Конспект мастер класса по триз

Обновлено: 04.07.2024

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи: Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.

· Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

· Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми.

· Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование ТРИЗ-технологии

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.

Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.

- Какая же цель ТРИЗ?

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Игры ТРИЗ-технологии:

Для сплочения коллектива можно поиграть в групповую игру.

Цель: формирование умения выявлять признаки и функции объекта.

Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка, цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гитара, лодка, часы, лягушка, телевизор, перо, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик.

Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки.

3. Игра "Маша - Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам?

Я буду в роли Машей (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит):

Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.

2 вариант. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников.

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Цель: научить определять функциональное назначение объектов

Педагоги кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами :

словно чудо карусель,

Все дорожки замела.

Нам в подарок принесла…

И педагог называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Цель: Сформировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление у которых, определяются положительные и отрицательные свойства. Предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие. Картинка Весна — это: ХОРОШО: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д. ПЛОХО: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.

Цель : формировать понимание относительности количества. (Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку).

Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)

Одно ведро воды - для муравья?

Одно ведро воды - для слона?

Одно солнце в небе?

Один дом - для всех людей?

Одна нога у человека?

Одна ножка у гриба?

ИТОГ: В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей:

‒ снимается чувство скованности,

‒ развивается воображение, речевая и общая инициатива,

‒ повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

‒ ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.

Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Это педагогическое направление, цель которого - сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность.


Обратите, пожалуйста, внимание на эту картину. Сколько человеческих лиц вы сможете отыскать на ней? (стимулировать к ответу). Я думаю, не ошибусь, если скажу, что у автора этой картины нестандартное, творческое мышление. И если вам удалось разглядеть то, что спрятал художник, вы тоже не лишены нестандартности в мышлении.

Актуальность: Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Новизна: в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Создал эту удивительную технологию изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Приемы и методы ТРИЗ я использую для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника.

Используя в своей работе методику ТРИЗ я разработала :

-Картотеку игр и тренингов на формирование системного мышления для детей старшего дошкольного возраста.

-Дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей.

- Игровые пособия, которые применяю во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте), а также в режимных моментах.

Например: С помощью кругов Луллия и разнообразных картинок можно играть с детьми в различные игры. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

С чего начать? Для развития творческого воображения, внимания, сообразительности

Я предлагаю вам выполнить задания со счетными палочками.

1. Перед вами дом, выложите его из палочек.

2. Переложите 3 палочки так , чтобы домик повернулся в другую сторону.

Стрелками отмечены действия:
1 - Перекладываем горизонтальную палочку с правой стороны на левую.
2 и 3 - Поворачиваем наклонные палочки в другую сторону.



2. Из девяти спичек выложите фигуру, в которой можно насчитать 4 маленьких и один большой треугольник



Уберите 2 спички так, чтобы осталось только 2 треугольника.



Я думаю, что не вызывает сомнений то, что в процессе подобных игр у детей развивается творческое воображение.

Так же целесообразно использовать игры – головоломки.


1.

Мышка, цвето (у)к, баклажан – шкатулка


2.


3. белка

Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений, который называется "Тренажер ума”.

Системность и системный разбор.

1. Найдите лишнее слово в каждой строчке: Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги).

Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).

Дождь, снег, град, молния, изморось (общая подсистема-осадки)

2. Предлагаю систему, подберите слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.

А сейчас я приглашаю вас поиграть:

Материал : картинки с изображением человека, птиц, животных, растений, насекомых.

Ход игры: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок. Как по полю - полю, гость бежит (картинка с изображением человека), у ворот остановился и стучит. Кто в теремочке живет.

Никто ему не ответил, решил он в теремке поселиться. (На стол кладется круг с изображением человека).

Вот по полю, по полю звери бегут

У дверей остановились и стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, а вы кто?

Участники : Мы звери, можно мы с тобой жить будем?

Педагог: я вас пущу, если вы мне расскажите, чем вы звери на нас людей похожи?

Ответы: Мы дышим, растем, питаемся, у нас есть глаза и т.д

Педагог : проходите, пожалуйста (на стол кладется круг с изображением животных)

Вот к теремочку птицы летят

У дверей приземлились и стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, это мы – звери, а вы кто?

Участники: мы птицы, можно мы с вами жить будем?

Педагог : мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы птицы от зверей отличаетесь?

Ответы: тело птицы покрыто перьями, а звери шерстью. У птиц крылья, а у зверей лапы. У птиц — клюв, а у зверей клюва нет.)

Педагог : Заходите к нам (на стол выкладывается круг с изображением птиц)

Вот по полю, по полю насекомые летят

У дверей приземлились и стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, а вы кто?

Участники : мы насекомые, можно мы с вами жить будем?

Педагог : мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы насекомые на птиц похожи?

Ответы : насекомые могут летать и птицы тоже могут. У птиц и насекомых есть, голова, глава. У птиц птенцы из яиц появляются и у насекомых личинки из яиц появляются. Птицы и насекомые питаются растениями.

Педагог : проходите в наш теремок. (на стол выкладывается круг с изображением насекомых)

Вот в поле, в поле растения стоят

И своими ветками в окошечко стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, это – мы – насекомые, а вы кто?

Участники : мы растения, можно мы с вами жить будем?

Педагог : мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы растения от насекомых отличаетесь?

Ответы: насекомые могут передвигаться, а растения нет. Насекомые размножаются личинками, а растения – семенами и веточками. У растений есть корни, листья, а у насекомых их нет.)

Педагог: заходите в наш теремок (на стол выкладывается круг с изображением растений)

В нашем теремке все вместе, все объединились. Какой мы можем сделать вывод?

Ответы : в природе все взаимосвязано. Природу нужно любить, охранять и беречь.

В заключение я хочу сказать, что преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. В школах, на уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Участникам предлагается украсить лучиками то солнышко, со значением которого они согласны:

  • Информация интересная, масса впечатлений.
  • Интересно, но обременительно.
  • Бесполезно, безразлично.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте содержатся ТРИЗ метод "Морфологический ящик" который я применяю на разных уроках.

Мастер-класс

«Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ –педагогики, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ –педагогики, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Задачи мастер-класса:

1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования приемов ТРИЗ-педагогики.

2. Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса.

3. Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приемами ТРИЗ-педагогики.

План проведения мастер-класса:

1. Представление собственной системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии

2. Имитационная игра со слушателями, участниками мастер-класса. Моделирование приемов ТРИЗ-педагогики участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат информацию о ТРИЗ-технологиях, обсудят возможности их применений в процессе обучения.

Ход проведения мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный. (Приветствие выступающего, вступительное слово о себе)

2. Постановка проблемы.Презентация педагогического опыта педагога-мастера

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

Я считаю, что применение приёмов ТРИЗ-педагогики способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Что же это такое?

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит

Г. С. Альтшуллеру. Генрих СауловичАльтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), ученый, изобретатель, писатель.

Целью использования приемов ТРИЗ-педагогики в своей работе считаю развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне.

Приемы ТРИЗ – педагогики используются давно, но у меня сложилась своя система с использованием отдельных приемов этой технологии.

Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики, , которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества. Приёмы ТРИЗ позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный

Например, ведущим ( сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число 5.

Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают задавать вопросы:

Это число больше 6? Нет

Это число меньше 6? Да

Это число больше 3? Да

Это число больше 3 на 1? Нет

Это число меньше числа 6 на 1? Да

Такой прием можно использовать на всех предметах: математике, окружающем мире, литературном чтении, русском языке.

Ещё примеры. Загадано природное явление (Радуга)

Это бывает зимой? Нет.

Это бывает в теплое время года? Да

Это бывает летом? Да

Это связано с осадками? Да

Это бывает после дождя? Да

Имя сказочного героя

В лесах, в избушке –на – курьих ножках

Что умеет делать?

Летать на метле, летать в ступе, превращать

Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора

В каких сказках встречается?

Я пришла к выводу, что благодаря этому приёму, ребята делают свои первые шаги в исследовательской работе, и уже потом ребятам легко выбрать и тему, и определить цели своей работы, выдвинуть гипотезу, познакомиться с технологией написания исследовательской работы.

Практическая работа

У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их: Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ –педагогики, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ –педагогики, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Задачи мастер-класса:

1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования приемов ТРИЗ-педагогики.

2. Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса.

3. Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приемами ТРИЗ-педагогики.

План проведения мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

2. Представление собственной системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии

3. Имитационная игра со слушателями, участниками мастер-класса. Моделирование приемов ТРИЗ-педагогики участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат информацию о ТРИЗ-технологиях, обсудят возможности их применений в процессе обучения.

Ход проведения мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный. (Приветствие выступающего, вступительное слово о себе)

2. Постановка проблемы.Презентация педагогического опыта педагога-мастера

В современном обществе человеку необходимо уметь творчески применять те знания и умения, которыми он обладает; уметь преобразовать свою деятельность так, чтобы сделать ее более эффективной.

Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания лежит обучение мышлению".

А это, как мне кажется, отвечает и основному назначению ТРИЗ-педагогики.

Что же это такое?

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Генрих СауловичАльтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-теории решения изобретательских задач, ученый, изобретатель, писатель.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить, таким образом, ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

Продолжение

Вслед за этим она полезла в сумку и вытащила камешек. Но, прежде чем успели разглядеть его цвет, камешек выскользнул из руки у девушки. Он упал на землю, сплошь усеянную гравием, так что нельзя было установить, что за камешек она держала в руке. Несмотря на волнение, купеческая дочь с изысканной вежливостью обратилась к ростовщику:— Мне жаль, что я уронила камешек. Его теперь не отыскать. Остается одно. Посмотрим, какого цвета камешек у вас в сумке. Если белый, значит, мой был черным, и наоборот. Ростовщику ничего не оставалось, как вытащить из сумки камешек, который, естественно, был черным. Тем самым ростовщику пришлось признать, что купеческой дочери достался белый камешек. Итак, дочь с отцом были спасены. Смышленая дочь знала, что оба камешка в сумке ростовщика были черными и, значит, участь ее была предрешена. Она оказалась безучастным зрителем происходящего и ничего не могла поделать. Но благодаря уловке ей удалось перехватить инициативу и стать хозяйкой положения.

С помощью этой притчи мы сможем убедиться, что и мыслим мы тоже по-разному, у каждого будет свое мнение на сложившуюся ситуацию.
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать его творческое мышление, способность нестандартно мыслить.Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер). Поэтому основной задачей я ставлю обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и черезигры.тренинги.
Я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика

Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в начальной школе.

С некоторыми из них я вас познакомлю

Пришёл из актёрской среды.Ученик вживается в образ чего-либо, включает эмоциональное и личностное отношение

Представьте себе, что вы тетрадь аккуратного или наоборот небрежного ученика. Опишите как вы себя чувствуете в этой роли.

Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете?)

Прием используется на уроках литературного чтения при инсценировках, сочинениях от лица персонажа .

Метод суждения поиска посредством задавания вопросов.Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Например, задумано число 5.

Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают задавать вопросы:

Это число больше 6? Нет

Это число меньше 6? Да

Это число больше 3? Да

Это число больше 3 на 1? Нет

Это число меньше числа 6 на 1? Да

Такой прием можно использовать на всех предметах: математике, окружающем мире, литературном чтении, русском языке.

Отсроченная загадка

В начале урока даю загадку(удивительный факт).Отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.

Перепутанные логические цепочки

С целью овладения учащимися логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждений я предлагаю прием перепутанные логические цепочки. Он может применяться на любом из предметов и на любом этапе урока.

Устройства конструктора

Конструктор будет иметь вид(слайд)

Системный лифт представляет собой вертикаль многоэкранной схемы, позволяет отследить различные признаки.В процессе беседы приходим к выводу, что для удобства в многоэтажных домах нужен лифт. Объясняем что такое лифт и для чего он необходим, что в нем хорошо и что плохо

Эта модель строилась во время прохождения нового материала, добавляя каждый раз что-то новое, помогает актуализировать и систематизировать знания учащихся.

(Нор -норка-игривая норка.В клетке сидела игривая норка.Мы были на станции юннатов.В клетке сидела игривая норка.Нам хотелось её погладить)

При знакомстве с материками систематизировали свое место жительство:

Системный оператор

В нем система и ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.

Читайте также: