Урок – творческий проект

3 класс

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

  • группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;
  • группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
  • группа 3 – найти пословицы народов мира;
  • группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Тише едешь – дальше будешь

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

  • Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень.)
  • Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.)
  • Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась.)
  • Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают.)
  • Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики.)
  • Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет.)
  • Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут.)

Инсценировка рассказа

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет. В гостях хорошо, а дома лучше. Слезами горю не поможешь. Утро вечера мудренее.Тот не заблудится, кто не спрашивает. Восток ли, Запад ли, а дома лучше. Один утренний час лучше двух вечерних. Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)
  • Когда … на горе свистнет. (Рак.)
  • … рубят – щепки летят. (Лес.)
  • Не …, так и не мычи. (Ко рова.)
  • Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)
  • Большому … – большое плавание. (Кораблю.)

2. Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один ответ – денег не берут

3. Подбери пословицу к иллюстрациям.

Сочини сказку или рассказ, названием и смыслом которого может быть одна из пословиц:

  1. Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
  2. На голове густо, а в голове пусто.
  3. Не копьём побивают, а умом.
  4. Был бы ум, будет и рубль.
  5. Глупый разум по миру пускает.

На голове густо, а в голове пусто

В одном небольшом городке жила-была девочка с прекрасными голубыми глазами и белокурыми локонами. Как и все девочки, она ходила в школу, где задавали много уроков. Ей это очень не нравилось: на уроках она думала о том, какая она красивая, а дома любовалась на себя в зеркало. Каждое утро ей приходилось делать домашнее задание, хотя её привлекали только многочисленные расчёски и заколки. Однажды она не удержалась и решила сделать себе красивую причёску вместо того, чтобы сесть за учебники. В школу она пришла с не выученными уроками. Когда её вызвали к доске, она растерялась и не знала, что ответить. Учитель укоризненно посмотрел на девочку и её красивую причёску и сказал: на голове густо, а в голове пусто. Ей стало очень стыдно, и завитые локоны уже не радовали.

Глупый разум по миру пускает

Как-то раз решил один паренек денег подзаработать. Дай, думает, помогу соседям, а они мне денег за это дадут. Пришел к первой соседке, предложил выгуливать ее собачку. Соседка согласилась. Спустил паренек собачку с поводка, а она убежала. Не заплатила ему соседка, да еще и денег с него затребовала за собаку. Подумал паренек, что легче сходить в магазин за продуктами другим соседям. Предложил им. А деньги в дырявый карман сунул, они по дороге и выпали. Ни продуктов, ни денег, опять пришлось свои соседям отдавать. Вот сидит и думает, как бы третьим соседям помочь, да бонус за это получить. Вот так глупый разум по миру пускает!

Был бы ум, будет и рубль

Не копьем побивают, а умом

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ
ТИПОВ СОЧИНЕНИЙ

В последнее время наряду с традиционными видами сочинений (сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся, сочинения на литературные темы, сочинения-миниатюры, сочинения по репродукциям картин, сочинения сказок, сочинения по фильмам, спектаклям, по иллюстрациям и др.) учителя все чаще используют в своей работе сочинения по пословице, сочинения-мозаики, сочинения-поздравления и др.

Предлагаю описание хода урока по подготовке к сочинению по пословице.

Тема. Сочинение по пословице

Цели урока. Сообщить сведения о пословице; познакомить с творчеством В. И. Даля; формировать умения составлять текст-повествование с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление; обогатить словарный запас; развивать устную и письменную речь.

Оборудование. Портреты В. И. Даля, Л. Н. Толстого; карточки с текстами.

Организационный момент.

Постановка темы и целей урока.

У. Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения, потренируемся в его написании.

Подготовительная беседа.

У. Прочитайте запись на доске.

У. Как вы понимаете эти выражения? Что такое пословица?

Д. Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали что-то важное и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит, либо хвалит, либо ругает вас.

У. Правильно, ребята, в каждой пословице - свой скрытый смысл, своя правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить ее.

Прочитайте пословицы, записанные на доске, и попробуйте объяснить их смысл.

Повторение - мать учения.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Дети выполняют задание.

Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о Родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и др.

Рассказ о творчестве В. И. Даля.

V. Знакомство с новым материалом.

У. Пословицы мы не просто используем в своей речи, чтобы научить кого-то мудрости. Мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам. А вот многие известные русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословицам.

Детям раздаются карточки с текстам

Худо тому, кто добра не делает никому.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Говорит брат сестре:

-Не тронь моего волчка.

Отвечает сестра брату:

- А ты не тронь моих кукол.

Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно? (К. Д. Ушинский)

Глупой птице свой дом не мил.

Девочка любила играть на улице, а как придет в дом - скучает.
Мать спрашивала:

-Отчего ты скучаешь?

-Глупой птице свой дом не мил. (Л. Н. Толстой)

Как глядишь, так и видишь.

Мальчик лежал на земле и смотрел на деревню сбоку. Он сказал:
- Дерево кривое.

А другой мальчик сказал:

- Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так
и видишь. (Л. Н. Толстой)

Учащиеся вслух зачитывают рассказы.

У. Мы с вами убедились в том, что писатели раскрыли смысл каждой пословицы конкретным примером, случаем. Давайте разберем первую карточку. На какую пословицу написан рассказ?

Д. Худо тому, кто добра не делает никому.

Видите как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице Далее ребята легко научились писать такие сочинения. Они с огромным увлечением писали, сочиняли. Лучшие были напечатаны в журнале. Сам Лев Николаевич признавался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

Ребята а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

VII Устное составление рассказа и плана сочинения.

У. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. На доске.

Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.

Д. Если есть какое-то дело, задание, лучше его выполнить сегодня, завтра могут быть непредвиденные обстоятельства, и это дело останется не сделанным.

У. Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то Вдруг вы кому-то что-то пообещали. Не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему, любит откладывать все на потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, в магазин за хлебом - потом?

Д. Лодыри и лентяи.

У. Значит о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история?

У. Кто это, мальчик или девочка?

У. Итак главное действующее лицо рассказа - лентяй. Можете придумать своему герою имя и фамилию.

О чем будет ваша история?

Д. О том как однажды нужно было сделать какое-то дело, лодырь его отложил и чем это закончилось.

У Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть нашего плана.

Пункты плана в ходе разбора записываются на доске.

Как начнем эту часть?

С одним мальчиком (девочкой) приключилась такая история.

У. О чем напишем в основной части?

Д. Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело.

У. Как назовем вторую часть?

Д. Лень победила.

У. Чем закончим сочинение?

Д. К чему привела лень. Напишем, что случилось с лентяем.

У. В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать. Можете написать, чему учит эта история.

VIII. Написание сочинения.

У. Итак, обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновик и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать, навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно на завтра (если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы. Итак, желаю вам успехов.

Написание текстов-рассуждений чаще представляет собой смешанный тип текста - рассуждение и повествование (в основной части повествуется о какой-то истории для доказательства).

К примеру, вот какое сочинение по пословице написала Мария К.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Жили когда-то два брата-близнеца. Они были, как две капли воды, похожи друг на друга, но характер у них был совсем разный. Их звали Коля и Кирилл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное народное творчество — самый древний вид искусства. Большое место в нем занимают пословицы и поговорки. Это мудрость народа, прошедшая через века. Наши предки хотели передать свои знания, опыт, навыки нам, пришедшим в этот мир, чтобы мы стали добрыми и умными, справедливыми и хорошими. Они запечатлели в пословицах и поговорках свои принципы и взгляды на жизнь.


Например, замечательная пословица: “Делу время, потехе час” учит нас ценить жизнь, ее быстротечность использовать с умом. Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много, неизмеримый океан. Вырастаем беззаботными бездельниками, которым нужна сильная поддержка родителей. А мы, сами-то, когда будем опорой их и радостью?

Вот пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного в наследство предыдущим поколениями. Нужно каждую минуту учебного времени в классе проводить с пользой, закреплять полученные знания, множить умения и навыки, переданные нам в наследство. Но в детстве хочется бегать и играть, смотреть телевизор и слушать музыку. На это тоже хватит времени, если научиться рационально его использовать. Чем интенсивнее ты работаешь, тем радостнее отдыхать. Если же жизнь станет вечным праздником, она быстро надоест. Учеба тоже может стать удовольствием, если осознаешь ее необходимость и пользу. А поможет в этом пословица: “Делу время, потехе час”.

5. Знакомство с пословицами.

“Делу время, потехе час”

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

"Кончил дело — гуляй смело".

6. Словарная работа.

- объясните значения непонятных слов.

7. Самостоятельная работа учащихся

Памятка.

1) Выбери пословицу, которая тебе больше всего по душе и содержание которой ты хорошо понимаешь.

2) Вспомни ситуации, в которых возможно использование этой пословицы.

3) Придумай вступление, основную часть и вывод.

4) Напиши произведение на черновике, хорошо проверь его.

5) Перепиши опрятно произведение в тетрадь, придерживаясь орфографических и пунктуационных правил, точного словоупотребления.

6) Заголовком произведения будут выбраны пословицы. Оно должны прозвучать во вступлении или в выводе.

8. Составление произведений на черновиках.

9. Зачитывание произведений. Комментарии, замечания учителя.

3. Подготовительная беседа.
слайд 1
«Пословица – мудрость народная. Пословица не даром молвится.
У. Как вы понимаете эти выражения? Что такое пословица?
Д. Пословица- это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди помечали что-то важное и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит вас, либо ругает.
У. правильно ребята в каждой пословице свой скрытый смысл, своя правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить ее.
слайд 2
Прочитайте пословицы и попробуйте объяснить их смысл.
Повторение – мать ученья.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Дети выполняют задание.

- Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о Родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.

Дети отвечают.
5. Знакомство с новым материалом.
У. Пословицы мы не просто используем в своей речи, чтобы научить кого-то мудрости. Мы с вами часто подбираем пословицы к сказкам, рассказам. А вот многие известные русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословицам.

Детям раздаются карточки с текстами.

Карточка 1.
Худо тому, кто добра не делает никому.

Карточка 2.
Вместе тесно, а врозь скучно.

Говорит брат сестре:
Не тронь моего Волчека.
Отвечает сестра брату:
-А ты не тронь моих кукол.
Дети расселись по разным углам и скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно?
К.Д. Ушинский

Карточка 3.
Глупой птице свой дом не мил.

Девочка любила играть на улице, а как придет в дом скучает.
Мать спрашивала:
От чего скучаешь?
-Дома скучно.
Мать сказала:
-Глупой птице свой дом не мил.
Л.Н. Толстой

Карточка 4.
Как глянешь, так и видишь.

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал:
-Дерево кривое.
А другой мальчик сказал:
Нет оно прямое, да ты криво смотришь. Как глянешь. Так и видишь.
Л.Н. Толстой

Учащиеся вслух зачитывают рассказы.

У. Мы с вами убедились в том, что писатели раскрыли смысл каждой пословицы примером, случаем. Давайте разберем первую карточку. На какую пословицу написан рассказ.
Д. Худо тому, кто добра не делает никому.
У. кто действующие лицо в этой истории?
Д. Гриша и еще один мальчик (без имени).
У. О чем просил Гришу этот мальчик?
Д. Дать на минутку карандаш, помочь сложить книги в сумку.
У. Как поступил Гриша?
Д. Он отказал мальчику.
У. Скупился на добро Гриша. Как вы думаете, почему худо Грише будет?
Д. Если он так всегда будет поступать, он вырастит злым, жадным, никто с ним не будет дружить. Ему же будет хуже.
У. Совершенно верно. К добрым людям все тянутся, а к злым – никто. Какой вывод вы сделали для себя, их этого рассказа?

Дети высказываются. Аналогичным образом разбираются оставшиеся тир карточки.

6. Рассказ о Л.Н. Толстом.
У. ребята кто такой Лев Николаевич Толстой?
Д.Писатель?

Учитель показывает портрет Л.Н. Толстого - слайд 4
У. Какие произведения толстого вы читали?

У. Лев Николаевич Толстой основал школу в Ясной Поляне для крестьянских детей. Он обучал их грамоте, в том числе и написанию сочинений.
О том как писатель учил этих детей, им написана статья под названием «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей. Одно из воспоминаний Л.Н. Толстого из этой статьи посвящено тому, как он учил ребят писать сочинение по пословице.

У. Видите, как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице. Далее ребята легко научились писать такие сочинения. Они с огромным удовольствием писали, сочиняли. Лучшие были напечатаны в журнале. Сам Лев Николаевич признавался в том, сто дети писали гораздо интереснее любого взрослого.
Ребята, а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?
Д. Да.

7. Устное составление рассказа и плана сочинения.
У. Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.

слацд 5. «Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.

Д. если есть какое- то задание , дело, лучше его выполнить сегодня, завтра могут быть непредвиденные обстоятельства, и это дело останется не сделаны.
У. Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то. Вдруг вы Каму- то пообещали. Не смогли выполнить и подвели человека.
Кто, по-вашему, любит откладывать все на потом: уроки сделаю потом, посуду помою потом, в магазин за хлебом схожу потом?
Д. Лодыри и лентяи.
У. Значит, о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история?
Д. С лодырем.
У. Кто это, мальчик или девочка?
Д. Без разницы.
У. Итак, главное действующие лицо рассказа – лентяй. Можно придумать своему герою имя и фамилию.
О чем будет ваша история.
Д. О том, как однажды нужно было сделать какое-то дело, лодырь его отложил и чем это закончилось.
У. Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть нашего плана.

Пункты плана в ходе разбора записываются на интерактивной доске:

1. Вступление.
-Как начнем писать эту часть?
Д. Однажды…
-С одним мальчиком (девочкой) приключилась такая история…
У. О чем напишем в основной части?
Д. Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело.
У. Как назовем вторую часть.

2. Основная часть.
Д. лень победила.
-Дело отложено.
У. Чем закончим сочинение?
Д. К чему привела лень. Напишем, что случилось с лентяем.

3. Заключение.
У. В этой части сочинения можно рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя сделать. Можете написать, чему учит эта история.

8. Написание сочинения.
У. Итак, обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновик и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть ярок, чтобы человек, который будет читать, навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно на завтра (если толь безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.
Итак, желаю вам успеха.

Читайте также: