Конспект урока сочинение по картине левитана золотая осень 4 класс по русскому языку

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: Учить описанию картины; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, путём речевой подготовки предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинении учащихся, воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и

произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Ход урока:

Организационный момент

И так, друзья , внимание- ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

Рассмотрите репродукции картин с изображением осенних пейзажей.

Сравните их с рисунками , которые вы нарисовали после экскурсии. Что вы видите? Обменяйтесь впечатлениями. Попробуйте сами определить тему урока.

Вместе – на темы различные пишешь . ( СОЧИНЕНИЕ)

У каждого времени года

Особенный запах и цвет.

Но так совершенна природа,

Что в целом её краше нет.

Вот осень. Туманные дали,

Бушует кругом листопад.

И с запахом светлой печали

Опавшие листья шуршат…

( О. Рязакова)

- Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски появились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить?

( можно собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать )

Вспомните, как называются картины с изображением природы? (пейзаж)

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а так же описание природы в литературном произведении.

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900г.г.) Художник рано остался сиротой. Его детство было очень безрадостным ,потому он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, в училище живописи, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал там, так как не имел своего угла. И.И. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К своей творческой работе относился очень строго.

Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает

направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам всё разноцветие родной природы.

Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?

Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное?

Послушайте и скажите какое из этих стихотворений можно отнести к данному пейзажу:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где – то лето.

Ходит осень , бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто – розовый – кленовый.

(В. Авдиенко)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном

( А. Плещеев)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…

(А.С.Пушкин)

Лес, точно терем расписной-

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Берёзы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной…

(И. Бунин)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета!

( Э. Фёдоровская)

Какие пословицы , поговорки вы знаете об осени?

Осень- запасиха, зима – побериха. Осень – перемен восемь. Осенняя муха больнее кусает. Сентябрь – новосёл осени, златоцвет. Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре и лист на дереве не держится. Сентябрь – хмурень, ревун.

-Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине Левитана – в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелёными?

Прямо ли течёт река или меняет своё направление? Почему вода в начале реки тёмная, а дальше она становится светло – голубой? Различается ли цвет

неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?

Вывод – обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель) - Обычно осень- время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой – то срок устанавливается сухая и тёплая

4. Речевая подготовка.

Подберите синонимы к словам:

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создаёт – пишет.

Картина – полотно, репродукция.

Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

Жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой,

тёмно- синий, бледно – голубой, коричневый.

Найдите неточно употреблённое слово и замените его:

Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.

Молодые берёзы сплошь накрыты (покрыты) золотой листвой.

Розоватые лёгкие облака плавают ( плывут) по нежно- голубому небу.

Обратите внимание на правописание слов:

Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

5. Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон,

И два – наклон.

Зашумел листвою клён.

6 . Составление и запись плана .

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне И.И. Левитана?

7. Заключительная беседа.

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните : чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности

в описании, грамотного письма. Для этого не забывайте пользоваться памяткой. Конечно, ваши сочинения будут разными, каждый по – своему видит пейзаж. Не забудьте передать своё отношение к этому времени года. Далее дети выбирают эпиграф, пишут сочинения После этого они читают

сочинения вслух и редактируют их.

Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица.

Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные .

Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.

Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух.

Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

доске). В качестве м узыкального со провождения используется пьеса П .И.

- О каком време ни года идет речь в этом стихотворе нии ?

На доске открывает ся репроду кция картины И. Левитана " Золотая осень ".

- Выберите наи более подходящ ее название из пре дложенных на д оске.

Картина наз ывается так потому , что художник выб рал то время, когда

деревья стоят р азноцветные, в ос новном желтые, красны е. Поэтому по цвету ,

они напоминают цв ет золота. Эт о - сере дина осени. Левита н хотел показать

- Какие чу вства и желания испытывает е вы, когда см отрите на эту картину?

(радость, хочется обнять весь л ес, побегать по опушке, пом олчать и т.д.)

- Попробу ем понять, почему картина вызывает имен но такое настроение.

- С какой день из образил ху дожник? ( День теплы й, солнечный, п огожий)

- С помощью чег о художник добивает ся появления у нас чув ства радости?

- Какие краск и (тона) выбрал Левит ан, чтобы показать "золото" осен и?

( Художник в ыбрал чистые, я ркие краски: голу бые, желтые, зеленые,

- Все ли деревья оделись в золот ой наряд ? Какие деревья остаются

- Докажите, что день, изображен ный на картине, солнечный и теплы й? ( Небо

ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, н а реке)

Эпитет - опре деление, прибавляемое к названию предмета для большей

- Подберите э питеты, которые в ы будете использовать в сочинении.

Желтые, золот ые, разноцветные, осенние, красивые, н арядные

Сравнение - слово или выражение, с одержащее у подобление одного

Плыву т как стая белых лебедей, как волшеб ные кораблики

Плыву щие облака похожи на бел оснежну ю пушистую вату

Березки, как деву шки на балу в белых платьях с ярк ими

Лес раскину лся по берегам реки пышным пест рым ко вром

Дети составляют план коллективно под руково дством учителя.

1. О художник е и его картине. Какое в ремя года изображе но на картине ?

Со вступления. М ожно написать о художнике и ег о картинах. С тог о, что

(Стал бы подроб но описывать деревья, реку, небо и т.д. )

(Обязательно нап исала бы о том, к акое красив ое время года - осень, и как

Левитан хорош о ее изобразил. Эта ка ртина мне очень понравилась . )

- Художник с помощью красок и кисти передал безмерную крас оту родной

земли, осенней природы, а вы , при описании картин ы , поста райтесь

Учащиеся ещё р аз обдумывают стру ктуру сочинения, у читель помогает и м

Учащиеся пишу т сочинение - описани е картины. Заканчива ется работа

проверкой с очинения с точки зрен ия орфографии, стру ктуры и полнот ы

На картине ху дожника Л.Левита на изображена зол отая осень. Стоит

погожий осен ний денёк. Светит л учистое солнышк о. По ясному небу, как

В центре карт ины , голубой ленто й , вьётся река. В ней, как в зеркале,

отражаются лазу рная гладь небес и де ревья, одетые в раз ноцветные наряды.

Пышным ярк им ковром, раскину лся по берегам ре ки осенний лес.

Пожелтевшие листь я, блестят в с олнечных лучах, как з олотые.

Белоствольные березки , заплели в свои косы , яркие оранже вые ленты. Они

будто стройн ые деву шки, водят хоровод на солне чной полянке. В кру гу

березок , возвышают ся горделивые стро йные сосны. Он и любуются

волшебным зол отым нарядом бе рез и машут им своими пушист ыми

Земля тоже надела золотистый н аряд, лишь кое - где мелька ют

маленькие остр овки ещё зелён ой травы. Лесная тропинк а манит и зовёт за

Картина ра достная, волшебная. Замечательная по ра – золотая осе нь.

Художник И .Левитан очень точно пере дал ее красоту . Очень хочется

очутиться в этом м есте: послу шать шум реки, п олюбоваться осенним

нарядом деревь ев, погреться под лу чами ласкового и игривого солныш ка.

1. Беляева О.В., Даценко О.А. Униве рсальные поуроч ные разработки по

2. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. орга низаций. В 2 ч. /

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана "Золотая осень" (Рассказ от лица экскурсовода).

Тип урока: урок развития речи.

Цель урока: обучение написанию сочинения по пейзажной картине.

1. Учить отбирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании.

2. Формировать умение составлять текст-описание картины в соответствии с планом, определять тему и главную мысль, передавать свое отношение к картине.

3. Формировать умение подбирать и включать в описание синонимы, эпитеты, сравнения .

4. Развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила.

5.Формировать умение составлять рассказ о картине от лица экскурсовода.

Планирование своей деятельности

Контроль и коррекция своей деятельности

Оценка и саморегуляция

Выделение и формулирование цели деятельности

Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование эстетического восприятия природы

Формирование художественного вкуса

Воспитание любви к родной природе

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке развития речи я хотела бы пригласить вас на виртуальную прогулку. Закройте глаза и послушайте.(включаю стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало. " по музыку П.И.Чайковского "Осенняя песня" - 1мин.10 сек.)

- Какой вы представили осень, когда слушали стихи А. С. Пушкина? (облетающая листва, моросящий дождик, пасмурное небо. )

- Что помогло вам представить осень? (музыка, воображение, фантазия, словесные образы).

- Поделитесь своими чувствами, которые вы ощутили?( грусть, печаль, тоска, одиночество)

Дети делятся впечатлениями, я раздаю осенние листочки отвечающим.

- Пушкин создал словесный образ Осени в этом стихотворении, П.И.Чайковский - в музыкальном произведении. А возможны ли другие средства изображения осени? (Художники пишут картины).

- Действительно, вы правы. И сегодня мы познакомимся с одним из величайших русских художников-пейзажистов и его произведением. Это Исаак Ильич Левитан. ( на слайде портрет художника).

2. Подготовительная работа.

На интерактивной доске презентация, на слайде - репродукция И.И.Левитана "Золотая Осень". - Это репродукция картины И.Левитана. Давайте уточним значение слова "репродукция" в Толковом словаре. Прочитайте. ( 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии.2. Воспроизведенные типографическим способом картина, рисунок.) Первый способ: фотографирование, второй способ: печать в типографии.

- Художник написал картину в 1895 году, когда жил в Тверской губернии в усадьбе с интересным названием Горка.

- Рассмотрите картину. ( даю время для молчаливого рассматривания)

- Как вам кажется, эта картина передает такое же настроение, что и стихотворение А.С.Пушкина? Почему? (много солнечного света, ярких, теплых красок, поэтому настроение уже другое)

- Какие чувства вы испытываете при рассматривании картины? (радость, удивление, восхищение, восторг и т.д.)

- Какое название вы дали бы этому полотну? ( Осенний день. Осень. Солнечный день осени и т.д.)

- Художник назвал картину "Золотая осень". Как вы думаете, почему? ( Он изобразил красивейший период этого времени года, который называется золотая осень).

3. Постановка цели и задач урока.

- Как вы думаете, для чего сегодня на уроке мы познакомились с картиной И.И.Левитана "Золотая осень"? (Мы будем учиться писать сочинение по картине).

- Вспомните, какой вид работы называется сочинением? ( Это творческая письменная работа, изложение своих мыслей и чувств.)

- Подумайте, кому будет интересно прочитать ваши сочинения? ( Тем, кто не видел эту картину, но хотел бы о ней узнать) Как именно ваши работы смогут помочь представить картину? (Описание поможет представить мысленно, заинтересовать человека, ему захочется увидеть картину.)

- Что будет главной задачей при описании картины в сочинении? (Передать настроение картины так, чтобы захотелось увидеть.)

- К какому типу текста мы отнесем наши сочинения? (Текст-описание). Почему? (Мы будем описывать пейзаж, изображенный на картине. )

- Ребята, а в каких случаях еще описывают картины? Кто из вас был в музее? Чем отличается рассказ экскурсовода о картине? (тем, что слушатели видят картину перед собой).

- Будет ли отличаться такой рассказ-описание, когда зрители могут видеть картину? Чем? (экскурсовод должен так заинтересовать своим рассказом, чтобы зрители были увлечены, чтобы не ушли от картины, не остались равнодушными, чтобы им был интересен рассказ).

- Какие сведения сообщает экскурсовод зрителям? ( Сведения о художнике, о том, когда и как была написана картина).

- Чем отличается речь экскурсовода? (Он использует определенные фразы).

На доске появляются начала предложений (можно также распечатать на отдельных листочках и желающим ученикам их раздать). Прочитайте, как от лица экскурсовода можно начать рассказ о картине:

1. Подойдем ближе.

2. Обратите внимание на.

3.Вглядитесь пристальнее, как.

- Кто из вас хотел бы попробовать составить описание картины от лица экскурсовода, поднимите руки? (раздаю листочки).

- Чему мы будем учиться, работая над сочинением? ( грамотно излагать свои мысли и чувства, составлять связный письменный текст по предложенному плану, раскрывать читателям замысел автора картины).

4. Составление плана работы над сочинением.

- Можем ли мы сразу начать писать сочинение? ( нет). Почему? (Нужно определить, с чего начать)

- Что поможет определить порядок работы над сочинением? ( Памятка). Обратимся к памятке работы над сочинением. (памятки на партах у ребят)

- Прочитайте 1 пункт. (-Определите тему: о чем будет сочинение? ( Об осени, изображенной на картине И.Левитана).

- Прочитайте 2 пункт. (Определи главную мысль текста: с какой целью ты будешь рассказывать об этом.)

- Определите главную мысль текста: для чего мы будем писать сочинение? ( Раскрыть замысел художника, передать свое отношение к картине, поделиться своими чувствами, которые она вызывает).

- Прочитайте 3 пункт. (Составь план сочинения).

- Сколько всего частей будет в тексте сочинения? Назовите их ( Три части: вводная, основная и заключительная) - карточки на доске.

- Откройте конверты, достаньте карточки. Что перед вами, как вы думаете? ( план сочинения)

- Разложите названия пунктов плана в нужном порядке. Работайте в парах. Помните: как воспринимаем изображенное на картине, так и описываем, сначала все, что видим в целом, потом - детально.

- Прочитайте, что у вас получилось. Поднимите руку, кто составил такой же план. У кого план выглядит иначе? Почему ты так считаешь? Можно ли оставить такой порядок плана?

- Давайте проверим. Посмотрите на доску, прочитайте про себя названия частей плана. (Слайд на доске). Почему важен именно такой порядок пунктов плана?

1. Художник И.И.Левитан и его картина.

3. Деревья в золотом наряде.

5. Моё впечатление о картине.

- Почему частей в тексте три, а пунктов плана - 5? ( основная часть может состоять из подчастей).

- Какие пункты плана мы отнесем к вводной части сочинения? ( Художник И.И. Левитан его картина).

- О чем нужно сказать в этой части сочинения? ( О художнике И.И.Левитане, о том, что он изобразил очень красивую пору осени - золотую).

- Какие пункты плана отнесем к основной части? Прочитайте . ( Осенний день. Деревья в золотом наряде. Лесная речка.)

- О чем напишем в заключительной части? (О своих впечатлениях, чувствах, которые вызвала картина).

5. Словарная работа.

- Прочитайте 5 пункт Памятки. ( Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста).

- В этой работе вам помогут слова, которые вы можете записывать на своих карточках, слова-помощники. Также мы поработаем над грамотностью написания слов в ваших текстах.

- Прочитайте про себя еще раз 1 пункт плана. Подумайте, каким предложением можно начать сочинение, чтобы познакомить читателей с картиной. (Перед нами картина И.И.Левитана "Золотая осень").

- Какими синонимами можно заменить слова "картина" и "художник", чтобы не повторять их постоянно, запишите. ( Пейзажист, живописец, мастер, автор. Пейзаж, полотно.)

- Какие глаголы помогут нам описать работу художника? Запишите. (Изобразил, хотел показать, написал, передал).

- Переходим к основной части сочинения.

- Опишите, каким мы видим осенний день. Запишите. Какими эпитетами можно дополнить, подчеркните. Прочитайте, что вы подчеркнули. (Ясный, солнечный, погожий, осенний, теплый).

- Какие краски и тона для изображения осеннего дня выбрал живописец? Допишите свои варианты слов. (Золотистые, яркие, светлые, сочные, теплые)

- Составьте предложение об осеннем дне на картине. ( Художник изобразил солнечный, теплый осенний день. Художник выбрал яркие, сочные золотистые краски.)

- Какой знак препинания понадобится при перечислении однородных членов предложения? (запятая).

- Рассмотрите небо пейзажа. Как его можно описать словесно? Подберите точные определения.(Светло-голубое, высокое). Запишите свои варианты слов. Прочитайте.

- С помощью чего автор полотна передал легкость и прозрачность неба? ( В картине много воздуха). Это особенность всех картин И.И.Левитана. (Художник изобразил облака)

- Какими вы видите облака. ( Пушистые, воздушные, прозрачные, легкие)

- Составьте предложение о небе и облаках. ( По высокому светло-голубому небу плывут пушистые облака).

- Закройте глазки, опустите голову на руки, дышите ровно и спокойно. Минутка релаксации (можно под музыку).

- Прочитайте 3 пункт плана. Какие деревья изобразил И.Левитан на переднем плане? ( Березы, березовую рощу). Опишите, какими вы их видите. Запишите на карточку.

-Выберите в опорных словах более точные определения, подчеркните. ( Тонкие, гибкие, белоствольные, высокие)

- Как образно можно назвать листья, украшающие деревья? ( наряд). Подберите прилагательные, которые помогут предать красоту берез. (Желто-золотистый наряд, разноцветный, золотой).

- Составьте предложение о березах на картине. ( На переднем плане мы видим тонкие белоствольные березы в желто-золотистом наряде).

- Как интонационно можно выразить свое отношение к увиденному на картине? (с помощью восклицательной интонации).

- Подумайте и составьте восклицательное предложение о березах. (Как красива одинокая березка на берегу реки! Прекрасна березовая роща в золотом наряде!)

- Рассмотрите речку. Какого цвета вода в реке? Почему художник выбрал именно такой оттенок голубого? (Темно-голубая, почти синяя вблизи, потому что она холодная).

- С чем можно сравнить извилистое русло реки? Найдите точное слово. ( вьется словно лента).

- Как образно можно назвать поверхность воды в реке? ( зеркальная) Почему? (в ней отражается небо).

- Составьте предложения о речке. (Темно-голубая речка вьется словно лента. Вода в ней холодная. В зеркальной воде отражается небо).

- Переходим к заключительной части сочинения. Прочитайте пункт 5.

- Прочитайте начало предложений, которыми можно передать свои впечатления о картине. (Рассматривая картину, я чувствую. Хотелось бы. Я думаю, что. )

- Прислушайтесь к себе, какие чувства вы испытываете? ( восторг, восхищение, грусть, радость. )

- Составьте предложение о своих чувствах. ( Рассматривая картину, я чувствую радость и восторг.)

- Поднимите руку, кто хотел бы побывать в этом уголке природы, который написал Левитан? Как об этом можно написать? ( Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы.

- Как вы думаете, на что хотел обратить внимание зрителей сам художник? (Я думаю, что Левитан хотел показать удивительную красоту осенней природы. Мне кажется, что художник хотел передать восхищение золотой осенью.)

6. Орфографическая подготовка.

- Теперь, чтобы грамотно записать текст сочинения, нам необходимо поработать в парах: найти в словах орфограммы и подчеркнуть их зеленой ручкой. (дается 1-2 минуты).

- Если сомневаетесь в словах, записанных самостоятельно, можно орфограммы написать сначала карандашом или поднять руку, я подойду и помогу.

-Давайте проверим. Назовите слова с проверяемыми ударением безударными гласными. Поберите проверочное слово. (полотно - полотна, живописец - живопись, написал- напишет, золотистые - золото, позолота, белоствольные - белый, золотой -золото, позолота, разноцветный - разный, холодная - холод, зеркальная - зеркало, удивительная - диво, красота - красоты).

- Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными? (картина, пейзаж, изобразил, жёлтый, восторг).

- Назовите слова с буквосочетаниями? (пейзажист, живописец, погожий, солнечный).

- Какие слова с парными согласными можете назвать? ( лёгкие - лёгок, гибкие - гибок, восторг - восторгаться).

- Назовите слова с разделительным мягким знаком? (вьётся).

- Поднимите руки, кто нашел все прозвучавшие слова с орфограммами? Молодцы, вы очень внимательны.

7. Запись текста.

- Прочитайте 6 пункт нашей Памятки. (Запиши текст сочинения).

- Напомните, сколько частей будет в сочинении? (3 части). Назовите их. Что мы знаем об основной части? ( В ней будет три подчасти).

- Как будете записывать каждую часть? ( С красной строки). Сколько абзацев будет в тексте? ( 5 абзацев).

- Приступайте к записи сочинения.

7. Проверка сочинения.

- Ребята, отложите ручки. Послушаем сочинения ребят.

- Прочитайте свое сочинение. ( 1-2 ученика)

- Получилось ли у ребят описание картины И.И.Левитана? Как определить, что получилось?

( Можно узнать картину по этому описанию, рассказ связный, интересно слушать впечатления от картины).

- Удалось ли выразить свое отношение?

8. Итог урока. Рефлексия.

- Кто сегодня почувствовал себя словесным художником, поднимите руки?

- Что показалось наиболее интересным в вашей работе?

- Какие затруднения вы почувствовали, в чем?

- Как мы готовились к сочинению? (Составляли план сочинения; делились своими чувствами об увиденном; подбирали точные выражения для описания: синонимы, эпитеты, сравнения; составляли предложения, в том числе восклицательные; работали над грамотностью слов).

- Почему мы это делали?

9. Орг. конец урока.

Перед нами пейзаж И.И.Левитана "Золотая осень". Художник хотел показать в своей работе красоту осенней природы.

Пейзажист изобразил солнечный, теплый осенний день. Он выбрал яркие, сочные золотистые краски. По высокому светло-голубому небу плывут легкие пушистые облака.

На переднем плане мы видим березовую рощу. Тонкие белоствольные деревья стоят в золотистом наряде. Как прекрасны березы в золоте осени!

Словно темно-голубая лента вьется лесная речка. Вода в ней холодная. В зеркале воды отражается небо.

Рассматривая картину И.И.Левитана, я чувствую восторг и радость. Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы. Я думаю, что художник хотел передать в картине восхищение красотой золотой осени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является развитие умения употреблять в речи предложения с однородными членами. А домашнее задание, карточка на сайте Учи. ру, даёт возможность повторить материал 3 класса.

Цель: развивать умения употреблять в речи предложения с од­нородными членами, составлять текст — описание картины.

Тип урока. Урок развития речи.

Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма­ми родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваи­ваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация.

I. Организационный момент.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

Письмо по памяти.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

— Подчеркните в словах изученные орфограммы.

— Найдите однородные члены предложения.

(Коллективная проверка.)

IV. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя об И.И. Левитане.

(Презентация.)

Родился Исаак Ильич Левитан в 1860 г., в интеллигентной еврейской семье.

В 1870 г. семья будущего художника перебралась в столицу. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он стал студентом столичного училища живописи. Обучался у Перова, Поленова, Саврасова. В 1875 г. Исаак потерял мать. Финансовое положение семьи было настолько плохим, что училище периодически помогало ей деньгами. Через год юный Левитан, талант которого признавали и его великие учителя, и ректор училища, был освобожден от уплаты за образование. Еще через год, после смерти отца, Левитан стал студентом пейзажного класса А. Саврасова.

Весной 1885 г. Исаак Ильич окончил обучение. Но вместо звания художника ему выдали другой диплом, свидетельствующий о том, что он может работать учителем чистописания.

Непростое детство и беспокойная юность неблагоприятно сказались на состоянии здоровья. У художника резко обострилось сердечное заболевание. Здоровье нормализовалось после поездки в Крым. После этого художник организовал выставку 50 пейзажей.

В 1898 г. художник стал Академиком пейзажного творчества. Ему поступило предложение преподавать училище живописи, студентом которого он когда-то был.

В 1896 г. художник вторично переболел тифом. В 1899 г. он по настоянию врачей отправился в Ялту на лечение. Но заболевание уже приобрело необратимый характер, и лечение не помогло.

И. Левитан ушел из жизни 22 июля (4 августа) 1900 г. Около 300 этюдов и 40 картин остались незавершенными.

2. Беседа по картине.

— Какие чувства вызывает у вас пейзаж?

— Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам автор картины, что хотел нам передать?

— Почему она так называется?

(Беседа по вопросам и заданиям упр. 48 (с. 34).)

— Вспомните, из каких основных частей состоит текст.

— Как это построение текста соотносится с планом, дан­ным в учебнике? (Вступление — пункт 1, основная часть — пункты 2—4, заключение — пункт 5.)

Читайте также: