Конспект проблемного урока по истории

Обновлено: 07.07.2024

Цель: развитие технологических умений педагогов.

1. Убедить в актуальности и целесообразности применения технологии проблемного обучения на современном уроке.

2. Оказать методическую и информационную поддержку в освоении методов использования технологии проблемного обучения в работе с документами на уроках истории.

3. Поупражнять в проектировании исторической гипотезы через проблему исследования на уроке.

Проектор, мультимедийная презентация, инструкционные карты, распечатка текста исторического документа, бэйджи, листы бумаги для записей, ручки, маркеры.

План проведения мастер-класса

1. Знакомство. Организационный момент. Деление на группы.

2. Презентация педагогического опыта (краткое обоснование основных идей и приемов технологии проблемного обучения : из опыта работы педагога).

3. Имитационная игра (демонстрация приемов эффективной работы со слушателями, выполнение слушателями роли учащихся и экспертов).

4. Моделирование (организация самостоятельной деятельности слушателей мастер-класса в малых группах и управление данной деятельностью).

5. Рефлексия (визуализация впечатлений на карте по результатам совместной деятельности).

Ход мастер-класса

Участники на бэйджах записывают свои имена. Деление на три группы по цвету карточек бэйджей (красный, зеленый, синий).

Приглашение занять свои рабочие места в группах, определение спикеров групп.

Погружение участников мастер-класса в ситуацию обучения :

Задание: Давайте на минуту представим, что бы произошло, если бы некий волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле. Придумайте и запишите как можно больше предположений и идей о том, что в этом случае произошло бы на нашей планете. Поместите их на дерево гипотез. Попробуйте выделить среди предложенного самые провокационные варианты. Озвучьте их.

Слушатели озвучивают выбранные ими варианты, ведущий комментирует их с точки зрения формулировки проблемы и сообщает цель и задачи предстоящего мастер-класса.

На слайде: понятия проблема, гипотеза, провокационная идея.

Блок 1. Погружение в опыт

Ведущий мастер-класса :

Главная задача каждого учителя сегодня – не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творчеству.

На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

В своей работе я использую такие педагогические технологии как : исследовательские, информационные, игровые, проектные, технологию проблемного обучения. Сегодня остановимся подробнее на использовании в работе с учащимися приемов технологии проблемного обучения.

Давайте вспомним, что в технологии проблемного обучения главное не просто поставить проблему, а найти оптимальные пути её решения. В этом процессе важно правильно выдвигать гипотезы – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий.

На слайде презентации:

Ведущий мастер-класса :

У педагогов, занимающихся проектной и научно-исследовательской деятельностью с учащимися, в том числе и у меня, довольно часто возникают трудности именно с правильным формулированием гипотезы. Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей). Моя задача сегодня: поделиться с вами опытом, как я учу учащихся строить предположения, формулировать гипотезу через проблему исследования. Я хочу показать вам разные способы формулирования гипотезы.

БЛОК 2. Имитационная игра

Ведущий мастер-класса :

В построении гипотез часто использую метод проблемных вопросов. Я предлагаю вам выполнить упражнение с использованием данного метода. Оно простое в выполнении, но не менее увлекательно и очень нравится детям.

На слайде презентации: Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы.

Ведущий мастер-класса :

При построении предположений, гипотез я предлагаю учащимся использовать следующие словесные конструкции : может быть; предположим, что. ; допустим; возможно; что, если. ; если., то. ; так, как. ; использование. позволит обеспечить.

Словесные конструкции появляются на слайде презентации

Ведущий мастер-класса : -Как вы думаете, как птицы узнают дорогу на юг?

Заполните интеллектуальную пирамиду ваших идей тремя предположениями по данному поводу. (Инструкционная карта 1)

Используем словесные конструкции, которые вы видите на слайде: они помогут вам сформулировать предположения.

Работа в группах. Озвучивание вариантов предположений.

-Предположим, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам.

-Может быть, птицы сверху видят растения: они указывают им направление полёта.

-Допустим, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

-Возможно, птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним.

-Может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой,

как в самолёте или на корабле.

Ведущий мастер-класса :

Послушайте, пожалуйста, мои варианты гипотезы по данному поводу:

-Птицы точно находят дорогу на юг, так как у них есть специальные датчики.

-Возможно, птицы точно находят дорогу на юг, так как они заранее договариваются между собой.

-Как Вы думаете, данные гипотезы могут существовать? Ответы.

Придумайте свою провокационную идею и впишите ее в инструкционную карту.

Ведущий мастер-класса :

На доске размещаем интеллектуальные пирамиды, заполненные педагогами.

Таким образом, используя метод проблемных вопросов, я предложила вам один из способов построения предположений и гипотез. Высказывая свою точку зрения, иногда из таких предположений, гипотез рождаются довольно интересные темы исследований. Так что возьмите это на заметку.

Давайте с вами обобщим полученные знания.

- Что заставляет появиться на свет гипотезу?

Ведущий мастер-класса :

Правильно, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это –проблема.

-А откуда берётся проблема?

- Проблема возникает, когда есть противоречие между необходимостью в некотором знании (и/или его использовании) и возможностями его (знания) получения /использования.

- Проблему исследования можно (и нужно) свести к конкретному вопросу (т. е. конкретизировать, ответ на который и позволит решить проблему исследования.

- Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

- Есть идея, есть проблема.

- Проблема - это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему - значит выйти на эту границу.

- Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы.

- Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения.

Ведущий мастер-класса :

Итак, решить проблему – значит получить новое знание. Вот поэтому, для того, чтобы мотивировать деятельность каждого учащегося к получению нового исторического знания, я использую проблемную ситуацию. И сейчас я предлагаю Вам попробовать решить проблему, связанную с выявлением причинно-следственных связей в истории державы Александра Македонского.

БЛОК 3. Проблемное обучение в работе с историческим документом

Ведущий мастер-класса :

Представьте, что Вы – юные историки-исследователи. Обратите, пожалуйста, внимание: на экране у нас появилась карта с изображением страны, мы видим, что это Македония.

В ходе занятия мы с Вами будем рассматривать причины возвышения Македонии и в конце занятия увидим, какую державу создал Филипп ІІ, отец Александра Македонского.

Представим, что мы можем влиять на ход событий и, если Вы получите удовлетворение от нашего занятия, то истина восторжествует; если Вы будете чем-то не удовлетворены в полной мере, то история Греции пойдет другим путем.

Ведущий мастер-класса :

Вы будете работать с инструкционными картами. Откройте, пожалуйста, инструкционную карту №2 (Приложение 2).

Ознакомьтесь с текстом.

«Размышляя наедине с собой об этом, я пришел к выводу, что Афины смогут сохранять состояние мира только в том случае, если крупнейшие государства решат, прекратив междоусобицы, перенести войну в Азию и если они пожелают добиться у варваров тех преимуществ, которые они сейчас стремятся получить у эллинов ….

А теперь перейду к самому предмету речи. Я хочу сказать, что необходимо, не забывая также о собственных интересах, попытаться примирить между собой государства аргосцев, лакедемонян, фиванцев и наше.

Если ты их сумеешь объединить в союз, то без труда приведёшь к согласию и другие. Ведь все они находятся в зависимости от упомянутых и при грозящей опасности обращаются к одному из них за помощью и получают ее там. Поэтому, если ты склонишь к благоразумию четыре только государства, то и остальные избавишь от многих бед.

В первом абзаце выделяем все вместе: прекратив междоусобицы, решат перенести войну.

Таким же образом попрошу 1 группу выделить ключевые слова во втором абзаце:

Не забывая о собственных интересах, примирить между собой государства.

2 группа - Вы выделяете ключевые слова в третьем абзаце:

Склонить к благоразумию четыре государства.

В четвертом абзаце ключевые слова выделяет 3 группа:

Возглавить войну, обязаны подчиниться.

Ведущий мастер-класса :

Итак, называем ключевые слова: прекратив междоусобицы, решат перенести войну, не забывая о собственных интересах, примирить между собой государства, склонить к благоразумию четыре государства, возглавить войну, обязаны подчиниться.

Используя ключевые слова, вы легко сможете сформулировать проблему.

Работа с группами участников:

Пожалуйста, сформулируйте Вашу проблему (все группы формулируют свою проблему).

Ведущий мастер-класса корректирует ошибки в формулировании проблемы, если они есть.

Ведущий мастер-класса :

А вот так сформулировали проблему учащиеся :

Государства, будучи раздробленными и ведя междоусобные войны, вынуждены подчиняться другим правителям. Поэтому нужно объединить все державы в одну под властью своего правителя путем войны.

Мы в начале занятия выяснили, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Чтобы лучше понять нашу гипотезу, проводим анализ проблемы :

ПРОБЛЕМА

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

(ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ, ЖЕЛАЕМАЯ СИТУАЦИЯ, УСЛОВИЯ)

Выделим составляющие проблемы : описание ситуации, желаемая ситуация и условия.

Ведущий мастер-класса :

Продолжаем работу с инструкционной картой №3.

Запишите, пожалуйста, составляющие проблемы :

1 группа: Вам нужно описать ситуацию.

2 группа: Запишите желаемую ситуацию.

3 группа: Найдите в проблеме условия, при которых возможен положительный результат.

Работа в группах.

Представители от каждой группы зачитывают составляющие проблемы :

1 группа. Описание ситуации: все государства вели междоусобные войны.

2 группа. Желаемая ситуация: добиться объединения.

3 группа. Условия: начать войну и объединить страну.

Ведущий мастер-класса :

Когда мы подходим к формулированию гипотезы, то я обычно использую формулу : «Если., то., которая описывает, как можно разрешить проблему.

Работа в группах. Выслушиваются варианты гипотезы.

Ведущий мастер-класса корректирует ошибки в формулировании гипотезы, если есть.

Ведущий мастер-класса :

А вот так сформулировали гипотезу учащиеся:

Если Филипп возглавит войну, объединив соседние народы, и перенесет военные действия в Азию, захватив большие территории, то сможет подчинить себе Элладу.

Таким образом, в ходе анализа уже имеющихся знаний и текста документа мы выдвинули гипотезу, нашли путь решения проблемы.

Сейчас я с вами попробовала отработать один из приемов построения гипотезы через проблему. Он один из самых трудных. Не у всех сразу получается формулировать гипотезу, но этому можно научиться, его нужно постоянно отрабатывать, и навык придет со временем.

Ведущий мастер-класса :

А сейчас я возвращаю вас к началу нашего занятия. Дайте, пожалуйста,

-С какой целью мы выделяли ключевые слова в тексте?

Ответ: Для того, чтобы обозначить проблему.

-Объясните, почему мы с вами выделяли составляющие проблемы?

Ответ: Чтобы легче было сформулировать гипотезу.

-Для чего мы сформулировали гипотезу?

Ответ: Предположили, за счет чего мы будем решать проблему.

-Какие методы мы использовали, решая проблему?

-Какими умениями прирастают учащиеся в процессе совместной работы над решением учебной проблемы?

Ответ: развитие критического мышления, поиск правильного ответа и самостоятельное решение проблемы, навыки исследовательской деятельности, развитие творческой деятельности.

Ведущий мастер-класса :

Спасибо за участие в мастер-классе и за то, что вы так высоко оценили наше занятие. Карта заполнена, а исторические факты не искажены. Я тоже получила большое удовлетворение от нашей с вами встречи.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов Проводя занятия по ОБЖ, я увидела необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект урока по истории России в 7 классе.

Цель урока: создать условия для совершенствования развития навыка анализа через формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, изучая народные выступления, происходившие в период правления Алексея Михайловича.

Задачи урока:

1.Научить получать, осмысливать, анализировать информацию, полученную из исторических источников

учебно – познавательную компетенцию (навыки поиска нужной информации в исторических документах и перевода её из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу; умения сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, используя элементы анализа исторической информации)

коммуникативную компетенцию (умение работать в парах)

информационно – коммуникативную компетенцию (умение формулировать и выражать свои мысли)

3. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны

Прогнозируемые результаты урока:

познавательный интерес к учебному материалу по теме и способам выполнения заданий

осмысление событий прошлого, их значимости

коммуникативная компетентность в общении со сверстниками в образовательной деятельности

уметь высказать свое мнение.

сформированность целеполагания в учебной деятельности

уметь выделять в тексте главное (причины, состав, итоги выступлений)

уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

уметь формулировать свое мнение;

систематизировать материал в виде сравнительной таблицы;

уметь решать проблемные вопросы

усвоить основы знаний о личностных характеристиках Алексея Михайловича; причинах и итогах народных выступлений в период его правления; установления самодержавия в Российском государстве

уметь систематизировать информацию из различных исторических источников, выделять основную;

применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;

освоить базовые понятия по теме (бунт, бунташный век, самодержавие)

уместное употребление данных понятий в адекватной ситуации

Используемые технологии:

Урок изучения нового материала

Оформление доски к уроку:

Оборудование:

Мультимедийный компьютер, электронная доска ,

учебник: Д анилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XIII вв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.-5 изд. – М.: Просвещение, 2013 .

Деятельность

Деятельность

Прогнозируемый

Формы, методы инновационных технологий

Организационно-мотивационный этап

Актуализация знаний учащихся по теме.

Организация учащихся на работу.

Эмоционально настраиваются на работу.

Выслушивают вопросы учителя и мотивируются на занятия.

Готовность учащихся к уроку.

Метод не оконченных предложений позволяет снять напряжение, создаёт атмосферу комфортности

Постановка задач (центрирование на ученике)

Определение целей урока учащимися

Организация учащихся на постановку задач.

Деятельность учащихся направлена на формирование задач в связи с предложенной темой.

Снятие психологического напряжения.

Учащиеся ставят цели.

Ставится проблемный вопрос

Ставит перед учащимися проблемный вопрос:

(работает с записью на доске)

Осмысливают проблемный вопрос

Решение проблемного вопроса в ходе урока

Технология проблемного обучения

1. Сформировать знания

о личности Алексея Михайловича;

2. Развить навыки

поиска и анализа информации из исторического источника.

3. Развить умение выражать свои мысли

Работа с портретом Алексея Михайловича

Задает вопрос для учащихся:

«Посмотрите на портрет Алексея Михайловича.

Отвечают на вопрос

Решение первой части проблемного вопроса

организация деятельности детей по самостоятельному добыванию знаний

1. Царь Алексей Михайлович

Организация самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебной проблемы (первой части)

Учитель выступает в роли модератора.

Учащиеся делают выводы, высказывают свои предположения

Технология проблемного обучения

Организация рефлексии с целью выхода на следующую проблемную ситуацию

Отвечают на вопрос

Выход на следующую проблемную ситуацию (вторая часть проблемного вопроса)

Метод непрерывного развития.

2. Народные движения в период правления Алексея Михайловича.

1. Организация самостоятельной частично – поисковой деятельности по изучению народных выступлений в период правления Алексея Михайловича

2. Продолжить ф ормировать и развивать навыки анализа исторического источника, поиска необходимой информации

и перевода её из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, сравнительной таблицы

3. Развить умение выражать свои мысли

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческим материалом

Учитель выступает в роли модератора.

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческим материалом о Соляном бунте.

1. Совершенствование навыка поиска информации в историческом источнике, его анализ

2. Выполнено задание по заполнению 1 части сравнительной таблицы

Элементы личностно-ориентирован-ной технологии и развивающего обучения.

Технология проблемного обучения

Проверка выполненного задания

Выслушивает ответы учащихся

Озвучивают найденную в источниках нужную информацию

Смена деятельности от умственной к созерцательной

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческими материалами

Учитель выступает в роли модератора.

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческим материалом о Медном бунте.

1. Совершенствование навыка поиска информации в историческом источнике, его анализ

2. Выполнено задание по заполнению 2 части сравнительной таблицы

Проверка выполненного задания

Выслушивает ответы учащихся

Озвучивают найденную в источниках нужную информацию

Смена деятельности от умственной к созерцательной

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческими материалами

Учитель выступает в роли модератора.

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческим материалом о восстании С. Разина.

1. Совершенствование навыка поиска информации в историческом источнике, его анализ

2. Выполнено задание по заполнению 3 части сравнительной таблицы

Проверка выполненного задания

Выслушивает ответы учащихся

Озвучивают найденную в источниках нужную информацию

Смена деятельности от умственной к созерцательной

Демонстрация видеосюжета арест и казнь

3. Анализ сравнительной таблицы

по критериям (находят общее и различное)

Выслушивает ответы учащихся.

Сравнивают восстания по критериям

Сделан анализ таблицы по критериям

Установление причинно – следственных связей

Задает вопросы, подводит учащихся

Делают выводы об изменении характера власти

Сделан вывод об установлении самодержавия в России

Найти доказательства вывода, сделанного учащимися

Работают со статьями Соборного уложения,

поиск аргументов для доказательства

При работе с документами найдены доказательства

Решение второй части проблемного вопроса

Подвожу к решению проблемного вопроса

Решают вторую часть проблемного вопроса

Заключительный

Подведение итога урока

Организация самоанализа деятельности

Определяют, достигнуты ли цели урока, приводят аргументы

Учащиеся сделали вывод о достижении своих целей в ходе урока

Организация проверки изученного на уроке

(блиц-опрос по изученной теме)

Отвечают на вопросы

Домашнее задание

Инструктаж домашнего задания

Озвучивает домашнее задание

Закрепление изученной темы дома

Технология уровней дифференциации

выполнение творческого задания

1. Найти произведения искусства, связанные с темой

2. Материал учебника § 8, страницы 67-74;

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 086 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.01.2017 1975
  • DOCX 39.9 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кабаева Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Приемы технологии проблемного обучения активизируют познавательную деятельность учащихся, эффективно включают их в образовательный процесс и позволяют осуществлять деятельностный подход на уроках истории. Применение технологии проблемного обучения возможно не только в старшей школе, но и гораздо раньше. Вашему вниманию предлагается открытый урок по истории России, разработанный и успешно проведенный в 7-м классе.

  1. познакомить учеников с содержанием реформ Петра I: государственной, социальной и церковной; достичь понимания их исторического значения;
  2. сформировать умение решать проблемную ситуацию; закрепить навыки работы с текстом учебника, умения давать аргументированную оценку и формулировать значение исторического события; делать выводы;
  3. способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории.

Литература: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI - XVIII век – М.: Просвещение, 2009.

Сопровождение урока: презентация (см. Приложение)

Конспект урока

1. Вводный этап (слайд 1)

Учитель: несколько уроков мы изучаем правление Петра I . Эпоха Петра привлекает внимание многих историков прошлого и современности. Они дают противоречивые оценки его реформам. Вот что писали видные русские историки XVIII века:

Наша задача понять, какая из данных оценок верна. Для этого мы продолжим изучение реформ Петра, выясним, что изменилось в управлении государством, в положении сословий и церкви.

Какие преобразования и важнейшие итоги политики Петра I вы знаете?

Ученики: Азовские походы, создание флота и завоевание Азова, Северная война, создание регулярной армии, завоевание выхода к Балтийскому морю, провозглашение России империей, рост ее международного авторитета.

2. Изучение нового материала

Учитель: теперь давайте выясним, каково содержание и значение реформ государственного управления и социальной сферы, поведенных Петром I. Поработаем группами и заполним таблицу (слайд 4)

Конспект урока на тему

Цель : сформировать у учащихся образное представление о первых русских князьях.

Задачи: воспитывать интерес к истории;

развивать логическое мышление, речь, любознательность;

умение работать по карте;

Оборудование: демонстрационное оборудование, презентация, справочная литература

I . Организация класса. Слайд 1

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок окружающего мира (из учебника истории выпадают карточки с именами первых русских князей)

Что это за карточки? (На доску прикрепляются карточки с именами)

- Давайте прочитаем имена.

-Как вы думаете, что они означают?

- Каким образом они связаны с нашим уроком? Хотите узнать?

2Обьявление темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с историей нашей Родины.

Тема урока: Первые русские князья.(записана на доске)

3.Введение в тему.

-Как ученые узнают о событиях, которые произошли много веков назад? (Находки археологов, остатки поселений, городов, оружие, монета, а также древние книги)

- Давайте закроем глаза и представим: Древняя Русь, монастырь, в монастыре сидит монах и ведет летопись.

(Инсценирование )

Учитель зажигает свечу, выходит ученик, переодетый в летописца.

Вея чистую быль от нелепиц,

Проходя между бездн и высот.

Летописец – старик, страстотерпец,

Страшный крест свой по жизни несет …

Монах. Еще одно последнее сказанье

И летопись окончена моя.

- Кто ее автор?(Она была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором)

Показать книгу. Я хочу показать современную версию этой летописи.

- Для чего нужна летопись? ( Из летописи мы узнаем все, что хранит память о прошлом)

- Посмотрите на карту. О чем она рассказывает? (О поселениях людей, линии и цвета показывают границы государства, кружками обозначены города, цветом обозначены реки, государства)

- Какие государства вы нашли? (Венгрия, Польша)

- Как вы думаете, зачем нужно государство? (Слайд о государств).

-Кто сегодня управляет нашим государством)?(Президент Д. А Медведев)

- Как вы думаете, кто в древности управлял государством?

- Кто такой князь? (Работа со словарем) (Слайд о князе)

IV . Изучение нового материала

Слайд 5 (карта Древней Руси)

- История русского государства насчитывает более 1000 лет.

Правления у славян не было, такого, как у нас теперь. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

- Мирно ли жили племена?

Было у отца два сына. Решили они поделить землю, их сыновья опять поделили землю и так далее. Что происходит?

(В летописи рассказывается следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них ссоры да драки, и решили выбрать себе князя , но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени послы и сказали таковы слова:

Монах . Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите к нам княжить и владеть нами.

И первым князем на Руси стал Рюрик.. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. По одной из версий от имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

- Итак, первым стал княжить Рюрик

2. Самостоятельная работа по учебнику

- Что вы узнали о князе Олеге? (слайд 8)

Многие поэты и писатели обращались к прошлому с описанием исторических событий. Одним из них был А. С. Пушкин.

- Каким вы представляете себе Олега?

- Сбылись ли слова кудесника, вы узнаете, прочитав это произведение. (Показ книги Пушкина)

- Каким вы представляете себе Олега? (слайд 9)

2. Прочитать рассказ о князе Игоре вслух.

Словарная работа: древляне, дань.( слайд 11). Попробуйте догадаться о значении слова полюдье.

- Как погиб Игорь?

Монах. В лето 946 года Ольга же устремилась с сыном к городу Искоростеню , так как именно те убили мужа ее. И стояла Ольга все лето и не могла взять города…

- Кто из вас знает, как отомстила Ольга за смерть своего мужа? Как вы думаете, почему княгиня Ольга так жестоко отомстила?

- Опишите, какой Святослав. (честный, преданный, мужественный, могучий богатырь, благородный, доблестный, храбрый) Подтвердите словами из текста.

Слайд 15 Битва с половцами

- Какие черты князя Святослава вы хотели воспитать в себе? (слайд16. Поражение Святослава)

Монах. Хочу испытать вас, ребята, запомнили ли вы деяния великих своих предков.

VI . Первичное закрепление с комментированием.

Кроссворд. Слайд 17

2. Первый русский князь, пригашенный новгородцами (Рюрик)

3.Князь, который отправился за данью в землю древлян, и там погиб.(Игорь)

4.Князь, захвативший власть в Новгороде после смерти Рюрика и отправившийся в Киев. Этот поход положил начало Древнерусского государства

5.Кто принял крещение в Византии и жестоко отомстил древлянам?

Монах. Я вижу, ребята, что писал летопись не зря. (Монах задувает свечу и уходит)

VII . Обобщение и закрепление.

Работа по тетради с.6 №6. Соедини имя князя и событие, связанное с ним.

Самопроверка. Слайд 18.

Погиб в бою с печенегами

Прибил щит на врата Царьграда

Собирал дань с древлян

Проверка выполненного задания.

VIII . Итог урока

Давайте вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. Что означают эти имена?

Давайте представим ленту времени и отметим, где место князей на ленте? До Рюрика было государство? А история? Значит в каком месте поместим Рюрика?

- Кто был следующий?

Заполнение ленты времени именами князей.

- На Святославе история закончилась?

- Представляете, сколько всего интересного нам предстоит узнать.

- Что вам было интересно на уроке? Где можно применить эти знания в жизни?

Давайте посчитаем, сколько вы заработали на уроке полосок?

IX . Домашнее задание. Слайд 19.

Прочитать в учебнике стр. 16,выполнить №10 в тетради. Отметить правильные утверждения

XI .Итог . Слайд 20.

Закончить урок я хотела бы словами А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Желаю вам быть любознательными в изучении истории.

Читайте также: