Конспект урока слова категории состояния 11 класс

Обновлено: 02.07.2024

А. Даны слова, являющиеся в определенном контексте категорией состояния: тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно, можно, надо, боязно, совестно, стыдно, пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, стыд. Прочитайте их, подумайте и скажите: можно ли как-то сгруппировать данные слова?

B. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам.

1) Выражение его лица робко. Дитя счастливо. Она была счастливее брата.

2) Петя ведет себя робко. Он счастливо отделался от конфликта. Анна выглядит счастливее сестры.

3) Труд человека кормит, лень портит. Он совершил тяжкий грех.

4) Ему это делать лень. Над старостью смеяться грех.

C. Наиболее трудно определить частеречную принадлежность слов на о в сочетании с инфинитивом. Обратимся к примерам: Находиться в комнате было тревожно. Мне было очень тревожно наблюдать за тем, как он мучается. Попробуйте определить частеречную принадлежность слова тревожно, учитывая мнение лингвистов: если инфинитив предшествует слову на о с эмоционально-оценочной семантикой, то он является подлежащим, а слово на о по своим лексико-грамматическим свойствам сближается с прилагательным, выполняющим функцию сказуемого в двусоставном предложении. При постпозиции инфинитива предложение расценивается как безличное, а инфинитив – как форма, примыкающая к слову категории состояния.

D. Заслуживает внимания точка зрения В.В. Бабайцевой, которая рассматривает оценочные слова на о как синкретичные образования, совмещающие в себе свойства прилагательного и категории состояния, и обнаруживающие в разных условиях функционирования либо четкую частеречную отнесенность к прилагательному или категории состояния, либо преобладание признаков то одной, то другой части речи, в зависимости от доминирующих свойств оценки (признака прилагательных) или состояния (семантики категории состояния). Вслед за В.В. Бабайцевой проанализируйте, какой частью речи в следующих примерах является слово хорошо.

1) О, как хорошо ваше время! – продолжала Анна. (Л.Толстой)

2) Все было хорошо: и вечернее майское небо, и воздух мирных полей, и потрескивание костра, и запах дыма, и разговор допоздна, до глубокой ночи. (Л.Волынский)

3) Все хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов)

4) Он разделся и с блаженством опустился в голубеющую воду – Хорошо, – сказал он. – Ух, хорошо ! – и засмеялся. (И.Герасимов)

5) Мне здесь хорошо… А вы будете скучать. (В.Каверин)

Какие примеры не вызывают трудностей?

Е. Все затихло в Москве. Редко-редко где слышится визг колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто. Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом иной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. Пройдет старушка в церковь, где уж, отражаясь на золотых окладах, красно и редко горят несимметрично расставленные восковые свечи. Рабочий народ уж поднимается после долгой зимней ночи и идет на работы.

Какие неизменяемые слова на о здесь встретились? К какой части речи они относятся?

А. Даны слова, являющиеся в определенном контексте категорией состояния: тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно, можно, надо, боязно, совестно, стыдно, пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, стыд. Прочитайте их, подумайте и скажите: можно ли как-то сгруппировать данные слова?

B. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам.

1) Выражение его лица робко. Дитя счастливо. Она была счастливее брата.

2) Петя ведет себя робко. Он счастливо отделался от конфликта. Анна выглядит счастливее сестры.

3) Труд человека кормит, лень портит. Он совершил тяжкий грех.

4) Ему это делать лень. Над старостью смеяться грех.

C. Наиболее трудно определить частеречную принадлежность слов на о в сочетании с инфинитивом. Обратимся к примерам: Находиться в комнате было тревожно. Мне было очень тревожно наблюдать за тем, как он мучается. Попробуйте определить частеречную принадлежность слова тревожно, учитывая мнение лингвистов: если инфинитив предшествует слову на о с эмоционально-оценочной семантикой, то он является подлежащим, а слово на о по своим лексико-грамматическим свойствам сближается с прилагательным, выполняющим функцию сказуемого в двусоставном предложении. При постпозиции инфинитива предложение расценивается как безличное, а инфинитив – как форма, примыкающая к слову категории состояния.

D. Заслуживает внимания точка зрения В.В. Бабайцевой, которая рассматривает оценочные слова на о как синкретичные образования, совмещающие в себе свойства прилагательного и категории состояния, и обнаруживающие в разных условиях функционирования либо четкую частеречную отнесенность к прилагательному или категории состояния, либо преобладание признаков то одной, то другой части речи, в зависимости от доминирующих свойств оценки (признака прилагательных) или состояния (семантики категории состояния). Вслед за В.В. Бабайцевой проанализируйте, какой частью речи в следующих примерах является слово хорошо.

1) О, как хорошо ваше время! – продолжала Анна. (Л.Толстой)

2) Все было хорошо: и вечернее майское небо, и воздух мирных полей, и потрескивание костра, и запах дыма, и разговор допоздна, до глубокой ночи. (Л.Волынский)

3) Все хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов)

4) Он разделся и с блаженством опустился в голубеющую воду – Хорошо, – сказал он. – Ух, хорошо ! – и засмеялся. (И.Герасимов)

5) Мне здесь хорошо… А вы будете скучать. (В.Каверин)

Какие примеры не вызывают трудностей?

Е. Все затихло в Москве. Редко-редко где слышится визг колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто. Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом иной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. Пройдет старушка в церковь, где уж, отражаясь на золотых окладах, красно и редко горят несимметрично расставленные восковые свечи. Рабочий народ уж поднимается после долгой зимней ночи и идет на работы.

Какие неизменяемые слова на о здесь встретились? К какой части речи они относятся?

А. Даны слова, являющиеся в определенном контексте категорией состояния: тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно, можно, надо, боязно, совестно, стыдно, пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, стыд. Прочитайте их, подумайте и скажите: можно ли как-то сгруппировать данные слова?

B. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам.

1) Выражение его лица робко. Дитя счастливо. Она была счастливее брата.

2) Петя ведет себя робко. Он счастливо отделался от конфликта. Анна выглядит счастливее сестры.

3) Труд человека кормит, лень портит. Он совершил тяжкий грех.

4) Ему это делать лень. Над старостью смеяться грех.

C. Наиболее трудно определить частеречную принадлежность слов на о в сочетании с инфинитивом. Обратимся к примерам: Находиться в комнате было тревожно. Мне было очень тревожно наблюдать за тем, как он мучается. Попробуйте определить частеречную принадлежность слова тревожно, учитывая мнение лингвистов: если инфинитив предшествует слову на о с эмоционально-оценочной семантикой, то он является подлежащим, а слово на о по своим лексико-грамматическим свойствам сближается с прилагательным, выполняющим функцию сказуемого в двусоставном предложении. При постпозиции инфинитива предложение расценивается как безличное, а инфинитив – как форма, примыкающая к слову категории состояния.

D. Заслуживает внимания точка зрения В.В. Бабайцевой, которая рассматривает оценочные слова на о как синкретичные образования, совмещающие в себе свойства прилагательного и категории состояния, и обнаруживающие в разных условиях функционирования либо четкую частеречную отнесенность к прилагательному или категории состояния, либо преобладание признаков то одной, то другой части речи, в зависимости от доминирующих свойств оценки (признака прилагательных) или состояния (семантики категории состояния). Вслед за В.В. Бабайцевой проанализируйте, какой частью речи в следующих примерах является слово хорошо.

1) О, как хорошо ваше время! – продолжала Анна. (Л.Толстой)

2) Все было хорошо: и вечернее майское небо, и воздух мирных полей, и потрескивание костра, и запах дыма, и разговор допоздна, до глубокой ночи. (Л.Волынский)

3) Все хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов)

4) Он разделся и с блаженством опустился в голубеющую воду – Хорошо, – сказал он. – Ух, хорошо ! – и засмеялся. (И.Герасимов)

5) Мне здесь хорошо… А вы будете скучать. (В.Каверин)

Какие примеры не вызывают трудностей?

Е. Все затихло в Москве. Редко-редко где слышится визг колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто. Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом иной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. Пройдет старушка в церковь, где уж, отражаясь на золотых окладах, красно и редко горят несимметрично расставленные восковые свечи. Рабочий народ уж поднимается после долгой зимней ночи и идет на работы.

Какие неизменяемые слова на о здесь встретились? К какой части речи они относятся?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения поставленных целей используется технология РКМЧП.

Тема: Слова категории состояния как часть речи.

Предмет: русский язык

Цель: обобщить знания обучающихся по теме урока.

образовательные:

- повторить семантические, морфологические и синтаксические признаки слов категории состояния;

- формировать навыки различения слов категории состояния от омонимичных частей речи.

развивающие:

- формирование коммуникативной компетенции обучающихся;

- развитие умения выделять главное, систематизировать текст;

- развивать умение работать в команде.

воспитательные:

-воспитание эстетического отношения к слову.

Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

Осмысление содержания (получение новой информации).

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Орфоэпическая разминка

Обозначьте ударение в словах: диспансер, досуг, квартал, кухонный, обеспечение, петля, созыв, цемент, дремота, рефлексия, танцовщица, ходатайство, намерение, св(е,ё)кла, творог, каталог, средства, донельзя.

Морозило крепко. От надвигающихся туч в комнате темнело.

- С помощью каких языковых средств описано состояние природы? (специальными словами – категория состояния).

- А можем ли мы описать свое психологическое или физическое состояние при помощи этой части речи.

- Сформулируйте тему урока.

- По смайлику определите уровень своих знаний по данной теме:





-Как думаете, какие задачи будем решать на уроке?

- Что такое категория состояния как часть речи? Какими признаками обладают слова категории состояния?

II. Осмысление содержания (получение новой информации)

Работа в группах. Прочитать теорию, составить кластер. После работы каждой группе задается вопрос

Категория состояния — это неизменяемые слова, обозначающие собственно состояние.

По значению можно выделить несколько разрядов слов категории состояния:

1. Слова, обозначающие состояние окружающей среды, природы, обстановки: темно, светло, грязно, душно, чисто.

Темно, темно! На улице пустынно.

2. Физическое состояние живых существ: холодно, жарко, тяжело.

Дожидаться трамвая было очень холодно.

3. Психическое или душевное состояние человека: скучно, тоскливо, жалко, стыдно.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

4. Состояние временных и пространственных отношений: близко, глубоко, высоко, низко.

Уходите, пока не поздно.

5. Зрительные и слуховые восприятия: видно, слышно.

Ни один камешек не обвалился, во всяком случае, отсюда не видно.

6. Модальные оценки: можно, нельзя, необходимо, надо, должно.

7. Слова, обозначающие оценку с морально-этической стороны: грех, стыд, позор.

Над старостью смеяться грех.

8. Слова категории состояния, обозначающие модально-волевые импульсы: лень, недосуг, охота, неохота.

Писать тебе посланье

Мне было недосуг.

9. Слова, обозначающие меру чего-либо: достаточно, довольно, недостаточно. Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. считают, что данные слова указывают на необходимость прекращения действия. Отдельную группу, по их мнению, составляют слова: крышка, каюк, капут.

- На какие разряды делятся слова категории состояния по значению?

Слова категории состояния не имеют морфологических категорий рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.

Пора было возвращаться. (Пора — слово категории состояния.)

Ср.: Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора. (Пора — существительное.)

Некоторые слова категории состояния на -о, как и наречия, могут иметь степени сравнения.

Сравнительная степень

В комнате стало теплее. В комнате стало более тепло.

Превосходная степень Здесь теплее всего.

Эти формы нужно отличать от сравнительной степени прилагательных и наречий. Сравнительная степень прилагательного обозначает признак предмета, в предложении выступает в роли именной части составного именного сказуемого.

Он стал веселее.

сравнительная степень слов категории состояния обозначает собственно состояние, в предложении — главный член односоставного безличного предложения, сказуемое.

Стало на сердце попа веселее.

Ср.: Начал он глядеть на Балду посмелее. (Посмелее — наречие.)

Как и наречия, слова категории состояния могут обозначать формы оценки. Обычно для этого используются суффиксы -оват-, -еват-, -оньк-, -еньк-: уютненько, прохладненько.

Слова категории состояния не зависят ни от какого слова, они не могут ни согласовываться с другими членами предложения, ни управляться ими, ни примыкать к прилагательному, глаголу или наречию.

-Какие грамматические особенности позволяют отличить слова категории состояния от омонимичных им частей речи?

При словах категории состояния может употребляться:

дательный субъекта: мне жаль, друзьям недосуг, ему неохота;

винительный падеж: больно руку, жаль её, ей недосуг;

обстоятельства места и времени: здесь холодно, на улице холодно, сегодняхолодно, зимой холодно;

зависимый инфинитив: надо подумать, нужно сделать.

Во время работы надо забывать обо всём, нужно дать свободу своему внутреннему миру.

Слова категории состояния являются главным членом односоставного безличного предложения, сказуемым. Могут употребляться с разными видами связок.

На улице тепло. (Нулевая связка.)

Становится тепло. (Полузнаменательная связка.)

В состав сказуемого может входить инфинитив, обычно он употребляется со словами, имеющими модальное значение: можно, нужно, нельзя.

Эти дни позабыть нельзя,

Нам со многим пришлось расставаться.

Но, когда погибают друзья —

Неудобно в живых оставаться. (М. Львов)

- Назовите синтаксическую функцию слов категории состояния.

Вывод: Слова категории состояния можно выделить по следующим признакам: 1) общее грамматическое значение (состояние) ; 2) морфемные признаки: большинство слов категории состояния имеет суффикс -о; 3) синтаксическая функция: сказуемое в безличном предложении. По своим морфологическим признакам слова категории состояния сближаются с наречиями. Слова категории состояния не имеют форм словоизменения, то есть не склоняются и не спрягаются. Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения.

Задание: Продолжите строку

Состояние природы: жарко, солнечно, …

Состояние среды: сыро, темно.

Физическое состояние живых существ: дурно.

Эмоциональное состояние: страшно, грустно, …

Интеллектуальное состояние: интересно, понятно, ..

Оценка какого-либо состояния: рано, легко.

- Можно ли в речи не использовать слова категории состояния. Почему?

- Оцените работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

- Изменяются ли слова категории состояния? Проверим.

Задание: Определите синтаксическую роль выделенных слов.

Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.

Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в тёмной деревне.

Зелени - зелёные травы, которые являются приправами (щавель, крапива).

- Одинаково ли общее значение и синтаксическая роль выделенных слов?

Прочитайте в учебнике на с.124 материал для наблюдения и самостоятельных выводов.

- Скажите, что надо сделать, чтобы не перепутать категорию состояния с другой частью речи?

Творческая работа (сочинение – миниатюра по заданному началу с использованием слов категории состояния).

Днём почти жарко, а по ночам сухие морозы. Три-четыре таких ночи, и пруд застывает.

Проверка работы. Самооценка:

Тебе нравится результат работы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

1. Подготовить речевое высказывание о словах категории состояния (по очереди по одному предложению каждый обучающийся составляет логически построенное высказывание);

2. Упр.146 (повторение слитного и раздельного написания не со словами категории состояния)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния. Материал урока способствует развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовует развитию долговременной памяти и образного мышления.

Тема: Категория состояния как часть речи

Цель – изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния.

2) Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления;

3) Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.

Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе.

Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Целеполагание. Ученики сами определяют цели урока.

Не заглядывая в учебник, вы можете сказать, какие слова можно отнести к словам категории состояния, а также, что обозначают слова категории состояния?

Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи и какие значения они имеют. Обратите внимание на слайд.

1. Утро солнечно и радостно.

2. Глаза светились радостно.

3. На душе у ребят было радостно.

Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)

Значит, наше исследование мы должны начать с того, чтобы определить…(какие слова можно отнести к категории состояния).

Рассмотрим первое предложение.

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Мы уже знаем, что это неизменяемая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными (материал 8 класса)


Разработка познакомит учащихся с семантическим значением слов категории состояния и их синтаксической функцией.

Описание разработки

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с семантическим значением слов категории состояния, их синтаксической функцией; сформировать умения различать наречия и слова категории состояния (сравнивать, анализировать, обобщать).

Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры общения.

Развивающие: развивать образное пространственно-абстрактное мышление, внимание, память, коммуникативные, лингвистические компетенции.

Ход урока.

I. Разминка.

Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут…. Я рада встрече с вами, надеюсь, наша работа будет плодотворной. Желаю успехов и хорошего настроения. Сегодня на уроке мы поговорим о словах категории состояния и их синтаксической роли, для того чтобы развивать навыки коммуникативной компетенции.

- Ребята, как вы настроены на урок?

- А как сегодня на улице?

Давайте прочитаем выразительно эпиграф. (Ученик).

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные слова.

Я (ни)кому (не)подчиняюсь (ни)когда,

И в предл…жении я слово главное всегда.

Я то явление пр…роды называю,

То состояние души обозн…чаю.

- Давайте проверим написанное. Кто желает объяснить пропущенные буквы? Молодцы!

II. Контрольно-подготовительный этап.

Один ученик работает у доски.

Он весело улыбнулся. (Улыбнулся (как?) весело. Это наречие)

- Что вам нужно вспомнить для того, чтобы правильно выполнить это задание? (На какой вопрос отвечает слово, каким членом предложения оно является)

- Ребята, а как называются слова, совпадающие по произношению и написанию? (Омонимы). Спасибо.

Работа в тетрадях.

Ребята, запишем ещё одно предложение.

Сегодня ему весело.

Конспект урока по русскому языку Синтаксическая роль слов категории состояния

- Посмотрите, есть ли в этом предложении подлежащее? (Нет)

Итак, к какой части речи относится данное слово? (Это категория состояния)

Прежде, чем мы ответим на вопрос, какова синтаксическая функция этого слова, давайте поработаем с теоретическим материалом.

Впервые эта часть речи была выделена академиком Львом Владимировичем Щербой. Затем она упоминается В.В.Виноградовым. Учёный описал все свойства данной части речи и отличия от наречий. Слова категории состояния, так же, как наречия, не изменяются. Но в отличие от них слова категории состояния в предложении синтаксически независимы и могут сочетаться с глаголами быть, становиться, делаться. (Днём было жарко. Мне сделалось грустно.) Слова категории состояния могут быть выражены как в положительной, так и в сравнительной степени. (Сегодня мне веселее, чем вчера).

У каждого из вас есть листок с текстом. Внимательно прочитайте теоретический материал, делая при этом пометки карандашом: там, где материал вам известен, поставьте +, там, где он для вас является новым, поставьте -, там, где материал вам не понятен, поставьте?

(Работа с отметками в теоретическом материале, разъяснение непонятного

Ребята, что вы отметили знаком +

Что вы отметили знаком –

Что вам показалось непонятным?)

- А теперь давайте вспомним, что могут выражать слова категории состояния.

1. Состояние природы.

2. Состояние окружающей среды.

3. Эмоциональное состояние человека.

4. Интеллектуальное состояние человека.

5. Физическое состояние живых существ.

IV. Сотворчество.

- Ребята, обобщим, что мы узнали нового о словах категории состояния.

Слова категории состояния

- синтаксически независимы в предложении;

- выполняют роль сказуемого;

- могут быть выражены не только в положительной, но и в сравнительной степени.

Читайте также: