Конспект урока слог и ударение

Обновлено: 02.07.2024

Цель: дать понятие об ударении; вырабатывать умение выделять ударение в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условным обозначением ударения.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Воспитатель: Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка и Буратино)

- С чем мы познакомились на прошлом занятии?

- Как вы делите слова на слоги?

Чтобы определить количество слогов в слове, нужно:

ПЕРВЫЙ СПОСОБ - представить себя болельщиком на стадионе и проговорить слово.

ВТОРОЙ СПОСОБ - простучать слово карандашом по столу или прохлопать слово и сосчитайте хлопки.

ТРЕТИЙ СПОСОБ – расположить кисть руки чуть ниже подбородка и сосчитать сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

- Разделите свои имена на слоги.

-А сейчас поиграем. Я буду давать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

Назвали все картинки по порядку,

Теперь всех приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три,

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три,

Легкая посадка – раз, два, три.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно определим количество слогов.

На этом занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить ударный слог. Для этого мы отправимся в лес

. 3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ---Произнесите слово мама. Разделим это слово на слоги. (Вызванный ребёнок произносит слово по слогам.)

Назовите первый слог, назовите второй слог. А теперь ещё раз послушайте и скажите, какой из этих двух одинаковых слогов я произнесу с большей силой - первый или второй.

(воспитатель несколько раз произносит слово, усиленно акцентируя ударный слог.

Для того чтобы дети безошибочно определяли ударный слог, слово следует произносить слитно, естественно, единым голосовым потоком. Нельзя при этом делить его на слоги. Слово, разделённое на слоги, теряет ударение, поскольку сила голоса распределяется почти равномерно между слогами. Поэтому операции по слогоделению и определению ударного слога нельзя объединять в одну.)

Дети также произносят слово мама. Делается вывод, что в нё сильнее произноситься первый слог.

Воспитатель рисует на доске схему слова с ударным первым слогом.

- Сильнее произносимый слог, - объясняет воспитатель, - называется ударным. По нему мы как бы ударяем голосом, и он произносится сильнее, чем другие.

Ударение в слове вы буде обозначать маленькой чёрточкой, которую будем ставить на схеме над ударным слогом.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка - молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Работа с картинками.

- Найдите схему, в которой ударение обозначено на первом (втором, третьем) слоге. Найдите и поднимите изображение того предмета, в котором ударение падает на первый (второй, третий) слог.

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что ударение может быть только в словах с двумя, тремя, четырьмя и более слогами. Если в слове один слог, ударение не ставят, ведь ударный слог – это более сильный, а здесь он всего один. Воспитателю нужно подбирать рисунки. На которых изображения предметов соответствуют словам с простыми слогами – слияниями, без смягчения согласных: лисица, корова и т. д.).

А теперь послушайте слова и скажите, какой из трёх слогов у них ударный : телёнок, ягнёнок, козлёнок, и т. д.)

(Все слова с ударным вторым слогом).

А что ещё можно сказать об этих словах? Что между ними общего?

(Все они называют детёнышей животных)

едленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

Составим слоговые схемы к слову замок (гвоздики, мука).

Ударение помогает нам различать отдельные слова.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Ударение. Ударение - это тот музыкальный тон, на который настраивается слово. [cut=Читать далее. ]тот "голос", по которому мы узнаем слово. Все.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с фонематическим понятием “слог”, учить делить слова на слоги; составлять из слогов слова и читать их, ставить ударение.

Конспект урока по обучению грамоте

Тема: Слоги. Ударение.

Цель: познакомить детей с фонематическим понятием “слог”, учить делить слова на слоги; составлять из слогов слова и читать их, ставить ударение.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок обучения грамоте проведу я. Меня зовут Кристина Сергеевна. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощником вам будет наш гость. (Показываю Машу). Узнаете? Кто это?

2. Мотивация к учебной деятельности

Азбука у всех на столе?

Сейчас я посмотрю : какой ряд сидит правильно, красиво. Спинки выпрямили, руки на столе, между вами и столом один кулачок.

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Соединили мы два слова –

И предложение готово!

Дождь идет! Гремит гроза!

3. Изучение нового материала

Откроем азбуки на стр.54. Посмотрите, наша Машенька заблудилась. Поможем ей позвать дедушку? (ДЕ-ДУШ-КА). Теперь позовем бабушку(БА-БУШ-КА) Позовем братишку(БРА-ТИШ-КУ).

( открывает на доске слово ДЕДУШКА)

На сколько частей можно разделить слово ДЕДУШКА (на3)Вызывает ребенка, который будет отделять слоги в слове.

Такие звуковые части слова называются слогами.

А кто знает: как мы будем отмечать в моделях слов слоги?(дужками)

Показывает движения под музыку

Повторяют за учителем

5. Продолжение по теме урока

Посмотрите, у нас еще есть 4 иллюстрации. На первой мы что видим?(роза). Разделим это слово на слоги. (РО-ЗА)

Затем аналогично:ПИ-ЛА, БА-РА-БАН, ШАР( а сколько здесь слогов?)

ЗАПОМНИТЕ: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Откроем страницу 55. Посмотрите, мы видим карандаш и мышь. На первом рисунке что видим?( Круг) Правильно, карандаш нам нарисовал круг. Но что видит мышка? Мышка видит яблоко.

А что теперь нарисовал карандаш? Большой круг, а в нем маленькие. Что видит мышка?(сыр).

А тут что мышка увидела?(сардельки.) Посмотрите на последний рисунок : Так кого нарисовал карандаш?( кошку)

Ребята, позовем кошку?(КООО-ШКАА.

Какой слог мы дольше произносили? (ко).Это будет ударный слог. Ребята, нам Маша подготовила задание. Посмотрите на слайд. О чем она нас просит?(на слайде: вспомните слова, которые начинаются на КО.

(колесо, кошелек, коробка, кот, котенок, ковер, коньки, комар)

Какие вы молодцы! Маша очень рада тому, как вы работаете.

Посмотрите:какие животные изображены? Сколько коз мы видим? 1?(нет,2). Полным ответом: мы видим две козы.

Значит читаем: козы (ударение на О). По хлопку читаем слово по слогам. Теперь произнесем словом кони(ударение на О).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Открытие новых знаний

- формировать умение определять количество слогов в слове;

- формировать умение использовать связные высказывания на определённую тему;

- учить определять и обозначать ударный слог в слове;

1)Показать роль ударения в различении смысла слова.

2)Развивать умение находить в слове ударный слог.

3) Воспитывать орфографическую культуру учащихся.

Планируемые результаты

Предметные умения

-Научатся аргументировано отвечать; доказывать своё мнение; задавать вопросы.

Познавательные УУД

1 . Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 . Формируем умение выявлять сущность особенности объектов;

4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

5. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6. Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7. Формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 . Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД

1. Формируем умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 . Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1 . Формируем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 . Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; составлять целое из его частей;на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;формулировать собственное мнение и позицию;

1.Мотивационно-ориентационный

Мы отлично учимся

Всё у нас получится!

2.Организует проверку готовности к уроку.

Ноги прямо я поставлю,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

- Ребята, кто хорошо готов к уроку?

Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.

2.Минутка чистописания.

- Какие буквы будем писать сегодня?

- Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.

3 .Постановка целей и задач урока.

Очень звОнок

наш звонОк,

начинаем наш урок.

-Что интересного заметили? Кто сможет назвать тему нашего урока? Ударение.

- Послушайте слова, назовите слог, который звучит громче. Хором.

Вова, рама, школа, липа, горе, сова, рыба

- Правильно ли произнесено это слово? Почему?

- А что надо сделать, чтобы его произнести правильно?

- Сегодня мы с вами будем исследовать ударение , для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

4. Изучение нового материала.

1) Определим план работы:

- Что такое ударение;

- Какую роль играет ударение.

- В каких словах ставится ударение.

2) Работа со словами на доске. Постановка ударения в словах.

- Давайте выясним сначала, что такое ударение.

- Произнесите данные слова, выделяя ударение.

Работа в тетради. Упр. 3 (стр. 37)

- Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья. (Дети массируют поочередно каждый пальчик)

Выполнение задания в тетради. Составление слоговых схем.( Ученик у доски)

- Сделайте вывод, что же такое ударение? Ударение – главный работник в словах.

3) - А теперь давайте выясним, какую роль играет ударение.

- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?

- Давайте проверим, так ли это.

Работа в группах.

- Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому ряду я даю карточку, в которой написаны слова. Посоветовавшись, вы должны поставить ударение над словами. По окончании выполнения задания, один представитель от каждого ряда выйдет к доске и зачитает слова, выделив ударение.

- Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое место?

(На доске спроектированы картинки к стихам.)

Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?

Рассказать? Тогда слушайте.

Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова ему не поверили.:

Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.

Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.

Учитель демонстрирует картинки. а дети произносят слова хором.

- Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера.

4) Как вы думаете, во всех ли словах надо ставить ударение или это необязательно?

-Давайте это выясним, В каких словах ставится ударение?

- Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему?

6 .Рефлексия деятельности.

-Что нового узнали на уроке сегодня? -Что было интересным для вас?

-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.

Я хочу сказать спасибо за урок и послушайте стихотворение про ударение.


-75%

Читайте также: