Конспект урока шукшин микроскоп

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1341 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Методическая разработка урока литературы

учитель русского языка и литературы

г. Корсакова, Сахалинской области.

Методические рекомендации по проведению урока.

Технологическая карта урока.

Список использованной литературы.

Учебник Литература: для 8 класса общеобразовательных учреждений учебник-хрестоматия в 2-х частях, авт. Беленький Г.И., Мнемозина, 2010

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности на уроке:

- составление сопоставительной характеристики героев

Методы обучения:

По источникам знаний:

По степени взаимодействия:

По характеру познавательной деятельности участия учителя и учащихся в учебном процессе:

По принципу расчленения и соединения знаний:

Цель урока: выявление художественной идеи рассказа; развитие навыка исследовательской работы с текстом, лексической работы; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова чудик.

-продолжить знакомство с писателем В.М. Шукшиным, с его удивительной прозой;

- совершенствовать умение анализа художественного произведения;

- продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения.

2.Развивающие:

- включать учащихся в творческий процесс постижения прозы В.М. Шукшина;

- развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, видеть художественную деталь;

3. Воспитывающие:

- содействовать воспитанию внимательного и заботливого отношения учащихся к окружающим людям.

Оборудование:

Экран, компьютер, мультимедийный проектор, портрет В.М. Шукшина, иллюстрации к рассказам, презентация, наглядный экспонат (микроскоп), учебникЛитература: для 8 класса общеобразовательных учреждений учебник-хрестоматия в 2-х частях, авт. Беленький Г.И., Мнемозина, 2010 .

Этапы урока:

Организационный момент. Слово учителя. Определение ключевой, яркой детали, стимулирующей интерес учащихся к изучению рассказа.

Беседа по рассказу.

Сопоставление поведения героев, их чувств, состояний.

Беседа с учащимися.

Заключительное слово учителя.

Рефлексия. Итог урока.

Выставление оценок. Домашнее задание.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. Определение ключевой, яркой детали, стимулирующей интерес учащихся к изучению рассказа.

Создать доброжелательную рабочую атмосферу в классе, обеспечить максимальное внимание учащихся

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе. Обеспечивает максимальное внимание учащихся через определение ключевой, яркой детали произведения.

Настраиваются на работу. Осмысливают роль ключевой детали.

2.Целеполагание и мотивация.

Мотивировать учащихся к определению цели урока.

Озвучивает тему урока.

Привлекает учащихся к постановке целей урока, создает условия для субъективного целеполагания.

Посмотрите на тему урока и сформулируйте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока.

Поиск ответа на эти вопросы и будет целью нашего урока.

Озвучивает эпиграф к уроку. (В конце урока мы вернемся к высказываниям, и я попрошу вас ответить на вопрос: Как связаны эти высказывания с содержанием рассказа?)

Записывают тему урока в конспект. Участвуют в целеполагании через формулирование вопросов.

3.Осознание и осмысление новой учебной информации.

Создать условия для нравственного развития учащихся, для развития умения вести

конструктивный диалог. Продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения.

сбора текстового материала.

Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, видеть художественную деталь.

Проводит словарную работу. Организует работу с текстом. Определяет композицию рассказа. Выстраивает работу с текстом в соответствии с композиционными частями произведения. Помогает выделить ключевые детали, посредством которых раскрывается авторский замысел. Оказывает помощь в осмыслении идейного содержания рассказа.

Объясняют лексическое значение слов. Выделяют ключевые эпизоды в рассказе. Работают с конспектом урока. Прослушивают аудиозапись начала рассказа в исполнении Михаила Ульянова. Осмысливают портрет героя. Выписывают ключевые детали, через которые раскрывается авторский замысел. Отвечают на поставленные учителем вопросы. Делают выводы по каждой части рассказа. Смотрят фрагмент из художественного фильма, делают свой вывод о том, какой эпизод представлен в данном отрывке. Сопоставляют поведение героев, их чувства. Определяют отношение автора к своему герою.

Рефлексия. Подведение итогов работы.

аргументировать своё мнение. Предоставить

определить своё отношение к героям рассказа.

Озвучивают эпиграф, объясняют смысл. Высказывают своё мнение, аргументируют.

Содействовать развитию умения анализировать свою

деятельность на уроке через разноуровневое домашнее задание.

Объявляет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Эпиграф к уроку:

Чудаки украшают мир.

… Человек без чудинки голый, жалкий.

Вступительное слово учителя. Определение ключевой, яркой детали, стимулирующей интерес учащихся к изучению рассказа.

Вам, конечно же, приходилось слышать имя Василия Шукшина, возможно, вы смотрели фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Сегодня нам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мас­тером короткого рассказа.

Формулировка темы урока, её осмысление; определение цели урока.

Да, ребята, сегодня на уроке мы с вами и поговорим о Человеке, его судьбе, его внутреннем мире, его переживаниях и радостях. У вас на партах лежат конспекты урока (см. приложение). Давайте запишем тему урока.

Словарная работа (слайд 2).

А теперь давайте познакомимся с лексическим толкованием слова "чудик" в различных словарях: например, В. Даля, С. Ожегова.

Словарь Ожегова С.И.

Чудик (прост.) – то же, что чудак.

Чудак – странный, чудной человек.

Чудной – странный, удивляющий своей необычностью.

Чудаковатый – чудной, со странностями человек.

Словарь В. И. Даля

Чудак - человек странный, своеобычный, делающий все не по-людски, а по-своему, вопреки общему мнению и обычаю. Чудаки не глядят на то, что-де люди скажут, а делают, что чтут полезным.

Работа с текстом.

2 ч. Покупка микроскопа. Преображение героя.

3 ч. Разрушение мечты).

Работа с 1 частью рассказа.

Мы прослушаем сейчас начало этого рассказа в исполнении актёра Михаила Ульянова. Я прошу вас открыть учебники на стр. 128 и читать текст вместе с актёром про себя. Наша задача – понять, каким предстаёт герой в начале рассказа, увидеть портрет главного героя, а ещё понять реакцию жены. Вы можете простым карандашом помечать те слова, что помогают нам это понять.

Прослушивание фонограммы.

Какой вывод о характере героя можно сделать, опираясь на эти примеры? (Несуразный, робкий деревенский мужичок).

Какое представление о характере героя, его положении в доме дает сцена семейного скандала? (Не является главой семьи, боится свою жену, мирится с унижением, оскорблением, оправдывается перед ней).

Вот так своеобразно строит повествование в рассказе Шукшин. Рассказ начинается без развёрнутого вступления. В нём нет экспозиции. Большую часть рассказа занимает диалог.

Работа над 2 частью рассказа.

Когда появляется у героя имя? Почему?

Как достаёт Андрей микроскоп? (долго распаковывал коробку… И, наконец, открыл. И выставил на стол … микроскоп).

Просмотр фрагмента из художественного фильма.

Наблюдения на стр. 132.

Как меняет главного героя покупка микроскопа? (Появляется смысл, увлечение, азарт; герой становится смелее, увереннее. Он любознательный, увлечённый человек. Его увлечённость заражает и сына-пятиклассника).

Работа над 3 частью рассказа.

Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да. Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего. На­до, конечно. (слайд 9)

- Кто прав, по-вашему, в конфликте героя с женой? А на чьей сто­роне ваши симпатии? Почему?

(Герой рассказа вызывает сочувствие, он стремится к знаниям, думает о продлении человеческой жиз­ни. Но по-своему права и Зоя, ведь из-за причуд отца дети лишаются самого необходимого.)

А как вам кажется, на чьей стороне симпатии автора? Является ли концовка истории с микроскопом одним из способов проявления отношения автора к персонажу?

Действительно, у Андрея отняли надежду. Микроскоп как бы явился символом другой жизни. Теперь у него не осталось ничего прекрасного, волнующего. Такая маленькая радость, как микроскоп, на самом деле была необходима человеку, уставшему от привычной и изрядно надоевшей суеты. Рассказ о чудаке Андрее может показаться смешным и забавным. Однако на самом деле в этом рассказе слышится непреодолимая грусть за человека, вынужденного мириться с серым будничным существованием.

Рефлексия.Итог урока.

Выставление оценок. Домашнее задание.

Домашнее задание(по выбору учащихся):

Написать письмо любимому герою рассказа В. М. Шукшина.

Сочинить стихотворение, посвящённое В.М. Шукшину или героям его рассказам.

Использованная литература.

УчебникЛитература: для 8 класса общеобразовательных учреждений учебник-хрестоматия в 2-х частях, авт. Беленький Г.И., Мнемозина, 2010

Чернов Ф. Радость и тревоги бытия. Уроки по творчеству В.М. Шукшина. Литература в школе. 1999 г., № 5.

Г.В. Кукуева. Деталь как признак речевого жанра очерка в малой прозе В.М. Шукшина. БГПУ.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. 1998 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:

- знакомство с многогранной личностью В. Шукши­на, с особенностями индивидуальной манеры;

- формирование нравственно-этических представлений.

Ход урока

Ι. C тадия вызова .

Сибирь в осеннем золоте,
В Москве - шум шин.
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвется в проводе:
- Шукшин: Шукшин: Шукшин…

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Он не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Сегодня, исследуя рассказ “Микроскоп”, мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.

ΙΙ. ТЕМА. Целеполагание.

1.Эпиграф:

Откуда берутся такие таланты ? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного.

- О каких людях идёт речь? Много ли их?

- Какое отношение имеет эпиграф к В.Шукшину?

(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)

2. Проблемные вопросы:

- В чём проявился талант писателя?

3. Слово о Василии Макаровиче Шукшине (1929 – 1974 г.г. )

- До обидного мало – 45 лет прожил В. М. Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. (Презентация, подготовленная учеником).

Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 г. от рук злых людей погибла корова Райка – горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила идти подростка в город. Сперва он пытался учиться на бухгалтера, потом – в автомобильном техникуме. Не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают

В поисках заработка переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и помощником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин сдаёт экстерном экзамены на аттестат зрелости. Некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив мамино благословление и деньги, вырученные за продажу коровы, отправляется в Москву – учиться дальше.

втиснуть. Он хотел говорить о людях. Хотел говорить правду.

Наверное, отсюда встречаются высказывания о том, что этот большой художник слова был злым в жизни. Эти суждения опровергаются его суждениями. Творец, несущий людям добро своим искусством, не может быть злым. Непримиримость к человеческому унижению, к хамству – отличительная черта его характера. В его художественных произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Василий Макарович – явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель…

Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съёмках очередного фильма…

Вопросы для закрепления:

- Многое ли ему довелось пережить в жизни?

- Шукшин любил свою родину, почему он удивлялся свой любви? (война, холод, голод, безотцовщина, тяжкий труд)

Шукшин - писатель, мас­тер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ — исповедь.

Словарная работа:

2. Выявление смыслового понимания текста.

- Каков сюжет рассказа?

- Какова тема? ( Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он з простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.)

3. Работа с текстом.

- Кто прав, по-вашему, в конфликте ? Только ли осуждения заслуживает Андрей Вырин? Почему? (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни, тем более он хочет возместить ущерб. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

- Почему изменился Андрей Вырин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние

героя после появления в доме микроскопа.

- Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

- Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

- Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

3) Сравнение героев рассказа.

- Как в диалоге проявляются особенности характеров героев? (Здесь автор показывает и невежество, душевную пустоту и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

- Почему Вырин не стал защищать своё открытие, а напился с Серегой?

- Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да. Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего. На­до, конечно.

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.)

4) Характеристика

- Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

Суть “праздника” героя

Чувства героя в минуты “праздника”

Последствия (минусы) для героя и окружающих

Последствия (плюсы) для героя и окружающих

Изменения внешности и речи героя в минуты этих праздников

Почему они это делают?

5) Язык героев. Не менее важна для писателя речь персонажей (предварительное задание: найдите в тексте просторечные слова).

6) Юмор. В рассказе немало смешного.(предварительное задание: приведите примеры).

Приёмы сатирического изображения

Эффект двойного разоблачения

Язык персонажей, воссоздающий особенности их

Емкость, многозначность слова

Особенности героев и манеры Шукшина. Вывод:

Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Приёмы сатирического изображения

Большую часть его рассказов занимает диалог.

- Что скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

IV . Объяснить мысль Шукшина: “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

- Главное качество, которое Шукшин ценил в человеке: помнить о добре и быть благодарным.

VI . Итог урока.

- В чём проявился талант писателя?

Вывод: Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

YII . Рефлексия (использование смайликов, как показателя уровня качества урока).

Резерв

- Кому из героев принадлежат эти слова?

«Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел ребенок

Учёные. У них микроскопы-то получше нашего –

все видят. И молчат. Не хотят расстраивать

Дело в том,…что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается,

«Пешком! Пешком – туда и назад, скважина! А где, так ищо

Работа в парах с текстами рассказов“Микроскоп” (отмечены детьми заранее)

Задание: На форматах А-3 записать выводы и наблюдения по тексту рассказов, заполнив листы.

VIII .Домашнее задание:

“ Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.

Особенности рассказов В. Шукшина

«Помню устные рассказы моей матери, – говорил Шукшин. – Помню, как мужики любили рассказывать всякие были и небылицы, когда случалась какая-то остановка в работе… Да и сейчас это искусство устного рассказа ещё живо в народе. В народе мастер устного рассказа всегда чувствовал прежде всего надобность в своем рассказе… Всегда в таких рассказах была цель, какая-то прямая жизненная необходимость… Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце слушателей. Утешить их, успокоить, чему-то научить, поделиться тем, что самого рассказчика волнует, из души рвётся.

Вот отсюда и возникла простая и доступная форма рассказа. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно всё поняли Тут – почему я и говорю искусство устного рассказа – всегда был свой неожиданный прием, свой особенный фокус. Народный рассказчик – это и драматург, и актёр, а вернее, целый театр в одном лице. Он и ситуации сочиняет, и проигрывает диалоги за всех действующих лиц, и комментирует действие… Но всё это богатство речи, выдумка, неожиданные приемы рассказа не были самоцельными… Главными оставался смысл рассказа, стремление через простое сказать очень многое, посильнее задеть слушателей за живое.

Шукшинское слово богато интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, выражая характер, весь духовный строй персонажей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Он не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Сегодня, исследуя рассказ “Микроскоп”, мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.

1.Эпиграф:

Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного.

- О каких людях идёт речь? Много ли их?

- Какое отношение имеет эпиграф к В.Шукшину?

(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)

2. Проблемные вопросы:

- В чём проявился талант писателя?

3. Слово о Василии Макаровиче Шукшине (1929 – 1974 г.г. )

- До обидного мало – 45 лет прожил В. М. Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. (Презентация, подготовленная учеником).

Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 г. от рук злых людей погибла корова Райка – горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила идти подростка в город. Сперва он пытался учиться на бухгалтера, потом – в автомобильном техникуме. Не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают

В поисках заработка переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и помощником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин сдаёт экстерном экзамены на аттестат зрелости. Некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив мамино благословление и деньги, вырученные за продажу коровы, отправляется в Москву – учиться дальше.

втиснуть. Он хотел говорить о людях. Хотел говорить правду.

Наверное, отсюда встречаются высказывания о том, что этот большой художник слова был злым в жизни. Эти суждения опровергаются его суждениями. Творец, несущий людям добро своим искусством, не может быть злым. Непримиримость к человеческому унижению, к хамству – отличительная черта его характера. В его художественных произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Василий Макарович – явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель…

Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съёмках очередного фильма…

Вопросы для закрепления:

- Многое ли ему довелось пережить в жизни?

- Шукшин любил свою родину, почему он удивлялся свой любви? (война, холод, голод, безотцовщина, тяжкий труд)

Шукшин - писатель, мас­тер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ — исповедь.

Словарная работа:

2. Выявление смыслового понимания текста.

- Каков сюжет рассказа?

- Какова тема? (Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он з простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.)

3. Работа с текстом.

- Кто прав, по-вашему, в конфликте ? Только ли осуждения заслуживает Андрей Вырин? Почему? (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни, тем более он хочет возместить ущерб. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

- Почему изменился Андрей Вырин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние

героя после появления в доме микроскопа.

- Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

- Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

- Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

3) Сравнение героев рассказа.

- Как в диалоге проявляются особенности характеров героев? (Здесь автор показывает и невежество, душевную пустоту и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

- Почему Вырин не стал защищать своё открытие, а напился с Серегой?

- Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да. Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего. На­до, конечно.

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.)

4) Характеристика

- Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

Суть “праздника” героя

Чувства героя в минуты “праздника”

Последствия (минусы) для героя и окружающих

Последствия (плюсы) для героя и окружающих

Изменения внешности и речи героя в минуты этих праздников

Почему они это делают?

5) Язык героев. Не менее важна для писателя речь персонажей (предварительное задание: найдите в тексте просторечные слова).

6) Юмор. В рассказе немало смешного.(предварительное задание: приведите примеры).

Приёмы сатирического изображения

Эффект двойного разоблачения

Язык персонажей, воссоздающий особенности их

Емкость, многозначность слова

Особенности героев и манеры Шукшина. Вывод:

Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Приёмы сатирического изображения

Большую часть его рассказов занимает диалог.

- Что скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

IV. Объяснить мысль Шукшина: “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

- Главное качество, которое Шукшин ценил в человеке: помнить о добре и быть благодарным.

Особенности рассказов В. Шукшина

«Помню устные рассказы моей матери, – говорил Шукшин. – Помню, как мужики любили рассказывать всякие были и небылицы, когда случалась какая-то остановка в работе… Да и сейчас это искусство устного рассказа ещё живо в народе. В народе мастер устного рассказа всегда чувствовал прежде всего надобность в своем рассказе… Всегда в таких рассказах была цель, какая-то прямая жизненная необходимость… Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце слушателей. Утешить их, успокоить, чему-то научить, поделиться тем, что самого рассказчика волнует, из души рвётся.

Вот отсюда и возникла простая и доступная форма рассказа. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно всё поняли Тут – почему я и говорю искусство устного рассказа – всегда был свой неожиданный прием, свой особенный фокус. Народный рассказчик – это и драматург, и актёр, а вернее, целый театр в одном лице. Он и ситуации сочиняет, и проигрывает диалоги за всех действующих лиц, и комментирует действие… Но всё это богатство речи, выдумка, неожиданные приемы рассказа не были самоцельными… Главными оставался смысл рассказа, стремление через простое сказать очень многое, посильнее задеть слушателей за живое.

Шукшинское слово богато интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, выражая характер, весь духовный строй персонажей.

VI. Итог урока.

- В чём проявился талант писателя?

Вывод: Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

YII. Рефлексия (использование смайликов, как показателя уровня качества урока).

- Кому из героев принадлежат эти слова?

«Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел ребенок

Учёные. У них микроскопы-то получше нашего –

все видят. И молчат. Не хотят расстраивать

Дело в том,…что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается,

«Пешком! Пешком – туда и назад, скважина! А где, так ищо

Работа в парах с текстами рассказов“Микроскоп” (отмечены детьми заранее)

Задание: На форматах А-3 записать выводы и наблюдения по тексту рассказов, заполнив листы.


    Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий


Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- знакомство с многогранной личностью В. Шукши­на, с особенностями индивидуальной манеры писателя

- формирование нравственно-этических представлений.

Ход урока

Ι. Активизация внимания.

Сибирь в осеннем золоте,
В Москве - шум шин.
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвется в проводе:
- Шукшин: Шукшин: Шукшин…

ΙI. Слово учителя

ΙΙI. ТЕМА

1.Эпиграф:

Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного.

- О каких людях идёт речь? Много ли их?

- Какое отношение имеет эпиграф к В.Шукшину?

(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)

2. Проблемные вопросы:

- В чём проявился талант писателя?

3. Слово о Василии Макаровиче Шукшине (1929 – 1974 г.г. )

- Многое ли ему довелось пережить в жизни?

- В. Шукшин любил свою родину, почему он удивлялся свой любви? (война, холод, голод, безотцовщина, тяжкий труд)

4. Грани таланта.

Шукшин - писатель, мас­тер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ — исповедь.

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.

3. Выразительное чтение

- Кто прав, по-вашему, в конфликте? Только ли осуждения заслуживает Андрей Вырин? Почему? (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни, тем более он хочет возместить ущерб. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

- Почему изменился Андрей Вырин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние

героя после появления в доме микроскопа.

- Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

- Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

- Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

4. Сравнение героев рассказа.

- Как в диалоге проявляются особенности характеров героев? (Здесь автор показывает и невежество, душевную пустоту и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

- Почему Вырин не стал защищать своё открытие, а напился с Серегой?

- Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да. Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего. На­до, конечно.

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.)

5. Характеристика

- Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

Суть “праздника” героя

Чувства героя в минуты “праздника”

Последствия (минусы) для героя и окружающих

Последствия (плюсы) для героя и окружающих

Изменения внешности и речи героя в минуты этих праздников

Почему они это делают?

6. Юмор. В рассказе немало смешного.(предварительное задание: приведите примеры).

Приёмы сатирического изображения

Примеры

Эффект двойного разоблачения

Язык персонажей, воссоздающий особенности их

Емкость, многозначность слова

Приёмы сатирического изображения

Большую часть его рассказов занимает диалог.

- Что скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

7. Язык героев. Не менее важна для писателя речь персонажей, она изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди. (предварительное задание: найдите в тексте просторечные слова).

8. Вывод об особенностях изображения героев.

Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

V. Итог урока.

Объяснить мысль Шукшина: “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

- Главное качество, которое Шукшин ценил в человеке: помнить о добре и быть благодарным.

- В чём проявился талант писателя?

Вывод: Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

Читайте также: