Конспект урока синтаксическая синонимия 9 класс

Обновлено: 04.07.2024

Пунктуация сложноподчинённого предложения. Синтаксическая синонимия.

  • формировать умения находить придаточные определительные в составе сложноподчинённого предложения;
  • производить синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
  • различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;
  • правильно употреблять в речи данные виды предложений;
  • правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с придаточными определительными;
  • актуализировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;
  • развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Ход урока

1. “Верные и неверные утверждения” (индивидуальная работа).

(На каждой парте распечатка.)

  • Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные союзы.
  • Определение не отвечает на вопрос ЧЕЙ?
  • Предложение – это синтаксическая единица.
  • Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.
  • ОДНАКО – подчинительный союз.
  • Двусоставное предложение может быть определённо - личным.
  • В сложносочинённом предложении все предложения равноправны.
  • В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение.
  • Союзное слово не является членом предложения.
  • Придаточное предложение может стоять только после главного предложения.

- Прочитайте все верные утверждения.

- Все согласны с данными утверждениями?

- Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

- Все согласны с данными утверждениями?

- Какие выводы вы можете сделать на основе правки утверждений?

2. “Восстановление слепой схемы” (работа в парах).

(Схема записана на доске.)

- Обсудите в парах восстановленную схему. Озвучьте полученные результаты.

3. “Маркировка предложений” (индивидуальная работа).

- Запишите в тетради в строку следующие виды предложений: ПП, ССП, СПП, БСП.

  1. Всё кругом знакомо, ничто не изменилось.
  2. Грач относится к тем птицам, которые живут стаями.
  3. Безветрие, и всё небо залито ровной синевой.
  4. Это была настоящая борьба света и мглы, сопровождавшаяся оглушительной канонадой.
  5. Я поднял книгу, которая упала со стола.

- Какие номера соответствуют простым предложениям? Аргументируйте выбор.

- Какие номера соответствуют ССП? СПП? БСП? Аргументируйте выбор.

4. “Установи соответствия”.

(На партах распечатка частей текстов.)

- Соедините стрелками части рассыпанного текста.

Простые предложения - …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
Сложные предложения - … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
Сложносочинённые предложения - …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
Сложноподчинённые предложения - … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
Бессоюзные предложения - … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

- Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы?

5. “Парная мозговая атака” (работа в парах).

(На доске записаны примеры.)

(Не) пр.од.лимые пр.грады

Звон (не) см.лкающий (н.) на минуту нарушал (после) обеде.ый сон.

Ум одежда которая (н.) когда (н.) износ.тся.

- Спишите примеры, расставьте пропущенные знаки, вставьте пропущенные буквы.

- Составьте устно характеристику каждой синтаксической единицы.

- Сравните все примеры.

- Что общего вы обнаружили между данными примерами.

6. Определение темы урока. Целеполагание.

- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

- Что необходимо изучить по этой теме?

- Итак, тема нашего урока – спп с придаточными определительными.

7. “Инвентаризация знаний”.

- Какая информация имеется у вас по данной теме, какие ассоциации вызывает тема?

- Свои соображения запишите (индивидуально!) в тетради в столбик (2 минуты).

- Обсудите свои записи в парах, исправьте или добавьте информацию. Аргументируйте.

- Озвучьте полученную информацию. (Записываю сведения на доске.)

Определение – второстепенный член предложения.

Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ, ЧЕЙ.

Определение поясняет имя существительное.

Определение обозначает признак предмета.

Определение подчёркивается волнистой линией.

Определение бывает согласованным и несогласованным.

Эпитет – художественное определение.

Придаточное определительное отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ.

- Сверим информацию. (Если что-то подвергается сомнению, ставлю знак вопроса. Затем записи обсуждаются, “верное” остаётся, а “неверное” – перечёркивается. Аргументация при этом обязательна.)

8. Составьте кластер о СПП с придаточным определительным.

- Озвучьте свой кластер. Дополните его информацией, исправьте.

Стадия осмысления

1. Работа с информационным текстом (стр. 20, часть 1). Чтение методом инсерта.

- Прочитайте часть 1 статьи на странице 20 и заполните маркировочную таблицу:

ПО поясняет существительное.

Указательные слова служат для выделения определяемого существительного.

- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией?

- Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

2. Первичное закрепление материала.

- Анализ предложений упражнения 36.

- Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

- Укажите грамматические основы, части предложения, способы связи частей.

- Составьте схемы предложений.

- На какие вопросы вы получили ответы после выполнения этого упражнения?

- Чтобы ответить на вопрос, только ли значение признака имеет придаточное определительное, рассмотрим статью (распечатки статьи на каждой парте).

3. Работа со статьёй.

(Распечатки статьи на каждой парте.)

Дополнительные значения придаточных определительных

- Прочитайте самостоятельно статью и пополните записи в маркировочной таблице.

- На какие вопросы вы получили ответы?

- Какие новые значения придаточных определительных предложений вы увидели?

- Какое дополнительное значение вносит союзное слово КАКОЙ? (оттенок уподобления)

- Какое дополнительное значение вносит союзное слово ЧЕЙ? (оттенок принадлежности)

- Какое дополнительное значение вносят союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА? (пространственный оттенок значения)

- Какое дополнительное значение вносит союзное слово КОГДА? (времени)

- Какое дополнительное значение вносит союзное слово ЧТОБЫ? (целевой оттенок)

- Только ли союзными словами присоединяются придаточные определительные? (нет, также при помощи союзов СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО).

- Вернёмся к упражнению 36. Какие новые оттенки значения имеют придаточные определительные?

4. Первичная систематизация изученного.

- Что называется придаточным определительным? Сформулируйте общее правило.

- На какие вопросы оно отвечает?

- Что поясняет придаточное определительное?

- Средства связи придаточных определительных с главными предложениями?

- Дополнительные оттенки значения придаточных определительных?

- Место придаточного определительного в составе сложноподчинённого предложения?

5. Возвращение к кластеру.

- Дополните кластер новой информацией.

- Что вы уточнили, исправили, добавили?

Стадия рефлексии

1. Конструирование предложений.

- Составьте предложения по данным ниже схемам (схемы записаны на доске):

[ ук. сл. + сущ. ], (какой - = ).

[ ук. сл. + сущ.], ( куда = - ].

(Работает с учителем.)

- Выполним упражнение 39 (стр. 21).

- Выделенные распространённые определения замените придаточными определительными предложениями с союзным словом КОТОРЫЙ. Запишите исходные и полученные предложения.

- Составьте схемы сложных предложений.

- Прочитайте пары предложений со знаками препинания, дайте характеристику предложениям.

- Какое условие необходимо, чтобы в данных простых предложениях можно было поставить запятую? (Придать значение причины или уступки.)

- Что общего и отличного между ними?

(Оба предложения имеют определительное значение. Это синтаксические синонимы. Но в первом случае это простые предложения с необособленным определением, выраженным причастным оборотом. Во втором случае – СПП с придаточным определительным. Отличаются они оттенками значения: глагол в СПП усиливает значение действия, а причастный оборот – признак предмета. Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, а придаточные определительные – в разговорной. Известно, что И. С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом КОТОРЫЙ, избегая их.

- Проверим выполнение задания группой 1.

- Прочитаем предложение, соответствующее схеме № 1, 2, 3, 4. Дайте им полную характеристику.

- Какие дополнительные оттенки значения они имеют? Чем выражены эти оттенки?

2. Работа в группах.

(Задание выполняется на листах.)

Группа 1. - Прочитайте отрывки из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, расставьте пропущенные буквы и знаки. - Найдите придаточные определительные, выделите его скобками, укажите средство связи.

Онегин добрый мой пр.ятель
Р.дился на брегах Невы
Где может быть р.дились вы
Или бл.стали мой читат.ль…

У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше посп.шим на бал
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поск.кал.

И вы красотки молодые
Которых позднею порой
Унос.т дрожки удалые
По петербургской м.стовой.

И не попал он в цех задорный
Людей о коих не сужу.

- Определите стиль данных текстов. Обоснуйте свой выбор.

- Какие художественные средства использует автор?

- Какую роль играет использование неполногласного БРЕГ?

- Какие слова свидетельствуют о характере отношений между автором, героем и читателем?

- Объясните лексическое значение слова СТРЕМГЛАВ путём подбора синонимов.

- Объясните лексическое значение выражения в ямской карете.

- Объясните лексическое значение слова дрожки.

- Сделайте вывод о месте придаточного определительного в тексте, о способах связи и добавочных оттенках их значения.

- Отредактируйте текст, устранив назойливое повторение союзного слова который. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Только нужный предмет который использу.тся в практике получа.т наименование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб.рают у (не) съедобных же которые (ни) кто (не) берёт далеко (не) всегда есть название. Перевод гриба который ранее (не) употр.блялся в пищу в класс съедобных всегда связ.н с тем что он пр.обрета.т имя. Слово как будто прор.ста.т с позн.ва.мым предметом.

- Укажите в исправленном варианте придаточные определительные, способ связи.

- Как называются придаточные определительные и определения?

- К какому стилю относится текст. Аргументируйте свой выбор.

- Пользуясь толковым словарём, выясните значение указанных слов. Составьте сложноподчинённые предложения, объясняя значение данных слов.

- Прочитайте построенные предложения со знаками препинания. Укажите способ связи простых предложений в составе СПП.

- К какому стилю относятся эти предложения. Аргументируйте свой выбор.

4. Отчёт групп о проделанной работе.

(Другие группы следят за выполнением задания по листам, содержащим задания для всех групп.)

5. Составление сводной таблицы.

6. Возвращение к кластеру.

- Составьте связный рассказ о придаточных определительных предложениях.

7. Проверочная работа.

(Выполняется на листах.)

1 вариант.

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

Я пр_казал ехать на (не)знакомый предмет который тот(час) и стал подвига(т,ть)ся нам (на)встречу. Березки которые при нем только что были посаж.ны около забора выр.сли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Вновь я пос.тил тот уголок земли где я провел изгна(н,нн)иком два года (не)заметных. Я намерен был отправи(т,ть)ся на з_ре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать. Андрий поднял глаза и увид.л стоящую у окна такую красавицу какой еще (не) видывал отроду.

2 вариант.

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

За р.вниной тян.тся ч.рная пашня над которой пестрят не то грачи не то галки. На месте том где в гору подн.мае.тся дорога изрытая дождями три сосны стоят. Давно уже поспела полевая клубника лакомит.ся которой нам позв.ляли (в)доволь. Была та смутная пора когда Россия молодая в б.реньях силы напр.гая мужала с гением Петра. Уж проходят караваны через те скалы где носились лишь туманы да цари орлы.

Итоги урока. Домашнее задание

Знать определение СПП с придаточным определительным. Выписать из художественной литературы 10 СПП с придаточными определительными, имеющими различные средства связи.

ВложениеРазмер
sintaksicheskie_sinonimy.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Синтаксические синонимы сложносочинённых и бессоюзных предложений, их текстообразующая роль.

  1. Проверка д\з (карточки).
  2. Комментированное письмо у доски:

Безымянная улица, картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться, претворять мечту в жизнь, притворять дверь.

3. Составим схемы предложений.

1. Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

  1. Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начал расходиться.

(назвать вид сказуемого)

3. Стол и кровать стояли на прежних местах, но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение.

4. То скрипнет, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам.

5. Стрела выходит, взвилась – и падает казак с окровавленного кургана.

1. Лексические синонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению и по-разному звучащие:

- родина, отечество, отчизна;

- употреблять, применять, использовать.

2. Семантические синонимы- различаются оттенками значения:

- гиперболизировать, преувеличивать, утрировать;

3. Стилистические синонимы – имеют разную сферу употребления или различную стилистическую окраску:

- лоб (нейтр), чело (устар.);

- отрезать (нейтр.), оттяпать, отхватить (прост.);

- отрывок (нейтр), фрагмент (книж.).

4. Семантико-стилистические – различаются лексическими значениями и стилистической окраской.

- сердиться, злиться, беситься (разг.), серчать (прост.);

- поспешный, торопливый, скоропалительный (разг.).

Синонимы могут различаться лексической сочетаемостью.

Человек трудится (работает), машина работает (но не трудится).

Лексические антонимы – слова, противоположные по значению.

В антонимические отношения вступают только те слова, которые имеют оттенок качества – размер, цвет, вкус.

Синтаксические синонимы – взаимозаменяемые союзные и бессоюзные предложения.

Мы въехали в кусты, дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за сучки.

Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. Колёса начали задевать за сучки.

Принял присягу – покажи в бою отвагу.

Если принял присягу, то покажи в бою отвагу.

И видит враг: Москва идёт всем фронтом в наступление.

И видит враг, что Москва идёт всем фронтом в наступление.

Печален я: со мною друга нет.

Печален я, потому что со мною друга нет.

Я знаю, вы мне напишите.

Я знаю, что вы мне напишите.

Заменить бессоюзные предложения, сложноподчинёнными предложениями.

  1. Никогда не забывайте: театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. (что).
  2. Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем только тогда, когда его начинает не хватать. (а именно).
  3. Слово как подорожник: оно никуда не может пойти само, но его всюду приносят люди. (потому что).
  4. Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (когда).
  5. За всё браться – ничего не делать. (если).
  6. Рукам работа – душе праздник. (..а).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 9 классе : "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Урок был проведен в гимназии как открытый для учителей-словесников. Материал можно использовать для подготовки учащихся к сдаче ГИА.


Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения".


Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа.


Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные предложения"

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные предложения".

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.



План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ознакомить с понятием синтаксической синонимии; формировать умение использовать син­таксические синонимы при создании текстов; создать ситуацию, способствующую формированию учебной мотивации.

Эпиграф: Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимае­мое ими положение становится неприступным. Д. Максвелл

Организационный момент

Создание мотивации

Ответ: Когда проникшие в наш ум идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным. Первое сказуемое простое глагольное, второе — составное именное. Запятая между частями сложного предложения. Причастные обо­роты не выделяются запятыми, поскольку находятся перед определяемыми словами.

III. Проверка домашнего задания

— Назовите основные признаки текста. (Тематическое единство, развернутость, последова­тельность, связность, цельность, завершенность.) Назовите три типа речи. (Повествование, рассуждение, описание.) Какие вы знаете виды структурной связи предложений? (Цепная и па­раллельная) Назовите средства связи предложений. (Лексический повтор, синонимические за­мены, местоимения, наречия, союзы, однотипные синтаксические конструкции, порядок слов, однокоренные слова и др.) Что такое внутренняя и внешняя форма текста? (Внутренняя — со­держание, тема, авторский замысел; внешняя i— композиция, языковые средства.)

2. Проверка упражнения 24.

Автор использует следующие языковые средства для связи между частями: между первой и второй — наречие (оттуда) и лексический повтор (закат, заката), между второй и третьей — синонимическую замену (незадачливую летунью, одинокая ослабевшая птица), между третьей и четвертой — лексический повтор местоимения (они).

С севера дует порывистый ветер. Закат пылает, но по законам короткого зимнего дня он стремителен и прорывается сквозь гряду серых, расползающихся, как дым, облаков далеким ко­стром.

Оттуда, со стороны заката, вереница за вереницей летят стаи ворон, галок и грачей. Летят в города, пригородные леса и рощи на ночлег. Летят торопливо и без крика. А главное — летят так низко, что невольно кажется: вот-вот бросит какую-нибудь незадачливую летунью на дерево или на провода высоковольтной передачи.

Они летят не прямо, а все время лавируя в воздушных потоках, преодолевая свирепые ветра. Их бросает то вверх, то вниз, то заносит в сторону.

На какой-то миг небо пустеет, и только одинокая — из тех, что послабее, — птица догоняет свою стаю, с трудом, через силу машет крыльями. Потом вдруг снова как будто кто-то забросил сотню черных платков в вышину, а они затрепетали, замелькали перед глазами — на блёклом небе над белыми снегами (По В. Романенко).

4. Повторение понятия синонимии на основе ранее изученного. Что такое синонимы? (Синони­мы — это слова близкие или тождественные по значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы — слова одной части речи.)

1. Введение в тему. Совместное целеполагание.

Могут ли быть синонимичными словосочетания? Подберите синонимы к словосочетаниям малиновое варенье, ковер из шерсти и укажите виды подчинительной связи.

Ответ: малиновое варенье (согласование) — варенье из малины (управление), ковер из шерсти (управление) — шерстяной ковер (согласование).

2. Работа с учебником.

2.1. Упражнение 27

Прочитайте текст и ответьте, что такое синтаксическая синонимия. Запишите в тетради предложение: Синтаксическая синонимия объединяет конструкции, выражающие одну и ту же мысль.

Укажите стиль текста, тему и основную мысль. (Стиль научный. Тема: синтаксическая синонимия. Основная мысль заключена в последнем абзаце.) Определите средства связи пред­ложений в 5 и 6 абзацах. (5 абзац: лексический повтор простое предложение и союз однако, 6 абзац: лексические повторы сложноподчиненные предложения, предложения, речь.)

2.2. Упражнение 28. Ознакомление с таблицей. Сопоставление синонимичных предложений.
Ответы на вопросы упражнения.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа на доске и в тетрадях.

— Давайте вернемся к эпиграфу урока, словам Д. Максвелла. Охарактеризуем это предложе­ние по количеству основ.

Когда, проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, за­нимаемое ими положение становится неприступным. (Сложноподчиненное предложение.)

— Обращаясь при необходимости к таблице, которая дана в упражнении 28, давайте составим предложения, синонимичные высказыванию Д. Максвелла, и укажем способы выражения сино­нимии.

Идеи проникают в наш ум, объединяются в крепости разума и занимают неприступное по­ложение. (Простое осложненное предложение с однородными сказуемыми.)

Идеи, проникая в наш ум и объединяясь в крепости разума, занимают неприступное по­ложение. (Простое осложненное предложение с обособленными обстоятельствами, выраженными однородными деепричастными оборотами.)

Идеи, проникающие в наш ум, объединяются в крепости разума, занимающие неприступное положение. (Простое осложненное предложение с обособленными определениями, выраженными двумя причастными оборотами.)

Идеи, проникая в наш ум различными путями, объединяются в крепости разума, и занимае­мое ими положение становится неприступным. (Сложносочиненное предложение, первая часть которого осложнена обособленным обстоятельством.)

Идеи, проникающие в наш ум, объединяются в крепости разума — занимаемое ими. положение становится неприступным. (Бессоюзное сложное предложение, первая часть которого осложнена обособленным определением.)

— Скажите, о чем говорит существование различных синтаксических синонимических кон­струкций для выражения одного значения? (О синтаксическом богатстве языка.) Как можно использовать синтаксическую синонимию в речи? (Чтобы делать речь более выразительной, подбирать необходимую в данной речевой ситуации синтаксическую конструкцию, соответ­ствующую стилю и задаче речи)

2. Работа с учебником.

— Как вы считаете, всегда ли уместно передать содержание текста, заменив сложные предло­жения синонимичными простыми? Давайте проведем такой эксперимент, устно выполнив упраж­нение 30.

Вывод: не всегда преобразование сложного предложения в простое приводит к точному изложе­нию мысли, особенно если это касается научного стиля, в котором необходимо выразить причинно-следственные отношения и другие взаимосвязи.

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.

§ 4. Упражнение 31. Повторить стили речи и их признаки; правописание приставок пре-, при-.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

обучающие :

формировать знания о синтаксических синонимах, их роли в тексте;

формировать умения находить в тексте и самостоятельно подбирать синтаксические синонимы;

формировать умение производить синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

формировать умение правильно употреблять в письменной речи данные виды предложений;

формировать умение редактировать и составлять тексты.

развивающие :

развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;

развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, искать аналоги и другие варианты решения;

развивать монологическую речь

развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

воспитывающие :

создать условия для формирования уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, формировать уважение к родному краю.

Тип урока : урок усвоения новых знаний с элементами исследования.

Задача урока: обеспечить творческую учебную деятельность при получении и воспроизведении знаний.

Планируемые результаты:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять информационную переработку текста);

обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств.

Метапредметные:

умение создавать письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

соблюдение в практике речевого общения основных грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

овладение основными нормами русского литературного языка (грамматическими, орфографическими, пунктуационными);

проведение синтаксического анализа предложения;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

Оборудование урока:

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
(Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2014),

карточки с заданиями;

План этапов урока.
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний обучающихся. На мониторе термины: Синоним, синонимия, синтаксическая конструкция, синтаксическая синонимия, сходный…

(тождественный, близкий, одинаковый, параллельный).

Запишите получившиеся словосочетания.

(листок зеленого цвета, борщ из зелени, улица с зелеными растениями).

Учитель . Перед вами предложение. Хотели бы вы его отредактировать и почему?

Село, в котором я живу, славится развитым сельскохозяйственным предприятием, которое выпускает качественную продукцию. (Село, в котором я живу, славиться развитым сельскохозяйственным предприятием, выпускающим качественную продукцию).

Учитель. На чём построена синонимия этих предложений? (Придаточное определительное заменено причастным оборотом).

Учитель. Используйте возможные синонимичные синтаксические конструкции в предложении на карточке. Запишите составленные предложения.

Повторение изученного, которое началось в апреле , продлится до конца мая.

(Повторение изученного, начавшееся в апреле , продлится до конца мая.

Начавшись в апреле , повторение изученного продлится до конца мая.

Повторение изученного началось в апреле и продлится до конца мая).

3.Этап активного и сознательного восприятию нового материала.
Учитель. Объясните, почему автор использует простые предложения?

(Описание напряженного внутреннего состояния. Одна мысль быстро сменяется другой).

Я остановился. Под ногами дороги не оказалось. Солнце стремительно катилось к закату. Чувство беспомощности становилось нестерпимым. Что делать?

Продолжить текст, используя СПП с придаточными причины, цели, условия, уступки и др. Представьте себе, что вы спокойны и вам нужно найти решение выхода из этой ситуации.

Учитель. В каких предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом?

1. Ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремится неспокойное сердце!

2. Трудно забыть места, где прошло твое детство.

3. Я ждал с нетерпением встречи, которая состоялась этим летом.

4. Я жду с нетерпением встречи, которая состоится этим летом.

5. Я ждал с нетерпением той встречи, которая состоялась этим летом.

( Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если: в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.), если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражен о формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где ) .

Закрепление.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

обучающие :

  • формировать знания о синтаксических синонимах сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, их роли в тексте;
  • формировать умения находить в тексте и самостоятельно подбирать синтаксические синонимы;
  • формировать умение производить синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
  • формировать умение правильно употреблять в речи данные виды предложений;
  • формировать умение редактировать и составлять тексты.

развивающие :

  • развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
  • развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, искать аналоги и другие варианты решения;
  • развивать монологическую речь
  • развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

воспитывающие :

  • создать условия для формирования уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры

Задача урока: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Планируемые результаты:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять информационную переработку текста );
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств.

Метапредметные:

  • овладение основными нормами русского литературного языка (грамматическими, орфографическими, пунктуационными);
  • проведение синтаксического анализа предложения;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

2. Закончить высказывания:

Основные виды придаточных предложений___________

Вид придаточного предложения можно определить_____________________________________

Придаточные определительные отвечают на вопрос ____________, относятся к _________________________

Присоединяются к ________________________________


3.Выпишите из текста и укажите СПП с придаточным определительным
Работа с текстом.

Маша прошла несколько шагов с того места, где тропа огибала высокий осокорь, и остановилась.

По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл таким алым и влажным огнём, что даже ранний солнечный свет рядом казался холодным и бледным. Казалось, что цветы эти навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как яркое маленькое пламя.

Кое-где заросли шиповника прерывались, и в прогалинах цвёл стройными свечами синий шпорник. За ним в неслыханной густоте вздымалось разнотравье: красная и белая кашка, белоснежный поповник, дикая мальва с прозрачными на свету розовыми лепестками и сотни других цветов, чьи названия Маша не знала.

Перепела с треском вырывались из-под ног. Жаворонки подымались ввысь, но звон их почему-то не совпадал с тем местом, где они вились в небе, а казалось, что доносился с реки.


4. Преобразуйте и запишите СПП с придаточным определительным в простое предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

6. Домашнее задание: упражнение 115.


Затем вместе с учащимися определяется тема занятий – “Рецензия как жанр сочинения” - и формулируются цель и задачи урока.

Цель: написать рецензию на основе полученных знаний об особенностях этого жанра сочинения, используя образцы творческих работ по теме из различных источников информации.

  • познакомиться с определением жанра рецензии;
  • сопоставить рецензию с другими жанрами (эссе, аннотация, отзыв) и выявить особенности этого жанра сочинения;
  • научиться составлять план и писать по плану рецензию;
  • написать рецензию на одну из предложенных тем.


Оборудование: компьютер, учебник, слайды.

1. Составить и заполнить таблицу: отзыв, рецензия, эссе

Цель: познакомиться с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными.

Задачи:
-повторить признаки СПП с придаточными определительными
-познакомиться с особенности СПП с придаточными изъяснительными(строение, средства связи, положение в СПП)
совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные навыки
-продолжать учиться строить схемы СПП.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация.

1. В слове СПОСОБ все согласные глухие

2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.

3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.

4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
б) В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Назовите вид придаточного?

Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.
Проблемная ситуация: учащиеся е могут ответить, так как ещё не знакомы с этим видом придаточных.

2. Изучив параграф 23, ответить на вопросы:
- К чему относятся придаточные изъяснительные?

- Какие части речи выступают в качестве контактного слова?

- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

- С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?


3. Записать и составить опорную схему СПП с придаточным изъяснительным:
Я всегда думал, что нет худа без добра (из учебника).

4. Распределительный цифровой диктант.

5. Запишите и расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными:

  1. Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
  2. Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
  3. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

Читайте также: