Движение алаш и казахская национальная идея конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Движение Алаш и казахская национальная идея

Цель: изучить роль казахской интеллигенции в развитии просвещения в крае, вклад в экономическое и культурное развитие, а также рассмотреть политическую деятельность лидеров движения Алаш; определить роль движения Алаш в формировании национальной идеи современного Казахстана

Образовательная: сформировать знания о деятельностилидеров движения Алаш, научить составлять политический портрет, через анализ общественно-политической жизни страны сделать выводы о вкладе национальной интеллигенции в развитие страны;

Развивающая: совершенствовать коммуникативные навыки студентов, умения анализировать, делать выводы, продолжать развивать критическое мышление обучающихся, навыки работы по алгоритму в группах;

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за выдающихся личностей нашей страны, культуру межличностного общения, понимание политических, культурных процессов.

Планируемые результаты обучения:

Знания: знать биографию представителей национальной интеллигенции – участников и лидеров движения Алаш, вклад в экономическое, культурное, политическое развитие Казахстана,

Умения: уметь характеризовать экономическое и политическое положение Казахстана в начале XX века, составлять политический портрет видных политических и культурных деятелей, выявлять противоречия и проблемы, уметь их объяснять

Навыки: навыки групповой работы и оценочной деятельности,навыки логических операций через РКМЧП

Вид урока: комбинированный

Тип урока: групповая работа

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный

Технологии и стратегии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология группового обучения, проблемное обучение

Межпредметные связи: основы права, основы политологии и социологии, основы экономики, всемирная история

I. Организационно-мотивационный этап (15 мин)

1. Приветствие, отметка отсутствующих 5 мин

Студенты делятся на группы, вспоминают правила работы в группах, выбирают спикера

Демонстрация портретов А. Байтурсынова, М. Дулатова, А.Бокейханова, С. Торайгырова

Студенты должны сказать, что они уже знают об исторических личностях

Заполняют первый и второй столбец. По желанию три, четыре студента озвучивают записи.

Таким образом, студенты определяют тему, ставят перед собой цель.

1.Подготовка к активному усвоению материала. Просмотр видео (10 мин)

Что Вы узнали после просмотра видео? Какие чувства у Вас вызвало увиденное? Почему данная тема вызывает интерес современных историков, общественно-политических деятелей?

2.Работа по группам (15 мин)

Проанализировать политическое развитие Казахстана в заданный период. Выяснить, в какой политической обстановке начинает формироваться движение Алаш.

Составить схему, кластер по данному вопросу.

Изучить исторические документы в хрестоматии. Проанализировать с позиции юриста программу партии Алаш.

Изучить деятельность лидеров алашординского движения, составить политический портрет, сделать выводы о вкладе национальной интеллигенции в развитие края. Обратить внимание на роль наших земляков в движении Алаш.

Изучить исторический документ в хрестоматии. Определить эволюцию взглядов лидеров алашординского движения. Проанализировать пять принципов, лежащих в основе национальной идеи Казахстана, выделенные Президентом, Лидером нации Н. А. Назарбаевым. Сделать соответствующие выводы.

Спикер каждой группы оценивает работу каждого участника при обсуждении, составлении схем и т.д.

Разминка (5 мин)

Перед защитой работ каждой группы проводится разминка

Цель: обеспечить эмоциональную разгрузку студентов

Ход упражнения

Участники встают в круг.

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

Повторяют за преподавателем

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

3.Защита групповых работ (10 мин)

От каждой группы выступает спикер. В своем выступлении кратко резюмирует работу группы, знакомит с итогами.

III.Этап закрепления новых знаний. Рефлексия (15 мин)

Студенты каждой группы выбирают себе по одному вопросу на русском, казахском языках. Далее дают устные ответы на поставленные вопросы.

3.Какие решения были приняты на II Всеказахском съезде?

4.Как относились деятели Временного национального совета Алаш-Орды к идеям большевизма?

5.Назовите причины поражения правительства Алаш-орды.

8. Какие принципы, лежащие в основе национальной идеи Казахстана, выделяет Президент, Лидером нации Н. А. Назарбаев?

1.I Жалпықазақ құрылтайында қабылданған шешімдерді атаңдар.

2.Алашорда қайраткерлері большевиктердің саясатына қандай көзқараста болды?

3.Алашорда үкіметінің жеңіліске ұшырау себебі неде?

4.XX ғасыр басындағы Ресейдегі саяси жағдайлардың Қазақстанға тигізген әсерін атаңдар.

5.Алаш партиясы, оның саяси бағдарламасын талдаңдар.

6.Қазақ ұлттық интеллигенциясы қалай қалыптасты?

7.Интеллигенцияның саяси қызметі мен мақсатына сипаттама беріңдер.

2. Работа с терминами (3 мин)

Студенты в группе должны дать определение основным понятиям на русском, казахском, английском языках

Общественный деятель, қоғам қайраткер,public figure, social activist, public activist

Политическая партия, саяси партия, political party

Правительство, үкімет, government

Возврат к таблице, заполнение второго и третьего столбцов. Анализ. От каждой группы выступают 2-3 студента.

3.Итоги урока (10 мин)

Выводы. Оценивание(7 мин)

Определите роль движения Алаш в формировании национальной идеи современного Казахстана. Какой вклад внесли представители национальной интеллигенции в развитие нашей страны?

Выступление спикеров групп. Анализ проделанной работы. Комментарии преподавателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

план конспект по истории Казахстана 5 класс на тему: Движение Алаш. Казахская национальная интелегенция.

Предмет: Рассказы по Истории Казахстана

Тема урока: Движение Алаш. Казахская национальная интеллигенция

Образовательная: Сформировать исторические знания о роли национальной интеллигенции в создании казахского государства;.

Развивающая: Развить умения и навыки самостоятельной работы с получаемой информацией

Воспитательная: Воспитание в духе толерантности, уважения к культурному и историческому наследию нашего государства

Средства обучения: учебник, тетрадь, раздаточный материал, ПК(слайды)

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный (рассказ), наглядный (раздаточный материал)

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания.

III. Объяснение нового материала. Как мы отметили в предыдущем параграфе, в составе СССР Казахстан считался независимым государством, на самом же деле вся жизнь республики регулировалась указаниями центра (Москвы). Период от 1917 г. по 1991 г. являлся сложным и противоречивым в истории нашего народа.

Деятели движения предвидели, что в составе страны Советов Казахстан не станет полностью суверенным. Поэтому казахские лидеры старались наладить контакт с временным правительством.

С момента создания Алашорда испытывала давление со стороны Совеской власти. 1920 г. после окончания Гражданской войны Советское правительство распустило правительство Алашорды, а ее основатели быи подвергнуты гонениям.

соотнесите даты и события

V. Домашнее задание: §24 ст. 109-112, тесты, таблица, рабочая тетрадь.

Алашская идея и независимость Казахстана: уроки истории

Сегодня идет целенаправленная работа по возрождению исторического сознания общества. Только зная историю своего народа и страны, начинаешь понимать особую ценность Независимости.

Каждая земля, как известно, рождает своих великих сынов. Казахская степь также гордится славными героями, такими как Кенесары хан, батыры Срым, Исатай, Махамбет и многие другие. История казахского народа показывает, что борьба за свободу и независимость страны никогда не прекращалась. Не последнюю роль в этой многовековой борьбе сыграли и представители национальной интеллигенции рубежа XIX и ХХ столетий. Появление движения и первой политической партии Алаш, правительства Алаш Орда свидетельствовало о возросшей гражданской зрелости и высоком потенциале казахской политической элиты, способной решать судьбоносные вопросы будущего развития родного народа.

Деятели Алаш и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили фундамент казахской государственности. Сегодня мы, сами того не подозревая, живем в том государстве, границы которого в начале 1920-х годов были примерно очерчены участниками Алаш Орды. Алашские лидеры приняли активное участие в процессе национально-территориального размежевания Средней Азии и воссоединения казахских земель. Представители алашской интеллигенции А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, М. Шокай, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Ермеков, а также национал-коммунисты С. Ходжанов, Т. Рыскулов, С. Мендешев, С. Сейфуллин, С. Асфендияров, С. Садвокасов, Н. Нурмаков и другие прилагали все усилия для обеспечения целостности казахской территории.

Алашские деятели подняли национальное самосознание народа на государственный уровень. Партия Алаш стала первой политической организацией казахов, разработавшей комплекс мер для решения проблем общества того времени. Основной идеей алашординцев было единство народа, и этот лозунг актуален и по сей день.В чрезвычайно экстремальных условиях того времени алашординцы проявляли исключительную гибкость, в то же время они были принципиальными политиками. Основными целями движения Алаш являлись создание системы государственного самоуправления, отстаивание права народа на национальное самоопределение, модернизация казахского общества с использованием передового мирового опыта.

Как известно, история не дала партии Алаш, Алашской автономии и ее правительству Алаш Орде возможности осуществить свою программу создания и укрепления казахской государственности на основе единства всех слоев народа. Отвергая насилие, отрицая классовую природу государства, алашские деятели выступали против диктатуры одного класса в обществе. Непросвещенность масс, оторванность от центра политической борьбы, разрозненность и отсутствие четкой программы политической борьбы явились причиной поражения Алаш в политическом противостоянии большевикам.Вынужденные в сложившихся обстоятельствах победы советской власти признать ее, и приняв предложение большевиков о работе в государственном аппарате, бывшие деятели Алаш Орды стремились придать советской власти национальное содержание, приблизить к интересам коренного населения.

Деятели Алаш были высокообразованными людьми, истинными эрудитами, обладавшими глубокими познаниями в социально-гуманитарном и естественно-научном знании. Многие лидеры движения Алаш были не только правозащитниками, политическими и общественными деятелями, но и крупными просветителями, публицистами, издателями газет и журналов, мыслителями, поэтами, педагогами, авторами научных исследований, книг и учебников. Алашордынцы и близкие к ним по духу казахские интеллектуалы и творческие деятели, не были ограничены в своих национальных рамках, как раз, наоборот, - все они были людьми глубоко просвещенными и многогранно талантливыми, открытыми, чуждыми любой замкнутости.Ведь многие из них окончили передовые учебные заведения России, а также ряд из них – и зарубежные учебные заведения (Германии, Польши, Турции и др.). Они были непревзойденными публицистами, организовали выпуск ярких газет и журналов - печатных органов правительства Алаш Орды. Деятели Алаш были феноменами, рождающимися раз в столетие. Каждый из них был маяком, светочем для народа.

Оценивая недавнюю историю, нужно обязательно учитывать все противоречия советской эпохи с ее неоспоримыми завоеваниями и достижениями, победами и трагедиями, бесчеловечным попранием индивидуальных и коллективных прав. Борьба за социальное единство общества и утверждение новой идеологии сопровождалась подавлением национального самосознания и нивелированием самобытности национальной культуры. Казахские интеллектуалы многое сделали в изучении и пропаганде национальной истории, культуры и традиций народа. Однако всякие попытки использования естественного права ранее угнетенных народов на защиту национальных интересов воспринимались тоталитарным режимом как проявления буржуазного или местного национализма.

Мечты алашских лидеров сбылись. Идеи и идеалы, положения и принципы, выдвигавшиеся поколением казахской интеллигенции начала ХХ века, сохраняют свое значение и востребованы поныне. Успешно противостоять новым вызовам времени, в условиях внутренних и внешних угроз, кризиса ценностей цивилизации, отстоять интересы нации – обязанность нынешних поколений. И хотя каждое время ставит новые задачи, но идеи Алаш продолжают жить и вновь напоминают о себе в период кардинальных изменений в стране. Это: равноправие, общественное согласие и мир, культурный прогресс нации, меритократия, государтвенный язык, привлечение не только элиты, но и широких масс к делам управления государством. Алашскими лидерами на уровне передовых требований своей эпохи, европейских либерально-демократических ценностей выдвинуты принципы демократического, правового, светского, социального государства, идеи системы государственного управления и самоуправления, институтов президентства, парламентаризма, экономической, социальной и политической модернизации общества. В контексте своего времени они призывали к качественному обновлению нации, рывку к прогрессу. И сегодня востребованы такие же известные в истории честь и отвага поколения интеллигенции 20-30-х гг. прошлого века. Современное общество нуждается в новаторских идеях и мировоззренческих ориентирах, в лидерах, которые способны мыслить оригинально и действовать нестандартно.

Ныне, в условиях Независимости, мы наблюдаем преемственную взаимосвязь между идеями первых казахских интеллектуалов прошлого века и современностью. Стратегия национального прорыва продолжается в инициативах, идеях и деятельности Первого Президента независимого Казахстана и затрагивает все сферы общественной жизни, внутренней и внешней политики государства. В одном из своих выступлений Президент Н.А. Назарбаев, с начала 1990-х годов предложивший идею создания Центрально-азиатского союза, упомянул, что идею единства центральноазиатских государств впервые выдвигал Мустафа Шокай.Идея предков о единстве тюркских народов воплощается сегодня в деятельности Совета тюркоязычных государств, созданного в 2009 году.

Казахские интеллектуалы рубежа ХIХ-ХХ вв. были полиязычны. По словам внука Алимхана Ермекова - Олега Ермекова, его дед знал пять языков. Мустафа Шокай свободно владел наряду с русским еще и английским, французским, немецким, польским и турецким языками.

О наличии в истории такого опыта истинного служения народу непрестанно следует говорить молодому поколению. Чем дольше мы будем помнить об алашских деятелях, тем реже будем испытывать горечь разочарования в испытаниях на приверженность справедливости, состраданию и милосердию, способности каждого из нас проявлять личную ответственность за происходящее вокруг, противостоять лжи, мздоимству, не поддаться соблазну корыстного и алчного обогащения за счет окружающих.

Алашская идея, рожденная в начале ХХ в., продолжает служить интересам независимого Казахстана. Пройдет время, придут новые поколения, но и в последующие десятилетия и столетия достойное наследие общественной мысли и духовного опыта Алашской интеллигенции будет поддерживать казахстанский народ в потоке истории.

первый заместитель директора Института истории государства, доктор исторических наук.

Ключевые слова:


1. Движение Алаш. Возникновение алашского движения стало одним из главных этапов национально-освободительной борьбы казахского народа за возрождение традиции государственности. Лучшая часть казахского общества, представленная разными его слоями, сторонниками разных партий, объединилась вокруг алашской идеи.

Значительная часть ядра алашской интеллигенции получила образование в учебных заведениях Российской империи. Это обстоятельство сыграло важную роль в идейном и личностном становлении многих алашских лидеров. Обучение и работа в российских губерниях дали им огромный опыт политической борьбы. Будучи сторонниками тех или иных партий (эсеров, кадетов и т.д.), они пытались соединить казахский традиционализм с опытом западноевропейской демократии.

Продолжите мысль
Царская власть использовала казахскую интеллигенцию, получившую образование в России, в целях служения царизму. Но…

Активизация общественно-политической деятельности казахского народа проходила на фоне Первой русской революции 1905–1907 годов, а также Первой мировой войны, которой сопутствовали еще и две русские революции: Февральская и Октябрьская 1917 года. В эти годы во многих регионах Казахстана и на сопредельных территориях существовали социал-демократические организации (в городах Омске, Оренбурге, Уральске, Семипалатинске, Ташкенте и Петропавловске). Они также оказывали влияние на политизацию коренного населения. Жестоко подавляя революционное движение народов России, царизм использовал полицейский прессинг против демократической печати и деятельности лучших представителей народа, в том числе и казахского.

В декабре 1905 года в Уральске прошел съезд делегатов казахского населения пяти областей, где была предпринята попытка создать свою партию – Казахский филиал конституционно-демократической партии России. Она должна была отстаивать жизненные интересы казахского народа в рамках свобод, провозглашенных манифестом Николая II от 17 октября 1905 года.

В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся очередной съезд казахского населения. В мае того же года здесь было создано казахское бюро кадетской партии, которое приняло свою программу с важными дополнениями, отображавшими насущные проблемы коренного населения края: прекращение переселенческой политики; признание всех земель Степного края собственностью казахов; открытие национальных школ и т.д.

Выборы в Государственную думу Российской империи и поражение Первой русской революции помешали этим съездам завершить деятельность по созданию общенациональной казахской партии кадетского типа. Эта партия не имела солидной социальной опоры и своего печатного органа на казахском языке. Населению края, преимущественно скотоводам, цели и задачи этой партии были не понятны.

Вспомните
Какое влияние оказала Первая русская революция на казахский народ?

Благодаря начавшимся демократическим процессам усилилось петиционное движение, когда была предпринята попытка обобщить все проблемы населения и довести их до сведения высшего руководства империи. В 1906 – начале 1907 года благодаря политической активности алашской интеллигенции представители от казахского населения были допущены к работе Государственной думы Российской империи. Усилилась публикационная активность образованной части казахов на страницах российской либерально-демократической печати.

Но по реакционному закону от 3 июня 1907 года казахи потеряли свои избирательные права: им отказали в праве выдвигать своих представителей в состав Государственной думы. В этой связи алашское руководство во главе с А. Бокейханом стало взаимодействовать с представителями фракций мусульман и кадетов.

Массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат привели к революции 1917 года – свержению царизма и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную и исполнительную власть в России.

Победу Февральской революции лидеры казахского народа встречали с надеждой на освобождение от колониального гнета. Однако политический курс новой власти существенно не изменил положение народа. Временное правительство в основном продолжало политику царской власти, хотя были и позитивные изменения: возвращение на родину тыловиков, назначение из числа казахов областных комиссаров, отзыв из Казахстана царских карательных отрядов.

В этих условиях в Оренбурге в апреле 1917 года состоялся Тургайский областной казахский съезд, на котором было решено провести Первый Всеказахский съезд для выяснения и обсуждения наиболее острых нужд населения и его политического объединения. Безусловно, этот и предыдущие съезды имели важное идейное и организационное значение. Они во многом сумели обеспечить идейно-политическое становление национально-освободительного движения Алаш. Участники этого движения вели борьбу за общенациональные интересы. В то же время предоставляли возможность на началах западной демократии мирно проживать представителям других этносов, прибывших на территорию края в ходе военно-казачьей и мирной крестьянской колонизации. Алашское движение выступило в качестве объединяющей силы всего населения края.

Лидеры движения ставили цель добиться автономии мирным путем через активную политическую борьбу. Например, А. Бокейхан, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы были убежденными сторонниками последовательных и системных мирных реформ, революционные преобразования они считали весьма опасными и неэффективными.

1.JPG
2.JPG
3.JPG
4.JPG
5.JPG
6.JPG
7.JPG
8.JPG
9.JPG
10.JPG
11.JPG
12.JPG

онлайн мероприятие

онлайн мероприятие

онлайн мероприятие

онлайн мероприятие

Наши новинки или советуем почитать

Виртуалды Book-хит

Знакомтесь, новая книга!

Книжные новинки 2021 г.

Рекомендательный список литературы "Тем, кто принял огонь на себя посвящается. "

Интерактивный опрос

Данное мероприятие, способствует воспитанию патриотических чувств молодежи.

Читайте также: